ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Представление
образ ранее воспринятого предмета или явления или созданный продуктивным воображением.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Представление
образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения.

Источник: Экологическая психология словарь-справочник 2012.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Представление
психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Представление
Воспроизводимое в сознании имевшееся в прошлом восприятие. Благодаря мышлению и памяти, п. возникает в момент непосредственного восприятия, остается затем в сознании и по желанию может быть оживлено.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

Представление
Образ предмета или явления, воспроизведенный в сознании благодаря испытываемым ощущениям на основе прошлых впечатлений или благодаря воображению. Представление – третья ступень сознания вслед за ощущением и восприятием.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
1. Вообще – любой способ, в котором человеку подается материал для изучения или понимания. 2. В экспериментальной работе - действие помещения стимула перед субъектом. 3. Сам стимул. 4. В психоанализе – способ, которым выражается инстинктивное влечение. 5. В этологии – последовательность поведенческих актов, осуществляемых самкой животного, демонстрирующих готовность к коитусу. 6. В социальных взаимодействиях – способ, которым человек выражает себя; например, см. презентации, ритуалы.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
форма отражения в виде наглядно-образного знания, одно из проявлений памяти, следовой образ ранее бывшего ощущения или восприятия. И. М. Сеченов указывал, что в структуру П. наряду с образом «...входят, помимо внешних признаков, такие, которые открываются не непосредственно, а только при детальном умственном и физическом анализе предметов в их отношении друг к другу и к человеку» (Избр. произв., 1952, т. 1, с. 489). П., обобщаясь со словом, формирует понятие, причем слово выражает не только понятие, но и конкретное П.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
процесс и результат произвольного восстановления в памяти или в сознании человека образа какого-либо предмета, явления, ситуации, мысли, переживания и т. п. П.-это не всегда точный и, как правило, недостаточно полный образ соответствующего предмета, ситуации или события, в отличие от них самих как существующих в действительности, а также в отличие от знаний о них. Например, человек может иметь общее представление о чем-либо или о ком-либо, но далеко не каждый человек располагает соответствующими точными, научными знаниями об этом же. См. воображение.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
То, что выполняет функции, замещает, символизирует или представляет что-то другое. В исследованиях восприятия и познания часто можно встретить упоминание/мысленного представления стимульного события, которое в зависимости от теоретической ориентации может характеризоваться как прямое отображение стимула (см. непосредственный реализм), результат переработки стимула (см. конструктивизм), его мысленный код (см. идея, образ) или его абстрактная характеристика (см. суждение). В психоаналитической теории – сновидения, воспоминания, фантазии и т.п. также называются представлениями бессознательных факторов и подавленных импульсов.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе припоминания или же продуктивного воображения, на основе имевших место ощущений и восприятия. В познавательной деятельности П. занимает положение, промежуточное между восприятием и абстрактно-логическим мышлением. В связи с тем, что П. воскрешают прошлый опыт в памяти или воображении, различают П. памяти и П. воображения. П. различают также по их модальности - зрительные, слуховые, кинестетические и т.д. П. является суммированными образами многих восприятий отдельных объектов. При некоторых психических расстройствах П. могут быть либо более, либо менее яркими, чувственными. При опухолях затылочной области они вовсе отсутствуют в сновидениях [Гринштейн A.M.].

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Представление
Образы представления являются основой нашей памяти в обычном и самом популярном смысле. Когда мы говорим, что представляем в уме тот или иной предмет, мы имеем в виду не то, что перед нашими глазами в буквальном смысле этого слова встает образ этого предмета, так что мы сможем пальцем указать, где он находится, каковы его очертания и т.д. Это – следовые раздражения, которые то более ярко, то более смутно возобновляются в нашем мозгу, но которые существенно отличаются от последовательных образов. (33.1, 276) общие представления как высшая ступень в развитии и значении слов возникают не из обобщенных единичных представлений, а из обобщений, господствовавших на прежней ступени. (1.2.1, 278) Представление – это все равно, что обобщенное воспоминание. (5.2, 129) См. Обобщение, Память, Слово

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Представление
Категория. Наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков.
Специфика. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти очень индивидуальны. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие.
Виды. Представления памяти различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные), по их содержанию (математические, технические, музыкальные).

