ЛИБИДО

Найдено 43 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Либидо
libido) - сексуальная энергия, питающая Ид.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Либидо
(libido) — термин в теории Фрейда для обозначения сексуальной энергии каждого человека.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

ЛИБИДО
одно из ключевых понятий психоанализа, которое использовалось 3. Фрейдом как синоним сексуального влечения.

Источник: Балабанова Л. Судебная патопсихология. Изд-во "Сталкер". 1998

Либидо
Libido). Согласно Фрейду, сила (требование, потребность), с которой в душевной жизни выступает половое влечение.

Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии

ЛИБИДО
LIBIDO)
Метафорическая, гипотетическая психическая энергия, ответственная за подпитку сексуального влечения.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

Либидо
Libido). Часть психической энергии, ищущая удовлетворения исключительно в половом поведении (сексуальная энергия).

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Либидо
лат. libido — желание, влечение) — психическая энергия, лежащая в основе основных влечений человека (сексуальных и влечения к жизни).

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

либидо
[libido] В психоаналитической теории-форма сексуальной энергии, участвующей в управлении психическими процессами, влечениями и в формировании представления об объектах.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

ЛИБИДО
психическая энергия, присущая индивиду, которая лежит в основе всех его сексуальных проявлений и различных влечений. Является одним из фундаментальных понятий психоанализа.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

Либидо
от лат. libido - влечение, желание, стремление) в психоанализе - влечение к получению удовольствия; влечение к жизни (Эрос) и к разрушению, к смерти (Танатос). См. Психоанализ.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

ЛИБИДО
психоаналитический термин (см. Психоанализ), обозначающий особую жизненную энергию, в частности сексуального плана, которая на бессознательном уровне (см. Бессознательное) управляет психологией и поведением людей.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ЛИБИДО
половое влечение. Термин введен создателем психоанализа 3. Фрейдом, выделившим три этапа становления Л.: платонический, эротический, сексуальный. Эти этапы последовательно развертываются в период полового созревания.

Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. 2007

Либидо
(от лат. libido - влечение) - одно из основных понятий психоанализа (фрейдизма), первоначально обозначавшее сексуальные влечения как всеобщую основу психической энергии, как доминирующий мотив человеческого поведения.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

ЛИБИДО
одно из ключевых понятий психоанализа. Обозначает некоторый вид энергии, чаще всего биохимической, которая лежит в основе потребностей и поступков человека. Понятие введено в научный оборот 3. Фрейдом (изначально использовалось как синоним сексуального влечения).

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Либидо
одно из ключевых понятий психоанализа, обозначающее лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию. З. Фрейдом понятие либидо вначале использовалось как синоним сексуального влечения, в более поздних работах — как Синоним влечения к жизни (Эроса).

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Либидо
гипотетическая форма психической энергии, которая является подосновой всех преобразований сексуального влечения в том, что касается его объекта (смещение энергетических нагрузок), его цели (например, сублимация) и источника сексуального возбуждения (разнообразие эрогенных зон).

Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

Либидо
Libido). Энергия влечений к жизни. Характеризуется как поток энергии, свободно перетекающий от одной зоны внимания к другой, перемещаясь с изменчивой природой эмоциональной восприимчивости. Предполагается, что агрессивная энергия, или влечения к смерти, имеет такие же свойства, как и либидо.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Либидо
Словообразование. Происходит от лат. libido - влечение, желание, стремление.
Категория. Половое влечение.
Специфика. Его уровень связан со стадией полового созревания, работой диэнцефального отдела мозга и желез внутренней секреции, наследственностью и индивидуальным опытом.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Либидо
лат. «желание, влечение, похоть; прихоть») – половое желание.
Веки ее прекрасных глаз полузакрылись, и во всем лице было что-то манящее и обещающее, и мучительно нетерпеливое. Оно стало бесстыдно прекрасным… (А. Куприн, Поединок)
Ср. похоть, вожделение.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ЛИБИДО
(от лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление) – понятие психоанализа, обозначающее лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию. Л. рассматривается как доминирующий мотив человеческого поведения, к–рый проявляется в социально- приемлемой форме благодаря сублимации и другим видам «психологической защиты» (З.Фрейд).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЛИБИДО
libido) - половое влечение: данный термин часто используется для обозначения силы полового влечения. В теории психоанализа либидо (аналогично инстинкту смерти) считается одним из основных источников энергии всей психической жизни. Нормальное развитие (см. Развитие психосексуальное) может быть изменено с помощью фиксации на определенном уровне и регрессии.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Либидо
В теории психоанализа этот термин обозначает специфическую психическую энергию, лежащую в основе всех сексуальных проявлений. Первоначально Фрейд считал, что эта энергия имеет исключительно сексуальную природу, но в более поздних трудах он использовал понятие либидо как синоним жизненной энергии, побуждающей человека к самосохранению и воспроизводству себе подобных.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ЛИБИДО
1. В психоанализе-особая жизненная энергия, которая на бессознательном уровне управляет психологией и поведением человека. Л. побуждает человека к действиям и мыслям, доставляющим ему наслаждение. В теории З. Фрейда Л. связывалось с сексуальной энергией. 2. Любая психическая энергия, не обязательно связанная с сексуальностью. См. бессознательное, инстинкт жизни, психоанализ.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

либидо

(от лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление) – одно из основных концептуальных понятий, психоанализа, означающее психическую энергию, в основе которой лежит сексуальная потребность, она трансформируется в сфере бессознательного в различные виды психической активности. К.Г. Юнг в полемике с З. Фрейдом осуществил пересмотр данного понятия, лишив л. сексуального характера и рассматривая его как преимущественно психическую энергию вообще, скрытую в бессознательном.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Либидо
(Libido) (от лат. libido). Сильное желание, страстное влечение. Употребляется чаще всего в смысле плотского желания, полового влечения (см. Либидо, сексуальное). В психоаналитической теории либидо (как и инстинкт смерти) является одним из основных источников энергии на протяжении всей сознательной жизни. Нормальное развитие (см. Психосексуальное развитие) может измениться посредством фиксации определенного уровня и путем регрессии.
Л., сексуальное (Libido sexualis) (от лат. sexus - пол). Половая страсть, половое влечение, плотское желание, стремление к половому сношению.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Либидо
Под либидо я понимаю психическую энергию. /29/ Психическая энергия есть интенсивность психического процесса, его психологическая ценность. Под этим не следует понимать какую-нибудь приписанную ценность - морального, эстетического или интеллектуального характера; но данная психологическая ценность просто определяется по ее детерминирующей силе, которая проявляется в определенных психических действиях ("достижениях"). Но, говоря о либидо, я имею в виду не какую-то психическую силу, что нередко, по недоразумению, прописывалось мне моими критиками. Я не гипостазирую понятия энергии, а пользуюсь им как понятием для обозначения интенсивностей или ценностей. Вопрос о том, существует или не существует особенная психическая сила, не имеет ничего общего с понятием либидо. Я нередко пользуюсь термином "либидо" вперемежку с термином "энергия". Основания, по которым я называю психическую энергию "либидо", подробно изложены мной в моих трудах, указанных в сносках.

