ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Индивидуальная психология
1. теория личности А.Адлера; 2. дифференциальная психология (психология отдельной личности).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
одна из трех основных психологических наук (стволов дерева психологической науки) наряду с общей психологией и социальной психологией. Предмет И.п.— психические явления, свойственные индивиду.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Исторически этот термин употреблялся как приблизительный синоним того, что теперь называется дифференциальной психологией. Сегодня он ассоциируется с теорией личности Альфреда Адлера; см. адлерианский.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Индивидуальная психология
Individual psychology). Теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки и стремятся к достижению жизненных целей.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
учение, согласно которому люди не являются жертвами прошлого опыта и их судьба однозначно не определяется тем, что было в прошлом. Человек может творить своё настоящее и будущее, самостоятельно устанавливая для себя цели жизни на любом её этапе.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

индивидуальная психология

одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности. Наибольшее распространение, особенно в области педагогики и психотерапии, и.п. получила в 20-е г. нашего века.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Индивидуальная психология
направление в психологической науке. Как понятие используется в трех смыслах: а) в конце 19 века этим термином обозначали направление в психологии, которое позже получило название дифференциальной психологии; б) исследования, направленные на всестороннее, углубленное изучение отдельных выдающихся личностей - ученых, писателей, композиторов, государственных деятелей и т.д.; в) одно из направлений глубинной психологии (см. глубинная психология), которая была основана А. Адлером (1870 - 1937) вследствие его критического пересмотра психоанализа 3. Фрейда. Исходным пунктом этого направления является положение об органической неполноценности некоторых индивидов, что субъективно переживается или как чувство (а при невротических обострениях - как комплекс) неполноценности.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направление в психологической науке. Как понятие И. п. используется в трех смыслах: а) в конце XIX в. этим термином обозначали направление в психологии, которое позже получило название дифференциальной психологии; б) исследования, направленные на всестороннее, углубленное изучение отдельных выдающихся личностей – ученых, писателей, композиторов, государственных деятелей и т. д.; в) одно из направлений глубинной психологии (см. Глубинная психология), которое было основано А. Адлером (1870–1937) вследствие его критического пересмотра психоанализа 3. Фрейда. Исходным пунктом этого направления является положение об органической неполноценности некоторых индивидов, что субъективно переживается ими как чувство (а при невротических обострениях – как комплекс) неполноценности. Эти чувства и состояния индивид стремится преодолеть с помощью разнообразных компенсаторных механизмов, что порождает стремление к личной власти, превосходству над другими. Задача психотерапии – помочь невротику. Психическое развитие рассматривается И. п. как реализация целей, заложенных в глубинах личности, структура которой закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», предопределяющего будущее поведение.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ІНДЫВІДУАЛЬНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / IN DI VIDUAL PSYCHOLOGY– направление в психологической науке. Как понятие И. п. используется в трех смыслах: 1) в конце XIX в. этим термином обозначали направление в психологии, которое позже получило название дифференциальной психологии; 2) исследования, направленные на всестороннее, углубленное изучение отдельных выдающихся личностей– ученых, писателей, композиторов, государственных деятелей и т. д.; 3) одно из направлений глубинной психологии и психотерапевтическая система, разработанные А. Адлером вследствие его критического пересмотра психоанализа 3. Фрейда. Исходные положения этого направления: основой характера является врожденное «социальное чувство», которое, однако, необходимо воспитывать, главную роль в поведении личности играет не бессознательное, а сознание, не биологические, а социальные мотивы, люди не пассивные носители прошлого опыта, а активные преобразователи своего настоящего, важную роль играют интеллект и осознание человеком собственных ценностей и идеалов. Центральным является положение об органической неполноценности некоторых индивидов, что субъективно переживается ими как чувство (при невротических обострениях– как комплекс) неполноценности. Эти чувства и состояния индивид стремится преодолеть с помощью разнообразных компенсаторных механизмов, что порождает стремление к личной власти, превосходству над другими. Психическое развитие рассматривается И. п. как реализация целей, заложенных в глубинах личности, структура которой закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», предопределяющего будущее поведение. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Индивидуальная психология
(от лат. individuum — «неделимое», греч. psyскё — «душа», logos — «учение») — одно из направлений психоанализа, обоснованное А. Адлером (1870—1937). Его основная задача — исследование целостности личности без членения на сознательное и бессознательное. Во всех личностных проявлениях ведущим признается такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни. Адлер подчеркивал, что основное в человеке — это не его природные инстинкты, а общественное чувство, которое было названо «чувством общности». Оно врожденное, но должно быть социально развито.
По мнению Адлера, детерминантой в развитии личности выступает стремление человека к превосходству. Однако оно не всегда может быть осуществлено, поэтому человек начинает переживать чувство своей неполноценности и стремится найти способы для его преодоления, прибегая к разным видам компенсации.
А. Адлер выделил три основные формы проявления компенсации:
Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.
Сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.
Уход в болезнь. В том случае, когда человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации «нормальными» способами, он «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.
Литература
Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии (30—60-е гг. XX в.). Тексты. М., 1986.
Бундулс Я. «Индивидуальная психология» Альфреда Адлера // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 133—139.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. individual psychology) - направление глубинной психологии, основанное и разработанное А. Адлером после его разрыва с фрейдизмом. Название "И. п." происходит от лат. individuum (неделимый) и выражает идею целостности психической жизни личности, в частности отсутствия границ и антагонизмов между сознанием и бессознательным. Через все проявления любой личности красной нитью проходит ее жизненная линия, направленная на реализацию жизненной цели (в более поздних работах - смысла жизни). Целью и смыслом жизни структурируется единый присущий личности жизненный стиль. Цель, смысл и стиль жизни личности складываются у ребенка в первые 3-5 лет и обусловлены г. о. условиями семейного воспитания.
В качестве движущих сил развития личности И. п. первоначально рассматривала желание компенсировать возникающее в раннем детстве чувство неполноценности (см. Комплексы неполноценности и превосходства), принимавшее форму стремления к власти, могуществу. Позднее стремление к преодолению внешних обстоятельств, к успеху перестало трактоваться как следствие первичной неполноценности. Второй движущей силой развития в И. п. выступает социальный интерес (или чувство общности) - стремление сотрудничать с др. людьми для достижения общих целей. Социальный интерес имеет врожденные задатки, но окончательно формируется лишь в ходе воспитания. Недоразвитие социального интереса становится причиной преступности, наркомании, неврозов, психозов и др. социальных и психопатологических отклонений. И. п. внесла большой вклад в психологию семейных отношений, педагогическую и клиническую психологию. Последователи И. п. в Западной Европе и в США объединены в ассоциации И. п., существуют институты И. п. и журналы И. п. на нем. и англ. языках. (Д. А. Леонтьев.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(А.Адлер)
Основные принципы И. п. - целостность психической жизни личн., стремление к превосходству как осн. мотивационная сила в жизни личн., а также социальная принадлежность человека.
Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собств. недостаточности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Стиль жизни личн. складывается у ребенка в первые четыре-пять лет жизни и наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех осн. жизн. задач: профессиональной, сотрудничества и любви. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности - преувеличение собств. слабости и несостоятельности.
Второй движущей силой развития личн. явл. социальный интерес, определяемый Адлером как стремление к сотрудничеству с др. людьми для достижения общих целей. Социальный интерес имеет врожденные задатки, но окончательно формируется в ходе воспитания. С т. з. Адлера, степень выраженности социального интереса явл. показателем психического здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и др. социальных и психопатологич. отклонений.
Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень активности личн. при решении гл. жизн. задач, Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально полезный.
Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального интереса. В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать жизн. потенциал. Достигаются эти терапевтич. цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие социального интереса.
Осн. методы И. п. - интервью и анализ ранних детских воспоминаний.

Источник: Горностай П.П., Титаренко Т.М., Грабская И.А. Психология личности: Словарь-справочник. 2001

