ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.
Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
терпеливость, выносливость, психическая устойчивость при наличии фрустраторов и стрессоров, сформировавшиеся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Фармакологические основы терапии. Тезаурус. Руководство для врачей и студентов. 2018 г.
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Источник: Собриология. Глоссарий. 2009
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Источник: Березин C., Лисецхий К., Серебрякова М. Словарь психологических терминов. 2002
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
В современном мире проблема Т. в первую очередь связана с борьбой против таких нарушений прав человека, как гомофобия, расизм, антисемитизм, ксенофобия и др.
«Она, кстати, пока в поезде ехала, очень хорошую статью в журнале прочитала. Про наступающие времена толерантности.» В. Колочкова. Не спорьте со счастьем.
Источник: Словарь доктора либидо
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
2) либеральное принятие убеждений и поведения других людей, не совпадающих и даже противоположных тем, которые характерны для данного индивида, или терпимое к ним отношение.
2. В наркологии – способность переносить определенные дозы наркотика, алкоголя или другого психоактивного вещества до появления ожидаемого эффекта (эйфории, опьянения и др.). (См. Толерантность к наркотику.)
Толерантность характеризуется величиной дозы, с которой ожидаемый эффект начинает проявляться.
Источник: Наркотики и наркомания. Энциклопедический словарь. 2014 г.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Источник: Термины по вопросам, связанным с зависимостью от алкоголя, наркотиков и других ПАВ
Толерантность – это качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в Другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.), сознательный отказ от применения силы и давления. Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с Другим, признание и уважение его права на отличие, признается его право на сохранение своей особенности и самобытности.
Толерантность как важный элемент культуры общения признается сегодня необходимым условием общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений.
Толерантность является ключевым нравственным принципом гражданского общества.
Однако толерантность не должна оборачиваться попустительством злу, в частности, терпимостью по отношению к посягательствам на свободу и нравственное достоинство человека.
Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011
Толерантность к неопределенности / Талерантнасць да нявызначанасцi / Tole ran ce to uncertainty– конструкт, который используется для обозначения черты личности и установки, отражающей отношение человека к сложным, неоднозначным ситуациям, характеризующимся недостатком информации, отсутствием четких ориентиров и возможности применить стандартные решения. Т. к неопределенности позволяет субъекту комфортно чувствовать себя и продуктивно действовать в незнакомых, непривычных обстоятельствах, а также принимать и осуществлять активный поиск нового, неизвестного, противоречивого, неясного. В социальной психологии понятие Т. используется для характеристики ненасильственного, уважительного отношения к другим людям и группам людей. В основе лежит признание существования и возможности проявления «инаковости» (иной точки зрения, модели поведения) при сохранении собственной идентичности. Рассматриваются межличностная, межгрупповая, социальная, межэтническая, межкультурная, межконфессиональная, межпоколенная, гендерная, профессиональная и другие виды Т. Анализ различных аспектов проблемы Т. представлен в работах Г. Л. Бардиер, С. К. Бондыревой, Г. С. Кожухарь, Т. В. Корниловой, Е. Г. Луковицкой, Л. Г. Почебут, Г. У. Солдатовой и др. Психодиагностика Т. может осуществляться с применением экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова), диагностического теста отношений Г. У. Солдатовой, методики «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова), методики диагностики общей коммуникативной Т. В. В. Бойко, опросника «Толерантность к неопределенности» С. Баднера, методик «Житейские диалоги» и «Виды и компоненты толерантности– интолерантности» Г. Л. Бардиер. Ю. С. Смирнова
В диагностике «толерантность» имеет также два значения. 1. Толерантность рассматривается как допустимость иных структур и как равноценность этих структур. Это предполагает исключение сопоставления с некоторым заранее заданным эталоном, каким-либо социокультурным образом. Это исключает также сопоставление со своим собственным набором личностных характеристик и признание их исключительной ценности (в этом случае собственный образец выполняет функцию сравнительной категории). Допустимость других конструкций, сочетаний качеств, характеристик может реализоваться, т.е. стать толерантной только в том случае, если их будет признано множество и все они будут рассматриваться как равноценные. Поэтому для возникновения толерантности как субъективного переживания необходимо признание всех сочетаний целесообразными. При этом человек толерантный всегда исходит из предположения, что каждая из встречающихся ему структур выполняет какую-либо миссию - функцию, необходимую для общества. Такое предположение может стать исходным, и если человек убедится в этом или его убедят, то он может стать толерант-ным. Возможен и другой вариант, когда человек настолько уверен в безошибочности своих действий и необходимости своих сочетаний, что он принимает все другие сочетания как необходимый фон, как необходимое дополнение к своим характеристикам или закономерный «противовес». В принципе толерантность рациональна, поскольку признание ее ведет к объективному рассмотрению других структур. Более того, структура рассматривается не рядоположно. В каждой структуре личности рассматривается оригинальность и уникальность сочетаний как равноценные.
