ИНСТИНКТ

Найдено 39 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Инстинкт
врожденная форма поведения, способность совершать целесообразные действия в ответ на определенный стимул.

Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

ИНСТИНКТ

— совокупность врожденных поведенческих комплексов, могущих активизироваться при воздействии ключевых раздражителей.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

инстинкт
врожденная способность к выполнению сложной поведенческой задачи. В последние годы термин был заменен на видоспецифичное поведение.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

Инстинкт
instinct). Поведение, свойственное всем нормальным представителям некоторого вида, единообразно происходящее в одних и тех же условиях.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

ИНСТИНКТ
лат. instinctus - побуждение) - врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Инстинкт
Врожденные поведенческие реакции, направленные на приспособление к условиям жизни, к самосохранению, удовлетворению биологических потребностей. Основные инстинкты, свойственные человеку: пищевой, самосохранения и половой.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ИНСТИНКТ
форма генетически обусловленного поведения или его слагаемого — реагирования, физиологическим механизмом которых являются безусловные рефлексы, В этом отличие И. от навыков и деятельности, осуществляемых на основе условных рефлексов,

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ИНСТИНКТ
, СОСТАВНОЙ (instinct, component) Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, сексуальный инстинкт взрослых "постепенно развивается из последовательных вкладов ряда составных инстинктов, представляющих определенные ЭРОГЕННЫЕ ЗОНЫ" - Freud (1940),

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ИНСТИНКТ
от лат. instinctus - побуждение, наитие] - врожденная способность животных организмов к совершению приспособительных, имеющих жизненное значение актов поведения, характеризующихся постоянством ответных реакций на действие определенных раздражителей

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ИНСТИНКТ
(от лат. instinctus побуждение) — совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный, половой и др.). Инстинкты человека контролируются его сознанием.

Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.

Инстинкт
Instinct). Врожденное, локализующееся на уровне тканей организма, состояние возбуждения, стремящееся выразиться вовне и привести к снятию напряжения. Согласно Фрейду, представляет собой психические проявления врожденных телесных состояний возбуждения, выражающиеся в форме желаний.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

ИНСТИНКТ
(от лат. instinctus – побуждение, наитие) врожденный вид поведения, передающийся по наследству и возникающий в результате естественного созревания организма. Инстинктивное поведение осуществляется по определенной, достаточно жесткой программе, мало изменяющейся под влиянием приобретенного жизненного опыта.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

инстинкт

1) сложная врожденная форма безусловно-рефлекторного реагирования на определенные стимулы внешней и внутренней среды; относительно независимый от научения комплекс приспособительного поведения; 2) врожденный импульс к действию, сочетающийся со специфическим эмоциональным возбуждением.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

инстинкт

(от лат. instinctus – побуждение) – совокупность врожденных сложных реакций (актов поведения), предопределяющих целесообразное поведение организма во внешней среде. И.П. Павлов рассматривал механизм и. как безусловнорефлекторный; понятие и. и безусловный рефлекс следует считать рядоположенными.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Инстинкт
instinctiis - побуждение, стремление. Лат. - цепной сложный безусловный рефлекс, обусловливающий приспособительный акт организма в ответ на действие комплекса специфических раздражителей. Инстинктивная деятельность - деятельность подкорковых узлов и систем, протекающая у здорового взрослого человека под контролем коры головного мозга.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

Инстинкт
Совокупность сложных врожденных приспособительных реакций, безусловных рефлексов на жизненно важные раздражители, обеспечивающих сохранение жизни (сосательный, пищевой, оборонительный и др.). У человека в онтогенезе И. в значительной степени оказываются под контролем сознания и социальных установок (культуры, традиций, религии и т. д.).

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Инстинкт
(от лат. instinctus - побуждение). Врожденные формы поведения и психики, характеризующиеся видовой общностью. По И. П. Павлову, И. - сложные безусловные рефлексы, обеспечивающие осуществление жизненно важных для организма физиологических функций, необходимых для выживания вида и продления рода. В области психоанализа Фрейд отдает существенное значение половому И. и И. смерти.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ИНСТИНКТ
совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. В понятие инстинкта в разное время вкладывалось разное содержание. В основном в инстинкт вкладывалось содержание сложных безусловных рефлексов. В последнее время термин «инстинкт» применяется очень редко. В основном как инстинктивное поведение, созвучное «генетически фиксированное», «наследственно обусловленное» и т.д.

Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998

ИНСТИНКТ
instinct) - 1. Сложный образец поведения, присущий индивидууму обычно с рождения и наблюдающийся у всех представителей одного вида. Поведение проявляется и изменяется под воздействием окружающих стимулов, однако его основа остается относительно неизменной и предопределена заранее. 2. Врожденная сила, принуждающая индивидуум двигаться в направлении к достижению определенной цели (например, либидо в психоанализе).

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Инстинкт
(лат. instinctus побуждение; наитие) — врожденная форма поведения, свойственная данному виду животных, представляющая собой сложную цепь специальных безусловных рефлексов, вызываемых определенными внешними и внутренними раздражениями; одна из форм приспособления организмов к условиям жизни. И.П.Павлов относил инстинкты к безусловным рефлексам. Инстинктивное поведение обладает определенной изменчивостью в зависимости от конкретных условий среды. При этом меняется не сам инстинктивный акт, а пределы его выраженности. Раздражители, специфические для данной инстинктивной реакции.

Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.

Инстинкт
Термин с трудом поддается определению, но обычно означает любую естественную (т. е. врожденную, а не усвоенную) реакцию, характерную для данного вида. Инстинкты считаются мотиваторами различных схем поведения животных, таких как ухаживание, спаривание, отношения между родителями и детьми, хотя их роль в человеческом поведении представляется более спорной. Фрейд пользовался термином «инстинкт» по отношению к Эросу и Танатосу (инстинкты жизни и смерти), которые являются глубинными причинами многих аспектов человеческого поведения, особенно половых и агрессивных проявлений. Ныне термин используется в психологии гораздо реже, чем раньше, так как его первоначальное значение не было подкреплено убедительными доказательствами.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Инстинкт
в психологии развития) [лат. instinctus — побуждение] — совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. В начале XX в. в психологии получила широкое распространение предложенная К. Бюлером схема трех стадий развития психики у животных и человека (И., навык, интеллект). В рамках этой схемы И. выступал как исходная форма психической регуляции поведения, характерная для низших животных и маленьких детей. Вместе с тем, в концепции Бюлера отсутствовало достаточно четкое определение самого понятия «И.». Столь расплывчатая трактовка побудила большинство современных исследователей отказаться от употребления понятия И. в качестве научного термина, сохранив, однако, термин «инстинктивное» как синоним понятий: «генетически фиксированное», «наследственно закрепленное», «врожденное» поведение, действие и т. п. К.Э.Фабри

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ИНСТИНКТ
/англ. Instinct; от лат. instinctus – побуждение/ (безусловный рефлекс; животное начало), врожденная реакция организма, имеющая обязательный для исполнения характер
Основным И. высших животных является И. продолжения рода. У человека контролируется сознанием, ограничивается моралью и законом. И. – одно из центральных понятий фрейдизма. См. Влечение.
«Встретился Ермолай-шорник – инстинкт устремился к нему: но если б, вместо Ермолая, явился ткач Дмитрий – инстинкт не отвернулся бы и от него.» М. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина.
И. /разг./: зов природы.
Инстинктивный (-ая; -ое) (животный; земной; низменный) – функционально свойственный или проявляющийся в форме И.
«Хотя, возможно, в этом заложено инстинктивное желание самки служить исключительно деторождению и ублажению прихотей своего самца.» В. Спектр. Face Control.

Источник: Словарь доктора либидо

ИНСТИНКТ
(от лат. побуждение) – совокупность врожденных сложных, целесообразных реакций (актов поведения) животных и человека. И. обусловлен наследственностью, принадлежностью к определенному виду живых существ, биологической потребностью в адаптации к среде. Некоторые натуралисты, например Ж. А. Фабр, полагали, что врожденность и целесообразность И. свидетельствуют о мудрости «творца». И. П. Павлов рассматривал механизм И. как безусловно-рефлекторный; понятия «инстинкт» и «безусловный рефлекс» он считал рядоположенными. Такие ученые, как 3. Фрейд, В. Макдугалл пытались объяснить социальное поведение людей действиям И. (полового, агрессивного, самосохранения и других). У животных И. функционирует, как правило, в единстве с навыками и интеллектом. Инстинктивные формы поведения человека подвластны регулированию со стороны сознания, испытывают влияние усвоенной культуры, интеллигентности, характера, мировоззрения, жизненного опыта и др.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Инстинкты
термин, обозначающий все известные инстинкты у животных и человека. Так, этологи считают доказанным существование у животных, по крайней мере, семи инстинктов: 1. пищевого инстинкта; 2. полового инстинкта; 3. инстинкта борьбы; 4. родительского инстинкта; 5. инстинкта сна; 6. инстинкта территориальных отношений и 7. инстинкта ухаживания. Дуальная гипотеза З.Фрейда (1920) предполагает, что у человека существует две группы инстиктов: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Согласно некоторым другим систематикам, человек имеет до 170 инстинктов и даже более. Эти разногласия дискредитируют понятие об инстинкте и они вполне способны склонить то хрупкое равновесие, существующее в сознании многих людей между нативистами и инвайроменталистами в сторону последних, но вовсе не потому, что их убеждают в этом какие-то факты, а, скорее, в силу причин психологического свойства, то есть неопределенности самого понятия «инстинкт» и достаточно вольному его употреблению. Главное состоит, однако, в том, что надежные сведения о роли наследственных факторов поведения и развития человека в настоящее время отсутствуют или их не так уж много, чтобы эту проблему считать хотя бы близкой к принципиальному решению.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ИНСТИНКТ
лат. instinctus - побуждение). Врожденные формы поведения и психики, характеризующиеся видовой общностью. По И.П. Павлову, И. - сложные безусловные рефлексы, обеспечивающие осуществление жизненно важных для организма физиологических функций, необходимых для выживания вида и продления рода. Раздражителями, пускающими в ход инстинктивные реакции, являются простые физические и химические признаки значимых для организма животных, растений, объектов неживой природы - их форма, величина, цвет, запах, вкус, окраска и т.д.
В психоанализе [Freud S., 1920] И. половому и И. смерти придается важное значение в психической жизни человека: И. половой проявляется в постоянном движении к возрождению, И. смерти - в стремлении живого существа к смерти. Даже некоторые последователи S. Freud [Jones E., 1957] писали о невозможности выведения И. смерти из каких-либо биологических наблюдений. И. смерти нельзя смешивать с И. агрессии, разрушения, поскольку первый направлен субъектом на самого себя, последний же проявляется желанием убивать других [Rycroft Ch., 1979]. S. Freud, утверждая подчиненность поведения примитивным неосознаваемым влечениям и якобы присущему человеку И. смерти, пришел к выводу о неотвратимости войн и человеческого насилия, о пагубном влиянии цивилизации на психическое здоровье [Бассин Ф.В., Ярошевский М.Г., 1989].

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ИНСТИНКТ
1. Форма врожденного поведения некоторого вида живых существ, не приобретенная в результате научения. 2. Сложный, врожденный вид приспособительного поведения, позволяющего организму быстро и точно реагировать на возникшую ситуацию, почти мгновенно адаптироваться к ней. И. в этом его понимании всегда действует автоматически и сразу же приводит к нужному результату. Поведение, основанное на И., мало или почти не изменяется под влиянием складывающихся обстоятельств или приобретаемого опыта. Больше всего разнообразных И. имеется и проявляются в поведении животных, особенно низших. У человека И. в этом их понимании представлены, в основном, только на ранних стадиях онтогенетического развития. 3. Тенденция некоторого биологического вида определенным образом реагировать на возникшую ситуацию. 4. Сложная, скоординированная система действий, возникающих и проявляющихся одинаковым образом у определенного вида живых существ в идентичных условиях. 5. В психоанализе И. означает биологические, телесные факторы, побуждающие человека к определенным действиям. 6. Любая совокупность врожденных тенденций, которые мотивируют поведение. См. инстинкт жизни, инстинкт закрытый, инстинкт материнский, инстинкт обладания, инстинкт открытый, инстинкт религиозный, инстинкт сексуальный, инстинкт социальный, инстинкт смерти, инстинкт частичный, мотивация, онтогенез, психоанализ.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Инстинкт
Первую ступень в развитии поведения образуют у всех животных наследственные реакции, или врожденные способы поведения. Их обычно называют инстинктами. Они связаны большей частью с удовлетворением основных потребностей организма. Все они выполняют биологическую функцию самосохранения или продолжения рода. Основным отличительным признаком инстинктивных реакций является то, что они функционируют в силу наследственной структуры организма, без всякой выучки не все они начинают функционировать сейчас же после рождения. Многие из них вызревают значительно позже – только тогда, когда сам организм достигает достаточно высокой ступени формирования и развития. (9.1, 23) Биологическое значение инстинктивных реакций заключается в том, что они являются полезными приспособлениями к окружающей среде, выработанными в борьбе за существование и закрепленными путем собственного отбора в процессе биологической эволюции. (9.1, 23 – 24) На самом деле многое говорит за предположение, что инстинкт является в генетическом отношении предшественником рефлекса. Рефлексы представляют собою только остаточные, выделившиеся части из более или менее дифференцированных инстинктов. (9.1, 41) Инстинкт, эта генетическая первичная форма поведения, рассматривается как сложная структура, отдельные части которой слагаются наподобие элементов, образующих ритм, фигуру или мелодию. (32.1, 13) См. Поведение, Развитие, Рефлекс

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ИНСТИНКТ
от лат. instinctus – побуждение) – совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. B понятие «И.» в разное время вкладывалось различное содержание; в одних случаях И. противопоставлялся сознанию, а применительно к человеку термин «И.» служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения, животного начала в человеческой психике и т. д.; в др. случаях И. назывались сложные безусловные рефлексы, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений и т. п. Столь расплывчатая трактовка побудила большинство современных исследователей отказаться от употребления понятия «И». в качестве научного термина, сохранив, однако, термин «инстинктивное» как синоним понятий: «генетически фиксированное», «наследственно закрепленное», «врожденное» поведение, действие и т. п. И. играют весьма важную роль в регуляции поведения человека вообще и конфликтного поведения в особенности. В конфликтах роль И. в детерминации поведения людей значительно усиливается по сравнению с обычными ситуациями. Стресс, обычно сопровождающий конфликты, в первую очередь воздействует на высшие психические функции (мышление, чувства, речь и др.). И., являясь гораздо более устойчивым к стрессу образованием, часто определяет действия человека в конфликтных ситуациях. Особенности и характер влияния И. на возникновение и развитие социальных и внутриличностных конфликтов в конфликтологии пока не исследованы.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ИНСТИНКТ
ІНСТЫНКТ / INSTINCT (от лат. instinctus– побуждение)– совокупность врожденных сложных, целесообразных реакций (актов поведения) животных. И. обусловлен наследственностью, принадлежностью к определенному виду живых существ, биологической потребностью в адаптации к среде. Некоторые натуралисты, например Ж. А. Фабр, полагали, что врожденность и целесообразность И. свидетельствуют о мудрости «творца». И. П. Павлов рассматривал механизм И. как безусловно-рефлекторный; при этом понятия И. и безусловного рефлекса он считал рядоположенными. Такие ученые, как 3. Фрейд, В. Макдугалл, пытались объяснить социальное поведение людей действиями И. (полового, агрессивного, самосохранения и др.). В настоящее время позиция о наличии у человека инстинктивных форм поведения подвергается критике. У животных И. функционирует, как правило, в единстве с навыками и интеллектом. Устройство И. предполагает наличие трех взаимосвязанных элементов: врожденной потребности, триггера (актуализирующего стимула) и фиксированного комплекса действий или релизера (реализует удовлетворение потребности). При наличии неудовлетворенной потребности попадание в поле восприятия организма специфического триггера приводит к актуализации релизера. Релизер, в свою очередь, состоит из аппетентного (представляет собой комплекс действий по нахождению и приближению к объекту удовлетворения потребности) и консуматорного (непосредственное осуществление удовлетворения потребности) поведения. При этом фиксированные комплексы действий состоят из ряда двигательных актов, которые образуют предсказуемую и высокоорганизованную последовательность. Возникновение фиксированных комплексов действий считается независимым от прошлого опыта организма. При этом И. характеризуется временной энергетической истощаемостью. После первоначальной актуализации фиксированного комплекса действий его трудно вызвать вновь, до достижения восстановления энергетического потен циала организма. А. С. Солодухо

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Инстинкт
Когда я говорю об инстинкте, то я разумею при этом то самое, что обычно понимают под этим словом, а именно понуждение, влечение (Trieb) к определенной деятельности. Такая компульсивная устремленность может возникать от какого-нибудь внешнего или внутреннего раздражения, которое психически разряжает механизм влечения-инстинкта, или же от каких-нибудь органических оснований, лежащих вне сферы психических каузальных отношений. Характер инстинкта присущ каждому психическому явлению, причинно происходящему не от волевого намерения, а от динамического понуждения, независимо от того, что это понуждение проистекает непосредственно из органических и, следовательно, внепсихических источников или же существенно обусловлено энергиями, которые только разряжаются волевым намерением, - в последнем случае с тем ограничением, что созданный результат превышает действие, намеченное волевым намерением. Под понятие инстинкта подпадают, по моему мнению, все те психические процессы, энергией которых сознание не располагает. При таком понимании аффекты (см.) принадлежат настолько же к процессам влечения-инстинкта, насколько и к чувственным процессам (см. чувство). Те психические процессы, которые при обычных условиях являются функциями волн (то есть безусловно подлежащими контролю сознания), могут, уклоняясь от нормы, становиться процессами влечения-инстинкта вследствие присоединения некоторой бессознательной энергии. Такое явление обнаруживается всюду, где или сфера сознания оказывается ограниченной вследствие вытеснения неприемлемых содержаний, или же где вследствие утомления, интоксикации или вообще патологических процессов мозга наступает понижение ментального уровня, где сознание уже не контролирует или еще не контролирует наиболее ярко выделяющиеся процессы. Такие процессы, которые некогда у индивида были сознательными, но со временем стали автоматическими, я бы не хотел называть процессами инстинктивными, но автоматическими процессами. При нормальных условиях они и не протекают наподобие инстинктивных, потому что при нормальных условиях они никогда не проявляются в компульсивном виде. Это случается с ними только тогда, когда к ним притекает энергия, чуждая им.

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

Инстинкт
лат. instinctus - побуждение; наитие) - 1. врожденные реакции данного биологического вида; 2. предрасположенность реагировать определенным образом, свойственная данному виду; 3. сложный набор последовательных действий, совершаемых в ответ на стимулы определенного рода насекомыми, птицами, рыбами или, по словам К.Лоренца, «поведение, которое в значительной степени определяется нервными механизмами, включенными в филогенез вида»; 4. в психоанализе - мотивационная сила, побуждения к действиям, вытекающие из инстинктов жизни и смерти. Как предполагалось, инстинкты не определяют специфические поведенческие проявления, основной акцент сам З.Фрейд делал скорее на том, что именно является инстинктивным, чем на самих инстинктах. Согласно классической теории, инстинкт имеет: а) биологический источник; б) запас энергии этого источника; в) цель, то есть инстинкт осуществляет специфические для него действия, ведущие к его удовлетворению и к разрядке заключенной в нем энергии и г) объект, в отношении которого цель может быть достигнута. Неудача в нахождении объекта и способа достижения инстинктной цели влечет фрустрацию инстинкта и к увеличению инстинктного напряжения, субъективно переживаемого как страдание. Согласно З.Фрейду (1915), инстинкт может подвергаться превратностям четырех видов: а) обращению в свою противоположность, обычно к замене его активной роли на пассивную; б) повороту против себя, то есть использованию себя в качестве инстинктного объекта; в) вытеснению - этот термин еще в 1915 году обозначал все защитные психологические механизмы и г) сублимации, в результате которой инстинктная энергия в конечном счете разряжается в просоциальных действиях, лишь символически связанных с первичной инстинктной целью; 5. динамизирущее влияние врожденных факторов поведения у человека. Полагают, что цель и последовательность действий у человека его инстинкты не определяют, они являются лишь источником психической энергии, которая используется социально детерминированным образом (Обуховский, 1975). Вообще значение инстинктов в организации внутренней жизни и поведения человека остается столь неопределенным, что время от времени предлагается вообще отказаться от использования этого понятия в научных текстах.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ИНСТИНКТ

Термин, введенный в обиход биологами, в основном исследователями поведения животных, и нашедший широкое применение при описании поведения человека. Согласно самому широкому определению, инстинкт есть специфический для вида поведенческий паттерн, преимущественно основанный на наследственности и поэтому относительно независимый от научения. Термин инстинкт применялся для обозначения широкого круга поведенческих паттернов (материнский инстинкт, гнездовой, сезонно-миграционный и т.д.). Эта феномены, как оказалось, не подчиняются ни анализу с точки зрения компонентного поведения, ни физиологическому объяснению. Как следствие, термин имел сильную телеологическую коннотацию. Это отражается в использовании термина инстинктивная цепь, обозначающего предполагаемую цель, укорененную в инстинктивном поведении. Заданная цель подразумевается, например, в понятии инстинкт самосохранения, игравшем главную роль в ранних гипотетических построениях.
На современную теорию инстинкта повлияло развитие ряда смежных областей. Наблюдения, в особенности этологической школы (Лоренц, Тинберген и др.), а также социобиологов (Э. О. Уилсон) и нейробиологов (Э. Кэнделл) внесли существенные сомнения относительно валидности и эвристической ценности понятия инстинкт. Внимательное наблюдение за внешне целенаправленным инстинктивным поведением позволяет ученым расчленить его на частные паттерны взаимосвязанных и последовательных реакций. Как было показано, элементы этих последовательных паттернов подвержены внешним манипуляциям, извращающим их очевидные (то есть телеологически правдоподобные) цели в естественном состоянии (Hassler, 1960).
Тенденция этих паттернов сохраняться в природе в целом объясняется с точки зрения эволюции: те или иные поведенческие последовательности предпочтительны настолько, насколько лучше по сравнению с другими они обеспечивают выживание. Но существует и третья возможность: имеются также нейтральные (то есть не затрудняющие выживание и не способствующие ему) генетически закодированные паттерны поведения.
Поэтому большинство современных биологов, следуя Шнейрле, подвергают эту концепцию инстинкта критике. Они предпочитают говорить о типичных для вида паттернах поведения, предположительно укорененных во врожденном, генетически детерминированном оснащении. При этом поведенческие проявления подобных паттернов почти всегда в той или иной мере зависят от среды. Можно сформулировать принцип, согласно которому роль среды возрастает с усложнением нервной системы.
В ранних психоаналитических теориях термин инстинкт использовался для описания мотивационных сил человеческого поведения; в настоящее время эти силы обычно обозначаются как инстинктивные влечения.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

