ВЕРБАЛИЗАЦИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ
1. Вообще – любое устное утверждение, высказывание. 2. Акт вербального самовыражения. Ср. с вокализацией.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ
1. Обозначение или передача словами какой-либо мысли, идеи. 2. Акт словесного выражения человеком своих состояний и свойств.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Вербализация
лат. verbum - слово) – 1. продуцирование звуков речи, слов с помощью артикуляционного аппарата; 2. представление мыслей и/или впечатлений в вербальной форме, их проговаривание.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ
verbalization) Процесс словесного выражения. Обычно - словотворчество для создания речевых оборотов или формулировок, однако иногда понимается как процесс превращения в слова зрительных образов или преобразования " СНОВИДЧЕСКОГО " мышления первичных процессов (см. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ ) в словесное мышление СОЗНАНИЯ . Психоанализ представляет собой попытку вербализовать невербализуемое; поскольку его содержание - БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ психическая деятельность - является невербальной по своей сути, то, следовательно, вербальные формулировки только искажают его. См. СЛОВЕСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ .

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Вербализация
В широком смысле это понятие означает вербальное (словесное) описание переживаний, чувств, мыслей, поведения. В специальной терминологии В. определяется как точное словесное описание психотерапевтом эмпатического понимания эмоционального содержания переживаний пациента. В. отличается от эмпатии более дифференцированной реакцией психотерапевта на высказывания пациентов, в которых лишь намечается эмоциональное или мотивационное содержание, а их значение пока неясно, неизвестно или малоосознаваемо пациентом. Важнейшим аспектом вербализации является сообщение психотерапевтом пациенту своего эмпатического понимания переживаний и поведения больного доступным последнему языком.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Вербализация
лат. verbalis - словесный) - словесное описание переживаний, чувств, мыслей, поведения. В специальной терминологии (Helm, 1978) В. - точное словесное описание психотерапевтического понимания переживаний клиента. Психотерапевт выделяет из высказываний клиента наиболее существенные на его взгляд аспекты переживаний, помогает ему прояснить их и вербализовать в приемлемой и ясной для него форме. В результате этого у пациента повышается самоэксплорация (степень активности, с к-рой он привносит в беседу свое поведение, эмоциональные переживания, свои размышления и выводы), благодаря чему он начинает адекватнее понимать себя, других, свою жизненную ситуацию, а также предпринимает попытки изменить поведение, О. с другими. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ
В широком смысле это понятие означает вербальное (словесное) описание переживаний, чувств, мыслей, поведения. В специальной терминологии (Helm J., 1978) В. определяется как точное словесное описание психотерапевтом эмпатического понимания эмоционального содержания переживания пациента.
В. отличается от эмпатии более дифференцированной реакцией психотерапевта на высказывания пациентов, в которых лишь намечается эмоциональное или мотивационное содержание, а их значение пока неясно, неизвестно или малоосознаваемо пациентом. Важнейшим аспектом В. является сообщение психотерапевтом пациенту своего эмпатического понимания переживаний и поведения больного доступным последнему языком. Качество и выраженность В. могут быть различными. При высокой степени В. психотерапевт эмпатически очень точно описывает эмоциональные стороны конкретного актуального переживания с позиций внутреннего мира пациента. Он способен различать в высказываниях больных экстернальное (внешнее) и интернальное (внутреннее) содержание. При низкой степени В. психотерапевт не выявляет личностно-эмоциональных аспектов в беседе, предпочитая делать замечания, давать советы и высказываться о внешней стороне проблем больного. Психотерапевту важно уметь выделять из интернального содержания высказывании наиболее существенные проблемные аспекты переживаний, помогать пациенту прояснить их и вербализовать в приемлемой и ясной для него форме. Благодаря такому поведению психотерапевта повышается самоэксплорация больного, под которой следует понимать степень активности, с которой он привносит в беседу свое собственное поведение и личные эмоциональные переживания, свои размышления и выводы. При высокой степени самоэксплорации пациент подробно излагает свои связанные с той или иной проблемой переживания, старается прояснить их и благодаря этому адекватнее понимает себя, других и жизненную ситуацию, а также предпринимает попытки изменить поведение, что способствует редукции невротической симптоматики.
Примерами низкой и высокой степени В. могут служить два следующих ответа психотерапевтов на одно и то же высказывание пациента. Пациент: "Я нахожусь в весьма трудной ситуации; собственно, я хочу разойтись с этой женщиной; когда же я хочу сказать ей об этом, мне становится жаль ее и я не могу этого сделать". Замечание при низкой степени В.: "Наверное, для вас обоих было бы лучше как можно быстрее выяснить отношения". При высокой степени В.: "Вы находитесь в состоянии душевного смятения - намереваетесь уйти, но из-за сострадания и нежелания сделать ей больно вы не можете вести себя как хотите, собираясь сказать ей о желании уйти".
Процесс В. имеет лечебный характер, так как формирование нового понимания у пациента само по себе приводит к изменению в прежней дезадаптивной системе представлений о себе и конфликтной ситуации. В условиях эмпатической коммуникации психотерапевт оказывает помощь пациенту посредством В., последовательно проникая в те сферы переживаний, о которых пациент прежде не мог высказаться. Скованность в эмоциональном реагировании и поведении больных часто проявляется в том, что они с трудом находят слова для выражения своих чувств, импульсов, оценок. Эмпатический подход психотерапевта с В. проблем пациента оказывает терапевтическое влияние не только на осознание этих проблем и формирование нового опыта, но и на ослабление дезадаптивной психологической защиты. Однако нередко психотерапевт эмпатически тонко понимает переживания больного, но не способен вербально передать это понимание в доступной для пациента форме.
Измерение степени В. осуществляется с помощью специально разработанных тестов, включающих фрагменты высказываний пациентов из психотерапевтических бесед. Опыт такого исследования (Ташлыков В. А., Фробург И., 1985) показал обоснованность использования при подготовке психотерапевтов тренинга практических навыков В., расширяющих их диапазон и способствующих гибкости психотерапевтического поведения.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
207.16 кб

Вербализация эмоций и опознание лицевой экспрессии в структуре общения подростков и юношей

Иванова Екатерина Сергеевна
В статье ставится вопрос о необходимости изучения субъективных критериев эффективности межличностного общения. Подчеркивается значимость общения для формирования личности в подростковом и раннем юношеском возрасте.
Читать PDF
244.33 кб

Вербализация эмоций и восприятие лицевой экспрессии учащимися начальной школы

Иванова Е.С.
В статье представлены данные лонгитюдного и срезового исследования взаимосвязи объема активного словаря эмоций и точности опознания лицевой экспрессии на примере учащихся начальной школы.
Читать PDF
516.42 кб

Вербализация эмоционального состояния страха в детской речи

Е. В. Галкина
В настоящей работе рассматривается появление и возрастная динамика способов выражения отдельных эмоций в речи русскоязычных детей раннего возраста.
Читать PDF
401.58 кб

«Новый патриотизм» и библиотека: виртуализация, визуализация, вербализация

Орлов Виктор Владимирович
В статье освещен новый подход к воспитательно-патриотической работе с молодежью -продвижение в социальных сетях, а также названы некоторые его характеристики.
Читать PDF
3.76 мб

Вербализация концепта«Промышленность» в массмедиа-дискурсе

Родина Валерия Владимировна
Автор статьи рассматривает концептуально-дискурсивный аспект проблемы информационного сопровождения промышленной политики.
Читать PDF
456.66 кб

Вербализация корпоративной инфографики

Оголь М.В.
Вербализация рассматривается как составляющая корпоративной инфографики. Визуальная информация характеризуется на уровне содержания и смысла. Текстовая на уровне адекватности визуальной.
Читать PDF
231.58 кб

Вербализация целей учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием новых информационных

Корчажкина Ольга Максимовна
Рассматривается эффективность обучения как показатель соответствия планируемых и достигнутых образовательных результатов, который выражается в терминах конкретных продуктов учебно-познавательной деятельности, получаемых в ходе вып
Читать PDF
378.25 кб

Уровни вербализации эмоционального опыта

Трунов Дмитрий Геннадьевич
Выделены и подробно описаны следующие уровни вербальной дифференциации эмоционального опыта: уровень алекситимии, уровень обобщенных оценок, уровень эмотивной лексики, уровень анализа состояния.
Читать PDF
136.42 кб

Изучение и оценка особенностей понимания, дифференцировки и вербализации эмоциональных реакций учащи

Верхотурова Наталья Юрьевна, Дмитриева Светлана Алексеевна
Статья посвящена изучению актуальной для современной теории и практики коррекционной психологии проблемы эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Читать PDF
132.19 кб

Коллективное и индивидуальное в русской вербализации эмоций

Колпащикова Ф. К.
Читать PDF
331.03 кб

Способность к вербализации негативных эмоций как фактор эмоциональной компетентности подростков с от

Королева Юлия Александровна
Понимание и вербализация эмоций как сложный когнитивно-перцептивный процесс приобретает особую значимость в подростковом возрасте в аспекте развития эмоциональной компетентности.
Читать PDF
16.41 мб

СРЕДСТВА ВЕРБАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В "ЗВЕЗДНОМ" ИНТЕРВЬЮ

Дубских Ангелина Ивановна, Бутова Анна Владимировна, Залавина Татьяна Юрьевна
Исследуется коммуникативный и прагматический потенциал самопрезентации личности, ее роль в общении. Большинство исследователей самопрезентации отмечают стремление человека к созданию положительного образа.
Читать PDF
1.07 мб

Изучение вербализации миграционных процессов ФРГ в немецких СМИ

Непорожняя Екатерина Павловна
Данная статья посвящена изучению процесса миграции на территории Федеративной Республики Германия в 2015-2016 гг.
Читать PDF
28.14 мб

Личностные характеристики и особенности вербализации эмоциональных состояний детьми с ювенильным рев

Дмитрачков В.В., Дмитрачкова О.В.
Читать PDF
159.22 кб

Типовые модели вербализации интенциональных смыслов и их учет при обучении иноязычной грамматике в о

Усенко И. Ю.
Использование разработанной модели вербализации интенций позволяет установить взаимосвязи между интенциональными значениями и разноуровневыми единицами языковой системы, что дает возможность более успешно соотнести грамматический

Похожие термины:

  • вербализация сознания

    процесс преобразования бессознательного психического, а также эмоционального, логически не оформленного содержания сознания в словесно-логические формы. Применительно к сознанию человека, его
  • Вербализация агрессии

    процесс или способ словесного выражения человеком агрессивных эмоций, являющийся своеобразным «переводом» первичных слабоосознаваемых или неосознаваемых реакций во вторичные, представленные