ИНТРОСПЕКЦИЯ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ИНТРОСПЕКЦИЯ
лат. introspecto - гляжу внутрь, всматриваюсь) - метод познания человеком психических явлений путем самонаблюдения.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ИНТРОСПЕКЦИЯ
метод исследования и познания человеком своих мыслей, образов, чувств, переживаний и других актов собственной активности.

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика

интроспекция
отчет о собственных ментальных событиях при переживании определенного объекта или ситуации; техника, используемая структуралистами при изучении структуры сознания.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

интроспекция

(от лат. introspecto – смотрю внутрь) – синоним самонаблюдения, постепенно все реже и реже употребляется как научная категория.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ИНТРОСПЕКЦИЯ
лат. introspecto - смотреть внутрь). В психиатрии - изучение психопатологической картины методом самонаблюдения, анализа самим больным своих ощущений, переживаний, рассуждений и их описания.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Интроспекция
introspection). Метод, широко применяемый на начальном этапе развития психологии, при котором испытуемый выполняет задания, а затем описывает явления, возникающие в сознании в процессе их выполнения.

Источник: Гудвин Дж. Исследование в психологии методы и планирование. 2004

ИНТРОСПЕКЦИЯ
1. Вообще – процесс смотрения внутрь, исследования собственного психического опыта. 2. Отчет о таком внутреннем взгляде, в особенности о психическом содержании собственного сознания. См. интроспекционизм.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Интроспекция
лат. «смотрение внутрь») – исследование собственного психического опыта, самоотчет о психическом содержании своего сознания. Ср. в «Герое нашего времени» М. Лермонтова – записи Печорина в своем журнале (дневнике), в частности, сделанные перед дуэлью. Ср. многие люди, ведущие дневники, делают интроспективные записи, помимо изложения событий. Ср. рефлексия, самоанализ.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ИНТРОСПЕКЦИЯ
introspection) Взгляд вовнутрь, изучение своих мыслей и чувств. Отличается от САМОНАБЛЮДЕНИЯ тем, что интроспекция используется для обозначения тревожной или нарциссической озабоченности собой (см. НАРЦИССИЗМ), тогда как самонаблюдение подразумевает объективное исследование самого себя. В соответствий с этим различием одной из целей психоаналитического лечения является уменьшение интроспекции и увеличение способности к самонаблюдению.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ИНТРОСПЕКЦИЯ
Introspection; Introspektion) - процесс рефлексии, концентрирующийся на личностных реакциях, стереотипах поведения и установках.
Разница между интроспекцией и интроверсией заключается в том, что последняя относится к направлению, по которому естественным путем движется энергия, в то время как первая относится к самоанализу и самокритике. Ни интроверты, ни люди с хорошо развитой мыслительной функцией не обладают монополией на интроспекцию.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Интроспекция (самоанализ)
Наблюдение личности за своими умственными процессами в попытке понять, как они работают. Во время интроспекции участникам дают стимулы (к примеру, текст для запоминания или проблему для решения), а они сообщают о том, что происходит в их сознании во время работы над задачей. Интроспекция далеко не всегда считается точным отражением мыслительных процессов, хотя бы по той причине, что участники могут сообщить только о том, что происходит на осознанном уровне.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Интроспекция
(Introspectio) (от лат. intro и specio - смотреть, introspecto - смотреть внутрь). И. определяется как метод наблюдения за состоянием сознания данного субъекта им самим, т. е. является самонаблюдением. При невротических и психических расстройствах часто встречаются состояния изменения интроспекции (самонаблюдения), причем в некоторых случаях она усиливается (углубляется), а в других - ослабевает. Усиливается самонаблюдение при гипохондрических состояниях, имеющих место в клинической картине различных заболеваний. См. Самонаблюдение.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Интроспекция
от лат. introspecto - смотрю внутрь), метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир. В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекцию аналитическую, систематическую и феноменологическое самонаблюдение.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Интроспекция
Словообразование. Происходит лат. intrо - внутри + skоreо - смотрю.
