ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
см. психо- и профилактика] - раздел психиатрии, занимающийся разработкой и внедрением в практику мер по предупреждению психических болезней и их перехода в хроническую форму, а также по реабилитации психически больных

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Психопрофилактика
Psychoprophylaxe). Стремление с помощью преследующего определенную цель, биографически ориентированного анализа, направленной на конфликт врачебной беседы и метода расслабления (аутотренинг) достичь психотерапевтического воздействия во время общеврачебного или соматически специализированного приема.

Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии

Психопрофилактика
Междисциплинарная область, целью которой является предупреждение психогенных и психосоматических нарушений (гипертонической, язвенной болезней, нарушений обмена веществ и др.). В основе П. лежит повышение устойчивости психики к воздействию неблагоприятных факторов. П. является составной частью образования, медицинской профилактики, организации труда, учебы, спорта, деятельности общественных и правоохранительных органов.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Психопрофилактика
наука о предупреждении расстройств психики, высшей нервной деятельности. П. тесно связана с психогигиеной и на основе данных о влиянии факторов внешней среды на организм человека, на основе данных изучения реактивности, сопротивляемости, роли наследственного фактора разрабатывает систему мероприятий, ведущих к снижению нервно-психической заболеваемости и способствует внедрению этих мероприятий в жизнь и практику. Специальной задачей п. является предупреждение рецидивов и обострений душевных болезней, а также профилактическая работа в тех случаях, когда вероятность возникновения психического заболевания относительно велика (истощение нервной системы, психопатический склад личности, тугоухость, переходный возраст, климактерический период и др.).

