ДЕФЕКТОЛОГИЯ
наука об особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерностях их воспитания и обучения.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
ДЕФЕКТОЛОГИЯ
наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками, а также вопросы их обучения и воспитания (=> психология специальная).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Дефектология
(Defectologia) (от лат. defectus и греч. logos - наука, учение). Наука, изучающая особенности развития детей с психическими нарушениями и/или физическими недугами и разрабатывающая методы их воспитания и обучения.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Дефектология
дефект + греч. logos – слово, понятие, учение) – дисциплина, изучающая особенности развития детей с физическими и/или психическими отклонениями, а также разрабатывающая и внедряющая в практику методы их обучения и воспитания.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ДЕФЕКТОЛОГИЯ
дефект + греч. logos - наука, учение). Педагогическая наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания детей с физическими и (или) психическими недостатками, разрабатывающая методы их лечения и социально-трудовой адаптации. Использует данные психоневрологичеких и психологических исследований.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
ДЕФЕКТОЛОГИЯ
от лат. defectus - недостаток + -логос] - комплексная научная дисциплина об особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками и закономерностях их воспитания, обучения и образования. В состав Д. входят специальная психология как отрасль психологической науки и специальная (коррекционная) педагогика как отрасль педагогической науки
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ДЕФЕКТОЛОГИЯ
пограничная наука, находящихся на стыке психологии и медицины и имеющая дело с различными нарушениями психики и поведения человека, возникающими при органических и других заболеваниях. Эти нарушения в Д. не только изучаются, но и научно объясняются. В Д. разрабатываются практические методы их устранения, особенно в детском возрасте. В настоящее время для обозначения данной области знаний чаще пользуются термином «специальная психология». См. «специальная психология».
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ДЕФЕКТОЛОГИЯ
(от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) – наука о психофизиологических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками (аномальные дети), закономерности их воспитания, образования и обучения. Д. вскрывает объективные закономерности умственного и физического развития детей, у к–рых нарушена деятельность анализаторов (глухота, слепота) и центральной нервной системы (олигофрения), речевая деятельность (логопатия). На основе этих закономерностей Д. определяет принципы, пути и средства компенсации дефектов развития ребенка. Составными частями Д. являются: сурдопедагогика, изучающая закономерности воспитания и обучения детей с дефектами слуха; тифлопедагогика, занимающаяся вопросами воспитания и обучения слепых и слабовидящих детей; олигофренопедагогика, занимающаяся вопросами воспитания и обучения умственно отсталых детей; логопедия, занимающаяся вопросами исправления недостатков речи у детей – логопатов. Предметом дефектологии являются также вопросы воспитания детей со сложными физическими и психическими нарушениями (например, слепота и глухонемота и др.), а также с нарушениями эмоциональноволевой сферы (психопаты).
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ДЕФЕКТОЛОГИЯ
(от лат. defectus – недостаток и греч. logos – учение, наука) – наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Д. изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, с ЗПР, а также со сложными дефектами. К Д. относятся специальная психология, изучающая психология, проблемы аномального детства, а также сурдотехника и тифлотехника, разрабатывающие технич. средства коррекции и компенсации сенсорного дефекта. Как целостная наука Д. сложилась в результате развития и сближения ее отдельных отраслей, установления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании детей с разными видами дефектов. Теоретические основы отечественной Д. были заложены Л.С. Выготским, который определил общие закономерности развития аномальных детей разных категорий, основные принципы коррекции имеющихся нарушений (прежде всего – ориентация не на дефект и ограниченный им уровень развития, а на потенциальные возможности ребенка). На основе комплексного подхода к изучению аномальных детей разработано научное обоснование процессов компенсации и коррекции дефектов развития, создана дифференцированная система специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005
Дефектология
лат. defectus — недостаток и греч. logos — слово, учение) наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Основной задачей Д. является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной — медико-психолого-педагогической — помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей. Исключительную роль в создании и закреплении интегративного характера и целостности дефектологии сыграли работы Л. С. Выготского, в которых уже в 30-х гг. ХХ в. сформулированы и обоснованы общие для всех разделов Д. (сурдо-, тифло- и др.) положения о природе и сущности аномального развития, основанные на культурно-исторической теории развития высших психических функций. В процессе становления Д. систематически расширяла сферу своих исследований. Если на первых этапах предметом внимания Д. являлись дети с выраженными и легко определяемыми нарушениями в развитии (слепота, глухота), то на последующих этапах становления Д. изучались дети, которые имеют менее выраженные нарушения, а именно слабовидящие, слабослышащие дети, дети с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, двигательными нарушениями. В то же время выделяются и специальные разделы, охватывающие вопросы воспитания и обучения детей со сложными нарушениями (слепоглухих, слабовидящих глухих, слепых и глухих детей с интеллектуальными нарушениями). Начинаются исследования детей с ранним детским аутизмом, с двигательными нарушениями, с выраженными нарушениями интеллекта. Разворачиваются исследования детей дошкольного возраста. В ходе исследований, проведенных в советский период, изучались особенности в развитии познавательной деятельности и словесной речи разных категорий детей. Разрабатывались психолого-педагогические основы дифференцированного специального обучения каждой категории детей. Применительно к разным категориям детей определялись психолого-педагогические условия и специальные педагогические технологии, обеспечивающие предупреждение и коррекцию имеющихся у них нарушений вторичной и третичной природы. Особое внимание уделялось разработке частных методик формирования школьно значимых навыков, обеспечивающих возможность детям с нарушениями в развитии получения цензового образования. Д. внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей. Результаты Д. исследований обеспечили научно-методические основы для создания дифференцированной системы специального образования. К началу 90-х гг. эта система имела развитую горизонтальную и вертикальную структуру, включающую восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата), шестнадцать типов специального обучения, специальные дошкольные и постшкольные (общеобразовательные и профессиональные) учебные заведения. Для каждого типа специальных школ были определены принципы обучения, формы построения учебного процесса, разработаны средства и методы обучения. Для каждой учебной дисциплины, изучаемой в специальной школе, создана система специальных учебников, методик и большое количество оригинальных наглядных пособий. Все специальные школы, за исключением вспомогательных школ (для умственно отсталых детей), давали выпускникам цензовое образование, сопоставимое с определенным уровнем общего образования, что делало возможным для них поступление в средние специальные учебные заведения и ВУЗы. Миссия Д. на современном этапе — научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества. Приоритетными задачами современной Д. науки являются: создание научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления нарушений в развитии детей и ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи; разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и специального образования, переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования, разработка научных основ построения нового содержания специального обучения, методов и технологий качественной его индивидуализации, психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования, содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. Решая эти сложнейшие задачи, Д. продолжает развиваться как комплексная наука, в основе которой лежит идея о необходимости целостного подхода к изучению проблемного ребенка. Противоречие между этимологией термина Д. и содержанием той интегративной области научного знания, которую он в действительности обозначает, резко обострилось после ратификации в 1991 г. Российской Федерацией Конвенций ООН "О правах инвалидов" и "О правах умственно отсталых", когда была осознана необходимость отказаться от употребления всех терминов, указывающих на дефект, как от терминов уничижительного характера. В число таких терминов попадает и термин Д., который так же, как термины аномальные дети, аномальное развитие, начинает выходить из употребления. Проблема состоит в том, что до сих пор не найден адекватный эквивалент термина Д., социально приемлемого и при этом адекватно отражающего содержание данной науки именно как интегративной области знания. Вследствие этого термин Д. продолжает использоваться специалистами в данной области, используется он и в языке междисциплинарного общения, что является предметом острых разноаспектных дискуссий, как касающихся формальных, этимологических аспектов данного термина, так и дискуссий в области методологических основ самой науки, ее места в системе современных наук.
Источник: Клиническая психология. Словарь