ВНУШЕНИЕ
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
— внедрение в сферу психической деятельности помимо воли индивида, воздействие на его психику в условиях снижения его сознательности.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003
Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
социально-психологический процесс воздействия в первую очередь на эмоциональную, бессознательную сферу психики личности или группы людей помимо (а иногда и против) их воли. Исключительно велика роль В. в управлении военнослужащими в боевой обстановке, при стрессе.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
социально-психический процесс воздействия в первую очередь на эмоциональную, бессознательную сферу психики личности или группы людей нередко помимо (а иногда и против) их воли, механизм которого базируется на снижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Вовремя данный и четко сформулированный лозунг является одним из методов В.
Синоним — суггестия (лат. suggestio — внушение).
Омоним (бытовой) — В. как приказание с угрозой строгого взыскания в случае невыполнения.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
- Бессмысленная чернь Изменчива, мятежна, суеверна, Легко пустой надежде предана, Мгновенному внушению послушна (А. Пушкин, Борис Годунов).
- Ср. Искусство стремится скорее запечатлевать в нас чувства, чем их выражать (А. Бергсон, Время и свобода воли).
Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
В. может осуществляться в состоянии бодрствования; для усиления эффекта гипнотизируемого вводят в гипнотическое состояние. В. как компонент, в разной степени осознаваемый субъектом, представлен в самых разных видах общения: педагогического, воспитательного, управленческого и т. д. В психотерапии В. используется для лечения наркомании, алкоголизма, избавления от вредных привычек, навязчивых мыслей и действий, страхов, некоторых нарушений сна. Самовнушение — внушение каких-либо ощущений, мыслей, желаний, состояний себе самому.
Син.: суггестия (лат. suggestio - внушение).
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
En.: Suggestion (parameters)
Для того чтобы проанализировать предложения терапевтов и особенно косвенные внушения, я предложил однажды (Godin, 1988) ответить на следующие вопросы:
1. Является ли внушение полностью навязанным извне или оно как бы ретранслируется пациентом? Другими словами, идет ли внушение извне или нечто вызывается внутри пациента ?
2. Является ли внушение видимым и узнаваемым для пациента?
3. Является ли форма внушения разрешающей или авторитарной?
4. Основана ли эффективность внушения на использовании бессознательных механизмов? (Не будет ли утопией пытаться определить в этом случае степень принуждения?)
5. Насколько определенно внушение адресовано бессознательному пациента?
Эти параметры использовал Эриксон. Для него было достаточно наличия хотя бы одного из них, чтобы говорить о косвенном внушении. Можно сказать точнее: если предложение терапевта помечать символами, соответствующими каждому из пяти вышеозначенных параметров, то каждое предложение предстанет в виде пятизначной формулы. Такой анализ, примененный к записи Эриксона, датированной 1974 годом, показал, что возможны любые сочетания этих признаков, но некоторые встречаются чаще (Godin, 1988b). Этот анализ, будучи применен к каждому автору, позволит выявить его излюбленные методы работы и его стиль (и, может быть, его эволюцию во времени).
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
En.: Suggestion
Внушение - это банальнейшее явление повседневной жизни. Как говорил Огурлайан (1982), «если я повторяю жест другого человека, то уже можно сказать, что этот жест мне внушен».
В гипнозе пациент слышит обращенную к нему речь, поэтому невозможно, говоря о гипнозе, не прибегать к понятию внушения. Но слово «внушение» скрывает различные реальности: между предоставлением возможности получения нового опыта с позиции готовности, как это предлагается новым гипнозом, и фундаментальной гипотезой традиционного гипноза - верой в то, что состояние гипноза позволяет навязывать чужие идеи, - лежит целая пропасть непонимания (Godin, 1990a).