ИНСТИНКТ
instinct) Врожденное, биологически детерминированное побуждение к действию. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, инстинкт имеет
а) биологический источник;
б) запас ЭНЕРГИИ этого источника;
в) цель, т.е. осуществляет специфические для данного инстинкта действия, ведущие к его удовлетворению (см. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ) и к РАЗРЯДКЕ заключенной в нем энергии; и
г) ОБЪЕКТ, в отношении которого цель может быть достигнута.
Неудача в нахождении объекта и достижении инстинктной цели ведет к ФРУСТРАЦИИ ИНСТИНКТА (см. также ФРУСТРАЦИЯ) и к увеличению инстинктного НАПРЯЖЕНИЯ, причем повышенное напряжение испытывается как СТРАДАНИЕ. В соответствии с ПРИНЦИПОМ УДОВОЛЬСТВИЯ это страдание ведет или к возрастанию активности в достижении разрядки, или к введению механизмов ЗАЩИТЫ для уменьшения напряжения. ЭГО реагирует на угрозу инстинктного напряжения, превышающего ПОРОГ толерантности, ТРЕВОГОЙ (СИГНАЛЬНАЯ ТРЕВОГА), которая стимулирует Эго (СТИМУЛ) к введению защитных мер. Согласно Fiend (1915), инстинкт может подвергаться превратностям четырех видов:
а) ОБРАЩЕНИЮ в свою противоположность, обычно - замене активной роли на пассивную;
б) ПОВОРОТУ ПРОТИВ СЕБЯ, т.е. использованию себя в качестве инстинктного объекта;
в) ВЫТЕСНЕНИЮ - этот термин в 1915 г. охватывал все защитные механизмы, описанные позднее, и
г) СУБЛИМАЦИИ, в результате которой инстинктная энергия в конечном итоге разряжается в действиях, лишь символически связанных (см. СИМВОЛ) с первичной инстинктной целью.
Эта концепция инстинкта, очевидно, применима с той или иной степенью вероятности только к сексуальным и агрессивным влечениям (см. СЕКС и АГРЕССИЯ); попытки применить ее к другим врожденным паттернам поведения, таким как сон или питание, немедленно приведут к очевидной нелепости. Фактически при ее создании имели в виду сексуальные расстройства истериков (см. ИСТЕРИЯ и ИСТЕРИЧЕСКИЙ), однако связь инстинктного напряжения с сигнальной тревогой была выявлена при изучении защит от агрессии, имеющих место при НЕВРОЗЕ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ.
Фрейд был последовательным сторонником дуальной теории инстинктов и полагал, что все инстинкты можно разделить на две группы, антагонистически настроенные по отношению друг к другу, и что конфликты между этими двумя группами и несут ответственность за невроз. Он, однако, не был последователен в своих взглядах на то, что же это были за группы. До начала 1920-х годов это были ИНСТИНКТЫ ЭГО (см. ЭГО-ИНСТИНКТ) и СЕКСУАЛЬНЫЙ ИНСТИНКТ, соответствовавшие биологическим инстинктам самосохранения и воспроизведения потомства (см. САМОСОХРАНЕНИЕ), но в последних теоретических трудах это были инстинкт жизни и инстинкт смерти. Приведенная выше схема никогда не предназначалась для применения к инстинктам Эго, и непонятно, предполагалось ли применять ее к инстинкту смерти, хотя аналитики склонны предполагать, что существуют и инстинкт, и вид энергии, называемые "агрессией", к которым эта схема применима. Многие аналитики показали, что, хотя понятие КОНФЛИКТ подразумевает наличие по крайней мере двух влечений, нет особой причины отдавать предпочтение дуальной теории, а не тройственной или даже множественной теории инстинктов. Современная психология животных (ЭТОЛОГИЯ) утверждает наличие, по крайней мере, семи инстинктов, или врожденных паттернов поведения: пищевого, ПОЛОВОГО, борьбы, родительского, СНА, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ и ухаживания. Два последних в психоаналитической теории не представлены.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ИНСТИНКТЫ
генетическо-врожденные ингредиенты поведения и психики животных и индивида, а также генетико-энграммные специфико-формы психического отражения, кои структуро-целостны для индивидов; адаптивная роль И. заключается, например, для животных в обеспечении-исполнении-продуцирования базальных жизненных функций: иммунных, пищевых, репродуктивных, миграционных, средозащитных; сами же И. жив. условно-константны, индивидуальны по отношению к трансформациям в самой среде обитания животного, а реализуются И. в онтогенезе при взаимодействии жив. с процессами операционального научения; многие ученые термин-понятие И. противопоставляют сознанию, а уже применительно к самому индивиду И. денотатируется как понятие, дескриптирующее-интерпретирующее различные человеческие эмоции, страсти, аффект-реакции, импульсивные акты психики, как необдуманные акты действий, поведенческих реакций, как звероживотное начало психики индивида; некот. иссл. считают, что понятие инстинкт может быть соотносимо к детерминации безусловных рефлексов, или же они рассматривают И. как гипотетический механизм, необходимый индивиду или животному для координации-регуляции биологическо-жизненных необходимых действий-движений-кинетических актов; полагаем, что к понятию инстинкт необходимо относиться превентивно-осторожно, и вряд ли его можно использовать как синоним к понятиям-терминам: безусловный рефлекс, генетическо-наследственно-инстинктивная реакция, инстинктивный акт поведения, инстинктивное действие; но, к примеру, термин инстинктивное действие, — видимо, малоприемлемый для дескрипции актов поведения индивида, — вполне научно-продуктивен-рационален-приемлем для описания-герменевтизации актоповеденческих реакций-действий животного; поэтому инстинктивное действие-поведение животных (к-д-п.в.) можно рассматривать, как суммацию сформировавшихся в процессе эволюции определенного вида животных наследственно закрепленных, формоспецифических, врожденных ингредиентов поведения, кои и составляют базис-основу жизнедеятельности-жизнеактивности самих животных; в онтогенезе И.д.п.в. структурируется-формируется во взаимодействии-корреляции с процессами «операционального научения животных и сохраняется без подкрепления, отличаясь константностью, почти бестрансформативностью и индивидуальностью относительно условно-временных метаболизаций в самой среде-континууме жизнеобитания животного; условно-относительная целеинтенциональность И.д.п.в. спроецирована на выживание особи животного, продолжение рода-вида, она развивается-эволюционизируется, как форморезультат, спецификорезультат естественно-селективного отбора, сами же акты И.д,п.в. продуцируют: динамику поз. мультиакустических интерпретаций животного, дермокожных реакций, например, секреция, выпадение пуха, инкарнация-трансформация окраски, адаптивно-скоординированная регуляция движений и т.д.; сама же эффективно-адаптивная интерпретация И.д.п.в. осуществляется генетическо-врожденными пуско-механизмами — нейро-сенсорно-модельными системами, их импликациями, кои индикатороизируют-настраивают анализаторные системы на перцепцию-восприятие формоспецифических стимулов-раздражителей-сигналов из среды, что и способствует продуктивному распознаванию-узнаванию, значимо-важных для животного сигналов-стимулов-предметов-объектов, а также способствует консолидации-суммации определенных ощущений, релаксации или же активизации нервно-модельных центров, кот. связаны-скоррелированны с тем или иным действием-актом-реакцией; укажем, что базальными раздражителями для жив. выступают, обычно, элементно-физическо-химические предикаты-свойства-признаки объектов живой, неживой природы, различных растений, деревьев, базально-стимульные признаки других животных; тут в экспликации специфическо-сигнально-стимульных предикатов необходимо иссл. формы, размеры, мультицвета, мультидвижения, мультиреакции, запахи, величины-сигналы-знаки-модальности, входящие в контекст объектов живой-неживой природы.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ИНСТИНКТ
совокупность врожденных компонент поведения и психики животных и человека. Составная часть поведения инстинктивного - наименее пластичная его компонента. У животных - генетически запрограммированные формы поведения, характерные для данного вида и связанные прежде всего с пищевой, защитной и репродуктивной сферами (-> поведение инстинктивное). Достаточно постоянны и независимы от локальных изменений внешней среды. Выводы о "слепоте" или "разумности" инстинктов некорректны: следует говорить соответственно об их фиксированности, ригидности и о биологической целесообразности. Ригидность инстинкта тоже целесообразна - она отражает приспособленность животного к постоянству условий его обитания. "Ошибки" инстинкта при попадании животного в непривычные для него условия можно сравнить с "ошибками", иллюзиями восприятия (-> восприятие: иллюзия); инстинктам свойственна такая же "непреодолимость" и даже "принудительность". Те и другие "ошибки" возникают в результате автоматического срабатывания непроизвольных механизмов - правильных, но оказавшихся в "неправильных", искусственных, маловероятных или даже невозможных в природе ситуациях. Согласно этологической теории (-> этология), инстинкты обусловлены действием внешних и внутренних факторов. К внешним относятся специальные раздражители - стимулы ключевые. К внутренним факторам относится эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, приводящая к снижению порога их возбуждения. В этом смысле весьма показательны факты расширения спектра раздражителей, вызывающих инстинктивные действия, особенно - факты спонтанного появления последних. Согласно модели К. Лоренца, обычно эндогенная активность инстинктивных действий заторможена и блокирована. Адекватные стимулы снимают блокировку, действуя как ключ, отчего и получили название. Ныне значительно изменились взгляды на вопрос о соотношении инстинкта и научения. Раньше формы поведения, основанные на инстинкте и научении, противоставлялись. Считалось, что инстинктивные действия строго запрограммированы и их индивидуальная "доводка" невозможна. Позже выяснилось, что это далеко не так: многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного - период обучения облигатного. Так что многие инстинктивные акты "достраиваются" в индивидуальном опыте животного, и эта достройка тоже запрограммирована. Она обеспечивает приноровление инстинктивного действия к условиям среды. Разумеется, пластичность инстинктивного действия ограничена и определяется генетически. Гораздо большую пластичность обеспечивает научение факультативное - процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения. Если при обучении облигатном все особи вида совершенствуются в одних и тех же видотипичных действиях, то при научении факультативном они овладевают индивидуально-особенными формами поведения, приспосабливая их к конкретным условиям существования. В связи с вопросом о взаимосвязи инстинкта и научения следует также упомянуть традицию поведенческую. По существу, всякое действие животных - сложное переплетение видотипичных и приобретенных элементов поведения. В понятие инстинкта в разные времена вкладывалось различное содержание:
