Национальная
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ
служба

ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

Вы можете помочь развитию отечественного образования, в том числе и его интернет-сегмента!

Цель проекта "Национальная энциклопедия" - сделать справочную информацию максимально доступной для множества пользователей.

Эту задачу мы решаем уже более 8 лет.

Как и любой другой проект, наш - тоже нуждается в поддержке.

Пожалуйста, разместите ссылку на эту страницу в своем блоге или на сайте

или кликните на кнопку социальных сетей. Благодарим Вас за участие!

Определение

ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

Несмотря на то что общение обучающего с обучающимся исторически возникло вместе с началом процесса передачи социального опыта и с тех пор не прекращается, понятие О. п. родилось недавно: в отечественный психолого-педагогический тезаурус оно практически одновременно введено в конце 1970-х гг. В. А. Кан-Калликом и А. А. Леонтьевым.
В самом формальном значении О. п. определяется как профессиональное общение отдельного педагога или группы педагогов (педколлектива) с обучаемыми в процессе обучения и воспитания последних как в урочное, так и во внеурочное время. При прагматически-технологическом отношении к ученикам как объектам управления О. п. рассматривается как способ реализации методов и приемов педагогических воздействий, имеющих целью или эффективное усвоение программы, или развитие личности ученика, или и то и др. вместе.
Причины разночтений в дефинициях О. п. коренятся в различном понимании не ситуативного, а субъектного атрибута этого вида общения, что вытекает из трактовки учебной деятельности, обучения, роли учителя и ученика. Следует отметить вопросы, без ответа на которые невозможна точная спецификация О. п. 1. Имеет ли смысл отождествлять общение между учителем и учеником и О. п.? Следствиями утвердительного ответа будут: 1) расширение понятия О. п.; 2) признание паритетности педагога и ученика как субъектов общения, что приводит к пониманию О. п. как общения между учителем и учеником, обеспечивающего их совместную деятельность; негативный ответ приводит к сужению понятия О. п. фактически до одностороннего педагогического воздействия. 2. Имеет ли смысл отождествление О. п. и общения "по поводу обучения и воспитания (данного ученика)"? В случае утвердительного ответа мы должны отнести к О. п. и профессионально-деловое общение учителей, и функционально-ролевое общение между учителем и родителями. Остается также открытым вопрос о допустимости отнесения к П. о. (в широком смысле) коммуникации между самими учениками в процессе учебной деятельности, особенно в том понимании последней, которое лежит в основе развивающего обучения (по Эль-конину-Давыдову).
На практике каждый преподаватель так или иначе сталкивается со специфическими особенностями О. п., благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных видов профессионального общения. Перечислим некоторые из них: 1. О. п. представляет собой сложный конгломерат делового (социально-ролевого) и личностного общения, причем соотношение компонентов весьма подвижно и зависит от личностных качеств как учителя, так и ученика, "истории" их взаимоотношений, совпадения-несовпадения их целей и мотивов, а также целого ряда ситуативных характеристик (в частности, наличия или отсутствия свидетелей или др. участников общения, времени и места и пр.). 2. Нередко О. п. одновременно является аксиальным и ретиальным: постоянно и в течение длительного времени учитель общается с urbi et orbi, не ограничиваясь односторонней передачей сообщений и даже коммуникацией. 3. Полифункциональность О. п. заключается в том, что оно может предприниматься в расчете одновременного достижения ряда целей: установления и поддержания контакта, понимания, координации, оказания влияния и т. д. 4. О. п. требует хорошо развитых умений параллельного использования широкого арсенала средств и языков общения для одновременного взаимодействия с большим числом партнеров. 5. Даже на отдельно взятом уроке число реальных партнеров по общению чаще не совпадает с числом присутствующих и постоянно меняется, причем варьирует также уровень их активности. 6. Учитель редко может позволить себе роскошь чистого общения: как правило, О. п. осуществляется одновременно с др. видами и компонентами деятельности учителя, переплетаясь с ними и зачастую являясь условиями их осуществления. 7. Как правило, О. п. пролонгировано и может продолжаться годами. 8. По большей части О. п. носит обязательно-принудительный характер: ни один из партнеров фактически не свободен выйти из него. К этому следует прибавить разный социальный опыт, принадлежность к различным субкультурам участников О. п., существующие между ними различия в физиологии, интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сферах (нерефлек-сируемые учениками и часто забываемые учителем).
Осознание необходимости социально-психоло-1 гической оптимизации и гуманизации учебного про-! цесса привело Леонтьева к вычленению понятия оптимального О. п., а именно такого общения педагога (педагогов) с уч-ся в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя (Леонтьев А. А., 1979; 1996). Несмотря на то что данная дефиниция относится к не очень строгим "определениям-идеалам", введение этого понятия - чрезвычайно важный шаг: во-первых, потому, что как ценность фиксируется не только передача-усвоение знаний, но и развитие личности, а также развитие ученического коллектива; во-вторых, потому что очеловечивание начинает затрагивать и учителя как субъекта О. п. и одного из субъектов учебной деятельности. (И. А. Мещерякова.)
У других авторов