Категория. Метод исследования психологических процессов.
Специфика. Наблюдение собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р.Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж.Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на окружающий мир.
Виды:
- аналитическая интроспекция;
- систематическая интроспекция;
- феноменологическое самонаблюдение.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Интроспекция
метод психологических исследований, сформированный в рамках интроспективной психологии. И. в буквальном смысле этого слова понимается как «смотрение внутрь». Суть ее заключается в наблюдении субъекта за своим состоянием, ощущениями, мыслями и др. По своему содержанию метод И. близок к самонаблюдению, однако между ними есть ряд различий. Во-первых, в том, что и как наблюдается, и, во-вторых, в том, как полученные данные используются в научных целях. В конце XIX — начале XX в. метод И. был не только одним из самых распространенных, но и, пожалуй, единственным методом экспериментальной психологии.
Литература
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1996.
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2000.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Интроспекция
лат. introspecto - смотреть внутрь) – 1. самосозерцание, самонаблюдение. Большинство психопатологических феноменов стало известным только благодаря самоотчетам пациентов, что, с точки зрения бихевиоризма, вызывает серьезные сомнения в научной адекватности таких описаний. Согласно результатам специальных опытов социальных психологов, ориентированных на бихевиоризм, люди в среднем гораздо чаще думают о чем-то другом или вообще ни о чем не думают, чем наблюдают за событиями своей внутренней жизни (на последнее уделяется будто бы всего около 8% времени), что может означать, что большинству участников таких экспериментов упомянутые события не представляют интереса, они бессмысленны, неприятны или хорошо известны. В отношении интровертов указанные данные, скорее всего, сильно занижены; 2. в психоанализе – взгляд внутрь, изучение своих мыслей и чувств. Отличается от самонаблюдения тем, что интроспекция используется для обозначения тревожной или нарциссической озабоченности собой, тогда как самонаблюдение подразумевает объективное исследование самого себя.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Интроспекция
introspection) И. (букв. смотрение внутрь) - популярная методология психологов конца XIX и первых десятилетий XX вв. - представляет собой исследовательский психол. метод, при к-ром испытуемые пытаются изучать содержание и процессы своего сознания. И. использовалась для изучения широкого спектра психол. процессов, включ. память, научение, мышление, решение задач, анализ сновидений и восприятие. Метод И. не был простой рефлексией субъективного опыта. Испытуемые проходили серьезную подготовку, изучая, описывая и составляя словесные отчеты о непосредственно возникающих сенсорных впечатлениях в ответ на систематическое расспрашивание. Эдвард Бредфорд Титченер определил наиболее благоприятные условия для интроспективного наблюдения: испытуемые должны быть макс. беспристрастны и должны предотвращать влияние др. ассоциаций на отчет о данном непосредственном переживании. В дополнение к этому, испытуемые должны быть чуткими, способными концентрировать внимание, здоровыми, бодрыми, не испытывающими утомления и заинтересованными в исследуемом опыте. И. была осн. методом структуралистских школ, возглавляемых Вильгельмом Вундтом в Германии и Титченером в Америке, к-рые определяли психологию как изучение сознательного опыта. Структуралисты пытались разложить опыт на его составляющие части или элементарные ощущения. Считалось, что ощущение лежит в основе перцептивных процессов, рассматриваемых как вторичная организующая активность. Целью структуралистской психологии являлось субъективное понимание сознания и содержаний разума. Этой т. зр. противостояли представители школы гештальта, к-рые отвергали предположение о существовании первичных элементов переживания в пользу врожденных тенденций к организации и холистического взгляда на восприятие. Школа функционализма, к-рую представлял Джон Дьюи, тж противостояла субъективному интроспективному подходу, отдавая приоритет систематической, объективной демонстрации и эксперим. проверке теории. Бихевиористы, такие как Дж. Б. Уотсон, критиковали И. за ее качественный и ненадежный характер и отрицали полезность любых представлений, относящихся к субъективному опыту и вопросам сознания, придавая значение лишь наблюдаемому поведению, анализируемому в терминах измеряемых стимулов и реакций. См. также Гештальт-психология Р. Адам-Терем