Диагносту необходимо развивать чувство толерантности еще и по той причине, что это позволяет ему выделять наиболее ценные свойства у каждой системы (признавая свою систему также не гар-моничной, но ценной в каком-либо одном или в нескольких смыслах). Для диагноста все встречающиеся ему лица рассматриваются с точки зрения уникальности, неповторимости. При толерантности значимо отношение к встречающимся личностям как к креативам. Это обеспечивает выделение набора черт личности, связей и зависимостей.
2. Второй тип толерантности обычно описывается как терпимость к воздействиям. В связи с этим, например, предполагается воспитать в учителях толерантность к не предусмотренным планам обучения и воспитания ситуациям, где на них осуществляется воздействие, давление или экспансия. Считается, что в этом случае выполнению профессиональных предписаний способствует непринятие всех травмирующих воздействий. Толерантность, таким образом, прославляется в связи с сохранностью энергетики и принятой ранее стратегической линии. Для диагноста, естественно, необходима ориентация на первый тип толерантности. Толерантность обычно связана с эмпатией (см. Эмпатия) и рефлексией (см. Рефлексия).
Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.
Эффективность поведения в конфликтной ситуации толерантной личности значительно выше. Она отличается психологической устойчивостью (стрессоустойчиво- стью, конфликтоустойчивостью). По направленности толерантности можно выделить:
1. внешнюю толерантность (к другим) - сформированное убеждение, позволяющее личности допускать наличие у других собственной позиции, способности рассматривать конфликтную ситуацию с различных точек зрения, учитывать различные аспекты и аргументы;
2. внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) - способность сохранять равновесие в конфликтной ситуации, принимать решение и действовать в этих условиях.
Основными составляющими рассматриваемого феномена являются [1]:
1. презумпция личности - оценка каждого человека по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками;
2. презумпция прав человека - каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества и общности;
3. ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права или, говоря на другом языке, готовность прощать людям все их грехи за исключением особенно тяжких;
4. ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;
5. ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий;
ценность следования нормам права;
6. ценность сострадания, сопереживания, сочувствия.
Выделяются следующие типы толерантности / интолерантности в зависимости от направленности ее распространения: межнациональная, межэтническая, расовая, религиозная, межклассовая, гендерная, политическая, сексуальная, маргинальная, возрастная и др. В каждом аспекте социальной жизни, в отношении каждой социальной группы можно выделить некие аспекты, подвергающиеся возможной скрытой или явной дискриминации (см. Дискриминация), что свидетельствует об интолерантности, или нетерпимости. Последняя при этом также может проявляться в различных формах. Например, если говорить о религиозной нетерпимости, то ее крайней формой выступает религиозный фанатизм - насаждение какой-либо веры, ее ценностей и традиций как единственно правильного отображения религиозной или духовной истины. Межнациональная толерантность определяется как отсутствие предубеждений к представителям других национальностей, т.е. способность относиться к любому человеку с позиции его личностных качеств, вне национального контекста, не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей. Здесь существует целый ряд крайних форм проявления межнациональной интолерантности:
3. этноцентризм (см.) - дискриминация (см.) на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы. Базируется на убеждении в превосходстве одних культур над другими;
4. ксенофобия (см.) - страх и неприятие иностранцев и представителей других культур: убежденность в том, что «чужаки» принесут вред;
5. агрессивный национализм (см. Национализм) - мнение, что одна нация превосходит в правах другую.
К феномену толерантности в конфликтологическом знании также зачастую применяется теория транзактного анализа, предполагающая разграничение личностных ролей в конфликте и выделение в зависимости от них типов толерантности. Так, для ребенка характерна толерантность по принципу «открытости», для родителя - «терпения», а для взрослого - «диалога».
Также применим подход, разработанный в работе Томаса А. Харриса «Я - ОК, ты - ОК» [2], где выделяются для научного анализа четыре основные модели взаимодействия: Я хороший - Ты плохой, Я плохой - Ты хороший, Я плохой - Ты плохой, Я хороший - Ты хороший. Последний вариант как раз отражает позицию толерантного человека, у которого развито уважение к себе, своей стране, своим традициям.
Литература
1. Мацковский М. Толерантность как объект социологического исследования // «Век толерантности»: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ. Выпуск 3-4, 2001.
2. Харрис Т.Э. Я - ОК, ты - ОК. М. : Академия, 2006.
Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.
В научный оборот само понятие «толерантность» было введено Г. Олпортом. При этом, как он отмечал, «патология фанатизма, как правило, гораздо интереснее для социальной науки, чем благотворный феномен толерантности. Поэтому неудивительно, что о толерантности мы знаем гораздо меньше, чем о предубежденности»1. Тем не менее, Г. Олпорт, опираясь на исследования Т. Адорно и других психологов, занимавшихся проблемами авторитаризма и тоталитаризма, выделил целый ряд существенно значимых, с точки зрения понимания толерантности как социально-психологического явления, факторов.
Согласно представлениям Г. Олпорта, предрасположенность к толерантности, либо к интолерантности формируется в раннем детстве: «Нам представляется, что толерантные дети вырастают в семьях с принимающей атмосферой. Их любят и принимают вне зависимости от того, что и как они делают. Наказания в таких семьях не бывают слишком суровыми или непоследовательными, и ребенок не вынужден каждую минуту подавлять свои импульсы во избежание родительского гнева... В прошлом предубежденных детей, в отличие от толерантных, как правило, обнаруживается “угрожающая обстановка”. Лейтмотивом жизни толерантных детей оказывается безопасность, а не угроза. В процессе самоосознования ребенок приучается сопоставлять свою тягу к удовольствию с требованиями наличной ситуации и своим потенциалом развития. Он получает достаточно удовольствия без подавления других и чувства вины и не проецирует чувство вины на окружающих»2.
Совершенно очевидна схожесть описанной Г. Олпортом ситуации развития с содержанием первого психосоциального кризиса в концепции Э. Эриксона. Не менее явные параллели напрашиваются и в том, что касается социально-психологических последствий результатов развития на данной стадии. Так, например, именно выраженно интолерантные субъекты в наибольшей степени предрасположены к экстремистским и, более того, террористическим акциям, при этом в наиболее опасной совершенно иррациональной, психопатической форме. Наглядным подтверждением справедливости данного утверждения служит террористический акт осуществленный на Черкизовском рынке в Москве молодыми людьми, исповедовавшими крайние националистические взгляды: ими не выдвигалось никаких требований, а в результате взрыва пострадало множество совершенно случайных людей самых разных национальностей.
Еще одним существенным фактором, характеризующим толерантную личность, по мнению Г. Олпорта, является то, «...что она не приемлет дихотомической логики. Такой человек едва ли согласится с тем, что есть только два типа людей — “сильные и слабые”, или что “есть только один правильный способ делать что-либо”. Он не разделяет окружающую действительность на “правильную” и “неправильную”. Для него существуют оттенки серого... Устойчивость к фрустрации у таких людей относительно велика. Сталкиваясь с ограничениями, они не впадают в панику. Они чувствуют себя комфортно внутри своего эго и не испытывают потребности в экстернализации (проекции) конфликта вовне. Если все идет не так, нет необходимости обвинять других: можно нести ответственность самому, не впадая при этом в панику»1. Здесь мы имеем дело с отчетливым описанием проявлений в социальной жизни и мировосприятии индивида сформированной позитивной идентичности. Другими словами, анализируя взгляды Г. Олпорта, можно вполне обоснованно утверждать, что толерантность либо интолерантность личности напрямую зависят от особенностей ее психосоциального развития в детстве и отрочестве.
Необходимо заметить, что Г. Олпорт выделял три вида толерантности: толерантность как систему установок, связанных с этническими и расовыми различиями, конформную толерантность и толерантность как черту характера.
С точки зрения этнических установок, толерантный индивид, согласно Г. Олпорту, исходит из того, что «все люди равны: групповая принадлежность в большинстве случаев не имеет значения. Люди, не имеющие предубеждения против евреев, часто не могут отличить еврея от нееврея по внешним признакам, в отличие от предубежденных людей, для которых этот вопрос имеет значение... Толерантность как черта характера означает уважительное отношение ее носителя к людям самим по себе. Такое уважение приложимо к самым разным стилям жизни. Некоторые люди несут заряд любви и доброй воли. Другие ценят групповые различия с эстетической точки зрения и находят их интересными и стимулирующими. У третьих толерантность оказывается составной частью политического либерализма и прогрессивной философии. Для четвертых важнее всего чувство справедливости. У остальных отношение к разным группам связано с понятием интернациональной дружбы. Они сознают, что мирные отношения между представителями всех рас невозможны, пока к цветным по-разному относятся на их родине. Короче говоря, толерантность как черта характера вплетена в позитивный взгляд на мир»2.