1) иногда инстинкт противопоставлялся сознанию, а применительно человека - служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения, "животного начала" в человеческой психике и пр.;
2) в других случаях инстинктом назывались сложные рефлексы безусловные, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений и пр. Столь расплывчатая трактовка побудила большинство исследователей отказаться от употребления понятия инстинкта как научного термина, сохранив термин инстинктивное как синоним понятий: генетически фиксированное, наследственно закрепленное (поведение, действие и пр.).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ИНСТИНКТ
Корень слова латинский – instinctus, что означает побуждавшим вынуждающий, при этом подразумевается, что такие импульсы естественны или врожденны. Существует четыре общих, различающихся между собой значения этого термина: 1. Неприобретенная реакция, характерная для членов данного биологического вида. 2. Тенденция или предрасположенность реагировать определенным способом, который является характерным для определенного вида. Эта предрасположенность (2) – предполагаемая основа наблюдаемого поведения (1). 3. Сложный, скоординированный набор действий, универсального или почти универсально, проявляющийся у данного вида, возникающих при определенных стимульных условиях, определенных состояниях наличия влечения и определенных условиях развития. Это значение встречается прежде всего в этологии; см., например, врожденный механизм высвобождения, фиксированный паттерн активности и связанные с ними термины. 4. Любая из ряда неприобретенных, наследственных тенденций, которые, как предполагается, выполняют функции мотивационных сил сложных человеческих моделей поведения. Это значение, конечно, выражается в классическом психоанализе.
В фактическом использовании, способ применения этого термина резко отличается от теории к теории. Первой школой психологии, которая сделала инстинкт центральным понятием, был Фрейдизм. В своих ранних трудах Фрейд выделил два класса инстинктов: эго-инстинкты, или инстинкты самосохранения, и половые, или репродуктивные, инстинкты. В своих более поздних работах он ограничил этот термин до Танатоса (инстинктов смерти) и Эроса (инстинктов жизни). Однако в обеих схемах Фрейд ясно показывал, что инстинкты были существенными мотивационными силами поведения но, как предполагалось, не определяли специфические поведенческие проявления. Основной акцент делался скорее на том, что является инстинктивным, чем на самих инстинктах; то есть значения 1, 2 и 3 не подразумевались.
В гормической психологии Макдугалла инстинкт употреблялся (в значениях 1, 2 и 4) как центральная теоретическая концепция. Все поведение рассматривалось как преднамеренное или целенаправленное и мотивированное основными специфически видовыми наклонностями, инстинктами. В отличие от Фрейда, Макдугалл применял этот термин широко по отношению ко всем мотивационным конструкциям, и полученное в результате быстрое увеличение числа инстинктов подорвало научный базис теории.
Употребление этого термина этологами (прежде всего в значении 3, но во взаимодействии со значениями 1 и 2) подчеркивало специфически видовые и биологические аспекты. Это становится ясным из определения Лоренца: "Поведение, которое в значительной степени определяется нервными механизмами, включенными в филогенез вида". Обратите внимание, что эта модель употребления специально включает поведение, в противоположность психоанализу, сосредоточивавшему внимание на мотивации.
Путаница во многом возникла из нескольких неразрешенных (и, возможно, неразрешимых) проблем, (а) Проблема наследственности: степень, в которой инстинкты являются биологически запрограммированными или следуют из факторов, относящихся к окружающей среде. См. здесь дискуссию о наследственности-среде, (б) Видовая специфичность: являются ли инстинкты общими мотиваторами или они могут развиваться только внутри отдельных видов? Накапливающиеся свидетельства здесь имеют тенденцию поддерживать этологический подход, в котором основное внимание уделяется внутривидовому анализу, (в) Поведенческая специфика: степень, в которой определенные модели поведения должны включаться в понятие. Хотя понятно, что некоторые поведенческие проявления подразумеваются всегда (как еще узнать о существовании инстинкта?), это является серьезной проблемой. Чем специфичнее предполагаемая модель поведения, тем больше возможность, что этот термин будет принимать недопустимую неопределенность, как это было у Макдугалла.
Очевидно, что эти вопросы взаимосвязаны и, конечно, не единственные. Можно сделать вывод, что это общее понятие является слишком жизнестойким, чтобы быть изгнанным из словаря психолога, как предлагали некоторые. Менее устойчивое понятие давно бы уже погибло из-за собственных излишеств. Обращайтесь с ним аккуратно.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Инстинкт
instinct) Понятия "И." и его часто используемый (неск. "очищенный") синоним "врожденное поведение" не имеют единого общепринятого значения. Полезность понятия И. для объяснений и описаний господствует в умах мн. исследователей, а широта его применения варьировала в разные периоды истории психологии. Вследствие сомнительной истинности и двусмысленности, а тж из-за изменений философии науки, одни ученые прямо отвергали это понятие, тогда как др. энергично поддерживали его очевидную полезность. Большинство самых стойких противников в чем-то даже изменили свои дефиниции оснований поведения, чтобы согласовать их с нек-рыми аспектами понятия И. Врожденное, или видотипичное поведение занимает выдающееся место в работах по этологии. Поведение, объединяемое под этим назв., часто, но отнюдь не всегда обладает неск. общими характеристиками; оно: 1) преследует какую-то цель и заканчивается достижением определенных рез-тов - пищи, воды или полового партнера; 2) обеспечивает получение выгоды как отдельным особям, так и виду в целом; 3) адаптировано к обычным условиям окружающей среды и сообразуется с ними (хотя зачастую плохо приспособлено к необычным условиям); 4) является обычным для большинства, если не всех, представителей вида (хотя его частные проявления могут варьировать у разных особей); 5) развивается или появляется в определенной последовательности в процессе жизни индивида в соответствии с процессами роста и созревания; 6) ему нельзя научиться на основе индивидуального опыта (хотя оно и может возникать в связи с научением, а научение может происходить в тесной связи с таким поведением). Существенными признаками понятия врожденного поведения являются его адаптированность и генетическая причинная орг-ция. Инстинктивное поведение часто контрастирует с "выученным", к-рое возникает постепенно или вдруг, отличается большим разнообразием среди представителей вида, сильно различается по рисунку движений и зависит от множественности и разнообразия ключевых признаков. Дэниел Лерман подверг сомнению утверждение, что понятия "И." и "врожденный" имеют смысл, потому что не существует поведения, абсолютно независимого от обучения, к-рое может происходить in utero (внутриутробно) или, как у птиц, на стадии яйца. Нико Тинберген признавал, что два процесса - межпоколенная филогения и интраиндивидное научение - достаточно обособлены, но заявлял, что поведение практически всегда является продуктом обоих этих процессов и что все попытки провести между ними четкие различия ведут к ложной дихотомии. Конрад Лоренц высказал предположение о том, что внутренние побуждения ("драйвы") вызывают активацию фиксированных паттернов действий (ФПД), обусловленных генетически. В обычных условиях эти ФПД не актуализированы, поскольку внутренние побуждения, необходимые для их экспрессии, обычно не достигают порога активации. Специфичный для реакции драйв, регулирующий запуск ФПД, был назв. специфическим потенциалом действия (СПД). Он может приводится в действие сигнальным раздражителем, соотв. врожденному механизму запуска (ВМЗ). Хотя частные теорет. представления о ВМЗ были отвергнуты, они продемонстрировали, что для объяснения поведения животных отнюдь не обязательно привлекать преднамеренные интенции. Н. Тинберген выдвинул альтернативную гипотезу: поведение организовано иерархически, с широкими мотивационными центрами, доминирующими над многочисленными разветвленными специфическими уровнями, каждый из к-рых заканчивается специфическим ФПД. Т. о., ВМЗ трансформируются в регуляторы путей, чтобы животное могло дойти от предельно обобщенного аппетитивного паттерна через все более предсказуемые и специализированные реакции до финала, когда при наличии соотв. релизоров достигается консумматорный (завершающий) акт. Большинство исследователей поведения животных придерживаются мнения о том, что поведение низших организмов в подавляющем большинстве случаев является инстинктивным, тогда как поведение высших организмов обогащается за счет научения, при типично больших индивидуальных различиях в его проявлении. Тем не менее, З. Фрейд утверждал, что челов. поведение вырастает из выражения двух противоположных групп инстинктов: инстинктов жизни, обогащающих жизнь и рост, и инстинктов смерти, толкающих нас к разрушению. А. Маслоу тж разраб. иерархическую структуру мотивов, начинающуюся такими простейшими физиолог. потребностями, как голод и жажда, и заканчивающуюся самоактуализацией. См. также Сравнительная психология, Эволюция, Инстинктивное поведение А. Дж. Риопелле

