ОЩУЩЕНИЕ

Найдено 26 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ощущение
sensation). Простая регистрация раздражителя органом чувств.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Ощущение
Отражение в сознании отдельных качеств, свойств объекта материального мира, воздействующих на органы чувств.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ОЩУЩЕНИЕ
субъективное отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ОЩУЩЕНИЕ

психический процесс отражения элементарных свойств действительности которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ощущение

отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Ощущение
отражение - в результате деятельности анализаторов - отдельных свойств, качеств предметов, образов, явлений внешнего мира, а также процессов, происходящих в организме человека.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

ОЩУЩЕНИЕ
sensation) Элементарные частицы опыта, из которых образуются ВОСПРИЯТИЯ и представления, т.е. световые, звуковые, обонятельные, тактильные, вкусовые, болевые, тепла, холода. Ощущения зависят от стимулируемого органа, а не от стимулирующего его объекта.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ощущение

простейший психический познавательный процесс, обеспечивающий отражение в сознании человека отдельных сторон и качеств предметов и явлений действительности. Ощущение субъективный образ объективного мира, начальный источник всех знаний.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ОЩУЩЕНИЕ
форма психического отражения, свойственная и животным, и человеку, простейшая форма познания отдельных свойств феноменов, представляющая собой, как отмечал В. И. Ленин, «субъективный образ объективного мира» (т. 18, с. 120). О. различают по видам анализаторов. Животным свойственны только комплексы О.; у человека О., обобщаясь с понятиями, становятся восприятиями.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Ощущение
Стимуляция рецепторов (например, сетчатки глаза), в противоположность зрительному восприятию, которое является одним из видов восприятия. Некоторые психологи утверждают, что невозможно разделить эти два процесса и что мы не можем испытывать зрительные ощущения без их опознания или интерпретации. Другие полагают, что объем информации, заключенной в сенсорных данных, создает перцептуальный опыт (см. Восприятие).

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Ощущение
Начальный процесс обнаружения и кодирования энергии физического мира. Под ощущениями как таковыми понимают непосредственные, фундаментальные и прямые переживания определенного рода, относящиеся к осознанному знанию о качестве или о таких отличительных признаках предмета, как «тяжелый», «теплый», «громкий», «синий» и аналогичных им, причем это знание является результатом соответствующей стимуляции некоего сенсорного органа.

Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004

ОЩУЩЕНИЕ
sensation)- чувство: результат обработки в головном мозге информации об окружающих человека предметах, которая поступает в него в виде сообщений (сигналов) от рецепторов. Сообщения, поступающие от экстерорецепторов, интерпретируются головным мозгом в виде специфических ощущений - зрительных и слуховых образов, запаха, вкуса, температуры, боли и др. Сообщения, поступающие от интероцепторов, обычно очень редко достигают сознания и вызывают возникновение у человека каких-либо ощущений.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Ощущение
Категория. Построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними.
Виды. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно-физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию Г.Хэд (1918) выделил более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Ощущение
отражение свойств реальности, построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними, в ходе их воздействия на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью (см. Модальность).

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ОЩУЩЕНИЕ
психический процесс, заключающийся в отражении свойств предметов и явлений объективной действительности, возникающем при их непосредственном воздействии на рецепторы. О. является исходным пунктом, первой ступенью познания. По физиологическим механизмам О. является целостным рефлексом, объединяющим прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализаторов. Существуют различные классификации О.: по модальности (в зависимости от воспринимающего органа чувств), по классу (в зависимости от места расположения воспринимающего рецепторного аппарата) и др. (см. Ощущений виды)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Ощущение
(Sensus) (от лат. sentire). Первая степень познавательной деятельности человека. О. - отражение свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма. Они возникают в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. О. представляют процесс чувственно-образного отражения предметов и явлений в единстве их свойств. На основе ощущений формируется процесс восприятия. Ощущения различают по модальности (зрительные, слуховые и т. д.). Три основных класса О.: экстероцептивные (дистантные и контактные); проприоцептивные или кинестетические; интероцептивные или органические. В генетическом аспекте Г Хед разделял более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность. При многих невротических и психических расстройствах наступают изменения в сфере ощущений. К этой группе в самых общих чертах относятся иллюзорные и галлюцинаторные симптомы.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ОЩУЩЕНИЕ
1. Любой непроработанный, элементарный опыт чувства или осведомленности о каких-то состояниях внутри или вне тела, вызванный возбуждением некоторого рецептора или системы рецепторов, сенсорные данные. Это определение представляет своего рода операциональный принцип ряда теорий сенсорного опыта и является тем, что представлено в большинстве вводных учебников, где ощущение обычно различают с восприятием, последнее при этом характеризуется как получаемое в результате интерпретации и детальной разработки ощущений. Однако многие психологи оспаривают само представление о том, что можно иметь какие-либо ощущения вообще без разработки, интерпретации, обозначения или опознавания того, что это за ощущение. 2. В структурализме Титченера – один из трех базовых элементов сознания (наряду с чувствами и образами). 3. Процесс ощущения. 4. Название области психологии, которая исследует эти базовые процессы сенсорного опыта. Основное внимание здесь уделяется исследованию физиологических и психофизических принципов.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ОЩУЩЕНИЕ
АДЧУВАННЕ / SENSATION (FEELING)– психический познавательный процесс, отражение отдельных признаков и свойств предметов, явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. О.– основополагающий термин в рамках ассоциативной психологии, которая рассматривала все психические образования как совокупность О. Выделяют различные виды О.: зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые, болевые, осязательные, температурные, вибрационные. Все О. имеют некоторые общие особенности. Во-первых, наличие определенных границ и возможностей О.– порогов. Нижний (абсолютный) порог характеризует минимальную величину воздействия. Существуют также порог различения близких между собой воздействий и верхний (абсолютный) порог, измеряемый такой максимальной силой воздействия, при которой еще сохраняются О. Пороги характеризуют уровень развития чувствительности: чем они ниже, тем выше чувствительность. Согласно закону Вебера– Фехнера, величина О. прямо пропорциональна логарифму силы раздражения. Во-вторых, адаптация– изменение чувствительности в процессе приспособления органов чувств к действующему воздействию. Данное состояние легко наблюдать, например, при переходе из темного помещения в светлое, и наоборот. Сильные воздействия понижают чувствительность. В-третьих, взаимовлияние О. (например, слуховые О. влияют на зрительные, и наоборот, болевые– на двигательные и т. д.). О. поддаются тренировке. А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ОЩУЩЕНИЕ
психический познавательный процесс, отражение отдельных признаков и свойств предметов, явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. О. – предпосылка для создания образов, их познания. О. разнообразны и включают следующие виды: зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые, болевые, осязательные, температурные, вибрационные. Особенно важны зрительные О.: через глаза мы примерно получаем 80% сведений об окружающем мире. Быстрота возникновения разных О. после начала воздействия неодинакова: осязательного – 0,09 с, слухового –0,12 с, зрительного –0,15 с. Отсюда следует, что звуковой аварийный сигнал будет воспринят несколько быстрее, чем световой. Все О. имеют некоторые общие особенности. Во-первых, наличие определенных границ и возможностей О. – порогов. Нижний, абсолютный порог О. характеризует минимальную величину воздействия. Существует также порог различения близких между собой воздействий и верхний (абсолютный порог), измеряемый такой максимальной силой воздействия, при которой еще сохраняются О. Пороги характеризуют уровень развития чувствительности: чем они ниже, тем выше чувствительность. Во-вторых, адаптация – изменение чувствительности в процессе приспособления органов чувств к действующему воздействию. Данное состояние легко наблюдать, например, при переходе из темного помещения в светлое, и наоборот. Сильные воздействия понижают чувствительность. Так, нормальная чувствительность слухового анализатора после резких звуков (взрыв, вой сирены) восстанавливается через несколько минут и даже часов. В-третьих, взаимовлияние О., например, слуховые О. влияют на зрительные, и наоборот, болевые на двигательные и т. д. О. поддаются тренировке, двигательные О. развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различение близких звуков может улучшить слуховые О. Важно владеть приемами временной активизации работы органов чувств (разминка, глубокое дыхание, обтирание при высокой температуре, массаж биологически активных точек и др.).

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ОЩУЩЕНИЕ
1. Субъективный класс сенсорных впечатлений, сгруппированных вместе на основе общих элементов; модальность ощущения например, слуховое ощущение, ощущение запаха, зрительное ощущение и т.д 2. Подобная классификация, но в ней за основу принимается скорее общая рецепторная система, чем общий опыт. Этот способ употребления часто встречается в таких определяющих фразах, как "орган ощущения для слушания" Эти два значения не настолько синонимичны, как может показаться на первый взгляд. Можно иметь ощущение в значении1 без рецепторного органа для этого ощущения в значении 2, как при явлении фантомных конечностей; можно иметь два или более ощущений в значении 1, но одно в значении 2, как при синестезии; или можно иметь одно ощущение в значении 1 с участием нескольких анатомически различных рецепторных органов для этих ощущений в значении 2, как это происходит с давлением на кожу и мышцы. 3. Классификация субъективных опытов, не имеющая явной простой связи с каким-либо определенным ощущением (как в значениях 1 и 2), но согласующаяся некоторым сложным образом с измерением физического мира; например, ощущение времени, ощущение пространства и т.д. 4. Форма осведомленности о некотором абстрактном качестве или понятии; например, чувство юмора, ощущение честной игры, чувство справедливости. 5. Суть общего значения предмета, события, эпизода, рассказа и т.д. Во многих составных формах на основе этих значений вместо слова ощущение используются производные от него термины. В общем, сенсорный предпочтительнее использовать, когда обозначаются понятия, основывающиеся на значениях 1 и 2, тоже имеющие отношение к ощущениям и сенсорным процессам; чувствительный (1,2) и чувствительность предпочитаются, когда это касается понятий, основывающихся на значениях 3, 4, 5 и 6, то есть имеющих отношение к эмоциональным, оценочным и интеллектуальным функциям. Ощутимый, к сожалению, используется довольно произвольно в отношении обеих областей, но становится все более и более редким в этих контекстах в специальной литературе. Составные формы, которые не приведены ниже, см. в других статьях.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ОЩУЩЕНИЕ
отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. О. является исходной фазой в чувственном познании действительности. В образах О. отражаются единичные свойства предметов материального мира — объектов, явлений процессов внешней среды и внутренней среды организма. Как образ любое О. характеризуется следующими особенностями: видом, качеством, интенсивностью, длительностью и пространственными компонентами. Эти особенности определяются процессом взаимодействия органов чувств [анализаторов) с отражаемыми объектами и зависят от характеристик их чувствительности (см. Пороги ощущения). Классификация О. может осуществляться по разным основаниям. По модальности выделяют зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и др. О. Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация (напр., пространственные, цветовые, яркостные и др. зрительные О.). В зависимости от анатомического положения рецепторов и выполняемой ими функции различают: 1) экстерорецептивные О., возникшие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2) проприорецептивные О. (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах и суставных сумках; 3) интерорецептивные (органические) О., сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. В свою очередь, экстерорецептивные О. делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные О. занимают промежуточное положение между этими подклассами экстерорецепции. В некоторых случаях О. могут выполнять различные функции: напр., зрительное О. часто несет и проприорецептивную функцию. О. человека опосредствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу этого утверждения свидетельствуют многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности. На базе синтеза О. возникает более сложная форма чувственного отражения — восприятие.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Ощущение
sensation) – 1. элементарный сенсорный опыт определенной модальности (слух, зрение и др.); 2. процесс превращения информации, поступающей в мозг из органов чувств, в элементарные акты сознания («ощущения»), в которых отражены некоторые свойства материальных объектов (тяжесть, цвет и т.д.). Известны различные модальности чувствительности: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, кинестезия и др. (всего до 12-13) Некоторые виды чувствительности представлены рядом субмодальных ощущений. Например, в зрении это ощущения красного, зеленого и синего цветов (согласно теории Юнга-Гельмгольца), в акустической чувствительности - ощущения высоких и низких тонов, в обонянии таких субмодальностей 8 (камфарный, мускусный, цветочный, мятный, эфирный, едкий, кислый и гнилостный), по другим теориям – от 4 – 9 ; во вкусовой чувствительности различают 4 субмодальности (сладкий, кислый, соленый, горький). Висцеральная или общая чувствительность также имеет ряд субмодальных ощущений (ощущения голода, жажды, сытости, сексуальные ощущения и др.), но точные данные по этому поводу отсутствуют.
Психологическими характеристиками ощущений являются: 1. абсолютный порог чувствительности или лимен (лат. limen – порог, дверь, вход, начало, дом); 2. физиологический порог чувствительности; 3. структурная сложность, любое ощущение образуют рецепторный и эмоциональный компоненты; 4. явления адаптации и габитуации; 5. влияние на психический тонус и 6. чувствительность к различению.
Патология в сфере ощущений проявляется (см.): 1. снижением порога чувствительности (гиперестезией); 2. ослаблением или выпадением чувствительности (гипестезией, анестезией); 3. нарушениями идентификации субмодальных ощущений или интрамодальных отношений (дизестезией); 4. появлением мнимых телесных ощущений (сенестопатией); 5. кросс-модальными чувствительными феноменами (синестезией); 6. фантомными ощущениями (фантомной болью и иными патологическими ощущениями в ампутированной части тела), 7. сенестезиями (различными двигательными нарушениями, не имеющими органической основы) и 8. нарушениями способности осознавать ощущения (явления гипопатии или болезненной психической анестезии, явления гиперпатии или болезненной психической гиперестезии, отчуждение ощущений, чувство их сделанности, удвоение феноменов чувствительности - см. Нарушения самоосознавания). Подробности в тексте.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ОЩУЩЕНИЕ
Sensation; Empfmdung) - психологическая функция, постигающая непосредственную реальность с помощью органов чувств.
"Под ощущением я понимаю то, что французские психологи называют "la fonction du reel" (функция реальности), которая составляет совокупность моей осведомленности о внешних фактах, полученных мной через функцию моих органов чувств. Ощущение говорит мне, что нечто есть', оно не говорит мне, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует" (АП, с. 18).
"Ощущение следует строго отличать от чувства, потому что чувство есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к ощущению в качестве "чувственной окраски", "чувственного тона". Ощущение относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, т. е. к изменениям во внутренних органических процессах" (ПТ, пар. 775).
"Поэтому ощущение есть прежде всего чувственное восприятие, т. е. восприятие, совершающееся посредством чувственных органов и "телесного чувства" (ощущения кинестетические, вазомоторные и т. д.). Ощущение является, с одной стороны, элементом представления, потому что оно передает представлению перцептивный образ внешнего объекта, с другой стороны - элементом чувства, потому что оно через перцепцию телесного изменения придает чувству характер аффекта. Передавая сознанию телесные изменения, ощущение является представителем и физиологических влечений. Однако оно не тождественно с ними, потому что оно является чисто перцептивной функцией" (там же, пар. 776).
"Следует понимать различие между чувственным (сенсуозным) или конкретным ощущением и ощущением абстрактным <...> Дело в том, что конкретное ощущение никогда не появляется в "чистом" виде, а всегда бывает смешано с представлениями, чувствами и мыслями. Напротив, абстрактное ощущение представляет собой дифференцированный вид восприятия, который можно было бы назвать "эстетическим" постольку, поскольку он, следуя своему собственному принципу, обособляется как от всякой примеси различий, присущих воспринятому объекту, так и от всякой субъективной примеси чувства и мысли, поскольку он тем самым возвышается до степени чистоты, никогда не доступной конкретному ощущению. Например, конкретное ощущение цветка передает не только восприятие самого цветка, но и его стебля, листьев, места, где он растет и т.д. Кроме того, оно тотчас же смешивается с чувствами удовольствия или неудовольствия, вызванными видом цветка, или с вызванными в то же время обонятельными восприятиями, или же с мыслями, например, о его ботанической классификации. Напротив, абстрактное ощущение тотчас же выделяет какой-нибудь бросающийся в глаза чувственный признак цветка, например его ярко-красный цвет, и делает его единственным или главным содержанием сознания, в обособлении от всех вышеуказанных примесей" (там же, пар. 777).
"Ощущение, поскольку оно является элементарным феноменом, есть нечто безусловно данное, не подчиненное рациональным законам, в противоположность мышлению или чувству. Поэтому я называю его функцией иррациональное, хотя рассудку и удается вводить большое число ощущений в рациональные связи. Нормальные ощущения пропорциональны, т. е. при оценке они соответствуют - в той или иной степени - интенсивности физических раздражений. Патологические же ощущения - не пропорциональны, т. е. они или ненормально снижены, или ненормально завышены; в первом случае они задержаны, во втором - преувеличены. Задерживание возникает от преобладания другой функции над ощущением - преувеличение же от ненормального слияния с другой функцией, например от слитности ощущения с еще недифференцированной функцией чувства или мысли (ПТ, пар. 779).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ОЩУЩЕНИЕ
построение образов отдельных свойств предметов внешнего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. С позиций материализма, согласно теории отражения, ощущения - действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражений в факты сознания - в информацию. Обеспечивают непосредственную связь сознания с внешней средой, отражают свойства предметов объективного мира. Отражение в ощущении - результат не просто воздействия объекта на живое существо, но результат их взаимодействия - взаимодействия процессов, идущих навстречу друг другу и рождающих акт познания; результат взаимодействия организма с физическими и химическими свойствами среды при их непосредственном воздействии на рецепторы.
В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь со средой. Именно в нем совершается переход энергии внешнего мира в акт сознания. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Ощущения и сохранение их следов - природная основа психики в филогенезе и онтогенезе.
Центральная закономерность ощущений - существование порога восприятия.
В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова проводились исследования, показавшие, что по физиологическим механизмам ощущение-это целостный рефлекс, объединяющий связями прямыми и обратными периферические и центральные отделы анализатора.
Проблематика ощущений интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах физиологии. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие мира.
Классификация ощущений может проводиться по разным основаниям. Их, как и восприятия, можно классифицировать по модальности, выделяя ощущения зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и пр. Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация - например, пространственные и цветовые ощущения зрительные. Известные трудности для подобной классификации представляют интермодальные ощущения, или синестезии.
Можно разделить ощущения на контактные и дистантные.
Одна из классификаций выделяет три основных класса ощущений:
1) ощущения экстероцептивные, возникающие при воздействии раздражителей внешних на рецепторы, расположенные на поверхности тела; они в свою очередь делятся на два подкласса: а) дистантные - зрительные, слуховые; b) контактные - осязательные, вкусовые; обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами.
2) ощущения проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела (благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках);
3) ощущения интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализованных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.
Но эта классификация не учитывает известную независимость функции ощущений от морфологической локализации рецепторов. Так, ощущения зрительные могут выполнять важную проприоцептивную функцию.
Известны попытки создания генетической классификации ощущений (Г. Хэд, 1918). Так, выделяются более древняя - яротопатическая и более молодая - эпикритическая чувствительность. Протопатические ощущения, в отличие от эпикритических, не дают точной локализации источника раздражения ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела, характерны постоянной аффективной окрашенностью и отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы.
Согласно представлениям, разработанным в отечественной психологии, ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости - как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая связь между биотическими и абиотическими факторами среды.
В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью и всем процессом исторического развития общества. С позиций материализма, в пользу понимания ощущения как продукта развития всей всемирной истории говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности, а также о зависимости восприятия отдельных свойств объектов от социально выработанных систем сенсорных качеств (как система фонем родного языка, шкалы тонов музыкальных или цветовых).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ОЩУЩЕНИЕ
англ. sensation) - ^психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних (см. Анализатор), а также 2) возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и др. характеристик воздействия на органы чувств (рецепторы).
Первоначально учение об О. возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Согласно сложившейся традиции, в философии термин О. трактуется широко, охватывая все явления чувственного отражения (см. Отражение чувственное), включая восприятие и представления памяти. Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали О. в качестве источника человеческого познания. В XVIII в. О. становится центральной темой дискуссий представителей эмпирической психологии и философии. Механистическое понимание О. как элементарных "кирпичиков" психического получило особое распространение в ассоциативной психологии. Так, В. Вундт различал О. и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных О.
В работах отечественных психологов (напр., А. Н. Леонтьева) утвердилось представление об активной действенной природе процессов отражения даже отдельных свойств предметов. В ходе этих процессов происходит "уподобление" динамики движения органов чувств свойствам воспринимаемых предметов (см. Перцептивные действия), причем совершенно очевидно, что подобное активное "уподобление" есть в то же время и реконструкция, восстановление, а не пассивное копирование. Большое значение для преодоления наивно-ассоциативных взглядов на О. имели работы представителей гештальт-психологии, справедливо отвергавших существование изолированных О., из которых в результате ассоциации строится восприятие. Было четко показано, что один и тот же раздражитель не порождает всегда одно и то же О., напротив, он может ощущаться очень по-разному в зависимости от того целого, в составе которого он выступает. В настоящее время проблематика О. интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах психологии.
Многообразие О. отображает качественное многообразие окружающего мира. Классификация О. может иметь разные основания. 1. Широко распространено разделение О. по модальности, в связи с которым выделяют зрительные, слуховые, осязательные и др. О. Внутри отдельных модальностей возможна более подробная классификация на качества или субмодальности, напр, пространственные и цветовые зрительные О. Известные трудности для подобной классификации представляет существование интермодальных О., или синестезий. 2. Англ. физиологом Ч. Шеррингтоном (1906) была предложена классификация О. на основе анатомического положения рецепторов и их функции. Он выделил 3 основных класса О.: 1) эк-стероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2) проприоцептивные, отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках (см. Проприоцепторы); 3) интеро-цептивные (органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма (см. Интероцепторы, Ощущения органические). В свою очередь экстероцептивные О. делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные О. занимают промежуточное положение между этими подклассами экстероцепции. Данная классификация не учитывает известную независимость функции О. от морфологической локализации рецепторов. В частности, зрительные О. могут нести важную кинестезическую функцию (Н. А. Бернштейн, Дж. Гибсон). 3. Попытку создания генетической классификации О. предпринял англ. невролог X. Хэд (1918) выделивший более древнюю прото-патическую чувствительность и более молодую эпикритическую.
О. возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения (нейтральные раздражители), отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от О. животных, О. человека опосредствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу исторического понимания О. как "продукта развития всей всемирной истории" (К. Маркс) говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности. В качестве источника знаний человека об окружающем мире О. входят в целостный процесс познания, образуя чувственную ткань человеческого сознания. От истинных О. следует отличать разнообразные психосенсорные расстройства. См. также Длительность ощущения, Интенсивность ощущения.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Ощущение
Согласно моему пониманию - одна из основных психологических функций (см.). Вундт [К истории понятия ощущения см. /78- Bd.I. S.350; 117; 118; 119/] также считает ощущение одним из элементарных психических феноменов. Ощущение или процесс ощущения есть та психологическая функция, которая, посредничая, передает восприятию физическое раздражение. Поэтому ощущение тождественно с восприятием. Ощущение следует строго отличать от чувства, потому что чувство есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к ощущению в качестве "чувственной окраски", "чувственного тона". Ощущение относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, то есть к изменениям во внутренних органических процессах.
Поэтому ощущение есть, прежде всего, чувственное восприятие, то есть восприятие, совершающееся посредством чувственных органов и "телесного чувства" (ощущения кинестетические, вазомоторные и т. д.). Ощущение является, с одной стороны, элементом представления, потому что оно передает представлению перцептивный образ внешнего объекта, с другой стороны - элементом чувства, потому что оно через перцепцию телесного изменения придает чувству характер аффекта (см.). Передавая сознанию телесные изменения, ощущение является представителем и физиологических влечений. Однако оно не тождественно с ними, потому что оно является чисто перцептивной функцией.
Следует различать между чувственным (сенсуозным) или конкретным (см.) ощущением и ощущением абстрактным (см.). Первое включает в себя формы, о которых речь шла выше. Последнее же обозначает отвлеченный вид ощущений, то есть обособленный от других психологических элементов. Дело в том, что конкретное ощущение никогда не появляется в "чистом" виде, а всегда бывает смешано с представлениями, чувствами и мыслями. Напротив, абстрактное ощущение представляет собой дифференцированный вид восприятия, который можно было бы назвать "эстетическим" постольку, поскольку он, следуя своему собственному принципу, обособляется как от всякой примеси различий, присущих воспринятому объекту, так и от всякой субъективной примеси чувства и мысли и поскольку он тем самым возвышается до степени чистоты, никогда не доступной конкретному ощущению. Например, конкретное ощущение цветка передает не только восприятие самого цветка, но и его стебля, листьев, места, где он растет, и т. д. Кроме того, оно тотчас же смешивается с чувствами удовольствия или неудовольствия, вызванными видом цветка, или с вызванными в то же время обонятельными восприятиями, или же с мыслями, например о его ботанической классификации. Напротив, абстрактное ощущение тотчас же выделяет какой-нибудь бросающийся в глаза чувственный признак цветка, например его ярко-красный цвет, и делает его единственным или главным содержанием сознания, в обособлении от всех вышеуказанных примесей. Абстрактное ощущение присуще, главным образом, художнику. Оно, как и всякая абстракция, есть продукт функциональной дифференциации, и потому в нем нет ничего первоначального. Первоначальная форма функций всегда конкретна, то есть смешанна (см. архаизм и конкретизм). Конкретное ощущение, как таковое, есть явление реактивное. Напротив, абстрактное ощущение, как и всякая абстракция, никогда не бывает свободно от воли, то есть от направляющего элемента. Воля, направленная на абстракцию ощущения, является выражением и подтверждением эстетической установки ощущения.
Ощущение особенно характерно для природы ребенка и примитивного человека, поскольку оно, во всяком случае, господствует над мышлением и чувством, но не непременно над интуицией (см.). Ибо я понимаю ощущение как сознательное восприятие, а интуицию как ощущение бессознательное. Ощущение и интуиция представляются мне парой противоположностей или двумя функциями, взаимно компенсирующими одна другую, подобно мышлению и чувству. Функции мышления и чувства развиваются в качестве самостоятельных функций из ощущения как онтогенетически, так и филогенетически. (Конечно, также и из интуиции, как необходимо восполняющей противоположности ощущения.) Индивид, чья установка в целом ориентируется ощущением, принадлежит к ощущающему (сенситивному) типу (см.)
Ощущение, поскольку оно является элементарным феноменом, есть нечто безусловно данное, не подчиненное рациональным законам в противоположность мышлению или чувству. Поэтому я называю его функцией иррациональной (см.), хотя рассудку и удается вводить большое число ощущений в рациональные связи. Нормальные ощущения пропорциональны, то есть при оценке они соответствуют - в той или иной степени - интенсивности физических раздражений. Патологические же ощущения непропорциональны, то есть они или ненормально снижены, или ненормально завышены; в первом случае они задержаны, во втором - преувеличены. Задерживание возникает от преобладания другой функции над ощущением; преувеличение же от ненормального слияния с другой функцией, например от слитности ощущения с еще недифференцированной функцией чувства или мысли. Но в этом случае преувеличение ощущения прекращается, как только слитая с ощущением функция выдифференцируется сама по себе. Особенно наглядные примеры дает психология неврозов, где очень часто обнаруживается значительная сексуализация других функций (Фрейд), то есть слитность сексуальных ощущений с другими функциями.

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
193.69 кб

Субъективное ощущение одиночества у женщин

Зинченко Е.В., Рудя И.А.
В статье авторы обращаются к проблеме одиночества. Термин «одиночество» соотносится с термином «деструкция», разрабатываемым в психологической науке Сабиной Шпильрейн.
Читать PDF
581.22 кб

Социальная фрустрированность и ощущение одиночества

Дмитроченко А.А., Самородова А.В., Гайворонская А.А.
В представленной статье рассматривается пилотажное исследование влияния уровня социальной фрустрированности на субъективное переживание одиночества.
Читать PDF
1.19 мб

Субъективное ощущение одиночества как фактор смены половых партнеров

Гайворонская Александра Александровна, Осипенко Ирина Михайловна
В статье рассматривается проблема переживаемого субъективного ощущения одиночества личности как фактора, обуславливающего смену половых партнеров. Были использованы методики Д. Рассела и М. Фергюсона (адаптация Д.Я.
Читать PDF
122.48 кб

Ощущение телесных изменений при актуализации эмоциональной реакции

Кравченко Юнна Евгеньевна
Большинство концепций эмоций совпадают в том, что физиологические изменения являются важной составляющей эмоционального процесса.
Читать PDF
102.67 кб

Ощущение кома в горле - один из новых симптомов в практике гастроэнтеролога

Туник Н.В., Фирсова Л.Д.
Читать PDF
90.06 кб

СУБЪЕКТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА КАК ФАКТОР СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ЖЕНЩИН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Кудряшова Е.Л.
Читать PDF
208.63 кб

Ощущение и чувствование времени в контексте священного Писания: культурофилософский анализ

Здерева О. В.
На основе текстов Ветхого и Нового Заветов автор детально и многопланово анализирует дихотомию телеологического и личностного времени в ее трактовке религиозной христианской философией.
Читать PDF
677.47 кб

Ощущение бессмысленности существования у подростков связь с суицидальными проявлениями и психическим

Розанов Всеволод Анатолиевич, Рахимкулова Анастасия Станиславовна, Уханова Анастасия Игоревна
Опрошен 601 школьник (возраст 14,87 лет, SD=1,11 лет) с использованием инструментария, разработанного для целей международного проекта по изучению психического здоровья детей SEYLE.
Читать PDF
303.40 кб

Ощущение кома в горле - симптом заболеваний пищевода?

Фирсова Людмила Дмитриевна, Туник Наталья Витальевна
Цель исследования представить клиническое описание симптома кома в горле в сопоставлении с проявлениями заболеваний пищевода. Материал и методы.
Читать PDF
93.30 кб

Иррациональные элементы в эстетике Г. Э. Лессинга. Чувство и ощущение

Перфильева З. Е.
Читать PDF
770.77 кб

Ощущение знания и социально-историческая эпистемология

Колпаков В. А.
Рецензия на книгу Шульман М.М. Ощущение знания. В 2 т. Ростов н/Д. Изд-во ЮФУ, 2009.
Читать PDF
130.52 кб

2001. 04. 009. Спиниччи П. Ощущение, восприятие, понятие. Spinicci P. sensazione, percezione, concet

Кимелев Ю. А.
Читать PDF
6.09 мб

Катастрофическое ощущение жизни и катастрофизм личности

Консон Григорий Рафаэльевич
Читать PDF
313.29 кб

Общественное мнение: ощущение нестабильности усиливается

Олег Манаев
В 2016 году ощущение нестабильности в Беларуси усилилось. Это затронуло миллионы людей и почти все сферы общественной жизни экономику, социальную структуру, внутреннюю и внешнюю политику.
Читать PDF
392.31 кб

Обозначает ли слово «Ощущение» ощущение? (обсуждая аргумент индивидуального языка Л. Витгенштейна

Ладов Всеволод Адольфович
Обсуждается аргумент индивидуального языка, представленный в «Философских исследованиях» Л. Витгенштейна.

Похожие термины:

  • ОЩУЩЕНИЕ БОЛЕВОЕ

    ощущения, характерные для таких воздействий, что могут вести к нарушению целостности организма. Сопровождаются отрицательной эмоциональной окраской и вегетативными сдвигами (учащением сердцеби
  • ДАВЛЕНИЯ, ОЩУЩЕНИЕ

    специфическое ощущение, которое возникает, когда на поверхность кожи давит с определенной силой какой-либо предмет. Поверхность кожи подвергается умеренной деформации под воздействием предмета.
  • ОЩУЩЕНИЕ: ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

    особенность восприятия, заключаемая в том, что интервал времени, в течение коего существует ощущение, как правило, не совпадает с длительностью воздействия раздражителя. Ощущение возникает спуст
  • ОЩУЩЕНИЕ ЭПИЛЕПТИЧЕСКОЕ

    симптомы нарушения чувствительности, представленные в припадках эпилепсии. П
  • ОЩУЩЕНИЕ: ИНТЕНСИВНОСТЬ

    степень субъективной выраженности ощущения, связанного с некоим раздражителем. Связь интенсивности ощущения с физической интенсивностью раздражителя имеет достаточно сложный вид. Предложены р
  • СТАТИЧЕСКОЕ ОЩУЩЕНИЕ

    См. равновесие (2).
  • ТЕРМАЛЬНОЕ ОЩУЩЕНИЕ

    См. температурное ощущение.
  • ТЕРМИЧЕСКОЕ ОЩУЩЕНИЕ

    См. температурное ощущение.
  • ОЩУЩЕНИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКОЕ

    ощущения, дающие субъекту информацию о движении и положении его собственного тела. Возникают при раздражении проприоцепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. На основе кин
  • ОЩУЩЕНИЕ КОНФЛИКТА

    Третий этап теории конфликта Понди, когда группа начинает чувствовать нарастание конфликта.
  • НЕРЕАЛЬНОСТИ ОЩУЩЕНИЕ

    unreality, feelings of) См. ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ; ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ.
  • ОЩУЩЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЕ

    ощущения, свидетельствующие о протекании определенных процессов в организме и связанные с потребностями органическими. Могут носить локальный характер и побуждать к восполнению некоего конкрет
  • ОТРАЖЕННОЕ ОЩУЩЕНИЕ

    любой сенсорный опыт, который локализуется в место, отличное от того, которое фактически стимулируется. Например, отраженная боль.
  • ВРЕМЕНИ, ОЩУЩЕНИЕ

    См. времени, восприятие.
  • ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ОЩУЩЕНИЕ

    Устаревший термин для обозначения стимула, интенсивность которого ниже порога чувствительности.
  • ПРЕПЯТСТВИЯ, ОЩУЩЕНИЕ

    Способность многих слепых людей избегать препятствий на своем пути. Здесь участвует слух, и эта способность возникает благодаря эхолокации. Ср. с лицевым зрением.
  • Спутанное ощущение себя

    нарушения самоосознавания при шизофрении вплоть до утраты ощущения самого себя, появления ощущения новой идентичности, неуверенности относительно границ, отделяющих Я пациента от окружающего м
  • ОЩУЩЕНИЕ, СПЕЦИАЛЬНОЙ

    Общий термин, используемый для обозначения тех ощущений, рецепторы которых находятся в голове: зрения, слуха, запаха и вкуса. Однако сюда следует также включить ощущение равновесия, или вестибуляр
  • СУБЪЕКТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ

    Вообще – любой сенсорный опыт, порожденный внутри, а не в результате воздействия физических энергий на рецепторы человека. Классический пример – шум в ушах.
  • Ощущение своего тела

    Bodily sense). Самый ранний из центральных аспектов личности, первая составляющая проприума, которая возникает у младенца.