Согласно Вайтценхофферу, то, что мы называем внушением, в гипнозе является сообщением или чередой сообщений, имеющей целью вызвать видимые действия или невидимый ответ пациента. Эти коммуникации названы внушениями, поскольку их эффекты не являются произвольными ответами и/или ответы чаще всего неосознанны (см. Wertzenhoffer, 1989,1). Такие коммуникации принципиально отличаются от приказов, требований, инструкций, которые подразумевают сознательное сотрудничество и произвольный ответ. Это определение, сформулированное применительно к прямому внушению, может относиться и к другим видам внушений: открытому, активизирующему и непрямому.
Действительно, внушение имеет нечто общее:
- с гипнотической индукцией;
- с феноменами, появляющимися во время гипноза;
- с типом связи протагонистов во время гипнотического состояния.
Это касается гипноза в тех случаях, когда он определяется соответствующей установкой по отношению к внушениям оператора (см.: шкалы.) Напротив, с точки зрения нового гипноза отнюдь не ставится задача забивать голову внушениями, идущими извне (см.: классификация внушений).
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
1) внушение в бодрствующем состоянии .(=> бодрствование);
2) внушение в гипнозе;
3) внушение в естественном сне;
3) внушение постгипнотическое - реализуемое после выхода из гипноза. Эффективность внушения определяется:
1) свойствами суггестора - социальный статус; обаяние; волевое, интеллектуальное, характерологическое превосходство;
2) особенностями суггеренда - степень внушаемости;
3) отношениями, складывающимися между ними, - доверие, авторитетность, зависимость;
4) способом конструирования сообщения - уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонент, подкрепление другими воздействиями. На внушении отчасти основано воздействие некоих средств массовой коммуникации, рекламы, моды, обычаев, формирование веры. Внушение широко применяется в медицине для коррекции психического и соматического состояния больного (психотерапия). В педагогике делаются попытки использовать внушение в обучении - так называемая суггестопедия. В психологии экспериментальной внушение иногда служит приемом для направленного изменения эмоционального состояния, мотивации, установок личности.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
В., вербальное (Suggestio verbalis) - см. Внушение, словесное.
В. в состоянии бодрствования. Достигается путем властного, авторитетного, уверенного заявления психотерапевта. Его широкая известность, слава как «целителя» повышает эффект и расширяет круг поддающихся воздействию.
В., в состоянии наркотического сна (наркогипноз). Достигается вливанием небольших доз гексенала или барбамила, облегчает задачу погружения в сонное состояние, повышает гипнабельность некоторых пациентов.
В., гипнотическое (Suggestio hypnotica) (от греч. hypnos - сон). Внушение, направленное на одно лицо или группу людей, находящихся в состоянии гипноза. Применяется в индивидуальной и коллективной психотерапии.
В., зрительное (Suggestio visualis) (от лат. visus - зрение). Внушение, пользующееся изображением лиц, предметов и явлений.
В., косвенное (Suggestio obliqua) (от лат. obliquns - косой, пологий). Внушение посредством предметов или явлений, которым внушающий придает определенное значение. Разновидность внушения, когда его содержание подкрепляется строго определенными и конкретными условиями, при наличии которых оно будет реализовываться. Уверенность больного в лечебном эффекте является активным фактором, играющим важную роль при проведении всех видов терапии. В. к. используется при лечении нервнопсихических расстройств, внутренних болезней, при малых хирургических операциях, при лечении некоторых дерматозов, при обезболивании родов и токсикозах беременности.
В., мотивированное, по Иванову (Иванов Н. В.). Относится к гипносуггестивным методам психотерапии. Предложено Н. В. Ивановым (1959) в качестве вспомогательного метода в случаях, когда психотерапевтические беседы не дают быстрых ощутимых результатов, или если больные нуждаются в том, чтобы встречи с психотерапевтом носили характер определенного лечебного мероприятия, лечебной «процедуры». В методике используется логически обоснованное «мотивированное внушение во внушенном сне». В отличие от методики активной психотерапии, психотерапевт высказывает свои мысли не в форме обсуждения, дискуссии с больным, а в виде логически обоснованных итоговых формулировок, заключающих материал, полученный при очередном посещении больного.
В., прямое (Suggestio recta) (от лат. rectus - прямой). Внушение при помощи непосредственно обращенной к больному речи.
В., постгипнотическое (Suggestio posthypnotica) (от лат. post - после, следом и греч. hypnos - сон). Гипнотическое внушение, распространяющее свое действие на поведение, навыки отношения, на самочувствие больного и пр. после выхода его из состояния гипноза.
В., словесное (Suggestio verbalis) (от лат. verbum - слово). Внушение с помощью речевого воздействия. В тесном смысле - также гипноз, достигаемый посредством монотонного выговаривания одних и тех же слов и предложений. Словесное внушение в состоянии бодрствования - одно из самых мощных средств лечебного искусства, но оно же может стать источником страданий при неосторожных высказываниях врача, особенно основанных на неверном диагнозе (см. Ятрогения). Син. Внушение, вербальное.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011
Основным средством В. является слово, речь суггестора (человека, производящего В.). Неречевые факторы (жесты, мимика, действия) обычно оказывают дополнительное влияние.
Предлагаются различные классификации В.: В. и самовнушение; В. прямое или открытое, косвенное или закрытое; В. контактное и дистантное. В медицинской практике используются соответствующие приемы В. в бодрствующем состоянии, в состоянии естественного, гипнотического и наркотического сна.
В. в состоянии бодрствования присутствует в той или иной степени выраженности в каждой беседе врача с больным, но может выступать и в качестве самостоятельного психотерапевтического воздействия. Формулы В. обычно произносятся повелительным тоном, с учетом состояния больного и характера клинических проявлений заболевания. Они могут быть направлены как на улучшение общего самочувствия (сна, аппетита, работоспособности и др.), так и на устранение отдельных невротических симптомов. Обычно В. наяву предшествует разъяснительная беседа о сущности лечебного В. и убеждение больного в его эффективности. Эффект В. тем сильнее, чем выше в глазах пациента авторитет врача, производящего В. Степень реализации В. определяется также особенностями личности больного, выраженностью "магического" настроя, веры в возможность влияния одних людей на других с помощью неизвестных науке средств и способов.
В. в состоянии естественного сна путем нашептывания фраз спящему ребенку применяли И. В. Вяземский (1903), Бурдон (Burdon Ch., 1904) и др. Оно проводится тихим голосом, но внушающим тоном. Фразы, направленные на углубление сна, чередуются с лечебными В., повторяемыми с паузами. За сеанс проводится до 6 серий таких В. Лечение этим методом трудноосуществимо, что может быть связано со слишком чутким, поверхностным сном, приводящим к легкому пробуждению, резко выраженной ориентировочной реакцией или слишком глубоким сном, при котором добиться суггестивного воздействия не удается. Наиболее широкое применение В. во время естественного сна нашло при лечении фобий и истерических симптомов у детей (см. Сомнопсихотерапия по Перельмутеру). Однако нельзя исключить, что в этих условиях происходит общение со спящим по типу гипнотической коммуникации.
В. в состоянии гипнотического сна в лечебных целях широко распространено.
При использовании методики наркопсихотерапии лечебное действие В. реализуется в условиях искусственно вызванного наркотического сна. К методам, близким к наркопсихотерапевтическим, относится применение с психотерапевтической целью газовой смеси кислорода и закиси азота (см. Наркопсихотерапия с помощью газовой смеси азота и кислорода).
Косвенное В. является основой разработки опосредующей и потенцирующей косвенной психотерапии, получившей развитие в последнее время в работах главным образом курортных психотерапевтов. Разновидностью косвенного В. может считаться плацебо-терапия, при которой назначается плацебо-препарат (лат. placebo - понравлюсь, удовлетворю) - безвредный препарат, применяемый под видом какого-либо лекарственного средства.