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

Психопрофилактика
раздел медицины, включающий мероприятия, направленные на предупреждение нервнопсихических заболеваний. П. состоит из трех этапов. Первичная П. включает общегигиенические, психогигиенические мероприятия, способствующие предупреждению заболевания. Вторичная П. связана с лечением и предотвращением рецидива болезни. Третичная П. направлена на предупреждение того, чтобы заболевание приняло хроническую форму и привело к инвалидности. На этом этапе необходима реабилитационно-профилактическая работа с больным. Она предполагает использование в основном психологических и социальных методов воздействия, с ограничением лекарственного лечения.
Литература
Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л., 1982.
Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2002.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Психопрофилактика
греч. psyche — душа и prophylaktikos — предохранительный) — область клинической психологии, задачей которой является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Методы П. включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, "телефонов доверия" и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информирование населения и т. д. Специальными задачами П. являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т. п.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Психопрофилактика
(Psychoprophylaxis) (от греч. psyche и prophylasso - стоять на страже, стеречь, предотвращать). Раздел психиатрии, задачи которого состоят в: а) предотвращении возникновения психических заболеваний - первичная профилактика; б) предотвращении перехода психических заболеваний в хронические формы, т. е. их хронификаций - вторичная профилактика; в) социально-трудовой реабилитации больных с целью предотвращения их инвалидизации - третичная профилактика. Понятие П. тесно связано с понятием психогигиены, разграничение их (особенно психогигиены и первичной П.) довольно условно. П. находится в тесной взаимосвязи с другими медицинскими и немедицинскими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, юристы.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
ncиxo + профилактика). Раздел общей профилактики, включающий в себя мероприятия по предупреждению психических заболеваний. П. первичная охватывает систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней; П. вторичная - мероприятия, направленные на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания, она включает в себя раннюю диагностику, прогноз и предупреждение опасных для жизни больного состояний, раннее начало лечения и применение адекватных методов коррекции с достижением наиболее полной ремиссии, длительной поддерживающей терапии, исключающей возможности рецидива болезни; П. третичная направлена на предупреждение возникновения инвалидности при хроническом течении заболевания.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Психопрофилактика
1. система идей и мероприятий, имеющих целью предупреждение психических нарушений, расстройств личности и поведения. Первичная психопрофилактика нацелена на устранение или нейтрализацию влияния важнейших факторов, подрывающих психическое здоровье населения (например, это расширяющийся контроль генетических, конституциональных факторов, травм, интоксикаций и др.). Вторичная психопрофилактика нацелена на раннее выявление и терапию психических расстройств, предупреждение неблагоприятных тенденций их развития и распространения. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидизации психиатрических пациентов путем их реабилитации, возвращения к социально полезной деятельности и минимизации негативного их влияния на лиц из ближайшего окружания; 2. направление в профилактике заболеваемости, включая психиатрическую, основанное на представлении о том, что психологические факторы имеют существенное значение в развитии различной, в том числе психосоматической патологии.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
Область психиатрии, по данным же некоторых авторов - раздел общей профилактики. Разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний, их хронизации; способствует реабилитации психически больных. Понятие П. тесно связано с понятием психогигиены, разграничение их (особенно психогигиены и первичной П.) довольно условно. Главным отличием, по мнению одних (Рохлин Л. Л., 1976), является разная направленность этих двух дисциплин: если "психогигиена главной целью имеет сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни, то П. направлена на предупреждение психических расстройств". Другие авторы считают, что отличие психогигиены и П. - в объекте их исследования и практического применения: психогигиена направлена на сохранение психического здоровья, а П. "охватывает область субклинических и клинических нарушений" (Мягер В. К., 1976).
Проблемам П. в той или иной мере уделялось внимание с давних времен. Однако начало систематизированной психопрофилактической деятельности в отечественной психиатрии обычно связывают с именем И. П. Мержеевского, который на I съезде психиатров поднял вопрос о "социальной этиологии" психических заболеваний. Он указал на то, что нервные и психические болезни в большинстве случаев являются следствием неблагоприятных социальных условий, таких как войны, экономические кризисы, банкротство, низкая культура, чрезмерные требования в школе, злоупотребление спиртными напитками и др. С. С. Корсаков выдвинул идею "государственной психиатрической профилактики", которую считал разделом общественной психиатрии, и предложил ее программу, включавшую борьбу с эпидемиями, алкоголизмом, наркоманией, охрану здоровья детей и беременных женщин, разработку законодательства, регулирующего время труда рабочего, правильное воспитание и др. Прогрессивные идеи выдающихся отечественных психиатров актуальны и сегодня. П. выдвигает все новые задачи и привлекает к их решению ученых и практиков (Немчин Т. А., 1983; Курпатов В. И., 1994; Литвак М. Е., 1993; Ульянов И. Г., 1996).
Согласно классификации ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную П. Первичная П. включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств, вторичная П. объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная П. способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного. Робертс (Roberts С., 1968) считает, что первичная П. складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень). Существуют и другие взгляды на П.
Как и психогигиена, П. находится в тесной взаимосвязи с другими медицинскими и немедицинскими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависит от вида П. Так, для первичной П. особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению: борьба с инфекциями, травмами, патогенными воздействиями окружающей среды, вызывающими те или иные нарушения психики. К задачам первичной П. относятся также определение факторов риска - групп лиц с повышенной угрозой заболевания или ситуаций, также несущих в себе угрозу вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Здесь важную роль играют такие дисциплины, как медицинская психология, педагогика, социология, юридическая психология и др., позволяющие осуществлять превентивные меры в отношении семейных конфликтов, правильное воспитание детей и подростков, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (кризисная психотерапия), профилактику профессиональной вредности, правильную профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование). Во вторичной П. ведущую роль играет комплексная фармако- и психотерапия. При третичной П. основное значение приобретает социальная реабилитация.
Вторым важным моментом в дифференциации задач и методов П. могут являться особенности и вид психических расстройств, в отношении которых проводится психопрофилактическая работа: преимущественно функциональная или органическая природа психической патологии; реактивная или процессуальная форма течения; обратимость болезненных явлений; ведущее значение биологического или социального фактора. Учет перечисленных моментов требует дифференцированной П. с обращением внимания на нозологию психических расстройств. Л. Л. Рохлин отводит главную роль определению в каждом из них соотношения и ведущего значения биологического и социального. Другие исследователи (Мягер В. К., 1985) подчеркивают неспецифичность первичной П., в которой раннее психологическое воздействие имеет значение для предупреждения любых заболеваний, в генезе которых существенную роль играет эмоционально-аффективное перенапряжение.
При предупреждении расстройств психической деятельности, т. е. в комплексе психопрофилактических мер, следует учитывать как факторы окружающей среды, так и этиологические и патогенные факторы, существующие в самом человеке, обусловленные его конституцией и преморбидными личностными особенностями. Здесь нужно иметь в виду 3 аспекта: а) личностный, б) характер интерперсонального взаимодействия, в) ситуационный - в их взаимосвязи. При разработке психопрофилактических мер должны учитываться и впоследствии при осуществлении использоваться защитные силы самого организма, сохранные стороны психики, которые следует стимулировать, усиливая сопротивление организма и личности болезни и компенсируя ее последствия.
Важную роль в развитии П. играют совершенствование структуры и увеличение числа практических психиатрических учреждений, прежде всего таких, как дневные стационары, ночные профилактории, лечебно-производственные и трудовые мастерские, психиатрические отделения в соматических больницах, психотерапевтические кабинеты в поликлиниках, консультации по вопросам семьи и брака, кризисные центры, психологическая служба по телефону, различные формы клубной работы с больными, перенесшими нервно-психические заболевания, кабинеты психологической и психофизиологической разгрузки и кабинеты профотбора и профориентации на производстве. Большое значение имеет также совершенствование методов диагностики и лечения больных с начальными, легкими, ларвированными формами психических расстройств.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
711.31 кб

