Воспитание родителей

Найдено 1 определение
Воспитание родителей
parent education) Под В. р. подразумевают систематическую программу обучения, предназначенную для усвоения информ., аттитюдов и умений, способствующих успешному выполнению роли родителей. В большинстве случаев эти программы проводятся с группами родителей и обычно состоят из еженедельных встреч продолжительностью в неск. часов, происходящих в течение 4-12 недель. Миллер и Свонсон проследили постепенную трансформацию аттитюдов к выполнению родительской роли, начиная с представления XVIII в. об "абсолютном подчинении воли ребенка" до послевоенной эпохи XX в., когда детям стало предоставляться больше свободы. Однако это сопровождалось ростом осознания того, что такая свобода должна подвергаться ограничениям, чтобы ребенок учился принимать во внимание потребности др. Дрейкурс объяснял эти тенденции резким изменением аттитюдов, касающихся челов. отношений, - от авторитарных к демократическим. В демократической системе все люди, в том числе и дети, рассматриваются как обладающие потребностью в признании их чувства собственного достоинства и уважении со стороны др. Поэтому битье и др. формы унижающих достоинство наказаний все больше утрачивают свою роль в качестве эффективных методов воспитания ребенка. Различные подходы Существует множество систем В. р., и эти системы имеют между собой много общего. Это привело к возникновению ряда "комплексных" программ, к-рые сочетают в себе элементы из двух или более оригинальных систем. Дрейкурс опирался на идеи А. Адлера при разраб. подхода к семейным взаимоотношениям, осн. на взаимном уважении. Родители должны способствовать возникновению у детей ощущения духовной принадлежности и чувства собственной значимости. По его мнению, это достигается верой родителей в способность детей учиться на своих собственных ошибках и предоставлением возможности вносить свой вклад в функционирование семьи. Он называет это ободрением. Вдобавок Дрейкурс пропагандирует замену наказания, к-рое унижает достоинство детей и заставляет их "плохо" себя чувствовать, последствиями, в к-рых обозначены четкие границы неприемлемого поведения, отрицающего уважение к др. Он рассматривал плохое поведение детей как признак обескураженности, к-рая выливается в попытки обрести принадлежность через неуместное поведение, имеющее целью добиться внимания, власти, реванша или продемонстрировать отказ от выполнения жизненных задач. Примером др. успешной и широко распростр. программы В. р. является тренинг родительской эффективности (parent effectiveness training) Томаса Гордона. Этот подход осн. на клиенто-центрированной терапии Роджерса, к-рая делает акцент на активном слушании и принятии как содержания, так и выражаемых чувств в процессе коммуникации между людьми. Гордон учит, что родители должны прекратить использование таких односторонних форм коммуникации, как порицание, чтение нотаций и приказы. Поощряется самостоятельность детей в разрешении своих собственных проблем и пропагандируется "беспроигрышный" метод разрешения конфликта, требующий, чтобы в разрешении спорного вопроса учитывались потребности всех сторон. Мн. программы В. р. опираются на принципы управления поведением, впервые сформулированные Б. Ф. Скиннером. Этот подход подчеркивает необходимость систематического использования положительного подкрепления, к-рое достигается при помощи к.-л. вознаграждения ребенка вслед за возникновением у него желательного поведения. В дополнение к этому подходу, родителям рекомендуется по возможности игнорировать негативное поведение и использовать не унижающие достоинство ребенка формы наказания. Подчеркивается важность последовательного и скрупулезного контроля за не более чем одним-двумя видами поведения за раз. Отличительной чертой этого подхода является репетиция нового родительского поведения до его применения к детям. Закон не требует от руководителей родительских групп специальной подготовки или сдачи квалификационного минимума. Руководители должны обладать определенными знаниями о ключевых этапах детского развития, хорошими навыками межличностной коммуникации, соц. восприятия др., знанием групп. процессов и располагать сведениями о существовании специализированных служб, куда при необходимости можно обратиться за помощью. Перспективы развития Существует необходимость в разраб. или дальнейшем усовершенствовании программ В. р. из специфических популяций, таких как родители-одиночки, родители особых детей и родители из групп с низким социоэкономическим статусом и национальных меньшинств. Недостаток участия мужчин тж является проблемой, к-рая требует к себе специального внимания. Группы, направленные на формирование положительной Я-концепции, тж нужны родителям, поскольку они обеспечивают необходимую им для успешного выполнения своей роли степень уверенности и упорства. Будущие исслед. необходимо направить на выявление тех факторов, к-рые способствуют повышению эффективности В. р. Изменения в аттитюдах, ценностях и поведении как родителей, так и детей являются лишь нек-рыми из таких факторов, ожидающих своего изучения. См. также Отношения "родитель - ребенок", Родительская пермиссивность Р. Б. Армстронг