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ИНСТИНКТ
врожденное побуждение, унаследованная схема поведения, предопределяющая жизнедеятельность животного и человека. В психоанализе объектом исследования является не столько инстинкт как таковой, сколько влечения человека.
   З. Фрейд проводил различие между инстинктом (Instinkt) и влечением (Trieb). Под инстинктом он понимал прежде всего врожденное побуждение, имеющее место в животном мире, биологически наследуемое поведение животного. Под влечением – внутреннее побуждение, являющееся представителем соматического в психике человека и приводящее в движение психические процессы. В работах З. Фрейда редко использовались такие понятия, как «инстинктивная склонность», «инстинкт». В основе его психоаналитических представлений о человеке лежали, как правило, размышления о влечениях, составляющие остов его дуалистической концепции влечений, которая по мере развития психоанализа претерпела изменения: от рассмотрения сексуальных влечений и влечений Я в начальный период становления психоаналитической теории и практики до признания влечения к жизни и влечения к смерти в более поздний период его исследовательской и терапевтической деятельности.
   В таких работах, как «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) и «Недовольство культурой» (1930), З. Фрейд далеко не всегда осуществлял четкое разделение понятий «инстинкт» и «влечение». Подчас оба эти понятия использовались им в одном и том же контексте. Речь могла идти о консервативном характере инстинктивной жизни и влечениях человека («По ту сторону принципа удовольствия»), о «гипотетическом инстинкте смерти» и «влечении к агрессии и деструкции» («Недовольство культурой»).
   В работе «Почему война?» (1932) З. Фрейд выразил согласие с А. Эйнштейном, полагавшим, что в людях наличествует некий инстинкт ненависти и уничтожения. Но если А. Эйнштейн говорил именно об инстинкте ненависти и уничтожения, то основатель психоанализа предпочел использовать такие понятия, как «агрессивное влечение», «деструктивное влечение». Правда, у него встречались такие высказывания, в которых фигурировало понятие «инстинкт»: «инстинкт самосохранения является, без сомнения, эротическим по своей природе, но именно он нуждается в агрессивности, чтобы претвориться в жизнь». Тем не менее раскрытие явлений агрессивности, деструктивности, смерти осуществлялось им главным образом через призму рассмотрения соответствующих влечений человека. Другое дело, что при переводе с немецкого и английского языков на русский язык не всегда учитывается специфика фрейдовского использования понятий «инстинкт» и «влечение», в результате чего в русскоязычных изданиях одной и той же работы основателя психоанализа можно встретить разночтения, обусловленные самим переводом.
   Фрейдовская теория влечений в определенной степени противостояла предшествующему инстинктивизму с его опорой на биологически унаследованное поведение животных и человека, так как психоаналитические исследования и терапия ориентировались прежде всего на учет и раскрытие бессознательного психического. Не случайно он подчеркивал, что проявление инстинкта у животных происходит под действием «навязчивого повторения, в котором выражается консервативная природа инстинктов», в то время как навязчивое повторение у человека обусловлено «архаическим наследием», охватывающим не только предрасположенности влечений, но «также и содержания, следы памяти о переживаниях прошлых поколений».
   В работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) основатель психоанализа рассмотрел вопрос об остаточной памяти в архаическом наследии, тем самым, с одной стороны, перекинув мостик между индивидуальной и массовой психологией, а с другой стороны, уменьшив пропасть между человеком и животным. В частности, он исходил из того, что инстинктам животных у человека соответствует «его собственное архаическое наследие, пусть даже оно имеет другие объем и содержание».
   Последующие психоаналитики более четко, по сравнению с З. Фрейдом, поставили вопрос о необходимости осуществления различий между инстинктами и влечениями. Так, американский психоаналитик Э. Фромм заменил понятие «инстинкт» термином «органическое влечение» и провел разграничение между естественными влечениями, которые коренятся в физиологических потребностях, и человеческими страстями, которые наличествуют в характере. В работе «Анатомия человеческой агрессивности» (1973) он подчеркнул, что «инстинкты – это ответ на физиологические потребности человека, а страсти, произрастающие из характера (потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм, жажда собственности и власть), – все это ответ на экзистенциальные потребности, и они являются специфически человеческими».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
784.64 кб