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ИНТРОСПЕКЦИЯ
от лат. introspecto -смотрю внутрь) - особый способ познания человеком своего сознания, который заключается в якобы "непосредственном" восприятии его феноменов и законов. Идеи И. как особого метода познания сознания были обоснованы в трудах Р. Декарта (который говорил о непосредственном характере познания собственной душевной жизни) и Дж. Локка (выдвинувшего концепцию 2 типов опыта: внутреннего, или рефлексии, который дает нам знания о деятельности нашего "разума", и внешнего, или ощущения, который дает нам знания о мире внешнем). В конце XIX в., когда психология становится самостоятельной наукой, И. пытаются соединить с экспериментом (школа В. Вундта). Впоследствии возникает ряд вариантов метода И.
1. Аналитическая И. в школе ученика Вундта Э. Титченера, процедура которой требовала полного расчленения чувственного образа на "элементы", не впадая при этом в "ошибку стимула".
2. Метод "систематической И." в Вюрцбургской школе, направленный на прослеживание основных стадий процесса мышления с использованием ретроспективного отчета.
3. Метод феноменологического самонаблюдения в гештальт-психологии, который требует от "наивного испытуемого" непредвзятого описания психических феноменов в их непосредственности и целостности. Последний метод имеет своим истоком метод "внутреннего восприятия" Ф. Брентано, который считал невозможным расчленение сознания на отдельные самостоятельные "элементы" и призывал к непосредственному "восприятию" (а не к наблюдению, которое всегда расчленяет) актов сознания. Варианты метода феноменологического самонаблюдения использовались в описательной психологии В. Дильтея, гуманистической психологии и др.
Метод И. и интроспективная психология были подвергнуты критике в различных психологических направлениях. В бихевиоризме (при сохранении интроспективного понимания сознания) метод И. отрицался как принципиально ненаучный; в психоанализе он отвергался на основании игнорирования бессознательного, недоступного И.; И. М. Сеченов, предложив свою концепцию предмета психологии, считал мифом обоснование существования особого "внутреннего зрения", отличного от объективного (внешнего) наблюдения. В сов. психологии принято было проводить различие между методом И. и методом самонаблюдения, хотя часто слова "И." и "самонаблюдение" используются как синонимы. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ИНТРОСПЕКЦИЯ
один из основных классических методов познания психических явлений. И. в ее узком и строго научном понимании, характерном для интроспекционизма, представляет собой изощренное, тщательное, целенаправленное самонаблюдение человека, ведущееся по строго определенным правилам за содержанием того, что происходит в его сознании. Речь, например, идет о наблюдении за собственными ощущениями, психологическими состояниями, образами, мыслями и переживаниями. И. как метод научного психологического познания была предложена еще в XVII в. Р. Декартом, но получила распространение и признание лишь в XVIII в. под влиянием превращения психологии в науку о сознании (о мышлении и аффектах человека – в терминологии Р. Декарта). Во второй половине XIX в. И. стала главным методом исследования в экспериментальной психологии и оставалась в ней единственным методом познания до начала XX в. История свидетельствует о том, что первоначально метод И. был заимствован психологами из физики, психофизики и физиологии органов чувств, где он применялся для исследования восприятия человеком света, звуков и других сенсорных стимулов. В психологии данный метод впервые стал активно использоваться в Лейпцигской лаборатории В. Вундта, причем с самого начала со строжайшим соблюдением основных правил его применения в экспериментальных целях. На протяжении истории психологии, особенно экспериментальной, метод И. неоднократно подвергался серьезной критике как со стороны философов, занимающихся проблемой поиска и обоснования методов познания психических явлений, так и со стороны психологов, например, бихевиористов, которые считали, что этот метод вообще не является научным. Философ О. Конт утверждал и доказывал, что И. не дает и не в состоянии дать истинных научных знаний о психике. И., как выяснилось позднее, также нельзя применить там, где предметом психологического изучения становится бессознательное, эмоции или личность человека. Еще одно веское возражение против И. состояло в следующем. Если И. признается единственным источником достоверных знаний о психике