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
термин ввел в теорию А. Адлер (см. его раб. «Индивидуальная психология»), ученик З. Фрейда после того как принципиально разошелся во взглядах со своим учителем на проблемы-задачи психологии и психоанализа; И.п. отражает концепцию целостной психоэволюции-психоэкзистенции-психобытия индивида и отсутствие каких-либо противоречий между актами его сознания и сферой бессознательного, через всю личность и его Эго, по Адлеру и его стор., проходит онтологическо-жизненная линия, сынтенционированная на реализацию личностно-значимой цели или же, пользуясь термином некот. стор. этого направления, рационального смысла жизни; целью-самоцелью смысла жизни, конституируется-формируется присущий самому индивиду онтологическо-житейский стиль его поведения, связанный с имманентно-структурными актами его сознательно-бессознательных ассоциаций, процессов; иссл. придерживающиеся тенденций этого направления считают, что цели, смыслы и стиль поведения, стиль жизни и стилистика ментальности личности складывается, например, у ребенка, в первые четыре — семь лет и детерминируется моделями, условиями семейно-воспитательного порядка, в контексте взаимоотношений ребенок + взрослый: коррелят сын, дочь + отец, мать или же ребенок + наставник-учитель; стор. этих концепций считают, что для движущихся сил развития личности на определенном этапе у индивида появляется желания компенсировать врожденное чувство неполноценности, заменив его формами стремления к власти, авторитарности, агрессии; еще одной составляющей эволюции личности, по их мнению, является социоинтерес или же чувство общности-солидарности, стремление субъекта сотрудничать-солидаризироваться-идентифицироваться с другими субъектами для достижения общезначимых целей; сам социоинтерес, согласно критериев стор И.п., имеет мультиматрицы врожденных задатков, но окончательно лишь может формироваться в процессе обучения и воспитания, тогда как регрессивные факторы социоинтереса и являются часто, как полагают они, причинами-каузальностями психоаббераций, наркомании, алкоголизма, неврозов, шизофрении, причинами преступных акций со стороны субъекта с недоразвито-деструктивным-аномальным социоинтересом; идеи-концепции методики И.п. внесли большой вклад в изучение семейно-онтологических конфликтов, в проблемы воспитания, в модификацию психотерапевтических методов; задача, например, психотерапевта помочь клиенту-реципиенту осознать, что его цели-мотивы-задачи иррациональны, не сличаются с реальностью, неадекватны ей, с целью, чтобы его стремление компенсировать свою неполноценность, преобразовывалось, находило выход в тех или иных креативно-деятельных актах и имело по своей специфике нормативно-цченностиую ментально-поведенческую интенциональность.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
направление в психологии (также в психологии глубинной), социологии и психоанализе, выражающее идеи и теории А. Адлера и его последователей. Относительно психоанализа выступает как реформистское направление. В названии этого направления, производного от латинского individuum, что означает "неделимое", выражается его кредо - исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное.
Центральная идея - о бессознательном стремлении человека к совершенству. Согласно Адлеру, это стремление определяется исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и потребностью его компенсировать.
Во всех проявлениях личности ведущим считается такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни. Психология индивидуальная исходит из того, что структура личности - индивидуальность - ребенка закладывается в раннем детстве (до пяти лет) в виде особого "стиля жизни", который предопределяет все последующее развитие психическое. Ребенок из-за неразвитости телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Как цель, так и стиль жизни тесно связаны с условиями семейного воспитания. Когда цели реалистичны, личность развивается нормально; когда фиктивны - становится невротичной и асоциальной.
В возрасте раннем возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности (-> комплекс), который вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения/Задача психотерапии - помочь невротическому субъекту (-> невротизм) осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, чтобы его стремление компенсировать неполноценность нашло выход в творческих актах.
Переживание неполноценности, помимо переживания реальных недостатков, естественно оттого, что ребенок видит окружающих более сильными, умными и умелыми, чем он сам. Эти переживания могут усугубляться от недемократических отношений ребенка с родителями и братьями-сестрами. Опыт взаимоотношений, получаемый до пятилетнего возраста, решающ для развития характера, и именно этот период определяет характер человека.
