ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Гештальт-терапия
gestalt therapy) - разработанный Фрицем Перлсом метод гуманистической терапии, в котором клиницисты активно побуждают людей признать и принять себя, используя такие приемы, как ролевая игра и искусственная фрустрация.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

ГЕШТАЛЬТ ТЕРАПИЯ

(нем. gestalt - целостная форма, образ, структура) - система методов и процедур психотерапевтического воздействия на человека, основанных на теории гешталътпсихологии - области психологических исследований, ставящих во главу угла закономерности образования и функционирования целостных структур, исходя из которых объясняются их элементы и связи между ними (главный принцип - безусловное принятие человеком себя, других людей и всего остального мира такими, какие они есть; восприятие и оценка наличного состояния как вполне совершенного, не требующего изменения или улучшения).

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Гештальт-терапия
Гуманистическая терапия, принимающая во внимание все аспекты человеческой жизни и опыта и стремящаяся к восстановлению целостной личности, для которой характерно чувство самосознания. Этот вид терапии предназначен для людей, которые обычно пытаются защитить себя от воображаемых угроз и практически не предпринимают усилий для реализации своих истинных возможностей. Главным препятствием на пути личностного роста является незавершенность, неотреагированность прошлых ситуаций. Гештальт-терапия помогает пациентам осознать, кем они являются «здесь-и-сейчас», и развивать свои творческие способности на основе этого знания.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
одна из разновидностей групповой психотерапии и психокоррекции, основанная на признании того, что большинство проблем психологического и поведенческого характера, возникающих у человека, связано не столько с его прошлой жизнью, сколько с неумением ориентироваться и адаптироваться в настоящем. Метод Г. предложил и обосновал Ф. Перлз. Практический психолог или психотерапевт, пользующийся этим методом, проводит глубокую индивидуальную психотерапевтическую работу с одним из членов гештальт-группы, и в этом процессе принимают активное участие другие члены группы. Задача Г., как ее формулировал сам Перлз, заключается в том, чтобы выработать у людей «правильные гештальты», т. е. правильное восприятие себя, окружающих людей, обстановки и человеческих взаимоотношений. См. гештальт, гештальт-группы, Перлз Фредерик (Фриц), психокоррекция психотерапия.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Гештальт-терапия
(англ. Gestalt therapy; нем. Gestalt – «образ», «фигура», «фон») — психотерапевтический метод из категории развивающих личность. В основе его лежит представление, что с помощью наркотиков больной стремится «уйти от осознания самого себя». Гештальт-терапия возвращает его к реальности, преодолевая его психологическую защиту, которая создает препятствия для личностного развития и формирования зрелости. Используется прием драматизации внутреннего конфликта с целью его «изживания». Пациент стимулируется больше к действию, нежели к рассуждению и теоретизированию. Тем самым достигается бóльшая степень внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с окружающими людьми и внешним миром.
Разработал метод немецкий психолог Фриц Перлз (Fritz Perls) в начале 1950-х гг. Нередко используется в терапевтических общинах наркоманов.

Источник: Наркотики и наркомания. Энциклопедический словарь. 2014 г.