Самовнушение - это методика В. каких-то мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний себе самому. В психотерапевтической практике применяются различные методики самовнушения. Чаще всего они представляют собой варианты давно предложенной методики самовнушения по Куэ (Coue E., 1928). Самовнушение является основой (или одним из существенных механизмов лечебного действия) многих других методов психотерапии (см. Аутогенная тренировка).
Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000
На начальном этапе становления психоанализа З. Фрейд обратил внимание на ту роль, которую врач играет при лечении пациентов. В совместно написанной с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) он отметил, что для преодоления сопротивления пациентов наряду с интеллектуальными мотивами важен и аффективный момент – авторитет врача, имеющий важное значение «во всех методах терапии, применяемых в медицине». Признание этого факта вплотную подводило к осмыслению проблемы внушения и к раскрытию данного феномена применительно к психоанализу.
В работе «О психотерапии» (1910) З. Фрейд обратил внимание на то обстоятельство, что психоневрозы доступны психическому воздействию и что личность врача может оказать такое воздействие на пациентов, благодаря которому осуществляется их выздоровление без использования каких-либо медикаментов. В то же время он подчеркнул, что аналитическую терапию не следует смешивать с лечением гипнотическим внушением, от которого пришлось отказаться при переходе от катартического метода к психоанализу. «В действительности между суггестивной и аналитической техникой существует самая большая противоположность».
Поясняя смысл противоположности между гипнотическим внушением и психоанализом, З. Фрейд использовал аналогию, которую выдвинул итальянский художник Леонардо да Винчи в отношении искусства: если живописец работает путем наложения мазков краски на бесцветное полотно, то скульптор, напротив, действует путем отнятия от камня того, что скрывает находящуюся в ней статую. Точно так же суггестивная техника действует, не задумываясь над происхождением, силой и значением симптомов болезни, а, используя внушение, ожидает, что оно окажется достаточно сильным, чтобы помешать проявлению патогенной идеи. «Аналитическая терапия, напротив, старается ничего не накладывать, не вводить ничего нового, а отнимает, устраняет, и для этой цели она задумывается над происхождением болезненных симптомов и психической связью патогенной идеи, устранение которой составляет ее цель».
Возникновение психоанализа было связано с отказом от гипноза. З. Фрейд заметил, что при работе с пациентами во многих случаях гипнотическое внушение постепенно исчезает, происходит возвращение прежнего невротического симптома или взамен его возникает новое болезненное проявление. Кроме того, суггестивная техника не способствует пониманию игры скрытых психических сил, не содействует обнаружению сопротивления, при помощи которого пациент противится выздоровлению и сохраняет свою болезнь. Учитывая эти обстоятельства, З. Фрейд оставил технику внушения, а вместе с ней и гипноз, потому что, по его собственному признанию, он «отчаялся в возможности сделать внушение настолько сильным и стойким, как это необходимо для окончательного лечения».
Казалось бы, психоаналитическое лечение основывается на принципе отказа от использования внушения как такового. Однако с обнаружением в процессе анализа явления переноса и с обоснованием З. Фрейдом необходимости использования переноса в качестве важного, незаменимого средства аналитической терапии с неизбежностью возник вопрос о том, что подобно другим видам терапии психоанализ не только не исключает, но, напротив, предполагает технику внушения. Получался своего рода парадокс, поскольку, отказавшись от гипноза и внушения, психоанализ поставил в центр своей техники развитие переноса, который вольно или невольно включал в себя элементы внушения. Это не ускользнуло от внимания З. Фрейда. Не случайно в ряде своих работ ему пришлось давать разъяснения по поводу того, как и в какой степени перенос связан с внушением, каким образом и чем психоанализ отличается от других видов психотерапии, использующих внушение в качестве средства исцеления пациентов. Во всяком случае размышления З. Фрейда о переносе, внушении и специфике психоанализа содержались в таких его работах, как «О динамике переноса» (1912), «Советы врачам при психоаналитическом лечении» (1912), «Введение в лечение» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1916/17) и других.
