ДИСЛЕКСИЯ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Дислексия
dislexia) - расстройство, когда человек проявляет ослабленную способность узнавать слова и понимать, что они значат. Также называется расстройством чтения.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Дислексия
Аномалия зрения, затрудняющая чтение вследствие перцептивных ошибок при восприятии букв. Например, одна из распространенных ошибок заключается в том, что букву «б» принимают за «д».

Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004

Дислексия
Собирательное понятие для обозначения трудностей и дефектов произношения, испытываемых людьми, чаще в детском возрасте, с нормальным в других отношениях развитием. Описал в 1896 г. W. Morgan.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Дислексия
(Dyslexia) (от греч. dys и lexis - речь, слово). 1. Всякое расстройство способности читать. 2. Особое расстройство чтения, при котором больному удается прочитать первые слова правильно, но не удается прочитать следующие. 3. Легкая степень алексии (см.). Дислексия обусловлена органическими или функциональными (истерия) заболеваниями нервной системы. Ср. Легастения.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ДИСЛЕКСИЯ
серьезное нарушение способности к чтению, а также (иногда) к письму и восприятию речи на слух. Чаще всего Д. называют приобретенное неумение пользоваться соответствующими видами речи, и этот термин обычно применяют по отношению к детям, которые значительно отстают от своих сверстников в речевом развитии и обучении, но при этом не имеют явных признаков общего умственного отставания. Д. следует отличать от алексии. См. алексия.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ДИСЛЕКСИЯ
(от греч. dis приставка, означающая расстройство, и lego – читаю) – нарушение чтения, вызванное поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС. Дети, страдающие Д., испытывают затруднения в восприятии и понимании текстов, что выражается в замедленном характере чтения, частых несовпадениях воспроизводимого текста и оригинала. Д. связана с общими нарушениями в развитии речи, что обусловливает комплексный характер коррекционной работы. Крайне выраженная форма Д. – алексия.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

ДИСЛЕКСИЯ
англ. dyslexia; от греч. dys - повреждение + lexia - речь) - существенные трудности в овладении чтением (в т. ч. в понимании прочитанного) и письмом у нормальных в других отношениях детей. Как ни странно, нередко Д. сопровождается повышенными показателями умственного развития. Ср. Алексия. Син. Д. развития {developmental dyslexia). Имеются данные о существовании наследственного фактора Д. Предполагается, что одной из причин Д. м. б. задержка в развитии литерализации функций головного мозга. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ДИСЛЕКСИЯ
dyslexia) - нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное заболевание встречается сравнительно редко, причем наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек, однако может повлечь за собой значительные трудности, связанные с обучением такого ребенка. Проявляется дислексия примерно в возрасте семи лет (иногда раньше); по-другому это заболевание называется иногда специфической дислексией (specific dyslexia), нарушение способности к чтению (develop mental reading disorder или developmental word blindness), чтобы отличать его от приобретенных трудностей в освоении чтения и письма. Для сравнения: Алексия. - Дислексический (dyslexic).