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
Как подход к коррекции психологической - одно из самых влиятельных направлений современной психологии. Его создатель - германско-американский психолог Ф. Перлз (Перле). Он наследовал ряд идей гештальт-психологии, психоанализа и других направлений. Хотя он был противником создания теорий, однако сформулировал ряд положений, дабы не допустить превращения гештальт-терапии в простой набор приемов. Принцип целостности им распространяется на проблему соотношения между психической и физической действительностью. Любой аспект поведения - проявление целостного бытия человека. Кроме того, идея целостности означает понимание индивида как части более широкого поля, включающего также среду. Но в этом единстве обозначается контактная граница между индивидом и средой: у здорового она подвижна, допуская и контакт со средой, и уход от нее. Контакт - это формирование гештальта, уход - завершение. Проблема невротика сострит в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов - незаконченных, неотреагированных проблем, что заставляет его жить не здесь-и-сейчас, а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий. Главное - это осознание того, что и как происходит, а не поиск причин происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста - незавершенность, неотреагированность ситуаций прошлого, а также - боязнь пустоты, возникающей, когда человек лишается привычных поведенческих клише и игр (ролей), где он притворяется таким, каким хотел бы быть. Эта пустота означается как тупик; его человек обычно избегает, возвращаясь на поверхностные уровни поведения. Но если он способен поддерживать сознание в пустоте, это приводит к "внутреннему взрыву", переживаемому как страх смерти иди смерть, а затем - к внешнему взрыву - вспышке эмоций, что знаменует возрождение человека, отреагирование ранее сдерживаемого, отвлекавшего на себя часть энергии и возможность жить в настоящем.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
англ. gestalt therapy) - направление психотерапии, развившееся во 2-й пол. XX в., основывающееся на понятиях классической гештальт-психологии, в частности, на понятиях гештальта, фигуры и фона и на теории поля К. Левина. В то же время в Г.-т. можно найти элементы самых разных психологических и философских течений - психоанализа, экзистенциализма, психодрамы, феноменологии, дзэн-буддизма и др. Создатель Г.-т. - амер. психиатр Фредерик (Фриц) Перлз (Perls, 1893-1970). Он считал, что человека следует рассматривать как целостную живую систему, включенную во взаимодействие с окружающим миром, причем сама психологическая жизнь человека - это процесс образования гештальтов, т. е. целостных образов наличной ситуации. Под целостностью организма понимается в данном случае нераздельность и взаимопроникновение физической и ментальной активности человека. Любой аспект поведения человека рассматривается как проявление целого - его бытия. В норме бытие человека осуществляется "здесь и теперь", в контексте наличной ситуации.
Невротическая личность в данном подходе - это человек, не способный жить в настоящем, поскольку он несет в себе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты) из прошлого. В результате, ему не хватает энергии для того, чтобы полностью осознавать и действовать в настоящем. Работа терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту сосредоточиться на том, что он переживает "здесь и теперь", путем "замыкания" незавершенных гештальтов. Г.-т. также м. б. соотнесена с феноменологией, т. к. предполагается, что описание происходящего "здесь и теперь" важнее объяснения его причин. На основании описанных положений, по мнению гештальт-терапевтов, развитие человека вплотную связано с расширением зон самоосознавания (self-awareness). Развивая самоосознавание, человек становится более самодостаточным, он может опереться на себя и более полно взаимодействовать с миром. Основными препятствиями на пути к самоосознаванию Перлз называет 4 типа невротических механизмов (4 типа нарушения контактной границы): интроещия, проекция, слияние (конфлюэнция) и ретрофлексия. Позже к этому списку были добавлены механизмы дефлексии и изоляции. (А. А. Корнеев.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ

Создателем гештальттерапии является американский врач и психолог Фредерик Перлз (Фриц Перлз, 1893–1970 гг.). Получив медицинское образование, в 1926 году Перлз начинал свою работу в институте военных мозговых травм в Берлине. Его руководителем стал Курт Гольдштейн – один из основателей гештальтпсихологии. Здесь он приобрел взгляды на организм человека как единое целое, а не как отдельно функционирующие части организма (холизм – холистический взгляд). В 1927 г. Ф. Перлз начинает изучать психоанализ под руководством Вильгельма Райха, Карен Хорни, Отто Фенихеля – представителей неопсихоанализа. С 1946 г. он работает в Соединенных Штатах, где в 1952 г. основывает институт гештальттерапии, и затем преподает и ведет практику с Исаленском институте (штат Калифорния). Таким образом, взгляды Ф. Перлза формировались под влиянием гештальтпсихологии, психоанализа, идей Вильгельма Райха, экзистенциализма. Определенное влияние на теорию и практику гештальттерапии оказала психодрама Джона Морено, философия дзенбуддизма.
Ф. Перлз пришел к выводу, что психоанализу не хватает холизма, когда индивид и среда составляют противоречивое единство, и посчитал, что эти две составляющие являются постоянно взаимодействующими частями поля. Перлз был уверен в том, что анализ очевидного материала, возникающего в процессе взаимодействия этих двух ипостасей в настоящем, является ключом в понимании и переработке внутренних конфликтов человека, а не в анализе причин их возникновения в прошлом, которое уже вытеснено в подсознание. Ф. Перлз, в конечном счете, был уверен, что целостный взгляд на человека и психотерапию требует его деинтеллектуализации. Ф. Перлз говорил, что западный интеллект стал «бледной подменой непосредственного чувствования и переживания». Он больше всего верил в «мудрость организма», которую понимал как интуицию, базирующуюся на эмоциях в большей степени, чем на рациональной части личности. Стремление людей постоянно выяснять «почему это происходит?» мешает людям пережить полные чувства, связанные с тем, «как это происходит». Таким образом, получается, что подлинное эмоциональное осознание блокируется изобретенными объяснениями. Объяснение, по Ф. Перлзу, является приобретением интеллекта, которое мешает истинному пониманию. Он говорил о том, что осознание человеком того, как он себя ведет в настоящем, важнее для понимания себя в каждое мгновение жизни и для изменения своих стереотипов, чем понимание, почему он ведет себя таким образом.
Постепенно Ф. Перлз разошелся с психоанализом и в области теории инстинктов. Перлз полагал, что поведение человека определяется не инстинктами, а «незаконченными ситуациями», иначе «неудовлетворенными потребностями» – гештальтами.
Механизм перенесения, по З. Фрейду, рассматривался Ф. Перлзом в контексте механизма проекции, характерного для невротизма, а механизм сопротивления в теории психоанализа он рассматривает как попытку избежания осознания болезненного материала.
Главным в терапии Ф. Перлз считает не осознание вытесненного в подсознание материала (психоанализ), а процесс ассимиляции осознанного материала (ранее интероецированного опыта), но не усвоенного им так, чтобы он стал составной частью личности (привычки, отношения, стереотипы поведения).
Вильгельм Райх оказал также большое влияние на формирование взглядов Ф. Перлза. По В. Райху, психологическая защита выражается на физиологическом уровне в виде мышечного зажима (клинча), «мышечного панциря». Работая с этими мышечными напряжениями, возможно осознать скрытое за ними психологическое содержание своих проблем и переживаний. Таким образом, В. Райх утверждал, что организм человека является единством психики и тела.
Из гештальтпсихологии Ф. Перлз взял положение о том, как организм функционирует для достижения равновесия. Восприятие формируется таким образом, что в данный момент и в данном поле выделяется главное – фигура, остальное является фоном. Восприятие формируется так, что оно концентрируется, прежде всего, на самой актуальной потребности, чтобы удовлетворить ее. К примеру, если человек испытывает жажду, фигурой – главной потребностью – становится сосуд с водой среди всех остальных блюд на столе. Утолив жажду, на первый план выходит другая потребность (фигура) – удовлетворение чувства голода. Гештальтпсихология утверждает, что целое определяется взаимодействием его частей.
Гештальт («целостная структура», «паттерн») – это специфическая организация частей, где существует строгая иерархия их взаимодействия. Это касается поведения, чувствования, восприятия и функционирования организма в целом. Это положение привело Ф. Перлза к мысли, что нельзя разделить психику и тело, и даже отделить организм от среды. В своих рассуждениях Ф. Перлз пошел еще дальше, вплоть до того, что человека вообще не следует рассматривать отдельно от окружающего мира, что каждый человек якобы творит свой собственный мир (отличный от реального) и раскрывает его в пределах своих возможностей. Вопрос состоит лишь в том, как он это делает.
В целом же, гештальттерапия является экзистенциальной, поскольку использует экзистенциальнофеноменологический подход к человеку и к его непосредственной актуальной ситуации. Анализ своего настоящего опыта в данной ситуации «здесь и теперь» способствует более реалистичному осознанию своих чувств, мыслей, поступков и позволяет приступить к позитивным изменениям.
Особенностью гештальттерапии является тот факт, что возможность ее применения не ограничивается только работой с пациентом и собственно лечением людей, но эта терапия становится также эффективным методом воспитания здоровых людей, помогающим им в личном развитии, в большем использовании их потенциальных возможностей. Именно этим объясняется в значительной мере популярность гештальттерапии вне клинической среды. Ее методы и идеи включены в течение гуманистической психологии и так называемые «движения за актуализацию человеческого потенциала».
Терапия контактов осуществляется по двум направлениям:
1) анализ вербальных сообщений (содержание);
2) анализ телесных проявлений.
В рамках гештальтпсихологии душевные и телесные переживания рассматриваются как проявления одной и той же сути. Любой аспект человеческой деятельности обнаруживает его целостное «Я». Мимика, движение, позы свидетельствуют так же, как и мысли, чувства, речь, о внутренней жизни человека. Поэтому терапия тела ведет к изменениям в ядре личности так же успешно, как и личностная терапия осознаваемых переживаний и симптомов. Телесное послание так же важно, как и речевое сообщение. Больше того, изза существующих запретов, явлений вытеснения язык тела для клиентов является единственным каналом информации о себе и вместе с речевым сообщением значительно проясняет происходящее в нем для психотерапевта.
Целостность – основное положение гештальтпсихологии. Целое не есть сумма частей. Целое – это качественно новое образование, определяемое гармоничным взаимодействием и взаимозависимостью составляющих его частей. На практике этот принцип реализуется тем, что психотерапевт одновременно работает с вербальным материалом и телесными проявлениями. Обсуждается предъявляемая клиентом проблема и одновременно терапевт следит за его телом. Телесные проявления сообщают о неосознаваемых самим клиентом сообщениях. Предлагая их усилить (телесные ощущения), терапевт способствует проявлению скрываемых телесными зажимами чувств. Клиенту предлагается говорить от имени частей своего тела, манипулировать ими или сделать попытку объяснить их, в результате чего охватывается как сознательное, так и бессознательное в человеке.
Основная идея концепции изменения индивидуума была выражена в следующей формулировке: «Изменение наступает тогда, когда становишься тем, кто ты есть, а не тогда, когда пытаешься стать тем, кем не являешься» (конечно, это не касается профессионального роста и развития). Это главная идея всей терапии гештальт.

Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005

Гештальт-терапия
gestalt therapy) Г.-т. представляет собой экзистенциальный и феноменологический подход, осн. на принципах фокусирования сознания на актуальной действительности и на непосредственном опыте. Индивидуум в ходе терапии побуждается к возможно большей полноте сознавания текущих мыслей, чувств и телесных ощущений для того, чтобы он смог обнаружить свой собственный вклад в блокирование потока сознания и жизненной активности. Принимая на себя большую ответственность за содержание субъективного опыта, он приучается рассчитывать на собственные возможности и становится менее зависимым и менее поддающимся манипулированию в отношениях с другими. Г.-т. - не ветвь аналитического направления, она не прибегает к интерпретации. Здесь пациенты стимулируются к поиску своих собственных смыслов, постановке собственных целей и самостоятельному выбору. Происхождение Г.-т. разработана Фредериком (Фрицем) Перлзом. Широкие интересы Перлза - к экзистенциализму, восточным религиям и гештальт-психологии - привела его к отказу от фрейдистских взглядов и созданию собственной теории и метода терапии. Перлз рассматривал человека как целостный организм, единство психич., физ., эмоциональных и сенсорных процессов, проявляющихся в текущий момент. Главные теоретические понятия Теория гештальта исходит из того, что организм имеет естественную тенденцию к росту и удовлетворению базовых потребностей. Здоровый индивидуум чувствителен к внутренним побуждениям и полагается на них как на основу для выбора и решений. Отрицание аспектов собственного бытия путем блокировки сознания или попытки заковать себя в прочную броню императивов "морального долга" приводит к потере способности адекватного функционирования и отчуждению от своих внутренних стремлений и ресурсов. В сознание входит непрерывный поток потребностей и желаний, каждое из к-рых можно считать фигурой, фокусом или гештальтом, образующимся из недифференцированного фона опыта. При здоровом функционировании организм мобилизуется для удовлетворения каждой потребности, вступая в контакт с аспектами окружающей среды, подходящими для удовлетворения той или иной потребности. Таким способом восстанавливается равновесие в организме. Для нормального осуществления этого саморегулирующегося процесса важно, чтобы организм в достаточной степени обладал сознанием (awareness), т. е. сознавал появление мыслей, чувств и ощущений в каждый конкретный момент. Поскольку сознание может быть сфокусировано только в одной точке за раз, человек, погруженный в прошлое или будущее, не сознает того, что происходит в настоящем. Перлз подчеркивал важность принятия на себя ответственности за собственное поведение. Вместо того чтобы отрицать, порицать, проецировать и перекладывать на других ответственность за свой опыт, индивидуума побуждают принять мысли, чувства и действия как части себя (the self). He нужно списывать на внешние условия нашу кажущуюся неспособность что-то сделать для себя; напротив, все мы должны "делать свою собственную работу", на свой страх и риск, и т. о. узнать, кто мы такие и на что мы способны. В теории гештальта ключевым понятием является "незаконченное дело" (unfinished business): незавершенные ситуации из прошлого, сопровождаемые невыраженными эмоциями, к-рые никогда не были до конца прочувствованы или разряжены. Переносясь в настоящее, эти незавершенные переживания (experiences) препятствуют сознаванию текущего момента и аутентичным связям с др. Перлз считал, что невыраженное недовольство является наиболее частым источником незаконченного дела. Незаконченное дело может быть разрешено путем повторного воспроизведения первоначальной ситуации (открыто или в воображении), переживания и выражения связанного с ней аффекта. Т. о. достигается завершение, уходит озабоченность прошлым, и индивидуум может перенаправить свое внимание и энергию на открывающиеся возможности. Терапевтические цели и роль психотерапевта Цель Г.