Осмысливая терапевтическое значение переноса, З. Фрейд соглашался с тем, что в конечном счете «результаты психоанализа покоятся на внушении». Вместе с тем важно иметь в виду, что в психоанализе понимается под внушением. Если при суггестивной технике речь идет о непосредственном, целенаправленном воздействии врача на психику больного, то в психоаналитической терапии под внушением понимается воздействие на пациента при помощи возможных у него феноменов переноса. З. Фрейд исходил из того, что часто перенос сам по себе оказывается в состоянии устранить симптомы болезни, но временно и пока он сохраняется. В таких случаях можно говорить о лечении внушением, а не о психоанализе. Как подчеркивал основатель психоанализа во «Введении в лечение», «последнего названия лечение заслуживает только в том случае, когда перенос употребляет свою интенсивность для преодоления сопротивления».
Состояние болезни становится невозможным при условии разрешения переноса. Поэтому в отличие от суггестивной техники психоанализ ставит целью терапевтической деятельности не внушение как таковое, а работу с переносом, используемым для преодоления сопротивления пациента. При этом, как отмечал З. Фрейд в статье «О динамике переноса», «пользуясь внушением, мы заботимся об окончательной самостоятельности больного, чтобы заставить его проделать психическую работу, имеющую непременным следствием длительное улучшение его состояния».
Основатель психоанализа также считал, что нет ничего предосудительного, если психотерапевт соединяет часть анализа с некоторой долей суггестивного воздействия на больного, чтобы за короткий срок достичь желаемого успеха в лечении. Но в таком случае необходимо, чтобы врач не обольщался относительно своей терапевтической деятельности, поскольку используемый им метод не является «настоящим психоанализом».
В «Лекциях по введению в психоанализ» З. Фрейд подчеркнул, что склонность к переносу свойственна не только невротикам, но и нормальным людям. Эта распространенная черта характера людей была замечена до появления психоанализа. Так, французский врач И. Бернгейм (1837–1919), к которому З. Фрейд ездил в 1889 г. с целью совершенствования в технике гипноза, обосновал учение о гипнотических явлениях, базирующихся на способности людей к внушаемости. Отдавая должное И. Бернгейму, основатель психоанализа в то же время отметил, что тому не удалось понять природу внушаемости, в то время как отказ от гипноза помог ему «снова открыть внушение в виде перенесения».
По мнению З. Фрейда, открытое им психоаналитическое внушение отличается от гипнотического внушения следующим образом: гипнотическая терапия пытается что-то прикрыть, затушевать в душевном мире пациента, в то время как психоаналитическая терапия – что-то раскрыть и устранить; «первая работает как косметика, вторая – как хирургия»; гипнотическая терапия использует внушение для запрещения симптомов и усиления вытеснения, но при этом приведшие к образованию невротических симптомов психические процессы остаются неизменными, тогда как психоаналитическая терапия проникает в сущность психических конфликтов и пользуется внушением для того, чтобы изменить исход этих конфликтов; первая терапия оставляет пациента бездеятельным, неизменным и, следовательно, неспособным к сопротивлению при новом поводе к заболеванию, а вторая – нацелена на выявление и устранение внутренних сопротивлений, благодаря чему душевная жизнь пациента изменяется, поднимается на высокую ступень развития, остается защищенной от нового заболевания; гипнотическая терапия является капризной и неустойчивой по своим результатам, в то время как аналитическая терапия поддается расчету и дает более или менее стабильные результаты; при суггестивном лечении перенос тщательно оберегается и не затрагивается, а при аналитическом лечении он сам становится объектом лечения и разлагается на конкретные формы своего проявления; при гипнотической терапии положительный результат обусловлен внушением, в то время как при психоаналитической терапии – «не внушением, а достигнутым с его помощью преодолением внутренних сопротивлений, на прошедшем в больном внутреннем изменении».