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Представление
наглядный образ предмета, сцен и событий, возникающий на основе их припоминания или воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи, с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие. В отличие от восприятия, П. могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то П. относятся к прошлому и возможному будущему. П. отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости. Тем не менее, чувственно-предметный характер П. позволяет классифицировать их по модальности (П. зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.). Опора на П. хорошо знакомых сцен или мест служит одним из наиболее эффективных мнемонических средств. Преобразования П. играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового "видения" ситуации.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Представление
вторичный психический образ предметов или явлений (или отдельных их свойств), которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта, сохраненного в памяти. В основе П. лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом.
Обычно выделяется несколько его типов:
П. памяти — те, что возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или процесса.
П. воображения, т. е. психические образы, сложившиеся в результате преобразования имеющейся информации. Среди основных свойств П.:
наглядность (чувственно-наглядные образы действительности, возникшие вследствие воспроизведения и переработки образов предметов, которые действовали на органы чувств в прошлом);
фрагментарность (представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи — вообще отсутствуют);
неустойчивость;
непостоянство.
П. — это не просто наглядные, но всегда в известной мере обобщенные образы действительности. Поэтому П. принято делить на общие (характеризующиеся большой степенью обобщения) и частные (или конкретные).
Литература
Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т. Л., 1976. Т. 1.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Представление
1. вообще – любой способ, в котором индивиду подается материал для изучения или ознакомления; 2. в эксперименте – помещение стимула перед испытуемым; 3. в психоанализе – то, что дает возможность психике представить себе нечто, в данный момент не присутствующее или способ, которым выражается инстинктное влечение. Психическое представление – это относительно постоянный образ того, что прежде было воспринято или процесс, при помощи которого такие образы создаются (приобретаются). Символическое представление – процесс, посредством которого психический образ одного объекта начинает выступать вместо (психического образа) другого, и первый становится символом последнего; 4. в этологии – последовательность действий, которыми самка демонстрирует готовность к спариванию; 5. в социальном взаимодействии – способ, которым человек выражает себя (самопрезентация); 6. в психологии – воспоминание ранее возникавшего в сознании наглядного образа или образ фантазии, мысленный образ некоего объекта, какой-либо ситуации, включая репродукцию чувственного образа самого индивида; 7. театральная постановка; 8. в психопатологии – а) любое психическое расстройство, в котором выражаются нарушения на глубинных уровнях психической деятельности; б) любое психическое расстройство, в котором выражаются нарушения психофизиологических структур головного мозга.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении. В связи с этим различают П. памяти и П. воображения. Поскольку П. возникают в отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и менее детальны, чем восприятия, но в то же время более систематизированы и обобщены; в них отражаются наиболее характерные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Однако степень обобщенности в П. может быть разной; в связи с этим различают единичные и общие представления. Единичные. П. более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, но в единичных П. содержится известное обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих восприятий отдельных объектов. В этом заключается важная познавательная роль представлений как переходной ступени от восприятия к абстрактно-логическому мышлению. В то же время представления отличаются от абстрактных понятий своей наглядностью, в них еще не выделены внутренние, скрытые от непосредственного восприятия закономерные связи и отношения, как это имеет место в абстрактных понятиях. Произвольное оперирование представлениями в процессах памяти, воображения и мышления возможно благодаря их регуляции со стороны речевой системы. Вместе с тем посредством языка происходит дальнейшая переработка представлений в абстрактные понятия. Основой представления является оживление «следов» тех образов, которые возникли в головном мозгу при восприятии. Представления являются психологическим фундаментом поведения человека в процессе труда. С их помощью человек прогнозирует события и их последовательность, мысленно изменяет состояния управляемого объекта и его частей. На основе представлений формируется психологическое ожидание появления того или иного события, а также оценивается объективная вероятность наступления этого события. На основе представлений человек создает определенный план поведения в данной ситуации. Особенно велика роль представлений в деятельности оператора. Не имея возможности непосредственно воспринимать управляемые объекты и процессы, он должен на основе поступающей информации воссоздать их в плане представлений. Например, проведенными исследованиями установлено, что оперирование пространственными представлениями является одним из наиболее существенных компонентов деятельности авиационных и железнодорожных диспетчеров. Значение представлений в деятельности оператора заключается также в том, что они являются основой создания концептуальной модели и формируемого у оператора на основе ее текущего образа наличной ситуации — оперативного образа.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. В отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления - к прошлому и возможному будущему.
Их существование не связано с наличием предмета предмета и его воздействием на органы чувств. Актуализуются по ассоциациям слово - образ, образ - образ, чувство - образ, а также непроизвольно - через действие неосознаваемых механизмов. Образ представления проецируется в сфере сознания. Проекция представлений в реальное пространство - это галлюцинация. Личностные представления объективируются, становятся доступными другим через словесное описание, графическое изображение и связанное с ними поведение. Двигательные представления производят преднастройку человека на действие и как эталон корректируют его. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в понятие абстрактное.
При сравнении качественных характеристик образа восприятия и образов представления бросается в глаза неясность, неотчетливость, неполнота, фрагментарность, неустойчивость и бледность последних в сравнении с образом восприятия. Эти признаки действительно присущи представлениям, но не они существенны. Сущность представлений - в том, что они есть обобщенные образы действительности, сохраняющие самые характерные, важные для особи или личности особенности мира. При этом степень обобщенности некоего представления может быть различной, в связи с чем различаются представления единичные и общие. Представления - исходные данные для оперирования в сознании слепками действительности.
Представления - итог чувственного познания мира, опыт, достояние каждой личности. Одновременно образ представления - исходная форма развития и развертывания психической жизни личности. Среди закономерностей прежде всего важна обобщенность образа, характерная даже для представлений единичных; для представлений общих она - главный признак.
Чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности - как зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и пр. Выделяются виды представлений., соответственные видам восприятия: представления времени, пространства, движения и пр. Самая существенная классификация - выделение представлений единичных и общих.
Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, что требуют нового "видения" ситуации.
Опора на представление хорошо знакомых сцен или мест - одно из самых эффективных мнемонических средств (-> мнемоника).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Представление
1) предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается как бы поставить его перед собой как нечто воспринимаемое. В узком смысле представление есть появляющийся в сознании образ ранее воспринимаемого предмета или процесса внешнего мира, после того как представляемое объективно Уже не присутствует. Большинство представлений - представления прошлого (воспоминания, память). Но они могут также относиться и к будущему (вызываться ощущением предвкушения радости, сочувствием, заботой, страхом и т.п.) либо представлять собой более или менее свободную переработку восприятий (фантастические представления). Представления и установки - существенные моменты мышления, представляемое, предполагаемое, предчувствуемое, вспоминаемое, ощущаемое, планируемое, задуманное, познаваемое в понятиях «поднимается» из сферы бессознательного (в настоящее время) и превращается в частичное содержание сознания. Результатом этого процесса является представленное.
«Представление» в нашем понимании - это некоторая проекция вовне той реальности, которая выстраивается за ним. В связи этим применяется парадигма: «Рассмотрение той реальности, кот рая стоит за представлением». Мы исходим из того, что представления выполняют функцию презентации реальной действительное Человек обращается к представлению как реальному отображению действительности, к которой он должен адаптироваться, защищаясь, осуществлять экспансию (см. Система).
Представление всегда связано и рассматривается вместе с проекцией (см. Проекция), которая означает «выбрасывание вперед себя» и применяется в тех случаях, когда индивид строит картины, явно выгодную для себя. Конструкция представления образуется одновременно из реальных частей окружающего мира, которые выделены индивид из дополнений, которые «добавлены» индивидом (возможно, приписаны) из прошлого опыта, который «привычно» конструируй картину по прежнему образцу. В связи с этим возможно, что он не позволяет появляться некоторым вновь появившимся деталями. Представления всегда индивидуальны в связи с указанными факторами, которые строят уникальный образ. Образ, построенный индивидом для оперирования в социуме, как всегда, отличается от реального.
Последние данные, полученные при помощи гипноза, дали основание полагать, что истинный, реальный образ имеется у всех людей в одинаковом виде (которые встречались с этим образом). Таким образом, социальные представления - те представления, с которыми индивид имеет дело в социуме, - отличаются от тех, которые запечатлены в антропологическом слое. В принципе можно экспериментально сопоставить картину, запечатлевшуюся человека навсегда и составляющую его антропологическую память, с обликами, которые фиксируются в социальной и психологической памяти. (Исследования Н.В. Знаменной, Н.А. Ананьевой, И.С Дьяченко.)

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Нем.: Vorstellung. -Франц.: repr?sentation. -Англ.: idea or presentation. -Исп.: representaci?n. - Итал.: rappresentazione. - Португ.: representa?ao.
o Классический термин философии и психологии: "То, что человек представляет, то, что образует конкретное содержание мыслнтельного акта", "в особенности воспроизводство прежних восприятий" (1). Фрейд противополагает представление и аффект*; у каждого из этих двух видов психических явлений - своя судьба.
o Термин Vorstellung по традиции входит в Словарь немецкой классической философии. Поначалу Фрейд понимал его вполне традиционно, а использовал - необычно (а). Нижеследующие соображения поясняют, в чем именно состоит это своеобразие.
1) Первые теоретические модели психоневрозов основаны на различении "кванта аффекта"* и представления. При неврозе навязчивости квант аффекта смещается с патогенного представления, связанного с травмирующим событием, на другое представление, которое кажется субъекту малозначимым. При истерии квант аффекта преобразуется в соматическую энергию, а вытесненное представление символизируется той или иной областью тела и телесной активности. Этот тезис, согласно которому разделение аффекта и представления лежит в основе вытеснения, заставляет по-разному описывать их судьбу и особенно связанные с ними процессы: так, представление подвергается "вытеснению", а аффект - "подавлению".
2) Когда Фрейд говорил о "бессознательных представлениях", он отдавал себе отчет в парадоксальности совмещения этих двух терминов. И потому в этом выражении традиционный философский смысл термина Vorstellung, а именно акт субъективного представления объекта сознанием отходит на задний план. По Фрейду, представление определяется объектом, но вписывается в "мнесические системы".
3) Как известно, память для Фрейда - это не простое вместилище образов в строго эмпирическом смысле слова, но скорее совокупность мнесических систем; он расчленяет воспоминание на различные ассоциативные ряды и в конечном счете обозначает термином "мнесический след"* не столько "слабое впечатление", сохраняющее сходство с объектом, сколько знак, который постоянно соотнесен с другими знаками, но не связан с тем или иным чувственным качеством. И потому у нас есть основания связывать фрейдовское Vorstellung с лингвистическим понятием означающего.
4) Здесь уместно вспомнить о том, что Фрейд разграничивал два Уровня представлений: "словесные представления"* и "предметные представления"*. При этом в основу кладется различие, Которому Фрейд приписывал важнейшее значение в своей топике : предметные представления, характеризующие систему бессознательного, теснее связаны с предметами, а потому в случае "первичных галлюцинаций", например, представление об отсутствующем предмете становится для ребенка равнозначным непосредственно воспринимаемому и энергетически нагруженному предмету (см.: "Опыт удовлетворения").
И потому, когда Фрейд (ср. его первые описания психоаналитической терапии в 1894-1896 гг.) стремился обнаружить в конце ассоциативных цепочек "патогенные бессознательные представления", конечной целью его поиска выступала та точка, где объект и его следы неразрывны, а означаемое неотделимо от означающего.
5) Хотя различие между мнесическим следом и представлением как его нагрузкой всегда неявно присутствовало у Фрейда, оно нигде четко не определялось (4). Причина этого, конечно, в том, что Фрейду трудно было помыслить чис/иьшмнесический след, т. е. такое представление, которое было бы полностью лишено нагрузки как в системе сознания, так и системе бессознательного.

Источник: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. 1996

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
образ ранее воспринятого человеком предмета, явления или созданный его воображением.
   В отличие от традиционного понимания представления как субъективного восприятия объекта сознанием З. Фрейд проводил различия между патогенными и непатогенными представлениями, сознательными, предсознательными и бессознательными представлениями, предметными и словесными представлениями.
   В совместно написанной с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) З. Фрейд обратил внимание на особенность патогенных представлений: общей характерной чертой этих представлений является, по его мнению, то, что все они «мучительны, пригодны для вызова аффектов стыда, упрека, психической боли, ощущения ущербности». Человек не хочет переживать такие представления, они вытесняются из его сознания и сами по себе не возвращаются в воспоминаниях. Задача аналитической терапии состоит в том, чтобы с помощью психической работы преодолеть сопротивление ассоциации, направить внимание больного на исконные следы представления. При этом З. Фрейд исходил из того, что «правильные связи отдельных представлений друг с другом и с непатогенными, часто воспринимаемыми представлениями, имеются, вовремя осуществляются и сохраняются в памяти» и что «патогенные психические представления оказываются собственностью интеллекта, который не обязательно уступает интеллекту нормальному».
   В «Толковании сновидений» (1900) З. Фрейд использовал понятие «бессознательные целевые представления». Обсуждая проблему сновидений, он отмечал, что можно отказаться от известных нам целевых представлений, но с исчезновением последних появляются неизвестные целевые представления, которые обусловливают течение нежелательных представлений. Интенсивности отдельных представлений способны переходить с одного на другое, в результате чего могут образовываться представления, обладающие очень высокой степенью интенсивности. Это имеет место, в частности, при процессе сгущения, характерном для работы сновидения. Однако, используя понятие «бессознательные целевые представления» З. Фрейд замечал, что неизвестные целевые представления все же неправильно называть бессознательными. В дальнейших своих работах он размышлял о представлениях как психически выраженных проявлениях влечений человека. Вместе с тем, апеллируя к бессознательным влечениям, он оговаривал, что сам термин «бессознательные влечения» – это не более как терминологическая небрежность, поскольку в действительности в психоанализе речь идет не о влечениях как таковых, а о соответствующих представлениях.
   В статье «Некоторые замечания о понятии бессознательного в психоанализе» (1912) З. Фрейд обосновал необходимость различать сознательные и бессознательные представления. Под сознательным он понимал такое представление, которое имеется в нашем сознании и нами воспринимается. Под бессознательным – скрытое представление, если имеется основание признавать, что оно присутствует в душевной жизни человека. С точки зрения З. Фрейда, «бессознательное представление есть такое представление, которое мы не замечаем, но присутствие которого мы должны тем не менее признать на основании посторонних признаков и доказательств». Наличие бессознательных представлений особенно характерно для душевной жизни истерических больных: именно они способствуют возникновению невротических симптомов, поскольку, как считал З. Фрейд, над истерическим мышлением «властвуют бессознательные представления».
   В понимании З. Фрейда бессознательные представления не могут быть осознаны человеком, так как этому противится некая сила. Психоанализ предлагает такие технические средства, благодаря которым можно прекратить действие сопротивляющей силы и сделать бессознательные представления сознательными. Состояние, в котором бессознательные представления находятся до осознания, З. Фрейд назвал вытеснением, а силу, приведшую к вытеснению и поддерживающую его, – сопротивлением.
   В работе «Бессознательное» (1915) З. Фрейд соотнес бессознательные представления с предметными, а сознательные – одновременно с предметными и словесными представлениями. В дальнейшем, уточняя природу и специфику бессознательных представлений, он провел различие между бессознательными и предсознательными представлениями. Он исходил из того, что действительное различие между ними состоит в том, что бессознательные представления возникают на каком-то материале, остающемся неизвестным, в то время как предсознательные представления соединяются со словесными представлениями, являющимися остатками воспоминаний.
   Внося уточнения в данное понимание соответствующих представлений, в работе «Я и Оно» (1924) З. Фрейд подчеркнул важную роль словесных представлений в душевной жизни человека, благодаря которым внутренние мыслительные процессы становятся восприятиями. Если бессознательные представления являются предметными, то в предсознательных представлениях обнаруживается непосредственная связь между предметными и словесными представлениями, что дает возможность перевода предсознательных представлений в сознательные. Из подобного понимания природы бессознательных и предсознательных представлений вытекало психоаналитическое учение о познании бессознательного. Как полагал З. Фрейд, вопрос «Как что-то осознается?» целесообразнее переформулировать и поставить в форме вопроса «Как что-то предсознается?». В этом случае ответ на поставленный вопрос будет таков: «Путем связи с соответствующими словесными представлениями».
   Поскольку словесные представления являются, согласно З. Фрейду, остатками воспоминаний, то есть когда-то они были восприятиями, то, как и все остатки воспоминаний, они могут быть снова осознаны. Поэтому терапевтическая задача по осознанию вытесненных бессознательных представлений состоит в восстановлении аналитической работой предсознательных представлений, в рамках которых устанавливается необходимая связь между предметными и словесными представлениями. Отсюда специфика психоанализа как метода лечения невротических заболеваний путем «разговора аналитика с пациентом», в процессе которого у пациента восстанавливаются нарушенные связи между словесными и предметными представлениями.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
280.44 кб

Представление о феномене успеха, многоаспектность его ценностного наполнения в социокультурном прост

Корниенко Ольга Юрьевна
Рассматривается понятие «успех» и как стать успешным человеком. Ведь именно желание стать успешным является одной из первопричин человеческого прогресса.
Читать PDF
181.05 кб

Представление об информационно-психологической безопасности личности в коммуникативных процессах жиз

Волкова А. И.
Читать PDF
267.52 кб

Представление о системе жизненных ценностей курсантов как основной педагогический ориентир воспитате

Денисенко Снежана Валентиновна, Кузнецов Анатолий Федорович, Кузнецова Мария Анатольевна
В статье рассматриваются результаты исследования индивидуальных ценностных ориентации курсантов Омской академии МВД. С использованием диагностической методики М.
Читать PDF
271.81 кб

Особенности социальной идентичности в раннем юношеском возрасте: представление результатов эмпиричес

Лебедева Наталья Николаевна
Рассматривается феномен социальной идентичности в раннем юношеском возрасте. Описывается методика и процедура эмпирического исследования. Анализируются полученные в ходе работы данные.
Читать PDF
926.54 кб

Представление студентов о воле

Козвонина Е. М.
Читать PDF
340.89 кб

Представление о себе и противнике в системе ценностных ориентиров молодежи

Голянич В. М., Грачев С. С.
Читать PDF
280.60 кб

Субъективное представление об интуиции: сравнительный анализ (на примере студенческой молодежи вузов

Семенец Ольга Владимировна
Статья посвящена исследованию феномена интуиции с использованием субъективных представлений об интуиции студентов и учащихся вузов Саратова и области.
Читать PDF
313.64 кб

Представление о будущем и жизненные ценности студентов высших учебных заведений

Калинина Румия Рашидовна
Статья посвящена изучению жизненных ценностей и представления о будущем у студентов высших учебных заведений.
Читать PDF
356.12 кб

Представление о жизненном пути малой группы как атрибут коллективного субъекта деятельности

Ральникова Ирина Александровна
Статья посвящена разработке проблематики психологии жизненного пути в приложении к такому предмету социально-психологического исследования, как малая группа.
Читать PDF
146.20 кб

Представление этнокультурного мира и оптимизм личности

Читать PDF
1.36 мб

Представление старшеклассников о трудных эмоциональных состояниях и способах совлвдания с ними

Смирнова Л.Э.
Читать PDF
199.12 кб

Представление о бессмертии души в культе Диониса: взаимодействие рационального и иррационального

Обидина Юлия Сергеевна
Читать PDF
2.42 мб

Асимптотическое представление множеств приближенных решений дифференциальных включений

Булгаков Александр Иванович, Ефремов А. А., Панасенко Е. А.
Читать PDF
0.00 байт

Представление о здоровом образе жизни в подростковом и юношеском возрасте

Васильева Н. Ю.
Рассмотрены психологические аспекты представлений подростков и студентов медицинского и педагогического колледжей о здоровом образе жизни.
Читать PDF
782.82 кб

Концептуальное представление о структуре этнопсихологического облика народа

Резников Евгений Николаевич
В статье говорится об иерархической структуре этнопсихологических характеристик, системно входящих в понятие «этнопсихологический облик народа».

Похожие термины:

  • БРЕДОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

    Внезапно возникающая бредовая мысль (бредовая идея).
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДУПЛЕКСНОЕ

    duplex imaging) - метод измерения скорости кровотока с помощью ультразвукового источника, соединенного с доплеровским зондом (см. Метод Доплера). Особенно часто применяется для оценки венозного кровоток
  • Символическое представление трех измерений в двух

    теория восприятия, предполагающая, что люди в западной культуре придают больше значения плоскостным изображениям предметов на бумаге, чем люди в других культурах и, в частности, тратят больше вре
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЕДИНИЧНОЕ

    даже для них характерна обобщенность: из десятков тысяч образов восприятия одного и того же объекта в сознании сохраняются один - два образа.
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭХОПЛАНАРНОЕ

    echo planar imaging (EPI)) - прием получения изображения, основанный на использовании ядерного магнитного резонанса (ЯМР), который позволяет получать моментальные снимки с таким же качеством изображения, как
  • ОБЪЕКТА, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

    в психоанализе - психическое представительство объекта.
  • Глубинное представление

    Смысловой компонент языка. Это та самая мысль, которую вы хотите выразить с помощью языка. Сравни с поверхностной структурой.
  • Интероцептивное представление

    бихевиоральный метод лечения панических атак путем произвольного и многократного представления тех опасностей, которые пугают пациента, до полного рассеивания страха перед ними. Эффективность
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ

    Нем.: Vorstellungsrepr?sentanz или -tant. - Франц.: Repr?sentant-repr?sentation. - Англ.: ideational representative. - Исп.: repr?sentante ideativo. - Итал.: rap-presentanza data da una rappresentazione. - Португ.: reprsentante ideativo.
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ

    термин, предложенный французским социологом Э. Дюркгеймом для обозначения компонент системы знаний, мнений и норм поведения сложившихся в социальном опыте. Использовался, для объяснения социаль
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОНФЛИКТАХ

    форма социальных представлений, которые формируются в процессе первичной социализации и к подростковому возрасту имеют развернутую структуру, проявляются в форме простых или сложных суждений, в
  • МЫСЛЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

    MENTAL REPRESENTATION) Более или менее устойчивый и сохраняемый образ объекта, формирующийся в психике. Мысленное представление построено из ряда многосторонних восприятий объекта и объединяет их. Наприме
  • Представление о сохранении

    в концепции Ж. Пиаже выступает в качестве критерия возникновения логических операций. Оно характеризует понимание принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета. Представ
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЪЕКТЕ

    OBJECT REPRESENTATION) Мысленное представление о внешнем объекте, который размещается во внутреннем мире и встраивается в него. Это представление может соответствовать действительному объекту, но часто пр
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБЩЕЕ

    как видно из смысла термина, для них обобщенносгъ - главный признак: образ охватывает, выделяет такие признаки, кои позволяют отнести предмет к определенному классу, несмотря на его несходство с &quo
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПАМЯТИ

    наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении - с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Представления памяти различаются: 1) по ведущему анализатору - зрите
  • Продуктивное представление

    воспроизведение образов предметов, не воспринимаемых в данный момент времени, в контексте новых условий и с учетом всех основных свойств этих предметов. По своему содержанию продуктивное предста
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ

    согласно З. Фрейду, представления религиозные - высказывания о фактах и обстоятельствах внешней или внутренней реальности, сообщающие нечто такое, что само не обнаруживается и требует веры; они пр
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ

    представления, отражающие пространственные отношения предметов: величину, форму, месторасположение,; движение и пр. Уровень обобщенности и схематизации образа пространственного зависит и от сам
  • ПСИХИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

    См представление.