Инстинкт как функциональная система, обеспечивающая психо-нейро-вегетативное единство человека

Гольдшмидт Евгений Семенович
Рассматривается концепция инстинкта в рамках целостного подхода к организации и функционированию организма и его психики, его деятельности и развития.
Читать PDF
170.03 кб

Мотивация как «Основной инстинкт» предпринимательских структур

Елисеева А.В.
Изучение вопросов мотивации является далеко не новой темой в исследованиях.
Читать PDF
347.51 кб

Клоунский инстинкт в эволюции детства

Семенова Елена Александровна
В статье автор пытается рассмотреть, каким образом теоретические концепции карнавальной культуры, смеха, комического способны прояснить вопрос «клоунского инстинкта», пролегающий в сфере физиологии, психологии, педагогики.
Читать PDF
251.82 кб

Я. Э. Голосовкер. Высший инстинкт культуры. (имагинативный абсолют)

Галинская И. Л.
Читать PDF
216.26 кб

Инстинкт и интеллект

Агиров Аслан Хангиреевич
В статье дается своеобразная трактовка таких устоявшихся понятий, как «инстинкт» и «интеллект». Показана их взаимосвязь и роль в формировании личностных качеств индивидуума.
Читать PDF
196.37 кб

По поводу инстинкта любви родителей к детям

Щербаков Е. П.
Иногда считается, что любовь родителей к детям не может быть фактором воспитания, т. к. любовь относится к инстинктам. В предложенной статье доказывается, что любовь родителей к детям является фактором воспитания.
Читать PDF
452.71 кб

Аддиктивное рисковое поведение как проявление снижения инстинкта самосохранения

Ворошилин Сергей Иванович
Аддиктивное рисковое поведение (адреналиномания) сопровождается снижением инстинкта самосохранения и целостности организма у лиц с этим влечением.
Читать PDF
270.21 кб

Коллекционирование как основная форма проявления исследовательского инстинкта ученого

Ваганов А.F.
Предпринята попытка предложить нестандартного подхода к научной деятельности. Показано сближение и взаимовлияние коллекционирования и научной деятельности, важность создания коллекций в процессе познания.
Читать PDF
520.24 кб

Самоповреждения и влечения к модификации тела как парциальные нарушения инстинкта самосохранения

Ворошилин Сергей Иванович
Расстройства инстинкта самосохранения включают расстройства двух относительно независимых инстинктов: инстинкта выживания и инстинкта сохранения целостности тела.
Читать PDF
150.54 кб

Методологическое значение нравственного инстинкта сознания в самоорганизации педагогической системы

Воробьева Л.И.
В педагогическом процессе как ведущей педагогической системе ее основными компонентами являются взаимодействующие личности обучающиеся и обучающие (педагоги и авторы книг), а также реальный объект их познания.
Читать PDF
462.62 кб

Личность как сочетание духа и инстинкта (по И. А. Ильину)

Станкевич Анджела Родионовна
В статье рассматривается концепция личности в понимании И.А. Ильина в соответствии с его учением о равновесии и сочетании духа и инстинкта.
Читать PDF
72.97 кб

Учение И. А. Ильина об одухотворении инстинкта в контексте христианской антропологии

Мурышев Кирилл Евгеньевич
В статье анализируется учение И.А. Ильина об одухотворении инстинкта и проводится его сопоставление с традиционным христианским учением о теозисе. Отмечается значимость этого учения для философии искусства Ильина.
Читать PDF
420.88 кб

Игра в философии Роже Кайуа: между инстинктами и культурой

Аликин Виктор Анатольевич
Еще в начале ХХ в. считалось, что общество неизбежно движется по пути рационального совершенствования. Однако уже в первой половине и середине XX в. европейцы поставили под сомнение возможность рационального социального прогресса.
Читать PDF
161.96 кб

Дискуссия об инстинктах человека в психологии и этологии

Сериков Андрей Евгеньевич
В статье обсуждаются различные подходы к пониманию сущности инстинктов человека и их типологии, история вопроса, основные точки зрения в рамках современной дискуссии о существовании у человека инстинктивного поведения.
Читать PDF
120.01 кб

РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (ИНСТИНКТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИ

Зверева Наталья Владимировна

Похожие термины:

  • ЧАСТИЧНЫЙ ИНСТИНКТ

    part instinct) См. ИНСТИНКТ, СОСТАВНОЙ.
  • ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ И ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ

    термины, используемые для различения положений двух разных вариантов психоанализа – классического и более позднего. Согласно классической теории, психическая динамика связана с инстинктами и и
  • ИНСТИНКТ ИЛИ ВЛЕЧЕНИЕ

    Instinct; Instinkt) - непроизвольное влечение к определенной деятельности; побуждение к фиксированной активности (см. также архетипы)."Когда я говорю об инстинкте (Trieb), то я разумею при этом то самое, что
  • ОБЛАДАНИЯ, ИНСТИНКТ

    влечение к власти и контролю над другими, которое некоторые психоаналитики рассматривают как проявление инстинкта жизни. Его характеристиками они считают, в частности, акты сосания и глотания у м
  • Инстинкт основной

    перекочевавшее из ортодоксального психоанализа в обыденное сознание представление о сексуальном влечении (инстинкте) как факторе, всецело определяющем психическое развитие в детстве и последую
  • ИНСТИНКТ, ОТКРЫТЫЙ

    См. инстинкт, открытый.
  • ИНСТИНКТ, ОТСРОЧЕННЫЙ

    См. инстинкт, отсроченный.
  • РЕЛИГИОЗНЫЙ ИНСТИНКТ

    гипотеза о существовании у человека врожденной религиозности.
  • ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ

    врожденные побуждения и формы поведения, направленные на приспособление к условиям жизни и на выживание. В психоанализе к элементарным инстинктам самосохранения относят голод и жажду.
  • ИНСТИНКТ СЕКСУАЛЬНЫЙ

    gt; влечение сексуальное.
  • ИНСТИНКТ СМЕРТИ

    См Танатос.
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИНКТ

    Стадное чувство, тенденция искать и формировать социальные контакты. Этот термин противоречит здравому смыслу; слово инстинкт несет груз специфических видовых, генетических коннотаций, которые
  • СОСТАВНОЙ ИНСТИНКТ

    в психоанализе – согласно классической теории, сексуальный инстинкт взрослых «постепенно развивается из последовательных вкладов ряда составных инстинктов, представляющих определенные эроген
  • ЗАКРЫТЫЙ ИНСТИНКТ

    См. инстинкт, закрытый.
  • ИНСТИНКТ ЖИЗНИ

    См. Эрос, см либидо.
  • ИНСТИНКТ ЧАСТИЧНЫЙ (ИНСТИНКТ ПАРЦИАЛЬНЫЙ)

    (в классическом психоанализе)-представление о том, что новый инстинкт у человека может развиваться из ряда составляющих, которые, в свою очередь, также являются инстинктами. Эти инстинктивные элем
  • ИНСТИНКТ МАТЕРИНСКИЙ

    тенденция человека и других высокоразвитых живых существ (в основном женского рода) проявлять материнские чувства и формы поведения, в том числе кормление, заботу и защиту маленьких детей (других
  • Стадный инстинкт

    . Склонность людей собираться группами, вести совместную жизнь, участвовать в общих проявлениях. Часто используется определение, что человек является социальным животным. Он не любит одиночества,
  • ОБЪЕКТ ИНСТИНКТА

    В психоанализе – объект (4), на который направлен инстинкт.
  • ИНСТИНКТИВНАЯ ФУЗИЯ

    См. фузия (2).