Если многие исследователи конца ХIХ – начала ХХ века полагали, что внушение является основным фактором душевной жизни людей и своего рода «неразложимым прафеноменом», то З. Фрейд исходил из того, что оно само должно быть объяснено и что человек имеет право на противовнушение. Попытка объяснения природы внушения была предпринята им в «Лекциях по введению в психоанализ», где он рассмотрел перенос через призму чрезмерной способности человека распространять либидозную привязанность на различные объекты. Однако психоаналитическое понимание природы внушения было дано им в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), в которой устанавливалась непосредственная связь между либидозными, эмоциональными отношениями между людьми и внушением, между идентификацией и внушаемостью.
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001
а) социостатусом самого гипнотизера-суггестора, его обаянием, интеллектуальными качествами, умением воздействовать на реципиента-гипнотика, самой обстановкой, которая обязательно должна благоприятствовать способам-модусам гипносуггестивного воздействия, волевыми качествами гипнотизера-суггестора;
б) особенностями психики самого внушаемого-гипнотика, т.е. лица, воспринимающего транссуггестивную информацию, степенью его внушаемости; доказано, что лучше всего поддаются гипнозу дети, люди, слабые в своем интеллектуально-ментальном развитии, а также женщины;
в) зависит также от отношений, которые складываются между гипнотизером-суггестором и самим суггестируемым перципиентом (авторитетность гипнотизера, зависимость, доверие, симпатия);
г) а также от самих модусов-приемов конструирования-моделирования гипносуггестивного сообщения-информации (уровень аргументации, характер сочетаний дискурсивных, эмотивных компонентов, эффективное подкрепление другими воздействиями, отметим-денотатируем, что одним из основных условий гипносуггестивного воздействия гипнотизера на гипнотика-реципиента, является образование условного рефлекса см.; глобальной проблемой суггестии-внушения является степень восприимчивости перципиента-суггестициента к самому внушению, гипнозу, которая определяется готовностью гипнотика-суггеренда подвергнуться самому внушению и подчиниться т.о. самому гипносуггестивному воздействию; сама внушаемость-суггестивность зависит от ситуативных и личностных факторов, к числу же свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости относятся: низкая самооценка, неуверенность в себе, подавленность, связанные с различными социальными обстоятельствами, покорность, стеснительность, робость, доверчивость, тревожность, повышенная эмотивность, впечатлительность, сензитивность-сенсоромедиумность, ретардивность психической активности; можно выделить такие обстановочно-ситуативные феномены, которые влияют на повышение гипносуггесгии у гипнотика: стресс-полу стресс, утомление, экстремумы психики; при покое и релаксации субъекта-реципиента, внушаемость-суггестивность градацируется, а сама максимальная внушаемость наблюдается в гипнозе; наконец, на факторы суггестивности влияет также плохая компетентность-осведомленность перцепиента насчет проблем самой суггестии; одним из самых глубоких трассовых, суггестивных состояний гипнабельного гипнотика-суггеренда, безусловно является гипноз; гипноз—это временное состояние сознания, которое характеризуется сужением самого сознания, его имманентного объема, а также резкой фокусировкой на содержании самой гипносуггестии, что связано с трансформацией функций индивидуального контроля-регуляции индивида и процессов, происходящих в обеих полушариях головного мозга; сам гипноз репродуцируется-возникает, в результате специфических воздействий гипносуггестора, или же гипноз может продуцироваться в виду целенаправленного самовнушения-аутосуггестии; но стоит различать релаксивно-спонтанные состояния гипнотика-реципиента, и те состояния, которые внушены самим гипнотизером; к модальностям гипнотического состояния относятся: гипервнушаемость, сенситивная медиумность, экстрасенсорность-чувствительность перципиента к самим актам суггестии, а также непроизвольное забывание самих сеансов суггестии, и феноменов гипнотизации, отметим, что в состоянии гипноза-суггестии могут возникать физиологические