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

ДИСЛЕКСИЯ
В основном – неспособность научиться читать. Однако среди педагогов, психологов и врачей нет согласия в том, как охарактеризовать неспособность к чтению, особенно в терминах этиологии этого состояния; по вопросу о когнитивных и перцептивных компонентах, которые должны лежать в основе этого, и о том, насколько слабо должна быть развита способность к чтению, чтобы этот случай можно было классифицировать как заболевание Дислексией. Обычно это рассматривается как неспособность к обучению, и этот термин предназначен для детей, которые значительно отстают от других детей того же уровня развития в чтении и когда не имеется никакого свидетельства любого общего ослабляющего расстройства, такого как умственная отсталость, сильная травма головного мозга, серьезные эмоциональные проблемы или культурные факторы, как, например, происхождение из места, где говорят не на том языке, который используется в большем сообществе. Ср. с приобретенной дислексией. Синонимичными терминами являются; расстройство чтения, связанное с развитием и дислексия развития. Определенные формы этого расстройства перечислены ниже. Следует отличать от алексии.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Дислексия
(от греч. dys — приставка, обозначающая «нарушение, расстройство», lectio — «чтение») — частичное нарушение процесса чтения, появляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. У детей это выражается в трудностях при обучении чтению; у взрослых — когда частично нарушается сформированный ранее навык чтения из-за органического поражения головного мозга (травмы, нарушения мозгового кровообращения, опухоли и т. д.).
Д. проявляется в неузнавании и вследствие этого неправильном назывании букв при чтении, побуквенном (вместо порогового) чтении, искажении звуко-слоговой структуры слов, чтении справа налево и в нарушении понимания прочитанного при технически правильном чтении.
Выделяют Д. фонематическую и оптическую. При Д. фонематической нарушена деятельность центрального отдела речеслуховой системы, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации звуков речи и к трудностям фонематического анализа и синтеза слов. При Д. оптической нарушена тонкая и дифференцированная работа центрального отдела зрительной системы, что обусловливает задержку в формировании зрительно-пространственных представлений. Особой разновидностью оптической Д. считается так называемое зеркальное чтение, осуществляемое справа налево.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Дислексия
Термин имеет два близких значения. Более распространен термин «эволюционная дислексия», описывающий затруднения в приобретении навыков устной и письменной речи, которые считаются следствием аномалий в развитии ребенка. Согласно некоторым оценкам, 2—4% детей в возрасте 10 лет проявляют заметные признаки дислексии. Во втором, менее распространенном значении термина, речь идет о «приобретенной дислексии», когда языковые навыки повреждаются в результате инсульта или травмы головного мозга. Здесь мы рассмотрим только первый тип дислексии, для которого характерны следующие симптомы: а. Затрудненное чтение или произношение, которое не является следствием слабого интеллекта или отсутствия возможности обучения. б. Неуверенное различение левой и правой стороны. в. Путаница в написании букв «б» и «д». г. Существенные трудности в запоминании арифметических таблиц. д. Неспособность правильно назвать простую последовательность (например, месяцы или времена года). Психологи обычно сталкиваются с трудностями при различении симптомов дислексии у здоровых детей с плохими навыками чтения и письма. Диагноз дислексии более вероятен, если ребенок проявляет необычную слабость в этой области по сравнению с другими навыками (особенно по сравнению с общим уровнем умственного развития).

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ДИСЛЕКСИЯ
Джулиан рос веселым, активным ребенком. Когда ему исполнилось пять лет, он стал посещать начальную школу. Вскоре после этого родители заметили, что мальчик стал замкнутым и капризным. Учитель Джулиана предположил, что у него нарушение способности к обучению, и порекомендовал его родителям обратиться к психологу. Джулиан выполнил большинство тестов на уровне выше среднего, но показал плохие результаты в опознании слов и букв. Выяснилось, что у ребенка особое психическое расстройство — дислексия.
Существуют разные определения дислексии, но в широком смысле это неспособность к чтению. Различают два основных типа дислексии: прогрессирующая, как в случае с Джулианом, и приобретенная.
Прогрессирующая дислексия обычно обнаруживается в детстве, когда ребенка учат читать. Он может испытывать трудности при составлении слов из напечатанных букв, путать разные буквы, например «р» и «ь», неправильно произносить написанные слова и не понимать письменную речь. По результатам недавних исследований, от 10 до 15 процентов детей в той или иной степени страдают прогрессирующей дислексией.
Причины этого психического заболевания до конца не ясны. Есть свидетельства того, что оно носит наследственный характер, поскольку довольно часто встречается у нескольких членов семьи. Часть исследователей предполагает, что прогрессирующая дислексия связана с затрудненным распознаванием звуков речи. Дело в том, что в мозгу человека из звуков речи, издаваемых другими людьми, складываются слова, и наоборот, любое слово автоматически разлагается на составляющие его звуки. Для того чтобы прочитать простое слово, например «мяч», печатные буквы сначала должны сопоставиться с соответствующими им звуками. Затем они должны быть составлены так, чтобы образовалось слово. Похоже, что именно эти процессы и затруднены у лиц, страдающих дислексией.
Приобретенной дислексией называется дислексия, развившаяся после нарушений деятельности мозга, например в результате черепно-мозговых травм.
См. также статьи «Невербальная коммуникация», «Психологические тесты», «Развитие речи».

Источник: 101 ключевая идея психологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
201.62 кб

Дислексия: механизмы развития и принципы лечения

Заваденко Н.Н., Румянцева М.В.
Дислексия -распространенная (5-10% детей школьного возраста) специфическая форма трудностей обучения, для которой характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также письмом под диктовку/орфографией и д
Читать PDF
5.00 мб

«Смешанная» дислексия и её взаимосвязь с особенностями развития кратковременной зрительной памяти и

Киселёва Василиса Сергеевна
Статья посвящена изучению наиболее сложного типа дислексии, где нарушения технической и смысловой стороны чтения встречаются в сочетанном варианте.
Читать PDF
138.06 кб

Дислексия развития: состояние проблемы в США

Григоренко Елена Леонидовна
Задача данной статьи заключается в том, чтобы кратко описать современное состояние проблемы дислексии в США.
Читать PDF
414.93 кб

Дислексия и дисграфия в речи обучающихся как общеобразовательная проблема

Крючкова Д.С
Механизм формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов затрудняется из-за наличия у них устойчивых и повторяющихся нарушений норм современной речи с позиций семантического и графического отображения мысли.
Читать PDF
300.18 кб

Дети, страдающие дислексией: социальный контекст

Оганов Сергей Рафаелович
Читать PDF
369.62 кб

Динамика овладения технической и смысловой сторонами чтения школьниками с дислексией

Иншакова А. Г.
За последние годы резко возросло количество школьников с дислексией.
Читать PDF
266.56 кб

Исследование особенностей зрительного запоминания детей с дислексией

Киселева Василиса Сергеевна
Статья посвящена изучению особенностей кратковременной зрительной памяти у детей с дислексией. В данной работе представлены новые результаты, раскрывающие специфику зрительного запоминания детей с нарушениями чтения.
Читать PDF
198.85 кб

Семантическое восприятие текста в процессе чтения младшими школьниками с дислексией

Мигурская А.А.
Читать PDF
336.77 кб

Различные типы дислексии и их взаимосвязь с нарушениями речевого развития у младших школьников

Иншакова Анна Геннадьевна
Читать PDF
365.13 кб

К вопросу использования комплексного подхода при устранении дислексии в условиях языковой гимназии

Н.Н. Китаева, И.А. Николаева
Читать PDF
271.13 кб

Профилактика дислексии у учащихся 1 класса школы V вида

Е. Г. Белоусова
Читать PDF
387.17 кб

Сравнительный анализ уровней понимания читаемого у младших школьников с дислексией и без нарушений ч

Мигурская Анастасия Александровна
В статье представлены результаты обследования детей младшего школьного возраста с дислексией, с целью выявления особенностей понимания читаемого на уровне слова, логико-грамматических конструкций и предложений, а также на уровне т
Читать PDF
301.55 кб

Динамический анализ процесса овладения чтением детьми с дислексией

Суханова Анна Геннадьевна
Количество школьников с дислексией в последние годы резко возрастает.
Читать PDF
2.33 мб

Взаимосвязь дошкольного и школьного обучения чтению детей с дислексией

Кузовкова Татьяна Николаевна
Статья посвящена изучению особенностей формирования навыка чтения у детей с дислексией. Исследование дошкольного читательского опыта первоклассников проводилось с помощью специально разработанной анкеты для родителей.
Читать PDF
2.48 мб

Динамический анализ процесса овладения чтением детей с дислексией

Иншакова А. Г.
Количество школьников с дислексией в последние годы резко возрастает.

Похожие термины: