Национальная
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ
служба

Опросники

Вы можете помочь развитию отечественного образования, в том числе и его интернет-сегмента!

Цель проекта "Национальная энциклопедия" - сделать справочную информацию максимально доступной для множества пользователей.

Эту задачу мы решаем уже более 8 лет.

Как и любой другой проект, наш - тоже нуждается в поддержке.

Пожалуйста, разместите ссылку на эту страницу в своем блоге или на сайте

или кликните на кнопку социальных сетей. Благодарим Вас за участие!

Таких терминов — 9. А вот наиболее краткое и самое полное определения
Определение

Опросники

questionnaires) О. - это анкеты, используемыми исследователями для сбора различного рода информ. от отвечающих на них людей. Как правило, они предполагают самостоятельную работу респондента, в связи с чем их называют схемами "самоотчета". Как таковые они сходны с интервью. К преимуществам О. относятся сравнительно низкие затраты на сбор данных, свобода от предубеждений со стороны интервьюера, возможность опросить одновременно большое количество людей, испытываемое респондентами (при определенных условиях) чувство анонимности, предоставляемая респонденту свобода в распределении времени на ответы, возможность напрямую связывать вопросы исслед. и рез-ты опроса, а тж легкость кодирования данных и их анализа в целях интерпретации рез-тов. Осн. недостаток О. связан с "коэффициентами отдачи": зачастую лишь малая часть тех, кого намеревались опросить, в рез-те заполняет О., и эти последние могут не быть репрезентативными представителями интересующей популяции. Кроме того, респонденты могут не вполне честно отвечать на вопросы или допускать ненамеренные искажения при ответах. Др. недостаток части О. заключается в том, что люди могут записывать ответы, к-рые на самом деле не связаны с соотв. вопросом. К тому же мн. американцы не могут достаточно хорошо читать и писать, чтобы заполнить О. О. используются как в фундаментальных, так и в прикладных психол. исслед. В прикладных исслед. О. часто применяются в оценках программ, профессиографическом анализе, оценке потребностей и маркетинговых исслед. Большинство описаний поведения, содержащихся в О., отражают "типичное поведение". Кроме того, поскольку исслед., в к-рых используются О., яв-ся преимущественно корреляционными, они не позволяют выявлять причинно-следственные связи. Типы опросников. Большинство О. состоят из множества вопросов или утверждений. Утверждения часто используются для того, чтобы определить степень согласия/несогласия респондентов с данной мыслью, понятием или т. зр. Вопросы м. б. двух осн. типов: предполагающие свободный ответ или выбор ответа из предложенных. Главное преимущество выбора ответа в том, что такие ответы можно легко перенести в файлы компьютера с помощью клавиатуры или оптического сканера для последующего анализа данных. Свободные ответы, в свою очередь, сначала должны быть классифицированы, обработаны и закодированы. Кроме того, респонденты могут посчитать, что эта работа может потребовать от них чрезмерных усилий, и поэтому отказаться отвечать или давать короткие и неадекватные ответы. Конструирование опросника. Проведение исслед. с помощью О. предполагает определенную последовательность шагов: 1. Определение целей исслед. 2. Проектирование самого О. 3. Составление О. 4. Редактирование О. 5. Разраб. инструкций для применения О. 6. Предварительная проверка О. 7. Исправление и повторное редактирование О. 8. Разраб. плана выборочного обследования с помощью О. 9. Проведение опроса/сбор данных. 10. Анализ данных. 11. Описание рез-тов. Ниже кратко комментируются только первые шесть из этих шагов. Чрезвычайно важной задачей яв-ся тщательная детализация целей исслед.; такая работа позволяет устранить лишние пункты из О. и тем самым повысить коэффициент отдачи. Эти цели затем операционализируются в процессе проектирования и разраб. текста О. Т. Дж. Бучард говорит о наличии ряда "правил большого пальца", осн. как на исследовательских данных, так и на опыте, позволяющих улучшить принятие решений на этой стадии. Эти правила связаны со следующими действиями: по возможности использовать группы респондентов на максимальном числе шагов разраб. О.; избегать двусмысленности и неопределенности любой ценой; ограничивать формулировки вопросов единственной идеей; добиваться максимальной краткости пунктов; формулировать вопросы на уровне владения языком в целевой популяции респондентов; по возможности использовать вопросы, предполагающие выбираемый, а не свободный ответ; реализовывать процедуры, позволяющие снижать влияние соц. желательности и др. типов реакций. К редактированию следует привлекать как специалистов по конструированию О., так и представителей популяции респондентов. В дополнение к этому, проверки "читаемости" О. позволяют убедиться, что формулировки в тексте соответствуют образовательному уровню респондентов. Порядок вопросов в О. (или при устных опросах) имеет большое значение и должен быть тщательно продуман. О. желательно снабдить не только инструкциями, но и введением. Если предполагается проведение опроса по почте, в индивидуальный комплект О. следует включить пустой конверт с марками и вписанным обратным адресом. Предварительная проверка О. яв-ся чрезвычайно важным шагом процедуры разраб. Интервьюирование или письменные комментарии респондентов могут вскрыть потенциальные трудности, к-рых можно избежать в дальнейшем. Вопросы, связанные с анализом данных, невозможно детально рассмотреть в краткой статье. Однако способы анализа, применяемые для др. психол. измерений (корреляции между пунктами, надежности и валидности), часто подходят для О. Обеспечение адекватной и непредубежденно относящейся к опросу выборки, вероятно, представляет собой наибольшую проблему в исслед. с применением О. Проблема неполученных ответов имеет две стороны. Во-первых, мн. респонденты не отвечают на О. Вместе с тем респонденты, не отвечающие на вопросы, зачастую отличаются от тех, кто отвечает. Здесь могут помочь нек-рые стратегии повышения коэффициента отдачи, напр., продуманные формулировки просьб и предложения небольших вознаграждений. Др. стратегия состоит в интервьюировании случайной выборки респондентов, не ответивших в ходе опроса. К. Ф. Гейзингер
У других авторов

У других авторов:

Время появления термина:: Советское (до 1993)Постсоветское (1994-2001)Современное (с 2002)

Исследователи, давшие определение: ОтечественныеЗарубежныеВсе

С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.
опросник методики, материал коих представляют вопросы, на которые клиенту надлежит ответить, или же ...

Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.
опросник В широком смысле – любой набор вопросов, касающихся любой темы или группы связанных тем, ...

Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.
опросник Упорядоченный список или каталог вопросов. Этот термин широко употребляется: любой ...

Ж. Годэн. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию/Перев. с франц. С. К. Чернетского. - М, 2003 г.
опросник En.: Questionnaire Субъективные феномены особенно трудно идентифицировать с ...

Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге.
опросник questionnaire). Метод «карандаша и бумаги», в котором субъект должен отвечать на вопросы о ...

Акимова М.К. Психологическая диагностика (основные понятия).
опросник более или менее стандартизированная процедура получения информации, заключающаяся в ...

Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.
опросник одна из разновидностей психологических тестов. О. предназначены для диагностики степени ...

Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
опросник любой упорядоченный список или каталог вопросов (анкета, тест и др.).

Кроме того, определение дают: педагоги
Предметная область

Предметная область:

айзенка личностный опросник Eysenck, 1964) самоотчетный личностный опросник, основанный на факторной теории личности ...

самоотчетный опросник любой инструмент для оценки качеств личности, в котором индивиду предлагается отметить в ...

интересов опросники (тесты) инструменты оценки предпочтений индивида. Известны, например, опросники Кадера, Стронга ...

личностные опросники, разработанные на основе факторного анализа Factor analyzed personality questionnaires) По сравнению с носившими субъективный ...

опросник «ретроспективная рефлексия конфликтов». а. и. тащева Предназначен для системного описания особенностей конфликтов в супружеской паре, а также (...

личностной ориентации опросник Personal Orientation Inventory, POI) — опросник личностный. Предложен Э. Шостромом в 1963 ...

шестнадцати личностных факторов опросник самооценочный личностный тест, разработанный Р.Кэттелом на основе 16 личностных факторов ...

Статьи по теме

Статьи по теме:

РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ // Озерина А.А. »

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ОПРОСНИКА ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИИ А. БАССА И М. ПЕРРИ // Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. »

ОПРОСНИК С. БЕМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ // Снегирева Т.В., Кочнев В.А. »

"ОПРОСНИК СТРУКТУРЫ ХАРАКТЕРАИ ТЕМПЕРАМЕНТА" Р. КЛОНИНЖЕРА: АПРОБАЦИЯИ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ СОКРАЩЕННОЙВЕРСИИ (TCI-140) // Островская Л.Д., Алмаев Н.А. »

АДАПТАЦИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ОПРОСНИКА “МЫСЛИ И ПАТТЕРНЫ ПОВЕДЕНИЯ” ДЛЯ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ОЖИРЕНИЕМ // Аныкина А.В., Ребеко Т.А. »

ВАЛИДИЗАЦИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ОПРОСНИКА Л. ГОЛДБЕРГА «МАРКЕРЫ ФАКТОРОВ "БОЛЬШОЙ ПЯТЕРКИ"» // Князев Г.Г., Митрофанова Л.Г., Бочаров В.А. »

АДАПТАЦИЯ ОПРОСНИКА ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА Р. КЛОНИНДЖЕРА НА РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЫБОРКЕ // Алмаев Н.А., Островская Л.Д. »

У нас также ищут

У нас также ищут:

  1. нейрон
    от греч neuron - нерв) нервная клетка, состоящая из тела и отходящих от него отростков - относительн...
  2. бленнорея
    blennorrhoed) - обильные водянистые гнойные выделения из мочеиспускательного канала. Как и бленнораг...
  3. мотонейрон
    См. двигательный нейрон. ...
  4. страх
    примитивная интенсивная эмоция, развивающаяся на реальную или воображаемую угрозу и сопровождающаяся...
  5. ортодонтия
    см. орто- + odus, odontos - зуб] - раздел стоматологии, изучающий неправильности строения зубов и их...
Ads By Exchange:
Опубликоваться!
КРОМЕ ТОГО, У ВАС ЕСТЬ ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ:

  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Нарисовать свою схему к термину
Рейтинг: 0 Голосов: 0 Ваша оценка:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Имя:

*

Фамилия:

*

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:
58
19K
Pedagogics
99
31K
Sociology
64
21K
Political science
79
56K
Jurisprudence
168
296K
History
114
53K
Philosophy
195
141K
Economics
144
88K
Psychology
11
Познавательный
45К
Schemes
11К
Facts & mistakes


* - Инновации в отечественном образовании! 8 тематических энциклопедий: от философии до политологии! Более 640 тысяч терминов, 40 тысяч схем и таблиц, 12 тысяч презентаций, объединенных в одно информационное пространство! Одна из самых больших и качественных информационных баз русского Интернета! Удобная площадка для публикации научных статей наших читателей! Бесплатная программа подключения школ и гуманитарных ВУЗов к национальной справочной системе!