У других авторов:

Время появления термина:: Советское (до 1993)Постсоветское (1994-2001)Современное (с 2002)

Исследователи, давшие определение: ОтечественныеЗарубежныеВсе

Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008
общение педагогическое профессиональное общение отдельного педагога или группы педагогов (педколлектива) с ...

Кроме того, определение дают: педагоги, социологи, экономисты
Предметная область

Предметная область:

диагностика системы операций индивидуального стиля педагогического общения (испо) А. А. Коротаев, Т. С. Тамбовцева. Предназначена для качественного и количественного ...

педагогическое общение: образ ребенка целостная совокупность житейских и науч. представлений о ребенке, комплекс социальных ...

педагогическое общение: конфликт и его причины Особенности педагогического конфликта (П. к.) в отличие от бытовых конфликтов: ...

педагогическое общение: имидж образ и эмоциональный отклик, к рый возникает у учеников (их родителей и окружающих) при ...

осознаваемое (преднамеренное) педагогическое общение речевые и неречевые акты поведения педагога (взрослого), которое он сознательно строит и ...

педагогическое общение: межличностное познание Все факторы, влияющие на эффективность межличностного познания разных категорий людей и, в ...

педагогическое общение: компетентность гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков ...

Статьи по теме

Статьи по теме:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОВЕРИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ // Трушина Н.Н., Боякова Е.Л. »

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ // Белухин И.Д. »

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ // Кононова О.А. »

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ // Масловская Т.С. »

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И НАПРАВЛЕННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ // Комарова Л.Ю. »

ОПОСРЕДУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ // Кагермазова Л.Ц. »

CОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Неретин И.В. »

У нас также ищут

У нас также ищут:

  1. гуманистический психоанализ
    Исследуя природу и общественную сущность человека, характер "болезни" современного капитал...
  2. трубка нервная
    neural tube) - эмбриональная структура, из которой в дальнейшем происходит развитие головного и спин...
  3. йенш
    Jaensch) Эрих, (1883-1941) -немецкий психолог, один из главных представителей типологического направ...
  4. флегмона некротическая новорождённых
    острое гнойное воспаление кожи и подкожной клетчатки у детей первых недель жизни. Возбудителем являе...
  5. теория убедительных аргументов
    Одна из теорий, предлагающая объяснение феномену групповой поляризации. Эта теория гласит, что участ...
Ads By Exchange:
Опубликоваться!
КРОМЕ ТОГО, У ВАС ЕСТЬ ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ:

  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Нарисовать свою схему к термину
Рейтинг: 0 Голосов: 0 Ваша оценка:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Имя:

*

Фамилия:

*

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:
58
19K
Pedagogics
99
31K
Sociology
64
21K
Political science
79
56K
Jurisprudence
168
296K
History
114
53K
Philosophy
195
141K
Economics
144
88K
Psychology
11
Познавательный
45К
Schemes
11К
Facts & mistakes


* - Инновации в отечественном образовании! 8 тематических энциклопедий: от философии до политологии! Более 640 тысяч терминов, 40 тысяч схем и таблиц, 12 тысяч презентаций, объединенных в одно информационное пространство! Одна из самых больших и качественных информационных баз русского Интернета! Удобная площадка для публикации научных статей наших читателей! Бесплатная программа подключения школ и гуманитарных ВУЗов к национальной справочной системе!