ПЕРСОНОЛОГИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕРСОНОЛОГИЯ
1. Обозначение Генри Мюррея, применявшееся для обозначения его геркулесовых усилий, прилагаемых для того, чтобы разработать всестороннюю теорию личности. Его точка зрения была строго органической и холистической. Он настаивал на том, что ни одна изолированная часть поведения не может быть понята без принятия во внимание полностью функционирующей личности. 2. Свободное значение – изучение личности. Значение 1 – явно более предпочтительный способ употребления.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПЕРСОНОЛОГИЯ
personology) Термин, заимствованный Марджори Брайерли у генерала Сматса для определения подхода к изучению личности "не как к абстракции или набору психологических абстракций, а скорее как к полному жизни организму, как к органическому психическому целому, каковой par excellence личность и является" (Smuts). Брайерли использовала этот термин для различения науки о личности и МЕТАПСИХОЛОГИИ: первая сохраняет личность и индивидуальный опит, тогда как вторая понимает человека как результат взаимодействия безличных структур.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ПЕРСОНОЛОГИЯ
1. Название учения о личности американского психолога Г. Меррея. В трактовке личности П. Меррея опирается на положения психоанализа. Из психоанализа в П., например, вошли идеи о внутреннем, физиологическом напряжении (либидо) как об энергетическом источнике поведения человека, о бессознательном, о влиянии детских переживаний на психологию и поведение взрослого человека, а также представление о тройственной структуре личности, включающей Ид, Эго и Супер-Эго. Эти понятия, однако, в П. Меррея оказались наполненными несколько иным содержанием, чем в теории З. Фрейда. Кроме негативно действующих биологических инстинктов в структуру Ид Г. Меррей также включил и позитивные влечения, такие как идентификация, эмпатия и любовь. Задача Эго, по его мнению, состоит не только в том, чтобы подавлять нежелательные биологические импульсы, действующие со стороны бессознательного, но также в том, чтобы способствовать проявлению личностью желательных, позитивных тенденций, в частности указанных выше положительных человеческих чувств. Супер-Эго, формируясь под влиянием окружающих людей, с которыми часто общается человек, не завершает свое развитие к пяти годам (так утверждается в теории Фрейда), а продолжает совершенствоваться на протяжении всей жизни человека. 2. Иногда-в общем случае-П. также называют любое учение или исследование, касающееся личности. См. бессознательное, Ид, идентификация, либидо, Мюррей (Меррей) Генри, Супер-Эго, Эго, эмпатия.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Персонология
персона + греч. logos – слово, понятие, учение) – 1. термин Г.Мюррея, обозначает всестороннюю холистическую теорию личности, к созданию которой автор приложил «геркулесовы» усилия. Г.Мюррей настаивает на том, что ни одна изолированная часть личности не может быть понята без принятия во внимание целостностной структуры личности. Известная и как теория потребностей, персонология Г.Мюррея исходит из того, что внутренний мир индивидуума находится в непрерывном взаимодействии с требованиями его окружения («давления»), приводящем к дифференцированной активности. Целостная картина функционирования индивидуума называется его темой. Для идентификации темы Г.Мюррей, совместно с К.Морган, разработал тематический апперцепционный тест (ТАТ), ставший ныне широко используемой проективной методикой. Персонология придает особое значение изучению обычных людей в естественных условиях, полагая своей конечной целью объяснение и прогнозирование их деятельности; 2. в психоанализе - термин, заимствованный М.Браерли у генерала Сматса, для определения подхода к изучению личности «не как к абстракции или набору психологических абстракций, а скорее как к полному жизни организму, как к органическому психическому целому, каковой par exellenze личность и является» (Smuts; Ребер, 1995); 3. М.Брайерли использовала этот термин для различения науки о личности и метапсихологии З.Фрейда: первая «сохраняет» личность и индивидуальный опыт, тогда как вторая понимает человека как результат взаимодействия неких безличных сил или структур.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПЕРСОНОЛОГИЯ

(Г.Меррей)
Меррей предложил термин "П." не только для обозначения собств. концепции, но и для любых исследований в области психологии личн. Его теория личн. во многом заимствовала осн. положения психоанализа 3. Фрейда .
Гл. вклад в теорию Меррея связан с разработкой понятия "потребность", которая определяется как сущность, организующая восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению и действию таким способом, чтобы трансформировать в определ. направлении существующую неудовлетворительную ситуацию. На потребности влияют "прессы", т. е. реальные или воспринимаемые силы окружающей среды, имеющие побуждающие свойства. Автор предложил список 40 потребностей (в достижении, власти, аффилиации, агрессии, автономии, защите, уважении, опеке и др.), а также перечень прессов (отсутствие семейной поддержки, опасность беды, недостаток или потеря чего-либо, разл. сдерживания, отказы и др.). Потребности и соответствующие им прессы объединяются в единице поведения, называемой "тема", которая вместе с набором устойчивых значений и образцов действия образует "потребностный интеграт". На основании этих базовых понятий Меррей строит векторно-ценностную схему поведения личности.
В структуре личн., так же как и в теории Фрейда, Меррей выделяет Ид, Эго и Супер-эго (см. Психоанализ). Однако его концепция имеет отличия от ортодоксального психоанализа: не все инстинкты Ид эгоистичны и социально неприемлемы, следовательно, функционирование личн. не всегда определяется попыткой избежать конфликта между индивидом и обществом; функция Эго явл. не только защитной, но и организующей, контролирующей и планирующей; ценности и табу, которые содержит Супер-эго, не фиксируются в детстве, поэтому ровесники, значимые взрослые и даже лит. герои могут впоследствии влиять на Супер-эго; на основании этого влияния формируется Эго-идеал, который дает широкие возможности для личност. изменений даже на относительно поздних возрастных этапах.
Развитие личности, по теории Меррея, состоит из семи этапов, полученных путем добавления к концепции развития личн. Фрейда (см. Психосексуальное развитие) еще двух стадий: клаустральная (внутриутробный период жизни), в которой какая-либо определ. эрогенная зона не играет роли, но имеется пассивная зависимость от матери; уретральная (между оральной и анальной стадиями), в которой эрогенной зоной явл. мочевая система, и осн. действия, связанные с сексуальным удовлетворением, включают мочевыделение.
Соответственно двум дополнит, стадиям Меррей описывает два комплекса и соответствующие им типы характера : 1) клаустральный, в котором гл. защитным механизмом явл. отрицание, а формирующиеся черты выражают пассивность и уход; 2) уретральный, в нем гл. защиты напоминают анальный тип характера, и акцентируются черты, характеризующие дух соперничества или уступчивости (Меррей часто называл подобный синдром "комплексом Икара").
Меррей разработал много диагностич. методик для исследования личн., среди которых самой известной считается "Тематической апперцепции тест" (ТАТ).

Источник: Горностай П.П., Титаренко Т.М., Грабская И.А. Психология личности: Словарь-справочник. 2001

Персонология
personology) Г. А. Мюррей объединил научную биологию, академическую психологию и клиническую практику с гуманит. науками, чтобы создать П. - дисциплину, название к-рой отражает его интерес к конкретным людям (индивидуумам) во всей их сложности. Известная также под названием теории "потребность-давление", она исходит из тезиса о том, что внутренний мир индивидуума (т. е. потребности) находится в непрерывном взаимодействии с требованиями окружения (т. е. давлением), приводящем к дифференцированной активности. Несмотря на простоту общей структуры, П. сложна в своих деталях, особенно в том, что касается ее равного акцента на органическом качестве поведения и на его обусловленности полем (т. е., средовым контекстом челов. деятельности). В дополнение к этому, П. считает историю конкретных лиц и их настоящее положение в равной степени важными и подчеркивает бессознательную основу большей части челов. мотивации. Все это находит отражение в усложненной таксономии П. и многочисленных классиф., предложенных Мюрреем. П. изобилует терминами. Напр., потребности - это выведенные логическим путем силы, к-рые организуют восприятие, мышление и деятельность таким образом, чтобы изменить существующее, но неудовлетворяющее состояние. Существует 20 таких потребностей (напр., достижения, аффилиации, агрессии, доминирования, покровительства, порядка, сексуальных отношений). Альфа-давление (a-press) представляет собой реальность окружающего мира, тогда как бета-давление (b-press) яв-ся субъективной интерпретацией индивидуумом этой реальности. Единицы поведения, или актоны (actones) представляют собой функцию индивидуума и окружающей среды. Они выражаются посредством векторов, или специфических паттернов или способов поведения, и отражают влияние индивидуальных ценностей. Целостная картина функционирования индивидуума называется его темой. Она трактует взаимодействие между текущей потребностью и побуждающим давлением. Для идентификации темы Мюррей, совместно с К. Морган, разработал Тематический апперцептивный тест (ТАТ), ставший ныне широко используемой проективной методикой. При оценке личности П. также опирается на личные документы - автобиографии, письма и продукты творческой деятельности, - особенно в некоторых исслед., стимулированных ею. П. придает особое значение изучению обычных людей в естественных условиях, полагая своей конечной целью объяснение и прогнозирование их деятельности в повседневной жизни. П. подчеркивает тот факт, что исследователи сами яв-ся инструментами в психол. исслед., и что следует уделять внимание точности и строгости этих инструментов. Персонологические работы варьируют от кросс-культурных исслед. и анализа продуктов воображения с использованием ТАТ до психол. анализа Мюрреем двух романов Мелвилла: "Моби Дик" и "Пьер". Персонологический подход использовался также для анализа взаимоотношений между Фрейдом и Юнгом и, в числе других, историй жизни Натаниеля Готорна, Элеоноры Маркс и Ричарда Никсона. Если подходить к П. с критической т. зр., она представляет собой скорее теорию мотивации, чем законченную теорию личности, причем оставляющую без объяснения пути приобретения и развития мотивов. П. не содержит набора эксплицитно сформулированных психол. допущений, связанных с ее понятиями таким образом, к-рый допускал бы эмпирическую проверку вытекающих из них следствий. Ее приложения в области консультирования и психотер. яв-ся косвенными, тем не менее, она часто цитируется гуманистическими психологами и нарративными психотерапевтами, к-рые концентрируют свое основное внимание на сценариях, личной мифологии или истории жизни клиента. ТАТ и его многочисленные модификации относятся к широко используемым проективным методикам, свидетельствуя о том, что такие понятия как потребности, давления и темы обладают определенной практ. полезностью, по крайней мере, в глазах некоторых практиков. Некоторые так называемые постмодернистские психологи считают таксономию П. нелепой и устаревшей, отражающей ее интерес к литературе и мифологии, ее опору на циклический анализ (или "деконструкцию" с последующей "реконструкцией") и ее невнимание к будничным вопросам психологии. В действительности же, Мюррей и его последователи явились инициаторами в изучении роли творческого воображения в связи с проблемами совр. жизни - гуманных отношений, формированием новых ценностей и мира во всем мире. См. также Идиодинамика, Идиографический и номотетический подходы в психологии, Теории личности С. Криппнер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
255.67 кб

Экзистенциально-рефлексивная персонология жизнетворчества и профессиональной деятельности В. П. Зинч

Семенов И. Н.
В статье предлагается культурно-историческая периодизация жизнедеятельности В.П. Зинченко, дается целостный абрис панорамы его познавательных интересов и показывается разнообразный вклад в современную науку и культуру.
Читать PDF
549.58 кб

Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной пс

Семенов Игорь Никитович
В первой части статьи анализируются историко-научные, этимологические и методологические проблемы психолого-персонологического изучения рефлексивности самовосприятия и самонаблюдения (интроспекции) человеком собственного Я как цел
Читать PDF
311.94 кб

Девальвация личности и современная персонология

Крапивенский Соломон Элиазарович, Фельдман Элиэзер
Читать PDF
383.63 кб

Персонология «Правильная» и «Неправильная»: ответ диспутантам

Петровский Вадим Артурович, Старовойтенко Елена Борисовна
В статье дан развернутый ответ на критические суждения А.Б. Орлова и Н.А. Орловой, высказанные ими в статье «Наука человека: Человекоцентрированный подход к общей персонологии» (см. с.
Читать PDF
549.58 кб

Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной пс

Семенов Игорь Никитович
В данной части статьи теоретические положения, предложенные в первой части статьи, реализуются на эмпирическом материале рефлексивно-психологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыс
Читать PDF
15.01 мб

Персонология Михаила Григорьевича ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развити

Семенов Игорь Никитович
Дается историко-персонологический и психолого-нау-коведческий анализ развития личности и деятельности крупного российского психолога, науковеда и методолога М.Г.
Читать PDF
352.44 кб

ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ ПЕРСОНОЛОГИЯ В.А. ЛЕФЕВРА И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ И В

Семенов Игорь Никитович
Одним из фундаментальных достижений человекознания на рубеже ХХ-ХХI столетий служит «Рефлексивная психология Владимира Лефевра» (Wheeler, 1990).
Читать PDF
170.80 кб

Персонология как ответ на вызовы глобальных проблем современности

Алимова Н. К., Павлов А. А.
Показано, что в настоящее время необходимо подходить к изучению научной базы педагогического процесса с использованием парадигмы персонологии.
Читать PDF
156.97 кб

Персонология образовательного процесса для обучения в малокомплектных группах с применением компетен

Павлов Анатолий Павлович, Сафронов Вячеслав Михайлович, Иванова Надежда Владимировна, Тихонова Елена Петровна, Мохов Андрей Игоревич, Яковлева Лариса Викторовна, Суреева Марина Николаевна, Павлов Александр Анатольевич
Разработка инновационной модели профессионального образования, которую возможно применять для обучения малокомплектных групп.
Читать PDF
143.51 кб

РЕФЛЕКСИВНАЯ ПЕРСОНОЛОГИЯ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА АНАТОЛИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ДЕРКАЧА

Семёнов Игорь Никитович
Его вклад в развитие акмеологии, психологии, педагогики профессионализма в управлении и образовании (в связи с 70-летием)Development of acmeology, psychology, pedagogy of professionalism in management and education The 70-year-old
Читать PDF
604.42 кб

БРИТАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЕРСОНОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Ч. 2

Ракитянский Николай Митрофанович, Марудина Юлия Анатольевна
В настоящей части статьи авторы сделали попытку рассмотрения того, что можно было бы назвать британской политической персонологией.
Читать PDF
487.28 кб

БРИТАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЕРСОНОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Ч. 1

Ракитянский Николай Митрофанович, Марудина Юлия Анатольевна
В первой части статьи авторы рассматривают основания английского менталитета, который формировался в течение столетий на основе природно-генетических ресурсов, культурно-исторического потенциала и на догматах островного протестант
Читать PDF
80.27 кб

Синтез наук и персонология в учении евразийства

Жданова Галина Владимировна
Статья посвящена анализу концепции «синтетической» науки классического евразийства 20-30-х гг. ХХ в.
Читать PDF
421.90 кб

Некоторые теоретические аспекты персонологии в контексте права

Иванова Лилия Фанисовна
Рассмотрены фундаментальные концепции теории личности и предложена интеграция взглядов выдающихся психологов в теорию права с целью лучшего понимания всей сложности поведения человека.
Читать PDF
574.93 кб

Наука личности: четыре проекта общей персонологии

Петровский В. А., Старовойтенко Е. Б.
В статье обосновываются перспективы развития общей персонологии, устанавливающей многомерные отношения психологии к «личности» как своему предмету, создателю, адресату, цели и идеалу.

Похожие термины:

  • Персонолог

    Personologist). Термин, предложенный Генри Мюрреем для обозначения теоретика и/или исследователя личности.
  • Психотерапия персонологическая

    Направление психоанализа, представители которого (в отличие от ортодоксального психоанализа, рассматривающего инстинкты, влечения как доминирующую часть личности) считают, что наиболее важную и