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

ЛИБИДО
1. В психоанализе – гипотетическая психическая энергия, которая исходит из ид и является преимущественно сексуальной. Фрейд, который ввел этот термин, существенно изменил способ его употребления в своих поздних работах так, что чисто сексуальный компонент перестал занимать ведущее положение, и термин приобрел значение, более близкое к жизненной энергии. Это значение развивалось наряду с переосмыслением Фрейдом понятия инстинкта: в понятие инстинкта включались только Эрос и Танатос, а либидо считалось энергией Эроса. В более широких кругах психоаналитиков эти более поздние изменения никогда не возобладали над ранними теориями, у либидо сохранилась его сильная сексуальная коннотации. Вследствие этого, однако, термин с его несколько противоречивыми значениями часто используется для обозначения 2,3: 2. Любого сексуального или эротическое влечения или удовольствия. 3. Любой психической энергии, симо от сексуальности. Между этими двумя значениями находится подавляющее большинство современных способов употребления. Прилагательное - либидинальный.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЛИБИДО
/лат. libido – влечение, желание, стремление/, 1) /нем. Geschlechtsrieb/ инстинктивное пол. влечение, в большей или меньшей степени присущее каждому живому существу. Очаг возбуждения в центральной нервной системе, который активизирует восприятие соответствующих стимулов, представлений и фантазий сексуальных. В этом смысле термин впервые введен в употребление А. Моллем в 1897;
2) /нем. Sexuallust/ одно из основных понятий психоанализа.
З. Фрейд и его последователи выделяли три стадии развития Л.: нарцистическая – сосредоточение интереса на собственном теле (1); стадия комплекса Эдипа – влечение к матери и ревнивая ненависть к отцу; стадия зрелой сексуальности – влечение к лицам противоположного пола. Согласно психоанализу, психологические механизмы Л. формируются в раннем детстве и определяют всю последующую жизнь человека. Нарушения Л. способствуют возникновению импотенции, психических расстройств, извращений и др.
«Не по воле несчастного случая
а по времени – чаша выпита –
нас постигла беда неминучая:
лебедой поросло наше либидо.»
И. Губерман. Закатные гарики.
Либидинозный (-ая; -ое) (либидный; либицинозный) – свойственный или присущий Л.

Источник: Словарь доктора либидо

Либидо
(от лат. libido — «влечение, желание, стремление») — одно из центральных понятий психоанализа. По мнению 3. Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное (либидо). Оно существует уже у младенца, но из-за множества социальных запретов сексуальные переживания вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Влечения имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, поскольку оно оказывает им сопротивление. Тем не менее периодически прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.
Первоначально 3. Фрейд понимал Л. только как энергию сексуального влечения, имеющего по преимуществу бессознательную форму. Затем оно было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, самому себе. В силу того что Л. может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было высказано предположение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление энергии Л. в новое русло. Так, была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности Л. путем регрессии или сублимации.
Литература
Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1991.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЛИБИДО
лат. libido - желание, влечение) [Moll А., 1897]. Стремление к половой близости в различных ее формах. Термин широко использовался в классическом психоанализе и трактовался как фактор, обусловливающий все развитие человеческой психики и проходящего сложную эволюцию. В развитии Л. S. Freud и его последователи выделяли такие фазы (стадии) психосексуального развития как анальную, оральную, фаллическую, нарцистическую, зрелой сексуальности. Такого рода смена фаз инфантильной сексуальности лишена научных оснований и проистекает из представлений древнего идонизма, рассматривавшего стремление к удовольствию как основное побуждение к жизни [Бассин Ф.Б., Ярошевский М.Г., 1989]. Психоаналитическая концепция Л. отражала позицию фрейдовского пансексуализма и в дальнейшем подвергалась ревизии со стороны A. Adler и C. Jung. Видный неофрейдист К. Horney [1939] пришла к полному отрицанию всей теории либидо. Г.С. Васильченко [1977], рассматривая либидо в системном аспекте, выделяет в нем энергетический (нейрогуморальный) компонент, проявляющийся как общий фон и воспринимаемый как состояние психофизиологического комфорта, и половую доминанту, которая обусловливает специфически-эротическую окраску Л., переключает внимание на сексуальный объект. Половая доминанта является корковым, условно-рефлекторным, компонентом Л. и неразрывно связана с нейрогуморальным компонентом.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Либидо
лат. libido) - 1. в психоанализе - гипотетическая психическая энергия, которая исходит из подсознания (Ид) и «вложена» или «инвестирована» в процессы, структуры и объектные представления. Первоначально либидо отождествлялось с сексуальным инстинктом. В более поздних работах З.Фрейд изменил свою позицию и приблизил значение либидо к жизненной энергии, которая стала им считаться энергией инстинкта жизни - Эроса. Тем не менее в широких психоаналитических кругах эта поздняя теория либидо не возобладала над ранней его трактовкой, так что сексуальная коннотация либидо, в наиболее распространенной интерпретации термина, в основном, сохранилась неизменной. Между тем концепция либидо нередко и едва ли не с момента ее появления подвергалась критике даже со стороны видных психоаналитиков, например, со стороны A. Adler, C. Jung. Так, К.Юнг в 1916 г. утверждал, что сексуальность является лишь разновидностью более первичной, недифференцированной психической энергии или жизненной силы, а K. Horny (1939) вообще пришла к полному отрицанию всей теории либидо; 2. заимствованный из психоанализа термин, обозначающий любое сексуальное или эротическое влечение, удовольствие; 3. любая психическая энергия, независимо от того, имеет или нет она отношение к. сексуальности. Между двумя последними значениями находится большинство современных способов употребления термина, что делает его достаточно неопределенным и в научном плане неприемлемым.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Либидо
лат. libido - влечение, желание, стремление), в сексологии половое влечение, уровень которого связан со стадией полового созревания, работой диэнцефального отдела мозга и желез внутренней секреции, наследственностью и индивидуальным опытом. Одно из основных понятий психоанализа З. Фрейда. Либидо во фрейдизме - теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на основе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Первоначально З. Фрейд понимал под либидо только энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Затем оно было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации. В окончательном варианте фрейдовского психоанализа под либидо понималась энергетическая основа двух основных влечений человека - к удовольствию и жизни (Эрос), с одной стороны, и к разрушению и смерти (Танатос), с другой. К. Г. Юнг в полемике с Фрейдом лишил либидо исключительно сексуального характера. У К.Г. Юнга либидо не связывается с сексуальностью и рассматривается как психическая энергия вообще, своего рода метафизический принцип психики, как витальная психическая энергия метафизического статуса, переживаемая индивидом как бессознательное стремление, облекаемое в различные символические формы.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ЛИБИДО
от лат. libido - влечение, желание, стремление) - половое влечение, стремление к половой близости. Выраженность и направленность Л. определяются уровнем полового созревания, наследственностью, диэнцефальным отделом мозга, железами внутренней секреции, индивидуальным опытом. Понятие Л. в смысле полового инстинкта, сексуального желания использовалось М. Бенедиктом (1868) и А. Моллем (1898).
3. Фрейд сделал его популярным. Фрейдовское понимание Л. эволюционировало и расширялось параллельно разработке им психоаналитической концепции. Сначала Л. означало энергию сексуального влечения, г. о. бессознательного. Затем Л. стало причастно и к др. формам любви: к родителям, детям, себе самому. Поскольку одним из краеугольных камней концепции была идея о возможности вытеснения и замещения Л. путем регрессии или сублимации (см. Защита психологическая), Л. явилось одним из наиболее важных объяснительных понятий психоанализа, с помощью которых вскрывался механизм нормального и патологического развития. Еще позже Л. стало связываться с 2 основными влечениями человека: к удовольствию, жизни (Эрос) и к разрушению, смерти (Танатос).
В трактовке Л. К. Юнгом сказался его отход от Фрейда. Юнг не только очистил Л. от сексуальности, но и, рассматривая его как витально-психическую энергию, придал ему метафизический характер. Во всех психических феноменах - как сознаваемых, так и не сознаваемых субъектом - Юнг видел проявления единой энергии Л. При этом самим субъектом Л. переживается как бессознательное стремление или желание. В течение жизни Л. не остается неизменным: оно трансформируется и принимает разные символические формы. (И. А. Мещерякова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЛИБИДО
1) базальное понятие мультиинтерпретаций психоанализа; 2) половое влечение, стремление субъекта к половым актам-контактам; сама функциональность-интенциональность либидо дефиницируется уровнем полового созревания, генетическими механизмами, отделами хоры бол. пол. гол. мозга, гомеостазом, вегетативной нервной системой, социоиндивидуальным опытом субъекта; Фрейд использовал термин Л., как синоним сексуальной потенции-влечения индивида и рассм. Л. как примат-мотив в актах человеческого поведения, кот. проявляется, благодаря сублимации, вытеснению и других формам-видам психоиммунной защиты; согласно концепции Фрейда Л. происходит в результате селекции объекта, т.е. выбора партнера по симпатии, любви и дружбе—и проецируется на сам объект-субъект или же объекты либидо, а другая часть на собственное Эго-либидо, Я-либидо — повышая-сублимируя психо-сексуальную энергию индивида; сама же энергия сексуального либидо, по Фрейду и его адептам, прерогативно-бессознательная и может быть вытеснена-замещена-обструктирована путем регрессии или сублимации; многие стор. фрейдизма, пытались с помощью механизма Л. объяснить-эксплицировать-интерпретировать этапы-фазы нормального и патологического развития организма; в противовес Фрейду, К. Г. Юнг рассматривал Л. как психовитальную энергию и герменевтизировал тезисы Л. с позиций трансцендентно-метафизической интерпретации, очистив-катарсизировав механизмы Л. от сексуальности; по Юнгу, субъект переживает феномены Л., как почти бессознательное стремление или же желание, а с самой психоэволюцией субъекта либидо метаболитируется в дифференциальных психических актах-паттернах и моделируется-тектонизируется-конституируется в различные символикомодельные структуры.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЛИБИДО
libido) Гипотетическая форма психической ЭНЕРГИИ, которая вложена в процессы, СТРУКТУРЫ и ОБЪЕКТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Считается, что у ЛИБИДО есть источник: тело, или ИД; что либидо существует в различных формах, связанных с определенными ЭРОГЕННЫМИ ЗОНАМИ (ОРАЛЬНОЕ. АНАЛЬНОЕ, ГЕНИТАЛЬНОЕ либидо), и распределяется в различных структурах или процессах, которые либидизированы (или, иначе, содержат либидный катексис (см. КАТЕКСИС)). Фрейд первоначально говорил о либидо как об энергии, привязанной лишь к сексуальным инстинктам (см. СЕКС), однако позднее было сделано предположение, что и в ЭГО имеется либидо, и это эго-либидо есть производная от либидо, привязанного к объект-представлениям (объект-либидо). Эта в некотором роде любопытная формулировка происходит от двух других, а именно:
а) то, что Эго вычленяется из Ид - следовательно, энергия Эго должна быть дифференцированной формой энергии Ид;
б) то, что развитие Эго есть результат ФРУСТРАЦИИ со стороны родительских фигур и сопровождается ИДЕНТИФИКАЦИЕЙ с ними и их ИНТРОЕКЦИЕЙ; поэтому либидо, первоначально привязанное к ним, оказывается сцепленным с Эго, с ЛЮБОВЬЮ К СЕБЕ и с САМООСОЗНАНИЕМ, которые возрастают по мере того, как уменьшается привязанность к родителям. Эта формулировка подразумевает, что Эго является своим собственным объектом; отсюда - сделанное Federn (1952) различие между субъект-либидо, т.е. энергией, имеющейся у Я как у субъекта, и объект-либидо, т.е. энергией, предназначенной для вложения в объекты. Объект-либидо, вложенное в Эго, есть нарциссическое либидо. Те, кто верят в существование ИНСТИНКТА ЖИЗНИ и ИНСТИНКТА СМЕРТИ, логически вынуждены противопоставить либидо - энергии инстинкта жизни - другой вид энергии, характерный для инстинкта смерти. Хотя были сделаны попытки заполнить этот пробел введением понятий "МОРТИДО" и "ДЕСТРУДО", ни одно из них не привилось.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ЛИБИДО
(ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ) / ЛІБІДА / LIBIDO (от лат. libido– сильное желание, страстное влечение, обычно в смысле полового влечения)– 1) определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении (З. Фрейд) ; 2) стремление к половой близости, выраженность и направленность которого определяются генетическим набором хромосом, диэнцефальным отделом мозга, железами внутренней секреции и формированием условно-рефлекторных комплексов под влиянием индивидуального опыта (И. Кон). Понятие Л. было введено во второй половине XIX в. в работах М. Бенедикта и А. Молля, затем заимствовано и активно разрабатывалось в психоанализе З. Фрейда, претерпев значительные изменения на протяжении всего периода его творчества. В соответствии с преимущественной локализацией эрогенных зон и возникновением в них эротических ощущений З. Фрейд выделил фазы развития Л.: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную (см. Психосексуальное развитие). К. Г. Юнг расширил понятие Л. и обозначил его как поток витально-психической энергии, и все феномены сознательной и бессознательной жизни человека он рассматривал через различные проявления Л. Стадии формирования Л. (по Г. С. Васильченко): 1) понятийная (усвоение ребенком раздельнополости и отождествление себя с одним из двух полов); 2) романтическая (фантазии и идеализация объекта у юношей, стремление обратить на себя внимание у девушек, происходит возвышение физиологического инстинкта (см. Инстинкт) до истинно человеческой любви); 3) эротическая (выражается в стремлении к нежности и ласкам, у девушек– длительно определяет сексуальность (см. Сексуальность), у юношей– быстро сменяется потребностью в сексуальной разрядке); 4) сексуальная (инстинктивное влечение к разрядке сексуального напряжения); 5) стадия зрелой сексуальности (гармоничное соотношение понятийного, возвышенно-романтического, эротического и сексуально-чувственного элементов со всей системой морально-этических ценностей личности). Зрелое Л. характеризуется селективностью (избирательностью) в выборе объекта влечения и предпочитаемых форм сексуального поведения. К нарушениям формирования Л. могут приводить патогенные воздействия на эмбриональной фазе, влияние негативных психологических и микросоциальных факторов на ранних этапах психосексуального развития(см. Психосексуальное развитие). Е. Н. Зуева

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Либидо
libido) Теория Л. яв-ся одной из наиболее широких и спорных концепций психоан. Л. относится к половому биолог. инстинкту, влечению или психич. энергии. Метапсихология изменений и преобразований Л. во время прохождения ребенком стадий психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной) образовала ядро ранних психоан. теорий психологии развития, психопатологии и клинической практики. Фрейд твердо верил в биолог. обусловленность Л. и возлагал большие надежды на его биолог. трактовку, но все же расширил это понятие, включив в него наряду с базисными сексуальными аспектами жизни еще и чувственные аспекты. К.-Г. Юнг подверг критике теорию Л. Фрейда уже в 1916 г., утверждая, что сексуальность является лишь разновидностью более первичной, недифференцированной формы психич. энергии или жизненной силы. Д. Рапапорт заменил понятие Л. понятием общей, неспецифической энергии побуждений, когда переплавлял традиционный, ориентированный на инстинкты и Оно психоан. в более широкую эго-психологию. Растущая озабоченность в связи с банкротством гидравлической и термодинамической моделей, а заодно и модели разрядки побуждения привела к устранению или ослаблению значения теории Л. во многих позднейших формулировках психоан. теории. Если оставить в стороне споры о том, какую роль играет Л. в психоан. теории или любой другой теории поведения и патологии, то свою полезность сохраняют две неизменные области понятий, выведенных из теории Л., в особенности если учитывать и уважать метапсихологический характер последних. Одна область - это качественные свойства Л. (или любой инстинктуальной энергии), к-рые служат в качестве структуры, процесса и орг-ции так называемого драйва, или побуждения. Вторая полезная область понятий, выведенных из теории Л., - понятия связанных с возрастным развитием прогрессивных изменений психосексуальности и объектных отношений. Либидинальная гратификация была поставлена в связь с чувственностью или активностью, сфокусированной на каждой из т. н. эрогенных зон тела, сменявших одна другую при прохождении стадий развития. Конкретные особенности характера и/или патологии связывались с успехами, неудачами и компромиссами на каждой ступени цепного процесса развития. Продвижение Л. от аутоэротизма (гратификация при посредстве собственного тела) к нарциссизму (любовь к самому себе) и объектной любви (гратификация через вовлеченность в отношения с другими людьми) служит дополнением последовательности психосексуального развития, добавляя еще одну важную генетическую линию, из к-рых в итоге формируется основа для психоан. диагностической классиф. См. также Сексуальность человека, Психоанализ Д. Л. Вертлиб

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Либидо
лат. libido — желание, влечение, стремление) — понятие, употребляемое для обозначения полового влечения, полового инстинкта, энергии сексуального влечения и др. 1. Половое влечение. В развитии и функционировании Л. человека обычно выделяются пять стадий: а) понятийная, когда у детей формируются общие первоначальные представления о двуполости людей, собственной половой принадлежности и возникают элементы сексуального поведения; б) романтическая (платоническая), когда появляются эротические чувства и первые идеализируемые объекты влюбленности, в) эротическая, когда проявляется определенный интерес к ухаживанию, ласкам, прикосновениям и сексуальной разрядке, г) сексуальная, когда проявляются стремление к половой близости и способность к переживанию оргазма и д) зрелая, когда проявления полового влечения характеризуются наличием совокупности физиологических, эмоциональных, рациональных и ценностных компонентов, селективностью, относительно полноценной реализацией и определенным контролем половой активности и полового поведения в связи с обстоятельствами места и времени; 2. Половой инстинкт, половое стремление, сексуальное желание. В этих значениях понятие Л. было введено в научный оборот в конце XIX века немецким психиатром А. Моллем и др.; 3. Энергия сексуального влечения, детерминирующая психическую жизнь и поведение человека в норме и патологии; движущая сила сексуальной жизни и всего, связанного с любовью, проявляющаяся в непосредственных и символических формах; сексуальная энергия и движущая сила психики и жизни вообще. В основном в этих, метафорически насыщенных, значениях понятие Л. употребляется в классическом психоанализе З. Фрейда и его последователей, благодаря которому оно вошло в лексикон современной науки и язык обыденной жизни. Согласно концепции либидо З. Фрейда, являющейся одним из краеугольных оснований психоанализа, Л. как энергия (энергетическая основа) Эроса, присутствует во всех субстанциях организма и психики человека, но наиболее определенно проявляется в его гениталиях и эрогенных зонах. Основными формами существования Л., как сексуальной энергетической и динамической силы, по З. Фрейду, являются противоположные по направленности Объект-либидо (объектное либидо), т. е. Л. ориентированное на какой-либо внешний объект и "привязанное" к нему и Субъект-либидо (либидо-Я, Эго-либидо, Я-либидо, нарциссическое либидо), ориентированное на собственное "Я" и "привязанное" к нему. Выступая как доминирующий мотив сексуальных ориентаций и всего поведения, Л. может преобразовываться из одной формы в другую, хотя в сексуальной жизни человека одна из данных форм, как правило, преобладает. Трансформация и переориентация Л., как количественно измеряемой энергии, осуществляются вследствие действия различных "защитных механизмов", главным образом, вытеснения и сублимации, обеспечивающих чрезвычайно широкий диапазон проявлений Л. — от элементарных физиологических актов до творчества; 4. В аналитической психологии К. Г. Юнга и его последователей понятие Л. употребляется преимущественно для обозначения психической энергии вообще (т. е. энергии психики как таковой). В современной научной и популярной литературе понятие Л. употребляется в различных значениях, смысл которых, за исключением специально оговариваемых случаев, определяется по контексту.

Источник: Клиническая психология. Словарь

ЛИБИДО
во фрейдизме - теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на базе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Одно из ключевых понятий психоанализа. У З. Фрейда исходно означало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида специфическую психическую энергию - энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Эта энергия рассматривается как количественная величина, хотя пока не измеримая. Затем понятие было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе.
Либидо, собственно, движет человеком: вся жизнь от рождения пронизана эротичностью. Первоначально эта энергия распределена в самом ребенке и он получает удовольствие от переживаний, связанных с отправлением естественных потребностей; ротовая полость и, позже, органы выделения выступают как основные зоны эрогенные. Но в возрасте около четырех лет эротический интерес выносится вовне и направляется на родителей - в основном противоположного пола. В такой ситуации родитель своего пола воспринимается как соперник, отчего ребенок бессознательно желает его ухода, смерти; а поскольку влечение к родителю противоположного пола и желание смерти родителю своего пола запретны, соответственные переживания вытесняются в бессознательное. У мальчика возникает комплекс Эдипа, у девочки - комплекс Электры. Возникает внутренний конфликт: ребенок зависим от родителя своего пола и одновременно агрессивен к нему, боясь При этом Наказания за запретные желания и поступки. Это, по сути, признание изначальной сексуальной развращенности ребенка было самым шокирующим в психоанализе классическом. Фрейд пытался обосновать филогенетическое происхождение либидо и считал, что оно, подобно голоду при влечении к пище, означает силу, с коей проявляется сексуальное влечение. В целом либидо - движущая сила сексуальной жизни, энергия сексуального влечения и потому иногда трактуется просто как сексуальное наслаждение или влечение к нему. Но оно может пониматься и как энергия психическая, имеющая сексуальную окраску, - то есть как продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Либидо имеет исключительно мужскую природу - даже у женщины. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидинозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации. Либидо - доминирующий мотив человеческого поведения, проявляющийся в социально приемлемой форме благодаря сублимации, вытеснению и другим видам защиты психологической. Его воздействие на формирование, жизнедеятельность и поведение исключительно велико; сублимированное либидо имеет широчайший диапазон проявлений - от элементарных физиологических актов до творчества - и являет собой одну из важнейших характеристик деятельности психической. В более поздних работах Фрейд использовал понятие либидо как синоним влечения к жизни - Эроса. В окончательном варианте фрейдовского психоанализа под либидо понималась энергетическая основа двух основных влечений человека:
1) к удовольствию и жизни - Эрос;
2) к разрушению и смерти - Танатос. Идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе поведения, в том числе его "высших" форм, - центральная идея Фрейда, из-за коей он подвергался жестокой критике, в том числе от собственных учеников. Согласно Фрейду, за многими проявлениями фантазии, творчества и прочего лежит прежде всего скрытая сексуальная проблематика, все это - как бы символическое воплощение нереализованных желаний. Согласно Фрейду, либидо подразделяется на две основные формы:
1) объект-либидо - определенная часть либидо, в результате выбора объекта (партнера по любви и дружбе) направляемая на этот объект или объекты;
2) Я-либидо - другая его часть, направляемая на собственное Я. Могут также разделяться:
1) либидо платоническое - основные проявления: платонические мечты, фантазии, ухаживание и общение;
2) либидо сексуальное - основные проявления: сексуальные фантазии, мастурбация, начало половой жизни, эксцессы и регулярная половая жизнь;
3) либидо эротическое - основные проявления: эротические фантазии, ласки и игры. В психологии аналитической К. Г. Юнга либидо не связывается с сексуальностью и рассматривается как витальная психическая энергия метафизического статуса, переживаемая индивидом как бессознательное стремление, облекаемое в различные символические формы.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЛИБИДО

o Энергия, которую Фрейд считает подосновой всех преобразований сексуального влечения в том, что касается его объекта (смещение энергетических нагрузок), его цели (например, сублимация) и источника сексуального возбуждения (разнообразие эрогенных зон).
У Юнга понятие "либидо" используется в расширенном смысле и означает "психическую энергию" как таковую, присутствующую во всем, что "устремляется к чему-либо"(лат. impetus).
o Слово "либидо" означает по-латыни "желание". Фрейд утверждает, что заимствовал его у А.Молля (Untersuchungen ?ber die Libido sexualis, vol.I, 1898). Оно многократно встречается в письмах и рукописях, посланных Флиссу, - впервые в Рукописи Е, написанной, по-видимому, в июне 1894 г.
Дать удовлетворительное определение либидо нелегко не только потому, что теория либидо развивалась параллельно с различными этапами теории влечений, но и потому, что само это понятие далеко не однозначно (а). Во всяком случае, Фрейд всегда подчеркивал две особенности влечений:
1) с точки зрения качественной, либидо, вопреки желанию Юнга, нельзя свести к психической энергии как таковой. Если эта энергия и может быть "десексуализирована", особенно при нарциссических нагрузках, то это лишь вторичный процесс, связанный с отказом от собственно сексуальной цели.
Кроме того, либидо у Фрейда - это вовсе не все поле влечений целиком. Поначалу оно противопоставлялось влечениям к самосохранению*. Но когда в конечном счете вся область влечений предстала у Фрейда как либидинальная по своей природе, тогда противопоставление сместилось, превратившись в противопоставление между влечениями либидо и влечениями к смерти. Юнговский монизм был чужд Фрейду, постоянно подчеркивавшему сексуальный характер влечения.
2) Либидо упрочивается как понятие количественное: оно "...позволяет измерять процессы и преобразования сексуального возбуждения" (la). "Его возникновение, его возрастание и убывание, распределение и перемещение позволяют нам объяснять психосексуальные явления" (1b).
Обе эти характеристики подчеркиваются в нижеследующем определении Фрейда: "Слово "либидо" взято из теории аффектов. Оно обозначает количественную (хотя в данный момент и недоступную измерению) сторону энергии влечений, связанных с тем, что понимается под словом "любовь"" (2).
Поскольку сексуальное влечение расположено на границе между телесным и психическим, либидо есть не что иное, как его психический аспект, или, иначе, "динамическое проявление сексуального влечения в душевной жизни" (3). В первых сочинениях Фрейда о неврозе страха* (1896) понятие "либидо" обозначало энергию, отличную от соматического сексуального возбуждения: нехватка психического либидо приводит к возрастанию напряжения на соматическом уровне и непосредственно, без всякой психической обработки, порождает симптомы. При "отсутствии некоторых психических условий" (4) внутреннее сексуальное возбуждение выходит из-под контроля; возникающее при этом напряжение не может плодотворно использоваться психикой и между психическим и соматическим возникает разрыв, порождающий состояние тревоги.
В первом издании "Трех очерков.по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) либидо, которое относится к любви так же, как голод к пищевому инстинкту, предстает как нечто подобное сексуальному желанию, нацеленному на удовлетворение, и позволяет проследить различные его превращения: правда, при этом речь идет лишь об объектном либидо, которое сосредоточивается, фиксируется на объектах или же оставляет их, переходя с одного объекта на другой.
Поскольку сексуальное влечение осуществляет давление, Фрейд определяет либидо как энергию этого влечения. Именно этот количественный аспект преобладает и в более поздней "теории либидо" с ее опорой на понятия нарциссизма и Я-либидо.
Понятие Я-либидо легло в основу обобщенной картины либидинальной экономии, которая включила в себя всю область взаимодействий между нагрузками и противонагрузками, приглушив тем самым субъективный смысл понятия "либидо"; Фрейд и сам считал, что теория либидо стала при этом отвлеченной и умозрительной. Быть может, вводя в работе "По ту сторону принципа удовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920) понятие Эроса* как основы влечений к жизни, как стремления организмов сохранять целостность живой субстанции и создавать новые единства, Фрейд стремился восстановить в этом биологическом мифе то субъективное, качественное измерение, которое поначалу было присуще понятию (либидо).

Источник: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. 1996

ЛИБИДО
(от лат. libido - желание, влечение, стремление) - понятие, употребляемое для обозначения 1) полового инстинкта, 2) полового влечения, 3) энергии сексуального влечения и др. Ниже рассмотрены наиболее часто встречающиеся трактовки Л. 1. Половой инстинкт, половое стремление, сексуальное желание. В этих значениях понятие Л. было введено в научный оборот в XIX в. М. Бенедиктом (1868) и А. Моллем (1898). Выраженность и направленность Л. в данном контексте определяются уровнем полового созревания, наследственностью, диэнцефальным (см. диэнцефальный) отделом мозга, железами внутренней секреции, индивидуальным опытом. 2. Половое влечение. В развитии и функциионировании Л. человека обычно выделяются три стадии: платоническую, эротическую, сексуальную, однако некоторые специалисты дополняют их до шести стадий: первая - понятийная - у детей формируются общие первоначальные представления о двуполости людей, собственной половой принадлежности и возникают элементы сексуального поведения; вторая - платоническая - появляются первые идеализируемые объекты влюбленности и могут возникнуть эротические фантазии; третья - эротическая - пробуждается определенный интерес к ухаживанию, ласкам, прикосновениям и сексуальной разрядке (мастурбация, петтинг, поллюции); четвертая - сексуальная - когда проявляются стремление к половой близости и способность к переживанию оргазма. Л. юношей быстро проходит платоническую и эротическую стадию, а у девушек «застревает» в эротической стадии до начала регулярной половой жизни, а иногда - и до родов; пятая - зрелая - установление физиологического ритма половой активности (в среднем 2-3 раза в неделю), относительно полноценная реализация и определенный контроль половой активности и полового поведения в связи с обстоятельствами места и времени; шестая - период инволюционного угасания. Возможно снижение Л. (ги- полибидемия), его повышение (гиперсексуальность) или изменение направленности (сексуальные девиации, перверсии или парафилии).
В ситуации отвращения к интимной близости или подавления Л. сильным страхом с соматовегетативными реакциями (обильным потоотделением, тошнотой, сердцебиением) можно говорить о феномене сексуальной аверсии. 3. Энергия сексуального влечения - одно из ключевых понятий психоанализа З. Фрейда. Л. исходно означало энергию сексуального влечения, детерминирующую психическую жизнь и поведение человека в норме и патологии; движущую силу сексуальной жизни и всего, связанного с любовью, проявляющуюся в непосредственных и символических формах; сексуальную энергию и движущую силу психики и жизни вообще. Согласно концепции либидо З. Фрейда, Л. как энергия (энергетическая основа) Эроса, присутствует во всех субстанциях организма и психики человека, но наиболее определенно проявляется в его гениталиях и эрогенных зонах. Изменения и преобразования Л. во время прохождения ребенком стадий психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной) образовала ядро ранних психоаналитических теорий психологии развития, психопатологии и клинической практики. З. Фрейд пытался обосновать филогенетическое происхождение Л. и считал, что оно, подобно голоду при влечении к пище, означает силу, с которой проявляется сексуальное влечение. Л. имеет исключительно мужскую природу даже у женщины. В силу того, что оно обладает не только энергетическим потенциалом, но и определенной направленностью, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление энергии Л. в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности Л. с помощью защитных механизмов - регрессии или сублимации, обеспечивающих чрезвычайно широкий диапазон проявлений Л. - от элементарных физиологических актов до творчества. В окончательном варианте психоанализа З. Фрейда под Л. понималась энергетическая основа двух основных влечений человека: с одной стороны, к удовольствию и жизни - Эрос; с другой - к разрушению и смерти - Танатос. Основными формами существования Л., как сексуальной, энергетической и динамической силы, по З. Фрейду, являются противоположные по направленности: объект-либидо - определенная часть Л. в результате выбора объекта (партнера по любви и дружбе) направляемая на этот объект и «привязанное» к нему; субъект-либидо (либидо-Я, Эголибидо, Я-либидо, нарциссическое либидо), ориентированное на собственное «Я». 4. В аналитической психологии К.Г. Юнга и его последователей понятие Л. не связывается с сексуальностью и употребляется преимущественно для обозначения витальной психической энергии вообще (т.е. энергии психики как таковой), переживаемой индивидом как бессознательное стремле ние, облекаемое в различные символические формы. В современной литературе понятие Л. употребляется в различных значениях, смысл которых, как правило, определяется по контексту.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

ЛИБИДО
Libido) - в широком смысле психическая энергия.
Впервые термин "либидо" Юнг употребил в своей работе "Психология раннего слабоумия", написанной в 1907 г. (CW 3; РП). В дальнейшем он анализировал это понятие в ряде статей, большая часть которых собрана в 8-м томе его собрания сочинений (CW 8). В своем представлении о либидо Юнг сознательно дистанцировался от понимания последнего Фрейдом, для которого либидо сохраняло первостепенное и доминирующее сексуальное значение.
"Я должен допустить, что чисто сексуальная этиология неврозов оказывается слишком узкой. В такой критике я основываюсь не на каком-либо предрассудке или предубеждении против сексуальности, но на весьма близком знакомстве с проблемой в целом. Поэтому я предлагаю освободить психоаналитическую теорию от чисто сексуального подхода. Вместо этого я хотел бы внести энергетическую точку зрения в психологию неврозов. Все психические явления могут рассматриваться как проявления энергии, подобно тому как все физические явления понимаются как энергетические реализации с того момента, как Роберт Майер открыл закон сохранения энергии. Субъективно и психологически эта энергия воспринимается и переживается как сильное желание. Я называю ее либидо, используя это слово в его первоначальном смысле, никак не сводимом только к сексуальному значению. Саллюстий использует его точь-в-точь в том же значении, что и мы, когда говорит: "Они получали больше удовольствия (либидо) в красивом оружии и боевых лошадях, чем в проститутках и пирушках"" (Цит. по: Jung С. G. Selected Writings / Ed. Storr A. N. Y., 1989. P. 56-61; см. также КП, пар. 567 "Психоанализ и невроз").
"[Либидо] обозначает желание или импульс, которые не подчиняются никаким авторитетам, морали или чему бы то ни было. Либидо есть потребность организма в самом его естественном состоянии. С генетической точки зрения телесными потребностями, составляющими сущность либидо, являются голод, жажда, сон, секс и эмоциональные состояния или аффекты" (CW 5, par. 194; СТ, пар. 194).
В другом месте Юнг пишет:
"Психическая энергия есть интенсивность психического процесса, его психологическая ценность. Ценность в данном случае не представлена в своем качественном выражении, как моральная, эстетическая или интеллектуальная; психологическая ценность всегда имплицируется в своей определяющей (детерминирующей) мощи, выражающей себя в определенных психических эффектах. Я также не представляю либидо как психическую силу, недоразумение, сбившее с пути многих критиков. Я не гипостазирую понятие энергии, но использую его, чтобы определить интенсивность и значение. Вопрос о том, существует или нет особая психическая сила, не имеет ничего общего с понятием либидо" (Jung С. G. Dictionary of Analytical Psychology. L., 1983. P. 26-27).
Таким образом, в аналитической психологии либидо рассматривается как психическая энергия, которая направляет и побуждает личность к любому виду деятельности. Интерес, внимание, различного рода стимуляция являются разными выражениями либидо. Проявление либидо в отношении какого-либо объекта определяет степень ценности этого объекта для индивида. Либидо может быть сколь угодно трансформируемо или замещаемо, но ни в коем случае не разрушено бесследно. Если либидо, связанное с одним объектом, исчезает, следует ожидать его возникновения где-то еще. Собственно, оно является показателем динамики жизненного процесса, проявляющегося в психической сфере человека. (Рассматривая энергетическую концепцию Юнга в характеристике психических явлений, небезынтересно отметить сходную позицию по этому вопросу, высказанную в свое время нашим соотечественником Николаем Гротом. А именно, что понятие психической энергии так же правомерно в науке, как и понятие физической энергии, и что психическую энергию можно изменять подобно физической. (См., в частности: Грот Н. Понятие души и психической энергии в психологии // Вопр. философии и психологии. 1897. Т. 37-38)
"Либидо непостижимо никак иначе, кроме как в определенной форме, т. е. оно идентично образам фантазии. И мы можем вновь освободить его из бессознательного, лишь поднимая наверх соответствующие ему образы фантазий. Для этого мы даем бессознательному возможность доставить свои фантазии на поверхность" (ПБ, с. 286).
Наряду с убеждением, что психическое представляет саморегулирующуюся систему, Юнг связывал либидо с целеполаганием. В общем и целом оно "знает", куда ему следует направляться для обретения психического здоровья.
"Либидо имеет, так сказать, природную склонность, напоминая воду, которая должна иметь перепад, чтобы течь" (CW 5, par. 337; СТ, пар. 337).
Там, где налицо недостаток либидо, как, например, в случае депрессии, последняя направляется вспять, регрессирует для того, чтобы задействовать бессознательные содержания. Цель подобной реверсии - скомпенсировать установки сознания. Малый остаток энергии не позволяет себе быть использованным в сознательно избранном направлении.
"<...> мы не можем произвольно переводить "свободную" энергию на тот или иной рационально выбранный объект. То же самое в общем относится и к тем якобы свободным энергиям, которые мы получаем, с помощью редуктивных, выжигающих средств, разрушая их неподобающие формы <...> Такая энергия в лучшем случае лишь на короткое время может подчиняться управлению. Но по большей части она противится тому, чтобы сколь-нибудь длительный период придерживаться рационально навязываемых ей возможностей. Психическая энергия есть реальность прихотливая, которая хочет реализовывать свои собственные условия. Энергии может быть сколько угодно, однако мы не сможем использовать ее до тех пор, пока нам не удастся создать для нее надлежащий перепад или градиент" (ПБ, с. 89).
Аналитической задачей в такой ситуации является обнаружение естественного "перепада" личностной энергии.
"Что это, что в данный момент и у данного индивида представляет побуждение жизни? Вот в чем вопрос" (CW 7, par. 488).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ЛИБИДО
лат. libido – вожделение, желание, стремление) – понятие, используемое для обозначения психической энергии, дающей толчок к разнообразным проявлениям сексуальности, направленной на различные объекты и дающей о себе знать при протекании психических процессов и образовании структур индивидуально-личностного и социокультурного порядка.
   Понятие «либидо» было использовано Цицероном, по словам которого, «libido или необузданное желание» противно разуму и может быть встречено «у всех глупцов». В научную литературу оно было введено во второй половине ХIХ века в работах М. Бенедикта «Электротерапия» (1868), А. Молля «Исследование сексуального либидо» (1898) для обозначения сексуального влечения, полового инстинкта. В начале ХХ века термин «либидо» получил широкое распространение в рамках психоанализа для описания разнообразных проявлений сексуальности.
   З. Фрейд использовал понятие «либидо» до того, как возник психоанализ. Если термин «психоанализ» был введен им в научный оборот в 1896 году, то его первое использование понятия либидо относится к середине 1894 года и находит свое отражение в его работе «Проект научной психологии», которая по частям посылалась его берлинскому врачу В. Флиссу (1858–1928) и которая не была опубликована при жизни З. Фрейда. Проводя различие между неврозом страха и меланхолией, он писал о том, что для первого феномена характерно накопление физического сексуального напряжения, в то время как для второго – накопление психического сексуального напряжения. Внешний источник возбуждения вызывает в психике такое изменение, которое, нарастая в количественном отношении, превращается в психическое возбуждение. Достигнув определенного количества, физическое сексуальное напряжение порождает «психическое либидо, которое затем ведет к коитусу». Невроз страха характеризуется дефицитом «сексуального аффекта, психического либидо».
   Несколько месяцев спустя, в конце 1894 года З. Фрейд писал о том, что пациент, который объясняет свое нежелание есть отсутствием аппетита, на самом деле имеет другую причину, так как утрата аппетита в сексуальных терминах есть не что иное, как «потеря либидо». В этом отношении, как он полагал, меланхолия представляет собой «траур по утраченному либидо». Более двух десятилетий спустя эти идеи нашли свое дальнейшее отражение в его работе «Скорбь и меланхолия» (1917), где было подчеркнуто, что при меланхолии завязывается множество поединков за объект, в которых ненависть и любовь противостоят друг другу – «первая, чтобы освободить либидо от объекта, вторая, чтобы под натиском сохранить позицию либидо».
   В письмах В. Флиссу 1897 года содержатся размышления З. Фрейда об инфантильной сексуальности, в соответствии с которыми отсрочка реализации либидо в раннем возрасте может вести к подавлению и неврозам. Впоследствии эти размышления получили свое дальнейшее развитие в его работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905), в которой при рассмотрении стадий психосексуального развития ребенка он соотносил либидо с сексуальным желанием человека по аналогии с голодом, соответствующим пищевому инстинкту. В последующих переизданиях данной работы З. Фрейд выдвинул психоаналитическую теорию либидо. В соответствии с ней под либидо понималась способная к количественному изменению сила, которая «может измерять все процессы и превращения в области сексуального возбуждения».
   Для З. Фрейда либидо – это прежде всего особый вид энергии, отличающийся от энергии, положенной в основу душевных процессов. Ее специфика состоит в том, что либидо имеет особое происхождение, связанное с сексуальным возбуждением, и обладает характером психически выраженного количества энергии. Исходя из такого понимания либидозной энергии, З. Фрейд считал, что ее увеличение или уменьшение, распределение или сдвиг должны дать возможность «объяснить наблюдаемые психосексуальные феномены». Если либидо находит свое психическое применение, чтобы вступить в связь с сексуальными объектами, то в этом случае можно видеть, как оно фиксируется на объектах, переходит от одного объекта к другому и направляет сексуальную деятельность человека, ведущую к удовлетворению, то есть частичному и временному ослаблению, затуханию либидозной энергии.
   В работе «О нарциссизме» (1914) теория либидо получила у З. Фрейда дальнейшее развитие путем различения «объект-либидо» и «Я-либидо», что было связано с тремя обстоятельствами: более тщательной, чем ранее, проработкой вопроса об отношении человека к собственному телу как сексуальному объекту; терапевтической деятельностью, в процессе которой психоаналитик сталкивался с нарциссическим поведением больных, чей нарциссизм являлся не перверсией, а либидозным дополнением к эгоизму инстинкта самосохранения; наблюдениями над жизнью примитивных народов и детей, позволившими сделать предположение, что первоначально либидо концентрируется на собственном «Я» (первичный нарциссизм), впоследствии часть либидо переносится на объекты (объект-либидо), но этот перенос может быть не окончательным, в результате чего либидо может снова обратиться внутрь (вторичный нарциссизм).
   Говоря о различных видах психической энергии, З. Фрейд полагал, что «сначала, в состоянии нарциссизма, оба вида энергии слиты воедино, и наш грубый анализ не в силах их различить, и только с наступлением привязанности к объектам является возможность отделить сексуальную энергию в виде либидо от энергии влечений Я». В ранних работах основоположника психоанализа как раз и осуществлялось деление влечений на сексуальные и влечения Я, а под либидо понималась сексуальная энергия, в виде которой сексуальное влечение стремится к своей реализации и в конечном счете оставляет неизгладимый след в жизни человека.
   Представленная в работе «О нарциссизме» теория либидо З. Фрейда была своего рода ответом на те новации, которые внес К.Г. Юнг (1875–1961) в психоаналитическое понимание либидо, что нашло свое отражение в его книге «Либидо, его метаморфозы и символы» (1912). Произошедший в 1913 году окончательный разрыв между ними был обусловлен рядом обстоятельств, среди которых важное место занимало расхождение во взглядах на либидо. Если в первой части «Либидо, его метаморфозы и символы» К.Г. Юнг еще придерживался фрейдовского понимания либидо, высказав лишь отдельные соображения о возможности использования понятия либидо для объяснения того, что он назвал «неврозом инверсии», то во второй части данной работы он уже недвусмысленно писал не только о необходимости перенесения фрейдовской теории либидо в психотическую область, но и о расширенной трактовке либидо как такового.
   Ознакомившись с первой частью материала, позднее вошедшего в публикацию «Либидо, его метаморфозы и символы», З. Фрейд в одном из писем К.Г. Юнгу конца 1911 года заметил, что юнговские размышления о либидо показались ему интересными. В то же время он высказал опасения по поводу возможных недоразумений в связи с расширенной трактовкой либидо и подчеркнул, что для него либидо не идентично любому желанию и что, согласно его гипотезе, существует только два влечения (сексуальное и влечение Я) и «только энергия полового влечения может называться либидо». З. Фрейд был озабочен тем, что К.Г. Юнг может надолго исчезнуть, по его словам, «в клубах религиозно-либидозного тумана». Предчувствуя негативное отношение к его новациям, швейцарский психиатр не послал основателю психоанализа рукописный вариант второй части своей работы, в которой вместо «описательно-психологического» или «актуально-полового» понятия либидо предлагалось им «генетическое» определение, в соответствии с которым термин «либидо» стал обозначать выходящую за пределы сексуальности психическую энергию вообще. Юнговское понимание либидо означало фактически десексуализацию, поскольку в расширенной трактовке либидо охватывало, помимо сексуальности, другие формы «душевной энергии». Поэтому нет ничего удивительного, что, прочитав книгу К.Г. Юнга о либидо, З. Фрейд в очередном письме ответил ему, что эта работа «очень понравилась в частностях, но не понравилась в целом».
   С точки зрения К.Г. Юнга, либидо представляет собой не столько сексуальность, сколько психическую, душевную энергию как таковую, проявляющуюся в жизненном процессе и субъективно воспринимаемую человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Поскольку либидо претерпевает сложную трансформацию, принимая разнообразные символические формы, то расшифровка и толкование либидозной символики признается в качестве одной из существенных задач аналитической психологии, выдвинутой К.Г. Юнгом в противовес классическому психоанализу З. Фрейда.
   В работе «Либидо, его метаморфозы и символы» К.Г. Юнг утверждал, что фрейдовская теория либидо оказалась несостоятельной применительно к больным, страдающим шизофренией, и именно поэтому ему пришлось прибегнуть к расширенному понятию либидо, тем более что, по его мнению, при анализе случая Шребера основатель психоанализа сам отказался от сексуального значения либидо и отождествил его с психическим интересом вообще. Подобное утверждение вызвало резкую критику со стороны венгерского психоаналитика Ш. Ференци, который попытался защитить фрейдовскую теорию либидо. В свою очередь, полемизируя по этому поводу со швейцарским психиатром, З. Фрейд в своей работе «О нарциссизме» заметил, что утверждение К.Г. Юнга слишком поспешно, приводимые им доказательства недостаточны, он «никогда и нигде не заявлял о таком отказе от теории либидо».
   Полемика между К.Г. Юнгом и З. Фрейдом в связи пониманием либидо привела к тому, что долгое время основатель психоанализа не признавал расширенного толкования этого понятия. Правда, выступая против различного рода обвинений его в «пансексуализме», он подчеркивал, что в психоанализе действительно имеет место расширенная трактовка сексуальности, если понимать под этим исследование детской сексуальности и так называемых перверсий (сексуальных извращений). Но только в 20-е годы он стал использовать более благозвучное понятие Эрос. При этом он неизменно подчеркивал, что расширенная сексуальность психоанализа близка к Эросу «божественного» Платона и что «в своем происхождении, действии и отношении к половой любви «Эрос» Платона совершенно конгруэнтен нашему пониманию любовной силы психоаналитического либидо».
   В целом, на начальном этапе становления и развития психоанализа термин «либидо» использовался З. Фрейдом при объяснении как причин возникновения психических расстройств, неврозов, так и хода психического развития нормального человека, его научной и художественной деятельности (сублимация). В более поздний период, в работах 20 – 30-х годов, психоаналитические представления о либидо стали составной частью его учения о влечении к жизни (Эрос) и влечении к смерти.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
211.46 кб

Расстройства либидо у мужчин: вопросы терапии

Ягубов М.И., Кибрик Н.Д., Кан И.Ю.
Начало см.: Ягубов М. И., Кибрик Н. Д., Кан И. Ю. Расстройства либидо у мужчин: вопросы клиники. Андрология и генитальная хирургия 20016;(4):10–6.
Читать PDF
115.88 кб

Расстройства либидо у мужчин: вопросы клиники

Ягубов М.И., Кибрик Н.Д., Кан И.Ю.
В статье представлено описание комплексной диагностики и особенностей клинической картины с учетом структуры психической и сексуальной патологии нарушений полового влечения у пациентов с психическими расстройствами непсихотическог
Читать PDF
309.95 кб

"особо не до либидо": солидарности и политики сексуальности в низовых феминистских инициативах Петер

Сенькова Ольга Аркадьевна
Феминистские секс-войны начались на Западе в 1970-1980-х годах и сегодня продолжаются по всему миру.
Читать PDF
30.93 мб

НУЛЕВАЯ СТЕПЕНЬ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ (ЖАН-ФРАНСУА ЛИОТАР. ЛИБИДИНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА)

Скопин Денис

Похожие термины:

  • ЭГО ЛИБИДО

    в психоанализе – либидо, вложенное в Эго. Не всегда бывает ясно, относится ли понятие к энергии, обеспечивающей функции Эго, или имеется в виду любовь к себе.
  • ЛИБИДО: ФИКСАЦИЯ

    закрепление либидо на том или ином элементе; предрасполагающий внутренний фактор этиологии неврозов.
  • ЛИБИДО ВО ФРЕЙДИЗМЕ

    теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на основе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Первоначально З.Фрейд понимал под либидо только энергию сексуал
  • Я-ЛИБИДО

    понятие, использованное З. Фрейдом для описания психических процессов, при которых объектом любви человека становится он сам, а энергетический потенциал бессознательных либидозных влечений пере
  • ЛИБИДО НАРЦИССИЧЕСКОЕ

    gt; Я-либидо.
  • ОБЪЕКТ-ЛИБИДО

    в психоанализе – либидо, вкладываемые во внешние объекты.
  • ОРГАН ЛИБИДО

    См. орган эротизма.
  • ТЕОРИЯ ЛИБИДО

    libido theory) См. ЛИБИДО; ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ.
  • ОБЪЕКТНОЕ ЛИБИДО

    OBJECT LIBIDO) Обозначает либидную энергию или психологическое внимание, направленные на внешние объекты любви. Объектное либидо противоположно нарциссическому, когда внимание сосредоточено на себе.
  • ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ ЛИБИДО

    См. оральная стадия.
  • ПЛАСТИЧНОСТЬ ЛИБИДО

    свободная подвижность, способность сексуальных влечений, сексуальной энергии менять свой объект, цель и способ удовлетворения.    Говоря о либидо как половой потребности, сексуальном влечении, с
  • ПРИЛИПЧИВОСТЬ ЛИБИДО

    свойство или качество либидо, способствующее закреплению фиксации сексуальной энергии на каком-либо объекте или стадии психосексуального развития и затрудняющее изменение ее направленности на
  • ЛИБИДО ИНСАТИАТА

    /лат. libido insatiata/, жен. гиперсексуальность как симптом истерии. Cр. Бешенство матки (2). «Вы медик по образованию, не подскажете мне, темному, что термин латинский может в медицине означать – „Libido insa
  • ЛИБИДИНАЛЬНЫЙ

    лат. libido - желание, влечение) – в психоанализе - сексуально активный.
  • ЛИБИДИНАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ

    Объект (человек или вещь), в которого помещается либидо.
  • ЛИБИДИНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    В классическом психоанализе – ряд стадий роста, через которые проходит каждый индивид от грудного возрастало латентного периода, а именно: оральная, анальная и ге- нитальная.
  • ЛИБИДНЫЙ И ЛИБИЦИНОЗНЫЙ

    libidinal and libidinous) Первое является правильной формой прилагательного от ЛИБИДО.
  • ЛИБИДНЫЙ

    лат. libido) – в психоанализе - чрезмерно активный в сексуальном отношении.
  • ЛИБИДОНАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ

    объект (человек или вещь), с которым связана энергия либидо. См. либидо, объект.
  • МАССА: КОНСТИТУЦИЯ ЛИБИДИНОЗНАЯ

    либидинозная конституция массы, либидозная конституция массы) - согласно З. Фрейду - "первичная масса", имеющая вождя и не обладающая качествами индивида, - какое-то количество индивидов, кои с