СИМВОЛ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СИМВОЛ
см. Кассирер Э., Психология искусства, Флоренский П. А.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Символы
слова, звуки и действия, выражающие конкретное содержание значения.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

СИМВОЛ
греч. symbolon - условный знак) - образ чего-либо, имеющий определенное сходство с обозначаемым объектом.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Символ
греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – 1. самое общее значение – все то, что что-либо представляет, означает или на что-то указывает; 2. в теории Ж.Пиаже – внутреннее, личное представление. Знаки в этой теории рассматриваются как произвольные, но одинаково понимаемые всеми людьми, а символы – как продуцируемые отдельным индивидом (символическое мышление пациентов, заметим, использует оба варианта представления символов); 3. действие, событие, устройство или высказывание, которые обозначают некие идеи или принципы; 4. в психоанализе – явление сознания, за которым скрывается некая бессознательная тенденция; например, это навязчивость или физический симптом, которые маскируют неосознаваемые конфликты и являются индивидуальными символами. Универсальные символы характеризуют сновидения, мифологию и фольклор. Их объясняют «единообразованием фундаментальных и вечных интересов человечества» и единообразованием человеческой способности видеть сходство между различными объектами; 5. в строгих науках (логике, математике и др.) – то же, что знак; 6. в искусстве – характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некоей художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СИМВОЛ
1. В общем случае С.-это нечто такое, что представляет или указывает на что-то другое, т. е. является его С. 2. В лингвистике-любая языковая форма (чаще всего отдельное слово), которая может быть использована для представления вещи, события, человека и т. п. 3. В математике и других естественных науках-специальный, используемый в них знак, обозначающий какое-либо понятие или явление. 4. Действие, событие, устройство, высказывание, что-либо иное, предназначенное для представления идей или принципов, лежащих за ними. 5. В теории Ж. Пиаже-внутренняя, индивидуальная, эндогенная репрезентация чего-либо. 6. В психоаналитической теории-нечто, представляющее в сознании человека содержание бессознательного. Это может быть сознательный образ или идея, представляющие подавленное желание; действие или поведение, которое является представительным по отношению к некоторому бессознательному содержанию; любой объект, который вследствии его некоторого сходства с бессознательными потребностями человека может представлять эти потребности. 7. В аналитической психологии (личности) К. Юнга с понятием С. связываются две вещи: то, в чем воплощаются архетипы; то, с помощью чего реализуется фрустрированный инстинктивный импульс. С., по Юнгу, отвлекает энергию фрустрированного импульса на себя и тем самым способствует частичной разрядке связанного с ним напряжения. 8. Процесс, в который вовлекаются действия, связанные с С. Этот процесс также описывается термином сублимация. См. аналитическая психология (личности) К. Юнга, архетип, бессознательное, знак, психоанализ, сигнал, сублимация, фрустрация, эндогенный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СИМВОЛ
устойчивый смысловой образ, который выражает какую-л. идею.
Термин С. букв. переводится как "смешанные в кучу". В Древней Греции С. называли осколки изразцовой плитки, которые давали друзьям или родственникам, чтобы после долгой разлуки можно было узнать друг друга, соединив эти осколки. Иногда так использовались половинки монеты.
Сходное значение С. сохраняют отчасти и сегодня. Они объединяют людей с общими ценностями, выявляют их культурные и иные предпочтения. С. бывают изобразительными или словесными. Напр., главный С. христианства - крест, современный С. мира - голубь П. Пикассо, связанный с традиционным голубем христианских легенд, прилетевшим к Ною на гору Арарат после Всемирного Потопа. Кремль является С. российской государственной власти. В США эту роль выполняет Белый Дом, резиденция президентов. Лувр - символ французской культуры. Все сильные товарные знаки являются С., символизируют соответствующие бренды: "Coca-Cola", "BMW", "IBM". Причем это - уже словесные С.
Отдельно рассматривают символические значения слов и выражений. Так, знаменитое русское слово "из трех букв" означало в праславянском языке "сучок на дереве" (однокоренное со словом "хвоя"): в древних цивилизациях с помощью этого предмета осуществляли обряд дефлорации, превращавший девушек в женщин, повышающий их социальную роль. Символический смысл часто передают фразеологизмы, напр., балясы точить означает "обтачивать деревяшки определенной формы" (монотонная и легкая работа, позволяющая вести длинные разговоры). В качестве С. могут выступать и звуковые комплексы: "мяу", "гав-гав", "хрю-хрю". С. называют также буквы и специальные значки для письма, типа "собаки" в Интернет.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

СИМВОЛ

En.: Symbol
Символ - это условное выражение чего-либо. Символический образ может занимать первостепенное место в терапии, если Он обращен к наиболее глубоким слоям «Я», по ту сторону словесного обозначения.
1. Символический образ - не просто отражение психической деятельности, он является носителем, материалом, с помощью которого совершается работа. Эриксон приводит в пример молодую женщину, которая во время гипноза видела себя плавающей под водой. Она видит пустые раковины. Некоторые из них напоминают драгоценные камни, она выбрасывает их на поверхность и т. д. Согласно Эриксону, здесь мы имеем дело с первой психотерапевтической попыткой, позволяющей затронуть эмоциональный материал. Ее сознательная часть пока не знает, что процесс выздоровления начался. Языки пламени, обычные камни, драгоценные камни, раковины - все это средства, чтобы выразить процесс изменения. Процесс созревания можно описать на тысячу ладов, используя язык каждого пациента... В процессе терапии мы можем усиливать значение этого опыта, разговаривая с пациентом, даже если точно не знаем, на что обращены его мысли (Erickson & Rossi, 1979).
Эта интерпретация близка к концепции Юнга (1956), для которого символ является наилучшим выразителем чего-то, что находится еще только на пути к осознанию (Erickson & Rossi, 1979).
2. Терапевт и сам пользуется символическим языком или словами, имеющими символический резонанс. Во время сеанса гипноза, говоря с пациенткой (арфисткой), у которой он предполагал сексуальную проблематику, Эриксон использует в своей речи символические сексуальные созвучия. Бессознательное пациентки может использовать этот материал для совершения психологической работы или отвергнуть его (Erickson & Rossi, 1979).
3. Гипнотический способ функционирования активизирует психические структуры, которые принято связывать с правым полушарием (см.: полушария). «В трансе мои пациенты понимают значение снов, символов и других выражений бессознательного» (Rosen, 1982/1986).

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

СИМВОЛ
образ, являющийся представителем других - обычно весьма многообразных - образов, содержаний и отношений. Понятие символа родственно понятию знака, но их следует различать. Для знака, особенно в системах формально-логических, многозначность - явление негативное: чем однозначнее понимается знак, тем конструктивнее его можно использовать. Символ же чем более многозначен, тем более содержателен. Символ - одна из важнейших категорий искусства, философии и психологии.
В психологии общей категория символа подробно разрабатывалась в психоанализе и интеракционизме. Для ортодоксального психоанализа характерна интерпретация символов как бессознательных, преимущественно сексуального происхождения образов, обусловливающих структуру и функционирование процессов психических. Психоаналитики предложили интерпретацию ряда символов, встречающихся в сновидениях.
Позднее в психоанализе центр тяжести был перенесен на анализ и интерпретацию символов социального и исторического происхождения. Так, в психологии глубинной было выделено бессознательное коллективное как отражение опыта предыдущих поколений, воплощенное в архетипах - общечеловеческих первообразах. Архетипы недоступны непосредственному наблюдению и раскрываются лишь косвенно - через их проекцию на внешние объекты, что проявляется в общечеловеческой символике - мифах, верованиях, сновидениях, произведениях искусства. Была предложена интерпретация ряда символов - воплощений архетипов: мать-земля, герой, мудрый старец и пр.
С позиций материализма, признается важная роль символов для функционирования психики, но отвергается их индетерминистская, идеалистическая трактовка, предлагаемая, в частности, в психоанализе и интеракционизме. Не игнорируя факты, изучаемые этими направлениями, отечественная психология не принимала их интерпретации символов как явлений, оторванных от структуры реальных социально-экономических отношений, существующих в обществе. Подлинный анализ системы символов возможен лишь тогда, когда показано их происхождение из системы социальной, а в конечном счете - через ряд опосредующих звеньев - из системы материальной, производственной деятельности.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СИМВОЛ
это образ-знак-код-индекс, кот. явл. парадигмой других, как максима, мультиобразных-мультимодификационных образов, эйдетикомоделей, контекстов, содержаний, отношений, когеренций, обозначений, указателей, мультиденотатов; в иссл., связанных с классическим психоанализом, изучение-интерпретация-исследования С. происходит в русле-навигации бессознательных процессов, кот. имеют непосредственное отношение к тектонизации-конституированию сексуально-эйдетических моделей, интимно-сексуальных образов, детерминирующих функциональные психомодели-психоструктуры процессов субъекта, а Юнг, в своей глубинной психологии интерпретировал-символизировал феномены коллективного бессознательного, как интерпретацию-модификацию-отражение опыта предыдущих поколений, метаболизированного-инкарнированного в символах архетипов — целостно-индивидуальных прообразах-первообразах; символические архетипы, по мнению Юнга, не столь доступны непосредственному наблюдению, экспериментально-апостериорно-интроспективным методам-модусам и они, согласно его концепциям, могут расшифровываться-репродуцироваться-раскрываться лишь в косвенном порядке, путем их мультипроекций на экстерообъекты, социум, других субъектов, что и проявляется в общеонтологическо-общечеловеческих мультисимволиках, та-ких как мифы, легенды, ритуалы, верования, традиции, обряды, сновидения, произведения искусства; многими иссл. продуцировалась интерпретация С., как символико-инкарнация архетипов — Мать-Земля, герой, обетованный террариум, отец Вселенной, мудро-эмпирический старец, прагматично-рациональный знаток и т.п., все эти экспликации-трактовки-герменевтизации, имеющие место в психоанализе, неопсихоанализе, по существу, имеют интерпретационно-мифосагическую интенцию, но представляет интерес для экспериментально-эмпирических иссл., коррелируемых-синтезируемых с проблема ми этнографии, культурологии, философии, психологии искусства, психофизиологии, этнопсихологии, нейрофизиологии, психотерапии; согласно нашим концепциям, символы-мультисимволы имеют базально-радикально-эмпирическую роль для интерпретации-герменевтизации психофункций, психофеноменов, психопроцессов субъекта в контексте-модели его поведенческих мультиреакций-мультипаттернов с опорой на фундирующе-релевантные объективно-детерминистические диспозиции-ориентации-модификации и с ориентацией-индексацией на игнорирование тех фактов-феноменов, кот. иррационализированы-трансцендентны и не могут подтверждаться эмпирическо-праксиологическо-научными верификациями-дискурсдоказательствами-дискурсаргументациями; мультисимволы могут, в зависимости от онтологическо-социально-научно-эмпирическо-культурологическо-экспериментальных задач-целей, денотатироваться-таксироваться, как полизначно-зашифрованные знаки, кот. необходимо раскодировать-расшифровать с целью рациональной апробации-использования-применения в практическо-конкретно-наличной реальности, самих мультисимволов.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

СИМВОЛ
1. Наиболее общее значение – все, что представляет, означает или указывает на что-либо еще. Согласно философу Чарльзу Пирзу, "символ – это знак, который является знаком просто, или преимущественно, на основании того факта, что он используется и понимается таким образом". Во всех приведенных ниже способах употребления можно увидеть это представление о символе, как о произвольном соглашении. 2. В лингвистике – любая языковая форма (обычно рассматривается слово), которая может использоваться для того, чтобы представить предмет, событие, человека и т.д. Слово "яблоко" является символом реального яблока. 3. В математике и (символической) логике – признак или знак (особенно в значении 5 этого термина), который используется для того, чтобы представить операцию; например, X – символ суммирования. Обратите внимание на интересную связь между этим значением и значением 2. Хотя оба определенно относятся к предметам, которые являются символическими, 2 обозначает идею выражения предметов в словах, а 3 обозначает преобразование слов в "символы", особенно математические и логические. 4. Действие, событие, устройство или высказывание (особенно устный лозунг), которые предназначены для того, чтобы обозначать идеи или принципы, выходящие за пределы этих определенных действий, результатов, устройств или высказываний. Ср. с термином знак (1), который используется, когда значение ограничено только предметом. Например, огонь как знак того, что что-то горит, по сравнению с огнем – символом жизни. 5. В подходе Пиаже – внутреннее, личное представление. Здесь этот термин явно отличается от знака (особенно в значениях 1 и 2 этого термина). Это различие заключается в том, что сторонники Пиаже рассматривают знаки как произвольные, разделяемые всем обществом представления, в то время как символы понимаются как внутренне продуцируемые индивидом. В психоаналитической теории встречается несколько вариаций этого термина. Все они определяются понятием символа как бессознательного предки представления маскирующего или искажающего представляемый им предмет таким образом, что то, что воспринимается сознательно, является неправильным отражением "реального" значения. 6. Осознаваемый образ или идея, которая представляет некоторое более глубокое, вытесненное желание или импульс. Это значение обычно подразумевается в литературе, посвященной сим волам сновидений. 7. Действие или поведение, представляющее какое-то бессознательное желание или импульс. Классический пример – так называемые "фрейдистские ошибки" (см. парапраксис). 8. Любой объект, который из-за некоторого воспринимаемого подобия с бессознательными потребностями человека представляет эти потребности и считается символом его глубинных конфликтов. Например, башня интерпретируется как фаллический символ. 9. Любой эмоциональный симптом, такой как нервозность или тревога, который может интерпретироваться как представление глубоко вытесненного конфликта.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

СИМВОЛ
образ, наделенный знаковостью и смыслом, имеющий отношение к чему-то другому и являющийся его представителем.
   В психоанализе понятие символа используется, как правило, при рассмотрении сновидений и симптомов психических заболеваний. З. Фрейд обратился к этому понятию в работе «Толкование сновидений» (1900), где им была рассмотрена сновидческая символика. Для основателя психоанализа символ – это прежде всего элемент сновидения. Кроме того, он считал, что невротические симптомы являются не чем иным, как «символами воспоминаний об известных (травматических) переживаниях». Именно такое понимания связи между невротическими симптомами и символами было высказано им в работе «О психоанализе» (1910), в которой также обращалось внимание на то, что украшающие города памятники и монументы «представляют собой такие же символы воспоминаний».
   З. Фрейд исходил из того, что сущностью символического отношения является сравнение, хотя и не любое. С одной стороны, не все то, с чем можно сравнить какой-либо процесс или предмет, выступает в сновидении как символ. С другой стороны, «сновидение выражает в символах не все, а только определенные элементы скрытых мыслей сновидения». Пока понятие символа строго не определено, оно сливается с замещением, изображением, то есть приближается к намеку. Удивительным, с точки зрения основателя психоанализа, представляется то, что, если символ и является сравнением, то оно не обнаруживается при помощи ассоциации и сновидящий пользуется им, ничего не зная о нем.
   Ссылаясь на различные источники, в частности на статью Л. Леви «Сексуальная символика Библии и Талмуда» (1914), З. Фрейд обратил внимание на распространенность сексуальных символов в жизни человека. В сновидениях эти символы используются почти исключительно для выражения сексуальных объектов и отношений. Речь идет о бессознательных знаниях, о логических отношениях, отношениях сравнения между различными объектами, где одно может замещаться другим. По мнению З. Фрейда, «эти сравнения не возникают каждый раз заново, они уже заложены готовыми, завершены раз и навсегда; это вытекает из их сходства у различных лиц, сходства даже, по-видимому, несмотря на различие языков».
   Сконцентрировав свое внимание на сексуальной символике, З. Фрейд не углублялся в концептуальное рассмотрение природы символов. Последующие психоаналитики не обошли стороной проблему понимания символа как такового. Так, Э. Фромм (1900–1980) попытался ответить на вопрос, что такое символ. В работе «Забытый язык» (1951) он подчеркнул, что хотя определение символа как чего-то, являющегося обозначением другого, оказывается не очень удачным, тем не менее оно приемлемо, если речь идет о символах, связанных со зрительными, слуховыми, обонятельными ощущениями, обозначающими «нечто», выражающее внутреннее состояние человека, его чувства и мысли. Такой символ – это нечто, находящееся вне нас и символизирующее нечто внутри нас. «Язык символов – это язык, в котором внешний мир есть символ внутреннего мира, символ души и разума».
   Но в чем заключается специфическая взаимосвязь между символом и тем, что он символизирует? Отвечая на этот вопрос, Э. Фромм выделил три типа символов: условные, случайные и универсальные. Только последние два типа содержат в себе элементы языка символов. Условные символы – наиболее известные и используемые человеком в повседневном языке. К ним относятся слова и образы. Так, флаг может быть знаком какой-то страны, но особый цвет флага не связан с самой страной и лишь условно принято считать, что цвета служат обозначением определенной страны. Случайные символы – являющиеся противоположностью условным символам, хотя между ними есть нечто общее – отсутствие внутренней связи между символом и тем, что он символизирует. Так, если с человеком произошла какая-то неприятность в определенном месте, то впоследствии он может испытывать неприятные переживания при упоминании этого места. Личный опыт человека превращает данное место в символ его настроения. Здесь связь между символом и символизируемым переживанием случайна. Однако в отличие от условных символов случайные символы не могут быть одним и тем же для разных людей, поскольку связь между событием и символом устанавливается самим человеком. Универсальные символы – такие символы, в которых между символом и тем, что он обозначает, существует внутренняя связь. Для них характерна связь между душевным и физическим переживанием. Некоторые физические явления, например огонь или вода, по своей природе вызывают определенные чувства и мысли, и человек выражает свои эмоциональные переживания на языке физических состояний, то есть символически.
   По мнению Э. Фромма, «универсальные символы – единственный тип символов, в которых связь между символом и тем, что он символизирует, не случайна, а внутренне присуща самому символу». Эта связь воспринимается всеми людьми одинаково, что отличает данные символы не только от случайных, но и от условных, сфера распространения которой ограничена группой людей. В основе универсальных символов лежат свойства человеческого тела, ощущений и разума, характерные для каждого человека. Язык этих символов – единственный общий язык, созданный человечеством, но забытый современными людьми.
   О всеобщем характере универсальных символов свидетельствует тот факт, что на языке этих символов создаются мифы и сновидения во всех культурах, от первобытных до высокоразвитых. Используемые в различных культурах данные символы обнаруживают поразительное сходство. Однако, как замечал Э. Фромм, значение некоторых символов может различаться в соответствии с их различной значимостью в разных культурах и, следовательно, можно говорить о диалектах всеобщего языка символов, определяемых условиями жизни. Кроме того, многие символы имеют не одно значение: огонь может символически выражать как ощущение радости, так и чувство страха; вода может быть и символом покоя, умиротворения, и символом ужаса, хаоса.
   Язык универсальных символов труден для понимания, поскольку люди забыли его прежде, чем он стал всеобщим языком. Но понимание этого языка важно для каждого, кто хочет глубже познать себя. Исходя из этого, Э. Фромм считал, что «пониманию языка символов нужно учить в школах и колледжах точно так же, как там изучают другие иностранные языки».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

СИМВОЛ
(Symbol). Теоретический разрыв Юнга с Фрейдом был частично связан с вопросом, что понимать под «символом»: само понятие, его намерение или же цель и содержание. Юнг объясняет концептуальное различие следующим образом: «Те сознательные содержания, которые дают нам ключ к бессознательной сфере, неправомерно названы Фрейдом символами. Они не являются подлинными символами уже постольку, поскольку, согласно его теории, просто выполняют роль знаков или симптомов сублиминальных процессов. Настоящий символ существенно отличается от этого и должен быть понят как интуитивная идея, которую нельзя сформулировать какимлибо иным более адекватным образом» (Собр. соч. Т. 15. Парагр. 105). Еще раньше, давая определение С., он писал: «Символ всегда предполагает, что выбранное выражение является наилучшим возможным описанием или формулировкой относительно неизвестного факта, который тем не менее известен как существующий или который постулируется существующим» (Собр. соч. Т. 6. Парагр. 814). В другом месте, правда уже без ссылки на Фрейда, Юнг трактует С. как вызывающе утонченный, являющийся чем-то большим, нежели «простым» выражением подавленной сексуальности или любого другого безусловного содержания. Рассуждая о предметах искусства, по самой своей природе открыто символичных, он говорит: «Их творчески насыщенный язык всегласно заявляет, что в них скрыто больше, чем говорится. Мы можем тотчас же, что называется, указать пальцем на символ, даже и тогда, когда не можем, к вящему удовольствию, с полной убедительностью разгадать его смысл. Символ остается вечным вызовом нашим мыслям и чувствам. Возможно, этим объясняется столь стимулирующий характер символической работы, почему она захватывает нас столь интенсивно, а также и то, почему она так редко доставляет нам чисто эстетическое наслаждение» (Собр. соч. Т. 15. Парагр. 119). Концептуальные баталии вокруг проблемы символизации с разрывом Юнга и Фрейда отнюдь не завершились; они продолжились (и продолжаются) уже в рамках самой аналитической психологии. Сама дисциплина, как целое, демонстрирует широкий спектр теоретического и практического понимания символической концептуализации, цели и содержания С. И тем не менее, даже в тех случаях, когда кто-то склонен к буквальной интерпретации господствующего образа или стремится увидеть сам символизм как проявление сексуальности, даже тут обнаруживаются широта и многообразие смысла, созвучные с юнговским определением, обеспечивающим несмешивание самого С. с его содержанием и тем самым предполагающим, что С. имеет интеллектуальную, объяснительную и аллегорическую функцию в большей степени, чем выполняет психологически посредническую и промежуточную роль. Что касается конечного замысла С., то Юнг рассматривал его в виде целей, которые хотя и действуют некоторым определенным образом, но довольно трудно выражаются словами. С. выражают себя в аналогиях. Символический процесс есть опыт в образах и образов. Его развитие соответствует закону энантиодромии (т.е. согласуется с принципом, согласно которому некоторая данная позиция в конечном итоге смещается в направлении своей противоположности. (См. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ) и свидетельствует о компенсации работы как таковой (т.е. сама установка сознания уравновешивается движением, происходящим в бессознательном). «Из деятельности бессознательного возникает теперь новое содержание, в равной мере образованное тезисом и антитезисом и находящееся в компенсаторном отношении к обоим. Это образует в результате усредненную точку зрения, общую позицию, на которой могут быть объединены противоположности» (Собр. сон. Т. 6. Парагр. 825). Символический процесс начинается с ощущения человеком некоего тупика, «зависания», силы, препятствующей ему в достижении его целей, а заканчивается просветлением, видением, что называется, «сквозь», позволяющими ему двигаться дальше новым, измененным курсом. То, что объединяет противоположности, содержит качество обеих сторон и может быть легко обсуждено как с одной, так и с другой стороны. Но, занимая ту или иную позицию, мы тем самым тотчас же утверждаем существование противостояния. И С. здесь оказывает помощь, поскольку он помимо всякой логики подводит итог самой психологической ситуации. Его природа парадоксальна, а сам он представляет третий фактор или состояние, которое не существует в логике, но обеспечивает перспективу, посредством которой может быть осуществлен синтез противоположных элементов. Столкнувшись с подобной перспективой, Эго оказывается свободным осуществлять рефлексию и делать выбор. С. поэтому не является ни альтернативной точкой зрения, ни компенсацией. Он привлекает наше внимание к другой позиции, которая, будучи понята надлежащим образом, добавляется к уже существующей личности, а также служит разрешению конфликта (см. ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ ФУНКЦИЯ). За этим следует, что, хотя, вне всякого сомнения, существуют С. всеобщности, они оказываются явлениями другого порядка. Возможно, что все С. до известной степени становятся символами всеобщности (см. САМОСТЬ). С. представляет собой чарующие, живописные выражения (см. НУМИНОЗ; ВИДЕНИЯ). По своей сути это неотчетливые, метафорические и загадочные портретные зарисовки психической реальности. Само содержание, т. е. смысл С., оказывается далеко не ясным; напротив, оно выражено уникальным и индивидуальным языком, использующим одновременно и универсальный язык образов. По признаку воздействия на нас (т. е. бросать тень, приводить в связь) их можно опознать как аспекты тех образов^ которые контролируют, направляют наше поведение и придают смысл нашей жизни. Поэтому их источник, может быть прослежен вплоть до самих архетипов, которые с помощью С. находят более полное выражение (см. АРХЕТИП). С. есть бессознательная выдумка, своего рода изобретение в ответ на появление сознательной проблемы. Отсюда аналитические психологи часто говорят об «объединяющих символах», которые сводят воедино разрозненные психические элементы; о «живых символах», которые сплетены с ситуацией, осознаваемой индивидом; и о «символах всеобщности», имеющих отношение к реализации самости (см. МАНДАЛА). С. не являются аллегорией, поскольку в этом случае они могли бы быть уже чем-то знакомым, но они оказываются выражением чего-то напряженно переживаемого, живого (можно сказать, «волнующего») в самой душе. Хотя и общепринято, что символические содержания, возникающие в анализе одних пациентов, имеют сходство с символами других пациентов, сам вопрос заключается не в этом. Регулярные и повторяющиеся психические образы могут быть представлены разнообразными и многочисленными образами и С. Отдельно от клинического использования С. можно подробно интерпретировать в историческом, культурном или обобщенно-психологическом контексте. См. АЛХИМИЯ; АМПЛИФИКАЦИЯ; ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА; ИНТЕРПРЕТАЦИЯ; МИФ.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

СИМВОЛ
Symbol) - наилучшее из возможных выражение или изображение чего-либо неизвестного. Понятие символа следует отличать от понятия знака.
"Каждый психический продукт, поскольку он является в данный момент наилучшим выражением для еще неизвестного или сравнительно известного факта, может быть воспринят как символ, поскольку есть склонность принять, что это выражение стремится обозначить и то, что мы лишь предчувствуем, но чего мы ясно еще не знаем. Поскольку всякая научная теория заключает в себе гипотезу, т. е. предвосхищающее обозначение, по существу, еще неизвестного обстоятельства, она является символом. Далее, каждое психологическое явление есть символ при допущении, что оно говорит или означает нечто большее и другое, такое, что ускользает от современного познания. Такое возможно, безусловно, всюду, где имеется сознание с установкою на иное возможное значение вещей. Оно невозможно только там, и то лишь для этого самого сознания, где последнее само создало выражение, долженствующее высказать именно столько, сколько входило в намерение создающего сознания, - таково, например, математическое выражение. Но для другого сознания такое ограничение отнюдь не существует. Оно может воспринять и математическое выражение как символ, напр., для выражения скрытого в самом творческом намерении неизвестного психического обстоятельства, поскольку это обстоятельство подлинно не было известно самому творцу семиотического выражения и поэтому не могло быть сознательно использовано им" (ПТ, пар. 794).
"Всякое понимание, которое истолковывает символическое выражение, в смысле аналогии или сокращенного обозначения для какого-нибудь знакомого предмета, имеет семиотическую природу. Напротив, такое понимание, которое истолковывает символическое выражение как наилучшую и потому ясную и характерную ныне непередаваемую формулу сравнительно неизвестного предмета, - имеет символическую природу. Понимание же, которое истолковывает символическое выражение как намеренное описание или иносказание какого-нибудь знакомого предмета, имеет аллегорическую природу. Объяснение креста как 'символа божественной любви есть объяснение семиотическое, потому что "божественная любовь" обозначает выражаемое обстоящие точнее и лучше, чем это делает крест, который может иметь еще много других значений. Напротив, символическим будет такое объяснение креста, которое рассматривает его, помимо всяких других мыслимых объяснений, как выражение некоторого, еще незнакомого и непонятного, мистического или трансцендентного, т. е. прежде всего, психологического обстояния, которое, безусловно, точнее выражается в виде креста" (там же, пар. 792).
Характер сознательной установки определяет, в конечном итоге, что считать символом, а что - нет.
"Поэтому весьма возможно, что кто-нибудь создает такое обстоятельство, которое для его воззрения совсем не представляется символическим, но может представиться таковым сознанию другого человека. Точно так же возможно и обратное. Мы знаем и такие продукты, символический характер которых зависит не только от установки созерцающего их сознания, но обнаруживается сам по себе, в символическом воздействии на созерцающего. Таковы продукты, составленные так, что они должны были бы утратить всякий смысл, если бы им не был присущ символический смысл. Треугольник с включенным в него оком является в качестве простого факта такой нелепостью, что созерцающий решительно не может воспринять его как случайную игру. Такой образ непосредственно навязывает нам символическое понимание. Это воздействие подкрепляется в нас или частым и тождественным повторением того же самого образа или же особенно тщательным выполнением его, которое и является выражением особенной, вложенной в него ценности" (там же, пар. 795).
Установку, воспринимающую какое-либо явление как символическое, Юнг называет символической.
"Она лишь отчасти оправдывается данным положением вещей; с другой же стороны, она вытекает из определенного мировоззрения, приписывающего всему совершающемуся - как великому, так и малому, - известный смысл и придающего этому смыслу известную большую ценность, чем чистой фактичности. Этому воззрению противостоит другое, придающее всегда главное значение чистым фактам и подчиняющее фактам смысл. Для этой последней установки символ отсутствует всюду, где символика покоится исключительно на способе рассмотрения. Зато и для нее есть символы, а именно такие, которые заставляют наблюдателя предполагать некий скрытый смысл. Идол с головою быка может быть, конечно, объяснен как туловище человека с бычачьей головой. Однако такое объяснение вряд ли может быть поставлено на одну доску с символическим объяснением, ибо символ является здесь слишком навязчивым для того, чтобы его можно было обойти. Символ, навязчиво выставляющий свою символическую природу, не должен быть непременно жизненным символом. Он может, напр., действовать только на исторический или философский рассудок. Он пробуждает интеллектуальный или эстетический интерес. Жизненным же символ называется только тогда, когда он и для зрителя является наилучшим и наивысшим выражением чего-то лишь предугаданного, но еще непознанного. При таких обстоятельствах он вызывает у нас бессознательное участие. Действие его творит жизнь и споспешествует ей. Так Фауст говорит: "Совсем иначе этот знак влияет на меня" (там же, пар. 796).
Юнг также различал символ и симптом.
"Существуют индивидуальные психические продукты, явно имеющие символический характер и непосредственно принуждающие нас к символическому восприятию. Для индивида они имеют сходное функциональное значение, какое социальный символ имеет для обширной группы людей. Однако происхождение этих продуктов никогда не бывает исключительно сознательное или исключительно бессознательное - они возникают из равномерного содействия обоих.
Чисто сознательные, так же как и исключительно бессознательные продукты не являются per se символически убедительными - признание за ними характера символа остается делом символической установки созерцающего сознания. Однако они настолько же могут восприниматься и как чисто каузально обусловленные факты, напр., в том смысле, как красная сыпь скарлатины может считаться "символом этой болезни". Впрочем, в таких случаях правильнее говорить о "симптоме", а не о символе. Поэтому я думаю, что Фрейд, со своей точки зрения, совершенно верно говорит о симптоматических, а не о символических действиях (Symptomhandlungen), ибо для него эти явления не символичны в установленном мною смысле, а являются симптоматическими знаками определенного и общеизвестного, основного процесса. Правда, бывают невротики, считающие свои бессознательные продукты, которые суть прежде всего и, главным образом, болезненные симптомы, за в высшей степени значительные символы. Но в общем, это обстоит не так. Напротив, современный невротик слишком склонен и значительное воспринимать как простой "симптом" (там же, пар. 798).
Теоретический разрыв Юнга с Фрейдом был частично связан с вопросом, что понимать под "символом": само понятие, интенциональное выражение или же цель и содержание. Согласно Юнгу:
"Содержания сознания, заставляющие подозревать присутствие бессознательного фона, Фрейд неоправданно называет "символами", тогда как в его учении они играют роль простых знаков или симптомов подспудных процессов, а никоим образом не роль подлинных символов; последние надо понимать как выражение для идеи, которую пока еще невозможно обрисовать иным или более совершенным образом" (СС, т. 15, пар. 105).
Очевидно, полагает Юнг, что символ является чем-то большим, нежели "простым" выражением подавленной сексуальности или любого другого безусловного содержания.
"Их [символов] творчески насыщенный язык всегласно заявляет, что в них скрыто больше, чем объявлено. Мы можем тотчас же, что называется, указать пальцем на символ, даже и тогда, когда не можем, к вящему удовольствию, с полной убедительностью разгадать его смысл. Символ остается вечным вызовом нашим мыслям и чувствам. Возможно, этим объясняется столь стимулирующий характер символической работы, почему она захватывает нас столь интенсивно, а также и то, почему она так редко доставляет нам чисто эстетическое наслаждение" (СС, т. 15, пар. 119).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Символ
Понятие символа строго отличается в моем понимании от понятия простого знака. Символическое и семиотическое значение - две вещи совершенно разные. Ферреро /120/ пишет в своей книге, строго говоря, не о символах, а о знаках. Например, старый обычай передавать кусок дерна при продаже земли можно было бы, вульгарно говоря, назвать "символическим", но, по своей сущности, он вполне семиотичен. Кусок дерна есть знак, взятый вместо всего участка земли. Крылатое колесо у железнодорожного служащего не есть символ железной дороги, а знак, указывающий на причастность к железнодорожной службе. Напротив, символ всегда предполагает, что выбранное выражение является наилучшим обозначением или формулою для сравнительно неизвестного фактического обстояния, наличность которого, однако, признается или требуется. Итак, если крылатое колесо железнодорожника толкуется как символ, то это означает, что этот человек имеет дело с неизвестной сущностью, которую нельзя было бы выразить иначе или лучше, чем в виде крылатого колеса.
Всякое понимание, которое истолковывает символическое выражение, в смысле аналогии или сокращенного обозначения для какого-нибудь знакомого предмета, имеет семиотическую природу. Напротив, такое понимание, которое истолковывает символическое выражение как наилучшую и потому ясную и характерную ныне непередаваемую формулу сравнительно неизвестного предмета, имеет символическую природу. Понимание же, которое истолковывает символическое выражение как намеренное описание или иносказание какого-нибудь знакомого предмета, имеет аллегорическую природу. Объяснение креста как символа божественной любви есть объяснение семиотическое, потому что "божественная любовь" обозначает выражаемое обстояние точнее и лучше, чем это делает крест, который может иметь еще много других значений. Напротив, символическим будет такое объяснение креста, которое рассматривает его, помимо всяких других мыслимых объяснений, как выражение некоторого, еще незнакомого и непонятного, мистического или трансцендентного, то есть прежде всего психологического, обстояния, которое, безусловно, точнее выражается в виде креста.
Пока символ сохраняет жизненность, он является выражением предмета, который иначе не может быть лучше обозначен. Символ сохраняет жизненность только до тех пор, пока он чреват значением. Но как только его смысл родился из него, то есть как только найдено выражение, формулирующее искомый, ожидаемый или чаемый предмет еще лучше, чем это делал прежний символ, так символ мертв, то есть он имеет еще только историческое значение. Поэтому о нем все еще можно говорить как о символе, допуская про себя, что в нем имеется в виду то, что было, когда он еще не породил из себя своего лучшего выражения. Тот способ рассмотрения, с которым Павел и более древнее мистическое умозрение подходят к символу креста, показывает, что он был для них живым символом, который изображал неизреченное, и притом непревзойденным образом. Для всякого эзотерического объяснения символ мертв, потому что эзотерия сводит его к лучшему (очень часто мнимо лучшему) выражению, вследствие чего он является уже просто условным знаком для таких связей, которые на других путях уже известны и полнее и лучше. Символ остается жизненным всегда только для экзотерической точки зрения.
Выражение, поставленное на место какого-нибудь известного предмета, остается всегда простым знаком и никогда не является символом. Поэтому совершенно невозможно создать живой, то есть чреватый значением, символ из знакомых сочетаний. Ибо созданное на этом пути никогда не содержит больше того, чем сколько в него было вложено. Каждый психический продукт, поскольку он является в данный момент наилучшим выражением для еще неизвестного или сравнительно известного факта, может быть воспринят как символ, поскольку есть склонность принять, что это выражение стремится обозначить и то, что мы лишь предчувствуем, но чего мы ясно еще не знаем. Поскольку всякая научная теория заключает в себе гипотезу, то есть предвосхищающее обозначение, по существу, еще неизвестного обстоятельства, она является символом. Далее, каждое психологическое явление есть символ при допущении, что оно говорит или означает нечто большее и другое, такое, что ускользает от современного познания. Такое возможно, безусловно, всюду, где имеется сознание с установкою на иное возможное значение вещей. Оно невозможно только там, и то лишь для этого самого сознания, где последнее само создало выражение, долженствующее высказать именно столько, сколько входило в намерение создающего сознания; таково, например, математическое выражение. Но для другого сознания такое ограничение отнюдь не существует. Оно может воспринять и математическое выражение как символ, например для выражения скрытого в самом творческом намерении неизвестного психического обстоятельства, поскольку это обстоятельство подлинно не было известно самому творцу семиотического выражения и поэтому не могло быть сознательно использовано им.
Что есть символ, что нет - это зависит прежде всего от установки (см.) рассматривающего сознания, например рассудка, который рассматривает данное обстоятельство не просто как таковое, но, сверх того, и как выражение чего-то неизвестного. Поэтому весьма возможно, что кто-нибудь создает такое обстоятельство, которое для его воззрения совсем не представляется символическим, но может представиться таковым сознанию другого человека. Точно так же возможно и обратное. Мы знаем и такие продукты, символический характер которых зависит не только от установки созерцающего их сознания, но обнаруживается сам по себе в символическом воздействии на созерцающего. Таковы продукты, составленные так, что они должны были бы утратить всякий смысл, если бы им не был присущ символический смысл. Треугольник с включенным в него оком является в качестве простого факта такой нелепостью, что созерцающий решительно не может воспринять его как случайную игру. Такой образ непосредственно навязывает нам символическое понимание. Это воздействие подкрепляется в нас или частым и тождественным повторением того же самого образа, или же особенно тщательным выполнением его, которое и является выражением особенной, вложенной в него ценности.
Символы, не действующие сами из себя, как было только что описано, или мертвы, то есть превзойдены лучшей формулировкой, или же являются продуктами, символическая природа которых зависит исключительно от установки созерцающего их сознания. Эту установку, воспринимающую данное явление как символическое, мы можем назвать сокращенно символической установкой. Она лишь отчасти оправдывается данным положением вещей, с другой же стороны, она вытекает из определенного мировоззрения, приписывающего всему совершающемуся - как великому, так и малому - известный смысл и придающего этому смыслу известную большую ценность, чем чистой фактичности. Этому воззрению противостоит другое, придающее всегда главное значение чистым фактам и подчиняющее фактам смысл. Для этой последней установки символ отсутствует всюду, где символика покоится исключительно на способе рассмотрения. Зато и для нее есть символы, а именно такие, которые заставляют наблюдателя предполагать некий скрытый смысл. Идол с головою быка может быть, конечно, объяснен как туловище человека с бычьей головой. Однако такое объяснение вряд ли может быть поставлено на одну доску с символическим объяснением, ибо символ является здесь слишком навязчивым для того, чтобы его можно было обойти. Символ, навязчиво выставляющий свою символическую природу, не должен быть непременно жизненным символом. Он может, например, действовать только на исторический или философский рассудок. Он пробуждает интеллектуальный или эстетический интерес. Жизненным же символ называется только тогда, когда он и для зрителя является наилучшим и наивысшим выражением чего-то лишь предугаданного, но еще непознанного. При таких обстоятельствах он вызывает в нас бессознательное участие. Действие его творит жизнь и споспешествует ей. Так, Фауст говорит: "Совсем иначе этот знак влияет на меня".
Жизненный символ формулирует некий существенный, бессознательный фрагмент, и чем более распространен этот фрагмент, тем шире и воздействие символа, ибо он затрагивает в каждом родственную струну. Так как символ, с одной стороны, есть наилучшее и, для данной эпохи, непревзойденное выражение для чего-то еще неизвестного, то он должен возникать из самого дифференцированного и самого сложного явления в духовной атмосфере данного времени. Но так как, с другой стороны, живой символ должен заключать в себе то, что родственно более широкой группе людей, для того, чтобы он вообще мог воздействовать на нее, - то он должен и схватывать именно то, что обще более широкой группе людей. Таковым никогда не может быть самое высокодифференцированное, предельно достижимое, ибо последнее доступно и понятно лишь меньшинству; напротив, оно должно быть столь примитивно, чтобы его вездесущее не подлежало никакому сомнению. Лишь тогда, когда символ схватывает это и доводит до возможно совершенного выражения, он приобретает всеобщее действие. В этом и заключается мощное и вместе с тем спасительное действие живого социального символа.
Все, что я сказал сейчас о социальном символе, относится и к индивидуальному символу. Существуют индивидуальные психические продукты, явно имеющие символический характер и непосредственно принуждающие нас к символическому восприятию. Для индивида они имеют сходное функциональное значение, какое социальный символ имеет для обширной группы людей. Однако происхождение этих продуктов никогда не бывает исключительно сознательное или исключительно бессознательное - они возникают из равномерного содействия обоих. Чисто сознательные, так же как и исключительно бессознательные продукты, не являются per se символически убедительными - признание за ними характера символа остается делом символической установки созерцающего сознания. Однако они настолько же могут восприниматься и как чисто каузально обусловленные факты, например в том смысле, как красная сыпь скарлатины может считаться "символом этой болезни". Впрочем, в таких случаях правильно говорят о "симптоме", а не о символе. Поэтому я думаю, что Фрейд, со своей точки зрения, совершенно верно говорит о симптоматических, а не о символических действиях (Symptomhandlungen) /121/, ибо для него эти явления не символичны в установленном мною смысле, а являются симптоматическими знаками определенного и общеизвестного, основного процесса. Правда, бывают невротики, считающие свои бессознательные продукты, которые суть прежде всего и главным образом болезненные симптомы, за в высшей степени значительные символы. Но в общем, это обстоит не так. Напротив, современный невротик слишком склонен воспринимать и значительное как простой "симптом".
Тот факт, что о смысле и бессмыслице вещей существуют два различных, противоречащих друг другу, но одинаково горячо защищаемых обеими сторонами мнения, научает нас тому, что, очевидно, существуют явления, которые не выражают никакого особенного смысла, которые суть простые последствия, симптомы, и ничего более, - и другие явления, которые несут в себе сокровенный смысл, которые не просто имеют известное происхождение, но скорее хотят стать чем-то и которые поэтому суть символы. Нашему такту и нашей критической способности предоставлено решать, где мы имеем дело с симптомами, а где с символами.
Символ есть всегда образование, имеющее в высшей степени сложную природу, ибо он составляется из данных, поставляемых всеми психическими функциями. Вследствие этого природа его ни рациональна, ни иррациональна. Правда, одна сторона его приближается к разуму, но другая его сторона не доступна разуму, потому что символ слагается не только из данных, имеющих рациональную природу, но и из иррациональных данных чистого внутреннего и внешнего восприятия. Богатство предчувствием и чреватость значением, присущие символу, одинаково говорят как мышлению, так и чувству, а его особливая образность, принявши чувственную форму, возбуждает как ощущение, так и интуицию. Жизненный символ не может сложиться в тупом и малоразвитом духе, ибо такой дух удовлетворится уже существующим символом, предоставленным ему традицией. Только томление высокоразвитого духа, для которого существующий символ уже не передает высшего единства в одном выражении, может создать новый символ.
Но так как символ возникает именно из его высшего и последнего творческого достижения и вместе с тем должен включать в себя глубочайшие основы его индивидуального существа, то он не может возникнуть односторонне из наивысше дифференцированных функций, а должен исходить в равной мере из низших и примитивнейших побуждений. Для того чтобы такое содействие самых противоположных состояний вообще стало возможным, оба этих состояния, во всей их противоположности, должны сознательно стоять друг возле друга. Это состояние должно быть самым резким раздвоением с самим собой, и притом в такой степени, чтобы тезис и антитезис взаимно отрицали друг друга, а эго все-таки утверждало бы свою безусловную причастность и к тезису, и к антитезису. Если же обнаруживается ослабление одной стороны, то символ оказывается преимущественно продуктом одной стороны и тогда, в меру этого, он становится не столько символом, сколько симптомом, притом именно симптомом подавленного антитезиса. Но в той мере, в какой символ есть просто симптом, он теряет свою освобождающую силу, ибо он уже не выражает права на существование всех частей психики, а напоминает о подавлении антитезиса, даже тогда, когда сознание не отдает себе отчета в этом. Если же имеется налицо полное равенство и равноправие противоположностей, засвидетельствованное безусловной причастностью эго и к тезису, и к антитезису, то вследствие этого создается некоторая приостановка воления, ибо невозможно больше хотеть, потому что каждый мотив имеет наряду с собою столь же сильный противоположный мотив. Так как жизнь совершенно не выносит застоя, то возникает скопление жизненной энергии, которое привело бы к невыносимому состоянию, если бы из напряженности противоположностей не возникла новая объединяющая функция, выводящая за пределы противоположностей. Но она возникает естественно из той регрессии либидо, которая вызвана ее скоплением. Так как вследствие полного раздвоения воли прогресс становится невозможным, то либидо устремляется назад, поток как бы течет обратно к своему источнику, то есть при застое и бездейственности сознания возникает активность бессознательного, где все дифференцированные функции имеют свой общий архаический корень, где живет та смешанность содержаний, многочисленные остатки которой еще обнаруживает первобытная ментальность.
И вот активность бессознательного выявляет наружу некое содержание, установленное одинаково - как тезисом, так и антитезисом - и компенсирующее как тот, так и другой (см. компенсация). Так как это содержание имеет отношение как к тезису, так и к антитезису, то оно образует посредствующую основу, на которой противоположности могут соединиться. Если мы возьмем, например, противоположность между чувственностью и духовностью, то среднее содержание, рожденное из бессознательного, дает благодаря богатству своих духовных отношений желанное выражение духовному тезису, а в силу своей чувственной наглядности оно ухватывает чувственный антитезис. Но эго, расщепленное между тезисом и антитезисом, находит свое отображение, свое единое и настоящее выражение именно в посредствующей основе, и оно жадно ухватится за него, чтобы освободиться от своей расщепленности. Поэтому напряженность противоположностей устремляется в это посредствующее выражение и защищает его от той борьбы противоположностей, которая вскоре начинается из-за него и в нем, причем обе противоположности пытаются разрешить новое выражение, каждая в своем смысле. Духовность пытается создать нечто духовное из выражения, выдвинутого бессознательным, чувство же - нечто чувственное; первая стремится создать из него науку или искусство, вторая - чувственное переживание. Разрешение бессознательного продукта в то или другое удается тогда, когда эго оказывается не вполне расщепленным, а стоит более на одной стороне, чем на другой. Если одной из сторон удается разрешить бессознательный продукт, то не только этот продукт, но и эго переходит к ней, вследствие чего возникает идентификация эго с наиболее дифференцированной функцией (см. подчиненная функция). Вследствие этого процесс расщепления повторится впоследствии на высшей ступени.
Если же эго настолько устойчиво, что ни тезису, ни антитезису не удается разрешить бессознательный продукт, то это подтверждает, что бессознательное выражение стоит выше как той, так и другой стороны. Устойчивость эго и превосходство посредствующего выражения над тезисом и антитезисом представляются мне коррелятами, взаимно друг друга обусловливающими. Иногда кажется, как будто устойчивость прирожденной индивидуальности является решающим моментом, а иногда - будто бессознательное выражение имеет преобладающую силу, от которой эго и получает безусловную устойчивость. В действительности же может быть и так, что устойчивость и определенность индивидуальности, с одной стороны, и превосходство силы бессознательного выражения, с другой, - суть не что иное, как признаки одного и того же фактического постоянства.
Если бессознательное выражение до такой степени сохраняется, то оно является сырым материалом, подлежащим не разрешению, а формированию и представляющим собой общий предмет для тезиса и антитезиса. Вследствие этого такое бессознательное выражение становится новым содержанием, овладевающим всей установкой, уничтожающим расщепление и властно направляющим силу противоположностей в одно общее русло. Этим застой жизни устраняется, и жизнь получает возможность течь далее с новой силой и новыми целями.
Этот описанный только что процесс в его целом я назвал трансцендентной функцией, причем под "функцией" я разумею не основную функцию, а сложную, составленную из других функций, а термином "трансцендентный" я обозначаю не какое-нибудь метафизическое качество, а тот факт, что при помощи этой функции создается переход из одной установки в другую. Сырой материал, обработанный тезисом и антитезисом и соединяющий в процессе своего формирования обе противоположности, есть жизненный символ. В его надолго неразрешимом, сыром материале заложено все присущее ему богатство предчувствиями, а в том образе, который принял его сырой материал под воздействием противоположностей, заложено влияние символа на все психические функции.
Намеки на основы процесса, образующего символ, мы находим в скудных сообщениях о подготовительных периодах жизни у основателей религий, например в противоположениях Иисуса и Сатаны, Будды и Мары, Лютера и черта, в истории первого светского периода жизни Цвингли, у Гете в возрождении Фауста через союз с чертом. В конце "Заратустры" мы находим замечательный пример подавления антитезиса в образе "безобразнейшего человека".

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
60.42 кб

Символ в психоаналитическом исследовании Средневековья

Спирова Эльвира Маратовна
Читать PDF
720.41 кб

Символ и его самоопределение в процессе восприятия, оценки и понимания орнамента

Привалова Вера Михайловна
Статья содержит уточненные результаты итоговой прикладной программы исследования восприятия, оценки и понимания знака и символа в орнаментальной культуре.
Читать PDF
200.77 кб

Символ как психологическая категория в психоаналитических теориях

Колтунова Елена Аркадьевна
Символизация процесс создания (на уровне общественного сознания) и освоения (на уровне индивидуального сознания) понятий-символов, концентрирующих в обобщенной форме значимость их специфических свойств как «сверхважных» или «сверх
Читать PDF
348.55 кб

Символ как решение задачи коммуникации в рекламе пива в России

Кошкин Александр Леонидович
Материал статьи связан с проблемой наступления dark market в коммуникации пивных компаний и конечного потребителя в России.
Читать PDF
225.00 кб

Символ в межкультурной коммуникации

Тен Ю. П.
Читать PDF
314.19 кб

Е. Л. Яковлева. Мифологический символ как специфическая категория культуры

С.Г.
Читать PDF
299.63 кб

Л. А. Уайт. Символ: начало и основа человеческого поведения

Галинская И. Л.
Читать PDF
286.81 кб

Архитектурные руины — символ, цитата, копия

Мухин Андрей Сергеевич
Читать PDF
376.37 кб

Новая архитектура Пекина как символ современной эпохи Китая

Кокарева А.С.
Читать PDF
140.07 кб

Мастер-класс «Арт-терапия: цвет, символ, сказка»

Слобожанин Алексей Вячеславович
В статье представлен сценарий мастер-класса, проведенного 21 декабря 2012 года в профориентационных целях.
Читать PDF
305.23 кб

Символ как средство диалектического мышления

Коконцева Е. В.
Статья посвящена проблеме поиска средств диалектического мышления.
Читать PDF
208.45 кб

Символ и символизация: сходство и различия интерпретаций в контексте различных психологических подхо

Колтунова Елена Аркадьевна
Символизация процесс создания (на уровне общественного сознания) и освоения (на уровне индивидуального сознания) понятий-символов, концентрирующих в обобщенной форме значимость их специфических свойств как «сверхважных» или «сверх
Читать PDF
208.06 кб

Знак, метафора, символ - методология субъектности

Волкова Д. Э., Орлов А. Б., Орлова Н. А.
В статье с опорой на философскую и психологическую зарубежную и отечественную традиции рассматриваются три формы опосредования: знаковая, метафорическая и символическая; анализируется их связь со становлением субъектных смысловых
Читать PDF
717.38 кб

Родовой знак как символ единения поколений

Унарова Вилена Яковлевна
В статье рассматриваются родовой знак как символ единения поколений, значения его элементов.
Читать PDF
0.00 байт

ИДЕАЛЬНЫЙ ГОРОД КАК СИМВОЛ БУДУЩЕГО

Яницкий О. Н.

Похожие термины:

  • ФАЛЛИЧЕСКИЙ СИМВОЛ

    в психоанализе – символическое представление фаллоса, чаще всего это класс вытянутых или стоящих объектов.
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СИМВОЛ

    См. символ, индивидуальный.
  • СИМВОЛ, ОБРАЗОВАНИЕ СИМВОЛА, СИМВОЛИЗАЦИЯ, СИМВОЛИЗМ

    symbol, symbol-formation, SYMBOLIZATION, SYMBOLISM) В общих чертах символом является нечто, имеющее отношение к чему-то другому или являющееся представителем этого другого, в отличие от ПРИЗНАКА, который указывает на на
  • СИМВОЛ СТАТУСА

    Status symbols) — Видимые, внешние признаки, которые принадлежат индивиду или рабочему месту и подтверждают их социальный ранг.
  • СИМВОЛ, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ

    См символ, универсальный.
  • СЕКС СИМВОЛ

    , лицо жен. или муж. пола, в наибольшей степени отвечающее массовым представлениям о сексуальной привлекательности. Ср. Секс бомба. Образ С. О. может меняться на разных исторических этапах в зав
  • СИМВОЛ СТАТУСНЫЙ

    символ, знак или признак, отличающий людей, имеющих различные статусы, друг от друга. С.с. обычно указывает на то, какое положение человек занимает в системе отношений соответствующей социальной гр
  • СИМВОЛИЗАЦИЯ

    См. символизм (3)
  • СИМВОЛИЗМ

    в отличие от общепринятой системы символов, усматривание больными обычных символов там, где они не играют символической роли.
  • СИМВОЛИКА

    совокупность символов, используемых в какой-либо области человеческой деятельности. См. символ.
  • СИМПТОМА-СИМВОЛА ГИПОТЕЗА

    психоаналитическая гипотеза, согласно которой специфический симптом можно рассматривать как символ чего-то особенного, подсознательно лежащего в основе соответствующего психологического нару
  • СИМВОЛА РАЗРАБОТКИ ТЕСТ

    (Symbol Elaboration Test) — проективная методика исследования личности. Опубликован Д. Кроут в 1950 г. С. р. т. предназначен для обследования лиц в возрасте от 6 до 69 лет, возможно групповое обследование. В качест
  • Символдрама

    греч. symbolon — условный знак и drama — действие) — вид индивидуальной и групповой психотерапии, опирающийся на теории классического психоанализа, аналитической психологии К. Г. Юнга, а также их соврем
  • ПОЛОВОЙ СИМВОЛИЗМ

    система образов и норм, в которых культура осмысливает половые различия и сексуальное поведение.
  • СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

    см. Дооперациональное мышление.
  • СИМВОЛЬНО-ЦИФРОВОЙ ТЕСТ

    См. кодирования, тест.
  • СНОВИДЕНИЙ, СИМВОЛИЗМ

    теория, согласно которой реальное содержание сновидений человека представляет собой систему символов, за которыми в действительности лежит нечто иное, чем то, что непосредственно входит в содерж
  • СИМВОЛИЗМ ЗВУКОВОЙ

    звуковая символика (англ. sound symbolism), наличие у звуков речи особой способности знаков тех или иных представлений. Напр., во многих языках звук "и" ("i") считается диминутивным, т. е. выражающим
  • СНОВИДЕНИЕ: СИМВОЛИКА ПРЕДМЕТНАЯ

    согласно З. Фрейду, набор предметов, изображаемых в сновидениях, невелик. Сюда относятся: человеческое тело в целом, родители, дети, братья, сестры, рождение, смерть, нагота и пр. Постоянное типическ
  • СИМВОЛИКА СИМПТОМА

    в психоанализе – скрытый смысл симптома, замаскированное выражение бессознательных, неприемлемых в силу деструктивного, с позиции сознания, содержания побуждений.