НАВЫК

Найдено 27 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Навык
Способность человека выполнять определенные задачи быстро и компетентно, достигая желаемого результата.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

НАВЫК

— полуавтоматическое действие конкретного субъекта, сформированное в результате многократных повторений или упражнений

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Навыки
целенаправленные действия или последовательность действий, которые мы можем выполнить и повторить в соответствующей ситуации.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

НАВЫК
сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

НАВЫК
действие, автоматизирующееся в процессе своего формирования и становящееся операцией как компонентом более сложного навыка (К.К. Платонов).

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Навык
а) форма поведения, формирующаяся прижизненно благодаря многократным упражнениям; - б) действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

НАВЫК
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ) - приобретенное в результате обучения и повторения умение решать профессиональную задачу, оперируя орудиями труда с определенной точностью и скоростью.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Навыки
это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Простые умения при достаточных упражнениях могут переходить в навыки. Поэтому иногда навык характеризуют как автоматизированное умение.

Источник: Психология человека в организации: схемы таблицы тесты тезаурус. Учебно-методическое пособие. -LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrucken 2016

навык

способ выполнения действий, ставший в результате многократного повторения частично автоматизированным, легко, быстро и точно реализуемым. Физиологическая основа Н. динамический стереотип.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Навыки
приобретенная способность выполнять более или менее сложные психомоторные действия различного рода, включая зрительно-пространственные, символические, лингвистические, арифметические, социальные, познавательные и специализированные.

Источник: Краткий словарик по психиатрии. 2002

НАВЫК
действие, сформированное путем повторения. Важнейшими признаками навыка выступает 1) успешность выполняемых действий и их подкрепление положительным результатом; 2) навык формируется в процессе упражнения и нуждается для своего сохранения в тренировке.

Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998

НАВЫКИ
автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения... навык возникает как сознательно автоматизированное действие и затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия (С.Л. Рубинштейн).

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

НАВЫКИ
автоматизированные действия, формирующиеся путем многократно повторяемых упражнений, характеризующиеся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные и волевые (см. Навыки двигательные)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

НАВЫК
действие, автоматизировавшееся в результате упражнения и проходящее через ряд этапов формирования (см. приведенную ниже схему). Различают сенсорные, умственные (мыслительные, мнестические, волевые) и двигательные (психомоторные) Н. Они не только используются, но и формируются в процессе деятельности.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

навык

действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма. Формирование н. протекает в соответствии с рядом законов (см. закон изменения скорости в развитии н., закон плато в развитии н., закон отсутствия предела в развити н., закон угасания, закон переноса н. и др.).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

НАВЫК
полностью автоматизированное движение или система движений (действий) человека, протекающих быстро, точно, без сознательного контроля со стороны человека и всегда (неизменно) приводящих к определенному, заранее известному результату. Большинство Н. выступают как двигательные Н. или включают в свой состав элементы автоматизированных движений. См. автоматизация двигательного навыка, умения и навыки автоматизированные, умения и навыки двигательные, навык двигательный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Навык
Навыки у человека формируются в процессе его биологического и социального развития. Они представляют собой действия, которые в результате их многократного выполнения автоматизируются и при их реализации нет необходимости в активном участии сознания, а также - в их контролирования. Нарушение выполнения навыков (их утрата или изменение) наступает чаще всего при органических повреждениях мозга (Альцгеймерова болезнь - см.) или при других глубоких травматических, интоксикационных психозах.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

НАВЫК
Автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторения, воспроизводимое без поэлементной сознательной регуляции и контроля. Н. проявляется в восприятии, интеллектуальной деятельности и в двигательной сфере. Утрата Н. - признак серьезного заболевания головного мозга, чаще всего органического генеза; так, при болезни Альцгеймера она предшествует проявлению апрактичсских расстройств. Возможность формирования Н. в процессе обучения является важнейшим критерием степени выраженности олигофрении.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Навык
Умение выполнять определенное целенаправленное действие, доведенное до автоматизма в результате многократного сознательного его повторения. Н. является основой высокоэффективной деятельности человека в профессиональной, учебной, спортивной и др. сферах жизни. Физиологической основой Н. является динамический стереотип (см.). Формирование навыка в двигательной деятельности (по Н.А. Крестовникову) проходит фазы генерализации, концентрации (на этой фазе закладываются основы автоматизации движений) и специализации.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

НАВЫК
приобретенное в результате научения и автоматически осуществляемое действие, неизменно приводящее к вполне определенному результату. Н. не требует сознательного контроля и специальных волевых усилий для его осуществления. Н. бывают перцептивные, двигательные, интеллектуальные. На формирование Н. влияют следующие эмпирические факторы: а) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление, формирование в целом или по частям; б) для уяснения содержания операции – уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение и др.), обратная связь; в) для овладения операцией – полнота уяснения ее содержания, постепенность перехода (величина скачков от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и др.). Различные сочетания отмеченных факторов создают различные картины процесса формирования Н.: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце или наоборот; возможны и смешанные варианты.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Навык
автоматизированное действие, сформированное путем многократного его повторения и воспроизводимое в последующем без усилий, без пошаговой сознательной регуляции и контроля. Навыки проявляют себя в восприятии, интеллектуальной деятельности, в двигательной и, возможно, в эмоциональной сфере. В настоящее время различают 3 основных категорий навыков. 1) Навыки замкнутого цикла – каждое последующее действие жестко связано в них с предыдущим. Например, это навыки ходьбы, бега, опроса по стандартной схеме и т.п. 2) Навыки разомкнутого цикла – любое последующее действие не имеет жесткой связи с каким-либо одним из предыдущих. Например, это свободное интервью, беседа с предполагаемым пациентом, разговор с больным на общие темы и т.п. 3) Навыки смешанного цикла – некоторые последующие действия жестко связаны в них с некоторыми предыдущими, но не все или даже далеко не все. Например, это навык оказания первой медицинской помощи. Труднее формируются и обычно легче забываются навыки разомкнутого цикла. Например, это навык обследования психиатрического пациента, любой психиатр знает, что после длительного перерыва в работе она воспринимается как полузабытая. Выдающийся отечественный невролог, профессор Х.Г.Ходос, рассказывал, что возвращаясь из отпуска, ему требовался месяц времени, чтобы восстановить навыки исследования больных. Утрата навыков замкнутого цикла чаще всего указывает на локальное или диффузно-очаговое органическое поражения головного мозга. Например, это аграфия, акалькулия, апраксия и др., особенно часто возникающие при сосудистой патологии головного мозга, атрофических процессах. Неспособность к формированию навыков является одним из существенных признаков умственного недоразвития. Например, у пациентов с глубокой и тяжелой умственной отсталостью с большим трудом формируются или вообще не формируются даже такие элементарные навыки, как уринация и дефекация в подходящих для этого условиях или навыки самообслуживания.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

НАВЫК
англ. habit, skill)
1. Доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие; критерием достижения Н. служат временные показатели выполнения, а также тот факт, что выполнение не требует постоянного и интенсивного внимания (контроля). Син. Операция (в теории деятельности А. Н. Леонтьева). Н. м. б. не только двигательными, но и перцептивными, мнемическими, мыслительными, речевыми и т. п. Огромное количество специальных Н. связано с осуществлением разных видов деятельности (бытовой, учебной, профессиональной). По современной терминологии, Н. относят к содержанию т. н. процедурной памяти. Способность к формированию и воспроизведению Н. - один из важнейших показателей общей интеллектуальной потенции и сохранности. Н. свойственны людям и животным (см. Кривая упражнения, Научение, Обучаемость, Плато). (Б. М.)
2. Н. (трудовых движений) - приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда (ручной инструмент, органы управления) с заданной точностью и скоростью. Н. - это хорошо сформированное действие, в динамическую структуру которого входят когнитивные компоненты: сенсомоторный образ рабочего пространства, образ исполнительного акта, программа действия и контроль (текущий и конечный) за его совершением, а также исполнительные (моторные) компоненты, включая коррекционные процессы. Взаимоотношения между перечисленными компонентами подвижны. Между ними возможен "обмен" временем и функциями, что обеспечивает точное и своевременное выполнение действия при достаточно широком диапазоне внешних обстоятельств и внутренних условий его осуществления. При организации процесса обучения трудовым Н. необходимо уделять особое внимание формированию когнитивных компонентов для предотвращения совершения импульсивных и реактивных актов и обеспечения выполнения целесообразных и разумных действий. Это достигается, в частности, вариативностью условий, в которых формируются Н. (См. также Двигательный навык, Интерференция навыков, Перенос, Привычка).

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

НАВЫК
автоматизированное действие, совершаемое без заметного участия сознания, рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической энергии. Выделяют двигательные, сенсорные, перцептивные, умственные, речевые и другие Н. Формировать Н. могут различные методы обучения и воспитания. Но главное – это упражнения, то есть не простое механическое повторение действий, а их совершенствование. Процесс формирования Н. складывается из нескольких этапов. Сначала выделенные частные приемы и операции объединяются в единое действие, потом устраняются ошибки, далее следует улучшение качества Н. и наконец автоматизация и включение его в деятельность. Совершенствование Н. зависит от его сложности, индивидуальных особенностей и психического состояния личности, от методики проведения упражнений, обучения в ходе практических работ, обстановки, знания обязанностей. Н. складывается неравномерно (для него бывает характерна остановка, задержка – плато). Это связано с утомлением, потерей интереса, ухудшением методических приемов, изменением обстановки, новыми трудностями. Индивидуальный подход, учет темперамента, способностей, опыта помогают более экономно и продуктивно улучшать Н. На формирование Н. влияет изменение работоспособности в течение недели (в какой день проводятся упражнения), времени суток (утром, днем или вечером). Поэтому овладение новыми и сложными Н. лучше начинать в первой половине дня средних дней недели, а повторение проводить в другое время. Между Н. происходит взаимодействие (положительное и отрицательное). Например, техническое переучивание сопряжено с особыми трудностями, требует глубокого уяснения различий в работе на старой и новой технике. Успешному переносу Н. способствуют сходные психические процессы, установки и общие приемы в работе (прежней и новой). Н. могут ослабляться, что происходит вследствие их неиспользования на практике, отсутствия систематичности, из-за длительных перерывов в повторениях, болезни, переутомления. Быстро утрачиваются сложные, недостаточно закрепленные Н. Командиру следует учитывать это при решении вопроса о поддержании и сохранении Н. Не следует считать, что овладение Н. достигается путем проб и ошибок на основе механической тренировки. Научные данные и практика показывают, что механическая выработка Н. идет в несколько раз медленнее, чем сознательная (с упором на понимание сути действий, характера допускаемых ошибок, их причин и т. д.).

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

НАВЫК
действие, доведенное до известной степени совершенства, выполняемое легко, быстро, экономично, с наивысшим результатом и минимальным напряжением, т. е. как бы автоматически. Основным средством формирования Н. является упражнение. Различают три основных вида Н.: перцептивные (Н. восприятия) — автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимаемого ранее предмета; интеллектуальные — автоматизированные приемы и способы решения ранее встречавшихся задач; моторные (двигательные) — автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществляющееся ранее. Процесс формирования любого Н. обладает некоторыми характерными чертами, которые наиболее удобно рассмотреть на примере образования двигательного Н. Одной из основных черт этого процесса является образование двигательных или каких-либо иных (напр., умственных) структур, объединяющих отдельные движения в единое целое. На начальных ступенях обучения какому-либо действию человек выполняет отдельные входящие в него движения (или другие трудовые акты) порознь, с большими или меньшими интервалами между ними. В процессе упражнения время выполнения движений и интервалы между ними укорачиваются, происходит их объединение. В действии опытного оператора ряд последовательных частных движений выступает как одно сложное движение. Другая черта процесса формирования Н.— это выявление человеком релевантных сигналов. В процессе овладения Н. человек из всей массы сигналов, поступающих на его анализаторы, выбирает те, которые релевантны задаче. Иначе говоря, формируется не только моторная, но и сенсомоторная структура, являющаяся основой Н. В процессе ее формирования происходит перестройка взаимодействия разных анализаторов. На начальных этапах формирования Н. главную роль в контроле и регуляции движений играют дистантные анализаторы, в основном зрительные. По мере тренировки сенсорная структура перестраивается: возрастает роль осязательных и кинестетических сигналов. Напр., опытные профессионалы могут выполнить довольно сложные координированные движения без зрительного контроля. Третья черта процесса формирования Н.— это изменение соотношения уровней регуляции, их перераспределение — от речемыслительного уровня к сенсорно-перцетивному. При этом изменяется и уровень контроля — от отдельных элементов действия к действию в целом. И, наконец, еще одной чертой формирования Н. является усвоение ритма выполняемых действий. Благодаря ритмичности человек, владеющий Н., может работать длительное время без утомления. Опытный мастер способен также сравнительно легко переходить от одного темпа к другому. При этом высокий темп не снижает, а часто повышает качество работы. Сформированные у человека Н. существуют не изолированно друг от друга, а неизбежно вступают во взаимодействие. Основными его проявлениями являются перенос и интерференция Н.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

НАВЫК
НАВЫК / SKILL– автоматизированное действие, совершаемое без заметного участия сознания, рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической энергии. Выделяют двигательные, сенсорные, перцептивные, умственные, речевые и другие Н. Двигательные Н.– автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшиеся ранее. Интеллектуальные Н.– автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач. Перцептивные Н.– автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов. Процесс формирования Н. подробно изучен в работах советского психолога Н. А. Бернштейна. Н. складывается из ряда этапов: 1) выделенные частные приемы и операции объединяются в единое действие; 2) устраняются ошибки; 3) происходит улучшение качества Н.; 4) происходят автоматизация и включение Н. в деятельность. Совершенствование Н. зависит от его сложности, индивидуальных особенностей и психического состояния личности, от методики проведения упражнений, обучения в ходе практических работ, обстановки, знания обязанностей. Н. складывается неравномерно (для него бывает характерна остановка, задержка– плато). Это связано с утомлением, потерей интереса, ухудшением методических приемов, изменением обстановки, новыми трудностями. Особое значение имеют индивидуальные различия, которые отражают связь успешности формирования навыка и уровня мотивации обучающегося (законы Йеркса– Додсона). Первый связывает максимальную успешность научения с оптимумом мотивации (слишком сильная или слабая мотивация негативно сказывается на успешности формирования Н.). Второй отражает сложность деятельности (Н.), уровень мотивации и уровень притязаний личности: чем сложнее деятельность, тем ниже уровень мотивации. По мере формирования Н. происходит их автоматизация, в реальной практике существуют причины, которые влияют на продуктивность Н.: объективные отражают внешние условия осуществления деятельности (условия работы, состояние и конструкция оборудования, природные условия); субъективные– состояние самой личности (физиологические и психологические). Н. оказывают влияние друг на друга. Положительное влияние ранее выработанного Н. на последующий– перенос (трансфер)– имеет место в одних условиях и не имеет в других. Он является не автоматическим, механическим эффектом любого упражнения, а более или менее ясно выраженным результатом определенным образом организованного упражнения. Отрицательное влияние выработанных Н. на овладение новыми– интерференция– тормозящее взаимодействие Н., при котором уже сложившиеся затрудняют образование новых либо снижают их эффективность. Критериями сформированности Н. можно назвать объективные– внешние критерии (правильность и качественность Н. оформления (отсутствие ошибок) и скорость выполнения отдельных операций или их последовательности) и субъективные показатели– внутренние (отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия, напряжения и быстрой утомляемости, редуцированность действий (выпадение промежуточных операций)). На формирование Н. влияет изменение работоспособности в течение недели, времени суток. Поэтому овладение новыми и сложными Н. лучше начинать в первой половине дня средних дней недели, а повторение проводить в другое время. Например, техническое переучивание сопряжено с особыми трудностями, требует глубокого уяснения различий в работе на старой и новой технике. Н. могут ослабляться, что происходит вследствие их неиспользования на практике, отсутствия систематичности, из-за длительных перерывов в повторениях, болезни, переутомления. Быстро утрачиваются сложные, недостаточно закрепленные Н. Механическая выработка Н. идет в несколько раз медленнее, чем сознательная (с упором на понимание сути действий, характера допускаемых ошибок, их причин и т. д.). С. Л. Кандыбович, О. Г. Ксенда

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

НАВЫК
это действие, система действий, кот. эволюционизируется-формируется в результате обучения, повторения, модальноизирующихся градационной степенью заучивания-освоения субъектом тех или иных действий-операций с отсутствием-элиминированием, в основном, сознательно-контрольного, сознательно-регулятивного осмысления самого действия, движения, двигательного акта; сами Н. можно дифференцировать на ментально-интеллектуальные Н., как мульти-автоматизированные модусы-приемы, помогающие, часто, в зависимости от обстоятельств, целей, задач, индивиду решать те или иные проблемы-проекты-замыслы; мультиперцептивные Н. почти автоматическо-чувственное отражение предикатов-признаков уже апостериорно-ранее известного предмета-объекта-субъекта; мультикинетические Н., автоматизированная-роботизированная репродукция тех или иных действий, автоматизированное воздействие субъекта на экстерообъекты при помощи тех или иных кинетик-движений в целях трансформации-метаболизации самого объекта, а сами же мультикинетики неоднократно таким модусом-приемом осуществлялись индивидом ранее; мультикинетические Н. включают в свою модель перцептивноментально-интеллектуально-интеллнгибельно-операциональные Н. и контролируются-регулируются на базисе автоматизированного отражения-отзеркаливания объектов и их деталей, а также индексов-иерархий осуществления-реализации актов действия, спроецированного на метатектонизацию конкретно-реальных объектов, предметов, субъектов; Н. можно дефиницировать также не только как автоматизированно-роботоизированные действия субъекта, но и как поставтоматизированные кинетические акты индивида, кот. динамизируются-продуцируются осознанностью самим субъектом элементов-реакций, репродуцирующих-репрезентирующих то или иное действие-акцию-движение-поступок, кои в свою очередь уже становятся осознанно-регулятивными, осознанно-киберноизированными-контролируемыми и т.о., эволюционизируются-трансформируются-интенсивсовершенствуются; процессы эволюции и формирования Н. включают в свой контекст дефиницию его ингредиентов и субстанционально-значимое овладение инструментально-операциональными действиями, кот. и позволяют субъекту достичь-добиться эффективно-высоких показателей на базисе самосовершенствования, самозакрепления корреляций между актоэлементами-актоединицами, способствующими автоматизации-роботизации самого движения-действия, и устанавливающими сублимативно-высокий уровень готовности индивида к генерации-репродукции-воспроизведению самого действия; на эволюционно-динамические процессы, формирования-конституирования Н. влияют такие эмпирическо-трансформационно-праксиологическопсихофизиологическиё феномены: 1) трансформации социоориентаций-социопозиций индивида; 2) структурно-мотивационно метаболизации; 3) механизмы обучаемости, тренинга, закрепления-подкрепления навыка; 4) формирование самого навыка целостно или же парциально, по частям; 5) подготовка самого субъекта или же самоподготовка субъектом для совершения тех или иных операциональных действий, градуирующих уровень развития навыка у индивида; 6) наличие у субъекта знаний, умений, его способностей к ментальному осмыслению, к способам-модусам реализации операционально-инструментальных, операционально-ментальных навыков; 7) для быстрого овладения операцией или навыком рефлексивно-интеллектуальное уяснение их содержания, иерархическая постепенность фазоперехода от одного уровня овладения операцией-действием-движением к другому уровню, кот. уже сам по себе дефиницирует-репрезентатирует-генерирует усвоенность-автоматизированность-осознанность-интенсивность, почти роботоизированность операционального действия-движения-акта; тут, в зависимости от опыта, знания, склонностей субъекта, его психоконституиции сам Н. может формироваться-развиваться либо, говоря метафорой, в арифметической или геометрической прогрессии, т.е. может происходить экспресс-прогрессирующий феномен овладения навыком, или же осуществляться-проявляться релаксационно-замедленные факторы, детерминирующие освоение того или иного навыка субъектом.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

НАВЫК
действие автоматизированное, автоматизм вторичный) - действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также:
1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонент;
2) навыки вторично автоматизированные, формируемые с предварительным осознанием компонент действия; они легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.
Среди автоматизмов неосознаваемых группа навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыков достигается двоякий эффект: действие выполняется быстро и точно, и происходит высвобождение сознания, кое может быть направлено на освоение более сложных действий. Этот процесс имеет фундаментальное значение и лежит в основе развития всех умений, знаний и способностей.
В совокупности со знаниями и умениями навыки обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении: мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности.
Навыки характерны разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к коим навык может осуществиться, тем более он обобщен и лабилен. Процесс формирования навыка включает в себя определение его компонент и такое овладение операцией, кое позволяет достичь высших показателей на базе совершенствования и закрепления связей между компонентами, автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению.
Конечно, освобождение действий от сознательного контроля не абсолютно и человек представляет, что он делает, но контроль этот реализуется следующим образом. Неоднородное поле сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия; при этом самые высокие этажи системы - самые поздние и сложные компоненты действия - оказываются в фокусе сознания, следующие этажи попадают на периферию сознания, а самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.
Движение в одну сторону - это уход заученной компоненты из фокуса сознания на периферию и далее, за границу осознаваемого. Обратное движение означает возвращение каких-то компонент навыка в сознание; обычно оно происходит при появлении трудностей и ошибок, при утомлении, эмоциональном напряжении. Оно может быть и результатом произвольного намерения. Это свойство компонент навыка вновь стать осознанными очень важно: оно обеспечивает гибкость навыка, возможность его совершенствования и переделки. Этим свойством навыки отличаются от действий автоматических.
Исследование навыков началось с навыков двигательных, но по мере изучения разных сторон деятельности психической исследоваться стали навыки сенсорные и умственные. Эта классификация закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства навыков всех классов. Сложные навыки в сфере восприятия - это зрительное чтение рентгенограмм, слуховое восприятие азбуки Морзе и иностранной речи и пр. Примером автоматизмов в умственной сфере могут служить навыки быстрого "свертывания" алгебраических выражений в уме и пр.
Чаще всего навыки формируются путем подражания или выработки рефлексов условных, но также путем проб и ошибок, причем с увеличением числа проб ошибок становится все меньше.
Психология много внимания уделяет проблеме механизмов формирования навыков, имеющей большое практическое значение. Доказано, что механическое заучивание гораздо менее эффективно, чем заучивание при участии сознания. Полезен практически принцип "повторение без повторения", когда при отработке навыка не затверживается одно и то же действие, но постоянно варьируется в поисках оптимальной "формулы" движения. При этом осознанию принадлежит очень важная роль.
Необходимость сосредоточения внимания на отрабатываемых действиях давно известна педагогам и тренерам. В спорте существуют приемы идеомоторной тренировки - тренировки движений в плане представления, при внешней неподвижности обучающегося. Есть такой прием и в фортепианной педагогике: разыгрывание пьесы тоническими нажатиями пальцев, без их перемещения. Усталость при этом больше, но прогресс гораздо заметнее. Видимо, тот же смысл имеет гимнастика йоги, построенная на тонических напряжениях мышц под сознательным контролем.
Итак, выработка навыка - процесс, как бы идущий с двух противоположных сторон: co стороны субъекта и со стороны организма. Из сложных движений произвольно и сознательно вычленяются отдельные элементы и отрабатывается их выполнение. Одновременно, уже без участия воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Организм в ходе автоматизации перенимает на себя значительную часть работы, организуемой сознанием.
На формирование навыка влияют следующие эмпирические факторы:
1) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление, формирование в целом или по частям;
2) для уяснения содержания операции - уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение и пр.), связь обратная;
3) для овладения операцией - полнота уяснения ее содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр.). Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.
Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
327.97 кб

Еще раз о понятиях «двигательное умение» и «двигательный навык»

Гончаров Виктор Иванович
До сих пор не утихают споры о соотношениях понятий «двигательное умение», «двигательный навык», об уместности их использования по отношению к тому или иному уровню овладения движениями.
Читать PDF
384.09 кб

Формирование понятий «навык» и «умение» у будущих учителей иностранного языка (психологический аспек

Северинова Елена Юрьевна
Статья посвящена формированию у будущих учителей понятий, выражаемых терминами методики обучения иностранного языка.
Читать PDF
244.00 кб

Диагностический навык и его перенос в новые условия

Чмель Виктор Иванович
Статья аргументирует важность изучения основ диагностической деятельности, в частности неспецифических компонентов диагностического поиска, их влияния на данную деятельность и способность переноса диагностического навыка.
Читать PDF
128.65 кб

Навык рекреации необходимая составляющая процесса сопровождения аутичного ребенка в системе дополнит

Сиголаева Лариса Михайловна
Статья по специальной психологии описывает опыт инновационного подхода в работе и воспитании аутичного ребенка.
Читать PDF
274.85 кб

«Мягкий» навык как единица содержания интенсивного профессионального и бизнес обучения

Жадько Наталья Викторовна
В статье рассматриваются возможности интенсификации бизнес обучения на основе выделения «мягкого» навыка как единицы его содержания. Показана структура «мягкого» навыка через совокупность его компонентов и связей между ними.
Читать PDF
357.17 кб

Применение межпредметных связей и информационных технологий для развития двигательных умений и навык

Аль-Равашдех Абдел-Басет, Козина Жаннета Леонидовна, Крамской Сергей Иванович, Базылюк Татьяна Антоновна
Цель: разработать и обосновать технологии интегрального воздействия двигательных и интеллектуальных аспектов на процесс развития техники легкоатлетических метаний и бега девушек 15-16 лет.
Читать PDF
67.69 кб

Интегрированный навык как эффективное средство активизации коммуникации в деловом английском языке

Громова Диана Алексеевна
В статье интегрированный навык рассматривается как средство для симулирования письменной и устной деловой коммуникации. Описаны типы интегрированных навыков.
Читать PDF
279.12 кб

Деловая игра как форма интерактивного обучения в вузе МЧС России при формировании практических навык

Зайцев А.Н., Работкина О.Е.
Читать PDF
278.47 кб

Социальное взаимодействие родителей и педагогов в процессе формирования отношения к здоровью и навык

Тихомирова Лариса Федоровна, Бурыкина Наталья Михайловна
Статья посвящена вопросам организации социального взаимодействия и партнерства педагогов и родителей в процессе формирования отношения к здоровью и навыков здорового образа жизни у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Читать PDF
1.49 мб

Диагностический инструментарий исследования уровня сформированности исследовательских умений и навык

Чумахидзе Т.Л., Мамбетова Л.К.
На основе теоретического анализа проблематики формирования исследовательских умений и навыков будущих руководителей ДОО выделены и обоснованы критерии (мотивационно-ценностный, информационный, операционально-деятельностный, рефлек
Читать PDF
1.04 мб

Навык чтения и проблемы понимания текста

Мягкова Е. Ю.
Вопросы функциональной неграмотности рассматриваются в связи со спецификой формирования навыка чтения как основы понимания текста.
Читать PDF
1.15 мб

КАК РАЗВИВАТЬ НАВЫК СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО НЕПРИНЯТИЯ УЧЕНИКОВ?

Канафина Жанар Каирбековна, Абдульманова Дана Ермековна
Данная статья посвящена исследованию вопроса развития навыков сотрудничества через организацию парной работы с применением инструкции на уроках в 8 G классе.
Читать PDF
401.31 кб

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ГИГИЕНИЧЕСКИХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫК

Сурдо Э.С., Галонский В.Г., Тарасова Н.В.
В настоящее время волонтерское движение является широко распространенным явлением в молодежной среде, а именно в процессе обучения в вузе.
Читать PDF
1.29 мб

КАК УЛУЧШИТЬ НАВЫК КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ АНАЛИТИЧЕСКУЮ СТАРАТЕГИЮ OPVL?

Алиева А.М.
В статье рассматривается проблема анализа документа. Данный тип заданий широко используется в сети школ Международного Бакалавриата. Автор предлагает использовать стратегию OPVL.
Читать PDF
3.89 мб

Навык утопического взгляда: на материале авторских фотографий последних десятилетий социализма

Ирина Каспэ
В статье исследуется «утопическая рецепция», т. е. возникновение и воспроизводство коллективных представлений об утопическом.

Похожие термины:

  • НАВЫК ДВИГАТЕЛЬНЫЙ

    Категория. Форма навыка. Специфика. Способность к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля за ним, сформированная в обучении, за счет автоматизации движения.
  • НАВЫК: ФОРМИРОВАНИЕ: МЕХАНИЗМ

    В ходе формирования навыка выделяется много частных фаз, объединяемых в более общие периоды. 1. В первый период происходит первоначальное знакомство с движением и первоначальное овладение им. Обу
  • НАВЫК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ

    автоматизированные приемы, способы решения встречавшейся ранее умственной задачи.
  • ОБУЧЕНИЕ, НАВЫК

    En.: Learning 1. Мы рассматриваем гипноз как психическое функционирование, отличающееся от обычного и являющееся результатом обучения. Предстоит научиться неделанию, невмешательству, отстраненности.
  • НАВЫК ПЕРЦЕПТИВНЫЙ

    автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.
  • НАВЫК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

    действие, сформи- рованное путем повторения и доведенное до автоматизма, ставшее привычным, осуществляемое без контроля сознания. Формирование Н. протекает в соответствии с рядом законов: - закон