человека, то подвергается сомнению сам факт существования таких отраслей научной психологии, как детская психология или психология животных, где применение метода И. или явно ограничено, или вообще невозможно. Современные ученые признают, что там, где словесное описание непосредственных переживаний человека может служить источником знаний о его психике, применение И. возможно и целесообразно, например, в области психологии сознания, ощущений и восприятия. В этой связи современная когнитивная психология частично восстановила в правах метод И. Возможность применения И. ограничена в области изучения сознательных процессов, связанных с памятью, воображением и мышлением человека. См. аффект, бессознательное, бихевиоризм, воображение, восприятие, Декарт Рене, интроспекция феноменалистическая, мышление, ощущения, психология детская, психология когнитивная, психофизика, сознание, структурализм, эмоции.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ИНТРОСПЕКЦИЯ
метод познания и психическая деятельность, направленная вовнутрь и связанная с пристальным наблюдением человека за своими собственными желаниями, чувствами, мыслями, фантазиями, переживаниями.
   С точки зрения философии, интроспеция является самонаблюдением, свидетельствующим о способности человека обращать внимание на свой собственный внутренний мир. С точки зрения психоанализа, инстроспекция не только играет важную роль в изучении нормальных и патологических процессов и выступает в качестве необходимого средства познания бессознательного, но и может обернуться патологическим проявлением чрезмерного интереса пациента к своей собственной личности.
   З. Фрейд обратил внимание на такие особые виды интроспекции, как свободное ассоциирование и анализ сопротивлений. Тем самым он освободил интроспективное наблюдение от различного рода искажений, выступающих в форме всевозможных рационализаций. Вместе с тем он показал, что интроспекция может приводить к преобладанию фантазий в жизни человека и служить питательной почвой для возникновения нарциссических неврозов. Кроме того, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд высказал мысль, что при изучении нарциссических неврозов важно исходить из психологии Я, которая должна основываться «не на наших самонаблюдениях», а на анализе «нарушений и распадов Я».
   Проблема двойственности интроспекции (как метода познания психических процессов и как одного из возможных источников невротических заболеваний) привлекла к себе внимание ряда психоаналитиков. В частности, американский психоаналитик Х. Кохут (1913–1981) подверг пристальному рассмотрению такие формы наблюдения, как внутренняя интроспекция и викарная интроспекция, то есть эмпатия, что нашло свое отражение в его докладах, прочитанных на заседании Международной психоаналитической ассоциации в Париже и в Чикагском психоаналитическом институте в середине и конце 1957 г., и в опубликованной им статье «Интроспекция, эмпатия и психоанализ: взаимоотношения между способом наблюдения и теорией» (1959).
   Х. Кохут отметил, что в психоанализе бессознательное рассматривается в качестве психоаналитических структур не только потому, что психоаналитик подходит к нему с интроспективным намерением, но и потому, что пытается понять его в рамках интроспективного опыта. Вместе с тем он показал, что, как и любая наука, психоаналитическое познание имеет свои пределы, соответствующие интроспективному методу наблюдения, то есть границы психоанализа определяются границами возможностей интроспекции. Одновременно Х. Кохут подчеркнул, что активная интроспекция при нарциссических неврозах и пограничных состояниях приводит «к признанию борьбы неструктурированной души в целях поддержания контакта с архаическим объектом или едва заметной сепарации от него».
   В современном психоанализе проблема интроспекции рассматривается в нескольких ракурсах: в плане потенциальных возможностей и ограничений психоанализа как специфического опыта познания бессознательного, основанного на психоаналитической интроспекции; с точки зрения того, как и в какой степени аналитик интроспективно переживается пациентом в рамках архаических межличностных отношений; в контексте невротических расстройств, имеющих нарциссическую природу и связанных с тревожностью, порожденной чрезмерной интроспекцией пациента; с позиций терапевтического воздействия, направленного на ослабление патологической интроспекции и усиления нормальной способности человека к самонаблюдению.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

ИНТРОСПЕКЦИЯ
метод самонаблюдения, психологического анализа, изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики (=> самонаблюдение; моноспекция). Состоит в наблюдении собственных процессов психических, без использования инструментов или эталонов. Согласно Дж. Локку, есть два источника знаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума. На первые направляются внешние чувства и в результате получаются впечатления (идеи) о внешних вещах. Вторые, к коим относятся мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание и желания, познается особым внутренним чувством - рефлексией. Итак, даны два важных утверждения:
1) имеется возможность раздвоения, "удвоения" психики; душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: а) восприятия, , мысли, желания; b) наблюдение, созерцание этих восприятий, мыслей и желаний;
2) деятельность души первого уровня есть у каждого, деятельность второго уровня требует специальной организации; это - специальная деятельность, и без нее знание о душевной жизни невозможно. Практические выводы из этих положений делались такие:
1) психолог может проводить исследования лишь над самим собой; желая знать, что происходит с другими, нужно поставить себя в те же условия, пронаблюдать себя и по аналогии сделать выводы о содержании сознания другого человека;
2) поскольку интроспекция требует особой деятельности, требуются долго упражняться в ней. Метод интроспекции некогда был признан не только главным, но и единственным. В основе этого убеждения лежали два бесспорных обстоятельства:
1) фундаментальное свойство процессов сознания непосредственно открываться - репрезентироваться - субъекту;
2) закрытость тех же процессов для внешнего наблюдателя. Тогда сознания людей сравнивались с замкнутыми сферами, разделенными непреодолимой пропастью. И обоснование верности метода интроспекции кажется ясным и строгим: предмет психологии - факты сознания; последние непосредственно открыты лишь индивиду, в сознании коего они происходят; следовательно, изучать их можно только методом интроспекции. На самом деле в этих утверждениях заключена одна из самых сложных и запутанных проблем психологии - проблема самонаблюдения. Отмечались важные дополнительные преимущества метода интроспекции:
1) считалось, что в сознании непосредственно отражается причинная связь явлений психических, а потому положение психологии считалось намного более легким, чем у других наук, кои должны еще доискиваться до причинных связей;
2) интроспекция поставляет психологические факты в чистом виде, без искажений, чем психология также выгодно отличается: если при познании внешнего мира органы чувств, взаимодействуя с внешними предметами, искажают их свойства, то для психолога данные ощущения - именно та действительность, что его интересует; и любое чувство, кое испытывает человек, независимо от его объективной обусловленности или причины, есть истинный психологический факт: между содержаниями сознания и внутренним взором нет искажающей призмы! Так что применение интроспекции подкреплялось соображениями об особых преимуществах этого метода. И в психологии конца XIX в. начался грандиозный эксперимент по проверке возможностей метода интроспекции. В большинстве случаев исследовались не факты сознания в обыденных жизненных обстоятельствах, что и само по себе могло бы представлять интерес, но лабораторные опыты, проводимые "в строго контролируемых условиях". У самых строгих интроспекционистов эксперименты осложнялись дополнительными требованиями:
1) интроспекция должна была направляться на выделение простейших элементов сознания - ощущений и элементарных чувств;
2) испытуемые должны были избегать терминов, описывающих внешние объекты, и говорить лишь об ощущениях, вызываемых этими объектами, и о качествах этих ощущений; ответ в терминах внешних ощущений назывался ошибкой стимула. Но по мере расширения исследований обнаружились крупные пробелы и трудности. Становилась все более очевидной бессмысленность такой "экспериментальной психологии". Накапливались противоречия в результатах - даже иногда у одного и того же автора при работе с разными испытуемыми. Зашатались и основы психологии - элементы сознания: обнаруживались такие содержания сознания, кои никак не могли быть разложены на отдельные ощущения или представлены в виде их суммы (например, мелодия, сохраняемая при изменении тональности, хотя в ней изменяется каждый звук). К тому же систематическое применение интроспекции обнаружило нечувственные, безобразные элементы сознания. Наконец, стали выявляться неосознаваемые причины некоих явлений сознания (-> бессознательное). Итак, вместо торжества психологии, обладающей столь уникальным методом, в ней стала складываться ситуация кризиса. Дело было в том, что доводы в пользу интроспекции выглядели верными лишь на первый взгляд. Так, возможность раздвоения сознания оказывается мнимой: наблюдение за ходом собственной деятельности мешает ей, а то и вовсе разрушает. Столь же разрушающе влияние рефлексии на протекание чувств. Показано, что одновременное выполнение двух различных деятельностей возможно либо путем быстрого перехода от одной деятельности к другой, либо когда одна из этих деятельностей относительно проста или, во всяком случае, отработана до автоматизма. Поскольку интроспекция тоже "вторая деятельность", то ее возможности крайне ограничены. Интроспекция полнокровного акта сознания возможна лишь при прерывания его. Возможность раздвоения сознания все же существует, но с ограничениями: она вообще невозможна при полной отдаче некоей деятельности или переживанию, и в любом случае вносит искажающее влияние (принужденное поведение и прочее - когда человек и делает нечто, и отслеживает, как это выглядит). Так что данные, получаемые интроспекцией, слишком неопределенны, чтобы на них основываться. И сами интроспекционисты довольно быстро это поняли: они отмечали, что приходится наблюдать не столько сам протекающий процесс, сколько его затухающий след, а чтобы следы памяти сохраняли возможно большую полноту, нужно дробить процесс актами интроспекции на мелкие порции. Так интроспекция превратилась в "дробную" ретроспекцию. Возможность путем интроспекции выявлять причинные связи в сфере сознания ограничивается примерами отдельных, произвольных действий среди множества необъяснимых фактов сознания. И вообще, если бы можно было непосредственно усматривать причины процессов психических, то психология была бы совсем не нужна. Мнение о том, будто интроспекция поставляет сведения о фактах сознания неискаженно, тоже представляется ошибочным уже в свете данных о вмешательстве интроспекции в исследуемый процесс. Делая отчет по памяти даже о только что пережитом опыте, человек неизбежно его искажает, ибо направляет внимание только на определенные его стороны. Особенно сильно искажающее внимание наблюдателя, который знает, что именно он ищет. Так практика применения и углубленное обсуждение интроспекции обнаружили ряд фундаментальных недостатков этого метода, столь существенных, что они поставили под сомнение метод в целом, а вместе с тем - и предмет психологии, с коим тогда метод интроспекции был неразрывно связан (=> метод экспериментальный). В качестве самостоятельных вариантов метода интроспекции выделяются;
1) интроспекция аналитическая;
2) интроспекция систематическая;
3) самонаблюдение феноменологическое.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
479.95 кб

Психологическая интроспекция в XXI веке: исторические тенденции и феномены методологии

Вайнштейн Сергей Викторович
Очерчиваются несколько историко-методологических контекстов интроспекции в психологии. Рассматривается использование интроспекции в современных психологических исследованиях (2000-2010 гг.).
Читать PDF
431.72 кб

«Критическая интроспекция, возникшая и продолжающая возникать в глубине христианского духовного опыт

Рашковский Евгений Борисович
Наибольшую известность Е. Б. Рашковский получил благодаря своим трудам, посвященным истории культуры, сравнительному изучению цивилизаций, историографии и науковедению.
Читать PDF
360.83 кб

Интроспекция и материализм

Казаков Мстислав
В статье исследуется возможность аргумента «от интроспекции» (отчетов о наблюдениях за собственными состояниями) в качестве инструмента критики редуктивного материализма и материализма в целом (в зависимости от позиции того, кем э
Читать PDF
128.94 кб

Интроспективный эксперимент: новые возможности старого метода

Березина Т. Н.
В статье анализируется применение методов интроспекции в современной психологии, приводятся примеры использования интроспективных техник в когнитивной психологии, психологии личности.
Читать PDF
130.51 кб

Рефлексивные технологии в учебном процессе как фактор развития интроспективных способностей школьник

Белова Елена Владимировна
В статье рассматриваются рефлексивные технологии как особая группа педагогических технологий, выполняющие функцию раскрытия, «раскристаллизации смысла» по отношению к содержанию, которое хоть и является их носителем, но не являетс
Читать PDF
136.75 кб

Состояние проблемы исследования «я» в начале XX века: данные научной интроспекции

Ставропольский Юлий Владимирович
Статья представляет собой анализ состояния проблемы исследования феномена «я», который был выполнен американским психологом М. У. Кэлкинз в 1915 г.
Читать PDF
549.58 кб

Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной пс

Семенов Игорь Никитович
В первой части статьи анализируются историко-научные, этимологические и методологические проблемы психолого-персонологического изучения рефлексивности самовосприятия и самонаблюдения (интроспекции) человеком собственного Я как цел
Читать PDF
549.58 кб

Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной пс

Семенов Игорь Никитович
В данной части статьи теоретические положения, предложенные в первой части статьи, реализуются на эмпирическом материале рефлексивно-психологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыс
Читать PDF
153.61 кб

Интроспекции как дидактический метод, инициирующий смыслообразование в учебном процессе

Абакумова Ирина Владимировна, Ейст Наталья Александровна
В данной статье качественно описаны компоненты психологического метода интроспекции, как дидактического, показаны особенности его функционирования в учебном процессе; выявлено, что интроспекция выступает в качестве дидактического
Читать PDF
102.25 кб

Коллектив школьников как событийная общность: опыт интроспекции

Коренецкая Ирина Николаевна, Лузина Людмила Михайловна
Рассматривается традиционная для отечественной педагогики проблема коллектива школьников, дифференцируются понятия «коллектив» и «событийная общность», выявляются критерии и показатели, которые позволят учителю оценить уровень кол
Читать PDF
110.97 кб

Концептуализация интроспекции в философии Нового времени (Рене Декарт, Джон Локк, дэвид Юм)

Дмитриева Ангелина Арсеновна
Статья посвящена вопросу о месте интроспекции в гносеологических исследованиях Нового времени.
Читать PDF
303.37 кб

Шаткие основания тезиса о неопровержимости интроспекции феноменальных убеждений

Дмитриева Ангелина Арсеновна
Редставлена критика доводов Дэвида Чалмерса в пользу неопровержимости интроспекции феноменальныхубеждений.
Читать PDF
701.82 кб

Основные философские аргументы против перцептивной модели интроспекции

Дмитриева А.А.
В статье анализируются четыре философских аргумента против перцептивной модели интроспекции: аналитико-лингвистическая критика Гилберта Райла, феноменологический аргумент Уильяма Лайонса, аргумент Дениэла Деннета, согласно котором

Похожие термины:

  • ИНТРОСПЕКЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ

    метод интроспективный, разработанный в школе Э. Титченера. Характерен стремлением к полному расчленению чувственного образа на составные элементы, не редуцируемые к параметрам раздражителя.
  • ИНТРОСПЕКЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

    quot;самонаблюдение экспериментальное", при коем испытуемый тщательно наблюдает за динамикой переживаемых им состояний на каждой из стадий выполнения инструкции. Испытуемый, прошедший специаль
  • ФЕНОМЕНАЛИСТИЧЕСКАЯ ИНТРОСПЕКЦИЯ

    Интроспекция, представляющая собой свободное сообщение о своем опыте, делаемое на бытовом языке. Используемая представителями феноменологического подхода, она радикально отличается от структур
  • ИНТРОСПЕКЦИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ

    метод интроспективный, разработанный в школе Вюрцбургской. Характерен ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на базе ретроспективного отчета.
  • ПСИХОЛОГИЯ ИНТРОСПЕКТИВНАЯ

    направление психологии, постепенно перешедшее в функциональную психологию, ошибочно считающее интроспекцию либо основным, либо даже единственным методом психологической науки.
  • МЕТОД ИНТРОСПЕКЦИИ

    метод субъективный) -> интроспекция.
  • Методы интроспективные

    основанные на данных субъективного опыта.
  • ИНТРОСПЕКЦИОНИЗМ

    ранняя психологическая школа, основанная на изучении результатов самонаблюдения. Приблизительный синоним: Структурализм.