ОБРАЗ

Найдено 26 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Образ
Отображение чего-либо в мозгу в виде своего рода картины.

Источник: Халперн Д. Психология критического мышления, 2000

ОБРАЗ
субъективная обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ОБРАЗ
субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, др. людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Образ предполагает интериоризацию схем действия с предметами (Дж.Брунер, А.В.Запорожец).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ОБРАЗ
результат и идеальная форма отражения в сознании человека предметов и явлений материального мира, действующих или действовавших раньше на органы чувств; О. на чувственной ступени познания - ощущения, восприятия, представления; на уровне мышления - понятия, суждения, умозаключения

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Образ
результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. В психологии – субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную
последовательность событий (Большая советская энциклопедия, 19691978).

Источник: Экологическая психология словарь-справочник 2012.

ОБРАЗ
картина реальности и/или ее отдельных аспектов (включая самого субъекта), привязанная к конкретным условиям, обстоятельствам, времени и/или вневременная, складывающаяся под влиянием субъективных условий его жизнедеятельности и зависящая от системы значений (язык и др.), которыми оперирует субъект. (Косолапов Н.А., с.104)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

ОБРАЗ
субъективная представленность предметов окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

образ

форма отражения обьекта, явления в сознании, субьективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субьекта, строящаяся в соответствии с пространственно-временными и причино-следственными закономерностями и зависящая от системы значений, которыми оперирует субьект. На чувственной ступени познания основой возникновения образа являются ощущение, восприятие, представление; на уровне логического мышления – понятие, суждение, умозаключение. Возникающий в сознании образ зависит от всех психических явлений – воли, эмоций, установок, мотивов и т.д.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ОБРАЗ
от праславянского оb- + rаzъ – «изображение, картина, образ, икона» – чувственное по форме психическое явление, имеющее пространственную организацию и временную последовательность событий. О. – это субъективная картина мира, включающая самого субъекта, т. е. это результат отражения, как всеобщего свойства материи, зависящий от уровня развития психики и особенно высших психических функций. Кроме образов, возникающих вследствие отражения реально существующих в действительности, могут быть образы не существующих объектов: например, образ воображения, т.е. вымышленный, или фантом – ощущение утраченной части тела и др.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

Образ
(образы). Психологическое понятие, которым определяется продукция ярких психических представлений в ходе нормального мыслительного процесса. При некоторых физиологических состояниях (без наличия болезненных расстройств) можно установить изменения в нормально переживаемых образах: так, напр., гипнагогические образы, переживаемые во время засыпания (при переходе от бодрого состояния ко сну), значительно отличаются от нормальных. То же наблюдается и в переживаниях при переходе от сна к бодрому состоянию. Эйдентичные образы отличаются от нормальных большей живостью и часто устанавливаются в детском возрасте. Отличаются от нормальных образов также галлюцинаторные переживания (см. Галлюцинации).
О., телесный - см. Телесный образ.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ОБРАЗ
субъективное психическое явление как результат познавательных процессов. Различают О.: элементарные (ощущений), свойственные и животным, и сложные — идеальные (восприятий и понятий), свойственные только человеку; непосредственные (по анализаторам), опосредованные (описанием, чтением не только текста, но и приборов) и следовые (памяти); статичные и динамичные; самостоятельные и включенные в другие психические явления (мышление, волевые действия). Сложные, динамические и включенные О. определяют опережающее отражение. Эмоции не имеют О., чувства и воля — имеют, поскольку их структура включает понятия. При всем значении для психологии О.— это не категория, а понятие третьего уровня сверху: форма психического отражения — восприятие — образ (или сознание — знание — образ).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ОБРАЗ
общепсихологическое понятие. Используется для обозначения особой формы результатов целостного отражения в психике человека действительности. Различают сенсорно-перцептивные и мыслительные О. В них одновременно представлены пространство, движение, цвет, форма предметов, явлений, временная последовательность событий. В работах А. Н. Леонтьева была выдвинута гипотеза об О. мира как многомерном психологическом образовании. Когнитивная психология изучает соотношение О., возникающего в результате актуального восприятия с предъявлениями тех же самых предметов или объектов. На формирование и функционирование образов оказывает влияние индивидуальный сенсорно-перцептивный и умственный опыт человека, черты характера, знания, мотивы и цели деятельности. Способность воспроизводить и создавать О. широко используется в психотерапии.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ОБРАЗ
субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, др. людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В психологии понятие «О.» используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным толкованием, синонимичным понятиям «отражение» и «психика», существует традиция, связывающая с О. преимущественно перцептивные формы знания. При описании развития мышления ребенка выделяют стадию наглядно-обрaзного мышления, отличие которой от более ранних стадий состоит в опоре на зрительные представления как средства решения мыслительных задач. Выделяется также категория умственного О., каковым, в частности, является значение. Закономерности формирования О. конфликтной ситуации у ее участников – одна из важных, сложных и малоисследованных проблем в конфликтологии. О. конфликтной ситуации является упрощенной, а часто и искаженной моделью реальной конфликтной ситуации.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ОБРАЗ
1. Комплекс ощущений, связанных друг с другом и представляющих в сознании человека предмет или явление в его свойствах, воспринимаемых с помощью органов чувств. О.-это результат чувственного отражения человеком свойств соответствующего предмета или явления при его непосредственном воздействии на органы чувств или в результате извлечении информации о нем, хранящейся в памяти. 2. В структурализме-одна из трех групп явлений, входящих в состав сознания наряду с ощущениями и эмоциональными переживаниями. 3. Картина чего-либо, сложившаяся в данный момент времени в голове человека. 4. Продукт воображения. 5. Часть или элемент сновидения. 6. Общая картина окружающего мира, представленная в сознании человека («образ мира»). См. анализатор, воображение, восприятие, Гесса образ, образ вербальный, образ гипнагогический (образы гипнагогические), образ гипнопомпический (образы гипнопомпические), образ души, образ жизни, образ идеализированный, «образ мира», образ последовательный, образ последовательный положительный, образ последовательный фигуральный, образ потребного будущего, образ сетчаточный, образ Я, орган чувств, ощущение, сознание, структурализм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Образ
результат субъективного отражения предметов и явлений действительности. В О. воспроизводится оригинал (в этом смысле он представляет собой «копию», «слепок»). По сравнению с ним знак (см. Знаковая функция) выступает заместителем оригинала (связь между ними является условной).
О. осознается и переживается субъектом как целостность, в которой представлены основные перцептивные категории (пространство, движение, форма, цвет, фактура и др.). На сенсорно-перцептивном уровне он возникает при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств. На уровне представлений это образная память, воображение, последовательные, эйдетические, гипногогические (возникающие в состоянии гипноза) и некоторые другие О. Они вторичны по сравнению с теми, которые возникают на сенсорно-перцептивном уровне.
В отличие от других когнитивных образований О. обладают очень большой информационной емкостью. В первую очередь это касается зрительных О., в которых симультанно (одновременно) отражено множество элементов и качеств объекта.
Литература
Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
Уваров Л. В. Образ, символ, знак. Минск, 1967.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Образ
общеславянск. «образити» - изобразить, нарисовать) – 1. отображение объекта на сетчатке глаза; 2. в структуралистской психологии – один из трех подклассов сознания, другие два – это ощущение и чувства. Образ рассматривается как психическое представление текущего или прежнего сенсорного опыта, как «картина в голове»; 3. в когнитивной психологии – мысленное представление сенсорного опыта в виде воспоминаия отражения воспринятых ранее объектов и явлений как реального, так и воображаемого мира. Образ в этом плане есть не фотографически точная копия воспринимаемого или ранее воспринятого, а модифицированный продукт синтеза разных сенсорных стимулов; 4. элемент сновидения (с любой сенсорной модальностью или это мысленный образ чего-то воображаемого); 5. общее отношение к какому-то явлению, например, образ Запада у жителей Африки; 6. общее название чувственного представительства в сознании как воспринимаемого в данный момент (образ восприятия, наглядный образ), так и воспринятого ранее (образ представления, мысленный образ). Различают также последовательные образы видоизменения наглядных образов, возникающие вскоре после прекращения действия сенсорного стимула; 7. в психопатологии – чувственное или мысленное представительство в сознании пациента некоей мнимой реальности (например, галлюцинаторный образ).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ОБРАЗ
идеальный продукт человеческой деятельности; субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности. В О. одновременно представлены основные оперативные категории: пространство, движение, цвет, форма, фигура и т. п. В информационном отношении О.— необычайно емкая форма отражения окружающей действительности. О. многомерны, многокатегориальны и полимодальны. В О. отражаются не только функциональные перцептивные категории, но и взаимоотношения между ними, как в рамках одной модальности, так и интермодальные. Особенно велика роль зрительных О. По сравнению со слуховыми и двигательными они характеризуются субъективной симультанностью, позволяющей мгновенно схватывать отношения между реальной и представляемой ситуацией, что обеспечивается использованием в качестве перцептивных оперативных единиц восприятия многомерных кодов (сочетаний цветов, формы, конфигурации и т. п.). Зрительные О. содержат в себе аффективные и оперативные элементы. Это позволяет О. трансформироваться в перцептивно-моторные схемы и выполнять функцию регуляции поведения с учетом внешних обстоятельств, а также мотивационных и целевых аспектов деятельности. В О. осознается в первую очередь предметное содержание, соответствующее смысловой стороне стоящей перед субъектом задачи. В то же время фоновые координации, реализуемые на более низких уровнях, не представлены в фокальной области сознания. Манипуляция О. служит средством решения задач опознания, а также важнейшим средством продуктивного восприятия и визуального мышления. В деятельности оператора большая роль принадлежит оперативным образам.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ОБРАЗЫ

En.: Images
Действенность произносимых в гипнозе слов пропорциональна их способности вызывать образы, и если эффект заставляет себя ждать, опытный оператор не замедлит прибавить несколько образов, по возможности ярких. (Принято считать, что для создания образов подходят все каналы коммуникации.)
Это утверждение можно проиллюстрировать небольшим упражнением, которое, если произносить слова не спеша, позволяет без затруднений перейти к анальгезии, что особенно интересно и полезно при работе с детьми:
«Если вы посмотрите на свою руку и представите себе, что каждый палец связан с нервом определенного цвета, то вы можете проследить путь этих нервов вдоль всей руки, затем по позвоночному столбу... до самого мозга. Вы можете вообразить, что эти нервы достигают как бы коробочки, форму и цвет которой вы представите себе сами. Внимательно разглядывая эту коробочку, вы можете обнаружить выключатели и выборочно отключать ток, идущий к вашей руке».
После этого вы можете проверять чувствительность обеих рук путем покалывания и после непродолжительной тренировки добиться неплохого уровня анальгезии.
Поражает, что научные истины совершенно не применимы при обращении к подобным образам. Это маленькое упражнение, простое и удобное в работе, часто повторяют как гипнотическое упражнение, тогда как оно представляет собой всего лишь умело проведенное внушение. Оно имеет целью сопровождение пациента в его психической работе. Это доказывает, что использование некоторых естественных феноменов в терапевтических целях не требует ритуала индукции. Использование или неиспользование слова «гипноз» зависит от соглашения или от конкретного случая (см. также Araoz, 1990).

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

ОБРАЗ
Термин происходит от латинского слова, означающего имитацию, и большинство способов употребления его в психологии, и устаревших и современных, вращаются вокруг этого понятия. Следовательно, наиболее распространенными синонимами для него являются понятия сходство, копия, воспроизведение, дубликат и т.д. Встречается несколько важных вариации этого понятия: 1. Оптический образ – наиболее конкретное использование, которое относится к отражению объекта зеркалом, линзой или другим оптическим устройством. 2. Более широкое значение – сетчаточный образ – (приблизительное) изображение объекта на сетчатке, возникающее точка за точкой, когда свет преломляется оптической системой глаза. 3. В структурализме – один из трех подклассов сознания; другие два: ощущения и чувства. Основной упор в этой модели употребления делался на то, что образ должен рассматриваться как психическое представление прежнего сенсорного опыта, как его копия. Считалось, что эта копия менее яркая, чем сенсорный опыт,
все еще представленная в сознании как память об этом опыте Это специфическое значение термина было привнесено и в современную когнитивную психологию, где образ рассматривается как, грубо говоря 4. 4. Картинка в голове. Это понятие на уровне здравого смысла фактически довольно хорошо отражает суть термина в его наиболее современном использовании но следует сделать некоторые предостережения, (а) "Картинка" не в буквальном смысле - нет никакого устройства, типа слайдопроектор/экран скорее следует говорить: "как будто картинка". То есть воображение это когнитивный процесс, действующий так, "как будто" у человека возникает мысленная картинка, являющаяся аналогом сцены из реального мира, (б) Образ не обязательно рассматривается как воспроизведение прежнего события, но скорее как конструкция, синтез. В этом смысле образ больше не рассматривается как копия, например, можно представит себе единорога, едущего на мотоцикле, что врядли будет копией какого-либо прежде виденного стимула, (в) Эта картинка в голове, кажется, может мысленно "перемещаться" таким образом, чтобы можно воображать, например, единорога, едущего на мотоцикле к вам, от вас, по кругу и т.д. (г) Картинка не обязательно ограничивается зрительным представлением, хотя, несомненно, чаще всего этот термин употребляется именно в этом смысле. Например, можно вызывать слуховой образ (пробуйте создать образ из какой-либо хорошо известной мелодии), осязательный образ (представьте себе форму, скажем, треугольника, прижатого к вашей спине) и т.д. Некоторые люди утверждают, что у них бывают даже вкусовые и обонятельные образы. Из-за таких расширенных толкований к этому термину часто добавляются определения, чтобы указать форму обсуждаемого образа. И в заключение, (д) эта модель употребления посягает на значение этимологически связанного с этим термина воображение.
Выше были приведены основные модели употребления, но встречаются и некоторые другие: 5. Общее отношение к некоторому учреждению, как, например, "образ Китая у жителей запада". 6. Элементы сновидений.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ОБРАЗ
ВОБРАЗ / IMAGE– общепсихологическое понятие, используется для обозначения особой формы результатов целостного отражения действительности в психике человека. Различают сенсорно-перцептивные и мыслительные О. В них одновременно представлены пространство, движение, цвет, форма предметов, явлений, временная последовательность событий. Исследованию разных сторон понятия О. посвящено множество научных трудов, среди имен авторов– Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, П. О. Макаров, Н. Н. Ланге, С. М. Василевский, Дж. Брунер, Ж. Пиаже, А. В. Запорожец, А. В. Беляева, Л. М. Веккер, С. Косслин, Р. Шепард, Н. А. Бернштейн, А. В. Либин, B. П. Зинченко, И. С. Кон и многие другие. Представители деятельностного подхода детерминантами сознания и образа, в частности, рассматривают внешний мир, внутренний мир (мотивы человека, его потребности, ценности и т. д.), культуру, в которой он живет, и язык. Устанавливая связи между этими факторами, они предлагают модель образа сознания в виде тетраэдра. «Внешний мир представлен предметным содержанием, мир культуры– значением, представителем языка является слово, а внутреннего мира– личностный смысл. Каждый из узлов образа– пограничная сущность, одной стороной обращенная к объективно существующей реальности (внешнего мира, внутреннего мира, языка и культуры), а другой– к непосредственной субъективности». Когнитивная психология изучает соотношение О., возникающего в результате актуального восприятия, с предъявлениями тех же самых предметов или объектов. На формирование и функционирование О. оказывают влияние индивидуальный сенсорно-перцептивный и умственный опыт человека, черты характера, знания, мотивы и цели деятельности. Способность воспроизводить и создавать О. широко используется в психотерапии. В аналитическом подходе, в частности в психоанализе, О. выступает ключом доступа к вытесненному в бессознательное содержанию. Юнгианский анализ понимает О. как выражение воспринятой целостности и того, что можно постичь в индивидуальном опыте. О. наделен генерирующей энергией, его функция– пробуждать. Автор метода эмоционально-образной терапии (ЭОТ) Н. Д. Линде говорит о возможности выразить эмоциональное состояние «через зрительный, звуковой или кинестетический образ, а дальнейшая внутренняя работа с этим образом позволяет трансформировать негативное эмоциональное состояние в позитивное. … Эмоционально-смысловое интерсубъективное (внутриличностное) воздействие направлено на изменение хронического негативного эмоционального состояния, а образ служит только “рычагом” для этой работы». Образотерапия А. Лазаруса подробно описывает терапевтические техники решения разнообразных личностных проблем, задействующие воображение, образные ассоциации. Многочисленные представители креативной терапии и арт-подхода рассматривают О. как базовое понятие и строят работу на взаимодействии с О., его символике и метафорическом содержании, его ресурсности и многогранных возможностях (см., например, Арт-терапия, Библиотерапия, Драматерапия, Музыкотерапия, Сказкотерапия, Танцевально-двигательная терапия). Е. А. Бакланова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ОБРАЗ
англ. image) - чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшей компонентой действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели и разворачивая действие в пространстве и времени. Полнота и качество О. определяют степень совершенства действия. В процессе реализации действия исходный О. видоизменяется (преобразуется), накапливая в себе опыт практического взаимодействия субъекта со средой. Объем содержания О. безграничен (от О. микрочастицы до О. Вселенной), причем все содержание дано в нем одновременно (симультанно). В чувственном О. м. б. воплощено любое абстрактное содержание; в этом случае материалом для О. служат не только пространственно-временные представления (зрительные, слуховые, тактильные, мышечные, вестибулярные, вкусовые и обонятельные), но и внутренняя речь (в виде названия абстрактного понятия или описания его с помощью ключевых слов). (См. Концептуальная модель, Оперативный образ, Отражение чувственное, Радикальная теория образов, Функциональная эквивалентность образов).
Различают следующие виды образных явлений. 1.0. восприятия (син. перцептивный О., пер-цепт) - отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), воздействующего на органы чувств. 2. О. представления (см. Представление, Представления памяти). 3.0. воображения (син. фантазия) - вымышленный О., данный в представлении, но не имеющий аналогов в реальной действительности и поэтому никогда ранее не воспринимавшийся (см. Воображение). 4. Послеобраз (син. последовательный О.) - следовое непроизвольное "восприятие" кажущегося объекта, который незадолго до этого рассматривался при строго неподвижном взгляде (в случае зрительного послеобраза, но аналогичные явления существуют и в др. модальностях). Хорошо заметен лишь на однородном (лучше всего сером) фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной (или медленно и плавно движущейся) метки. 5. Эйдетический образ - отчетливое, полное и детальное зрительное представление объекта (сцены) в течение некоторого времени после прекращения его рассматривания; отличается от послеобраза независимостью от движений глаз и большей стабильностью сенсорных характеристик. Эйдетизм характерен для части детей. У взрослых встречается редко. 6. Фосфены (син. фотизмы) - хаотические световые "ощущения" ("искры в глазах"), обычно наблюдаемые в темноте или при закрытых глазах; имеют разнообразную текстуру - от нескольких светящихся точек до сложных узоров, меняющихся во времени. Могут вызываться электрической стимуляцией участков кожи ок. глазницы или различных отделов зрительного анализатора, а также механическим воздействием на глаз (надавливанием на закрытое веко). 7. Фантом (см. Фантом ампутационный) - ощущение утраченной части тела (после ампутации руки, ноги и т. п.). 8. Галлюцинация - ложное восприятие реально отсутствующего объекта (сцены), субъективно не отличаемое от О. восприятия; возникает спонтанно, как правило, при различных психических расстройствах (см. Онейроидное состояние сознания, Персеверация, Синдромы психопатологические, Сознания патология), в стрессовых ситуациях и во время длительной сенсорной изоляции. 9. Почти всем знакомы нормальные сновидные О., которые нередко имеют "кинематографический" и квазиреальный характер. См. также Психосенсорные расстройства, Энтоптические явления. (А. И. Назаров.)
Добавление ред.: Слово "О." - составное {образ); корень его родственен глаголу резать.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ОБРАЗ
субъективная картина мира или его фрагментов, субъективная представленность предметов внешнего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Включает в себя самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Будучи основой для реализации практических действий по овладению внешним миром, образ определяется также характером этих действий, в ходе коих исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам. Одно из важных свойств образа - его целостность (=> гештальт). Целостность образа детерминирована: онтологически - предметностью объективной реальности; психофизиологически - взаимодействием внешнего дистантного и двигательного анализаторов, объединяющихся в познавательный комплекс; физиологически - на уровне организма, и психологически - на уровне личности - активностью, направленностью на познание.
Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Образ - всегда сигнал и имеет биологическое и социальное значение, определяет реакцию сближения или ухода от раздражителя, а также траекторию, силу, скорость движения, пространственную локализацию. Человек не только ощущает, но испытывает познавательно-эстетическую потребность в ощущениях. В этой потребности заложена основа умственного и эстетического развития личности, полнота отражения мира и отношения к нему.
Образы представлений вторичны по отношению к образам ощущения и восприятия. Сохраненные в памяти, они улучшают ориентацию животных в среде, а у человека становятся достоянием духовной жизни, итогом познания чувственного мира, основой прогноза для познания и действия. Образ представления - исходная форма развития и развертывания психической жизни личности. Среди закономерностей прежде всего важна обобщенность образа.
При сравнении качественных характеристик образов восприятия и образов представления бросается в глаза неполнота, фрагментарность, неустойчивость и бледность последних в сравнении с образом восприятия.
С позиции исследования развития онтогенетического, образ предполагает интериоризацию схем действия с предметами. В работах А.Н. Леонтьева была выдвинута гипотеза об образе мира как многомерном психологическом образовании. К числу пяти его квазиизмерений относятся координаты пространства-времени и квазиизмерение значения. Последнее, в свою очередь, можно представить с помощью соответственных средств математической обработки в виде разнообразных геометрических моделей - пространств семантических субъективных.
Интенсивное изучение образов ведется в психологии когнитивной, где обсуждается и проблема соотношения образа, возникающего в результате актуального восприятия, с представлениями тех же самых предметов и событий.
Анализ пространственных преобразований воспринимаемых и представляемых предметов свидетельствует о близости лежащих в их основе процессов. Поэтому было выдвинуто предположение о существовании гипотетической нейрофизиологической структуры-."зрительного буфера", активация коего сенсорной информацией или сведениями из памяти долговременной приводит к появлению наглядного образа. Однако выявленное эмпирически соответствие можно объяснить лишь генетически - происхождением внутреннего плана деятельности из реальных действий предметных. О различии двух видов образов могут говорить различия их субъективной отчетливости, а также тот факт, что образы представлений никогда не локализуются во внешнем пространственном окружении. Исключение - образы эйдетические и истинные галлюцинации, возникающие при некоих психических расстройствах. Эти различия иногда ослабляются при состояниях сознания измененных (-> сознание: состояние измененное), в частности - при сновидениях и в состояниях просоночных. Псевдогаллюцинации, напротив, совершенно явно отличаются от образов восприятия.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ОБРАЗ
(Image; Bild). Хотя несложно определить специфику той ситуации и того времени, в которых Юнг сформулировал определение символа, труднее описать эволюцию его идей, касающихся О. Возможно, переход от обсуждения символов к концентрации внимания на О. характерен для аналитической психологии в постюнгианский период (ср. Samuels, 1985а), но внимательное изучение работ самого Юнга дает основание определять образ как контекст, в который заключен символ, как личный, так и коллективный. Жизненный труд Юнга вкупе с его произведениями, видимо, определялся специфическими психическими состояниями, вокруг которых он постоянно вращался (см. ЦИРКУМАМБУЛЯЦИЯ), наблюдая их все более глубоко и непосредственно и тем самым получая возможность придать им более совершенную форму. Поэтому, хотя порой он и смешивал эти два понятия в различные периоды своей профессиональной деятельности, используя их в качестве синонимов, в конце концов выяснилось, что он понимал О. как нечто исходное, более важное, чем просто сумма его символических компонентов. Юнг писал: «Образ — это предпочтительно конденсированное выражение психической ситуации в целом, а не просто чистых и элементарных бессознательных содержаний» (Собр. соч. Г. 6. Парагр. 745). Пониманию Юнгом О. изменялось в течение жизни. Первоначально понятие О. означало некое сопутствующее психическое наличие. Наиболее выразительное открытие Юнга, проверенное эмпирически, заключается в том, что психическое не действует «научно», с помощью гипотез и моделей, но образно, через миф и метафору. Тем не менее Юнг говорит об О.: «Несомненно, он выражает бессознательные содержания, но не все, а только те, что на мгновение, ежеминутно констеллируются. Эта констелляция является результатом спонтанной деятельности бессознательного, с одной стороны, и одномоментных осознанных ситуаций — с другой... Интерпретацию смысла этой констелляции, следовательно, нельзя начинать ни с сознания, ни с бессознательного, но только исходя из их взаимных отношений» (Там же). В известном смысле это возвышает эмоции и аффект, рассмотренные с точки зрения образности. Тогда как с каузальной, теоретической или научной точки зрения О. предположительно объективны, по своей природе они чрезвычайно субъективны (см. РЕДУКТИВНЫЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ). Поскольку О. является вместилищем противоположностей в отличие от символа — посредника противоположностей, то он не может включать лишь какую-то одну сторону, элементы образа наличествуют и в другой. Примером может служить образ анимы, являющийся одновременно и внутренним и внешним опытом; наподобие «матери» или «королевы». Частично анализ состоит из разделения противоположностей для последующего нового их объединения в качестве более осознанных и обновленных образов. Можно сказать, что жизнь, будучи реальной, в равной степени и психологична. О. всегда есть выражение воспринятой целостности и того, что можно постичь, понять в индивидуальном опыте. Несмотря на то что Юнг, особенно к концу жизни, проводил границу между архетипическим О. и собственно архетипом, в действительности именно эти образы подводят зрителя (сновидца, напр.) к состоянию, в котором он может воплотить или осознать воспринимаемое. Согласно Юнгу, О. наделен генерирующей энергией; его функция — пробуждать; психически он императивен. Итак, О. способны рождать себе подобные; движение О. в направлении собственной реализации — это психический процесс, который происходит с нами лично. Мы одновременно наблюдаем со стороны и действуем или страдаем как персонажи драмы. «Это психический факт», — пишет Юнг, — что фантазия возникает и оказывается столь же реальной, насколько реальны вы сами как психическое бытие. Если такая решающая операция вхождения в вашу собственную реакцию не выполняется, все изменения отдаются потоку образов, а вы сами остаетесь неизменны» (Собр. соч. Т. 14. Парагр. 753). Психологическая жизнь прежде всего озабочена необходимостью субъективной реакции на образы, устанавливая тем самым отношение, диалог, вовлечение или податливость и захват, конечным результатом которых является конъюнкция, в которой осуществляется и человек, и образ (см. АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ; ЭГО; ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ ФУНКЦИЯ). Здесь фокусируются интересы современных аналитических психологов, что символизируется в их особом внимании к эмпатии, родственности и эросу. Уделяя большое внимание индивидуальным символам, Хиллман (1975) также пытается внести ясность в концепцию образа. Соответствующие отношения между индивидом и О. описаны исламским ученым Корбином (1983): «... сам образ открывает дорогу лежащему вне его, к чему и направлены все его символы». В подтверждение этому звучит утверждение Юнга: «Когда сознательный разум принимает активное участие и переживает каждую стадию процесса или, по крайнем мере, интуитивно ее понимает, тогда следующий образ (расширение первоначального образа) всегда начинается на более высоком уровне, который уже был завоеван и предполагал развитие» (Собр. соч. Г. 7. Парагр. 386). См. ИМАГО; ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ; ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

ОБРАЗ
индивидуально-субъективная панорама-картина мира-онтоса-бытия или же ситуаций, эпизодов бытия, других субъектов, экстеросреды, отражающая те или иные феномены, события, явления; О. — это и специфическая форма отражения-отзеркаливания объективно-субъективной реальности-достоверности; в псих. как науке существует интерпретация образа, кот. коррелируется, в основном, с перцептивно-процессуальными формами знания субъекта, связанными с эволюцией-репродукцией его мышления, менталактов, визуально-оптическими представлениями и их метаболизациями, как модусами-средствами разрешения дифференциально-рефлексивных целей и задач; О. интерпретирует-моделирует схемы-акты действия-поведения с объектами, с предметами, коммуникативные интерпретации во взаимодействии с другими людьми; некот. иссл. выдвигают концепцию о существовании нейрофизиологическо-психологическо-гипотетической структуры зрительного образа, зрительно-эйдетической модели, согласно кот. мультисенсорная информация, связанная с механизмами памяти и приводит к возникновению наглядных образов, эйдетических моделей, детерминирующих генезисно-динамический имманентный абрис деятельности-активности субъекта, интенционально реально-достоверных субъектов-объектов-предметов бытия, представленных-отраженных в его сознании в качестве мультисигнально-мультиинформационно-мультиэйдетическомультисенсорно-мультисинтетической отчетливой эйдетико-информмодели, локализированной-детектороизированной самим сознанием и подсознанием интенционально экстеросреды, экстеропространства, в данной экзистенции, в данном бытии; в псих. как науке рассм. и такое понятие, как образ онтологии, образ мира, как суммационно-целостная система представлений субъекта о мире, онтосе, других индивидах, о своем Эго, своей деятельности-активности; часто понятие образ онтологии, образ мира синонимизируют как понятие-термины картина мира, модель реальности, познавательно-онтосо-когнитивная модель и т.д., что получает в различных псих. теориях, направлениях оригинально-специфические модификации; согласно нашим концепциям целостность-синтетичность-синкретичность образа онтологии, образа мира, картины мира необходимо интерпретировать-анализировать с учетом единства совокупности объективного мира в когеренции с индивидуально-человеческой деятельностью, спроецированной на преобразование-инкарнацию самого социума, своего Эго, бытия, а уже индивидуально-поведенческие акты субъекта необходимо и рассматривать как операционально-инструментальные-ментальные действия, обеспечивающие креативно-гностические процессы или же его деятельно-трансформационные функции, тектонизирующие-конституирующие-преобразовывающие сам мир, экстеросреду; образно-концептуальная модель (О.-к.м.) — это суммация-совокупность представлений субъекта-оператора о прогнозируемо-достоверном состоянии объекта деятельности и эргатической системы в целом о целях-модусах реализации своей активности; дифференцируют константные и оперативно-переменные ингредиенты О-к.м.; константные включают в свою модель совокупность представлений оператора о пространственно-временных феноменах, о стратегических целях деятельности-активности, ценности-модальные оценки, представления о модусах мультиреагирования на трансформацию обстоятельств; оперативно-переменные — это результат анализа и синтеза информмоделей, потока самой информации, кот. передаются-индукцируются самой информационной моделью, а уже нахождение трансформаций-инкарнаций и приводит к дифференциальным модификациям О.-к.м., кот. модальноизируют-критериеизируют мультиспособы реагирования; сами образно-концептуальные модели имеют довольно сложную мультипараметральную структуру и могут содержать аудиальные, визуальные, тактильные, обонятельные, вестибулярные и другие психофизиологические единицы, включенные в контекст деятельности субъекта; генеральное влияние на О.-к.м. оказывает индивидуально-эмпирическо-сенсорно-ментально-перцептивный опыт субъекта-оператора, а также эволюция его психики. Укажем, что результаты модификационных иссл. в области О.п. — это базальная основа эволюции всех отраслей псих. знания в псих. науке, а генеральные понятия О.п. модальноизируют-характеризуют психопроцессы-психофункции-психосостояния-психосвойства; сами же психические процессы, в аддитивном порядке, интегрируют-охватывают: а) перцептивные процессы, механизмы памяти, воображения, ментальные процессы, ощущения; б) интеллектуально-волевые процессы, такие как стремления-желания субъекта, мотивы, намерения-желания, модусы принятия решений; в) чувственно-эмоциональные процессы, такие как чувства, эмоции, переживания; к психосостояниям относятся различные психоинтерпретации познавательных, волевых, эмоциональных процессов, а психосвойства включают в свою модель качества-предикаты самого менталитета или же ума субъекта, его ментальные способности, безлабильную специфику индивидуально-волевой сферы, особенности темперамента; дифференцировать на различные группы, классы, кластеры основные понятия-тезисы-принципы О.п. можно в зависимости от научно -исследовательских задач, а понятие «психический процесс» интерпретирует-моделирует-гностицирует сам процессуальный характер исследуемого феномена. тогда как термин-понятие «психосостояние» модальноизирует константность психического явления, психофеномена; термин-понятие же «психосвойства психопредикат отражает константность исследуемых феноменов их интерпретационно-трансформационную повторяемость, связанную со стабильными психопроцессами, моделирующими психофизиологическую структуру субъекта, согласно тем или иным ситуативным факторам, но укажем, что например, такие аффективные феномены, как гнев, ярость, вспыльчивость — как набор доминантно-аффективных комплексов, можно рассматривать и как психопроцесс, и как психосвойство, характеризующее краткоэмоциональное состояние субъекта, коррелируемое с резкотрансформационными двигательными проявлениями и изменениями в функциях имманентных органов, и как переживание субъектом эго-состояния имманентного конфликта, кот. порождается различными противоречиями между его стремлениями, желаниями, потребностями, эго-притязаниями.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ОБРАЗ
Image; Bild) - контекст, в который заключен символ, как личный, так и коллективный.
"Когда я говорю об образе, то разумею при этом не психическое отображение внешнего объекта, а такое созерцаемое, которое в поэтике именуется образом фантазии. Такой образ лишь косвенно связан с восприятием внешнего объекта - он покоится, скорее, на бессознательной деятельности фантазии и, будучи ее плодом, он является сознанию более или менее внезапно, как бы вроде видения или галлюцинации, не имея, однако, их патологического характера, т. е. не входя в клиническую картину болезни. Образ имеет психологический характер фантастических представлений и никогда не имеет того якобы реального характера, который присущ галлюцинации, т. е. он никогда не становится на место действительности и всегда отличается, в качестве "внутреннего образа", от чувственной действительности. По общему правилу, он лишен также всякой проекции в пространство, хотя в исключительных случаях он и может появиться до известной степени извне. Случаи такого рода следует называть архаическими, если только они не являются прежде всего патологическими, что, однако, отнюдь, не отменяет их архаического характера. На примитивной ступени, т. е. в душевном укладе первобытного человека, внутренний образ легко переносится в пространство, как видение или слуховая галлюцинация, не получая от этого патологического значения.
Хотя по общему правилу образ не имеет значения действительного реального явления, однако для душевных переживаний он все же, при известных обстоятельствах, может иметь гораздо большее значение, т. е. ему может быть присуща огромная психологическая ценность, слагающая такую внутреннюю "действительность", которая, при известных условиях, перевешивает психологическое значение "внешней" действительности. В таком случае индивид ориентируется не на приспособление к действительности, а на приспособление к внутреннему требованию. Внутренний образ есть сложная величина, слагающаяся из самых разнородных материалов самого разнообразного происхождения. Однако это не конгломерат, но внутренне целостный продукт, имеющий свой собственный, самостоятельный смысл. Образ есть концентрированное выражение общего психического состояния, а не только и не преимущественно - бессознательных содержаний как таковых. Правда, он есть выражение бессознательных содержаний, однако не всех содержаний вообще, а только сопоставленных в данный момент. Это сопоставление (констеллирование) возникает, с одной стороны, в результате самодеятельности бессознательного, с другой стороны, в зависимости от состояния сознания в данный момент, причем это состояние сознания всегда пробуждает и активность относящихся сюда сублиминальных материалов и пресекает те, которые сюда не относятся. Согласно этому, образ является выражением как бессознательной, так и сознательной психической ситуации данного момента. Поэтому толкование его смысла не может исходить ни от одного сознания только, ни от одного бессознательного, но лишь от взаимоотношения того и другого.
Когда образу присущ архаический характер, я называю его изначальным или исконным. Об архаическом характере я говорю тогда, когда образ обнаруживает заметное совпадение с известными мифологическими мотивами. Тогда образ является, с одной стороны, преимущественным выражением коллективно-бессознательных материалов (см. коллективное}, с другой стороны - показателем того, что состояние сознания данного момента подвержено не столько личному, сколько коллективному влиянию. Личный образ не имеет ни архаического характера, ни коллективного значения, но выражает лично-бессознательные содержания и лично-обусловлснное состояние сознания. Изначальный образ (исконный), названный мной в другом месте архетипом, всегда коллективен, т. е. он одинаково присущ, по крайней мере, целым народам или эпохам. Вероятно, главнейшие мифологические мотивы общи всем расам и всем временам; так, мне удалось вскрыть целый ряд мотивов греческой мифологии в сновидениях и фантазиях душевнобольных чистокровных негров.
Изначальный образ есть осадок в памяти - энграмма (Semon) - образовавшийся путем уплотнения бесчисленных сходных между собой процессов. Это есть, прежде всего и с самого начала, осадок, и тем самым это есть типическая основная форма известного, всегда возвращающегося душевного переживания. Поэтому в качестве мифологического мотива изначальный образ всегда является действенным и всегда снова возникающим выражением, которое или пробуждает данное душевное переживание, или же соответствующим образом формулирует его. Возможно, что изначальный образ есть психическое выражение для определенного физиологически-анатомического предрасположения. Если встать на ту точку зрения, что определенная анатомическая структура возникла под воздействием условий окружающей среды на живое вещество, то изначальный (исконный) образ в его устойчивом и общераспространенном проявлении будет соответствовать столь же всеобщему и устойчивому внешнему воздействию, которое именно поэтому должно иметь характер естественного закона.
Таким образом, можно было бы установить отношение мифа к природе (например, отношение солнечных мифов к ежедневному восходу и заходу солнца или к столь же бросающейся в глаза смене времен года). Но в таком случае остался бы открытым вопрос, почему же тогда солнце и его кажущиеся изменения не являются прямо и неприкрыто содержанием мифа? Однако тот факт, что солнце или луна, или метеорологические процессы облекаются по крайней мере в аллегорическую форму, указывает нам на самостоятельное участие психики в этой работе, причем в данном случае психика уже отнюдь не может считаться лишь продуктом или отражением условий окружающей среды. Иначе откуда же она вообще взяла бы свою способность самостоятельной точки зрения вне всяких чувственных восприятий? Откуда взялась бы вообще ее способность давать нечто большее или иное, чем подтверждение чувственных показаний? Поэтому мы неизбежно должны признать, что данная мозговая структура обязана тому, что она есть, не только воздействию условий окружающей среды, но настолько же и своеобразным и самостоятельным свойствам живого вещества, т. е. закону, данному вместе с жизнью. Поэтому данные свойства организма являются, с одной стороны, продуктом внешних условий, а с другой - продуктом назначений, внутренне присущих живому. Согласно этому и изначальный образ, с одной стороны, должен быть несомненно отнесен к известным, чувственно воспринимаемым, всегда возобновляющимся и потому всегда действенным процессам природы, а с другой стороны, столь же несомненно он должен быть отнесен к известным внутренним предрасположениям духовной жизни и жизни вообще. Свету организм противопоставляет новое образование, глаз, а процессам природы дух противопоставляет символический образ, воспринимающий процесс природы точно так же, как глаз воспринимает свет. И подобно тому, как глаз есть свидетельство о своеобразной и самостоятельной творческой деятельности живого вещества, так и изначальный образ является выражением собственной и безусловной творческой силы духа.
Итак, изначальный образ есть объединяющее выражение живого процесса. Он вносит упорядочивающий и связующий смысл в чувственные и внутренние духовные восприятия, являющиеся вначале вне порядка и связи, и этим освобождает психическую энергию от прикрепленности ее к голым и непонятным восприятиям. Но в то же время он прикрепляет энергии, освобожденные через восприятие раздражений, к определенному смыслу, который и направляет деяния на путь, соответствующий данному смыслу. Наконец, изначальный образ высвобождает никуда неприложимую, скопившуюся энергию, указывая духу на природу и претворяя простое естественное влечение в духовные формы. Изначальный образ есть ступень, предшествующая идее, это почва ее зарождения. Из нее разум развивает через выделение конкретности, необходимо присущее изначальному образу, некое понятие, именно идею, причем это понятие отличается от всех других понятий тем, что оно не дастся в опыте, но открывается как нечто, лежащее даже в основе всякою опыта. Такое свое свойство идея получает от изначального образа, который, являясь выражением специфической структуры мозга, придает и всякому опыту определенную форму" (ПТ, пар. 761-768).
С каузальной, теоретической или научной точек зрения образ выступает как предположительно объективная данность, по своей же природе он до крайности субъективен. Поскольку образ является вместилищем (контейнером) противоположностей, в отличие от символа, посредника противоположностей, то он содержит не одну из сторон, но непременно обе. Скажем, образ анимы, являющийся одновременно и внутренним, и внешним опытом.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Образ (Bild)
Когда я в этом труде говорю об образе, то разумею при этом не психическое отображение внешнего объекта, а такое созерцаемое, которое в поэтике именуется образом фантазии. Такой образ лишь косвенно связан с восприятием внешнего объекта - он покоится, скорее, на бессознательной деятельности фантазии, и, будучи ее плодом, он является сознанию более или менее внезапно, как бы вроде видения или галлюцинации, не имея, однако, их патологического характера, то есть не входя в клиническую картину болезни. Образ имеет психологический характер фантастических представлений и никогда не имеет того, якобы реального характера, который присущ галлюцинации, то есть он никогда не становится на место действительности и всегда отличается, в качестве "внутреннего образа", от чувственной действительности. По общему правилу, он лишен также всякой проекции в пространство, хотя в исключительных случаях он и может появиться до известной степени извне. Случаи такого рода следует называть архаическими (см.), если только они не являются прежде всего патологическими, что, однако, отнюдь не отменяет их архаического характера. На примитивной ступени, то есть в душевном укладе первобытного человека, внутренний образ легко переносится в пространство как видение или слуховая галлюцинация, не получая от этого патологического значения.
Хотя по общему правилу образ не имеет значения действительного реального явления, однако для душевных переживаний он все же, при известных обстоятельствах, может иметь гораздо большее значение, то есть ему может быть присуща огромная психологическая ценность, слагающая такую "внутреннюю" действительность, которая, при известных условиях, перевешивает психологическое значение "внешней" действительности. В таком случае индивид ориентируется не на приспособление к действительности, а на приспособление к внутреннему требованию.
Внутренний образ есть сложная величина, слагающаяся из самых разнородных материалов самого разнообразного происхождения. Однако это не конгломерат, но внутренне целостный продукт, имеющий свой собственный, самостоятельный смысл. Образ есть концентрированное выражение общего психического состояния, а не только и не преимущественно бессознательных содержаний как таковых. Правда, он есть выражение бессознательных содержаний, однако не всех содержаний вообще, а только сопоставленных в данный момент. Это сопоставление (констеллирование) возникает, с одной стороны, в результате самодеятельности бессознательного, с другой стороны, в зависимости от состояния сознания в данный момент, причем это состояние сознания всегда пробуждает и активность относящихся сюда сублиминальных материалов и пресекает те, которые сюда не относятся. Согласно этому, образ является выражением как бессознательной, так и сознательной психической ситуации данного момента. Поэтому толкование его смысла не может исходить ни от одного сознания только, ни от одного бессознательного, но лишь от взаимоотношения того и другого.
Когда образу присущ архаический характер, я называю его изначальным или исконным (опираясь на определение Якоба Буркхардта). Об архаическом характере я говорю тогда, когда образ обнаруживает заметное совпадение с известными мифологическими мотивами. Тогда образ является, с одной стороны, преимущественным выражением коллективно-бессознательных материалов (см. коллективное), с другой стороны - показателем того, что состояние сознания данного момента подвержено не столько личному, сколько коллективному влиянию. Личный образ не имеет ни архаического характера, ни коллективного значения, но выражает лично-бессознательные содержания и лично-обусловленное состояние сознания.
Изначальный образ (исконный), названный мной также архетипом (см.), всегда коллективен, то есть он одинаково присущ по крайней мере целым народам или эпохам. Вероятно, главнейшие мифологические мотивы общи всем расам и всем временам; так, мне удалось вскрыть целый ряд мотивов греческой мифологии в сновидениях и фантазиях душевнобольных чистокровных негров.
Изначальный образ есть осадок в памяти - энграмма (Semon), - образовавшийся путем уплотнения бесчисленных сходных между собой процессов. Это есть, прежде всего и с самого начала, осадок и тем самым это есть типическая основная форма известного, всегда возвращающегося душевного переживания. Поэтому в качестве мифологического мотива изначальный образ всегда является действенным и всегда снова возникающим выражением, которое или пробуждает данное душевное переживание, или же соответствующим образом формулирует его. Возможно, что изначальный образ есть психическое выражение для определенного физиологически-анатомического предрасположения. Если встать на ту точку зрения, что определенная анатомическая структура возникла под воздействием условий окружающей среды на живое вещество, то изначальный образ, в его устойчивом и общераспространенном проявлении, будет соответствовать столь же всеобщему и устойчивому внешнему воздействию, которое именно поэтому должно иметь характер естественного закона. Таким образом, можно было бы установить отношение мифа к природе (например, отношение солнечных мифов к ежедневному восходу и заходу солнца или к столь же бросающейся в глаза смене времен года). Но в таком случае остался бы открытым вопрос: почему же тогда солнце и его кажущиеся изменения не являются прямо и неприкровенно содержанием мифа? Однако тот факт, что солнце, или луна, или метеорологические процессы облекаются по крайней мере в аллегорическую форму, указывает нам на самостоятельное участие психики в этой работе, причем в данном случае психика уже отнюдь не может считаться лишь продуктом или отражением условий окружающей среды. Иначе откуда же она вообще взяла бы свою способность самостоятельной точки зрения вне всяких чувственных восприятий? Откуда взялась бы вообще ее способность давать нечто большее или иное, чем подтверждение чувственных показаний? Поэтому мы неизбежно должны признать, что данная мозговая структура обязана тому, что она есть, не только воздействию условий окружающей среды, но настолько же и своеобразным и самостоятельным свойствам живого вещества, то есть закону, данному вместе с жизнью. Поэтому данные свойства организма являются, с одной стороны, продуктом внешних условий, а с другой стороны, продуктом назначений, внутренне присущих живому. Согласно этому и изначальный образ, с одной стороны, должен быть несомненно отнесен к известным, чувственно воспринимаемым, всегда возобновляющимся и потому всегда действенным процессам природы, а с другой стороны, и столь же несомненно, он должен быть отнесен к известным внутренним предрасположениям духовной жизни и жизни вообще. Свету организм противопоставляет новое образование - глаз, а процессам природы дух противопоставляет символический образ, воспринимающий процесс природы, точно так же как глаз воспринимает свет. И подобно тому как глаз есть свидетельство своеобразной и самостоятельной творческой деятельности живого вещества, так и изначальный образ является выражением собственной и безусловной творческой силы духа.
Итак, изначальный образ есть объединяющее выражение живого процесса. Он вносит упорядочивающий и связующий смысл в чувственные и внутренние духовные восприятия, являющиеся вначале вне порядка и связи, и этим освобождает психическую энергию от прикрепленности ее к голым и непонятным восприятиям. Но в то же время он прикрепляет энергии, освобожденные через восприятие раздражений, к определенному смыслу, который и направляет деяния на путь, соответствующий данному смыслу. Наконец, изначальный образ высвобождает никуда неприложимую скопившуюся энергию, указывая духу на природу и претворяя простое естественное влечение в духовные формы.
Изначальный образ есть ступень, предшествующая идее (см.), это почва ее зарождения. Из нее разум развивает через выделение конкретности (см.) необходимо присущее изначальному образу некое понятие, именно идею, причем это понятие отличается от всех других понятий тем, что оно не дается в опыте, но открывается как нечто лежащее даже в основе всякого опыта. Такое свое свойство идея получает от изначального образа, который, являясь выражением специфической структуры мозга, придает и всякому опыту определенную форму.
Размеры психологической действенности изначального образа определяются установкой индивида. Если установка вообще интровертна, то, вследствие отвлечения либидо от внешнего объекта, естественно повышается значение внутреннего объекта, мысли. Отсюда возникает особенно интенсивное развитие мыслей по линии, бессознательно предначертанной изначальным образом, который вследствие этого вступает в сферу явлений сначала непрямым путем. Дальнейшее развитие мысли ведет к идее, которая есть не что иное, как изначальный образ, достигший мысленной формулировки. За пределы идеи ведет развитие обратной функции, то есть чувства, ибо если идея постигнута интеллектуально, то она стремится воздействовать на жизнь. Для этого она привлекает к делу чувство, которое, однако, в данном случае оказывается гораздо менее дифференцированным, нежели мышление, и поэтому более конкретным. Поэтому же чувство является не чистым, и так как оно не дифференцировано, то оно оказывается еще в слиянии с бессознательным. Тогда индивид оказывается неспособным сочетать такого рода чувство с идеей. В этом случае изначальный образ вступает во внутреннее поле зрения в качестве символа; в силу своей конкретной природы он, с одной стороны, овладевает чувством, находящимся в недифференцированном, конкретном состоянии, в силу же своей значимости он, с другой стороны, захватывает и идею, им же порожденную, и, таким образом, сочетает идею с чувством. В этой роли изначальный образ выступает в качестве посредника и этим вновь подтверждает свою спасительную действенность, которую он всегда обнаруживает в религиях. Поэтому то, что Шопенгауэр говорит об идее, я хотел бы отнести, скорее, к изначальному образу, ибо (как я пояснил уже в разделе, посвященном "идее") идею не следует понимать вполне и всецело как нечто априорное, но в то же время и как нечто производное и развившееся из чего-то иного.
Поэтому я прошу читателя в приведенных ниже словах Шопенгауэра заменять каждый раз слово "идея" словом "изначальный образ", для того чтобы верно понять то, что я в данном случае разумею: "Индивидом как таковым идея никогда не познается - она познается только тем, кто поднялся над всяким волением и над всякой индивидуальностью до чистого субъекта познания; следовательно, она достижима только для гения и далее для того, кто в возвышении своей чистой познавательной силы, вызываемом большей частью созданиями гения, пребывает в гениальном настроении; поэтому она передаваема не безусловно, а лишь условно, ибо воспринятая и повторенная, например, в произведении искусства идея действует на каждого только в соответствии с его собственной, интеллектуальной ценностью и т.д.". "Идея есть единство, распавшееся на множество вследствие временной и пространственной формы нашего интуитивного восприятия". "Понятие подобно безжизненному хранилищу, в котором действительно лежит друг подле друга то, что в него вложили, но из которого нельзя и вынуть больше того, чем сколько в него вложено; идея же, наоборот, развивает в том, кто ее воспринял, такие представления, которые сравнительно с одноименным ей понятием оказываются новыми: она подобна живому, развивающемуся, одаренному производительной силой организму, который создает то, что не лежало в нем припрятанным". /86- Т.1. §49/
Шопенгауэр ясно понял, что "идея" - или, по моему определению, "изначальный образ" - не может быть достигнута на том пути, на котором выстраивается рассудочное понятие, или "идея", как понятие разума (Begriff aus Nolionen, как Vernunftbegriff) [/102/ Такая идея, по Канту, есть понятие, превышающее возможность опыта.], но что для этого необходим еще один элемент, по ту сторону формулирующего интеллекта, например то, что он называет "гениальным настроением" и под чем разумеется не что иное, как некое состояние чувства. Ибо от идеи к изначальному образу можно прийти, только продолжая путь, доведший до идеи, за предельную высоту ее до вступления в противоположную функцию.
Преимуществом изначального образа перед ясностью идеи является его одаренность жизнью. Это есть самостоятельный, живой организм, "одаренный производительной силой", ибо изначальный образ является унаследованной организацией психической энергии, устойчивой системой, которая является не только выражением, но и возможностью течения энергетического процесса. С одной стороны, он характеризует тот способ, которым энергетический процесс протекал от века, все возобновляясь и воспроизводя свой способ, с другой стороны, он все снова открывает возможность закономерного течения этого процесса, ибо он делает возможным такое восприятие или психическое постижение ситуаций, благодаря которому жизнь может продолжаться все далее. Таким образом, изначальный образ является необходимым противодополнением к инстинкту, который, с одной стороны, есть некое целесообразное действование, но, с другой стороны, предполагает столь же осмысленное, как и целесообразное восприятие каждой данной ситуации. Это восприятие данной ситуации и осуществляется этим образом, имеющимся налицо априори. Он является удобно приложимой формулой, без которой восприятие новых фактических данных было бы невозможно.

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
153.29 кб

Идеальный образ физического развития как элемент психокультуры человека в России на рубеже XX XXI ве

Власова Ж. Н.
В статье рассматривается онтологическая сущность психокультуры. Автор конкретизирует данные понятия на примере физической культуры и спорта, рассматриваемая сквозь призму психокультуры физическое совершенство.
Читать PDF
298.76 кб

«Образ я» подростков, психологически зависимых от родителей

Куповых Ж. Г., Истратова О. Н.
Читать PDF
248.31 кб

Профессионально значимые свойства личности и образ жизни сотрудников транспортной милиции

Правосудова Ирина Юрьевна, Уразаев Александр Михайлович
Исследования, проведенные Ириной Юрьевной Правосудовой и Александром Михайловичем Уразаевым имеют важное научное и практическое значение.
Читать PDF
329.87 кб

Образ я как результат самопознания младших подростков, воспитывающихся в условиях интерната

Шерешкова Е. А.
В статье представлен анализ результатов исследования образа Я подростков, воспитывающихся в интернате. Образ Я подростков рассматривается как результат самопознания.
Читать PDF
183.80 кб

Служебное взаимодействие и психологический образ руководителя

Осинцева А. В.
Читать PDF
480.76 кб

Субъективный образ социального мира как репрезентация социальной ситуации развития личности

Николаева Ирина Александровна
Читать PDF
108.07 кб

Образ преступника как составляющая системы представлений о профессиональной деятельности у будущих с

Погонина Е. А., Кучерявенко И. А.
Читать PDF
176.06 кб

Субъективный образ ситуации как фактор дифференциации поведенческих стратегий личности

Белан Елена Альбертовна
Обсуждается решающая роль субъект-ситуационного взаимодействия в дифференциации поведенческих стратегий личности.
Читать PDF
319.37 кб

Графический образ в изобразительном творчестве детей

Нестерова Татьяна Владимировна
Изложены теоретические вопросы изучения графического образа рисунков детей, выделены его структурные компоненты, показано взаимодействие с познавательными, зрительно-двигательными, эмоциональными процессами, подчеркнута зависимост
Читать PDF
307.00 кб

Образ родителей у подростков с нарушениями адаптации

Писарева Анастасия Александровна
В статье рассматривается значение качества взаимоотношений в семье для становления личности подростка и его адаптации в социуме.
Читать PDF
229.03 кб

Понятие «образ мира» в психологической науке

Чуешева Наталья Алексеевна
В настоящей статье предпринята попытка рассмотрения некоторых теорий, раскрывающих понятие образ мира, строение, психологические механизмы становления данного образования
Читать PDF
150.06 кб

Образ будущей семьи в сознании воспитанников интерната и полноценных родительских семей

Лукшина Элла Александровна
Читать PDF
175.89 кб

Образ «я будущий профессионал» как основа становления субъектности студента университета

Ольховая Т. А.
Читать PDF
413.09 кб

Изучение категории «Образ» в инженерной психологии: историко-логический ракурс

Протопопов Владимир Михайлович
Читать PDF
336.56 кб

Образ как основа для математического описания психики

Чуриков В. А.
В работе дается попытка обоснования подхода, на основе которого дается возможность строгого описания информационных систем получающих и обрабатывающих информацию в виде образов.

Похожие термины:

  • АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

    Archetypal Image; Archetypische Bild) - форма представления архетипа в сознании; на индивидуальном уровне архетипический мотив - всегда схема или образчик мысли или поступка, свойственных человеку вообще во все вр
  • Аутопластический образ болезни

    сумма субъективных представлений собственного заболевания. Синоним: Внутренняя картина болезни.
  • ОБРАЗ БОГА

    см. Бого-Образ.
  • ОБРАЗ-ЦЕЛЬ

    идеальное представление будущего результата деятельности оператора. Цель деятельности оператора выступает как образ (в широком смысле) заданного состояния объекта управления: того состояния, в
  • Профессиональное общение в системе Человек-Художественный образ

    Картина мира у представителей этой сферы деятельности связана с выделением красивого прекрасного и привнесением в нее красоты, удобства, эстетического наслаждения (напр., планету Земля можно пре
  • ОБРАЗ, ФИКСИРОВАННЫЙ

    См. стабилизированный образ.
  • Идеализированный образ

    См. образ, идеализированный.
  • ИЗНАЧАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

    Primordial image; Urbild), образ, первичный образ см. архетипический образ.
  • ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА

    Образ человека — центральное основное понятие, придающее, как красная нить, любому терапевтическому усилию цель и направленность. «Только тот, кто обладает пониманием не только здорового развит
  • Здоровый образ жизни человека

    Способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укре
  • Образ демонизированный

    образ + греч. daimon – божество, дух) – преувеличенное или мнимое представление негативных качеств личности, как своей собственной (ненависть к самому себе), так и кого-то другого (ненависть к конкретн
  • Образ другого

    это целостный психич. акт, обладающий всеми свойствами результата отражения: пространственно-временной локализацией, предметностью, целостностью, константностью, обобщенностью, структурностью.
  • ДУШИ, ОБРАЗ

    Термин Юнга для обозначения отдаленной, бессознательной области психики, которая, как он предполагал, состоит из анимы и ани-муса.
  • ОБРАЗ Я-КЛИЕНТА

    представление клиента о самом себе, о своих психологических особенностях.
  • Я, ОБРАЗ

    представление человека о самом себе, о том, какими качествами он обладает, как выглядит со стороны.
  • Реальный Я-образ

    каким я вижу себя в настоящий момент.
  • ПРИМОРДИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

    См. бессознательное воображение
  • ДУШЕВНЫЙ ОБРАЗ

    Soul-image; Geistbild) - специфическая разновидность психического образа, формирующаяся в бессознательном; в сновидениях или других продуктах бессознательной психики душевный образ представлен, как прави
  • ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ДВИЖЕНИЯ

    См. двигательный последовательный образ.
  • ТЕЛЕСНОЕ ЭГО, ОБРАЗ ТЕЛА, СХЕМА ТЕЛА

    body ego, body image, body SCHEMA) телесное эго - термин, использованный Фрейдом для обозначения той части ЭГО, которая возникает из восприятия самого СЕБЯ (т.е. как противоположное восприятию внешних объектов). &q