НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Невербальные средства общения
разнообразные средства общения, кроме речи и языка. К невербальным средствам общения относятся: жесты, мимика, пантомимика и другие выразительные движения.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
разнообразные средства общения, кроме речи и языка. К Н.с.о. относятся, например, жесты, мимика, пантомимика, а также так называемые паралингвистические компоненты речи (см. Паралингвистика).

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
жесты, мимика, пантомимика, другие выразительные движения, служащие человеку средством общения с людьми (включает в себя целый ряд знаковых систем: кинесику, проксемику, экстра- и паралингвистику, визуальный контакт).

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ОБЩЕНИЯ СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНЫЕ
различные телодвижения человека (жесты, мимика, пантомимика) и другие, неречевые способы внешнего выражения эмоциональных состояний и отношений человека к кому-либо или к чему-либо (например, покраснение или побледнение кожи, изменение ритмики дыхания), служащие средством обмена информацией между людьми. См. жесты, мимика, невербальное поведение, невербальный, общения средства паралингвистические, пантомимика.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
внеязыковые формы и способы передачи информации.
К НСО. относят жесты, позы тела и мимику лица, а так же прическу, одежду, обувь, визитные карточки, интерьер офиса, зажигалки, посуду и другие аксессуары, используемые в деловых коммуникациях. Выделяют жесты открытости, напр., расстегивание пиджака или сокращение дистанции между участниками переговоров. К жестам подозрительности и скрытности относятся потирание лба, подбородка, стремление прикрыть лицо руками и, особенно, избегание контактов глазами, увод взгляда в сторону.
Жесты обороны или конфликта - скрещивание рук, сжатие пальцев в кулак. Особо неуважительно скрещивать руки на груди и выставлять вперед большие пальцы.
К жестам рассуждения и задумчивости относятся пощипывание переносицы, поза "мыслителя" с рукой у щеки. Когда указательным пальцем правой руки почесывают пространство над мочкой уха или боковую часть шеи, то это означает сомнение и неуверенность. Жестом затруднения считают почесывание носа или прикосновения к нему.
Опускание век свидетельствует о желании поскорее закончить разговор. Почесывание уха означает неприятие собеседником того, о чем ему говорят (или как говорят). Если собеседник потягивает мочку уха, то это значит, что он вдосталь наслушался и желает высказаться сам. Тибетские монахи при встрече приветствуют друг друга этим жестом, а не привычным нам рукопожатием.
О рукопожатиях известно, что они выражают различные позиции партнеров. Властным считается рукопожатия с захватом руки партнера так, что ее ладонь оказывается снизу. Если руки встречающихся в одинаковом положении, то это свидетельство равноправия и взаимопонимания. Если одна из сторон протягивает руку, разворачивая ладонь вверх, то это знак покорности, подчиненности.
Пожатие прямой, несогнутой рукой выражает неуважение, подчеркивает некую дистанцию, различный статус, неравенство. Еще больше все это выражают предлагаемые для пожатия кончики пальцев.
Если руку партнера жмут двумя руками (иногда берут за предплечье или плечо), то это обозначает доверительную искренность, избыток теплых чувств, расположение и близость. У мусульман рукопожатие двумя руками означает уважение к старшему по возрасту. Используя такое рукопожатие по отношению к сверстнику, ждут от него аналогичного жеста. Если же он не отвечает на проявленную дружественность. Ограничивается участием одной руки в рукопожатии, то это вызов, высокомерие.
Европейцам и американцам свойственны энергичные, сильные рукопожатия. Они указывают на силу, деловитость. Для японцев и многих представителей азиатских культур такой характер рукопожатия непривычен, может вызвать недоумение. Здесь в ходу не очень долгие, мягкие рукопожатия.
Целование руки у дамы, распространенное в дворянских европейских культурах, постепенно отходит в прошлое. Поцелуй мужчин в России, если отбросить сексуальные аномалии, имеют два основных варианта: троекратное традиционное православное русское лобызание и "мафиозный поцелуй", когда собеседники кратко соединяют губы и слегка трутся щеками. Высшим же выражением радости при встрече остаются дружеские объятия.
На переговорах жестами несогласия и неодобрения является собирание ворсинок с костюма. Затягивание паузы (для обдумывания конечного решения) может происходить с помощью очков: снимают и надевают очки, протирают линзы. Есть жесты, которые свидетельствуют о желании закончить встречу, разговор. Это подача корпуса вперед (руки на коленях или на боковых краях стула). Если хотят показать, что разговор пустой, неприятный и его нужно скорее заканчивать, то могут заложить руки за голову. Такое поведение - высокомерно.
Манипуляции курильщиков также могут многое сказать опытному глазу. Скрытный, подозрительный собеседник направляет выдыхаемую струю дыма вниз. Еще большую скрытую неприязнь или агрессию выражает выдыхание дыма вниз из уголков рта. Имеет значение скорость выдыхания дыма. Чем быстрее собеседник выдыхает струю дыма вверх, тем увереннее он себя чувствует. Чем сильнее струя выдыхается вниз, тем отрицательнее настроен человек. Амбициозным является выдыхание дыма через ноздри, когда голова поднята вверх. То же, но с наклоненной вниз головой, означает, что собеседник очень сердит.
Большое значение имеют наиболее трудные для самоконтроля позы, положения рук, плеч и головы. Так, поднятые плечи свидетельствуют о напряжении. Опускаются плечи при расслаблении. Поднятая голова и опущенные плечи обозначают обычно открытость и стремление к успешному решению проблем. Опущенная голова в сочетании с поднятыми плечами - знак неудовольствия, страха, неуверенности, замкнутости. Склоненная набок голова - показатель любопытства, интереса (у симпатичной женщины - любовного заигрывания, флирта).
Многое может сказать выражение лица. Улыбка свидетельствует о дружелюбии, позитивном настрое. Плотно сжатые губы указывают на замкнутость или недовольство. Изгибает губы сомнение или сарказм. Большую роль играет и взгляд. Когда он направлен в пол - это страх или желание прервать контакт, в сторону - пренебрежение. Волю собеседника подчиняют себе долгим и неподвижным взглядом прямо в глаза. В школах иезуитов учили сбивать спесь с собеседника таким взглядом в точку над переносицей, посередине лба. Желание паузы в разговоре выражается взглядом вверх с подъемом головы. Улыбка с легким наклоном головы выражает понимание. Его выражает и ритмическое кивание головой. Непонимание и требование повторить показывают насупленными бровями и легким движением головы назад.
Важно различать в коммуникации жесты лжи, которые выявляются бессознательно, т. е. человеку, прибегающему ко лжи, их очень трудно контролировать. Это может быть прикрытие рта рукой, прикосновением к носу или ямочке под ним, потирание век, отворачивание взгляда в сторону или в пол. Женщины, когда лгут, часто проводят пальцем под глазом. Признаком лжи может так же служить почесывание шеи, прикосновение к ней, оттягивание воротничка рубашки.
В оценке искренности собеседника большую роль играет положение ладоней его рук. Так, если он протягивает одну или обе ладони, раскрывает их полностью или частично, то это означает откровенность.
Спрятанные руки или собранные и неподвижные указывают на скрытность.
Определенный интерес представляют наработки физиогномики, науки о чтении лица. Выделяют такие основные типы лица:
1) круглое, обычно у добродушных и миролюбивых людей; круглолицые люди ценят комфорт, хорошую кампанию, если имеют высокую переносицу и выступающие скулы, то честолюбивы и целеустремленны;
2) квадратное, обычно у суровых и жестких людей; обладатели квадратных физиономий часто грубы, упрямы, решительны, не блещут интеллектом, женщины с таким лицом стремятся в начальство;
3) треугольное, с высоким лбом, небольшим костистым носом, выступающими скулами, глубоко сидящими глазами и маленьким выдвинутым вперед подбородком; люди с таким лицом чувствительны и часто талантливы, склонны к одиночеству, не очень уживчивы, хитры;
4) продолговатое, прямоугольное, где лоб так же широк, как подбородок; свойственно иметь такое лицо аристократам, интеллектуалам, чувствительным и уравновешенным натурам; продолговатолицые люди хорошие организаторы, умны и целеустремленны.
НСВ. можно разделить на естественные и демонстративные. Напр., можно демонстративно хлопнуть дверью или захрапеть во время нудного выступления оппонента на совещании. Клерки лондонского Сити носят традиционную униформу - давно устаревшие котелки, костюмы в полоску, большие закрытые зонты. Малиновые пиджаки и золотые цепи российских накопителей первоначального капитала вошли в анекдоты о "новых русских". Многие деловые женщины предпочитают мужской стиль в одежде, подчеркивая этим свою независимость и властность. Часто НСВ. оказываются бренды используемых в деловых коммуникациях аксессуаров - ручки "паркер", папки для бумаг из натуральной телячьей кожи, наручные часы самых престижных марок и др. Такое же влияние на партнеров и клиентов оказывает офис фирмы, мебель и интерьер, класс компьютеров, полиграфическое качество печатной рекламы и дизайн фирменных сувениров, марки автомобилей и сотовых телефонов, которыми пользуются сотрудники организации. См. ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ, СИМВОЛЫ СТАТУСА.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
117.87 кб

Роль невербальных средств в межличностном общении

Оксюта А. А.
Основные элементы невербального поведения представлены как разнообразные движения и атрибуты внешности человека, связанные с динамикой изменений психологического состояния индивида.
Читать PDF
276.08 кб

Невербальные средства общения субъектов образовательного процесса вуза

Михеева Г. А.
В статье рассматриваются виды, функции, особенности развития невербальных средств общения, педагогические условия эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Читать PDF
422.29 кб

Средства невербальной коммуникации в межкультурном педагогическом общении

Плетнева Екатерина Геннадьевна
Рассматривается проблема общения педагогов, принадлежащих к различным языковым культурам.
Читать PDF
387.79 кб

Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя

Романова М. В.
Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик.
Читать PDF
645.05 кб

Особенности интерпретации невербальных средств общения дошкольников с общим недоразвитием речи

Леханова Ольга Леонидовна
В статье описаны особенности понимания и интерпретации значения невербальных средств общения дошкольниками с общим недоразвитием речи. Автор анализирует литературные данные и материалы проведенного экспериментального исследования.
Читать PDF
175.67 кб

Проблема понимания и использования невербальных средств общения детьми с общим недоразвитием речи

Кривощапова Л. О.
Krivoschapova L.O. The problem of comprehension and application of non-verbal means of communication with children with general underdeveloped speech.
Читать PDF
1.42 мб

Невербальные средства делового общения в иноязычном обучении в профессионально ориентированном вузе

Капинова Елизавета Самойловна
В статье рассматриваются и анализируются проблемы, связанные с включением в учебный процесс по иностранному языку невербальных средств делового общения в профессиональном высшем обучении в Болгарии.
Читать PDF
1.15 мб

Использование невербальных средств коммуникации в содействии повышению качества компетенций общения

Короткова Екатерина Геннадьевна
Обосновывается актуальность проблемы повышения качества компетенций общения на иностранном языке. Приводятся критерии овладения данными компетенция и доказывается необходимость содействия повышению их качества.
Читать PDF
501.92 кб

Подготовка студентов к использованию невербальных средств общения при взаимодействии с англоязычными

Kopotkoba Екатерина Геннадьевна
Выделены невербальные средства общения для дальнейшего рассмотрения особенностей их употребления в британской, американской и русской культурах.
Читать PDF
176.40 кб

Отбор коммуникативного минимума на основе анализа болгарских и русских невербальньіх средств общения

Капинова Елизавета Самойловна
В статье рассматривается проблема отбора коммуникативного минимума, включающего невербальные компоненты делового общения при обучении русскому языку студентов Колледжа по туризму, будущих специалистов сферы иностранного обслуживан
Читать PDF
252.82 кб

Использование невербальных средств общения на занятиях с обучающимися с умеренной и тяжёлой формой у

Хабутдинова Э. И.
Читать PDF
356.14 кб

Совершенствование невербальных средств общения дошкольников с нарушением зрения в условиях творческо

Никитина А. В.
Читать PDF
7.47 мб

Включение невербальных средств общения в систему обучения русскому языку студентов Колледжей по тури

Капинова Елизавета Самойловна
Специалисты в области иностранного туризма имеют дело с гостями, эффективное деловое общение с которыми зависит от того, насколько правильно и психологически грамотно выстроена система вербальных и невербальных коммуникаций.
Читать PDF
378.95 кб

Изучение невербальных средств общения в процессе формирования коммуникативно-речевых умений школьник

Малинина Светлана Алексеевна
В статье рассматривается необходимость изучения невербальных средств речи для развития коммуникативно-речевых умений школьников.
Читать PDF
1,005.20 кб

Невербальное кодирование и декодирование невербальных средств общения как условие развития рефлексии

Глухова Ольга Айваровна, Леханова Ольга Леонидовна
Целью статьи является освещение проблемы развития невербальных средств общения как условия формирования рефлексии в общении у детей с речевым недоразвитием.

Похожие термины:

  • Вербальные и невербальные средства общения

    Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – лат. слова "устный, словесный") и нер