Первоначально А. Адлер считал, что компенсация чувства неполноценности должна идти по линии самоутверждения, удовлетворения "воли к власти"; но впоследствии он говорил о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. Движущей силой развития выступает социальный интерес - как стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. При его недоразвитии возможны проявления преступности, наркомании, психопатологических отклонений; есть два пути:
1) конструктивный - в виде деятельности во благо другим и в сотрудничестве с ними;
2) деструктивный - за счет унижения и эксплуатации других.
Выбор пути зависит от развития и сохранности социального интереса - чувства сопричастности человечеству, готовности сотрудничать. Оно, видимо, врожденно, но само по себе слишком слабо и в неблагоприятных условиях приглушается или извращается - в силу переживаемого в детстве отвержения, агрессии со стороны близких, или же, напротив, в силу избалованности, когда нет нужды заботиться о сотрудничестве. В первом случае человек как бы мстит человечеству, во втором - требует от него привычного отношения; так или иначе он оказывается в положении берущего, а не дающего. Именно это - ключевой момент терапии: такой человек существует как бы в условном мире, где он не обнаруживает своей неполноценности, замаскированной позицией псевдосильного - берущего; но это не снижает тревожности, ибо переживание неполноценности сохраняется в неосознаваемом виде. И задача терапевта - восстановить реалистические отношения клиента с миром, раскрыть его навстречу людям.
Идея А. Адлера о важности чувства безопасности в развитии ребенка стала одной из главных в ряде психотерапевтических направлений, основанных на психоанализе и психологии гуманистической. ;
Важнейшие результаты психологии индивидуальной - это:
1) развитие концепции комплексов;
2) разработка понятия и теории комплекса неполноценности;
3) создание концепций компенсации и сверхкомпенсации, исследование действия этих механизмов;
4) разработка проблем личности, поведения, стиля жизненного, творчества, сновидений, неврозов и пр.
Идеи психологии индивидуальной получили на Западе распространение не только в психологии личности, но и в психологии социальной, где они использовались в групповых методах терапии (-> психотерапия групповая). Она оказала влияние и на сторонников неофрейдизма.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Созданная Альфредом Адлером (Adler А.), И. п. явилась крупным шагом вперед в понимании человека, неповторимости его уникального жизненного пути. Именно И. п. предвосхитила многие положения гуманистической психологии, экзистенциализма, гештальт-терапии и др.
И. п. включает в себя такие понятия, как: жизненные цели, стиль жизни, схема апперцепции, чувство общественного (Gemeinschaftsgefuhl) и связанная с ним потребность в социальной кооперации, самость. Адлер полагал, что жизненные цели, мотивирующие поведение человека в настоящем, ориентирующие его на развитие и достижение исполнения желаний в будущем, коренятся в его прошлом опыте, а в настоящем поддерживаются актуализацией чувства опасности, незащищенности. Жизненная цель каждого индивидуума складывается из его личного опыта, ценностей, отношений, особенностей самой личности. Многие жизненные цели сформировались еще в раннем детстве и остаются до поры до времени неосознанными. Сам Адлер считал, что на его выбор профессии врача повлияли частые болезни в детстве и связанный с ними страх смерти.
Жизненные цели служат индивидууму для защиты против чувства беспомощности, средством соединения совершенного и могущественного будущего с тревожным и неопределенным настоящим. При выраженности чувства неполноценности, столь характерного для больных неврозами в понимании Адлера, жизненные цели могут приобретать преувеличенный, нереалистический характер (автором открыты механизмы компенсации и гиперкомпенсации). У больного неврозами часто наблюдается весьма значительное расхождение между сознательными и неосознаваемыми целями, в результате чего он игнорирует возможность реальных достижений и предпочитает фантазии на тему личного превосходства.
Стиль жизни - это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Симптом болезни или черта личности могут быть поняты лишь в контексте стиля жизни, как своеобразное его выражение. Поэтому так актуальны сейчас слова Адлера: "Индивидуум как целостное существо не может быть изъят из своих связей с жизнью... По этой причине экспериментальные тесты, которые имеют дело в лучшем случае с частными аспектами жизни индивидуума, мало что могут сказать нам о его характере..."
В рамках своего стиля жизни каждый человек создает субъективное представление о себе и мире, которое Адлер называл схемой апперцепции и которое детерминирует его поведение. Схема апперцепции, как правило, обладает способностью самоподтверждения, или самоусиления. Например, изначальное переживание человеком страха приведет его к тому, что окружающая ситуация, с которой он вступит в контакт, будет восприниматься им как еще более угрожающая.
