ВЕРА

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВЕРА

— полное принятие человеком каких-либо представлений о чем-либо.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ВЕРА
убежденность человека в чем-либо, не подкрепляемая убедительными логическими аргументами или фактами.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Вера
глубокая и твердая убежденность человека в правильности чего-либо, основанная не столько на аргументах и фактах, сколько на чувстве и интуиции. По этой причине, пользуясь только логикой, бывает трудно изменить веру человека.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Вера
признание чего-л. истинным, несомненным, без испытания, без поиска логических или фактических доказательств.
А если просто слаб, силенки нет, значит, веры нет: когда есть вера, есть и сила (А. Гончаров, Обрыв). Ср. доверие, уверенность, убежденность.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ВЕРА
особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком каких-либо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, которые могут выступать в дальнейшем основой его "Я", определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ВЕРА
отношение к событиям, теориям и даже вымыслам (мифы, сказки), когда они принимаются за достоверные без доказательств. На вере основана религия. В этом случае она обычно определяется как мировоззренческое и психологическое принятие основных положений религиозной системы, в той или иной степени противопоставленных неверию.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

ВЕРА
специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, когда их достоверность принимается без теоретических и практических доказательств. В. противоположна знанию. Психологически в ее основе лежит чувство, создающее иллюзию познания того, что создано воображением. В.— обязательный компонент религии. Исторически входит в грамматический корень слов уверенность и доверие, но не связана с ними по содержанию.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ВЕРА
глубокая, твердая убежденность человека в чем-либо, основанная не столько на известных ему фактах и аргументах, сколько на его чувствах и интуиции. Убеждения верующего человека трудно изменить, пользуясь только рациональной логикой доказательства их несостоятельности. Примеры В: религиозная В., В. в существование разного рода необычных явлений, В. в непогрешимость того или иного конкретного человека, В. в неизбежность судьбы и т. п. См. интуиция, оккультизм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Вера
лат. verus- истинный) - 1. уверенность в существовании чего-то в реальности, не имеющая, однако, твердых фактических доказательств, вытекающая из идеалов индивида, его представлений о должном. Например, вера в торжество справедливости, в силу разума; 2. изначальная теория о правдивости источника информации; например, индивид считает, что этот человек в силу своих личных качеств не лжет ни при каких обстоятельствах и ему следует всецело доверять; 3. убеждение в достоверности источника информации; например, индивид уверен в том, что некий человек в достаточной степени обоснованно сообщает именно то, что соответствует истине. Не рекомендуется смешивать с термином верование, имеющим отношение к религиозности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Вера
особый способ отношения человека к созданным идеальным образам (предметы, явления, события, идеи, понятия и пр.), при котором они воспринимаются без сомнения (некритично), как правомочные, истинные, реально существующие в действительности. В зависимости от характера и содержания идеальных образов различают религиозную В. и нерелигиозную. В. является необходимым элементом индивидуального и общественного сознания. Она играет значительную роль в различных видах человеческой деятельности, выступая как отражение потребностей и интересов личности. В. может определять суждения человека, мотивы его поступков, действий, правила и нормы поведения. Большую роль в формировании В. играет эмоционально-волевые качества личности.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ВЕРА
в психологии) (от лат. veritas – истина, verus – истинный) – особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком фактов внутреннего и внешнего существования, живого, истинного откровения; фиксируясь в идеях и образах, которые могут стимулировать и направлять последующие деяния человека. Поскольку человек постоянно сталкивается с разнообразными ситуациями, требующими от него принятия решения, а полной информацией он, как правило, не располагает, то это вынуждает его либо верить (доверять и вверяться) кому-л. или чему-л., либо сомневаться, не верить, отвергать предложенное или случившееся. Основные виды В.: религиозная, светская, духовная. Распространение религиозной В., сохранение права на В. на протяжении веков было объектом многих религиозных конфликтов. С религиозных позиций В. есть следствие непосредственно чувствуемого, переживаемого и осознаваемого разумом человека живого и истинного откровения. Такая В. не подвержена сомнениям, не требует доказательств. Объекты В. (представления, факты, явления природной, социальной и духовно-интеллектуальной действительности и т. п.) не даны субъекту чувственно (иначе они будут объектами знания), а предполагаются как вероятные, выступающие в форме возможности. Если возможность переходит в действительность, то В. переходит в уверенность (твердое знание, отсутствие сомнений).

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ВЕРА
духовное состояние, включающее интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты и выражающее отношение человека к действительности или воображаемым явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без теоретических и практических доказательств. Иметь В. – значит быть убежденным, уверенным в чем-либо: В. в успех, В. в порядочность своего друга, в светлое будущее своего народа и т. п. Религиозная В. – система взглядов, которых придерживается тот или иной человек (например, христианская, мусульманская, буддистская). Объектом религиозной В. выступают Бог, ангелы, потусторонний мир, бессмертие души, догматы. В области науки термином В. обозначают основанную на знании убежденность, уверенность в истинности тех или иных теорий, законов, принципов, положений. Теология считает человека неспособным к истинному миропониманию без опоры на веру, рассматривая ее как неотъемлемое свойство души, высшее проявление сознания, как дарованную Богом благодать, превосходящую по своей ценности разум. Такое направление в философской мысли, как фидеизм (от лат. вера), обосновывает необходимость религиозной веры наряду со знанием, ибо религия в отличие от науки дает ответы на вопросы духовной жизни человека, служит основой нравственности. В качестве широких социальных мотивов боевой активности выступает вера в справедливость, вера в командира, вера в собственные силы.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ВЕРА
от праславянского věra – «истинный, правдивый» – принятие чего-либо за истину с такой степенью убеждённости, которая не нуждается в подтверждении истинности принятого чувствами и разумом и которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. В этическом отношении В. необходимо понимать, как способность человека доверять, как моральную силу, которая предполагает душевную стойкость, т.е. вера – это основа доверия. В ситуациях прямой угрозы здоровью и жизни, в чрезвычайных и экстремальных обстоятельствах критерием веры может быть только чувство нравственной ценности другого человека, находящегося в тех же обстоятельствах. Поэтому, вера – это всегда риск. В. не опирается на знания, на объективные доказательства, ибо когда они есть, когда существует надёжная гарантия, тогда вера становится не настоящей, поскольку в ней пропадает важнейший атрибут: риск собственной личностью или жизнью. Вера людей в идеи являлась высшим испытанием их духовно-нравственных качеств в часы лихолетья и давала силы на свершение подвига. Кто знает, тот не способен по-настоящему отдаться вере. Вот почему И. Кант писал: «Я должен был ограничить знания (иллюзорного знания о якобы трансцендентных вещах), дабы дать место вере (в идеи и идеалы как направляющие пункты человеческих стремлений)». Именно вера в возможность и надёжность опоры на плечо товарища в жизненно опасных ситуациях является подлинным критерием истинно человеческих отношений.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ВЕРА
ВЕРА / FAITH духовное состояние, включающее интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты и выражающее отношение человека к действительности или воображаемым явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без теоретических и практических доказательств. В качестве субъекта В. могут выступать индивид, социальная группа и общество в целом. Объектом В. могут также являться отдельные субъекты, социальные группы, абстрактные категории, определенные идеи, теории. В. отражает не только объект, но и эмоциональное, когнитивное отношение к нему субъекта, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы. Иметь В.– значит быть убежденным, уверенным в чем-либо: В. в успех, В. в порядочность своего друга, в светлое будущее своего народа и т. п. Отличительной особенностью познания, реализующегося в В., является приверженность принципам диалогичности, согласно которым субъект веры активно соотносит самораскрывающийся объект В. с собой. В., по некоторым оценкам, является универсальным свойством человеческой психики и важнейшей составной частью мировоззрения, проникает во все элементы его жизни, что делает ее важнейшим ресурсом при осуществлении психологической помощи. В отечественной психологии В. наряду с надеждой и любовью расматривается как важнейшая составляющая внутреннего мира личности. В области науки термином В. обозначают основанную на знании убежденность, уверенность в истинности тех или иных теорий, законов, принципов, положений, в том числе в силу научной мысли, в технический прогресс.
Вера религиозная / Вера рэлігійная / Religious faith– система взглядов, которых придерживается тот или иной последователь той или иной конфессии (например, христианская, мусульманская, буддистская В.). Объектом религиозной В. выступают Бог, ангелы, потусторонний мир, бессмертие души, догматы. Ее особенность– В. в реальность и субстанциональность сверхъестественного; предмет В. религиозного индивида объективируется, сверхъестественные силы приобретают ту же реальность и объективность, что и другие материальные объекты. Теология считает человека неспособным к истинному миропониманию без опоры на В., рассматривая ее как неотъемлемое свойство души, высшее проявление сознания, как дарованную Богом благодать, превосходящую по своей ценности разум. Такое направление в философской мысли, как фидеизм (философское учение, утверждающее главенство В. над разумом и основывающееся на простом убеждении в истинах откровения), обосновывает необходимость религиозной В. наряду со знанием, ибо религия, в отличие от науки, дает ответы на вопросы духовной жизни человека, служит основой нравственности. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ВЕРА
в психических актах, специфическое психосостояние индивида, свидетельствующее о полном-фетишном принятии человеком каких-либо явлений, событий. фактов, референций и тех убеждений, аргументов, которые ему могут быть навязаны каким-нибудь другим социоиндивидом и оказывать влияние на его социоустановки, трансформацию психологических актов, менталитет; под В. можно понимать признание каких-нибудь концептов истинными, достоверными, не требующими дискурслогических доказательств, но это отнюдь не означает, что те истины, которые относятся к самой В. не должны быть подвергнуты проверкам, верификациям, ассерторическим-аподиктическим выводам; детерминация веры напрямую зависит от автономного психоакта, который не дефиницируется, иногда, верифицируемыми аргументациями; конструкты В. всегда являются результатом предварительных функций самого сознания и подсознания, которые конституируют-создают образное представление индивида о мире, действительности и о месте самого индивида в бытии, событиях онтологии; конструирование-тектонизация определенных моделей самого онтоса-мира — это мультифункциональная динамика сознания субъекта-индивида, базирующаяся на механизмах продуцирующих гностические акты, акты прогнозирования, предвосхищения, акты, связанные с поли-рационализацией самим сознанием предметов бытия; таким образом, В. константно коррелируется-сочетается с объектами онтологии, с рациональным менталитетом, теоретическо-практическим познанием индивида, с его нормативно-рациональной рефлексией и самогностицированием, к примеру, кинетико-поведенческих реакций других людей, их модусов мышления; заметим, что если предметом веры выступает какой-либо феномен наличной реальности и, изучающий-эпистемоизирующий этот феномен субъект, устанавливает-обнаруживает, подтверждаемые самим опытом верификации-доказательства, достоверности-истинности самого феномена или же объекта в бытии, а сам феномен почти адекватоизируется с его концепциями, установками, то здесь и может иметь место морфологизация-образование самой В.; другое дело, когда индивид не в силах постичь своим разумом, рефлексивными актами, не поддающийся рациональной экспликации тот или иной предмет и не вникая, не погружаясь в логико-познавательную экспликацию отдает предпочтение ирреальному пониманию-осмыслению самого предмета, явления, объекта; все это часто приводит к тем ложным, алогическим концептуальностям, которые сопутствуют неверному-эквивокационному осмыслению-герменевтизации самих фактов, деталей, элементов, явлений, имеющих непосредственное отношение либо к объектам, либо к другим индивидам и их этико-идеологическим установкам, которые последние в качестве В. пытаются трансмутировать-привить к менталитету другого индивида; В. сопутствует тотальная, порой, связь субъекта и объекта, субъекта-индивида с другими субъектами-коммуникантами и чем она сильнее-интенсивнее, тем быстрее устанавливается приемлемо-коммуникативные отношения между самими социоиндивидами; религиозная В. фундаментируется на проблемах бессмертия души, автономной свободы, на вопросах, связанных со свободой воли, существованием бога, она имплицируется с человеческим духом, его когеренциями-связями с религиозными воззрениями, религиозными фетишами-предписаниями.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ВЕРА
1. Особое состояние человеческой психики, состоящее в полном и безоговорочном принятии некоих сведений, текстов, явлений, событии или собственных представлений и умозаключений, кои в дальнейшем могут выступать основой его Я, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. 2. "Признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями" (Вл. Соловьев). С позиций материализма, вера всегда выступает как результат предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира. Построение непротиворечивой, все объясняющей картины мира (-> образ мира) -это работа сознания субъекта, опирающегося на механизмы познания, предвосхищения (-> антиципация), атрибуции каузальной, вытеснения, рационализации, замещения и пр. Чем пытливее ум человека, тем сложнее его умопостроения, тем меньше у него оснований для слепой веры. Если же "вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретического познания и ясного сознания вообще". Вера всегда связана с предметом, содержательно им определяется и бесконечно многообразна в проявлениях. Так, если предметом веры выступают явления внешней действительности и изучающий их субъект предоставляет подтверждаемые опытом доказательства истинности своих результатов, то здесь имеется убежденность или вера в свою правоту. Иное содержание имеет вера в случае, когда человек не способен охватить разумом чрезмерно сложный или не поддающийся рациональному объяснению объект. Тогда он либо так или иначе отказывается от познания, включая механизмы вытеснения, замещения или рационализации, либо упрощает и редуцирует объект, предпочитая иррациональную веру без всяких доказательств. Основания такой веры лежат глубже знания и мышления. Она по отношению к ним выступает как факт первоначальный и потому сильнее их. Например, применительно основ нашего бытия вера - это более или менее прямое или косвенное, простое или усложненное представление в сознании досознательной связи субъекта с объектом. Чем проще, всеохватнее и неизбежнее эта связь, тем сильнее соответственная ей вера. Так, всего сильнее вера в реальность внешнего мира, ибо она лишь отражает в сознании тот исходный, простой и неустранимый факт, что каждый человек - часть всемирного целого, часть общего бытия. Близкое отношение к предмету свойственно религиозной вере, объектом коей выступают вопросы бессмертия души, свободы воли, существования божества, множественности его проявлений и пр. Будучи связана с поисками человеческого духа, религиозная вера не зависит прямо от таких простых и безусловных оснований, как реальность физического бытия человека в физическом мире. Потому особым предметом веры выступают не только процессы духовного бытия, но и сами объекты и постулаты религиозной веры. Свобода вероисповедания как раз заключается в том, что человек включает в свой образ мира существование внематериального мира, а также в отсутствии преследования за исповедание веры.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
452.13 кб

Сопоставительный анализ слов-концептов «Мнение», «Знание», «Вера»: психосемантический подход

Гибатова Г. Ф., Нурлыгаянов И. Н.
В статье сделана попытка психосемантического исследования содержания слов-концептов «знание», «мнение», «вера». Сконструирован авторский вариант техники семантического дифференциала для изучения психологического значения терминов.
Читать PDF
296.24 кб

Самосознание и вера: влияние традиционных и нетрадиционных конфессий на личность современной молодеж

Храмова Ксения Вячеславовна, Азаматов Дамир Мустафиевич
Цель: обобщение результатов проведенного эмпирического исследования особенностей самосознания верующей молодежи республики Башкортостан.
Читать PDF
499.07 кб

Вера как общепсихологический феномен сознания человека

Братусь Борис Сергеевич, Инина Наталия Владимировна
В статье дается теоретическое обоснование рассмотрения веры как обще-психологического явления, необходимого компонента любой сложно организованной человеческой деятельности.
Читать PDF
149.33 кб

Чикер вера Александровна (караштина)

Читать PDF
186.88 кб

Буддизм и вера во Вьетнаме

Чан Тхи Ким Оань
Читать PDF
108.07 кб

2004. 01. 061. Кхильнани С. Вера Неру. Khilnani S. Nehru's faith // Econ. And polit. Weekly. - Bomba

Фурсов К. А.
Читать PDF
320.27 кб

Вера Бокова. Солнце и солнечные эмблемы

Э.Ж.
Читать PDF
305.69 кб

Вера Бокова. Крест

Э.Ж.
Читать PDF
897.69 кб

Судьба, надежда, вера и любовь. Парадоксы и ироничные высказывания

Малышев М.А.
Читать PDF
577.15 кб

Домашняя среда и вера в справедливый мир

Нартова-Бочавер Софья Кимовна
Изучалась связь между дружественностью домашней среды и верой в справедливый мир. Выборку составили 404 респондента (средний возраст 20,3 года; 91 человек мужского пола).
Читать PDF
256.19 кб

Концепт «Вера» в античной философии и библейском дискурсе

Гоголюк Ю. Е.
В данном исследовании дана попытка проследить развитие концепта «вера» в его исторической последовательности.
Читать PDF
139.15 кб

Вера - регулятор поведения и деятельности человека

Горохова В. В.
Анализируя основные этические категории, необходимо выделить одну из важнейших это категория веры, которая наряду с другими является актуальным предметом исследования в области воспитания молодого поколения.
Читать PDF
335.88 кб

Традиционная вера в культуре современных абхазов

Хотко Бэлла Станиславовна
Статья посвящена изучению традиционных абхазских верований в единого бога Анцва.
Читать PDF
145.03 кб

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА ЕВТУШЕНКО (к 55-летию со дня рождения)

Читать PDF
65.76 кб

Вера Николаевна павлова (1912-1994)

Похожие термины:

  • АЧКАСОВА ВЕРА АЛЕКСЕЕВНА

    доктор политических наук, профессор. В 2002 г. в Санкт-Петербурге защитила докторскую диссертацию по теме: «Региональные политические конфликты: российский контекст».
  • ЛАБУНСКАЯ Вера Александровна

    (р. 1947)-психолог, специалист в области социальной психологии. Основные темы исследований: коммуникативная компетентность, невербальные средства общения. Соч.:Невербальное поведение (социально-пер
  • Вера в Бога

    отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом людям. Может сочетаться с любовью к ближнему, благожелательностью, альтруизмом, само
  • Вера в справедливый мир

    Автор. М.Лернер. Категория. Феномен социальных установок. Специфика. Большинство людей безотчетно считают, что окружающий мир имеет в себе внутреннее свойство справедливости. Добро и зло должны бы
  • ОСИПОВА Вера Николаевна

    (1876-1954) — российский психолог, психофизиолог, ученица В.М. Бехтерева. Д-р медицинских наук (1914), д-р педагогических наук (1936). В 1895 г. поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, а в 1897 г. в Женский мед
  • Основная вера

    Первая стадия в психологической теории Эрика Эриксона. Если в первый год детства младенец получает достаточно родительской любви и ласки, у него формируется вера и уверенность — как в людях, кото
  • ТРЕТЬЯКОВА ВЕРА СТЕПАНОВНА

    доктор филологических наук, профессор. В 2003 г. в Екатеринбурге защитила докторскую диссертацию по теме: Речевой конфликт и гармонизация общения».
  • Вера угольщика

    простодушная вера в Бога. Искушая угольщика, дьявол спросил его: «Во что ты веришь?» Тот ответил: «Я верю в то, во что верит Святая Церковь». «А во что верит Святая Церковь?» – спросил дьявол. Юна вери
  • АБРАМЕНКОВА ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА

    (р. 1949)-психолог, специалист в области детской, возрастной и социальной психологии. Основная тема исследований-социальная психология детства. Соч.:Сорадование и сострадание в детской картине мира.
  • вера в колдовство

    [witch belief) Система убеждений или взглядов на мир, по которой болезнь или другое несчастье приписывается психическим действиям других людей. См. также: колдовство; мировоззрение.
  • ВЕРА В СЕБЯ

    (ВЕРА В СВОИ СПОСОБНОСТИ) термин А. Бандуры, обозначающий чувство человека, подсказывающее ему, что он способен иметь дело с определенными проблемами, которые ставит перед ним жизнь, и успешно с ним