МОТИВ

Найдено 26 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МОТИВ

— смысл совершения какого-то действия.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Мотив
Motive) —цель высокого уровня, главная для социального выживания.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002

МОТИВ
повод, внутренняя побудительная причина действия или поступка человека.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Мотив
(Motive) – цель высокого уровня, имеющая существенное значение для выживания в социальном окружении.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

МОТИВ
франц. motif - повод к действию) - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

МОТИВ
MOTIVE)to, что побуждает человека стремиться к завершению чего-либо или к какой-либо цели. В этом понятии не различаются "внутренние" факторы, такие, как инстинкты, и "внешние", такие, как побуждения. См. ВОЛЯ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

МОТИВ
частный случай мотивации, ограниченный конкретными предметом, состоянием субъекта, временем, ситуацией и т.п. Может возникать как реакция на внешний стимул или под влиянием психики личности, социально-психологического состояния группы. (Косолапов Н.А., с.104)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

Мотив
лат. movere — приводить в движение, толкать) — сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием); внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Мотив
(фр. motif, от лат. movere — «приводить в движение, толкать») — сложное психологическое образование, побуждающее человека к сознательной активности и служащее для нее основанием. Он включает в себя осознанную потребность, сознательно выбранную цель (объект и действие удовлетворения потребности), мотиваторы, т. е. факторы, обусловившие выбор данной цели, и побуждение (энергетический заряд) к достижению этой запланированной цели.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

МОТИВ
(фр. motif — побудительная причина) — психическое явление, становящееся побуждением к действию.
Важнейший этап волевого акта — борьба М., заканчивающаяся принятием решения и его осуществлением посредством отдельного действия или деятельности в целом. М. формируется на основе потребностей, непосредственно связан с целями деятельности. М. как внутреннее побуждение к действию связан с внешним побудительным фактором — стимулом и, как правило, отражает его.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

мотив

(от лат. movere – двигаю) – 1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

МОТИВ
от лат. moveo - двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает СМЫСЛОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для ОСОЗНАНИЯ мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

мотив

(от лат. movere – приводить в движение, толкать) – субьективная причина (осознанная или не осознанная) того или иного поведения, действия человека – психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве м. могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определенный обьект эмоции, установки, идеалы, элементы мировоззрения и др. От м. следует отличать мотивировку.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

МОТИВ
1. Состояние возбуждения, которое побуждает организм к действию. 2. Рационализация, подтверждение или оправдание, которое человек представляет как причину своего поведения. Обратите внимание, что это второе, в значительной степени не специальное, значение несет в себе тот же существенный теоретический компонент, что и первое, более специальное, оно характеризует причины поведения. 3. Иногда употребляется для обозначения общей глобальной установки, как, например, во фразе: "Его действия отражают альтруистические мотивы". Подробнее о моделях употребления см. мотивы.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

МОТИВ
(от лат. приводить в движение, толкать) – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл. А. Маслоу разработал целостно-динамическую теорию мотивации. В своей работе «Мотивация и личность» (1954) он утверждает, что в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта потребность в самоактуализации (см. Самоактуализация), высшим выражением которой служит особое переживание, подобное мистическому откровению, экстазу. Подавление этой потребности ведет к возникновению неврозов, душевных расстройств. Соответственно, превращение ущербной личности в полноценную должно рассматриваться с точки зрения восстановления и развития высших форм мотивации, заложенных в природе человека.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

МОТИВ
(от франц. motif – побудительная причина, от лат. movere – двигаю) – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, предмет (материальный или идеальный). В любой сложной деятельности всегда выделяются М., играющие ведущую роль. Значимость М. зависит от общей направленности личности и меняется на разных этапах развития человека. В дошкольном возрасте ведущими являются игровые М. В школьном возрасте они уступают место учебным М. Соответственно происходит перестройка и в самой структуре М. Наряду со стимулами все более важную роль начинают играть широкие социальные мотивы.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

МОТИВ
1. Повод, внутренний психологический источник или побудительная (подлинная) причина поведения человека, в отличие от его мотивировки. 2. Состояние внутреннего возбуждения, которое служит реальным источником поведения человека и побуждает его к действиям. Мотивы поведения в этом их понимании основаны на потребностях человека и в соответствии с ними могут быть разными: биологическими, социальными, осознаваемыми и неосознаваемыми. 3. Рациональное объяснение, оправдание, которое человек предлагает своему поведению или поступкам других людей. 4. Предмет потребности или опредмеченная потребность (в теории деятельности А.Н. Леонтьева). См. власти мотив, дефицита мотив, деятельности теория, достижения успеха мотив (достижения успеха потребность), избежания неудачи мотив (избежания неудачи потребность), мотив социальный, мотивация, мотивировка, потребность.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Мотив
лат. motio – душевное движение, эмоция; движение; озноб, лихорадка; юр. исключение) - 1. состояние возбуждения, которое побуждает организм к действию для удовлетворения некоей потребности; 2. то, что индивид считает причиной своего поведения или, точнее, что придает смысл его действиям. Борьба мотивов в таком представлении – это, в сущности, выбор между ценностями, актуальными для индивида в тот или иной момент времени. Человек – существо смысла, поэтому данная трактовка термина наиболее распространена. Мотив и действие человека не имеют жесткой связи между собой.; 3. иногда термин употребляется в значении “установка” (например, “его действия отражают влияние альтруистической установки”) или как общее обозначение побуждений действовать тем или иным образом (например, «он мотивирован стремлением к власти»); 4. некий объект, стремление к обладанию которым имеет для индивида характер смысла его деятельности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

