Воспроизведение
процесс памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту объекты.
Источник: Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 2001
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
этап процесса памяти как появление в сознании образа и представления о ранее воспринятом.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Воспроизведение
Припоминание или восстановление в памяти информации, которую человек ранее запомнил (усвоил).
Источник: Халперн Д. Психология критического мышления, 2000
Воспроизведение
(recall) — восстановление в памяти воспринятых ранее, но отсутствующих в данный момент стимулов.
Источник: Миллер С. Психология развития, методы исследования. 2002
Воспроизведение
recall). Способность восстанавливать в памяти информацию об объектах, которые в данный момент отсутствуют.
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
Воспроизведение
согласующийся результат, который получен в серии исследований, включающих различные методологии или выборки.
Источник: Мацумото Д. Психология и культура
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Воспроизведение (повторение)
replication). Систематические повторения некоторого эксперимента, чтобы убедиться, что полученные в ходе его проведения данные обладают валидностью и подлежат генерализации.
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
один из процессов памяти, при котором в сознании возникают образы каких-л. объектов, воспринимавшихся ранее и отсутствующих в данный момент, а также известные по прошлому опыту мысли, движения, чувства
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Воспроизведение
Возникновение в сознании образа какого-либо объекта или субъекта, воспринимавшегося ранее и отсутствующего в поле зрения в данный момент, а также проявление в настоящее время в сфере текущего сознания имевшихся ранее мыслей, чувств, переживаний.
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
процесс памяти, заключающийся в актуализации прошлого опыта, усвоенных ранее знаний, пережитых чувств. Самая простая его форма – узнавание, которое имеет место при повторном восприятии объекта. В. может быть непроизвольным (наблюдается в ситуациях, когда нет специально познавательной задачи) и произвольным (происходит в целях запоминания).
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
воспроизведение
процесс актуализации конкретного содержания памяти, появления в сознании образа, представления, воспринятого ранее обьекта, процесса в той или иной знаковой форме. В. является одним из этапов овладения знаниями, используется в основе методического приема определения эффективности запоминания, заучивания.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Воспроизведение
Возникновение в сознании зафиксировавшихся в памяти в процессе жизненного опыта объектов, мыслей, чувств. В. является одним из компонентов структуры памяти и может быть активным, то есть целенаправленно вызываемым, и пассивным, нецеленаправленно вызываемым. При ослаблении памяти вследствие постепенно развивающихся органических заболеваний (церебральный атеросклероз, эпилепсия) затруднения активного воспроизведения предшествуют недостаточности удержания в памяти запоминания.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Воспроизведение
(биол.) процесс создания потомства, возможный в период половой зрелости, при полноценном развитии половой функции. Таковая включает в себя процессы дифференцировки и созревания половых клеток, формирования под воздействием половых гормонов и факторов социальной среды мужской и женской особи, формирования половой мотивации (либидо), полового взаимодействия (соития), оплодотворения, беременности, родов, лактации и последующего воспитания потомства (см. Половая система, Половое поведение, Половой акт, Половые клетки).
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
Воспроизведение
в психологии мнемический процесс, обеспечивающий восстановление и реконструкцию актуального психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения). В. имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. В отличие от узнавания осуществляется без повторного восприятия стимула и может выступать в произвольной и непроизвольной формах. При В. обычно происходит существенная перестройка ранее воспринятой информации, поэтому исходное содержание часто теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенный характер, соответствующий решаемым задачам.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
Воспроизведение
возвращение из хранилищ памяти в сознание образов воспринятого ранее. Воспроизведение может быть как произвольным или эксплицитным, так и непроизвольным, имплицитным. Процесс воспроизведения следов памяти характеризуется поразительной скоростью, высокой степенью избирательности, а нередко и исключительной точностью воспоминаний, удовлетворительных объяснений чему в настоящее время не существует. Тем не менее воспоминания и вполне адекватного человека достаточно часто бывают полны искажений, неточностей, пробелов. Трудно сказать какие воспоминания являются более точными: произвольные или непроизвольные. Нарушения воспроизведения являются часто встречающимися симптомами патологии памяти. Это, например, галлюцинации памяти. Синонимы: Репродукция (лат. re - приставка, означающая возобновление или противоположное действие; productio - производство, произведение), Воспоминание.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Воспроизведение
доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме. В отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия стимула и может выступать в произвольной и непроизвольной форме. Произвольное В. вызывается репродуктивной задачей, которая либо ставится ему другими людьми. Как и узнавание, В. используется в качестве методического приема определения эффективности запоминания и заучивания. Точность В. увеличивается когда оно тренируется и сопровождается высокой мотивацией. Эффективность В. зависит и от близости ситуаций запоминания и В., чем больше ситуация В. соответствует ситуации запоминания, тем лучше В. Непроизвольное В. наблюдается в ситуации, когда нет специально поставленной задачи В. и оно возникает под влиянием представлений, мыслей и чувств, вызванных либо восприятием того или иного объекта или ситуации, либо деятельностью, выполняемой в данный момент (чтение книги, рассматривание произведений живописи, просмотр кинофильма и т. п.). (Котова С. А.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей. Различается НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ воспроизведение, когда прошлое содержание актуализируется без специальной задачи, и ПРОИЗВОЛЬНОЕ, обусловленное реализацией особой задачи. В любом случае воспроизведение имеет ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание ТЕРЯЕТ РЯД ВТОРОСТЕПЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ и приобретает обобщенных характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не вceгдa дает лучший результат по сравнению с отсроченным. В качестве основных методов исследования воспроизведения используют метод заучивания (метод последовательных воспроизведенной), метод антиципации, метод сбережения, предложенные немецким психологом Г.Эббингаузом, свободное воспроизведение, упорядоченное, метод Броуна - Петерсона, когда сразу после запоминания дается интерферирующая задача.
Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина
Воспроизведение
Категория. Мнемический процесс.
Специфика. Актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения). Воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенных характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не всегда дает лучший результат по сравнению с отсроченным.
Диагностика. В качестве основных методов исследования воспроизведения используют метод заучивания (метод последовательных воспроизведенной), метод антиципации, метод сбережения, предложенные Г.Эббингаузом, свободное воспроизведение, упорядоченное, метод Броуна - Петерсона, когда сразу после запоминания дается интерферирующая задача.
Виды:
- непроизвольное воспроизведение, когда прошлое содержание актуализируется без специальной задачи,
- произвольное воспроизведение, обусловленное реализацией особой задачи.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
один из процессов памяти, при котором происходит акцентуация-репродукция апостериорно значимых мыслей, образов, чувств, навыков, эмоций, движений; В. отличается от узнавания тем, что осуществляется в отсутствии объектов, кои когда-то оставили соответствующие энграммо-следы в конструкциях-механизмах памяти; дифференцируется непроизвольное и произвольное В.; непроизвольное В. можно дескриптировать как феномен, когда прошлые впечатления припоминаются без какой-либо специальной задачи на их актуализацию-акцентуацию; они могут продуцироваться в мех. памяти, как правило, по ассоциации-когеренции с теми мыслями, образами, знаками, эмоциями, переживаниями, действиями, которые полифункционируют в психике индивида, в его сознании в данное, конкретно-онтологическое время; произвольное В. происходит в корреляте с сознательной установкой индивида на ту или иную актуализацию-превализацию значимых следов в мех. памяти; субстанциальной спецификой В. является его процессуально-избирательная модальность; она проявляется-выражается уже в самих процессах непроизвольного В. и детерминируется в связи с целями-задачами индивида в конкретной ситуации и может направлять его активность, или же ретардивность в актах его деятельности; произвольное же В. зависит от тех задач, которые индивид не только определяет в данный момент, ситуативно, но и от тех феноменов, предметов, мыслей, идей, которые ему необходимо вспомнить в процессе профессиональной или же креативной деятельности-аутоинициативности; любопытно было бы подробно исследовать феномены готовности памяти, ментального аппарата к точному-рациональному-быстрому воспроизведению тех или иных актуализировано-эйдетических образов, объектов и их деталей, или же к репродукции необходимых в конкретной ситуации мыслей, идей; но спец. обширных монографий на эту тему, пока, не существует в психологической науке.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
процесс извлечения информации, хранящейся в памяти долговременной, - актуализация ранее сформированного психологического содержания (мыслей, образов, чувств, движений) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей. Доступное для наблюдения умственное действие, состоящее в восстановлении и реконструкции актуализованного содержания в некоей знаковой форме. Чаще всего требует вспоминания той структурной организации, что сформировалась при запоминании. В порядке возрастания требуемых усилий можно выделить такие ступени воспроизведения:
1) воспроизведение непроизвольное и произвольное;
2) собственно воспроизведение - в узком смысле - действует без опоры на образ восприятия, однако информация припоминается целенаправленно и без особых усилий;
3) припоминание. В отличие от узнавания, воспроизведение реализуется без повторного восприятия стимула и может выступать в произвольной и непроизвольной форме. Как и узнавание, применяется как методический прием определения эффективности запоминания или заучивания. Количество ошибок воспроизведения уменьшается, когда оно тренируется и сопровождается высокой мотивацией. Эффективность его зависит от применяемого метода: чем больше ситуация воспроизведения соответствует ситуации запоминания, тем оно лучше. В любом случае воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и обретает обобщенный характер, соответственный решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (воспроизведение непосредственное) не всегда дает лучший результат по сравнению с отсроченным. Метод антиципации и метод сбережения предложил немецкий психолог Г. Эббинхауз.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
один из процессов памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного «.. ранее материала. В. бывает непроизвольным или произвольным. В. может иметь относительно связный, избирательный характер, при этом человек не ставит специальной цели припомнить что-либо. Направление и содержание В. определяются в этом случае теми ассоциациями, которые образовались в прошлом опыте человека. Произвольное В. происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти, иначе оно называется припоминанием. В. почти никогда не является фотографически точной передачей воспринятого. Оно — активный, творческий процесс, связанный с перестройкой, реконструкцией воспроизводимого, особенно большого по объему материала. Реконструкция здесь проявляется в отборе главного и отсеве второстепенного материала, в обобщении и привнесении нового содержания, в изменении последовательности изложения, в различных заменах и искажениях воспроизводимого материала. Большое значение имеет вопрос о готовности памяти к В., которая выражается в способности к быстрой и точной актуализации следов памяти, требуемых задачами деятельности. Степень готовности к В. зависит в значительной мере от того, как осуществляется запоминание. Важное значение имеет специальная установка на своевременное В. В. может осуществляться в различных формах: 1) узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта; 2) воспоминание, которое осуществляется в отсутствие восприятия объекта; 3) припоминание, представляющее собой наиболее активную форму В., во многом зависящую от ясности поставленных задач; 4) реминисценция — как бы непроизвольное В. давно, казалось бы, забытого. В. ранее воспринятого происходит, как правило, в отсутствие непосредственных раздражителей, оно осуществляется на основе оживления старых связей и поэтому имеет место только при наличии более или менее прочно закрепленных связей. Узнавание, в отличие от других форм В.— происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, активизирующих старые связи.
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
англ. recall, reproduction) - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (извлечение, retrieval) ранее закрепленного содержания из долговременной памяти и перевода его в кратковременную память (оперативную). В. бывает непроизвольным или произвольным. При непроизвольном В. человек не ставит специальной цели припомнить что-либо; оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя она и не направлена на В. Непроизвольное В. может иметь не хаотический, а относительно связный, избирательный характер. Направление и содержание В. определяется в этом случае теми ассоциациями, которые образовались в прошлом опыте человека. Произвольное В., называемое также припоминанием, составляет основу множества процедур (методов, методик), применяемых при изучении памяти человека, - методов В., в которых испытуемого просят воспроизвести полностью или частично, но как можно точнее, то или иное содержание из прошлого опыта. В отличие от процедуры др. типа, которая также широко используется для изучения памяти, - метода узнавания - в процедурах В. непосредственно не предъявляется тот материал, который испытуемому необходимо в той или иной форме воспроизвести. Еще в конце XIX в. нем. психолог Г. Эббингауз предложил ряд классических методов изучения памяти, основанных на В.: метод заучивания (метод последовательных воспроизведений), метод антиципации, метод сбережения. Позже появились такие методы, как свободное воспроизведение, упорядоченное воспроизведение, методика частичного воспроизведения, методика Петерсонов (точнее, Брауна-Петерсонов), методика парных ассоциаций (см. Парных ассоциаций методика) и др.
В. - активный, "творческий" процесс, связанный с перестройкой, реконструкцией, преобразованием воспроизводимого, особенно большого по объему материала. Реконструкция материала при В. впервые была детально изучена Ф. Бартлеттом (1932), в исследовании которого использовался прием последовательного припоминания: несколько человек по очереди воспроизводят ситуацию, непосредственно воспринятую и рассказанную первым из них. Бартлетт установил, что В. представляет собой не чистую репродукцию угасающей в памяти информации, а интеллектуальную реконструкцию, которая: а) проявляется в отборе главного и отсеве второстепенного материала, в обобщении и привнесении нового содержания, в изменении последовательности изложения, в различных заменах и искажениях воспроизводимого материала; б) зависит от большого числа факторов, в т. ч. от мотивов, целей и задач деятельности, уровня осмысления материала, эмоционального отношения к нему и т. д. А. А. Смирнов (1966) детально проанализировал конкретные формы отступлений от подлинника, наблюдаемых при В. Основные из них след.: 1) обобщение того, что в оригинале дано в развернутой, детализированной форме; 2) конкретизация и детализация того, что дано в более общем и сжатом виде; 3) замена одного содержания др., равнозначным по смыслу; 4) перемещение отдельных частей; 5) объединение того, что дано отдельно друг от друга, и разъединение того, что в оригинале связано между собой; 6) дополнения, выходящие за пределы оригинала; 7) искажения смыслового содержания оригинала. Как заметил С. Л. Рубинштейн, подобные трансформации материала по своей психологической природе являются результатом непреднамеренной, но, безусловно, направленной работы мысли внутри В. См. также Память, Реминисценция, Ретроактивное торможение. (Т. П. Зинченко.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004