При сопоставлении этих двух видов толерантности, как они описаны Г. Олпортом, предпочтительнее выглядит именно толерантность как черта характера, поскольку, во-первых, она не замыкается на расовых и межэтнических проблемах, охватывая гораздо более широкий круг социально-психологических явлений и, во-вторых, позволяет строить взаимодействие представителей различных культур, рас, наций с отчетливой рефлексией имеющихся между ними различий. Между тем, без учета последних в целом ряде случаев установление подлинно партнерских отношений попросту невозможно. Так, в примере, приведенном Г. Олпортом, различия между евреем и неевреем действительно не имеют никакого значения, с точки зрения социального взаимодействия, если речь идет о людях, принадлежащих к одной культурной традиции. Однако, совершенно очевидно, что для религиозного еврея приглашение на деловую встречу в субботу, сделанное «толерантным» партнером, последовательно игнорирующим подобные различия, не только неприемлемо, но и может быть воспринято как откровенно оскорбительное.
Что касается так называемой, конформной толерантности, то она, строго говоря, вообще не является толерантностью. Речь, скорее, идет о проявлении конформности в контексте этнических проблем. На это указывает и сам Г. Олпорт: «В обществе, где этнические проблемы не поднимаются или они подчинены принципам толерантности, мы можем ожидать, что люди примут во внимание идею равенства. Такие люди исходят из групповых норм и являются конформистами»3.
Ряд социологических исследований, проведенных в середине прошлого века в Южной Африке и США, показали, что уровень толерантности индивида отчетливо коррелирует с уровнем его образования. Как вполне обоснованно считает Г. Олпорт, это связано, прежде всего, с тем, «...что повышение уровня образования связано со снижением страха и беспокойства», а также с тем, «...что образованность позволяет видеть общество в целом и понимать, что благоденствие одной группы связано с благоденствием всех остальных»1. Также в ряде уже социально-психологических исследований был зафиксирован существенно более высокий уровень эмпатии и адекватности межличностного восприятия у толерантных личностей по сравнению с интолерантными. Так, «в одном эксперименте ... студент, набравший высокий балл по шкале авторитаризма, оказался в паре со студентом того же пола и возраста, набравшим низкий балл по этой шкале. В течение 20 минут студенты обменивались информацией о своих любимых теле- и радиопередачах и фильмах. Каждый получил впечатление о другом, как если бы они случайно где-то познакомились. ... После беседы каждый из участников в отдельной комнате должен был заполнить анкету от лица другого. В эксперименте участвовало 27 пар студентов.
Полученный результат показывает, что предубежденные студенты проецируют свои установки на партнера; они заполняют тест в авторитарной манере (хотя партнер не склонен к этому). Неавторитарные студенты, напротив, оценивают установки других более точно... и более корректно отвечают на вопросы о личности другого. Короче говоря, толерантные студенты лучше понимают других людей, чем интолерантные»2.
Проблема толерантности является одной из наиболее актуальных в современной России. Не случайно именно отечественными учеными в последние годы выполнен большой объем исследований по данной проблематике (А. Г. Асмолов, М. С. Мириманова, Г. В. Солдатова и др.), разработан целый ряд тренинговых программ, направленных на формирование толерантности, существуют многочисленные государственные программы по данной тематике. При этом, однако, наблюдается отчетливый «крен» именно в сторону межэтнических отношений. Между тем, при всей значимости данной тематики, проблема толерантности, как уже сказано выше, является существенно более многоплановой и ни в коем случае не должна сводиться к задачам преодолоения негативного восприятия «лиц кавказской национальности» обывательским сознанием.
В этой связи практический социальный психолог в качестве одной из своих чисто профессиональных задач должен видеть формирование как межличностной, так и межгрупповой толерантности, что достижимо лишь при продуманном индивидуально-специфическом и функционально-ролевом его воздействии с целью формирования толерантности как устойчивой стержневой личностной характеристики каждого отдельного члена курируемой группы или организации.
Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007