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
207.07 кб

Воспитание детей: опрос родителей

Сушкова И.
Читать PDF
672.39 кб

Отношение родителей к воспитанию детей в ДЮСШ

Мазин Василий Николаевич
Цель: выявить отношение родителей юных спортсменов к воспитательному процессу в ДЮСШ. Задачи: выявить ожидания респондентов по отношению к целям, факторам, ключевым субъектам воспитательного процесса.
Читать PDF
365.74 кб

Об ответственности родителей за воспитание детей

Юнусова Нафиса Муродовна
В статье рассматриваются теоретические подходы и исследования вопроса о воспитательных функциях отца и матери в семье.
Читать PDF
365.74 кб

Об ответственности родителей за воспитание детей

Юнусова Нафиса Муродовна
В статье рассматриваются теоретические подходы и исследования вопроса о воспитательных функциях отца и матери в семье.
Читать PDF
254.87 кб

Временн ые инвестиции родителей в воспитание детей

Черкашина Татьяна Юрьевна
На данных социологических обследований показано, что за последние пятнадцать лет при стабильности временного вклада российских домохозяйств в воспитание детей увеличивается участие институциональных агентов в уходе за детьми и их
Читать PDF
963.31 кб

Психологические знания родителей в воспитании детей

Кожогелдиева К.М., Кожогелдиев А.С.
Статья отражает о создании возможностей для формирования личности подрастающего поколения, где ведущую роль играет воспитание в семье.
Читать PDF
212.50 кб

Родительское воспитание детей по системе С. Л. Соловейчика

Грицай Людмила Александровна
В статье рассматривается система родительского воспитания детей, разработанная известным педагогом С.Л. Соловейчиком. Изучаются концепция семейного устройства, методы и средства воспитания детей в семье.
Читать PDF
268.76 кб

Родительское отношение отца и его роль в воспитании ребенка

Токарева Юлия Александровна
Статьяпосвященаисследованиютиповсемейноговоспитанияиродительскогоотношенияотцакдетямдошкольного, младшегошкольного, подростковогоиюношескоговозраста. Полученныерезультатысвидетельствуютоследованиипривычнымстратегиямповедения,...
Читать PDF
344.11 кб

Особенности воспитания детей в семье родителями разного пола

Морозова И. С., Белогай К. Н.
В статье рассматриваются проблемы воспитания ребенка родителями разного пола.
Читать PDF
8.91 мб

ОБРАЗ РОДИТЕЛЬСТВА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Левданская Юлия Юрьевна, Попова Наталья Николаевна
В контексте постнеклассической науки анализируется дискурс родительства на основе идей синергетики, холизма и принципа открытости системы научного знания с позиции дополнительности.
Читать PDF
196.33 кб

Потенциал родительских общественных сообществ в воспитании детей

Суворова Наталья Леонидовна
Читать PDF
592.20 кб

Формирование готовности родителей к физическому воспитанию детей

Ким Татьяна Константиновна
В статье представлена краткая характеристика программ просвещения родительской общественности, оценка их эффективности, этапы работы с семьей; приводиться модель формирования физкультурно-педагогической компетентности родителей
Читать PDF
1.07 мб

Семейное воспитание: как помочь родителям развивать речь ребенка

Петленко Л.В., Агибалова О.А.
Статья посвящена вопросам формирования речи детей младшего возраста, анализу наиболее часто встречающихся проблем и трудностей, которые напрямую или косвенно становятся причинами языкового недоразвития.
Читать PDF
1,017.69 кб

Семейное воспитание: как помочь родителям развивать речь ребенка

Петленко Лидия Владимировна
Статья посвящена вопросам формирования речи детей младшего возраста, анализу наиболее часто встречающихся проблем и трудностей, которые напрямую или косвенно становятся причинами языкового недоразвития.
Читать PDF
108.02 кб

Оптимизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников

Солманидина М.Б.
В статье рассмотрено значение детско-родительских отношений для социально-личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста.