ПЕРЕЖИВАНИЕ
ощущение, сопровождаемое эмоциями.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Переживание
Комплекс окрашенных в отрицательный эмоциональный тон представлений, связанных с тем или иным событием в жизни человека. Может быть вызвано психическим заболеванием.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
переживание
психическое явление, связанное с противоречивым, преимущественно эмоциональным, отражением того или иного явления, предмета, внутреннего состояния и выступающая как непосредственная данность.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ПЕРЕЖИВАНИЕ
простейшее субъективное явление, которое определило скачок от физиологической формы отражения, присущей и растениям, к психической, присущей только животным, имеющим кору головного мозга. У человека П. потребностей, эмоций, чувств, волевого усилия и творчества — одно из трех атрибутов сознания.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Переживание
волнение в связи с чем-то неприятным случившимся или происходящим, своим неправильным поведением.
Под утро бабушка проснулась и увидела мою кровать пустой. Старушка чуть не сошла с ума (Р.Н. Гюнтекин, Птичка певчая).
Также могут быть положительные переживания – эмоциональное воспоминание о пережитом накануне важном событии в личной жизни и др. См. картину П. Гогена «Женщина, держащая плод».
Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011
ПЕРЕЖИВАНИЕ
в психологии) - 1) любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни; 2) наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
ПЕРЕЖИВАНИЕ
1. Психологическое состояние, характеризующееся наличием в самосознании (сознании) человека каких-либо эмоций (чувств). 2. В системе научных взглядов В. Дильтея П.-это внутренняя связь интроспективно познаваемых (интуитивно постигаемых) элементов сознания человека, «не отделимая от ее воплощения в духовном, надиндивидуальном продукте» В этом его значении П. близко к «пониманию» или постижению чего-либо. Дильтей писал: «Природу мы объясняем, а душевную жизнь постигаем».
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Переживание
1) любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни; 2) наличие стремлений, желаний, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям; 3) форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования. (Котова С. А.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
ПЕРЕЖИВАНИЕ
осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значимым объективным событием или воспоминаниями эпизодов предшествующей жизни. П. может быть устойчивым, глубоким, длительным, конкретно-ситуативным, кратковременным, непроизвольным, диффузным, смутным, неясным или четко осознанным, обобщенным. Особенности П. обусловлены прежде всего личностными свойствами (ценностные ориентации, темперамент, возраст, опыт). Л. С. Выготский под П. подразумевал особую интегральную единицу сознания, изначально сопряженную с социальными обстоятельствами развития личности. Ф. Е. Василюк, посвятивший специальные исследования П., развивает, исходя из теории деятельности А. Н. Леонтьева, понимание П. как непосредственной внутренней субъективной данности психического явления, которое протекает спонтанно в виде особого режима функционирования сознания. П. может как обострять психическое состояние, так и способствовать разрешению жизненных ситуаций, в том числе и экстремальных.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
Переживание
атрибут акта сознания, не содержащий образа отражаемого, а проявляющийся в эмоциях, которые раскрывают личностный смысл происходящих событий. П. — это чувствование («прочувствование») и ощущение как эмоциональный процесс, а не как рецепция. Субъект переживает любые сильные чувства и состояния, в которых эмоциональные характеристики выступают на передний план. В сознании и эмоциональной памяти субъекта после возникновения новых эмоций и состояний остаются знания о том, что он пережил (прожил) ранее, что испытал, какой приобрел опыт такого П. «Пережил» означает не только «выжил» или «преодолел», но и «прочувствовал», «осознал» свои эмоции и чувства в определенной ситуации. Чем сильнее П., тем ярче эмоциональные характеристики, тем полнее они определяют все остальные параметры состояния.
Литература
Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
Платонов К. К. О системе психологии. М., 1972.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
ПЕРЕЖИВАНИЕ
чувственно выраженный, осознанный, индивидуально значимый феномен, в актуализации которого человек участвует как истинно целостная система: телесно-душевно-духовное единство. Результатом П. является понимание происходящего, это, по выражению А.Н. Леонтьева «внутренний сигнал, посредством которого осознаются личностные смыслы происходящих, значимых для субъекта событий». Рассмотрение П. с позиций его роли в готовности и способности человека успешно осуществлять деятельность в экстремальных условиях следует понимать двояко. С одной стороны, переживание трагических событий, жизненно опасных ситуаций, получение травм телесных и психических, при отсутствии соответствующей подготовки, может служить причиной переоценки своих ценностей, выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и его отношения к таким событиям как к отрицательным, разрушающим его жизненные устои. Однако с другой стороны, переживание таких же событий, преодоление тяжелых астенических эмоций, угнетающих чувств и состояний, способность вытерпеть, выдержать их, позволяет человеку использовать приобретенный опыт мобилизации волевых усилий по совершенствованию своих возможностей для перенесения опасных ситуаций, их успешному преодолению, осознавая и оценивая этот процесс как условие самосовершенствования. Под таким углом зрения переживание рассматривается как позитивный феномен, способствующий развитию личности и повышению готовности к осуществлению экстремальной деятельности.
Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018
Переживание
душевное состояние, вызванное какими-нибудь сильными ощущениями, впечатлениями. П. — не только непосредственная данность сознанию его содержаний и состояний, нечто испытываемое, но и внутренняя работа, душевный труд. Структурные элементы П.: переживаемые обстоятельства, процесс П., личность. Три плана протекания П.: план выражения, план чувствования, план осмысления. Динамика П. рассматривается чаще всего в проекции на ось "сдерживание — выражение". К сдерживанию чувств психотерапевты, как правило, относятся как к пережитку репрессивной викторианской морали, считают его вредным для здоровья и поэтому всячески стимулируют выражение чувств. Выражение же часто сводится ими к идее аффективной разрядки. Выражение своего переживания в молитве дает возможность выйти из ложной дилеммы "вытеснение — отреагирование", создавая дополнительное измерение высоты и глубины переживания. В этом измерении возможно и благодатное сдерживание (вовсе не совпадающее с вытеснением, создающее не бессознательное, а сокровенное переживание), и благодатное преображающее выражение переживания. Открытость своего переживания в молитве начинается с искусства и мужества быть, доверять и уповать, а венчается мужеством и искусством меняться. П., опосредованное молитвой, преобразует форму и строй процесса П. изнутри. Влияния молитвы на П. многообразны, но их суть можно выразить категорией сублимации (отделения внутри истинного от ложного, высшего от низшего). Сублимация переживания (в отличии от фрейдовского значения термина) — создание условий для усмотрения в нем истины, правды, высшего и постепенного преображения его.
Источник: Клиническая психология. Словарь
Переживание
общее название для непосредственного психического опыта со стороны субъективной всякий психический процесс есть переживание. Во всяком переживании различают акт и содержание переживания. (12.1, 128) Переживание какой-нибудь ситуации, переживание какой-либо части среды определяет то, какое будет иметь влияние эта ситуация или эта среда на ребенка. Таким образом, не сам по себе тот или иной момент, взятый безотносительно к ребенку, но этот момент, преломленный через переживание ребенка, может определить, как этот момент будет влиять на ход дальнейшего развития. (7.1, 76 – 77) переживание надо понимать как внутреннее отношение ребенка или человека к тому или иному моменту действительности. переживание вводится как единица сознания, где все основные свойства сознания даны как таковые, в то время как во внимании, в мышлении не дано связи сознания. Внимание не является единицей сознания, а является каким-то элементом сознания, в котором нет ряда других элементов, причем единство сознания как таковое пропадает, а вот действительной динамической единицей сознания, из которых складывается сознание, является переживание. (7.1, 216) Переживание есть единица, в которой в неразложимом виде представлена, с одной стороны, среда, то, что переживается, – переживание всегда относится к чему-то, находящемуся вне человека, – с другой стороны, представлено то, как я переживаю это, т.е. все особенности личности и все особенности среды представлены в переживании, то, что отобрано из среды, все те моменты, которые имеют отношение к данной личности и отобраны из личности, все те черты характера, конституциональные черты, которые имеют отношение к данному событию. Таким образом, в переживании мы всегда имеем дело с неразложимым единством особенностей личности и особенностей ситуации, которая представлена в переживании. (7.1, 79 – 80) См. Единица, Личность, Опыт, Развитие, Сознание
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
ПЕРЕЖИВАНИЕ
1. Любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни.
В этом широком значении термина, восходящем к психологии интроспективной, акцентируется такая особенность переживания, как его непосредственная данность сознанию субъекта.
2. Наличие стремлений, желаний и хотений; представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям.
В этом значении термина раскрывается функция стремлений, желаний и хотений в регуляции деятельности личности. Эти формы переживания отражают в сознании динамику борьбы мотивов, выбора иди отвержения целей. Субъективно выражаемый в переживании мотив прямо в них не содержится, что и создает впечатление, будто сами переживания побуждают поведение личности. В действительности переживания выступают как внутренние сигналы, через кои осознается смысл личностный происходящих событий, производится осознанный выбор возможных мотивов и регуляция поведения личности.
3. Форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов жизни, крушении идеалов и ценностей; проявляется в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования.
Это значение термина фиксирует переживания как особую форму активности, позволяющую в критической жизненной ситуации перенести тяжелые события, обрести благодаря переоценке ценностей осмысленность существования.
Не следует сводить переживания преимущественно к аффективным состояниям субъекта, отрывая представленные в переживании знания о действительности от отношения к ней субъекта, и изучать переживания вне реального процесса жизнедеятельности.
Характеризация некоего психического факта как переживания указывает на укорененность этого факта в индивидуальной жизни личности.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ПЕРЕЖИВАНИЕ
ПЕРАЖЫВАННЕ / EXPERIENCE– осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значимым объективным событием или воспоминаниями эпизодов предшествующей жизни. П. может быть устойчивым, глубоким, длительным, конкретно-ситуативным, кратковременным, непроизвольным, диффузным, смутным, неясным или четко осознанным, обобщенным. Особенности П. обусловлены, прежде всего, личностными свойствами (ценностными ориентациями, темпераментом, возрастом, опытом). В описательной психологии П. выполняет методологическую роль инструмента, обеспечивающего переход от объяснения внутренней жизни человека к ее описанию. В феноменологическом подходе П. есть непрерывный поток, для понимания которого нужно придать ему статус объективности. В психоанализе П.– это результат столкновения желания и запрета, для блокирования наиболее травматичных из них индивид использует механизмы психологической защиты. В экзистенциальном подходе П. рассматривается как точка пересечения внешнего и внутреннего мира, для исследования его подходит метод экзистенциального анализа. В гуманистической психологии выделяются пиковые П. и «платопереживания». В трансперсональном подходе П. рассматриваются как выходящие за пределы «Я», постижение таких П. возможно в «мистическом опыте». Л. С. Выготский под П. подразумевал особую интегральную единицу сознания, изначально сопряженную с социальными обстоятельствами развития личности. К. К. Платонов описывает П. как атрибут акта сознания, психическая форма отражения, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения. Ф. Е. Василюк, посвятивший специальные исследования П., развивает, исходя из теории деятельности А. Н. Леонтьева, понимание П. как непосредственной внутренней субъективной данности психического явления, которое протекает спонтанно в виде особого режима функционирования сознания. «Переживание является именно деятельностью, т. е. самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы, а не особой психической “функцией”, стоящей в одном ряду с памятью, восприятием, мышлением, воображением или эмоциями… Переживание следует отличать от традиционного психологического понятия переживания, означающего непосредственную данность психических содержаний сознанию. Переживание понимается нами как особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни». П. может как обострять психическое состояние, так и способствовать разрешению жизненных ситуаций, в том числе и экстремальных. Разработана методика диагностики переживаний в деятельности (ДПД) (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев). Т. В. Разина
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
ПЕРЕЖИВАНИЕ
мультиэмоциональные состояния субъекта, непосредственно репродуцируемые-репрезентируемые в его сознании и подсознании и выявляющиеся им, проступающие для него самого как те или иные феномены-явления-события-эпизоды его собственного Эго, его собственной жизни; это и стремления-позывы-намерения-желания, конституирующие в актах сознания и подсознания субъекта комбинации мотивационных выборов, им самим тех или иных средств-целей для реализации той или иной деятельности; П. можно эксплицировать и как матрицу-вид индивидуальной психической активности-инициативности субъекта, кот. возникает-продуцируется в том случае, если сам индивид не может реализовать свои цели-задачи, связанные с эго-ценностями, эго-ориентациями, эго-замыслами, а уже феномены П. и проявляются в формах-образованиях-конститутивах, метаболизирующих его психику, интромир, экстероакты поведения, сынтенционированные на реинкарнацию-переосмысление самого себя, своего существования, или, если воспользоваться языком Ницше, на пере-осмысление ценностей; сами мультиформы П, могут выступать в качестве непосредственно-онтологических данностей-индексов, репрезентированных в сознании + подсознании субъекта, кои и необходимо самому субъекту либо устранить-деструктировать, либо эволюционно апробировать-применить, согласно тем или иным собственным установкам, целям, программам, согласно его субъективно-объективному эго-знанию о самой действительности и ее объектах, о субъектах, имеющих непосредственное отношение к его матрицам П,, коррелируемых с мультиформами его П.; но аргументируем-верифицируем, что мультиматрицы П., соотнесенные к аффективным состояниям индивида, можно эксплицировать-интерпретировать с научно-психологической точки зрения и в отрыве от объектов реальности, и трактовать-рассматривать их как формы аффективно-эмоционально-чувственных переживаний самого субъекта в импликате с его индивидуально-эмпирическим опытом, онтологическо-индивидуальными диспозициями; с помощью мультиматриц П. можно расшифровать-репродуцировать дифференциальные функции стремлений-желаний-позывов субъекта, кот. контролируют-регулируют его деятельность, а также дефиницируют-устанавливают эволюционную динамику борьбы мотивов, определяет выбор, деструктируют те или иные, малозначимые для субъекта, цели-проекты; в формах-видах-моделях П. со-держатся субъективно-эйдетическо -ментальные тектоны-построения рефлексивно-образных-мотивационных структур, кои могут, в корреляте с самими П., мультимодификациями мотиваций, генерировать-репродуцировать осознаваемый субъектом смысл происходящих событий, а также способствовать осознанным результирующим феноменам, кои воспроизводит-воссоздает-продуцирует субъект, ориентируясь на личностные эго-смыслы, эго индексы, эго программы и осуществлять т.о. регуляцию актоповеденческих реакций индивида в экстеросреде, в социуме, экзистенции, бытии; матрицу-понятие переживание, можно герменевтизировать, как специфико-индивидуальную форму активации субъекта — с учетом онтогенетическо-филогенетических эволюционных феноменов кот. позволяет ему самому так мобилизовать психику, психоконститутивы своего Эго, свои волевые механизмы, что, например, экстремально-онтологические обстоятельства, связанные с самим субъектом, переносятся им, рационально-стабильно-бездепрессивно, благодаря и устойчивости-константности эго-волевых конститутивов-механизмов, и стойко-инвариантным эго-установкам, позволяющим субъекту, с особой одержимостью-энтузиазмом, идти к намеченной цели.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.