ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ
один из методов социотерапевтического воздействия, близко примыкает к психотерапии, особенно коллективной. Важную роль играют микросредовые факторы, создание сплоченного коллектива больных с общими интересами и т.д.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999

ТЕРАПИЯ СРЕДЫ
Общий термин для обозначения любых терапевтических условий, при которых осуществляется некоторый контроль над социальной средой с тем, чтобы приспособить ее к потребностям тех, кому предписана терапия. Это является (или, по крайней мере, должно быть) существенным аспектом всех стационарных психиатрических учреждений.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Терапия средой
(Milleutherapia) (от англ. milieu therapy). Один из методов социотерапевтического воздействия, близко примыкает к психотерапии, особенноколлективной. Важную роль играют микросредовые факторы, создание сплоченного коллектива больных с общими интересами, максимальное предоставление им статуса самостоятельности, введение в отделении принципа самообслуживания и самоуправления, преодоление ненужной авторитарности медицинских работников в их взаимоотношениях с больными.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Терапия средой
milieu therapy) – общее название терапевтических мероприятий, при которой осуществляется направленный контроль социальной среды с тем, чтобы преобразовать и сделать ее более адекватной относительно потребностей пациентов в самостоятельном функционировании. Важное значение придается созданию сплоченного коллектива пациентов с общими интересами, максимально возможного предоставления больным самостоятельного статуса, осуществление принципа самообслуживания и самоуправления, преодоление авторитарных тенденций медицинского персонала, если такие тенеденции существуют, в его взаимоотношениях с пациентами. Терапия средой является (во всяком случае, так должно бы быть) весьма существенным аспектом обстановки в том числе стационарного психиатрического учреждения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Терапия средой
(франко-англ. milieu therapy) — способ социотерапевтического воздействия на больных наркоманией, близко примыкающий к психотерапии, особенно коллективной.
Терапевтическая среда в широком смысочетание самых различных окружающих объектов и воздействий на больного: расположение больницы, ее архитектура, внутренняя структура, комфорт в отделениях и палатах, режим «открытых дверей», различные виды занятости, организация (в том числе самими больными) кафе, пунктов продажи, парикмахерских, совместных развлечений и пр.
О специальной «терапии средой» следует говорить тогда, когда в клиническом учреждении проводится целенаправленная работа по созданию и использованию такой среды. Терапевтическая среда формируется группой психотерапевтов и помогающими им сотрудниками: клинических психологов, социальных работников, медсестер, санитаров, интернистов, арттерапевтов, музыкотерапевтов, трудотерапевтов и т. д. Разные члены терапевтической бригады выполняют специфические функции в формировании терапевтической среды, ее поддержании и укреплении. Центральная фигура бригады – психиатр (врач-психотерапевт), который несет ответственность за пациента и координирует все действия и взаимодействия в бригаде. Его задачей является средствами психотерапевтического взаимодействия с пациентом помочь ему постепенно развить способность к преодолению своих внутренних и внешних конфликтов.
При этом значительную роль играет создание сплоченного коллектива больных с общими интересами, максимальное предоставление им статуса самостоятельности, использование принципа самообслуживания и самоуправления, избегание авторитарности медицинских работников в их взаимоотношениях с больными. В этом смысле понятие «терапии средой» приближается к концепции «терапевтического сообщества» (см.).

Источник: Наркотики и наркомания. Энциклопедический словарь. 2014 г.

ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ
от франко-англ. milieu therapy - лечебное воздействие среды, лечение средой). Использование терапевтического потенциала взаимодействия больного с окружением, средой. Под средой имеют в виду все, что окружает пациента в стационаре (вещи, люди, процессы, события) и является неотъемлемым фактором больничного содержания, лечения в реабилитации.
Создатель системы социальных воздействий, метода работы с больными, который теперь называется социотерапией, Симон (Simon H., 1927), обосновывая свою позицию, исходил из положения, что приспособление к среде является основным принципом жизни. Оно требует от каждого индивида постоянной мобилизации всех сил и способностей. При излишне щадящем режиме ослабленные, но все же имеющиеся у больного силы бездействуют, что приводит к их дальнейшему ослаблению и патологической адаптации. Для того чтобы избежать дополнительного вреда от неблагоприятной среды психиатрического учреждения, необходимо все окружение больного организовать таким образом, чтобы оно как можно больше приближалось к "нормальному". Общая цель Т. с. - максимализация адаптивных возможностей психически больного - подчинена общей цели реабилитации - восстановлению личного и социального статуса пациента (Кабанов М.М., 1985; Бурковский Г. В., 1984).
Понятие Т. с. трактуется в литературе двояко. В широком смысле - это сочетание самых различных мероприятий и воздействий на больного: географическое расположение больницы, ее архитектура, внутренняя структура, комфорт в отделениях и палатах, режим "открытых дверей", организация (желательно самими пациентами) кафе, пунктов продажи, парикмахерских, совместные развлечения, различные виды занятости и пр. В ином смысле - это скорее характер складывающихся и определенным образом направляемых взаимоотношений больного с окружающими его людьми - персоналом, другими пациентами, семьей. В этом смысле понятие Т. с. приближается к концепции терапевтического сообщества (therapeutic community).
В зависимости от базисных концепций формируются соответствующие модели Т.с.
1. Социотерапевтическое сообщество, основателем которого следует считать Джонса (Jones M., 1959). В основе концепции терапевтического сообщества лежит утверждение, что противодействие болезненному процессу, а также восстановление и развитие способностей пациента к адаптивному поведению в здоровом обществе возможно путем такой организации отношений между врачами, медицинским персоналом и больными в совместной деятельности, которая обеспечивает оптимальное использование их терапевтических способностей (Jones М., 1966; Ploeger A., 1972). Исходная модель Т. с., по Джонсу, предполагает, таким образом, изменение, реформирование социальной структуры психиатрического стационара. Джонс, а позднее и другие авторы описали основные принципы формирования процессов среды: демократизация - отказ от традиционных, статусных различий, облегчающий открытую коммуникацию; участие пациентов в терапевтическом процессе - пациенты выступают в качестве терапевтов друг другу; разделение ответственности за социальное функционирование отделения; формирование новых социальных ролей у медперсонала и пациентов и др. В данной модели функционирования среды предусматривались ежедневные собрания всех участников терапевтического процесса для обсуждения вопросов лечения, еженедельные конференции персонала для разбора затруднений в работе и регулярные встречи пациентов в малых группах для анализа их личностных проблем.
2. Психоаналитическое психотерапевтическое сообщество. Согласно этой концепции, психоаналитическое учреждение представляет собой "терапевтическое поле" (Левин (Lewin K.)), которое должно реализовать социальную жизнь пациентов с помощью деятельности малых и больших групп. При этом общество рассматривается здесь в меньшей степени как место тренинга социальных взаимодействий, а главным образом как сцена, на которой осознаются и прорабатываются невротические проявления. Модификация невротического реагирования в соответствии с требованиями реального жизненного пространства, приобретение опыта искренних и легких социальных отношений и воздержанности от чрезмерных претензий дают возможность для стабильной жизни в реальном мире и усилению Я-функций. Важный вклад в формирование этой концепции сделал Кернберг (Kernberg О. F., 1981), который перенес психоаналитическую теорию "связи с объектом" на психиатрический стационар. Динамические интеракции между индивидами, группой и стационаром рассматриваются и интерпретируются как открытая система. Вследствие этого психоаналитически-ориентированная Т. с. устанавливает взаимосвязь закрытой системы интрапсихического болезненного процесса с поведением в группе и обществе. Одновременно как психодинамический процесс понимаются терапевтические трансферные (переносные) отношения с руководителем (преимущественно с врачом), а также другие взаимовлияющие интеракции тесного взаимодействия.
3. Теория научения. В соответствии с этой теорией модель Т. с. строится на различных приемах вмешательства и коррекции нарушенного поведения. Одной из таких методик, впервые примененных к госпитализированным хроническим больным, является методика подкрепления (поощрения) "экономической" стимуляцией. Отдельные социально одобряемые поступки этих больных вознаграждаются пластиковыми деньгами, которые впоследствии заменяются на необходимые или желаемые акции (еда, прогулка, разговор и др.). Айллон (Ayllon Т., 1965), Ферветер (Fairweather G.W., 1969) описывали целые группы пациентов, которых удалось таким образом соориентировать на внешние требования и вернуть к жизни вне психиатрического стационара. Позднее были определены принципы построения модели Т. с., исходя из теории научения (Пол и др. (Paul G. L. et al.)). Эти принципы формулировались как "законы": закон участия (новым способам поведения тем лучше можно обучиться, чем больше и чаще они используются самостоятельно), закон эффективности (новые способы поведения тем чаще применяются, чем они эффективнее) и др. Программа социального научения, разработанная этими авторами, содержит также различные приемы модификации поведения.
4. Интегративная модель. Критическая реакция на концепцию терапевтического сообщества как на идеалистически-утопическую впоследствии распространилась и на практически-технические аспекты терапии, построенной в соответствии с этой теорией. Сформировались взгляды, хотя и поддерживающие принципиальные позиции Т. с., но предъявляющие требования к их дальнейшей разработке и развитию. Так, Гандерсон (Gunderson J. G., 1978) отмечал, что тот или иной тип среды ("контроль", "поддержка", "структурирование", "активное участие") может иметь свои преимущества и недостатки для различных популяций пациентов. Другие авторы указывали, что потребности в среде у отдельных пациентов различны на разных этапах болезни и в соответствии с этим должны определяться типы среды: структурирующая - в кризисной фазе болезни, уравновешивающая - в острой фазе, воодушевляющая (одобряющая) - на стадии реабилитации, рефлексирующая - в интенсивной стационарной психотерапии, заботящаяся - в лечении хронических больных. Эти типы Т. с. позволяют осуществлять оперативное вмешательство, руководствуясь групповыми принципами (участие, коммуникация, социальное научение и др.).
Таким образом, в подходе к организации Т. с. в настоящее время существуют 2 основные тенденции. Первая направлена на отказ от универсальной модели среды и создание системы специализированных терапевтических сред, обеспечивающих переход больного из одной среды в другую по мере изменения его психопатологического и личностного статуса. Вторая, противоположная тенденция состоит в разработке гибких, пластичных, полифункциональных сред, объединяющих в себе достоинства самых разнообразных видов лечения. Эффективность Т. с. обеспечивается различными факторами:
1) демократической выработкой решений и распределением ответственности;
2) ясностью терапевтических программ, ролей и лидерства;
3) высоким уровнем взаимодействия между персоналом и пациентами;
4) малым размером отделений;
5) позитивными ожиданиями персонала;
6) высоким моральным уровнем персонала;
7) практической проблемной ориентацией лечебного коллектива.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
184.39 кб

Оценка факторов риска средств передовой терапии

Аляутдин Ренад Николаевич, Романов Борис Константинович, Яворский Александр Николаевич, Бунятян Наталья Дмитриевна, Меркулов Вадим Анатольевич, Миронов Александр Николаевич
Средства передовой терапии (СПТ) представляют гетерогенную группу медицинских продуктов, объединенную необходимостью особого регулирования их обращения.
Читать PDF
173.08 кб

Терапия акне с применением гомеопатических средств

Коляденко Владимир Григорьевич, Головченко Диана Яковлевна, Попова Людмила Ивановна
Актуальность.
Читать PDF
156.51 кб

Комбинированные лекарственные средства в терапии ОРВИ

Лазаревич Ил , Козлов В. С.
ОРВИ чрезвычайно распространенное заболевание, требующее комплексного подхода к лечению, которое должно быть направлено на купирование клинических симптомов и при этом соответствовать современным требованиям безопасности, предъявл
Читать PDF
153.17 кб

Особенности топической терапии острого среднего отита

Еремеева К.В., Будейкина Л.С.
В статье рассматривается тактика ведения пациентов с острым средним отитом (ОСО).
Читать PDF
388.18 кб

Острый средний отит (принципы медикаментозной терапии)

Иванов В. П.
Читать PDF
149.99 кб

Средства местной терапии при болевом синдроме в глотке

Боль в горле это одна из наиболее частых жалоб, служащих поводом для обращения пациентов к ЛОР-врачу и терапевту.
Читать PDF
463.37 кб

Топические средства в терапии аллергодерматозов у детей

Хамаганова И.В., Кашеваров Д.Ф.
В статье описаны основные принципы местного лечения аллергодерматозов у детей и средства, используемые для терапии в стадии обострения и ремиссии, приведены данные об их эффективности и безопасности.
Читать PDF
3.89 мб

Современная наружная терапия среднетяжелых форм розацеа

Олисова О.Ю., Кочергин Н.Г., Смирнова Елена Анатольевна
Представлен научный обзор современных подходов к этиологии и патофизиологии розацеа.
Читать PDF
230.74 кб

Эмоциональное развитие подростков средствами арт-терапии

Леонтьева Т. В.
В статье ставится задача рассмотреть эффективность средств арт-терапии для эмоционального развития подростков. Развитие эмоциональной сферы необходимо для гармоничного развития личности.
Читать PDF
1.09 мб

Оценка эффективности средств для реминерализующей терапии

Сысоева О. В., Бондаренко О. В., Токмакова С. И., Дударева Е. Г.
В статье приведена сравнительная характеристика гелей для реминерализующей терапии на основе кальция и фосфора. Действие препаратов изучено путем экспериментальной и клинической оценки эффективности реминерализующей терапии.
Читать PDF
228.60 кб

Место стимулирующих слабительных средств в терапии запоров

Плотникова Е.Ю., Золотухина В.Н., Грачева Т.Ю.
В статье приводятся зарубежные и российские эпидемиологические данные по распространенности запоров, подробно рассматриваются их причины и классификация.
Читать PDF
807.79 кб

Арт-терапия как средство нивелирования тревожности личности

Чащина О. В.
Приведен сравнительный анализ уровня тревожности младших школьников общеобразовательных и коррекционных учебных заведений по методике реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина, шкалы тревожности (СМАS) Дж.
Читать PDF
147.95 кб

Топическая терапия острого среднего отита в детском возрасте

Крюков А.И., Гаров Е.В., Ивойлов А.Ю., Пакина В.Р., Яновский В.В., Кунельская Н.Л., Изотова Г.Н.
Острый средний отит (ОСО) относится к наиболее распространенным оториноларингологическим заболеваниям детского возраста, что связано с высокой распространенностью острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ), особенно в группе ча
Читать PDF
3.17 мб

Арт-терапия как средство укрепления психологического здоровья

Читать PDF
877.94 кб

Современные средства в терапии больных с атопическим дерматитом

Катасонова Н.В.