Под чувством общественного Адлер понимал "чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком... расширение ощущения товарищества в человеческом обществе". В определенном смысле все человеческое поведение социально, поскольку, говорил он, мы развиваемся в социальном окружении и наши личности формируются социально. Чувство общественного включает ощущение родства со всем человечеством и связанность с жизненным целым.
Опираясь на теорию эволюции Дарвина, Адлер полагал, что способность и потребность кооперироваться являются одной из важнейших форм приспособления людей к среде. Только кооперация людей, согласованность их поведения предоставляют им шанс преодоления действительной неполноценности или ощущения ее. Заблокированная потребность в социальной кооперации и сопутствующее ей чувство неадекватности лежат в основе неприспособленности к жизни и невротического поведения.
Афористично звучат слова Адлера: "Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком".
Понятие самости, как и многие категории психоанализа, автор не относит к операциональным. Самость в его понимании тождественна творческой силе, с помощью которой человек направляет свои потребности, придает им форму и значимую цель. Формирование жизненной цели, стиля жизни, схемы апперцепции - акты творчества. Самость руководит и управляет индивидуальным реагированием на окружающее. По мнению Адлера, основным недостатком в понимании Фрейдом (Freud S.) личности и сущности психотерапевтического процесса была недооценка уникальности человеческой судьбы. Самость - форма реализации этой уникальности, она активно формирует стиль жизни, отвергая одни переживания и избирательно принимая другие.
В концепции психотерапии Адлер выделял 3 аспекта: понимание и принятие пациентом индивидуального стиля жизни; помощь пациенту в понимании себя; тренировка и усиление социального интереса, потребности в социальной кооперации.
Как правило, сеанс психотерапии начинается с анализа индивидуального стиля жизни пациента, т. е. поиска тех проблем, которые отражаются в поведении его на разных этапах онтогенеза. Этому помогает анализ самых ранних воспоминаний или наиболее значимых событий детства. Воспоминания, которые первыми придут на ум, по мнению Адлера, далеко не случайны, а соответствуют тем психологическим проблемам, которые пациент самостоятельно решить не мог как в прошлом, так и в настоящем. В рассказе пациента найдут отражение негативные обстоятельства, повлиявшие на его личностный рост, а именно - органическая неполноценность, эмоциональное отвержение или избыточное потворство со стороны родителей. Важно также обращать внимание на невербальные сообщения пациента - мимику, жесты, интонацию голоса, а также ключевые слова (глаголы), которыми он выражает прошлые действия (прообраз практики нейролингвистического программирования).
Сама психотерапия представляет собой процедуру, отличную от психоанализа Фрейда. В беседах с пациентом психотерапевт создает атмосферу безопасности, доброжелательности, сочувствия и поддержки. Он собирает материал, интегрирует те части прошлого и настоящего опыта больного, которые ускользали от его осознания. А затем возникшая вновь целостность "с улыбкой возвращается психотерапевтом пациенту". Непременными условиями психотерапии является установление визуального контакта и эмпатического раппорта.
Следующий шаг в психотерапии Адлера - оказание помощи пациенту в понимании себя. Что в прошлом опыте переживалось и переживается как слабость, недостаточность, некомпетентность? Какие цели ставит перед собой пациент, чтобы достигнуть невротических атрибутов превосходства? Если когнитивное осознание этих реалий пациентом достигнуто, то он оказывается готовым воспринять этот опыт и эмоционально, а в дальнейшем через выполнение конкретных заданий психотерапевта реализовать его в поведении. Наконец, сотрудничество психотерапевта и пациента становится предметом их совместного обсуждения. Что испытывает пациент по отношению к психотерапевту? Какие переживания из его раннего опыта он проецирует на психотерапевта? Пациент, удовлетворив свою потребность быть услышанным, понятым, принятым, становится способным открыться альтруистическому опыту и осознать собственную противоречивость. Своим новым поведением, интересом к проблемам ближних он инициирует изменения в социальном контексте, от которого, в свою очередь, сам зависит.
Таким образом, схема развития психотерапевтического процесса в И. п. выглядит следующим образом:
1) вхождение психотерапевта в контакт с пациентом с помощью эмпатии, доброты, поддержки;
2) формирование ответственности пациента за успех лечения (сигналом о готовности его к сотрудничеству с психотерапевтом служит, в частности, желание вспомнить собственное прошлое);
3) когнитивное осознание пациентом жизненного стиля и проблем самости;
4) эмоциональное отреагирование и соприкосновение с ранее неосознаваемым чувственным опытом;
5) проверка в реальности нового опыта.
И. п. в 20-40-х гг. XX столетия была очень популярна в странах Западной Европы и США.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