и психические реакции, которые не свойственны ему при обычном состоянии сознания, подсознания; эти состояния могут затрагивать континуум, колапс-воображения и перцепции — отрицательные и положительные иллюзии, фантазии, суггест-грезы — а также памяти — припоминания, забывания тех или иных эпизодов-событий-фактов предшествующей онтологии-экзистенции или происходит активация процессов самого запоминания, транскодируемого материала; состояние транса, гипноза затрагивает также сферы ментальности —деформация дискурсивно-логических построений, или же сублимация креативных актов; механизмы внимания — повышенная концентрация и диффузия-распределение самого внимания; факторов личности индивида, например, трансформация его мотивации, навыков, настроений, эмоций, психотрадициональных привычек, кинетических актов; гипнотические состояния могут определяться также посредством внушения образа другого индивида, а также различными манипуляциями, связанными с пространством и временем; все эти механизмы берут свои истоки-начала в трансовых искусствах Древней Индии, Китая, шаманов Чукотки и Сибири, египетских жрецов, а также трансформированы-модифицированы с гипносуггестивных технических методик Месмера, Фариа, Бехтерева, Платонова и других знам. суггесторов-гипнотизеров; например, И. Павлов, как и Платонов, рассматривал гипноз как формоспецифическое состояние Ц.Н.С. в качестве-предикате частичного сна; другие иссл. рассматривают гипноз как измененное метафункциокирование сознания и подсознания субъекта в специфических эпизодах-условиях: акты внушения внимания, ожиданий, акты внушения мотивационных моделей; гипноз широко используется для лечения наркомании, курения, хрон. алкоголизма, а также в качестве средства анестезии-обезболивания в стоматологии, хирургии, нейрохирургии и других отраслях медицины, а в психотерапии гипноз используется, как специфический модус гипнопрактики для деструкции конфликтов, эксцессов и тех или иных негативных социоустановок индивида; в вопросах, касающихся гипносуггестии можно выделить процесс гипносуггестизации, который связан с тем гипносостоянием рецепиента, которое возбудил-сгенерировал в его психике сам гипнотизер-суггестор или же с тем состоянием, которое было достигнуто самим субъектом, при помощи аутосуггестии, при помощи вербальных или же невербально-сигнальных воздействий: классическая вербальная техника гипноза такова: испытуемому, обычно, многократно приказывают закрыть глаза, ощущать тяжесть тела, век, приказывают релаксироваться-расслабиться, заснуть, а затем уже, на втором этапе, гипнотизер переходит к другим необходимым моделям внушения, которые вызывают определенные движения-действия, кинетические акты; невербальная же техника гипноза, предполагает сама по себе (Гончаров, Кандыба—отец и сын, Цветков, Эриксон и др.): использование либо сильных, по интенсивности экстерораздражителей, либо же слабых ритмомонотонных: акустических, визуальных, тактильных, теплоэнергетических; весьма часто используется фиксация взора гипнотика на блестящих предметах (гипнотических шарах), на звуках метронома, на пассах (ручных манипуляциях) гипносуггестора, а также на сосредоточении внимания, на вербальных актах гипнотизера; можно дифференцировать два варианта гипносуггестизации: а) строго-императивный, который основан на жестких инструкциях, директивных суггестприказах, требованиях гипнотизера, в суммации с сильными невербальными сигналораздражителями; и б) мягко-кооперативный, который предполагает мягкие формы внушения-гипнотизации, с применением несильных реверберостимулов и различных убаюкивающе-уговаривающих вербальных внушений, в качестве суггестивных моделей воздействия; укажем, что ритуальные танцы, различные акустические звуки музыкальных инструментов, таких, как бубен, барабан, ритмомонотонное групповое пение в культурах Индии, Монголии, Китая, Чукотки и других стран-регионов, выполняют продуктивную функцию гипнотизации, введение субъекта в трансовые-гипносуггестивные состояния; эффект гипнотизации зависит от гипнабельности-адаптивности-податливости гипнотика, а также от индивидуальных особенностей самого гипнотизера и психики суггестируемого индивида-перципиента.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.