-т. - не просто устранение симптома, но личностный рост. Терапевт помогает пациенту достичь большего самопринятия, большей личной ответственности, реинтеграции отчужденных или отщепленных аспектов личности, стать более аутентичным и менее доступным манипуляциям со стороны окружающих. Обнаружив расхождения между тем, что пациент говорит, и тем, что он делает, терапевт предпринимает вмешательства, осн. на актуальном поведении пациента. Вмешательства по содержанию являются скорее описательными, чем интерпретирующими. Терапевт не только наблюдает поведение больного, но и привносит во встречу с ним свою собственную индивидуальность. Гештальт-терапевт исходит из того, что он является таким же компонентом терапевтического взаимодействия, как и пациент, и отвечает за представление себя пациенту в наиболее прямой, спонтанной и самораскрывающей манере. Методики гештальт-терапии Гештальт-терапевтами описано много технических приемов (нек-рые из них высокоэффективны и выглядят весьма впечатляющее), к-рыми они пользуются, чтобы обострить непосредственный опыт, повысить уровень конфликта и поляризации, содействовать большей свободе выражения или сознаванию механизмов блокировки и избегания. Перлз, однако, предостерегал терапевтов от чрезмерного увлечения технической стороной дела, чтобы не попасть в зависимость от набора технических "трюков". В Г.-т. по Перлзу занятие клиентом "горячего стула" (taking the "hot seat") означает готовность вступить в контакт с психотерапевтом. Дополнительный "пустой стул" рядом с клиентом может "заниматься" воображаемым значимым другим или отчужденной частью себя для ведения воображаемого диалога с ними. С помощью методики диалогов идентифицируются проецированные и отрицаемые компоненты личности. Используя два стула и перемещаясь с одного на другой, клиент ведет "беседу", разговаривая за себя и за воображаемую сторону. По мере того как взаимодействие между этими полярными противоположностями нарастает и они начинают все глубже осознаваться, становится возможной их интеграция благодаря большему принятию себя клиентом. Гештальт-терапевты обращают внимание на всю полноту экспрессии пациента, а не только на слова. Такие невербальные признаки, как поза, жесты, тон голоса часто отражают неосознаваемые пациентом аспекты функционирования. Терапевт может, напр., попросить пациента преувеличить или повторить жест, и эта интенсификация экспрессии позволяет пациенту открыть функцию или значение жеста. Метод работы со сновидениями пациентов, используемый в Г.-т., возник из убеждения Перлза в том, что сновидения - это один из самых спонтанных видов продукции. Считается, что каждое сновидение содержит экзистенциальное послание - выражение каких-то аспектов жизни индивидуума в настоящем. Становясь любым объектом или персонажем во сне (как одушевленным, так и неодушевленным), индивидуум может идентифицировать себя с ним и, т. о., вновь ощутить проекции, конфликты и незавершенные ситуации, отраженные в сновидении. Применение гештальт-терапии В первоначальной практике Перлза Г.-т. проводилась индивидуально - частным образом или в присутствии обучающихся методу студентов. Др. гештальтисты применяют ее в групповой форме, стимулируя т. о. взаимодействие членов группы между собой. Они работают с самыми разнообразными клиентами и широким спектром состояний. Оценка эффективности и текущее состояние Г.-т. в ее наилучшем варианте обеспечивает подъем жизненных сил и энергии за счет фокуса на прямом контакте и экспрессивности, сосредоточения на чувствах и телесном опыте при минимуме теоретизирования и интерпретаций. Критики, однако, указывали на то, что этот подход может быть антирациональным, чрезмерно опирающимся на технические приемы, открыто конфронтационным и ориентированным лишь на хорошо мотивированных и готовых к ведению диалога клиентов. В связи с тем что приемы Г.-т. могут способствовать высвобождению сильного аффекта, Ирма Ли Шеферд выражала озабоченность относительно адекватности их применения к больным с острыми расстройствами и низким контролем импульсов. Имеется общее согласие в том, что отрицательные последствия можно предупредить, если лечение проводится психологически зрелым, хорошо обученным терапевтом, имеющим основательные теорет. познания в области основ Г.-т. и достаточный опыт работы с определенными категориями пациентов. См. также Гештальт-психология, Психотерапия, Методики психотерапии Т. Гласс

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Перлсом (Perls F. S.) под влиянием идей гештальт-психологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, теории Райха (Reich W.) о физиологических проявлениях вытесненного психологического материала. Г.-т. возникла в русле феноменологического подхода, подчеркивающего необходимость осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Информацию, необходимую для терапевтического изменения, получают из непосредственного поведения пациента. Феноменологический подход Г.-т. противопоставляется каузальному - традиционному - подходу, при котором усилия психотерапевта направлены на поиски причин расстройств у пациента в его прошлом.
Перлс перенес закономерности образования фигуры, установленные гештальт-психологией в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться "мудрости тела", прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим собою, осуществлять свое "Я", реализовывать свои потребности, наклонности, способности - это путь гармоничной, здоровой личности. Больным неврозом, согласно экзистенциально-гуманистической психологии, является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего "Я", направляющий все свои усилия на реализацию "Я"-концепции, создаваемой для него другими людьми - прежде всего близкими - и которую он со временем начинает принимать за свое истинное "Я". Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.
В Г.-т. различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект - является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. Проекция - прямая противоположность интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его "Я"-концепции. Образующиеся в результате проекции "дыры" заполняются интроектами. Ретрофлексия - "поворот на себя" - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями, или незавершенными гештальтами, часто являются агрессивные чувства. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между "Я" и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц, например: "Я должен заставить себя сделать это". Дефлексия - это уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции "сглаживания" конфликтных ситуаций и т. п. Конфлуенция, или слияние, выражается в стирании границ между "Я" и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от чужих. Слияние хорошо выявляется на занятиях групповой психотерапией у пациентов, полностью идентифицирующих себя с группой; для них характерно при описании собственного поведения употребление местоимения "мы" вместо "я".
Описанные варианты нарушений процесса саморегуляции представляют собой невротические защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного "Я". В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами, или частями, чаще выступают дихотомии: мужское-женское, активное-пассивное, зависимость-отчужденность, рациональность-эмоциональность, эгоистичность-бескорыстие. Большое значение придается в Г.-т. описанному Перлсом конфликту между "нападающим" (top-dog) и "защищающимся" (under-dog). "Нападающий" - это интроект родительских поучений и ожиданий, диктующих человеку, что и как он должен делать ("Родитель" в терминологии трансактного анализа). "Защищающийся" - зависимая, неуверенная в себе часть личности, отбивающаяся различными хитростями, проволочками типа "сделаю завтра", "обещаю", "да, но...", "постараюсь" ("Ребенок" в трансактном анализе). Основная цель Г.-т. состоит в интеграции фрагментированных частей личности.
В процессе Г.-т. на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности пациент проходит через пять уровней, которые Перлс называет уровнями невроза.
Первый уровень - уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Невротическая личность отказывается от реализации своего "Я". Больной неврозом живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными, он испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования. Перлсу принадлежит следующий афоризм: "Сумасшедший говорит: "Я Авраам Линкольн", а больной неврозом: "Я хочу быть Авраамом Линкольном", здоровый человек говорит: "Я - это я, а ты - это ты"". Отказываясь от самого себя, больной неврозом стремится быть кем-то другим.
Второй уровень - фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но когда пациент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренно, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является, боится, что общество подвергнет его остракизму.
Третий уровень - тупик. Характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статус-кво, боясь пройти через тупик.
Четвертый уровень - имплозия. Это состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне индивид может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии в столкновение противоборствующих сил внутри человека; возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить.
Пятый уровень - эксплозия (взрыв). Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия - это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание. Перлс описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм. Эксплозия истинной скорби является результатом работы, связанной с утратой или смертью близкого человека. Оргазм - результат работы с лицами, сексуально заблокированными. Гнев и радость связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной индивидуальности.
Основным теоретическим принципом Г.-т. является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать выбор.