Психопрофилактика профессионального стресса руководителей ОВД

Пряхина М. В., Кобозев И. Ю.
Представлены основные теоретические принципы программы психопрофилактики профессионального стресса руководителей ОВД, разработанной на основе трехэтапной модели (информирование, тренинговые занятия, телесно-ориентированная психоте
Читать PDF
265.11 кб

Психопрофилактика риска суицидального поведения юношей и девушек

Романова И. В.
Статья посвящена исследованию проблемы риска суицидального поведения юношей и девушек.
Читать PDF
251.80 кб

Психопрофилактика нарушений поведения и психосоматических расстройств

Абакарова Э. Г., Малашихина И. А., Строй Г. В.
В статье представлено не только описание характерологических реакций, возникающих у детей, но и причины развития аномального поведения.
Читать PDF
479.50 кб

Психопрофилактика лактационных кризов на этапе сопровождения беременности в женских консультациях

Тишевской И. А., Туранина С. В.
Рассмотрены основные проблемы, обусловливающие сложности в преодолении лактационных кризов, а также пути их профилактики.
Читать PDF
119.39 кб

Психологическое образование, психопрофилактика и психокоррекция в работе психолога начальной школы

Афанасенко С. Г., Лызь Н. А.
Читать PDF
119.39 кб

Психологическое образование, психопрофилактика и психокоррекция в работе психолога начальной школы

Афанасенко С. Г., Лызь Н. А.
Читать PDF
119.09 кб

Психокоррекция и психопрофилактика девиаций с учетом особенностей защитно-совладающего поведения под

Самойлина Татьяна Григорьевна, Михайлюк Елена Борисовна
В статье поднимается проблема подхода к изучению и психокоррекции девиантного поведения с позиций эффективности-неэффективности защитно-совладающего поведения.
Читать PDF
228.54 кб

Психопрофилактика медицинских страхов у дошкольников

Масляная Ольга Валериановна
В статье подчеркивается актуальность превентивной работы относительно медицинских страхов с дошкольниками. Представлены стратегия и способы этой психологической деятельности.
Читать PDF
364.16 кб

Личность осужденных (психодиагностика и психопрофилактика, воспитательная работа)

Сергеев Михаил Петрович
С помощью теста Аммона изучена психодинамическая структура личности 1170 осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях Чувашской Республики.
Читать PDF
75.76 кб

Психопрофилактика игровой зависимости (гэмблинга) у детей с умственной отсталостью

Минякина Ю. В.
Читать PDF
78.09 кб

Психопрофилактика дезадаптации младших подростков в условиях общеобразовательного учреждения

Дубровина Д. А.
Рассмотрена проблема дезадаптации младших подростков, представлены результаты исследования на этапе перехода из младшего в среднее звено школы, разработана программа психопрофилактики дезадаптации младших подростков.
Читать PDF
992.29 кб

Психопрофилактика интолерантности подростков по отношению к людям с ограниченными возможностями здор

Зыкова Надежда Викторовна, Шаукенова Эллина Шаукатовна
В статье рассматривается вопрос влияния социальных установок на развитие у подростков толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Уточняется сущность понятий «толерантность», «интолерантность».
Читать PDF
0.00 байт

Психопрофилактика и коррекция профессионального стресса сотрудников ОВД

Кобозев Игорь Юрьевич
В статье анализируется содержание понятия «психопрофилактика профессионального стресса», приводится описание структуры, целей, задач и компонентов программы психопрофилактики и коррекции профессионального стресса сотрудников орган
Читать PDF
10.17 мб

Психогигиена и психопрофилактика в деятельности специалистов, принимающих участие в ликвидации после

Кравцов Олег Игоревич
В статье рассматривается содержание понятий таких отраслей науки как «психогигиена» и « психопрофилактика», история возникновения, задачи, структура, взаимосвязи и значение в деятельности специалистов, принимающих участие в ликвид
Читать PDF
0.00 байт

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛ

Васильева Т. Н., Федотова И. В., Некрасова М. М., Зуев А. В.
В статье обсуждается результативность программы психологической помощи как средства психопрофилактики негативного влияния профессиональных стресс-факторов на здоровье и работоспособность школьных учителей.

Похожие термины: