ДЕТЕРМИНИЗМ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Детерминизм
determinism). Научное предположение о том, что любое событие имеет причину.

Источник: Гудвин Дж. Исследование в психологии методы и планирование. 2004

ДЕТЕРМИНИЗМ

— закономерная, необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Детерминизм
Determinism). Исходное положение о том, что все наше поведение обусловлено воздействием каких-то событий и не проявляется свободно.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Детерминизм
концепция, согласно которой действия людей детерминируются-определяются и ограничиваются-наследственностью и предшествующими событиями их жизни.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Детерминизм
Философское учение о всеобщей, объективной, универсальной взаимосвязи и причинной взаимообусловленности процессов и явлений природы, общества, сознания.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Детерминизм
от лат. determino - определяю), философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

детерминизм

(от лат. determinare – определять) – причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ДЕТЕРМИНИЗМ
лат. determinare - определять) - философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире (в психологии - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов).

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Детерминизм
(Determinismus) (от лат. determino - определять). Философское учение о всеобщей объективной (универсальной) взаимосвязи и причинной обусловленности процессов и явлений в природе, обществе и сознании. Лежит в основе научного мировоззрения в медицине, в т. ч. и в психиатрии (ср. Индетерминизм). В психиатрии и психологии используется в смысле причинной обусловленности всех психических процессов в норме и патологии.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ДЕТЕРМИНИЗМ
(от лат. determinare - определять) - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их причин и активная избирательная роль внутреннего (психики, личности, по отношению к внешним воздействиям. Различают разные типы Д.: причинно-следственный, диалектики внешнего и внутреннего. В акмеологии особую значимость имеет куммулятивно-факторная концепция детерминизма причинности (см. Детерминизма принцип).

Источник: Акмеологический словарь.

ДЕТЕРМИНИЗМ
лат. determinare - определять). Философская концепция об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех процессов и явлений природы. Д. противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. В психологии и психиатрии причинно-следственные отношения нередко оказываются сложными, опосредованными. Принцип Д. неотделим от деятельностного подхода к изучению психики. В советской психологии разработаны трактовки Д. как следствия "действия внешних причин через внутренние условия" [Рубинштейн С.Л.] и "внутреннего через внешнее" [Леонтьев А.Н.].

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Детерминизм
учение, согласно которому каждое явление имеет свою причину. Эта определенная причина при одних и тех же условиях всегда оказывает одинаковое действие. Д. — один из принципов диалектического материализма (см. также кондиционализм). В применении к психическим процессам, в частности для объяснения волевых актов, поступков человека, следует учитывать, что движения человека, его поведение от внешних факторов, конкретной обстановки зависят не полностью: «идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков,.. не уничтожает ни разума.. человека, ни оценки его действии» (В. И. Ленин. Соч., т. 1, 159. 1958).

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

ДЕТЕРМИНИЗМ
в психологии) (от лат. determinare – определять) – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Д. включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и др. формы Д.: системный Д. (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), Д. типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), Д. статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой Д. (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др. Д. – один из ключевых принципов понимания природы конфликта, конфликтного поведения человека.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ДЕТЕРМИНИЗМ
философское учение, утверждающее, что для всего, существующего в мире, имеются свои, веские и, в принципе, познаваемые причины, находящиеся в прошлом, предопределяющие настоящее и делающие неизбежным определенное будущее. Д. в этом его понимании был порожден классической физикой И. Ньютона и основанной на ней классической механикой, трактовавшей причины явлений чисто механистически. В рамках такой трактовки каждое следующее положение частей механического устройства (машины) могло быть точно предсказано на основе знания физических сил, которые действуют на него в данный момент времени. С развитием квантовой механики такое представление о Д. в физике было существенно изменено, и идея причинности стала носить вероятностный характер (причина как случайное сочетание, совпадение во времени определенных событий). Такое понимание Д. впоследствии проникло в другие науки и было принято в психологии. Правда, в психологии до сих пор сохраняется и иное, не естественно-научное понимание Д., связанное с традиционным представлением о свободе воли человека. Представители гуманистической и экзистенциальной психологии, например, придерживаются именно такого подхода. Многие современные психологи, особенно бихевиористически настроенные, рассматривают вопрос о существовании свободной воли как научно не доказанный или же вообще находящийся за пределами науки. См. бихевиоризм, детерминизм культурный, детерминизм механистический, детерминизм психический, детерминизм социальный, индетерминизм, психология гуманистическая, психология экзистенциальная, свобода воли.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ДЕТЕРМИНИЗМ
Очень свободно: доктрина, которая утверждает, что каждое событие имеет причины. В классической механике было принято, что если знать положение и импульс каждой частицы вещества в один момент времени, то можно в принципе узнать их положение и импульс в любой другой точке времени в будущем. Такая позиция характерна для "жесткого" (или номоло-гического) детерминизма. Эта специфическая точка зрения была несколько "смягчена" с развитием квантовой механики, в которой самые глубокие познаваемые уровни причины и воздействия рассматривались как вероятностные по своему характеру, то есть произошло смещение от понятия совершенного предсказания к понятию вероятностного предсказания. В психологи! дебаты несколько менее глобальные и значительно менее определенные. Вообще это связано с настоятельными попытками экзистенциалистов и гуманистов измерить "свободу воли", с которой человек может оставаться вне досягаемости "щупальцев" бихевиоральной и когнитивной наук. Однако эти дебаты, возможно, и пустые. Если кто-то хочет научно исследовать поведение и мышление, он должен признать, что то, что кто-то делает, имеет причины, и что они в конечном счете познаваемы. В действительности вопрос заключается в том, имеется ли какая-то вещь, называемая "свободой воли", которая находится за пределами научного анализа причин и воздействий, или это просто (?) специфическое мысленное/эмоциональное состояние, которое само играет роль в этиологии поведения. Современные социальные ученые, если они рассматривают этот вопрос вообще, придерживаются позиции, которую лучше всего можно описать как "неудобный прагматизм". То есть в своей повседневной работе они рассматривают своих субъектов как вероятностно детерминированных, отмечая при этом, что они не могут предсказывать точно, поскольку пока еще неизвестны факторы этиологии (и, возможно, принципы вариации неопределенности), и предпочитают думать о себе, как о фактически действующих согласно своему собственному свободному выбору, независимо от грубого детерминизма, который уменьшает ощущение их собственного гуманизма.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ДЕТЕРМИНИЗМ
ДЭТЭРМІНІЗМ / DETERMINISM– общефилософский и методологический принцип, постулирующий предопределенность всех явлений реальности внешними по отношению к ним объективными причинами. Принципу Д. противоположен индетерминизм– постулирование либо отсутствие причинно-следственных связей, их видимости, за которой скрывается случайность (онтологический индетерминизм), либо их недоступности человеческому познанию (эпистемологический детерминизм). Так, в философии познания Д. Юма утверждается принципиальная невозможность перейти от простой констатации того, что события одного рода обычно происходит после событий другого рода, к достоверному установлению причинно-следственной зависимости (post hoc non ergo propter hoc). В психологии особенно значимо противоречие между принципом Д. и представлением о свободе воли как способности субъекта самостоятельно различным образом определять свое поведение, несмотря на заданные внешние обстоятельства, в том числе оказывая влияние на внешнее окружение, и тем самым нести ответственность за свое поведение. Применительно к способу решения проблемы свободы воли различают жесткий и мягкий Д. Жесткий Д. полностью исключает свободу воли: с точки зрения жесткого Д. наблюдаемые различия в поведении в идентичных заданных извне условиях означают, что наблюдателем не были учтены неочевидные, но значимые различия во внешних обстоятельствах, которые обусловили различия в поведении. Мягкий Д. исходит из одновременного признания существования объективных причинно-следственных связей и свободы воли: заданные извне обстоятельства налагают ограничения на возможность свободного выбора, но не полностью их исключают. Кроме того, различают биологический и социальный Д.– представление о предопределенности индивидуальных особенностей и поведения биологическими либо социальными факторами, внешними по отношению к самой личности. Также внутри Д. различают представления о преимущественной роли врожденных (прежде всего, генетических) или приобретенных (условия среды, воспитание) факторов– так называемые дебаты nature vs. nurture. В психологии жесткий биологический Д. характерен для некоторых ранних направлений психологии– классического бихевиоризма и классического психоанализа, индетерминизм– для гуманистического (с акцентом на свободу самореализации) и экзистенциально-феноменологического (с акцентом на индивидуальную ответственность) направлений, социальный Д.– для некоторых направлений в рамках «темного» (акцентирующего ведущую роль макросоциальных факторов) социального конструктивизма, особенно склоняющихся к культурному релятивизму, мягкий индетерминизм– для социально-когнитивного направления и «светлого» (акцентирующего роль микросоциального контекста) социального конструктивизма. М. С. Фабрикант

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ДЕТЕРМИНИЗМ
(от лат. определять) – философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех природных, общественных и психических явлений. Д. противоположен индетерминизму, исходная позиция которого в том, что душа, психическое состояние не зависят ни от внешних воздействий, ни от телесных изменений и открываются субъекту лишь в его переживаниях по средством интроспекции. Есть разные виды детерминизма. Одна из его разновидностей – нативизм (от лат. прирожденный), согласно которому свойства человека являются целиком прирожденными, даны ему априорно и не зависят от опыта. Впервые идеи Д. высказал Демокрит. Он выступал против случайности и подчеркивал, что все причинно обусловлено. Широкое развитие получил в разных науках механистический Д., который предполагает жесткую детерминацию, строго обозначает характер всех связей и зависимостей, отказ от включения случайности в цель причинно-следственных отношений. В психологии он выразился в принципе отражения, в положениях о социальной обусловленности личностных качеств, в пренебрежении биологическими и психологическими факторами поведения и развития людей. Системный Д. в психологии подчеркивает целостность личности, сознания, их несводимость к отдельным компонентам и зависимость последних от свойств целого. В психологии все более утверждается взгляд о многообразии форм детерминации психического, подчеркиваются и выделяются психологические причины индивидуального и группового поведения, опосредованность развивающего влияния среды, воспитания, деятельности, учения и общения. В книге «История психологии» (М., 1994. С. 109, 174) А. Петровский и М. Ярошевский отмечают: «Первые крупные успехи на пути перехода от биологического детерминизма к психическому сопряжены с разработками категорий образа, действия, мотива». Последние, по их мнению, меняют свой строй с приходом к человеку, чье социальное бытие порождает новый тип организации психической жизни, у которой появляется внутренний план, обозначаемый «сознание». Широкое значение имеет тезис С. Л. Рубинштейна о том, что внешние причины действуют через внутренние условия. Однако, если в книге «Бытие и сознание» (М., 1957. С. 14) он писал о том, что внешние воздействия определяют психические явления, преломляясь через внутренние действия, то в книге «Проблемы общей психологии» (М., 1973. С. 230) ставит на первое место внутренние причины, а временные воздействия выступают лишь в качестве обстоятельств. При этом он подчеркивает возможность саморазвития, самодвижения, спонтанного развития. Это означает наделение психического свойствами причины. Нельзя не признавать возможность самодетерминации человеком состояния своей психики и развития своей личности. Благодаря самопознанию, саморегуляции, критическому мышлению, навыкам аутогенной тренировки он может самосовершенствоваться, влиять на свои качества и способности, изменять себя.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Детерминизм
концепция, согласно которой действия людей детерминируются – определяются и ограничиваются наследственностью и предшествующими событиями их жизни. В психологии – закономерная и необходимая зависимость явлений психических от порождающих их факторов. Включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его; однако объяснительным принципом причинности не исчерпывается, поскольку существуют и другие формы детерминизма:
1) детерминизм системный – зависимость отдельных
компонент системы от свойств целого;
2) детерминизм типа связи обратной – следствие воздействует на вызвавшую его причину;
3) детерминизм статистический – при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности;
4) детерминизм целевой – предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения и пр. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм детерминизма. Длительное время оно ориентировалось на детерминизм механический, который представлял обусловленность явлений психических материальными факторами по образцу взаимодействия объектов в механике либо работы технических устройств. Несмотря на ограниченность этого воззрения, оно дало психологии важнейшие учения о рефлексах, ассоциациях, аффектах и пр. В середине XIX в. возник детерминизм биологический, открывший своеобразие поведения живых систем (учение Ч. Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для выживания функцию. Если детерминизм механический представлял психику побочным явлением – эпифеноменом, то теперь она выступила как неотъемлемая компонента жизнедеятельности.
Позднее, когда было установлено, что эта компонента имеет самостоятельное причинное значение, возник детерминизм психологический, однако он получил неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной. Иное понимание психологического детерминизма сложилось в трудах естествоиспытателей, показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и пр.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного детерминизма психологического привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные особым закономерностям.
В отечественной психологии была выдвинута трактовка детерминизма как действия внешних причин через внутренние условия и как действия внутреннего через внешнее. Но обе эти формулы односторонни. Основной принцип объяснения психики человека с позиций материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешнее» – продукты материальной и духовной культуры, в коих воплощаются сущностные силы человека, и «внутреннее» – сущностные силы человека, формируемые в процессе их объективации в этих продуктах.

Источник: Экологическая психология словарь-справочник 2012.

ДЕТЕРМИНИЗМ
каузально-необходимая зависимость психофеноменов от самих порождающих их факторов, событий; Д. контекстоизирует каузальность-причинность, как суммацию-когеренцию обстоятельств, ситуаций, предшествующих во времени следствию, или же, вызывающих само следствие, но не исчерпывающих этим экспликационных методов-принципов, ввиду того, что существуют и другие формы детерминации, к примеру, модельно-системный Д., когда отдельные компоненты модели-системы зависят от общих свойств целого; или же, существует Д. в форме реверсивной связи, когда само следствие воздействует на вызвавшую его причину, или же набор причин; существует также понятие целевого Д., кот. интерпретируется как канон-аксиома в результирующих феноменах психоакций, актоповеденческих интенций индивида, имплицированных с конечной моделью результата-цели; ранее иссл. ориентировались в своих работах на механистический Д., кот. эксплицировали в модели обусловленности психоявлений материальными факторами, либо по парадигмам взаимодействия объектов в сфере механики, или же по парадигмам работы, функций технических устройств, машин, аппаратов; такой подход, несмотря на свою ограниченность дал толчок к эволюции псих. как науки, постулатам Дарвина о естественном отборе, а также воззрениям сторонников ассоцианизма в псих.; уже впоследствии Гельмгольц, Сеченов дескриптировали-показали, что такие феномены, как образ, интропсихофизиологическая стимуляция, мульти-рефлексы, дифференциальные реакции и др. всегда обусловлены воздействиями экстероригналов из внешней среды на сам индивидуальный организм субъекта, а их конституирование-формирование происходит по законам, кот. отличаются от законов физических и биологических, поскольку они являются индикаторами-регуляторами действий и поведенческих реакций индивида; субстанциональным же принципом экспликации психики индивида, с позиций Д. явл. то, что трансформируя реально-достоверный мир, онтос, социум своей объект-предметной деятельностью, активностью индивид, таким образом, изменяется сам, а в этом процессе тектонизируются-ретектонизируются в его психике комбинации новых психокорреляций-психообразований; в псих. существуют понятие — детерминирующая тенденция в ментальных актах (Д.т.м.а.), — это такое психосостояние субъекта, кот. определяет интенциональность, градационность реакций, селективность его мышления в зависимости от индивидуальных замыслов, целей, задач, программ; этот термин был введен в псих. мышление представителями Вюрцбургской школы на основе анализа практических экспериментов (Ах, Уатт); существуют понятия двух базальных психофакторов Д.т.м.а.: 1) итогово-конечная цель (насущно-искомые задачи); 2) рецепт-инструкция, само требование к насущно-искомому; так, например, О. Кюльпе, говорил о том, что наше Эго, в константном виде, находится под влиянием тех или иных критериев, или же определенных целей-задач и ими же само побуждается к активности-инициативности-деятельности, именно влияние психоинтенций, задач-целей, наз. детерминирующей тенденцией, что, как считал, Кюльпе, было неизвестно представителям ассоциативной психологии; функции же нашего Эго, по Кюльпе, служат целям, задачам, продуцируемым самим индивидом или же другими субъектами.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Детерминизм
лат. determinare - определять) - способ мышления, руководствующийся следующим положением: каждое явление, событие имеет определенную причину. Существуют разные варианты детерминизма. 1. Номологический детерминизм (греч. nomos - закон, logos - слово, понятие, учение) основан на открытиях классической механики, предписывающей жесткую каузальную связь между силой, массой и движением тел. Данный тип детерминизма присущ некоторым направлениям психологии, отрицающим всякую случайность в том, что происходит во внутреннем мире человека и его поведении: психоанализу, бихевиоризму, некоторым направлениям социальной психологии. Например, в отечественной психологии укрепилось представление о поведении человека как неизбежного и в принципе предсказуемого следствия “действия внешних причин через внутренние условия”. С указанной позиции поведение человека принциально предрешено, его можно расчитать по математическим формулам, ныне для этого пока что не хватает знания. Другими словами, утверждается, что человек суть механизм, машина, проблема состоит лишь в том, чтобы узнать, как она работает, и научиться ею управлять. Таково, например, убеждение известного хирурга Н.М.Амосова. В свое время Ф.М.Достоевский противопоставил себя сторонникам идеи номологического детерминизма, указав на то, что человек является внутренне свободным человеком. Квантовая физика между тем показала, что даже в микромире ньютоновы законы не имеют силы и что все события, там происходящие, являются причинно обусловленными, и тем не менее вероятностными, однозначно не предсказуемыми – 2. вероятностный детерминизм. Аналогичной позиции относительно человека придерживаются последователи некоторых направлений психологии, например, экзистенциальнойпсихологии, в которой постулируется существование у человека свободной воли, находящейся за пределами возможности прямолинейного научного анализа причин и следствий. Если непредсказуем полет электрона, то тем более невозможно определить, о чем, например, подумает человек в той или иной ситуации или как он себя в ней поведет. Иначе говоря, утверждается, что человек является уникальным, совершенно необычным, во многом или в основном загадочным и пока не имеющим известного природного прецедента самодетерминированным существом. Наука, очевидно, способна установить все факторы поведения человека вплоть до единого, математически точно описать влияние каждого из них по отдельности и в их совокупности, но только сам этот человек окончательно решает, какой фактор для него важнее в тот или иной момент, что именно имеет для него смысл и что - нет, и не суть важно, касается ли этот фактор его личных проблем или его представлений об основах мироздания. В классической психопатологии господствует принцип жесткого детерминизма, который гласит: любой психопатологический феномен имеет определенную причину и эта причина известна или принципиально может быть установлена, поскольку, с позиции биологической психиатрии, форма болезненного явления (навязчивость, бред, обман восприятия и т.п.) детерминирована исключительно характером нарушения нейрофизиологических процессов. Содержание болезненных переживаний, в свою очередь, характеризует личностные качества человека, оно не поддается нейрофизиологической трактовке и потому лишается существенного значения для понимания природы симптома и болезни в целом. Психиатры, воспитанные в традициях биологической психиатрии («бездушной психиатрии», как иронически иногда ее называют), основное внимание уделяют в своей деятельности изучению симптоматики расстройства, его диагностике, выявлению степени готовности к суициду, показаний к лекарственной терапии и профилактике рецидивов болезни и т.п., другие, психологические аспекты работы интересуют их в меньшей степени. Содержательные, личностные аспекты психического расстройства иногда относятся при этом к компетенции клинической психологии, хотя разделить это двуединство проще в нашем сознании, чем это делать на практике, так как болезненные феномены, как некие заранее заготовленные формы, всегда заполняются психологическим содержанием, также немаловажным в клиническом плане. Значение содержательных аспектов существенно возрастает в так называемой пограничной психиатрии, например, при изучении расстройств личности и поведения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Детерминизм
(от лат. determinate — «определять»), причинность, — закономерная обусловленность явления порождающими его факторами. Принцип Д. признается как непременный постулат любого объяснения, претендующего на научность, как критерий, отделяющий научные взгляды на повеление человека от всех других. Детерминистический принцип в науке о поведении формировалсяна протяжении последних двух веков. Вначале это были в основном сопоставления, корреляции между повреждениями отдельных участков мозга и изменениями сознания и поведения человека. Однако уже со второй половины XIX в. величайшие открытия в естествознании подготовили почву и дали мощный импульс для формирования физиологических теорий и экспериментальных исследований поведения человека и животных. Это учение Ч. Дарвина (1809—1882), открывшее миру законы трансформации организмов и сохранения вида путем естественного отбора, а также учение К. Бернара (1813— 1878) о гомеостазе, т. е. о саморегуляции постоянства внутренней среды организма в условиях непрерывно меняющихся воздействий окружающей среды. Они в значительной мере обусловили отход естественно-научной мысли от принципов механического детерминизма французского мыслителя Р. Декарта (1596—1650) с его великой идеей о рефлексе, т. е. отражении мозгом внешних явлений — стимулов — по типу отражения светового луча.
Идея рефлекса на протяжении нескольких веков служила в физиологии поведения одной из основополагающих. Она наиболее четко выражена в понятии о трехзвенной рефлекторной дуге: афферентный (чувствительный) нерв — центральная нервная система (спинной и/или головной мозг) — эфферентный (исполнительный) нерв. Согласно этой схеме, поведению присуща в некотором роде машинообразность, в ней определяющее значение имеет характер стимула, а также конструкция и состояние тех участков мозга, на которые этот стимул воздействует. При этом принималось как несомненное положение о том, что рефлекторный ответ всегда соответствует силе вызвавшего его стимула. В данной схеме отсутствовало понятие сознания. Это отдельная психическая, душевная категория рассматривалась вне причинной теории поведения, вне принципов Д.
Новые дарвиновские идеи о роли изменчивости и естественного отбора в развитии видов выдвинули на первый план проблему взаимодействия организма со средой, при котором физиологические процессы, происходящие в организме в ответ на стимулы, должны создавать необходимые условия в нем для активного вмешательства индивида в окружающую среду. Это принципиально сместило форму причинного объяснения поведения, поставив вопрос о важнейшей роли в его организации физиологических процессов, происходящих внутри самого организма. Последние развиваются в ответ на действие внешней среды и направлены на создание соответствия внешних и внутренних условий для наилучшего приспособления к ней и, следовательно, для выживания в непрерывной борьбе за существование. Эта форма причинности получила название биологического детерминизма.
Последний принцип получил наивысшее развитие применительно к науке о поведении в учении об условных рефлексах русского физиолога И. П. Павлова (1849—1936). Оно выросло из довольно обыденного и хорошо известного наблюдения, которое выражают словами «слюнки текут», когда вид или запах пищи вызывает у голодного животного или человека слюноотделение. Психологи называли это явление психической секрецией. И. П. Павлова это объяснение не удовлетворяло, поэтому он решил полностью отказаться от субъективного метода и обсуждать результаты опытов с условными рефлексами только в терминах и понятиях физиологии.
Для того чтобы оставаться в строгих естественно-научных рамках, И. П. Павлов не только установил методологическое табу (не пользоваться психологическими терминами и понятиями для объяснения поведения животного), но и ввел методические ограничения в виде изоляции подопытного животного. Была даже выстроена специальная «Башня молчания» под Ленинградом в Колтушах, которая обеспечивала достаточно искусственные и однозначные условия опыта, где изучалось не целостное поведение, а его отдельные компоненты (условный слюнной рефлекс, оборонительный рефлекс отдергивания лапы). Подобный принципиальный редукционизм И. П. Павлова имел на определенном этапе развития науки о поведении колоссальное преимущество, позволившее отказаться от антропоморфических толкований поведения животного и создать учение о высшей нервной деятельности, открывшее пути экспериментального исследования мозговых механизмов поведения.
По И. П. Павлову, посредником между стимулами окружающей среды и условными рефлекторными реакциями животного и человека служит динамика нервных процессов в больших полушариях головного мозга. Чисто метафорически ученый сравнивал работу коры больших полушарий головного мозга с телефонной станцией, где идет переключение связей от одних абонентов к другим. Согласно такому представлению, не принимается во внимание важнейшая сторона целостного поведения животного или человека — его активность, объясняющая целеполагающий, целенаправленный характер поведенческих актов в вероятностно организованной среде (А. С. Батуев). Не случайно еще в начале 1930-х гг. крупнейший отечественный психолог Л. С. Выготский (1896—1934) пришел к убеждению, что в метафору И. П. Павлова следует включить «телефонистку», не подменяя ее душой или другим загадочным образованием, изнутри правящим поступками человека.
Введение в сферу физиологического объяснения понятия активности субъекта как существа, способного не только к саморегуляции, но и к самодетерминации, сделало необходимым исследовать так называемые внутренние состояния, формирующиеся в высших отделах головного мозга животных и человека. В последние десятилетия XX в. наступил когнитивный (cognitive — «познавательный») этап в изучении мозговых механизмов поведения, когда в качестве непременных детерминант целостного целесообразного поведения рассматриваются такие психические факторы, как представления, образы, установки, мотивации, эмоции. Были возрождены идеи И. М. Сеченова (1829— 1905) и И. С. Бериташвили (1884—1974) о психической причинности как особом способе детерминации поведения, а также А. А. Ухтомского (1875—1942) о доминанте.
И. М. Сеченов — автор идеи о психической причинности, согласно которой «чувственные моменты» (образы, представления, эмоции, мотивации) служат детерминантами целесообразного поведения. Их роль в регуляции поведения подлежит такому же объективному точному решению, как и другие вопросы, с которыми имеет дело естествоиспытатель. По И. М. Сеченову, психический процесс, подобно нервному, развертывается объективно, независимо от сознания. Он рефлекторен по способу совершения, поэтому ни онтологически (в плане бытия), ни гносеологически (в плане познания) он не отличается от других телесных явлений. И. С. Бериташвили вслед за И. М. Сеченовым считал, что нервный субстрат среднего члена «психического рефлекса» как производящий ощущения, представления, мысли, чувства качественно отличается от субстрата среднего члена «чистого рефлекса», лишенного психического свойства. Признание психической причинности в поведении предполагает, что репродуцируемые образы внешнего мира играют существенную регулирующую роль в организации поведения. Образы жизненно важных объектов и событий могут вызвать такую же поведенческую реакцию, такой же акт приспособления к внешней среде, как и восприятие этих объектов и событий.
Психическая регуляция поведения была выявлена не только у человека, но и у животных: при первом же восприятии пищи, болевого раздражения или любого значимого события формируется их образ, конкретное представление о них. Оно удерживается в так называемой образной, или декларативной, памяти, и каждый раз, когда образ репродуцируется, совершается такой же поведенческий акт, как и при реальном восприятии. Это дает возможность приспособиться к условиям внешней среды не только в последнем случае, но и при репродукции образа.
Переход от идеологии «реактивной модели», базирующейся на принципах биологического детерминизма (стимул — нейродинамика—реакция), к модели активного организма породил новое направление в науке о поведении — психофизиологию,предметом которой служит изучение физиологических механизмов, составляющих основу психических процессов и состояний. Основная задача психофизиологических исследований — сопоставление, установление корреляции между теми или иными психическими явлениями или состояниями, о которых исследователь узнает по словесному отчету или по другой произвольной реакции субъекта, и биоэлектрическими, вегетативными, двигательными реакциями и функциями. Психофизиология как новая самостоятельная дисциплина в системе нейронаук получила официальное признание в 1982 г. в Монреале, на Первом Международном конгрессе психофизиологов.
Признание принципов психической причинности в мозговых механизмах поведения создало необходимость вернуть в категориальный аппарат физиологии поведения человека, т. е. в психофизиологию, понятия о сознании и бессознательном, изгнанные некогда напрочь из физиологии высшей нервной деятельности. Это ставит перед психофизиологом трудные, но интересные задачи, так как он сталкивается с весьма сложными философскими и психологическими вопросами определения понятий сознания, осознания, самосознания и многочисленными терминами и понятиями, имеющими отношение к разного рода бессознательным психическим явлениям.
Поэтому первое и обязательное правило: прежде всего следует четко определить, какая конкретно психическая функция, сознательная или бессознательная, будет предметом физиологического исследования и обсуждения. Второе принципиальное положение: «психические функции» и «сознание» не синонимы, первое понятие включает и бессознательные явления, которые составляют значительную их часть. Для выявления особенностей их участия и роли в организации мозговых механизмов поведения человека необходимо знать, какие критические изменения должны происходить в центральной нервной системе, чтобы осуществилось осознание какого-либо явления; какие структуры головного мозга в этом участвуют; сколько нужно для этого времени и т. д.
Здесь, как писал И. П. Павлов, «гора непознанного» намного превышает объем существующих научных знаний.
Литература
Кругликов Р. И. Принцип детерминизма и деятельность мозга. М., 1988.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
846.53 кб

Свобода творчества и детерминизм

Кузьмина Елена Ивановна
Представлен теоретический анализ проблемы диалектического единства свободы творчества и детерминизма общепсихологического принципа причинной обусловленности, предложенного С. Л. Рубинштейном.
Читать PDF
152.80 кб

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Мухаметов Руслан Салихович, Камынин Владимир Дмитриевич
Целью исследования является выявление основных направлений психологических объяснений политических процессов, явлений, событий и отношений. Для достижения цели исследования использован такой общенаучный метод как анализ и синтез.
Читать PDF
219.14 кб

Детерминизм и деонтология в информационной, библиотечно-библиографической сферах: к обсуждению стать

Высказывания практиков библиотечно-библиографической сферы Урала приведены как реплики на статью А. В. Соколова «Детерминизм и деонтология в документной коммуникационной системе (постановка проблемы)» (Вестник ЧГАКИ. 2008. № 4).
Читать PDF
513.42 кб

Детерминизм и деонтология в документной коммуникационной системе (постановка проблемы)

Соколов Аркадий Васильевич
Данной публикацией может быть начата дискуссия о дальнейших путях развития наук документально-коммуникационного цикла.
Читать PDF
897.50 кб

Детерминизм, стохастика и теория хаоса-самоорганизации в описании стационарных режимов сложных биоси

Ватамова С.Н., Вохмина Ю.В., Даянова Д.Д., Филатов М.А.
Читать PDF
253.86 кб

Детерминизм и индетерминизм в развитии естествознания

Лебедев C. A., Кудрявцев И. К.
Читать PDF
310.29 кб

Географический детерминизм в социокультурном развитии территории: к постановке вопроса

Хараишвили Кристина Владимировна, Ягодкина Екатерина Андреевна
В статье проанализировано влияние географических, природно-климатических условий на социокультурное развитие территории.
Читать PDF
159.11 кб

Детерминизм в формировании ценностной системы журналиста

Чиркашина Яна Сергеевна
В данной статье автор раскрывает механизмы формирования журналистом (персонифицированным коммуникатором) системы ценностей массового сознания.
Читать PDF
335.22 кб

Реальный и вымышленный детерминизм систем третьего типа

Еськов В.М., Умаров Б.К., Козлов А.С., Журавлева О.А.
Все систем третьего типа, complexity требуют постоянного мониторинга (рефлексии со стороны субъекта) и постоянного задания внешних управляющих воздействий ВУВ (на основе знаний).
Читать PDF
182.28 кб

Философия и науки о жизни. Детерминизм, стохастика и хаос (самоорганизация) в описании жизни

Еськов В.М., Зимин М.И., Даниелян В.В., Гудкова С.А., Джумагалиева Л.Б.
Проблемы самоидентификации философии и биологии, а также идентификации объектов и систем их изучения представлены в настоящей работе.
Читать PDF
288.36 кб

Рецензия на монографию: меньчиков Г. П. Детерминизм XXI: проблемы и решения. М. : спутник +, 2015. -

Гасилин Владимир Николаевич
Читать PDF
80.39 кб

Детерминизм и прогностическая деятельность

И. А. Казначеева
Читать PDF
1.42 мб

Случайность, детерминизм и осложнения склеротерапии вен нижних конечностей

Харитонова Светлана Евгеньевна, Стойко Ю.М., Цыплящук А.В., Мазайшвили К.В., Акимов С.С.
Актуальность проблемы обусловлена значительным количеством пациентов с хроническими заболеваниями вен (ХЗВ) нижних конечностей среди трудоспособного населения, в лечении которых используется принцип современной флебологии, основан
Читать PDF
175.05 кб

