КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Константность восприятия
(perceptual constancies) — набор возможных видов константности, например константность формы, размера и цвета.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

Константность восприятия
относительная независимость перцептивного опыта (структуры наглядных образов) от внешних и внутренних условий восприятия.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ВОСПРИЯТИЯ КОНСТАНТНОСТЬ
от лат. constans, constantis неизменный, постоянный] - относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов (формы, цвета, величины и др.) при сравнительно широком диапазоне изменения условий воспри ятия

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

константность восприятия

(от лат. constans – постоянный) – свойство восприятия воспроизводить предмет относительно постоянным образом при изменении условий его восприятия (освещенности, удаленности, угла зрения и т.д.)

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Константность восприятия
Тенденция к восприятию физических свойств объектов неизменными вопреки изменению освещенности, удаленности и позиции наблюдателя. В книге подробно рассказано о четырех формах константности восприятия: о константности восприятия цвета и о константности восприятия светлоты, размера и формы.

Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004

Константность восприятия
(от лат. constans, constantis - неизменный, постоянный). Психологическое понятие, выражающее относительную стабильность образа данного предмета в сознании человека при изменяющихся условиях его восприятия. В наибольшей степени она характерна для зрительного восприятия цвета, величины и формы предметов.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
(лат. constants — постоянный) — качество восприятия сохранять адекватность (соответствие) образа отражаемому объекту, несмотря на различие отдельных входящих в него ощущений. К. в. человека зиждется на его опыте и понятиях, входящих в структуру восприятия, и обеспечивает единство объективного и субъективного в его сознании. Нарушение К. в. может вызвать иллюзии.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
это относительная константность-инвариантность перцептируемых свойств предметов-объектов, при широком спектре-диапазоне трансформации самих условий перцепции-восприятия; в обыкновенных условиях индивид, как правило, не замечает свойств К.в. поскольку, в основном, целостно перцептируют-воспринимает предмет, его величину, форму, цвет, свето-иллюминативный фон, положение и методик для эмпирическо-экспериментально-лабораторного изучения проблем, связанных с константным восприятием; многие ученые рассм. экспликацию константности, как несоответствие-неконгруэнтность между физ. воздействием и результатами самого восприятия-перцепции.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
от лат. constantis — постоянный...) — относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при сравнительно широком диапазоне изменения условий восприятия. Так, К. в. видимой величины объектов выражается в том, что они воспринимаются примерно равными по величине при изменении удаленности от наблюдателя. Точно также воспринимаемые формы объекта не меняются при изменении угла зрения, под которым он рассматривается наблюдателем, а видимый цвет поверхности относительно инвариантен (см. Инвариант) по отношению к спектральному составу освещения, хотя оно и меняет хроматические характеристики отражаемого этой поверхностью света.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Константность восприятия
Словообразование. Происходит от лат. cоnstans - постоянный.
Категория. Характеристика процесса восприятия.
Специфика. Относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В.Вундта. На его основе Вундт сделал заключение, что наблюдается несоответствия между изображением, проецируемом на сетчатку и изменяющимся при удалении объекта, и относительно постоянным образом восприятия. В дальнейших исследованиях были обнаружены многочисленные факторы, которые могут влиять на эффекты константности восприятия, например фиксированная установка.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
свойство человеческого зрительного восприятия видеть окружающие предметы и явления относительно постоянными в своих физических характеристиках, включающих, величину, форму, цвет и другие свойства объектов, меняющихся в определенных пределах вместе с изменением физических условий восприятия данных объектов. К.в. проявляется в том, что при изменении условий восприятия, которые влияют и на воспринимаемые физические характеристики объектов, образы этих объектов остаются относительно постоянными. Впервые К.в. была зафиксирована и изучена представителями гештальт-психологии. Они объясняли ее качеством целостности перцептивного образа, его завершенностью. См. восприятия организации гештальт-принципы, гештальт, гештальт-психология.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Константность восприятия
(от лат. сотЬат — «постоянный») — одно из свойств восприятия, заключающееся в сохранении относительного постоянства отдельных характеристик предметов при изменении условий их восприятия. Благодаря способности перцептивной системы компенсировать такие изменения, люди воспринимают окружающие их объекты как относительно постоянные.
В наибольшей степени данный феномен наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Например, это выражается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Так, кусок угля в летний солнечный полдень отражает примерно в 8—9 раз большее количество света, чем мел в сумерки. Однако его цвет будет по-прежнему восприниматься как черный, а не белый. В то же время цвет мела, даже в сумерках, будет восприниматься как белый. Аналогичная закономерность присуща и другим физическим свойствам объекта. К примеру, грузовой автомобиль на значительном удалении по-прежнему будет восприниматься как существенно больший объект по сравнению со спичечным коробком, лежащим на ладони, хотя реальное изображение коробка на сетчатке глаза существенно больше, чем удаленного автомобиля.к
Впервые попытка изучить К. в. была предпринята сотрудником В. Вундта Г. Мартиусом в 1889 г. На основе результатов данного исследования Вундт сделал заключение, что наблюдается несоответствие между изображением, проецируемым на сетчатку и изменяющимся при удалении объекта, и относительно постоянным образом восприятия.
Литература
Волков Н. И. О константности восприятия величины и формы // Исследования по психологии восприятия. М.; Л., 1948.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
англ. perceptual constancy) - относительное постоянство (инвариантность) феноменальных свойств наблюдаемых предметов (дисталъного стимула) при сравнительно широком диапазоне изменения соответствующих характеристик проксимального стимула. Наиболее тщательно изучены 6 видов К. в. зрительных свойств: константности яркости, цвета, размера, скорости движения, формы предмета и пространственного положения (стабильность видимого мира). К. в. обнаружена и в др. модальностях (напр., независимость восприятия тяжести груза, поднимаемого разными способами - 1 или 2 руками, ногой; инвариантность восприятия громкости звука при изменении удаленности наблюдателя от источника и т. д.).
К. в. - это фундаментальное свойство восприятия, которое имеет жизненно важное значение. Если бы не К. в., то живой организм в своем поведении ориентировался бы на весьма изменчивые характеристики отображений предметов на рецепторную поверхность (проксимальные признаки), а не на собственные свойства предметов (дистальные признаки). Напр., как заметил ЛГ. С. Выготский, "животному, которое опасается хищника, последний должен казаться (когда бы не было константности величины) на расстоянии ста шагов уменьшившимся в сто раз". Благодаря К. в. яркости (светлоты) мы видим кусок мела или белый лист бумаги белым и в солнечный и в пасмурный день и даже при лунном свете, тогда как кусок угля (или черного бархата) видится в столь разнообразных условиях освещения неизменно черным. Нетрудно, однако, установить, что физическая яркость мела при лунном свете не больше, чем физическая яркость угля в солнечный день. Э. Кассирер, говоря о важности К. в. цвета, приводил след. пример: при нарушении К. в. цвета белый цветок под сенью зеленой листвы видился бы такого же цвета, как и зеленый лист дерева, а моток белых ниток воспринимался бы оранжевым при газовом освещении. Со стабильностью видимого мира мы "встречаемся" буквально на каждом шагу, поскольку во время движений наблюдателя (движений глаз, головы, тела) сетчаточные изображения реально неподвижных объектов проносятся с огромными Скоростями по рецепторной поверхности, однако, по крайней мере, у трезвых и здоровых людей сохраняется восприятие неподвижных предметов и своего собственного движения относительно них. Аналогичная стабильность характерна и для восприятия положения источников звука.
На К. в. обратили внимание еще в период становления физиологической оптики, изучающей свойства глаза как оптического прибора. По-видимому, первым К. в. размера и формы описал Р. Декарт в работе "Диоптрика" (1637). Он же отметил, что К. в. зависит от способности оценивать расстояние и расположение объекта в пространстве. О К. в. формы Декарт писал: "оценка формы явно исходит из нашего знания или мнения о расположении частей предметов и не согласуется с изображением в глазу, т. к. в этих изображениях обычно овалы и ромбы, когда на самом деле мы видим круги и квадраты".
На основании приведенных выше примеров легко заметить, что в той мере, в какой обеспечивается К. в., восприятие можно считать верным, адекватным отражением объектов и их свойств. Поэтому вполне оправданным является (по крайне мере, для зрения) синоним К. в. - ортоскопичность (т. е. правильное зрение). Такой же смысл несет и предложенное Р. Таулесом (1931) определение К. в. как "феноменальной регрессии к реальному объекту".
Один из показателей степени константности (С) предложил Эгон Брунсвик (1929): С = (5 -P)/{R - Р). Для ясности допустим, что оценивается К. в. размера объекта. В таком случае 5 - "субъективный (феноменальный) размер" (обычно эту величину испытуемый подбирает с помощью переменного стимула, находящегося на фиксированном расстоянии d от него); Р - проекционный размер объекта на том же расстоянии d;R - реальный размер объекта. Отсутствие К. в. (т. е. аконстантность) будет означать, что испытуемый видит объект в соответствии с его проекционным размером (S=P); тогда С = 0. При полной константности испытуемый видит объект в соответствии с его реальным размером, т. е. устанавливает величину переменного стимула равной R (следовательно, 5 = R), тогда С = 1.
Первое экспериментальное исследование К. в. (а именно К. в. размера) было проведено в 1889 г. Мартиусом по поручению В. Вундта. Классические экспериментальные исследования К. в. формы проводились Э. Брунсвиком (1930), Р. Таулессом (1931), К. в. яркости А. Гельбом (1929), Г. Уоллахом (1948), К. в. цвета - Д. Кацем (1911), К. Коффкой (1935), К. в. размера - А. Холуэем и Э. Борингом (1941) и т. д. В результате были выявлены многочисленные факторы, влияющие на К. в. В частности, для К. в. размера большое значение имеет правильное восприятие удаленности объекта, которое зависит от многих признаков удаленности (см. Глубинное зрение, Зрительное восприятие); однако следует учитывать, что и видимый (феноменальный) размер является одним из признаков удаленности (см. Монокулярное зрение). При достаточности перцептивных признаков удаленности знако-мость объекта не имеет существенного значения для К. в. размера. Если же нет признаков удаленности и размер объекта неизвестен испытуемому по прошлому опыту, то видимый размер, как и расстояние до него, вообще утрачивают определенность (см. Иллюзия Луны). Влияние перцептивной оценки удаленности объекта на его видимый размер эффектно демонстрируется с помощью последовательных образов (см. Закон Эммерта).
Долголетнее изучение развития К. в. в онтогенезе показывает весьма сложную картину. Очевидно, что единой закономерности обнаружить не удалось. Напр., К. в. цвета заметно повышается в интервале от 3 до 15 лет, тогда как практически полная К. в. размера обнаруживается уже у детей 3 лет. Долгое время считалось, что начало формирования К. в. размера и формы приурочено и тесно связано с началом зрительно-моторных актов хватания (т. е. не ранее 5 мес жизни). Однако исследования Т. Бауэра (1966) и др. авторов свидетельствуют о более раннем появлении К. в. размера и формы, что делает вполне правдоподобной идею существования врожденных механизмов пространственного восприятия и некоторых видов К. в. Развитие восприятия человека нельзя однозначно рассматривать как однонаправленный процесс от аконстантности к К. в. С возрастом человек приобретает способность по-разному использовать чувственные данные в зависимости от стоящей перед ним задачи. Для художника как раз м. б. более полезным аконстантное восприятие (напр., размера, формы, цвета), которое приходится специально развивать и упражнять. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Похожие термины:

  • Константность восприятия цвета

    Тенденция к восприятию цвета объекта постоянным вне зависимости от длины волны освещающего его света.
  • Константность восприятия формы

    Тенденция к восприятию объекта как относительно инвариантного по форме вне зависимости от позиции, с которой он рассматривается, и от формы его ретинального образа.
  • Константность восприятия размера

    Тенденция к восприятию размеров объектов как относительно постоянных, несмотря на изменения расстояния, с которого они рассматриваются, и величины их сетчаточных изображений.
  • Константность восприятия светлоты

    Константность светлоты объекта или поверхности вопреки изменениям в их освещенности.
  • Теория константности восприятия перспективы

    Согласно этой теории, некоторые отличительные признаки стимула являются индикаторами кажущейся удаленности и поэтому «запускают» механизм константности восприятия размера и провоцируют наблю