Поскольку саморегуляция осуществляется в настоящем, гештальт возникает в "данный момент", то психотерапевтическая работа проводится сугубо в ситуации "сейчас". Психотерапевт внимательно следит за изменением в функционировании организма пациента, побуждает его к расширению осознания того, что происходит с ним в данный момент, с тем чтобы замечать, как он препятствует процессу саморегуляции организма, какие блоки он использует для избегания конфронтации со своим настоящим, для "ускользания из настоящего". Большое внимание психотерапевт уделяет "языку тела", являющемуся более информативным, чем вербальный язык, которым часто пользуются для рационализации, самооправданий и уклонения от решения проблем. Психотерапевта интересует, что делает пациент в данный момент и как он это делает, например, сжимает ли кулаки, совершает мелкие стереотипные движения, отводит в сторону взгляд, задерживает дыхание. Таким образом, в Г.-т. акцент смещается с вопроса "почему?" на вопрос "что и как?". Фрагментирование личности часто устанавливается по рассогласованию между вербальным и невербальным проявлениями.
Феноменологический подход диктует принципы и технические процедуры в Г.-т.: и те и другие связаны с настоящим. Основными принципами являются следующие.
1. Принцип "сейчас". "Сейчас" - это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью "сейчас", а то, что происходило несколько минут назад, не является "сейчас".
2. Принцип "я - ты". Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу - конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения и нежелание говорить прямо и однозначно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.
3. Принцип субъективизации высказываний. Связан с семантическими аспектами ответственности пациента. Психотерапевт предлагает пациенту заменять объективизированные формы (типа "что-то давит в груди") на субъективизированные ("я подавляю себя"). Это помогает пациенту рассматривать себя как активного субъекта, а не как пассивный объект, с которым "делаются" разные вещи.
4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий Г.-т. Пациент должен постоянно осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ним в данный момент, он должен замечать малейшие изменения в функционировании организма. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела (понимание "языка тела") способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.
Технические процедуры в Г.-т. называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты "примеряют" различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов - достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональное осознание ("ага-переживание") - это такой момент самопостижения, когда человек говорит: "Ага!" По Перлсу, "ага" - это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда "закрывается" гештальт, "звучит" этот щелчок. По мере накопления фактов эмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное. Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами Г.-т., может создавать новые игры или модифицировать уже известные. Наиболее известными являются следующие игры.
1. Диалог между частями собственной личности. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности - между агрессивным и пассивным, "нападающим" и "защищающимся". Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Техника игры такова: напротив стула, который занимает пациент ("горячий стул"), располагается пустой стул, на который "сажают" воображаемого "собеседника". Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.
2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.
3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся Г.-т. сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т. п. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу. Гештальт-психотерапевтами замечено, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство - чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: "Я обижен..."
4. Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Пациенту предлагается "разыграть проекцию", т. е. примерить на самого себя это чувство или черту. Так, пациента, который заявляет: "Я испытываю к тебе жалость", просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников группы и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.
5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение пациента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, пациентке с манерами "душечки" предлагается разыграть роль агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.
6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра "Старый, заброшенный магазин". Пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Пациенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.
Большое внимание уделяется в Г.-т. работе со сновидениями пациентов. Перефразируя Фрейда (Freud S.), Перлс говорил, что "сон - это королевская дорога к интеграции личности". В отличие от психоанализа, в Г.-т. не интерпретируются сны, они используются для интеграции личности. Автор считал, что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.
Перлс сначала применял свой метод в виде индивидуальной психотерапии, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. Групповая психотерапия проводится как центрированная на пациенте, группа же при этом используется лишь инструментально по типу хора, который, подобно греческому, на заднем плане провозглашает свое мнение по поводу действия протагониста. Во время работы одного из участников группы, который занимает "горячий стул" рядом со стулом психотерапевта, другие члены группы идентифицируются с ним и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего "Я" и завершая незаконченные ситуации.
В последние годы отмечается явная тенденция отхода от ортодоксальной модели Г.-т. с ее непримиримостью к каузальности, полному отказу от анализа и интерпретаций к использованию гештальт-экспериментов в сочетании с каузальными методами психотерапии, чаще с трансактным анализом. Г.-т. наиболее эффективна при лечении неврозов. При работе с психотическими пациентами ее рекомендуют проводить достаточно длительно и осторожно.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
152.89 кб

Гештальт-терапия: деконструкция в диалоге

Захарова Елена Владимировна
Анализируется философское основание гештальт-теории. Практика гештальт-терапии рассматривается как деконструкция чувственного текста сознания в контексте диалога.
Читать PDF
128.17 кб

Методы гештальт-терапии в работе с аутистами

Абакумова Ирина Владимировна, Кузенко Светлана Сергеевна
В России нет сформированной психотерапевтической традиции. Сама специальность «психотерапевт» официально появилась лишь недавно.
Читать PDF
127.99 кб

Концепция характера в теории и практике гештальт-терапии

Аралова Марина Петровна
Статья имеет целью ознакомление широкого круга читателей, и, прежде всего, специалистов, занимающихся психологической практикой и гештальт-терапией, с концепцией характера, разработанной в последние десятилетия.
Читать PDF
960.20 кб

Возможности гештальт-терапии при работе с пограничными расстройствами личности

Абдулова Инна Георгиевна, Доленко Георгий Николаевич
Рассматриваются особенности пограничного состояния, причины его возникновения и последствия. Предлагаются методики гештальт-терапии для смягчения негативных последствий и лечения пограничных состояний.
Читать PDF
240.41 кб

Методы гештальт-терапии в развитии профессионально важных качеств личности будущего специалиста

Шаймуратова А. Ф.
Представлены профессионально важные качества различных специалистов. Целенаправленное развитие качеств с помощью методов гештальт-терапии позволяет обеспечить профессиональную самоактуализацию личности.
Читать PDF
173.96 кб

Психотерапевтический дискурс: исследование особенностей речевого взаимодействия гештальт-терапевта

Фоминичев Антон Валерьевич
Эта статья раскрывает особенности изучения анализа психотерапевтического дискурса в намерениях.
Читать PDF
181.21 кб

Ефективність гештальт-терапії при лікуванні психічних розладів в осіб з косметичними дефектами та де

Скрипніков А. М., Животовська Л. В., Боднар Л. А.
У статті охарактеризована система комплексного лікування психічних порушень в осіб, які зверталися до пластичних хірургів для проведення естетичної ринопластики, розроблена на підставі гештальт-терапії в поєднанні з використанням
Читать PDF
333.52 кб

Гештальт-терапия как средство развития профессиональной мобильности будущих специалистов социальной

Зыкова Н. Ю.
Данная статья посвящена проблеме развития профессиональной мобильности студентов будущих специалистов социальной сферы.

Похожие термины:

  • Оценка гештальттерапии

    Гештальттерапия была разработана Фрицем Перлзом на основе его раннего опыта в психоанализе, экзистенциальной философии, теории Вильгельма Райха о физиологических корнях сопротивления психоло
  • Техники гештальттерапии

    Предлагаемые техники предполагают открыть себя, свою «индивидуальность», мобилизовать ее и сделать более эффективной для удовлетворения своих потребностей в качестве биологического организма
  • Гештальт-терапия в устранении трудностей в общении

    нем. Gestalt - образ, целостная форма) - форма психотерапии, основанная на понятиях единства и целостности (предложена Ф. Перлзом). Гештальт-терапия (Г.-т.) обычно проводится в группах. Групповая психотер
  • Концепция невроза в гештальтпсихологии и гештальттерапии

    Концепция невроза в гештальтпсихологии рассматривает различные аспекты роста и развития личности, которые формируют личностные отношения со средой, ощущения самостоятельности личности и ее зр