Методологические парадигмы развития личности: детерминизм, синергетика, постмодернизм

Дудко В. А.
Сегодня, понятие «развитие личности» является основополагающим в психолого-педагогических воззрениях. Однако широкое многообразие интерпретаций этого феномена привело к серьезным противоречиям и спорам.
Читать PDF
309.34 кб

Психологический детерминизм - концептуальная основа реформирования служебно-боевой подготовки сотруд

Кузьмин А. Н.
Анализ текущей практики пресечения противоправных действий и задержания правонарушителей сотрудниками милиции, а также материалов по чрезвычайным происшествиям, произошедшим в процессе несения службы, показывает наличие существенн

Похожие термины:

  • Детерминация. Детерминизм

    (от лат. determinatio - ограничение, определение) причинное определение явления. Детерминизм - концепция, согласно которой физические, поведенческие и ментальные события не являются случайными, а, скорее
  • Генетический детерминизм

    доктрина, утверждающая, что поведение явление врожденное и может быть предсказано генетическими исследованиями.
  • Детерминизм | индетерминизм

    determinism / indeterminism) В философии понятие детерминизма несет в себе элемент необходимости: все вещи в этом мире должны происходить именно так, как будто они происходят в силу предшествующих им причин. Э
  • Культурный детерминизм

    Убежденность в том, что схемы поведения определяются скорее культурными, чем биологическими или психологическими факторами. Культурный детерминизм подчеркивает преемственность схем поведения
  • Мягкий детерминизм

    soft determinism) М. д. занимает промежуточное положение между позициями строгого детерминизма и полного индетерминизма. Именно такую промежуточную позицию занимал А. Адлер в своей персоналистской, субъ
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

    См. культурный детерминизм.
  • Детерминизм средовый

    однонаправленная причинно-следственная детерминация.
  • МНОЖЕСТВЕННЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

    Положение, согласно которому психическое явление или аспект поведения могут быть вызваны более чем одним фактором и могут служить более чем одной цели в психической системе и с точки зрения эконо
  • ДЕТЕРМИНИЗМ ПСИХИЧЕСКИЙ

    форма детерминизма, согласно которой все психические процессы имеют в своей основе другие психические процессы. См. детерминизм.
  • Реципрокный детерминизм

    reciprocal determinism) – в теории социального научения – положение о том, что индивид не является пассивным реципиентом среды, поскольку он и она в равной мере влияют друг на друга.
  • Внешний средовой детерминизм

    доктрина, предполагающая, что поведение модифицируется исключительно изменениями внешних обстоятельств (в противоположность теории наследования способностей, интеллекта и черт личности).
  • Статистический детерминизм

    statistical determinism). Предположение исследователей- психологов о том, что поведение можно предсказать с вероятностью выше вероятности случая.
  • ВЗАИМНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

    RECIPROCAL DETERMINISM). В теории Бандуры - регулирование поведения человека посредством непрерывных обоюдных интеракций бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей среде воздействий. (Дж. Фрейд
  • ДЕТЕРМИНИЗМ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ

    в психологии — понятие и термин, предложенные Е. В. Шороховой: ошибочное понимание детерминизма, выражающееся в попытке считать причиной психических явлений другие психические явления, в признан
  • ДЕТЕРМИНИЗМ КАК ПРИНЦИП ПСИХОЛОГИИ

    применение к психике закона диалектического материализма о всеобщей обусловленности явлений мира, причинной обусловленности любого психического явления объективным материальным миром.
  • ДЕТЕРМИНИЗМ ЛИНЕЙНЫЙ

    в психологии — ошибочное понимание детерминизма как признака прямой, непосредственной, причинной связи между стимулом и реакцией или отражаемым и отраженным без учета отражающей системы.
  • ДЕТЕРМИНИЗМ МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ

    разновидность детерминистического объяснения явлений, основанная на механическом понимании причинности, способах объяснения работы механических автоматов, которые в свое время были приняты в к
  • культуральный детерминизм

    [cultural determinism] Мнение о том, что развитие человека, психология и поведение детерминируются культурой, тогда как факторы биологические или психологические оказывают на это незначительное влияние ил
  • Принцип каузального детерминизма

    принцип, согласно которому события объясняются предшествующими причинами.
  • принцип детерминизма

    принцип, требующий учитывать разнокачественное влияние реальных факторов, причин на развитие психических явлений. (см. концепция куммулятивных причин в психологии). Принцип деятельностного опос