одно из направлений глубинной психологии и психотерапии, возникшее в рамках психоаналитического движения в результате переосмысления ряда идей и концепций классического психоанализа З. Фрейда.
   Основатель индивидуальной психологии – австрийский психолог и психотерапевт Альфред Адлер (1870–1937), одним из первых присоединившийся к З. Фрейду в 1902 г., являвшийся президентом Венского психоаналитического общества с марта 1910 по февраль 1911 года и соредактором ежемесячного «Центрального листка по психоанализу», образовавший в 1911 г. «Общество свободного психоанализа», а впоследствии возглавивший новое направление, получившее название индивидуальной психологии.
   Разрыв с З. Фрейдом был предопределен выступлениями А. Адлера в Венском психоаналитическом обществе, где в январе и феврале 1911 г. он изложил свои идеи, связанные с критикой фрейдовской сексуальной теории и основанные на ранее опубликованной работе «О неполноценности органов» (1907) и первоначальных представлениях о чувстве неполноценности, компенсации, «мужском протесте». Последующие публикации, включая работу «О нервическом характере» (1912) и статью «Психический гермафродитизм и мужской протест – центральная проблема нервных заболеваний» (1912), знаменовали собой возникновение индивидуальной психологии, поскольку в первой из этих работ он представил результаты «индивидуально-психологического учения о неврозах», которые должны были свидетельствовать, по его мнению, о ценности и практической значимости методов индивидуальной психологии «для решения проблем душевной жизни», а во второй – сведение всех имеющихся у отдельного человека нервных симптомов к «наивысшей общественной мерке» он назвал основным принципом применения индивидуально-психологического метода.
   Основные расхождения А. Адлера с рядом идей классического психоанализа состояли в следующем: возражении против понимания либидо как движущей силы, ведущей к образованию невроза; признании в качестве невротической постановки цели возвышения личностного чувства, которое может быть обозначено «мужским протестом», включающим в себя либидо, сексуальный инстинкт и склонность к перверсии; рассмотрении инцестуозных влечений, которым З. Фрейд придавал первостепенное значение в возникновении невротических заболеваний, в качестве вторичных конструкций, «символов больного или психоаналитика»; понимании эдипова комплекса как выраженного часто в асексуальной форме мужского осознания силы, превосходства над отцом и матерью; утверждении, что задача сновидения состоит не в исполнении инфантильных желаний, а в попытке предвидения с целью приобретения защиты; признании того, что сознание и бессознательное не противоречат и не противостоят друг другу, а движутся вместе в одном и том же направлении; акцентировании внимания не столько на казуальной (причинной) обусловленности психических процессов, сколько на целеполагающей деятельности человека; отстаивании положений, согласно которым личность характеризуется единством и целостностью, в качестве организующего начала жизнедеятельности человека следует принимать не принцип удовольствия, а стремление к цели, достижению идеальной конечной формы.
   Основные принципы индивидуальной психологии базировались на центральной идее, в соответствии с которой «человеческое существо представляет собой единое целое», формирующееся в социальном контексте и наделенное творческой жизненной силой, проявляющейся в телеологичности, то есть в устремлении к цели, и воплощающейся в желании развития, борьбы, достижения, превосходства, компенсации поражения в одной сфере и успеха в другой. Исходя из этой идеи, А. Адлер развил теоретические положения о чувстве неполноценности, компенсации его, руководящей линии жизни или жизненном стиле, чувстве общности, социальном интересе, стремлении к превосходству.
   Согласно А. Адлеру, органические дефекты ребенка, отверженность его родителями или, напротив, избалованность порождают у него чувство неполноценности, которое может стать патологическим и перерасти в «комплекс неполноценности». Беспомощность и неполноценность ребенка компенсируются его социальным окружением, в котором формируется стиль его жизни, модель жизненного поведения в обществе, связанные со стремлением к превосходству, которое, как и чувство неполноценности, может стать «комплексом превосходства». Неполноценность и превосходство – общие условия, управляющие поведением людей. Однако каждый по-своему стремится к более совершенному стилю жизни, совершая свои собственные ошибки и идя своим путем к успеху. В норме чувство неполноценности и стремление к превосходству дополняют друг друга, стимулируют жизненные интересы и здоровое развитие. Однако в том случае, когда чувство неполноценности и стремление к превосходству приобретают преувеличенный характер, они становятся патологическими и ведут к невротизации человека. Если в нем побеждает чувство неадекватности, это тормозит позитивную деятельность человека, делает его депрессивным и неспособным к развитию. Словом, комплекс неполноценности и комплекс превосходства, являющийся, по сути дела, компенсацией первого, всегда оказываются «на бесполезной стороне жизни».