МОТИВ
от лат. movere – приводить в движение, толкать) – 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно-направленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. У человека источником развития М. является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных М. в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими М. Эти М. выполняют функцию смыслообразования, т. е. придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл. Изучение М. вступления человека в конфликт является одной из ключевых проблем конфликтологии.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

МОТИВ
от лат. movere — приводить в движение, толкать и от франц. motif — побуждение) — то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Основой возникновения М. являются потребности человека, е. объективная необходимость — его нужда в веществе, энергии, информации. М. является формой субъективного отражения этих потребностей. При этом в М. отражаются не только индивидуальные потребности, но и потребности общества. В течение жизни у человека формируется определенная система М., одни из которых становятся доминирующими, другие — подчиненными. Эту систему называют мотивационной средой. Ее формирование у человека является важнейшей воспитательной задачей. Напр., деятельность летчика непрерывно связана с преодолением трудностей, опасностей и риском. В этих условиях ведущий М. (желание летать) должен иметь такой уровень и такую силу, которые могли бы обеспечить в любых самых сложных условиях необходимую мобилизацию способностей человека, его резервов. М. могут находиться в различных отношениях между собой и различными внешними обстоятельствами: усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия с объективными возможностями реализации действия. Поэтому мотивация часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решения. Этот процесс психологически осложняется тем, что далеко не всегда реальные М. осознаются субъектом актуально, т. е. при подготовке и выполнении действия; нередко они обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже выполнено. Анализ М. и лежащих в их основе потребностей дает ответ на вопрос, почему тот или иной человек занимается такой-то деятельностью. Но какова именно будет эта деятельность, что будет делать человек — это характеризует цеди его деятельности. Отношения М. и целей весьма сложны и динамичны. В одних случаях цели и М. могут расходиться и даже вызывать ситуацию внутренних противоречий, в других, они создают гармоничное единство. При определенных условиях может происходить смещение М. на цель. Однако в любом случае вектор «мотив—цель» является ведущим регулятором деятельности, определяющий строение и динамику ее составляющих. В процессе развития личности каждая новая цель, которую она ставит и реализует, приводит к изменению и ее мотивационной сферы, что в свою очередь, создает возможные постановки новой цели. Вектору «мотив—цель» принадлежит также ведущая роль в формировании направленности личности (Б. Ф. Ломов).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Мотив
Словообразование. Происходит от лат. moveo - двигаю.
Категория. Теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.
Специфика. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.
Диагностика.. Основными признаками мотива являются: активизация деятельность (энергетический потенциал), направление активности на определенную цель, селективное внимание (на определенный вид раздражителей), подготовка к типичным образцам реагирования, реализация деятельности до достижения цели или до смены более сильной мотивацией. Эти признаки фиксируются в типичных экспериментальных ситуациях:
1. Предпочтение ключевого раздражителя в ситуации выбора.
2. Владение информацией о средствах достижения цели.
3. Сопутствующие психофизиологические реакции (психогальванический рефлекс, сила рефлекса, повышение тонуса, кардиоваскулярные изменения).
4. Сенсорные волны.
5. Ретроактивное торможение.
6. Моторная готовность к достижению цели.
7. Сила нажима при письме.
8. Готовность восприятия в аспекте осознанного интереса - апперцепции.
9. Готовность восприятия в аспекте подпороговых признаков, не связанных с осознанным интересом.
10. Продуктивность произвольной памяти.
11. Продуктивность непроизвольной памяти.
12. Эффект торможения в симультанном восприятии.
13. Латентное научение.
14. Намеренное обучение.
15. Время реакции в ситуации выбора.
16. Конфликтующие действия.
17. Спонтанная активность.
18. Выдержка при достижении цели.
19. Защитные психологические механизмы.
20. Проекция собственных качеств на других.
21. Сферы мышления.
22. Темы фантазирования.
23. Нелогичность мышления (преобладание эмоциональных оснований при классификации).
24. Самооценивание.
Литература. Graumann C.-F. Methoden der Motivationsforschung // Thomae H. (Hrsg.). Handbuch der Psychologie in 12 Bd. Allgemeine Psychologie II. Motivation. Gottingen: Hogrefe, 1965

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Мотив
1) побудительная причина, повод к какому-либо действию; довод в пользу чего-либо; мотивация - активные состояния мозговых структур, побуждающих высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей; мотивировать, обосновывать, приводить доводы, мотивы, основания (С.с.и.с. С.396);
мотив (от лат.- двигаю) - движущая сила, повод, побудительная причина. Мотив на определяет действие, он только проявляется «в и через контуры действия» (Сартр); мотивация - система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Разработано множество противоречивых теорий для объяснения того, почему индивид действует, почему он выбирает именно те действия, которые совершает (К.ф.э. - С. 277-278).
При диагностическом анализе мы обращаем внимание в основном, на отдельные составляющие компоненты мотива и на его функции. В свете определения функций становится понятной содержательная сторона мотива: функция поддержания заданного направления; объяснительная функция мотива; побуждающая функция мотива; функция соотнесения. До тех пор пока действует один мотив, постоянно все остальные действия соотносятся с ним; функция мотива быть релевантным сознанию. Это означает, что все так называемые неосознаваемые мотивы могут быть только отнесены к побуждению и влечениям; организующая функция мотива. Мотив всегда предполагает определенную формулу: «Я делаю, потому что», «Я делаю для того, чтобы».
Мотивы применяются либо при анализе устойчивого поведения, при анализе поступков. Мы не анализируем деятельность, поскольку при диагностике она выступает как частный случай поведения.
При анализе коммуникативного поведения особое значение мы: придаем мотивам выбора значимого человека. Тот или иной мотив выбора значимого человека означает существование нереализованной тенденции приобретения каких-либо «благ» от другого человека либо презентации ему тех «благ», которые необходимы ему. В этом, как показали исследования Н.А. Ананьевой, состоит особая «миссия» человека. Поэтому мы рассматриваем, в какой мере он «отдает» себя другому.
Мотивация рассматривается также в особом аспекте - детерминации, в различной ориентации человека на те или иные значимые для общества «зоны» (сферы), которыми оправдывает человек свое поведение (см. Детерминант). При анализе изменений в системе конкретного человека рассматриваются также особенности трансформации его мотивов. Особенно существенно трансформация мотива общественно значимого (известного всем и имеющего постоянные и устойчивые формулировки) в мотив, имеющий индивидуальное значение. Последний является более важным и мощным стимулятором, поскольку он освобожден от обобщенного, «нейтрализованного» и стандартного действия общезначимого мотива. При анализе рассматриваются особенности трансформации мотивов. Диагностическое значение имеют формулировки и промежуточных этапов трансформации, и окончательного заключения или суждения.

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

МОТИВ
1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (-> мотивация).
2. Предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, - побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется.
3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.
В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотивов в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции мотива, детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивом, иерархия мотивов, стремление к равновесию, и напряжению как механизмы динамики мотивов (психоанализ, бихевиоризм, психология динамическая, психология топологическая, этология, психология гуманистическая и пр.). Недостаток этих исследований - отрыв от контекста деятельности человека и его Сознания.
В отечественной психологии как общий механизм появления мотивов рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы - "предметы потребностей". Отсюда - центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.
У человека источник развития мотивов - это безграничный процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу ценности, интересы и идеалы, кои в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реальными мотивами.
Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования - придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности смысл личностный. Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования обеспечивается мотивами не прямо, а через механизм коррекции эмоциональной поведения: эмоции оценивают смысл личностный происходящих событий; при несоответствии этого смысла мотивы изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена активностью надситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и к появлению новых мотивов деятельности. Изучение сферы мотивационно-смысловой - центральная проблема психологии личности.
Мотив рождается в акте опредмечения потребности (-> потребность: опредмечение). Определяется как предмет потребности. Это определение не нужно понимать слишком буквально: предмет потребности - не обязательно вещь, он может быть идеальным. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Согласно другому определению, мотив - то, ради чего совершается действие, деятельность.
Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения: если до этого оно было ненаправленным, поисковым, то теперь оно обретает направленность. Оно направлено на предмет или от него - если мотив отрицательно валентен.
Типичный признак мотива - множество, "гнездо" действий, кои собираются вокруг одного предмета. Эта совокупность действий, вызываемых одним мотивом, и называется деятельностью, точнее - деятельностью особенной.
Мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой стороны, действие может побуждаться разными мотивами. Если взять конкретного индивида, то обычно его действия побуждаются сразу несколькими мотивами. Эта полимотивированность - типичное явление.
По своей роли не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, равнозначны: один из них, главный, называется мотивом ведущим, второстепенные - мотивами-стимулами.
Мотивы осознаются далеко не всегда, и потому их нужно разбить на два больших класса: мотивы осознаваемые и мотивы неосознаваемые.
Мотивы образуют иерархическую структуру (-> сфера мотивационная).
Если при теоретическом анализе деятельности естествен путь потребность - мотив - цель - действие, то в реальной деятельности постоянно идет обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. То, как новые мотивы образуются в ходе деятельности - вопрос очень сложный. В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, названный механизмом сдвига мотива на цель.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

МОТИВ
англ. incentive) - 1) материальный или идеальный "предмет", который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью М. удовлетворяются определенные потребности субъекта; 2) психический образ данного предмета. В англоязычной литературе (см., напр., словарь Вебстера) принимается более широкое толкование М. (motive): нечто внутри субъекта (потребность, идея, органическое состояние или эмоция), побуждающие его к действию. Поэтому во избежание смысловых ошибок, слово motive следует переводить как "побуждение", "состояние побуждения", "стремление", "импульс", "мотивация" (а иногда и как "мотивировка").
Часто допускается, что у человека и животных могут возникать состояния побуждения (влечения) без переживания и осознания мотива. Это может означать 2 ситуации: 1) ситуацию "неопредмеченной" потребности; 2) ситуацию неосознанного мотива. 1-я ситуация возникает при отсутствии прошлого (индивидуального или инстинктивно-видового) опыта удовлетворения переживаемой потребности; лишь по мере приобретения такого опыта и формирования соответствующего знания у индивида формируются представления о предметах, способных удовлетворять ту или иную потребность. 2-я ситуация, с одной стороны, является общим случаем для животных, деятельность которых имеет неосознанный и непроизвольный характер; с др. стороны, и человек не всегда способен ясно отдавать себе отчет в истинных мотивирующих факторах своего поведения и деятельности.
Наиболее глубоко и последовательно раскрывал отношения в фундаментальной психологической триаде "потребность-М.-деятельность" А. Н. Леонтьев. Источником побудительной силы М. и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. М. определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Деятельность всегда имеет М. ("немотивированная" деятельность - та, М. которой скрыт от самого субъекта и/или внешнего наблюдателя). Однако между М. и потребностью, между М. и деятельностью, а также между потребностью и деятельностью нет отношений строгой однозначности. Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разнообразных потребностей, побуждать и направлять разные деятельности и т. д.
Нередко деятельность имеет сразу несколько М. (т. е. является полимотивированной); точно так же она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Подобные мотивационные комплексы имеют собственную динамику, которая может сопровождаться кратковременной или, напротив, затяжной, едва заметной или же весьма драматической борьбой М. Но окончательное решение "что и как делать?" принимает, как правило, сознательный субъект на основе внутренней системы ценностей (ценностных ориентации). При этом, как тонко заметил Леонтьев, в ситуации полимотивированности один из М. становится основным, ведущим, а др. - подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции. Весь мотивокомплекс, как правило, не осознается, но он непосредственно проявляется в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, т. е. в форме сложного эмоционального отражения их субъективной ценности и в форме общего эмоционального настроения субъекта.
Формирование ведущего М. приводит к тому, что у него помимо функций побуждения и направления деятельности возникает особая смыслообразующая функция: он придает деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл - осознанное внутреннее оправдание деятельности. Последнее, однако, может сильно отличаться от манифестируемого личностного смысла, называемого мотивировкой. В то же время у зрелой личности существует значительный ресурс произвольного и разумного управления своими М. (следовательно, смыслами), которые по большей части являются идеаторными, интеллегибельными образованиями (равно как и соответствующие потребности), напр., убеждениями. Личность способна не только осознавать стихийно и спонтанно формирующиеся ведущие М., ретроспективно решая т. н. "задачи на смысл" (Леонтьев), но и формировать ведущие М. в контексте той или иной ситуации и деятельности, придавая ситуации и деятельности определенный смысл на основе собственного понимания актуальности и значимости потребностей.
От вышеупомянутой полимотивированности необходимо отличать полимотивированность в др. значении. Хорошо известно, что "одинаковое" поведение может побуждаться крайне разными М. (и мотивокомплексами): у одного и того же индивида, тем более у разных. Поэтому понимание поведения представляет собой чрезвычайно сложную интерпретационную задачу. Тем не менее мотива-ционный анализ предполагается при юридической и моральной квалификации поступков человека. (Б.М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

МОТИВ
это целепобуждающий и целедефиниционный выбор определенной деятельности-активности индивидом, связанный с удовлетворением его потребности, самоцели, это и суммация экстерофеноменов и интрофеноменов, вызывающих деятельность субъекта и векторо-определяющих ориентаций ее направленности, как дискурсосознаваемая причина, кот. лежит в фундаменте выбора действий-акций-поступков самого субъекта; сами мотивы, как осознанные детерминанты, способствующие деятельности-активности индивида, необходимо рассматривать в контекстуальной модели деятельности + сознания самого субъекта, сынтенционированных на реализацию, результирующие феномены, способные разрешить ту или иную задачу, программу, потребность, в ходе гностическо-операционально-поисковой активности субъекта; поэтому мы выделим базальный постулат закономерностей М.: динамика эволюции мотива, мотивов, происходит через трансформацию объект-предметной деятельности индивида, активности или же пассивности актов его сознания и подсознания, инкарнирующих-метаболизирующих сами модели, предметы и их детали, выступающие субстанциональными коррелятами в объект-предметной деятельности субъекта, преобразующего социум-онтос-бытие-среду, коммуникативные связи с другими субъектами; заметим, что у животных индексация объектов-предметов, выступающих в качестве-предикате М. биологическо-специфическо ограничена приспособительно-аккомодационными паттернами инстинктивного порядка; у субъектов же человеческого рода интродуктивный источник эволюции М, продуцируется-трансформируется-транстектонизируется процессами социопроизводства, индивидуального производства, создания тех или иных материально-духовных ценностей; такой под-ход, связанный с онтогенетическими факторами, и позволяет эксплицировать-рассматривать потенциально-индивидуальные М., как феномены, присущие определенному субъекту в форме субъективно-объективных ценностей, идеалов, интересов, замыслов, проектов, кои могут. в случае экстернальных и интервальных социоусловий иметь мощную-интенсивную-побудительную силу и стать уже динамично-реально-функциональными мотивами, и придать личностным актам сознания + актам подсознания субъекта рационально-достоверный эго-смысл, а уже процессы смыслоконституирования-идееконституирования-концептоконституирования и коррелируются с киберноизацией-регуляцией общей целеинтенциональной деятельности самого субъекта; сами же функции киберноизации-регуляции М. могут осуществляться через механизмы чувственно-эмотивных корригаций, через метаболизацию-коррекцию актов поведения, через мотивационно-смысло-транстектонизацию интеллектуально-ментальных диспозиций индивида, способствующих постановке и разрешению личностью тех или иных проектов, программ, задач; дефиницируем, что сама деятельность субъекта может иметь сразу несколько мотивов и быть мульти мотивированной, когда сама деятельность сынтенционирована на реализацию-удовлетворение нескольких задач-потребностей; как максима, осознанный выбор М. дефиницируется акцентно-актуальными потребностями субъекта, а также теми потенциями, кот. присутствуют в самих социо обстоятельствах, в коммуникациях между индивидами; случай же или модель самой ситуации могут препятствовать реализации М., либо благоприятствовать разрешению насущно-актуальной задачи, а предикаты-свойства М. косвенно приобретают объекты-предметы-модели, кот. и отвечают квинтэссенционально-актуальным потребностям индивида и по самой ситуации могут быть вполне доступными; еще одна аксиома; в зависимости от того, каким мотивом репродуцируется-активизируется деятельность от этого и зависит сама эффективность-качественность деятельности-активности и фаз-стадий ее эволюции-протекания; мультимотивы дефиницируют характер гностических процессов и моделируют акты перцепции, мышления, памяти, воображения, внимания; мотивы, как максима, могут и осознаваться, и неосознаваться, и могут отражаться-проявляться в чувственно-эмотивной окраске тех или иных объектов-предметов-феноменов, а также дискурсосмысливаться-отражаться в знаках-моделях-индексах индивидуально-логических тектонов-построений, репродуцируемых-генерируемых субъектом и динамизирующих т.о. прагмарациональную мотивировку его собственных поступков, актоповеденческих реакций, эмотивно-чувственных мультиреакций; с термином-понятием мотив коррелируется в псих. понятие мотивация (М.) — это полипобуждения-полипозывы, кот. вызывают активацию всего организма, структур гомеостаза, мультифункциональных систем и дефиницируют их интенцию; понятие-термин М. можно использовать в широко аспектном смысле во всех отраслях психологии, психотерапии, психоанализа, в иссл. занимающихся изучением целеинтенционального поведения человека в конкретно-достоверно-социально-онтологических ситуациях; если эксплицировать проблемы, связанные с активностью-направленностью организма и концепции, связанные с мультивыбором тех или иных актов поведения, то необходимо, в базальном порядке, выявить-исследовать проявления-репродукцию мультимотивов, как детерминантных единиц проецирующих-определяющих выбор-поливыборы, — комбинации из выборов, когда выбирается прагмарационально-логическо-приемлемый базальный выбор, — мультиинтенциональных актов поведения субъекта; стор. психоанализа связывали механизмы мотивации с проявлением-генерацией потребностей, запросов, инстинктов, с функциями либидо в качестве регулирующего аспекта в когеренции с мотивирующими феноменами, конституирующими-интенционирующими психические реакции индивида; проблемы мотивации, мотивационных тектонов-конститутивов-метаматриц необходимо рассматривать с моделями динамики поведения, с субъективными переживаниями, стремлениями, социоустановками, репрезентирующими мультиэмоциональные факторы, влияющие т.о. на динамические аспекты рефлексии, мультиментальных актов, на проявление-экспоненцию эмоциональных реакций; в псих. применяется также понятие мотивировки, т.е. дискурсрациональной экспликации самим субъектом дифференциальных детерминант действия, активности, поведенческого паттерна, посредством индексации-ориентации-интенции на объекты, побудившие самого индивида к выбору определенного действия, акции, поступка; полагаем, что разграничивать понятие мотив и мотивировка нет смысла, хотя многие иссл. считают, что сама мотивировка отличается от действительных мотивов поведения субъекта и выступает как форма осознания самих мотивов, стор. этой концепции полагают-считают, что субъект может оправдывать свои акции, действия, поведенческие акты конгруэнтно нормативно-этическим предписаниям общества, кот. должно, по их мнению, киберноизировать-регулировать функции-процессы сознательно-поведенческих мотивов, продуцируемых-репрезентатируем транслируемых субъектом в социообстоятельствах, не учитывая, что сам субъект — есть свободный индивид в социуме, субъективно-объективно-автономно решающий каким из выборов руководствоваться в конкретных ситуациях-эпизодах.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

МОТИВ
МАТЫЎ / MOTIVE– это внутреннее побужденея к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта. Психическая активность индивида направляется образом предмета, способного удовлетворить потребность. Этот образ и определяет в первую очередь субъективную характеристику ситуации. Объективную характеристику ситуации определяет потребность– состояние нужды организма в чем-либо. Потребности объективны, поскольку являются состоянием организма, а не психики. Психологическая наука рассматривает М. как сложное интегральное (системное) образование. Любой М. включает две основные составляющие– когнитивную и эмоциональную, т. е. знание (представление) о том, что надо делать, и эмоциональное отношение к этому знанию (чувство). Если нет знания или хотя бы представления о предмете, способном удовлетворить актуальную потребность (потребность не опредмечена), или эти представления не связаны ни с какой эмоцией, целенаправленная деятельность не произойдет, в лучшем случае это будет беспредметная поисковая активность. Если же оба компонента присутствуют, то при актуализации потребности актуализируется представление о предмете или порядке действий, способных удовлетворить данную потребность, и запускается соответствующая деятельность. Самое простое мотивационное образование– это образ предмета (действия), имеющий определенную эмоциональную окраску. Связь этого образа с эмоцией сформировалась либо при непосредственном удовлетворении потребности, либо за счет ассоциации с другим предметом, уже имеющим эмоциональную окраску. Такой простой М. (желание или хотение) обеспечивает только простейшие поведенческие реакции и в чистом виде наблюдается в основном у маленьких детей. К деятельности человека побуждают, как правило, несколько мотивов, которые образуют сложный и противоречивый мотивационный комплекс– интегральное мотивационное образование. Чем сложнее деятельность, тем больше мотивов инициируют ее, и чем больше сила каждого М., чем меньше влияние тормозящих М., тем выше общий уровень мотивации. Интегральными мотивационными образованиями, обеспечивающими сложные виды деятельности, являются интересы (а также их развитые формы– увлечения, склонности) и убеждения (ценности, идеалы).
Мотивы военной службы / Матывы ваеннай службы / Military service motives– это совокупность М. военно-профессиональной деятельности. Она включает в себя М. выбора военной службы, М. учебно-боевой деятельности, М. конкретных действий и решений при выполнении служебных задач, М. действий в бою, в том числе М. подвига и самопожертвования. М. военной службы включают следующие три группы М. различного уровня: 1) М., обусловленные личными служебно-бытовыми проблемами (продвижение по службе, семейные, бытовые проблемы и т. д.); 2) М. военно-профессиональной деятельности и ее отдельных видов (служебной, учебной, общественной, боевой); 3) широкие социальные М. (идейные, социальные, политические, нравственные, эстетические и др.). Применение современной техники и оружия в войне усилило степень опасности, увеличило трудности и препятствия, связанные с выполнением боевых задач. Поэтому воину нужны очень сильные М., которые бы побуждали его проявлять боевую активность. Таковыми являются убеждения, взгляды, чувства, мировоззрение, внутреннее принятие требований воинских уставов и присяги и др. Боевая деятельность, следовательно, побуждается целой совокупностью М. Сила побуждающего влияния боевых М. зависит от прочности убеждений и сознательности, в которых не только отражена действительность, но и выражено отношение к ней. Ясно понимая общественное значение боевых действий, свою роль как защитника Родины, причины навязанной войны, будучи убежденным в ее справедливости с нашей стороны, воин стремится до конца выполнить свой долг на поле боя. Истинная убежденность и сознательность внутренне обеспечивают боевую активность воина, позволяют ему мобилизовать свои силы на выполнение боевых задач. Уверенность в своей правоте, ненависть к агрессору увеличивают активность и нравственную силу воинов в непосредственных схватках с врагами. Среди М. боевой деятельности важное место занимает чувство долга, в котором выражается положительное отношение воина к необходимости выполнения воинских обязанностей в ходе вооруженной борьбы. Чувство долга основывается на глубоком осознании значимости и требований воинской службы. Солдат, у которого чувство долга ослаблено, лишается сильного побуждения к активным боевым действиям, не испытывает переживаний, обогащающих и окрашивающих нелегкую походно-боевую жизнь. Чувство долга обостряет ответственность воина за свое поведение на поле боя.
Мотивы интринсивные (внутренние, процессуально-содержательные) и экстрин сивные (внешние) / Матывы iнтрынсiўныя i экстрынсiўныя / Intrinsic and extrinsic motivation. Экстринсивной (внешней) мотивацией называют детерминацию поведения физиологическими потребностями и стимуляцией среды, а процессуальносодержательной мотивацией– обусловленность поведения факторами, непосредственно не связанными с влиянием среды и физиологическими потребностями организма. Интринсивно мотивированное поведение осуществляется ради самого себя и не является только средством достижения внешней цели. Смысл деятельности человека может заключаться не только в получении результата, привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, т. е. проявление интеллектуальной или физической активности, поскольку активность (например, игра, спорт) сама по себе приносит человеку удовольствие. Экстринсивный мотив предполагает, что главной причиной поведения является получение чего-то, находящегося вне данной конкретной деятельности. Например, если студента побуждает к учебе стремление получить диплом или стремление избежать академической задолженности, то его учебные действия внешне мотивированы. А если он получает удовольствие от самого процесса познания нового, ощущения открытия, то мотивы учебы можно считать внутренними. Так и в трудовой деятельности. Таким образом, интринсивные М.– это всегда состояние радости, удовольствия от своего дела. При этом мотивирующим является ощущение эффективности, а результатом активности– рост компетентности. Интринсивно мотивированные формы активности производят впечатление отсутствия цели, поскольку мотивируется процесс, а не результат деятельности. Экстринсивная мотивация направлена на достижение конкретного результата, пусть даже далекого и комплексного, например получение власти, статуса. Интринсивные М. являются более сильными и устойчивыми, чем внешние, поскольку наиболее сильный и устойчивый М. тот, который обеспечивает лучшее удовлетворение потребностей человека. Только сам индивид может найти такой способ действий, при котором одновременно удовлетворяются, а не противоречат друг другу, потребности разного уровня. Ориентация человека на процесс, а не на конкретный результат позволяет ему добиваться нескольких разноуровневых результатов, согласовывать различные потребности в едином действии. То есть процессуально-содержательная мотивация связана с комплексами потребностей. Внешняя мотивация направлена на удовлетворение одной ограниченной потребности (конкретный «пряник» или конкретный «кнут»). Выявить все нюансы мотивационной структуры конкретного человека невозможно. А значит, невозможно в навязанном ему поведении согласовать все его потребности. Более того, велика вероятность того, что, заставляя избегать данного «кнута» или стремиться к данному «прянику», мы фрустрируем другие потребности этого человека. Р. де Чармс видит процессуально-содержательную мотивацию в том, чтобы ощущать свою эффективность, ощущать себя источником изменений в окружающем мире, стремиться быть причиной собственных действий (а не попадать под влияние других людей). Многочисленные исследования показали, что если к интринсивной мотивации, достаточной для побуждения к деятельности, добавляется еще и экстринсивная, то склонность к деятельности уменьшается (соответственно, и уровень процессуально-содержательной мотивации). Другими словами, постоянные вознаграждения (внешнее подкрепление) снижают интринсивную мотивацию к интересной деятельности. При этом снижается только интринсивная мотивация, т. е. интерес к процессу и содержанию первоначально привлекательной для человека деятельности, а общий уровень мотивации будет в течение некоторого периода достаточно большим. Однако после отмены внешнего подкрепления интерес к процессу и содержанию деятельности будет слабее, чем до предъявления подкрепления. Было также установлено, что материальное вознаграждение снижает показатели процессуально-содержательной мотивации сильнее, чем символическое или словесное (вербальное). Ожидаемые вознаграждения больше ослабляют процессуально-содержательную мотивацию, чем неожиданные. Все эти данные справедливы при условии, что деятельность вызывала у людей значительный интерес. Вознаграждение снижало удовольствие от интересного задания, но увеличивало удовольствие от задания неинтересного. Это связано с тем, что обещание вознаграждений приводит к осознанию возможностей удовлетворения потребностей. Если при этом возникает ощущение снижения компетентности и уменьшения самоутверждения, то интринсивная мотивация ослабляется. Существенным фактором развития процессуально-содержательной мотивации является ощущение человеком собственной компетентности. Это ощущение зависит от характера обратной связи как показателя успеха в данной деятельности. Позитивная обратная связь (одобрение) усиливает процессуально-содержательную мотивацию, негативная обратная связь (неудовлетворительная оценка, свидетельствующая о неуспешности или некомпетентности)– снижает. Если педагогическое воздействие воспринимается человеком как обратная связь (информация об успехах), то оно усиливает интринсивную мотивацию. Если же это воздействие приобретает содержание контроля над поведением (воспринимается как внешнее давление), то оно снижает процессуально-содержательную мотивацию. Таким образом, ответственным за усиление или ослабление интринсивной мотивации является характер воздействия– информирующий или контролирующий. С. Занюк относит к факторам, усиливающим интринсивную мотивацию, также и ситуацию свободного выбора. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, он отмечает, что выбор, который осуществляется самим учеником (например, выбор задач для домашней работы), дает ему возможность почувствовать самодетерминацию в учебе. А ощущение учеником постоянной регламентации и контроля со стороны учителя значительно ослабляет процессуально-содержательную мотивацию. Е. Г. Баранов

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
181.93 кб

Криминальный мотив как детерминанта мотивационного состояния несовершеннолетнего правонарушителя

Малюшина Юлия Алексеевна
Читать PDF
136.06 кб

Мотив и мотивация поведения как гражданско-правовые категории

Урукова Валентина Михайловна
Читать PDF
262.46 кб

Смысл и мотив: к соотношению понятий

Алишев Булат Салямович
В статье рассматривается соотношение понятий «смысл» и «мотив». Показано, что различие между ними определяется лишь направлением вектора времени: смысл связан с прошлым и настоящим, а мотив направлен в будущее.
Читать PDF
3.70 мб

Установка как мотив приобщения личности к употреблению психоактивных веществ

Кора Наталия Алексеевна
Рассмотрены механизмы формирования первичных установок личности к употреблению психоактивных веществ (наркотические вещества, алкоголь).
Читать PDF
378.50 кб

Морально-нравственная дегенерация как бессознательный мотив террористов-одиночек: как распознать и п

Очирова Валентина Батуевна, Каминская Ирина Юрьевна
В статье рассматривается открытый Юрием Бурланом синдром морально-нравственной дегенерации (МНД) такое состояние дисфункции и деформации личности, которое нередко манифестирует массовым убийством людей и часто сопровождается суици
Читать PDF
84.14 кб

Мотив человеческой деятельности: характер, содержание, функции

Демин Михаил Васильевич
Читать PDF
153.10 кб

Перспективы применения учебно-оздоровительного комплекса "Мотив" в профилактике молодежной наркомани

Пискунова Е.В., Хамуков Ю.Х., Хуболова М.А,
Читать PDF
97.13 кб

Мотив национальной еды в романе Джумпы Лахири «Тёзка» (культурологический аспект)

Кошелева И. Н.
Читать PDF
607.53 кб

Мотив аффилиации как основной фактор формирования сплочённости молодёжных групп

Норкулова Н. Т.
В работе представлены данные по изучению и измерению мотива аффилиации среди молодёжных групп, а также влияние его развития на социализацию учащихся в условиях образовательного процесса высшей школы.
Читать PDF
83.08 кб

Агрессия как экзистенциальный мотив и способ выражения поведения подростков

Сачук Е. Н.
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с проявлением агрессивного поведения подростков, а также выявлением экзистенциальных (жизненных) мотивов и уровней развития агрессии.
Читать PDF
294.55 кб

Потребность и мотив как внутренний побудитель двигательной активности человека

Астафьев Виктор Сергеевич, Верещагина Лариса Михайловна
Статья посвящена изучению теоретических аспектов, потребностно-мотивационной сферы, физической культуры личности, их взаимодействию в процессе формирования потребности в двигательной активности
Читать PDF
607.53 кб

Мотив аффилиации как основной фактор формирования сплочённости молодёжных групп

Норкулова Н. Т.
Представлены данные по изучению и измерению мотива аффилиации сре- ди молодёжных групп, а также влияние развития мотива аффилиации на со- циализацию учащихся в условиях образовательного процесса высшей школы.
Читать PDF
339.37 кб

Мотив «Золотого растения» в мифологической и фольклорной интерпретации

С. А. Сиднева
Читать PDF
217.03 кб

Мотив испытания веры в творчестве Ф. М. Достоевского и Ю. В. Мамлеева

Семыкина Р. С.-И.
Читать PDF
2.00 мб

Роль простеца (Idiota) и мирянина (laicus) в сочинениях Николая Кузанского как мотив Реформации в ег

Матиас Фоллет

Похожие термины:

  • Мотив аффилиации

    стремление принадлежать группе, а также строить близкие отношения с окружающими людьми.
  • Бессознательный мотив

    Термин использовался Фрейдом, наряду с другими исследователями, для описания идеи о том, что не вся мотивация является осознанной и рациональной. Согласно Фрейду, значительная часть нашего поведе
  • БЕЗОПАСНОСТИ, МОТИВ

    1. любое стремление или тенденция бороться за свою безопасность; 2. тенденция избегать неудач или угрозы неудач посредством снижения собственного уровня ожиданий либо обесценивания своих целей. В
  • МОТИВ И ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Данные понятия являются центральными в психологической теории деятельности. Как отмечает Б. Ф. Ломов, "деятельность исходит из тех или иных мотивов и направлена на достижение некоторой цели. Ве
  • ДЕФИЦИТАРНЫЙ МОТИВ

    вообще - желание устранить недостаток чего-либо, в чем ощущается нужда.
  • МОТИВ ВЕДУЩИЙ

    главный, основной мотив, побуждающий к некоей деятельности в случае ее полимотивированности.
  • МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ

    устойчиво проявляемая потребность человека добиваться успеха в различных видах деятельности.
  • МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА

    1. мотив деятельности личности, проявляющийся в стремлении к успеху, к преодолению трудностей.
  • ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МОТИВ

    общий термин для обозначения потребностей организма или органических потребностей (в пище, воде и т.п.).
  • Функциональный мотив

    Словообразование. Происходит от лат. functio - исполнение и moveo - двигаю. Категория. Элемент мотивационно-потребностной сферы. Специфика. Побуждение к деятельности, в которой эмоциональное удовлетворе
  • МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ

    мотив избегания неудачи) - стремление во всякой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, - особенно если результаты деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми. Устойчивая м
  • Мотив избегания неудачи

    стремление избежать срыва, неудачи, порицания или наказания в том или ином виде деятельности.
  • Мотив избыточности

    1. стремление приобретать слишком много вещей, склонность добиваться того, что выходит за рамки удовлетворения разумной потребности, естественной нужды в чем-либо; 2. переоценка индивидом значения
  • МОТИВ В КОНФЛИКТЕ

    от лат. movere – приводить в движение, толкать) – побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфл
  • МОТИВ НЕОСОЗНАВАЕМЫЙ

    этих мотивов значительно больше, чем осознаваемых, и до определенного возраста практически все мотивы относятся к неосознаваемым. Работа по осознанию собственных мотивов и очень важна, и очень тр
  • МОТИВ ОСОЗНАВАЕМЫЙ

    мотив-цель) - примеры таковых - большие жизненные цели, направляющие деятельность в течение длительных периодов жизни. Это - мотивы-цели. Их существование характерно для зрелой личности.
  • МОТИВ ПРОСОЦИАЛЬНЫЙ

    мотив поведения, содержащий выраженное и осознанное стремление делать добро.
  • СОЦИАЛЬНЫЙ МОТИВ

    любой приобретенный в ходе социализации мотив поведения (в противопоставление биологическим мотивам, выражающим потребности организма).
  • МОТИВ-СТИМУЛ

    второстепенные мотивы, побуждающие к некоей деятельности в случае ее полимотивированности. Они не столько "запускают", сколько дополнительно стимулируют эту деятельность.
  • МОТИВ ВЛАСТИ

    устойчивая черта личностная, выражающая потребность субъекта в обладании властью над другими людьми, - стремление господствовать, распоряжаться, управлять.