ВНИМАНИЕ

Найдено 31 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВНИМАНИЕ
состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Внимание
направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

ВНИМАНИЕ
сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Внимание
(Attention) – процесс сознательного сосредоточивания на различных аспектах нашего внешнего окружения или нас самих.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

Внимание
направленность психической деятельности. Различают устойчивость в., объем, легкость переключения в. с одного объекта на другой.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

ВНИМАНИЕ
состояние сосредоточенности субъекта в данный момент времени на каком-л. реальном или идеальном объекте (см. Внимания виды, Внимания свойства)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

внимание

психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной направленности сознания на определенный объект, в результате чего он отображается полнее и четче.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Внимание
старославян. имати - брать) - избирательность восприятия определенных аспектов действительности или сосредоточенность на определенной деятельности, которые индивид почему-либо считает для себя более значимыми.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

внимание
Способность продолжительного сосредоточения на определенном раздражителе или деятельности. Нарушение внимания может проявляться в легкой РАССЕЯНОСТИ или в трудностях при завершении задач или возможности сконцентрироваться.

Источник: Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation

ВНИМАНИЕ
психическое явление, но не самостоятельная форма психического отражения, а организация тех или иных форм его («организация сознания»), в результате которой одно отражается в сознании более отчетливо, другое — менее отчетливо («становится фоном»). Различают ряд качеств внимания.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ВНИМАНИЕ

— оптимальное состояние сознания его направленность и организованность определенные значимые объекты. Различают следующие виды внимания: - произвольное — связанное с целенаправленными волевыми усилиями — непроизвольное непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция; - постпроизвольное выполнение действия осуществляется без волевых усилий.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Внимание
Психическая деятельность, в процессе которой в сознании происходит избирательное выделение информации об отдельных субъектах, объектах, событиях и т.д. Внимание может быть активным – следствие интеллектуального, волевого усилия, или пассивным, обусловленным ориентировочными рефлексами (внимание в таком случае нередко фиксируется не на важном, значимом, а на ярком, неординарном, необычном).

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

внимание

психический по знавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный обьект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже. к числу чарактеристик в. относятся ряд свойств и качеств: концентрация, распределение, обьем, переключаемость, устойчивость, колебание, избирательность. Выделяют три вида в.: в. непроизвольное, в. произвольное, в. послепроизвольное.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ВНИМАНИЕ
Направленность психической деятельности в данный момент времени на какой-нибудь объект. Различают В. активное, то есть способность сознательно, целенаправленно сосредоточиваться на определенном объекте, и пассивное, являющееся автоматической, рефлекторной реакцией на раздражитель. При патопсихологическом и психопатологическом исследовании придают значение таким характеристикам В., как его избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Внимание
Направленность или привлечение сознания к объектам, явлениям или проблемам, которые мы воспринимаем, о которых думаем или говорим. Внимание является необходимым условием для любой сознательной деятельности человека и определяет в некоторой степени ее количественную и качественную эффективность.
В., активное. Сознательная направленность и сосредоточение сознания на предварительно поставленной задаче, предмете или явлении. Его возникновение и поддержание требует интеллектуальной и волевой активности индивидуума. Физиологическая основа активного внимания - «участок оптимальной возбудимости коры мозга».

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Внимание
Процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Произвольное внимание – способность по своему желанию фокусировать внимание на определенном объекте. Непроизвольное – фиксация внимания вне желания субъекта как древняя защитная реакция на опасные или неожиданные сигналы. Сенсорное внимание (зрительное, слуховое и др.) направлено вовне и связано с деятельностью анализаторов. Интеллектуальное внимание направлено вовнутрь и связано с мыслительными процессами. Из нарушений В. выделяют: сужение объема (восприятие небольшого числа объектов) и неустойчивость (нарушена концентрация В.).

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ВНИМАНИЕ
Общий термин, употребляющийся в отношении аспектов избирательности восприятия, проявляющихся в том, что в любой момент организм сосредоточивается на конкретных признаках окружающей среды при (относительном) отвлечении от других. Внимание может быть осознанным, когда какие-то элементы стимула активно отбираются из общего количества
воздействий, хотя, вообще говоря, мы явно не сознаем те факторы, которые заставляют нас воспринимать только какую-то малую часть общего массива стимула. 2. Сосредоточение на поведении и требованиях других, обычно детей или относительно беспомощных людей, которые нуждаются в том, чтобы кто-то обратил внимание на их потребности. 3. (Устаревш.) Термин Титчне-ра для обозначения состояния ясного сознания, при котором один аспект осознается более четко, чем другие.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Внимание
С реактологической точки зрения внимание следует понимать не иначе, как известную систему реакций установки, т.е. таких подготовительных реакций организма, которые приводят тело в нужное положение и состояние и подготавливают его к предстоящей деятельности. (3.1, 145) Благодаря ритмичности нашего внимания мы склонны вносить ритм и приписывать его всем внешним раздражениям независимо от того, обладают они на самом деле или нет. Иначе говоря, мы воспринимаем мир не в его расчлененном, хаотическом виде, но как связанное и ритмическое целое, объединяя более мелкие элементы в группы, группы в новые, большие образования. (3.1, 147 – 148) внимания как особого единого акта не существует. Существует столько вниманий, сколько деятельностей. Внимание есть регулирующая сторона каждой реакции. Оно выражается в ее доминантности, в целом ряде вспомогательных и сопутствующих реакций установки и т.д. (13.1, 124) См. Деятельность, Реакция, Установка

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ВНИМАНИЕ
познавательный (психологический) процесс, обеспечивающий избирательность восприятия, запоминания, сохранения, припоминания, переработки, использования человеком информации, а также процесс, обеспечивающий организованность и целенаправленность самой деятельности человека, его общения с людьми. В. включено в другие познавательные процессы, и отделить его от них, изучать В. в чистом виде практически невозможно. Вместе с тем, В. является самостоятельным познавательным процессом, в пользу чего говорят следующие факты: внимание обладает своими собственными свойствами, которых нет у других познавательных процессов; В. может меняться независимо от тех процессов и видов деятельности, в регуляции которых оно участвует; В. имеет свои анатомо-физиологические корреляты – нейроны-детекторы новизны, ретикулярная формация и доминанта. См. деятельность, доминанта, нейроны-детекторы новизны, общение, процессы психические (процессы психологические), ретикулярная формация.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Внимание
Категория. Когнитивный процесс.
Специфика. Упорядочивание поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Эксперименты с рассеченным полушарием мозга покрывает, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела, при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое - поддержку общего уровня настороженности.
Свойства. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.
Диагностика. Существует ряд методик:
- для определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика Д.Кеттела, В.Вундта;
- для определения концентрации и устойчивости - корректурный тест Б.Бурдона;
- для определения скорости переключения внимания - метод таблиц Шульте.
Виды.
- произвольное внимание обусловлено постановкой сознательной цели;
- непроизвольное представлено ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ВНИМАНИЕ
из старославянского слова вънимати, произведенного с помощью приставки вън («в») и глагола имати («брать») – «слушать» – состояние и одновременно процесс избирательной настройки субъекта на восприятие значимой для него информации, необходимой для достижения определенной цели. В. также – это сосредоточенность субъекта деятельности в данный момент времени на конкретном реальном или идеальном объекте, предмете, образе. Различают три вида В.: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Первое имеет пассивный характер, поскольку навязывается субъекту событиями, не связанными с его целями. Произвольное В. имеет весьма важное значение в трудовой, спортивной, военной и др. сферах деятельности и особенно при резком, непредвиденном усложнении ее осуществления в экстремальных ситуациях. Этот вид В. отличается активным характером течения, резким повышением бдительности, помехоустойчивости и нарастанием волевых усилий. Осознание субъектом опасности ситуации значительно изменяет характеристики произвольного внимания, такие как избирательность, устойчивость, переключаемость, распределение и объем. Постпроизвольный вид В. проявляется в стабильных, надежных условиях деятельности, когда действия субъекта автоматизированы, становятся последовательно выполняемыми операциями, совокупность которых определяет реально осуществимую задачу или план, что не требует от него нервно-психических и физических перенапряжений, и у него отсутствует дефицит времени для достижения поставленной цели.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

Внимание
сосредоточенность деятельности субъекта в дан ный момент времени на каком–либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). В. обеспечивает согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). В работах В. Вундта это понятие было отнесено к процессам, посредством которых осуществляется отчетливое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция в целостную структуру прошлого опыта (“творческий синтез”). Выделяется три вида В. Генетически исходным, наиболее простым является непроизвольное В. Оно имеет пассивный характер, так как навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Если деятельность осуществляется под влиянием сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном В. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредствованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации. По мере развития операционально–технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и изменением мотивации (например, сдвиг мотива на основную цель) возможно появление так называемого постпроизвольного В. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных волевых усилий и ограничено по времени лишь общим утомлением организма. Творческий процесс, как правило, поддерживается именно постпроизвольным В.
(Котова С. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ВНИМАНИЕ
направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте. Различают внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. При проведении занятий желательно проявление этих видов В. В деятельности человека проявляются различные свойства В.: избирательность, устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение, колебание. Каждое из них весьма существенно. Например, устойчивость и концентрация В. в ходе работы помогают продуктивно ее выполнять даже в условиях внешних помех. А вот колебание и от влечение В. ухудшает четкость восприятия, точность запоминания, скорость реакции. Возможности свойств В. можно охарактеризовать количественно: объем характеризуется возможностью человека одновременно воспринимать 7±2 различных объектов, хорошая устойчивость В. сохраняется 15– 20 минут, в течение минуты можно 3–4 раза переключить В.; возможность распределения В. – 2–3 объекта и т. д. При формировании В. учитывается специфика профессиональных требований к нему. После 18 лет стабилизации в развитии В. обычно не наблюдается, а происходят непрерывные изменения. Эти изменения В. и его свойств носят в основном эволюционный характер. Усиливается связь В. с интеллектуальным и другими психическими процессами (вербальная память, логическое мышление, эмоции и др.), а также его зависимость от потребностей и интересов. В экспериментальном исследовании В. Н. Фоменко (1972) показал, что в процессе формирования навыков В. происходит значительное возрастание межфункциональных связей В. с такими психическими процессами, как память и мышление, с вербальным и невербальным интеллектом. Для совершенствования В. и отдельных его свойств применяются специальные упражнения, учитывающие реальные условия деятельности, которой занимается человек. Внимательность наряду с другими психическими качествами является важным свойством личности.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ВНИМАНИЕ
сосредоточенность сознания и направленность психической деятельности человека на определенные объекты. Субъективно внимание выражается в большей или меньшей углубленности в деятельность, поглощенность ею. Различают непроизвольное и произвольное В. Непроизвольное В. обусловливается новизной, физической интенсивностью, контрастностью, значимостью объекта для личности. Произвольное В. производится преднамеренно в результате специального волевого усилия. Основные характеристики В.: избирательность, устойчивость, объем, возможность распределения и переключения. Избирательность В. связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Устойчивость В. определяется временем сохранения концентрации В. на определенном объекте; она поддерживается либо усилием воли, либо интересом к данной деятельности. Объем В.— количество объектов, одновременно воспринятых за один акт восприятия. Этот показатель практически не отличается от объема кратковременной памяти и равен 5 — 7 объектам. Оценка объема В. производится с помощью тахистоскопа. Под распределением В. понимается способность одновременного выполнения двух или большего числа действий, не допускающих возможности их выполнения путем быстрого последовательного переключения В. Переключение В. оценивается способностью более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому. Частое переключение В. вызывает утомление, особенно когда виды деятельности сильно различаются между собой. Однако если человек длительное время занят какой-то работой, для него переключение В. на другую деятельность может быть отдыхом. Воспитание В. связано с общим воспитанием личности, с формированием ее потребностей, интересов, стремлений и убеждений. Важное значение имеет воспитание произвольного и непроизвольного В., достигаемое путем управления в процессе деятельности.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Внимание
attention) В. можно определить как готовность со стороны организма к восприятию окружающих его стимулов. Исторически сложилось так, что понятие В. заняло центральное место в области психологии. В к. XIX - нач. XX вв. представители функционалистских и структуралистских школ психологии считали В. центральной проблемой, хотя и подчеркивали разные его аспекты. Функционалисты ставили в центр избирательный характер В. как активной функции организма, осн. на его мотивационном состоянии. Т. о., признавая, что В. иногда м. б. пассивным и рефлекторным, они сосредоточивались на его произвольных аспектах и на том обстоятельстве, что именно В. определяет содержание получаемого организмом опыта. Структуралисты, напротив, рассматривали В. как состояние сознания, к-рое заключается в повышенной концентрации и имеет следствием ясность впечатлений. Тем самым они сделали выбор в пользу изучения условий, приводивших к макс, выделенности объекта сознания или ясности восприятия. Гештальт-психологи, ассоцианисты, бихевиористы и психоаналитики были склонны вообще игнорировать В. при построении своих теорий, в лучшем случае отводя ему малозначительную роль. К сожалению, за все эти годы непримиримой борьбы между теорет. направлениями в психологии для исслед. В. было сделано сравнительно немного. Совр. российские психологи стали первыми изучать ориентировочный рефлекс, или ориентировочную реакцию, к-рая состоит из кластера физиолог. изменений, происходящих в организме в ответ на изменения в его окружении. Считается, что эти изменения являются физиолог. коррелятами внимания. Эти корреляты включают изменения электрической активности мозга и электрической активности кожи, расширение зрачка, напряжение скелетных мышц, усиление мозгового кровотока и перемены позы. Ориентировочный рефлекс ведет к повышенной рецепции стимуляции и улучшенному научению. Работа, начатая российскими психологами, была продолжена в США. В частности, проведены исслед., посвященные индивидуальным различиям в силе ориентировочной реакции и сопутствующим обстоятельствам таких различий. В рез-те работы нейрофизиологов и нейроанатомов, таких как Эрнандес-Пеон и др., в стволе головного мозга была обнаружена диффузная структура, назв. ретикулярной формацией, к-рая, по-видимому, опосредует процессы возбуждения, В. и отбора стимулов. Исслед. ретикулярной формации, к-рую еще наз. ретикулярной активирующей системой, а тж ее связей с др. важными регуляторными системами мозга, обеспечили основу для физиолог. объяснений влияния мотивации, сна, сенсорного входа, научения, а тж эндогенных и экзогенных хим. веществ на процесс В. См. также Устойчивость внимания, Обработка информации, Восприятие, Избирательное внимание С. П. Урбина

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ВНИМАНИЕ
УВАГА / ATTENTION– направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. В. направляет человеческую психику на все многообразие ощущений; с ним связаны направленность и избирательность познавательных процессов; им определяются точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления, в системе межличностных отношений В. способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. В. повышает эффективность всех видов деятельности. По видам активности В. может быть непроизвольным (вызывается силой, величиной, внезапностью, контрастностью раздражителей), произвольным (сознательно регулируемым, направляемым) и послепроизвольным (проявляется в процессе деятельности под влиянием интереса). По характеру направленности выделяют внешне направленное и внутреннее В.; по направленности на объект– сенсорное (направлено на восприятие), интеллектуальное (направлено на мышление и память) и моторное (направлено на движение) В.. В деятельности человека проявляются различные свойства В.: избирательность, устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение, колебание. Устойчивость и концентрация В. в ходе работы помогают продуктивно ее выполнять даже в условиях внешних помех, колебание и отвлечение В. ухудшают четкость восприятия, точность запоминания, скорость реакции. Возможности свойств В. можно охарактеризовать количественно: численная характеристика объема В. составляет 5±2 единицы информации у детей и 7±2– у взрослых, хорошая устойчивость В. сохраняется 15–20 мин, в течение 1 мин можно 3–4 раза переключить В.; В. можно распределить на 2–3 объекта и т. д. Нейропсихология исследует нейробиологические механизмы В. М. Познер оп - ре делил, что система В. в головном мозге не является свойством какой-то отдельной зоны или мозга в целом: существует переднеассоциативная система В. в лобной доле коры головного мозга, заднеассоциативная система В. охватывает теменную долю коры головного мозга, таламус и те зоны среднего мозга, которые связаны с движением глаз. Переднеассоциативная система В. действует в задачах, требующих осознания, заднеассоциативная– в зрительно-пространственных задачах. Процессы В. тесно связаны с работой мозолистого тела; при этом левое полушарие обеспечивает селективное В., правое– поддержку общего уровня настороженности. Изменение В. и его свойств носит в основном эволюционный характер. Усиливается связь В. с интеллектуальным и другими психическими процессами (вербальной памятью, логическим мышлением и др.), а также его зависимость от потребностей и интересов. В экспериментальном исследовании В. Н. Фоменко показал, что в процессе формирования навыков В. происходит значительное возрастание межфункциональных связей В. с памятью, мышлением, вербальным и невербальным интеллектом. Для совершенствования В. и отдельных его свойств применяют специальные упражнения, учитывающие реальные условия деятельности, которой занимается человек. Внимательность наряду с другими психическими качествами является важным свойством личности. Для диагностики В. разработаны специальные методики, часть которых перенесена в программную оболочку. Г. А. Фофанова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Внимание
Термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения склонности организма сосредоточиваться на отдельных чертах окружающей обстановки. Внимание обычно подразделяется на сосредоточенное и разделенное. Пользуясь сосредоточенным вниманием, организм выбирает (или сосредоточивается) лишь на одном стимуле из окружающей обстановки. Сосредоточенному слуховому вниманию было посвящено больше экспериментальных работ, чем сосредоточенному визуальному вниманию. Согласно ранней теории фильтрации, при сосредоточенном слуховом внимании для непосредственной обработки выбирается лишь один стимул, а остальные ожидают своей очереди в «сенсорном буфере». В более поздних теориях предполагается обработка всех стимулов, однако те из них, которые не прошли через фильтр сосредоточенного внимания, обрабатываются в ослабленном (затухающем) режиме. Иногда сосредоточенное внимание сравнивают с лучом прожектора. Материал, попадающий в этот луч, подвергается детальной обработке, в то время как другие визуальные стимулы, которые находятся за его пределами, почти не обрабатываются. В зависимости от рода задачи «луч внимания» может быть либо широким, либо очень узким. Согласно теории интеграции внешних признаков, те объекты, которые находятся вне «луча внимания», обрабатываются ограниченным образом. Обработка может сводиться к физическим характеристикам объектов, но их значение не оценивается. Разделение внимания происходит, когда мы пытаемся заниматься несколькими делами одновременно. Все мы знакомы с неудобствами разделенного внимания — например, когда приходится одновременно управлять автомобилем и поддерживать разговор. Опытные водители без труда справляются с этой задачей, в то время как для начинающих водителей она представляет значительную трудность. Эффективность разделенного внимания определяется следующими характеристиками: 1. Сходство задач. Если задачи несходны, как в вышеприведенном примере, то возрастает вероятность их успешного одновременного выполнения. Если обе задачи имеют одинаковую сенсорную модальность (т. е. обе визуальные или обе слуховые), они выполняются хуже из-за ограниченной обрабатывающей способности организма. 2. Трудность задачи. Как можно ожидать, трудность является главным фактором, влияющим на возможность успешного выполнения обеих задач. Успех особенно проблематичен, когда одна из задач требует усиленного использования ресурсов организма. Рассмотрим приведенный выше пример о разговоре за рулем автомобиля. В нормальных условиях обе задачи могут быть выполнены успешно. Если условия становятся более жесткими (например, при обгоне или на скользкой дороге), водителю гораздо труднее поддерживать связную беседу. 3. Опытность. Чем опытнее мы становимся, тем лучше можем выполнять оба вида деятельности одновременно. Это происходит в силу нескольких причин. Мы можем разработать лучшую стратегию выполнения задач, когда одно дело не мешает другому (например, разговаривать лишь во время поездки по прямому участку дороги). Требования, выдвигаемые к уровню нашего внимания, снижаются по мере того, как задачи становятся более привычными. Когда обработка информации происходит в автоматическом режиме, нам почти не приходится привлекать дополнительные ресурсы (сравните напряженность начинающего водителя с гораздо более спокойным поведением опытного водителя).

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ВНИМАНИЕ
англ. attention) - процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально В. (настройка) характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), селективностью (см. Избирательность восприятия, Эффект Струппа, Селекция информации), скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.
Для исследования В. разработано большое множество методик: тахистоскопическая методика для определения объема В. (Д. Кеттел, В. Вундт); разнообразные варианты корректурного теста для определения концентрации и устойчивости В. (1-й вариант предложил в 1895 г. фр. психолог Б. Бурдон); метод таблиц Шульте для определения скорости переключения В.; метод дихотического прослушивания (К. Черри; см. также Дихотическое слушание); методы селективного чтения и селективного наблюдения (У. Найссер и Р. Беклин); тест Струппа (см. Эффект Струппа) и т. д. Распределение В. изучается в экспериментах, в которых к выполнению одной задачи добавляют выполнение др. задачи. Об успешном распределении говорят в том случае, если дополнительная задача не ухудшает выполнение первой (основной). Показано, в частности, что ухудшение двигательной активности рук и ног наступает при одновременном произнесении бессвязного набора слов и не наступает - при многократном произнесении фразы "Быть или не быть?". Вполне понятный интерес к распределению В. проявили инженерные психологи, которые к тому же существенно обогатили фактографию В. многочисленными работами по бдительности (vigilance) и помехоустойчивости операторов.
Наряду с т. н. произвольным вниманием выделяют и его непроизвольную форму - ориентировочную реакцию, возникающую при воздействии неожиданных ("новых") раздражителей. С этой рефлекторной реакцией, однако, не следует путать непроизвольные и автоматические процессы настройки, включенные во всякий процесс произвольной деятельности.
В современных экспериментальных исследованиях делаются попытки разделить в процессах В. внутренние (идеальные) компоненты и внешнедвигательные. Напр., установлено, что независимо от движений глаз фокус В. может перемещаться в поле зрения со скоростью 125 угл. град/с.
В. П. Зинченко и Н. Ю. Вергилес (1969) изучали восприятие в условиях стабилизации изображения на сетчатке глаза и пришли к выводу о существовании т. н. "идеального В." (см. Викарные перцептивные действия). В зарубежной психологии используется термин "аттенциональный рефлекс", или рефлекс Пилтза (Piltz's reflex), для обозначения изменения размера зрачка при обращении В. на объект. Изучение дефектов В. у пациентов с рассеченными (разъединенными) полушариями мозга предполагает, что мозолистое тело - важная часть системы, ответственной за В., и что левое полушарие связано с селективным В., а правое - с поддержанием общего уровня настороженности (подробнее о нейрофизиологии В. см. Внимания физиологические механизмы).
В последние десятилетия когнитивная психология интенсивно разрабатывала и проверяла разнообразные объяснительные модели В. (см. Модель аттенюатора, Модель с фильтрацией),/которые в своем развитии все дальше уходят от грубых механистических аналогий и неуклонно приближаются к пониманию огромной роли В. в сложных формах внутренней деятельности, о чем писал еще Гегель: "Без В. для духа ничего нет... В. образует поэтому начало образования". См. Внимания объем, Инертность, Тахистоскоп. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ВНИМАНИЕ
состояние и процесс психонастройки индивида на восприятие-перцептирование значимой для него информации из окружающей среды, социума и для выполнения самим индивидом тех или иных поставленных им целей, задач. В. характеризуется концентрацией, сосредоточенностью самого субъекта в определенный момент времени на каком-либо предмете, объекте, событии, знаке, образе, деталях предметов, образов; В. показывает-модальноизирует изоморфичность-сообразованность дифференциальных звеньев функциональной структуры поступка-действия, которое определяет результируемость его исполнения, а также скорость и точность, например, в решении тех или иных поставленных задач; инструментально-операционально В. дефиницируется: уровнем — его интенсивностью и концентрацией; длительностью и устойчивостью; объемом — его широтой и локализацией: распределение В. изучается в различных экспериментах, где при выполнении одной задачи добавляют к ней выполнение другой; это дает повод исследователям говорить, что успешное распределение произошло тогда, когда дополнительная задача не ухудшила основную-приматзадачу, а, напротив, улучшила ее; обычно наряду с произвольным В. выделяют непроизвольную форму В., классифицируемую как ориентировочный рефлекс, возникающий при воздействии спонтанно-новых раздражителей; объем внимания — всегда отличается при разных задачах, при наличии различных связей или возможностей группировать объекты внимания, тут, заметим, подавляющее большинство экспериментов, связанных с объемом внимания, выполнены при визуальной перцепции: при осязании помехой является различная чувствительность дерморецепторов кожи, а при слухе — маскировка одного звука другим, при симультанном их возникновении-предъявлении; Гленвилль и Далленбах (1929) показали, что испытуемые видят предъявляемые им объекты в виде точек одинаково отчетливо или какую-то их часть еще отчетливее, поэтому измеряемый объем внимания, согласно этому эксперименту, мог быть равен 18 точкам; заметим, что если деятельность субъекта проявляется, как сознательное намерение, а также требует с его стороны актоволевых усилий, то в таких случаях говорят о произвольном В., которое характеризуется активной модальностью, сложно-специфической системностью, опосредованной в социо-выработанным модусами, организациях актов поведения; в деятельной активности человека выделяют также постпроизвольное В., которое характеризуется пере-ходом действий психики индивида к инструментализации-операциональности, а также постпроизвольное В. может быть продуктом, трансформационных моделей в мотивационных структурах, например, результирующая интенция самого мотива на определенную программу, задачу, цель; для дефиниции переключаемости, концентрации, интенсивности, устойчивости, объемности В. применяются различные методические схемы-модели, которые позволяют графодескриптировать исполнение гностических и операционально-исполнительных действий индивида во времени, в пространстве, к примеру, при видоизменении самих целей, проектов, программ, задач; концентрацию-распределение внимания обычно следует изучать в условиях симультанного выполнения большого количества мультиактов-мультидействий, которые не допускают возможности самого их исполнения-реализации путем быстросуксессивного переключения механизмов внимания; нарушения, связанные с механизмами внимания, симптомоизируют такие формы: сужение объема внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов; неустойчивость В., когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители, сигналы; такие деформации внимания наблюдаются как при состоянии утомления, так и при органических поражениях мозга, в частности, его лобных долей.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ВНИМАНИЕ
сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание - динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного акта деятельности или общения. Проявляется в избирательном отражении объектов соответственно потребностям субъекта и целям и задачам его деятельности. Это - своего рода целесообразная воля, очень важная компонента в структуре самостоятельности. Она обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, кои он воспринимает в ходе деятельности и о коей думает или говорит. Благодаря устойчивому вниманию он глубже осознает свою практическую жизнь, и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям, делу и самому себе. К числу основных характеристик внимания, определяемых экспериментально, относятся:
1) избирательность - связана с возможностью успешной настройки - при наличии помех - на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;
2) объем (широта, распределение внимания) - определяется количеством "одновременно" (в пределах 0.1 с.) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или памяти кратковременной; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5 - 7 объектам; оценка объема внимания производится с помощью тахистоскопического предъявления (-> тахистоскоп) множества объектов (букв, слов, фигур, цветов и пр.);
3) распределение - характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности выполнения путем быстрого переключения внимания;
4) концентрация (интенсивность, уровень внимания) - выражается в степени сосредоточения на объекте;
5) устойчивость - определяется длительностью концентрации внимания на объекте;
6) переключаемость (скорость переключения) - динамическая характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому; для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. Выделяются три вида внимания:
1) внимание непроизвольное - самое простое и генетически исходное; представлено рефлексом ориентировочным, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей;
2) внимание произвольное - обусловленное постановкой сознательной цели;
3) внимание послепроизвольное. В зависимости оттого, где находится объект внимания - во внешнем мире или в субъективном мире человека - выделяются внимание внешнее и внутреннее. В ходе обучения, воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания и его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания - индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также типом системы нервной. В отечественной психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения. Развитие такого контроля улучшает результативность любой деятельности и ее планомерное формирование (-> концепция формирования поэтапного действий умственных), позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например рассеянность. Эксперименты с рассеченными полушариями мозга головного показывает, что процессы внимания тесно связаны с работой тела мозолистого; при этом полушарие левое обеспечивает селективное внимание, а правое - поддержку общего уровня настороженности.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Внимание
психофизиологический познавательный процесс, представляющий собой направленность и сосредоточенность сознания в определенный момент времени на чем-то конкретном. Одна из особенностей В. заключается в том, что некоторые исследователи не рассматривают его в качестве самостоятельного психического процесса, поскольку оно в определенной степени представлено в любом другом познавательном процессе. В качестве физиологической основы В. принято рассматривать возбуждение соответствующих отделов коры головного мозга и работу органов чувств. При этом непроизвольное В. предполагает настройку в первую очередь органов чувств, что обеспечивает большую отчетливость в отношении воздействующего раздражителя, а при произвольном В. ведущая роль отводится идеационному центру, который обеспечивает состояние готовности воспринимать ожидаемый раздражитель.
Принято выделять следующие виды В.: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное — наиболее простой вид. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от воли и сознания человека. Произвольное же В. управляется сознательной целью. Этот вид тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.
В. обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным из них относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем.
Развитие В. в онтогенезе. В. обеспечивает оптимальные условия для восприятия и обработки информации, поступающей из внешней среды, принятия решений и осуществления намеченных действий. Субъективно отражается в самосознании как сосредоточение на каком-либо объекте или действии с ним при одновременном отвлечении от всех остальных явлений и событий в среде. В. может быть направлено на психические события субъекта и обеспечивать сосредоточение на мыслях и переживаниях при отвлечении от внешних событий и явлений. Таким образом, В. — это универсальный механизм повышения эффективности мышления и деятельности.
Принято рассматривать В. как процесс и механизм, претерпевающие в онтогенезе определенные изменения. С момента рождения действует самая примитивная форма В. — непроизвольное внимание, основанное на безусловно-рефлекторном механизме ориентировочного рефлекса (или рефлекса «Что такое?»). Эта форма В. имеет врожденный характер и включается при любых сверхпороговых воздействиях из среды, окружающей ребенка. Мозговым субстратом непроизвольного внимания выступает нейрональная система, состоящая из нейронов ретикулярной формации, релейных ядер сенсорных систем, в первую очередь — слуховой, зрительной и тактильной, и ядер экстрапирамидной системы. Неожиданный звук, яркий зрительный объект в виде игрушки, касание тела младенца вызывают специфическую двигательную реакцию мобилизации органов чувств на более тщательное обследование нового или неожиданного предмета — поворот головы в сторону предмета и сосредоточение взгляда на нем. Повторение предъявления одного и того же предмета постепенно тормозит двигательные компоненты ориентировочного рефлекса, что свидетельствует о привыкании к данному предмету.
Психологически это соответствует достаточной степени знакомства младенца с таким предметом. Однако механизм запоминания в младенческом возрасте крайне несовершенен, поэтому повторное предъявление предмета через определенное время, что характерно для каждого ребенка, снова возбуждает ориентировочный рефлекс со всеми его психофизиологическими проявлениями (более редкими сердцебиениями, задержкой дыхания и моторным комплексом). Если интенсивность стимула, например звука, слишком большая, то ориентировочный рефлекс не проявляется, а возникает оборонительная реакция в виде попыток отстраниться от неприятного раздражителя.
Интенсивность стимула, инвертирующая двигательную реакцию и вегетативные компоненты, зависит от темперамента ребенка и от силы нервной системы. Сильная нервная система, на основе которой формируются темпераменты сангвиника и флегматика, обеспечивает проявления ориентировочного рефлекса на более сильные стимулы по сравнению с детьми меланхолического или холерического темперамента, для нервной системы которых характерна слабость (у меланхолика) или высокая возбудимость и запредельное торможение (у холерика).
По мере взросления ребенка ориентировочный рефлекс становится более сложным, поскольку появляется возможность совершать обследования — вначале пассивные, только с помощью рук, а затем в год-полтора, по мере освоения ходьбы, — более активные. Когда ребенок начинает ходить, он становится способен обследовать доступное ему пространство с помощью всех органов чувств и значительного репертуара активных предметных действий. Таким образом, происходит трансформация ориентировочного рефлекса в ориентировочно-исследовательскую деятельность.
Основная причина таковой, как и поисковой, деятельности — это удовольствие от познания предметного мира и освоения внешнего пространства и моторных реакций. Эти более развитые формы поведения на основе более совершенного механизма В. развиваются в сенсорно богатой среде, в которой достаточно предметов, способных не только привлечь, но и удержать на какое-то время В. ребенка. Это чрезвычайно важный этап индивидуального развития каждого из детей, от успешного прохождения которого зависит дальнейшее развитие не только интеллекта, но и личности ребенка в целом. В предметно-практической и игровой деятельности в течение всего дошкольного возраста шлифуются механизмы непроизвольного В. по линиям возрастания его концентрации и объема.
Старший дошкольник по сравнению с младшим может отвлечься от значительно большего числа мешающих предметов и явлений и сосредоточиться не просто на ярком или интенсивно звучащем из них, а на том, который ему интересен. Это обеспечивает относительно высокую помехоустойчивость восприятия и деятельности. В поле В. старший дошкольник может удержать несколько разных предметов, с которыми он по-разному действует. Возрастание объема В. в этом возрасте возможно за счет повышения пластичности нервных процессов, которые обеспечивают переключаемость с одного действия на другое.
Значительное приобретение старшего дошкольного возраста — способность ребенка привлекать свое В. в ответ на словесные инструкции. Слово становится основной причиной переноса и переключения В. в процессе игры и совместной со взрослым деятельности. Это становится возможным только в том случае, если происходит нормальное развитие кортикальных проекционных и ассоциативных полей. Однако процессы В. в старшем дошкольном возрасте характеризуются относительной незрелостью, что проявляется в недостаточной степени его концентрации на деятельности, особенно в том случае, если она задана кем-то из взрослых, а также неустойчивостью во времени. Ребенок легко отвлекается по мере выполнения задания, которое ему довольно быстро надоедает, и стремится переключиться на другую форму активности. Невозможно для большинства детей старшего дошкольного возраста выполнение нескольких дел одновременно, что требует произвольности перенесения фокуса В. с одной деятельности на другую. Неустойчивость, недостаточная концентрация и низкая произвольность процесса В. в старшем дошкольном возрасте составляют основную причину плохой адаптации к школьной жизни и неуспехов в освоении учебной программы в первом классе.
Формирование произвольности В. приходится на начальную школу, так как благодаря усиленной тренировке мышления, особенно речевой его формы, интенсивно развиваются кортикальные поля лобного полюса больших полушарий. В процессе освоения учебной программы ребенок обучается производить в уме многие операции, которые ранее могли быть осуществлены только в предметно-практическом и предметно-действенном плане. Формирование умственных действий стимулирует развитие произвольного В., принципиальная особенность которого — контроль над мышлением и формированием плана реального действия во внешней среде.
В конце начальной школы к 10—11-летнему возрасту ученик может самостоятельно и по своей воле регулировать процессы мышления, переходя от одного этапа решения умственных задач к другому, прерывая сам процесс и возвращаясь к той стадии, на которой произошло отвлечение. Стоит отметить, что одновременно и параллельно с развитием произвольности В. формируется эффективная система оперативной (рабочей) памяти. В интеллектуальную деятельность оба механизма вносят свой существенный вклад, действуя совместно и усиливая друг друга.
Произвольное В. осуществляется при участии нейрональной системы, элементы которой локализуются в целом наборе кортикальных и подкорковых образований: префронтальная, теменно-височная ассоциативные зоны коры, миндалевидный комплекс, хвостатое ядро, ассоциативные ядра таламуса и многие ядра ретикулярной формации.
Произвольное В. отличается селективностью, избирательностью (см. Избирательность внимания). С его помощью человек способен извлекать нужную ему информацию на фоне сильных помех или большой неопределенности времени поступления сигнала при одновременном торможении реакции на все остальные стимулы, которые в данной ситуации незначимы. Селективность произвольного В. имеет сходство со свойствами динамически организованной доминанты, что обеспечивает высокую эффективность обработки информации (см. Принцип доминанты).
Важной характеристикой произвольного В. выступает длительность процесса с выраженными и стабильными концентрированностью и селективностью механизмов. Известно, что большая длительность эффективно работающего В. обеспечивает высокую работоспособность.
Субъекты с продуктивной интеллектуальной деятельностью отличаются еще одним качеством произвольного В. — пластичностью и легкостью переключения с одного вида деятельности на другой.
Практически все названные свойства произвольного В. легко контролируются самосознанием индивида; он способен отдавать себе отчет в том, что именно находится в каждый момент времени в фокусе произвольного В. Однако в том случае, когда последнее работает активно, допускается снижение сознательного слежения за ситуацией, если сознание загружено иной, более значимой работой. Когда механизмы В. осуществляют эффективные функции, типичные для его произвольной формы, но не привлекая ресурсов сознания, говорят о постпроизвольном В. При этом подчеркивается тот факт, что ранее этот контроль над ситуацией был сознательным и после усиленной тренировки навыки осуществления мониторинга автоматизировались и произвольность утратила свою актуальность. Однако если в ситуации происходят какие-либо неожиданные изменения, это приводит к возбуждению вначале непроизвольного В. (в виде ориентировочного рефлекса) и вслед за ним произвольного В. У взрослого человека, таким образом, все три формы представлены и могут действовать совместно, усиливая эффект контроля над значимой ситуацией.
Литература
Аверин В. Н. Лекции по детской психологии. СПб., 2001.
Дубровинская Н. А. и др. Психофизиология ребенка. М., 2000.
Мэгун Г. Бодрствующий мозг. М., 1960.
Хомская Е. Д. Нейрофизиологические механизмы внимания: Хрестоматия. М., 1979.
Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. М., 1976.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
237.27 кб

Разложение на независимые компоненты вызванных потенциалов в тесте на внимание у детей 7-15 лет с ди

Евдокимов С. А., Кропотов Ю. Д., Мюллер А. , Терещенко Е. П., Пономарев В. А.
Целью настоящей работы было изучение отличий компонент вызванных потенциалов (ВП), полученных методом разложения на независимые компоненты (ICA) в зрительном двустимульном тесте на селективное внимание у группы детей с диагнозом с
Читать PDF
153.12 кб

Внимание как опосредующий фактор креативного мышления в процессе переработки информации

Дорфман Леонид Яковлевич, Гасимова Вера Александровна
Анализируется внимание (фокусированное и дефокусированное) как посредник между креативным мышлением и процессом переработки информации (количество и точность).
Читать PDF
383.29 кб

Внимание и существование: знакомство с неизвестным и удостоверение наличного

Золотухина-аболина Е. В.
Читать PDF
186.21 кб

2001. 04. 015-018. Понятие "осознанное внимание": теоретические и прикладные аспекты. (сводный рефер

Якимова Е. В.
Читать PDF
179.15 кб

Основное внимание качеству

Сидоров П. И.
Читать PDF
540.18 кб

Не ослаблять внимание к борьбе с саранчовыми

Гаппаров Ф. А., Белхароев Х. М., Говоров Д. Н., Живых А. В., Лачининский А. В.
Читать PDF
275.90 кб

Внимание и компьютер: психолого-педагогический аспект проблемы

Серёжкина А. Е.
Дан обзор работ, посвященных психологии внимания в процессе работы за компьютером, и проанализированы особенности внимания обучающихся в компьютеризированной учебной деятельности.
Читать PDF
1.34 мб

Внимание и память как детерминанты слепоты к изменению

Гусев Алексей Николаевич, Михайлова Ольга Андреевна, Кремлев Александр Евгеньевич
В статье представлены результаты экспериментального исследования, обнаружившего влияние свойств внимания и рабочей памяти на выраженность феномена «слепота к изменению».
Читать PDF
225.81 кб

Сознание и внимание: петли научения в мозге ( доклад)

Клирманс Аксель
Мы осознаём тот или иной аспект окружающей среды, когда знаем, что можем реагировать на него.
Читать PDF
1.08 мб

Кое-что о переживаниях ребенка, расстающегося с мамой в детском саду: внимание к невербальным коммун

Калина Олег Геннадьевич
Наступает момент, и родители решают, что их ребенок должен пойти в детский сад. Для кого-то это волнующее и тревожное событие, а для кого-то обычное, само собой разумеющееся.
Читать PDF
406.86 кб

Внимание, конкурс продолжается!

Читать PDF
133.49 кб

Внимание! объявляется конкурс на премии «Фонда высоких медицинских технологий» 2010 года

Читать PDF
65.94 кб

Профессиональной патологии - особое внимание

Зобнин Юрий Васильевич, Калинина Оксана Леонидовна, Седов Сергей Константинович
Читать PDF
293.49 кб

Развиваем произвольность и внимание - важнейшие новообразования дошкольного возраста

Денисенкова Н.С., Нисская А.К.
Активные, импульсивные, невнимательные, непослушные, непоседливые, неорганизованные, моторные, гиперактивные далеко неполный перечень определений, которые взрослые (педагоги и родители) дают детям, имеющим проблемы с вниманием и п
Читать PDF
256.18 кб

Внимание и его влияние на профессиональную деятельность сотрудника органов внутренних дел

Белинская Дарья Борисовна, Засыпкин Игорь Викторович, Вахрина Татьяна Васильевна
Воздействие на толпу извне рекомендуется нацеливать на периферию, внимание которой легче переключается.

Похожие термины:

  • Безусловное позитивное внимание к себе

    Unconditional positive self-regard). Термин, используемый для обозначения человека, который не воспринимает ни одно переживание как достойное более или менее позитивного внимания по сравнению с любым другим. По Р
  • Безусловное позитивное внимание

    Unconditional positive regard). Роджерсовский термин для обозначения уважения и принятия другого, независимо от того, ведет или нет себя человек в соответствии с ожиданиями того, кто демонстрирует принятие. Дру
  • Внимание произвольное или целенаправленное

    сосредоточенность на деятельности, требующая осознанных усилий со стороны индивида. Из психопатологии известно, что этот вид внимания нарушается при психическом расстройстве в первую очередь.
  • ВНИМАНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ

    1. В теории Титчнера самый высокий уровень внимания. 2. Более распространенное значение – те аспекты или объекты перцептивной области, на которых концентрируется внимание.
  • ФОКУСНОЕ ВНИМАНИЕ

    См. внимание, фокусное.
  • Селективное внимание

    См. Внимание.
  • ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕУМЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИВЛЕКАТЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ

    причины, из-за которых данный человек представляет мало интереса для других людей и они обычно не обращают на него внимание.
  • ВНИМАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЕ

    внимание, в центре которого находится движение
  • Виды и свойства внимания Непроизвольное внимание

    Непроизвольным называется такое внимание, которое направленно на данный объект без сознательного намерения и усилий. При непроизвольном внимании возникновение участка с оптимальной возбудимос
  • Внимание пассивное или непроизвольное

    сосредоточенность на деятельности, не требующая осознанных усилий со стороны индивида. Например, восприятие объектов, являющихся необычными, незнакомыми, неожиданными, внезапно появившимися в п
  • ВНИМАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

    gt; внимание внутреннее.
  • Избирательное внимание

    Тенденция обращать внимание только на те факты, которые бросаются в глаза, или подтверждают нашу точку зрения.
  • Коммуникативное внимание

    внимание, направленное на собеседника, его слова, эмоциональное состояние, невербальные проявления и позволяющее сделать общение эффективным и приятным.
  • Руководство ориентированное на внимание

    (Consideration) — Ориентация руководителя на работников, отражающая его внимание к потребностям сотрудников.
  • ВНИМАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ

    внимание, которое не управ ляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и ко торый соответствует актуальным интересам и потребностям челове ка
  • ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ

    разновидность внимания, связанная с проявлением ориентировочного рефлекса. В.н. проявляется без усилия воли, бессознательно.
  • ВНИМАНИЕ: ОБЪЕМ

    одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальн
  • Обусловленное позитивное внимание

    Conditional positive regard). Ситуация, когда человек получает похвалу, внимание и одобрение за то, что ведет себя в соответствии с тем, чего от него ожидали другие. Иначе говоря, обусловленное позитивное вниман
  • ВНИМАНИЕ ОПОСРЕДСТВОВАННОЕ

    внимание, которое регулируется с помощью специальных средств, напр., жестов, указательных знаков, предметов и т.п
  • ВНИМАНИЕ, СВОБОДНО ПАРЯЩЕЕ

    одно из технических правил психоанализа, предполагающее такую психическую установку аналитика в процессе работы с пациентом, при которой он слушает больного без стремления что-либо выделить, отм