   С точки зрения А. Адлера, нормальный человек – это человек, в своем образе жизни хорошо адаптированный к обществу и обладающий достаточной энергией и смелостью, чтобы открыто встречать и решать проблемы и трудности, возникающие на его жизненном пути. В отличие от него невротик испытывает значительные затруднения в процессе социальной адаптации и при решении повседневных проблем. Невроз – это «недуг расстройства стиля жизни», оснащенного более сильной «защитной тенденцией», чем у здорового человека. Оторванный от реальности, невротик живет в мире фантазий и использует множество уловок, избавляющих его от ответственности. Невротический симптом замещает собой «распаленную жажду превосходства» над другими людьми. В конечном счете психическая предрасположенность к неврозу основывается на чувстве неполноценности, компенсированном мужским протестом, чрезмерно обремененным честолюбием и жаждой власти.
   Из подобного понимания человека, мотивов его деятельности и причин невротизации вытекали стратегия и тактика индивидуальной психологии в исследовании и лечении невротических заболеваний. Как и основатель психоанализа, А. Адлер придавал важное значение изучению переживаний детей, считая, что обращение к прошлому через воспоминания детства лучше любого другого способа способствует пониманию стиля жизни индивида. В частности, при выявлении истоков психического заболевания для него существенным было выяснение того, сколько в семье детей и каким по счету ребенком был пациент. Однако в отличие от З. Фрейда он исходил из того, что при выяснении этиологии невроза необходимо сначала рассмотреть цель превосходства, которой человек руководствуется в своей жизни, затем – состояние его борьбы и только потом – источники возникновения психических механизмов. Кроме того, он считал, что психические явления не следует анализировать по отдельности, их невозможно понять, если не рассматривать как части единого целого, и, следовательно, важно установление тесной связи между впечатлениями, социальными установками детских лет и соответствующими позднейшими феноменами. Поэтому индивидуальная психология является сравнительной, так как осуществляет сравнение опыта раннего детства человека с его же опытом в зрелом возрасте.
   Лечение невротических заболеваний требует, по мнению А. Адлера, воспитательного воздействия на пациента, коррекцию его стиля жизни с присущими ему заблуждениями и возвращение его в человеческое сообщество. Это предполагает сосредоточение усилий психотерапевта на пробуждении и развитии у пациента чувства общности, на основе которого формируются здоровые и полезные цели жизни. Позитивный эффект лечения возможен, поскольку «каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врожденных факторов и возможностей». Задача психотерапевта состоит лишь в том, чтобы приблизиться к пациенту, несмотря на его отрицательный жизненный стиль, развить у него способность к сотрудничеству и самовыражению, выявить сходство его нынешнего состояния с поведением в детстве посредством упрощения общей картины, показать присущие ему степень чувства неполноценности и форму стремления к превосходству, а также продемонстрировать наличие у него социального чувства, мужества и сознательности, дающие возможность осуществления нового направления развития в жизни.
   Терапевтическая цель индивидуальной психологии – ослабление сверхчувственности пациента и усиление его способности «терпеть напряжение, исходящее от окружающего мира, без ущерба для здоровья и настроения». В результате реализации этой цели пациент оказывается в состоянии творчески решать три жизненно важные для него задачи: социальную, связанную с установлением дружеских контактов с окружающими людьми; профессиональную, предполагающую реализацию его способностей в той или иной деятельности в обществе; и задачу, связанную с проблемой любви и брака.
   Индивидуальная психология ориентирована на терапевтические и образовательные (воспитательные) задачи. Данная интенция берет свое начало в ранних статьях А. Адлера «Врач как воспитатель» (1904), «Воспитание родителей» (1912) и находит отражение в более поздних его работах, таких как «Воспитание детей» (1930). Она нашла свое отражение и в его практической деятельности по консультированию детей в воспитательных центрах и реформе школьного образования в Вене в 20-х гг., создании экспериментальной школы индивидуальной психологии в 1931 г., терапии детей и родителей, школьников и учителей, осуществляемой под его руководством на протяжении ряда лет.
   Образовательный (воспитательный) аспект индивидуальной психологии привлек к себе внимание педагогов и психологов в разных странах мира, в результате чего разработанные А. Адлером идеи, концепции и техника лечения получили больший отклик среди них, чем среди врачей.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
238.27 кб

Индивидуальная психология и воспитание

Дьюи Д.
От переводчика.
Читать PDF
146.31 кб

Психологические аспекты индивидуальной карьеры*

Чикер В. А.
В статье рассматриваются теоретические аспекты индивидуальной карьеры, раскрывается психологическое содержание понятия «карьера», соотносятся понятия «карьера», «профессионализм», «статус».
Читать PDF
451.47 кб

Особенности познания индивидуальности психологом

Жданова Светлана Юрьевна
Представлены результаты исследования познания индивидуальности человека студентами-психологами.
Читать PDF
438.88 кб

Социально-психологическая природа индивидуального имиджа

Михайлов Геннадий Степанович, Перелыгина Елена Борисовна
В статье анализируется психологический механизм создания индивидуального имиджа.
Читать PDF
83.13 кб

ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ

Масаева Зарема Вахаевна, Кагермазова Лаура Цараевна, Булуева Шумисат Исмаиловна
Статья посвящена изучению особенностей проявления тревожности у студентов вузов, также взаимосвязи между успеваемостью и уровнем тревожности студентов.
Читать PDF
184.66 кб

Методы исследования индивидуальной психологической культуры

Валиева Т. В.
В статье с позиций информационно-семиотического похода рассматривается понятие индивидуальной психологической культуры, обосновываются методы, наиболее соответствующие природе этого явления (проективные, психосемантические и нарра
Читать PDF
232.60 кб

Индивидуально-психологические механизмы защиты учащихся лицея

Подольская Ирина Владимировна, Чермянин Сергей Викторович
В статье рассматриваются взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей учащихся и типа психологической защиты.
Читать PDF
128.83 кб

Индивидуально-психологические особенности успешного инноватора

Скитович Антон Алексеевич
Условия жизни в современном обществе, связанные с непрерывным развитием и совершенствованием технологий, методов работы и производства, а также острой конкурентной борьбой как между частными компаниями, так и государствами в целом
Читать PDF
508.92 кб

Индивидуально-психологические особенности личности руководителя

Птуха Н. И., Краснобаева И. А., Кушнирык В. В.
В статье рассматриваются некоторые аспекты управленческой деятельности во взаимосвязи с индивидуально-психологическими особенностями личности руководителя.
Читать PDF
546.76 кб

Индивидуально-психологические предпосылки невротизации личности

Арзютова Александровна Арзютова
В статье приводятся результаты исследования личностных предпосылок невротизации. Для обобщения результатов исследования использован метод математического анализа данных.
Читать PDF
588.79 кб

Гендерные особенности индивидуальной системы психологических защит

Кабакова Алина Геннадьевна, Самсонова Алевтина Николаевна
Читать PDF
283.91 кб

Психология познания индивидуальности человека: тридцать лет спустя

Вяткин Бронислав Александрович, Жданова Светлана Юрьевна
В статье представлен обзор основных исследований, проводимых в русле подхода к изучению индивидуальности человека с точки зрения субъекта ее познающего.
Читать PDF
176.28 кб

Особенности синтеза индивидуально-психологических концепций времени

Жданова Валерия Ивановна
В статье рассматривается проблема о соотношении концептов индивидуального и психологического времени. Описаны различные подходы к проблемам биологического, психологического и индивидуального времени.
Читать PDF
288.79 кб

Методологические проблемы исследования индивидуальности в психологии

Мазилов Владимир Александрович
Статья посвящена обсуждению методологических проблем исследования индивидуальности. Утверждается, что главной методологической проблемой является ограниченное понимание предмета психологии. Намечаются пути решения этой проблемы.
Читать PDF
3.96 мб

Изучение индивидуальных различий рабочей памяти в Западной психологии

Белова А.П., Малых С.Б.
В обзоре обсужден ряд актуальных вопросов, связанных с теорией рабочей памяти и ее индивидуальных различий, а также проанализированы подходы к изучению рабочей памяти в психологической диагностике

Похожие термины:

  • АДЛЕРА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    направление в психологии, изучающее влияние ранних детских впечатлений на последующее психическое развитие индивида. Как считает А.Адлер, отправным пунктом этого развития является врожденный ко
  • ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ (А. АДЛЕРА)

    учение А. Адлера о личности, движущих силах и законах психологического развития человека. Согласно П.и., главную роль в структуре и динамике поведения личности (в управлении им) играет не бессознат