ВАЛИДНОСТЬ

Найдено 27 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Валидность
см. Валидность теста, Валидность эксперимента

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Валидность (Validity)
степень, в которой тест измеряет то, что он должен измерять.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002

Валидность
(validity) — обоснованность выводов, получаемых в исследовании.

Источник: Миллер С. Психология развития, методы исследования. 2002

Валидность
Заключение валидно, если оно всегда истинно при условии истинности посылок.

Источник: Халперн Д. Психология критического мышления, 2000

Валидность
(Validity) – степень, в которой тест измеряет то, для измерения чего он предназначен.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

Валидность
Validity). Понятие, обозначающее, что тест измеряет то, для чего он предназначен.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Валидность
Показывает, измеряет ли оценка (например, тест) именно то, что вы хотите измерить.

Источник: Халперн Д. Психология критического мышления, 2000

Валидность
достоверность) свидетельствует о степени правильности, истинности представленных данных, призванных подтвердить гипотезу.

Источник: Семечкин Н.И. Социальная психология. ч.2. 2003

Валидность
степень, в которой результаты исследования, системы измерений или статистики являются точными или представляют то, что были предназначены представлять.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

Валидность
validity). В общем смысле — степень действительного измерения X, а не Y, при измерении X (т. е. при валидном измерении интеллекта измеряется интеллект, а не что-то другое).

Источник: Гудвин Дж. Исследование в психологии методы и планирование. 2004

ВАЛИДНОСТЬ
англ. valid - пригодный) - качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ВАЛИДНОСТЬ
от англ. valid - пригодный) - комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Валидность
validity) - точность результатов теста или исследовательской работы; то есть тот предел, до которого тест или исследование в действительности измеряет или показывает то, что надо измерить и показать.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

ВАЛИДНОСТЬ
комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика

Валидность
адекватность и действенность теста, важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также - насколько тест отражает то свойство, для диагностики которого он предназначен.

Источник: Словарь по психогенетике

ВАЛИДНОСТЬ
от латинского validus – «сильный, крепкий» – один из важнейших критериев оценки тестовых результатов, свидетельствующий о доброкачественности и точности измерения изучаемого свойства или качества. Наряду с достоверностью, объективностью, репрезентативностью, надежностью и эффективностью выступает инструментом адекватной интерпретации результатов, полученных после его применения по отношению к цели тестирования, содержанию диагностируемого качества и практического применения полученных результатов.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

Валидность
(англ.valid - действительный, пригодный, имеющий силу) - комплексная характеристика психологической методики, включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним. Это «...понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» (А. Анастази, 1974). Это комплекс сведений о том, относительно каких групп психологических свойств личности могут быть сделаны выводы, а также о степени их обоснованности на основании конкретных тестовых оценок или других форм оценивания (Standards for Educational and Psycholoqical Теsts, 1974.).

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

Валидность
лат. validus - крепкий, здоровый) - надежность в плане соответствия истине, действительности, правилам, нормам. Например, валидность теста есть его способность выявлять то, на что он расчитан. В области тестов и измерений разработано немалое число процедур оценки валидности инструментов тестирования. Например, валидность априорная (предварительная, интуитивная оценка содержательной валидности теста), валидность содержательная (степень соответствия формулировок теста той теории, на которой он основан), валидность выборки (вариация содержательной валидности, основана на оценке степени, в которое то, что измеряется, представлено в вопросах теста, валидность прогностическая (способность теста выявлять данные, позволяющие предсказать какие-либо последствия данного расстройства, например, суицида при депрессии). И др.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ВАЛИДНОСТЬ
1. Общее и свободное значение – свойство истинности, правильности, соответствия реальности. Это значение распространено в обычном языке, но, как правило, не оно имеется в виду в специальной литературе. 2. В логике – свойство аргумента или заключения, которое считается валидным, потому что оно соответствует определенным логическим принципам. Основное положение здесь то, что должен быть правильным сам процесс рассуждения; аргумент может обладать валидностью в этом смысле и не соответствовать действительности, но ошибка в этом случае будет заключаться в допущениях, а не в процессе рассуждения. См. логика. 3. В тестировании – свойство любого измерительного инструмента, прибора или теста, при котором он измеряет то, что предназначен измерять. Валидность здесь – не простое понятие, и это не просто свойство "либо – либо" как в значении 2 и в некоторой степени в значении 1. В области тестов и измерений было разработано большое число процедур оценки валидности инструментов тестирования, наиболее широко используемые указаны ниже.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ВАЛИДНОСТЬ
от англ. valid — пригодный) — совпадение, мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям, соотнесение их с жизненными показателями. Количественная оценка В. осуществляется обычно с помощью коэффициента корреляции. В инженерной психологии понятие В. применяется для оценки качества измерения (В. измерения) или теста (В. теста). В. измерения — соответствие процедуры измерения тому, что должно быть измерено. Напр., В. методики регистрации кожногальванического рефлекса (КГР) как индикатора эмоционального возбуждения может быть оценена с помощью корреляции показателей КГР и субъективных оценок эмоционального состояния. В. теста — его адекватность и действенность, важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения оцениваемого свойства, а также то, что он должен оценивать. Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество (свойство), ради измерения которого он создавался. В. теста определяется корреляцией его результатов с другими критериями измеряемого свойства. Напр., В. теста способностей определяется корреляцией результатов по тесту с успешностью выполнения соответствующей деятельности. Понятие В. теста относится не только к тесту, но и к критерию его качества. Чем больше коэффициент корреляции теста с критерием, тем выше В. Развитие факторного анализа позволило создавать тесты, валидные по отношению к идентифицируемому фактору. Только проверенные на В. тесты могут использоваться в профориентации, профотборе, в научных исследованиях.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ВАЛИДНОСТЬ
от англ. valid – действительный, пригодный, действенный) – критерий качества конфликтологического исследования, степень соответствия его результатов целям, достоверность и глубина выводов. Различают два вида В.: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя В. показывает, насколько удалось объективно, точно оценить именно то, что ставилось как цель исследования. Напр., конфликтологу необходимо сравнить частоту конфликтов в течение года в разных отделах организации. Для этого он опрашивает сотрудников организации, задавая им вопрос: «Как часто в вашем коллективе происходили конфликты в течение последнего года?». Такое исследование обладает низкой внутренней В., т. к. оценивается не реальная частота конфликтов, а мнение сотрудников о ней. Внешняя В. показывает, насколько корректно распространять выводы, полученные в результате исследования, на др. ситуации, конфликты, т. е. насколько результаты будут справедливы вне рамок данного исследования. Напр., эмпирическое исследование показало, что 78 % конфликтов в офицерском коллективе происходит в звене «начальник-подчиненный». Методика изучения обеспечила высокую внутреннюю В. выводов. Однако внешняя В. этих результатов мала, т. к. отношения между офицерами строго регламентированы и распространение данного вывода на заводские, научные и т. п. коллективы неправомерно. При проведении эмпирического конфликтологического исследования необходимо обеспечивать максимально возможную В. на этапе его подготовки, контролировать В. в процессе изучения, тщательно объяснять полученные данные и обосновывать выводы на завершающем этапе работы.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ВАЛИДНОСТЬ
1. В общем случае свойство чего-либо быть правильным, верным, соответствующим чему-либо другому. 2. Свойство психологического теста измерять (оценивать) именно то, для чего он предназначен. Если, например, некоторый психологический тест или психодиагностическая методика предназначена для изучения какой-либо черты личности человека, на самом деле измеряет (оценивает) совсем другую черту личности данного человека или вообще не оценивает никакой черты личности, то соответствующая методика не является валидной. В. – одно из главных методологических требований, предъявляемых к психологическим тестам и другим методам изучения психических явлений. Существуют множество разновидностей В., выделяемых и рассматриваемых обычно тогда, когда сама В. выступает как предмет специального теоретического или методологического исследования. Это априорная В., сопутствующая В., конгруэнтная В., консенсусная В., конструктивная В., критериальная В., содержательная В., В. по определению, дифференциальная В., эмпирическая В., факториальная В., внутренняя В., внешняя В., теоретическая В. и ряд других. Не существует единого мнения о том, как правильно называть разные виды В., и каким видам В. методика должна соответствовать. В практике проверку методики на валидность обычно производят только по одному или двум видам валидности, например теоретической и практической. Считается, что если психодиагностическая методика является теоретически или практически невалидной, то ею нельзя пользоваться в научных и прикладных исследованиях. См. валидность априорная, валидность внешняя, валидность внутренняя (валидность интернальная), валидность дифференциальная, валидность инкриментальная (валидность возрастающая, валидность изменяющаяся), валидность когруэнтная, валидность консенсусная, валидность конструктивная, валидность критериальная, валидность номологическая, валидность по определению, валидность практическая, валидность синтетическая, валидность содержательная, валидность соответствующая природе измеряемого свойства, валидность сопутствующая (валидность одновременная), валидность теоретическая, валидность факториальная (валидность факторная), валидность экологическая, валидность эмпирическая.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ВАЛИДНОСТЬ
одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно.
Проблема валидности возникает в ходе разработки и практического применения теста или методики, когда требуется установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Валидность указывает, что именно тест или методика измеряет и насколько хорошо это делает; чем они валиднее, тем лучше отображается в них то качество (свойство), ради измерения коего они создавались. Количественно валидность может выражаться через корреляции результатов, полученных с помощью теста или методики, с другими показателями, - например, с успешностью выполнения соответственной деятельности. Валидность можно обосновать разными путями, чаще всего - комплексно. Применяются также дополнительные понятия валидности концептуальной, критериальной, конструктивной, и прочие виды валидности - со своими способами установления их уровня. Требование валидности весьма важно, и многие нарекания в адрес тестов или иных психодиагностических методик связаны с сомнительностью их валидности. Например, валидность измерения интеллекта зависит:
1) от определения понятия интеллекта, являющего ту или иную концепцию этого феномена;
2) от состава тестовых заданий, разрабатываемых согласно этой концепции;
3) от эмпирических критериев. Разные концепции требуют различного состава заданий, поэтому важен вопрос валидности концептуальной. Чем больше задания соответствуют данной авторской концепции интеллекта, тем увереннее можно говорить о валидности концептуальной теста. Корреляция теста с эмпирическим критерием указывает на его возможную валидность по отношению к данному критерию. Определение валидности теста всегда требует постановки дополнительных вопросов: валидность для чего? для какой цели? по какому критерию? Итак, понятие валидности относится не только к тесту, но и к критерию оценки его качества. Чем выше коэффициент корреляции теста с критерием, тем выше валидность. Развитие анализа факторного позволило создавать тесты, валидные по отношению к идентифицируемому фактору. Только проверенные на валидность тесты можно использовать в ориентации профессиональной, отборе профессиональном, в исследованиях научных.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

валидность

(от англ. valid – пригодный) – комплексная характеристика теста, включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности исследуемой по отношению к ней диагностической процедуры; один из основных критериев качества теста, понятие, указывающее нам, 1 – что тест измеряет и 2 – насколько хорошо он это делает.
· дифференциальная . (differential validiti) – один из компонентов прогностической валидности, отражающий способностью методики дифференцировать испытуемых по отдельным областям проявления исследуемых свойств.
· инкрементная . (incremental validiti) – один из компонентов прогностической валидности, отражающий практическую ценность методики при проведении отбора.
· конкурентная . (concurrent validiti) – характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике; измеряется корреляцией результатов данного теста с измерениями при помощи других тестов, предназначенных для измерения той же самой переменной.
· конструктная . (construct validiti) – один из основных типов валидности, отражающий степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста; чем больше результаты теста соответствуют теоретической гипотезе о природе измеряемой переменной, тем выше конструктная валидность теста.
· очевидная . (face validiti) – представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого или другого лица, не располагающего специальными сведениями о характере использования и целях методики. Чем более тест выглядит измеряющим то, для измерения чего он предназначен, тем выше его очевидная валидность.
· прогностическая . (predictive validiti) – информация о тесте, характеризующая степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после измерения; чем лучше тест может прогнозировать критерий, тем выше его прогностическая валидность.
· содержательная . (content validiti) – один из основных типов валидности, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста по отношению к измеряемой области психических свойств.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Валидность
Степень нашей уверенности в том, что тест, измерение или эксперимент действительно выполняет ту функцию, для которой они предназначены. Этот весьма общий термин по-разному используется в психологии. В процессе эксперимента мы можем оценить: 1. Внутреннюю валидность: действительно ли наблюдаемый эффект является следствием экспериментальной манипуляции? В экспериментах Милгрэма о повиновении авторитету сделанные выводы не могли бы считаться валидными, если бы участники не верили в то, что они действительно получают удар электрическим током. 2. Внешнюю валидность: даже если эксперимент удался, его результаты могут быть неприменимы к другим людям и в других ситуациях. Эксперименты в области социальной психологии часто подвергаются критике, так как они опираются на опыты с американскими студентами-добровольцами и используют лабораторные методы в ходе исследования (см. также Экологическая достоверность). При определении валидности теста или измерения мы пользуемся одним из ряда следующих критериев: 1. Очевидная валидность: действительно ли тест измеряет то, для чего он предназначен? К примеру, тест на умственное развитие может выглядеть именно так, как предполагается для тестов подобного рода (высокая степень очевидной валидности), или быть замаскированным под что-то еще (низкая степень очевидной валидности). 2. Содержательная валидность: в какой мере тест отражает интересующую область исследований? Экзаменационные документы подвергаются тщательной проверке, чтобы убедиться, что вопросы соответствуют навыкам и знаниям студентов того или иного курса. 3. Конкурентная (совпадающая) валидность: достоверность теста можно проверить, сопоставив его с уже существующими методами измерения. К примеру, новый тест на умственное развитие можно сравнить с другим тестом, валидность которого уже известна и доказана. Если показатели участников при испытании нового теста совпадают с показателями при проведении другого теста, то новый тест тоже обладает валидностью. 4. Прогностическая валидность: можно ли на основе теста предсказывать или рассчитывать показатели по другому критерию? Тесты, используемые с целью отбора, должны обладать хорошей прогностической валидностью. 5. Конструктная валидность: используется ли тест для адекватного измерения теоретического конструкта — т. е. действительно ли тест на умственное развитие определяет коэффициент умственного развития? Если это так, то тест должен обладать особенностями, позволяющими участникам выполнять его в соответствии с их уровнем интеллектуального развития.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ВАЛИДНОСТЬ
validity)—достоверность (или степень достоверности) вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента. “В.”—центральное понятие словаря экспериментатора: оно объединяет основные цели исследования с идеальными эталонами их достижения и реальными процедурами проведения экспериментах
Глобальной целью любого экспериментального исследования является обобщение полученных результатов  и вывода об экспериментальной гипотезе. Однако полное достижение этой цели возможно лишь в мысленном, безупречном эксперименте, невыполнимом на практике. Реальный эксперимент в той или иной мере репрезентирует (представляет) безупречный, и чем лучше эта репрезентативность, тем выше В. эксперимента. Таким образом, повышение В., т. е. планирование проведения эксперимента в соответствии с его безупречным образцом, является конкретной задачей исследователя, успешность решения которой зависит, во-первых, от характера, реальных условий и, во-вторых, от адекватности выбора средств. Так, источники нарушения В., (прежде всего, ненадежность и смешение) отдаляют реальный эксперимент от безупречного, а способы их контроля, позволяют приблизиться к нему, т. е. обеспечить высокую В. для обобщения экспериментальных результатов. В. полученных данных можно оценить статистически: например, В. теста (в корреляционном исследовании) определяется степенью корреляции результатов его .выполнения с изучаемым видом деятельности испытуемых.
В соответствии с различными  типами безупречного эксперимента различают внутреннюю и внешнюю В.:
— внутренняя В. — достоверность выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами идеального бесконечного экспериментов. Повышение внутренней В. связано с устранением результатов действия побочных переменных и с усреднением их изменчивости и нестабильности. Внутренняя В. — первое и необходимое требование к экспериментальным выводам: эксперимент, не обладающий внутренней В., названы автором просто неудачным,
— внешняя В. — достоверность  выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами эксперимента полного соответствия. Повышение внешней В. обеспечивается достижением соответствия уровней дополнительных переменных в эксперименте уровням этих переменных в изучаемой реальности. Эксперимент, не обладающий внешней В., является неверным, не соответствующим поставленной гипотезе (но, быть может, пригодным для проверки, другой гипотезы).
Следует отметить, что любую переменную (фактор), отличную от независимой, также оказывающую влияние на зависимую переменную, автор называет просто “ other ” - другая. При переводе для обозначения таких переменных используются два разных термина: “побочная” - применительно к переменной, нарушающей внутреннюю В., и “дополнительная” - переменная, уровень которой входит в экспериментальную гипотезу и должен быть адекватно представлен с целью достижения внешней В. Иногда одни и те же факторы могут выступать в эксперименте и как побочные (нарушающие внутреннюю В.), и как дополнительные (влияющие на внешнюю В.). Устранение и унификация побочных факторов, повышающая внутреннюю В., может приводить к несоответствию уровней дополнительных переменных, что снижает внешнюю В. (см. Соответствие).
-операциональная В.—разновидность внешней В. для лабораторного эксперимента; соответствие (или степень соответствия) применяемых методических процедур тем теоретическим понятиям, которые входят в экспериментальную гипотезу.

Источник: Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента

ВАЛИДНОСТЬ
(англ. valid — действительный, пригодный, имеющий силу) — комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.
В наиболее простой и общей формулировке В. теста это «...понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» (А. Анастази, 1982). В стандартных требованиях к педагогическим и психологическим тестам (Stan-darts..., 1974)
В. определяется как комплекс сведений о том, относительно каких групп психологических свойств личности могут быть сделаны выводы, а также о степени их обоснованности на основании конкретных тестовых оценок или других форм оценивания.
В психологической диагностике В.— обязательная и наиболее важная часть информации о методике, включающая (наряду с указанными выше) данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными из
различных источников (теоретические ожидания, наблюдение, экспертные оценки, результаты других методик, достоверность которых установлена и т. д.), суждение об обоснованности прогноза развития исследуемого качества, связь изучаемой области
поведения или особенности личности с определенными психологическими конструктами. В. описывает также конкретную направленность методики (контингент испытуемых по возрасту, уровню образования, социально-культурной принадлежности и т. д.) и
степень обоснованности выводов в конкретных условиях использования теста. В совокупности сведений, характеризующих В. теста, содержится информация об адекватности применяемой модели деятельности с т. з. отражения в ней изучаемой психологической
особенности, о степени однородности заданий (субтестов), включенных в тест, их сопоставимости при количественной оценке результатов теста в целом.
Важнейшая составляющая В.— определение области изучаемых свойств — имеет ведущее теоретическое и практическое значение при выборе методики исследования и интерпретации ее данных. Содержащаяся в названии теста информация, как правило, недостаточна
для суждения о сфере его применения. Это лишь обозначение, «имя» конкретной процедуры исследования. В качестве примера можно привести широко известную в различных областях психологии корректурную пробу. Область изучаемых свойств личности включает
устойчивость и концентрацию внимания, психомоторную подвижность. Данная методика в достаточной степени позволяет получать оценки выраженности этих психологических качеств у испытуемого, хорошо согласуется с другими показателями, полученными
различными методами и, следовательно, обладает высокой В. Наряду с этим результаты выполнения корректурной пробы подвержены влиянию большого количества других факторов (нейродинамические особенности, характеристики кратковременной и оперативной
памяти, индивидуальная переносимость монотонии, развитие навыка чтения, особенности зрения и т. д.), по отношению к которым методика не является специфичной. В случае применения корректурной пробы для их измерения В. будет невелика или сомнительна.
Таким образом, очерчивая сферу применения методики, В. отражает и уровень обоснованности результатов измерения. Очевидно, что при небольшом количестве сопутствующих факторов, влияющих на результат исследования, а значит, при их незначительном
воздействии на результат теста достоверность тестовых оценок будет выше. Еще в большей степени достоверность данных теста определяется набором измеряемых свойств, их значимостью для осуществления диагностируемой сложной деятельности, полнотой
и существенностью отражения в материале теста предмета измерения. Так, для удовлетворения требованиям В. диагностическая методика, предназначенная для профотбора, должна включать анализ широкого круга нередко различных по своей природе показателей,
наиболее важных для достижения успеха в данной профессии (уровень внимания, особенности памяти, психомоторика, эмоциональная устойчивость, интересы, склонности и т. д.).
Как видно из вышеизложенного, в понятие В. входит большое количество самой разнообразной информации о тесте. Различные категории этих сведений и способы их получения образуют типы В.
Диагностическая (конкурентная) В. отражает способность теста дифференцировать испытуемых по изучаемому признаку. Анализ диагностической В. имеет отношение к установлению соответствия показателей теста реальному состоянию психологических особенностей
испытуемого в момент обследования (см. ВАЛИДНОСТЬ ТЕКУЩАЯ). Примером определения этого типа В. может быть исследование по методу контрастных групп. Проведение теста интеллекта у нормально развивающихся детей и их сверстников с нарушениями
в интеллектуальном развитии может выявить глубокие количественные и качественные различия в выполнении заданий сравниваемыми группами. Степень надежности дифференциации детей первой и второй групп по данным теста будет характеристикой диагностической
В. оценки умственного развития, получаемой с помощью данной методики.
Сведения, характеризующие степень обоснованности и статистической надежности развития исследуемой психологической особенности в будущем, составляют валидность прогностическую методики. Заключение об этом типе В. может быть получено, напр., путем
сравнения тестовых оценок в одной и той же группе испытуемых спустя определенное время. Основой прогностической В. является определение того, насколько важен исследуемый признак с т. з. деятельности испытуемого в будущем с учетом закономерно
изменяющихся обстоятельств, перехода на другой уровень развития.
Большинство методик, особенно тестов способностей и интеллекта, исследуются на предмет диагностической и прогностической В. Два этих типа В. нередко объединяются в понятии валидности эмпирической. Здесь подчеркивается общность подхода к их определению,
который осуществляется путем статистического коррелирования баллов (оценок) по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве ва-лидизации критерия (см. ВАЛИДНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНАЯ). Критерий В, выступает в качестве меры, показателя
исследуемых психологических особенностей. Так, тесты специальных способностей проверяются путем сопоставления с результатами обучения по другим предметам, достижениями в музыке, рисовании и т. д. Тесты общих интеллектуальных способностей валидизируются
сравнением с еще более широкими характеристиками школьных достижений (общей успеваемостью, овладением сложными системами знаний и навыков). Критерий В. является независимым от теста показателем, обладающим непосредственной ценностью для определенных
областей практики. Напр., в области педагогической психологии — это «успеваемость», психологии труда —«производительность», медицинской психологии — «состояние здоровья» и т. д. В качестве непосредственных критериев часто используются экспертные
оценки и характеристики, данные педагогами, сотрудниками, руководителями лицам, обследованным с помощью валидизируемого теста.
Во многих случаях бывает сложно или невозможно подобрать адекватный критерий валидизации. При этом особую важность приобретает комплекс характеристик, входящих в тип теоретической В. При разработке и использовании теста может быть сформулирован
ряд гипотез о том, как будет коррелировать исследуемый тест с другим тестом, измеряющим родственные или противоположные психологические характеристики испытуемых. Эти гипотезы выдвигаются на основании теоретических представлений об измеряемых
свойствах как о психологическом конструкте. Подтверждение гипотез свидетельствует о теоретической обоснованности методики, т. е. о степени ее конструктной валидности. Этот тип В. является наиболее сложным и комплексным. Для подтверждения соответствия
получаемых с помощью теста результатов теоретическим ожиданиям и закономерностям используется саман различная информация, в том числе и относящаяся к другим типам В.
Валидность содержательная (внутренняя, логическая) — комплекс сведений о репрезентативности заданий теста по отношению к измеряемым свойствам и особенностям. Одним из основных требований при валидизации методики в этом направлении является отражение
в содержании теста ключевых сторон изучаемого психологического феномена. Если область поведения или способность очень сложна, то содержательная В. требует представления в заданиях теста всех важнейших составных элементов исследуемого явления.
Так, при разработке теста «вербального интеллекта» необходимо ввести группы заданий (субтестов) для проверки довольно разнородных по своему операциональному составу навыков письма и чтения.
Наряду с перечисленными основными типами В. (содержательной, критериальной н конструктной) на практике выделяют факторную, перекрестную (конвергентную) и дискриминантную В. (см. ВАЛИДНОСТЬ КОНСТРУКТНАЯ).
Классификация типов В. в достаточной мере условна, так как нередко для различных критериев В. применяются общие методы определения, а с другой стороны, одни и те же исходные данные могут интерпретироваться с т. з. различных типов В.
В психологической диагностике не существует универсального подхода к характеристике В. Для валидизации каждого вида психодиагностических процедур и отдельных тестов могут применяться различные типы В. Сведения, входящие в комплекс В., можно оценить
качественно и количественно (при помощи коэффициента валидности), нередко их можно описать. Однако силу сложности, комплексности, ситуативности го отношению к конкретным условиям применения методики В. в целом невозможно измерить, о ней можно
лишь судить.
Реальная В. раскрывается только в результате накопления значительного опыта работы с тестами. Получение новых, расширенных сведений о В. может радикально изменить представление о сфере приложения и эффективности методики. Так, некоторые методики,
разработанные для диагностики вербальных сторон интеллекта, с достаточной В. отражают лишь уровень осведомленности. Сфера применения теста в ходе его длительной валидизации может быть, напротив, расширена. В качестве примера можно привести
Равена прогрессивные матрицы, которые были разработаны для изучения определенных сторон перцептивной деятельности, однако оказались в значительной степени насыщены фактором, общим для тестов интеллекта (см. ФАКТОР «G»).
Реальная В. ряда психодиагностических методик, особенно тестов интеллекта, достижений в обучении, профессиональной пригодности, опросников личностных изменяется со временем. Это объясняется устареванием возрастных статистических норм, изменением
социальных норм и образцов поведения, методов обучения и содержания заданий, требований к профессиям. Это обстоятельство требует периодического контроля В. методик.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
257.79 кб

Валидность и надёжность методики «Конфликтные ситуации в спорте»

Петров Сергей Иванович
В данной статье описан процесс создания, разработки и валидизации методики «Конфликтные ситуации в спорте», направленной на комплексное исследование характера реагирования спортсменов на конфликтные ситуации, возникающие в ходе их
Читать PDF
103.28 кб

Валидность измерения одиночества

Фаррахов А. Ф.
Статья посвящена вопросу валидности измерения одиночества. Автор делает обзор различных критериев определения и измерения одиночества применительно к собственному исследованию.
Читать PDF
70.43 кб

Валидность личностного опросника нравственной надежности специалиста

Стрижов Е. Ю.
Рассматривается степень валидности разработанной автором методики психодиагностики нравственной надежности личности.
Читать PDF
802.17 кб

Прогностическая валидность центра оценки: метаанализ

Хермелин Иран , Лайвенс Филип , Робертсон Айвен
Данное метааналитическое исследование посвящено оценке прогностической критериальной валидности Центров оценки. Его цель обновить ранее полученные исследовательские данные о валидности Центров оценки.
Читать PDF
761.85 кб

Стоит ли игра свеч: валидность Центров оценки

Куприянов Евгений Андреевич
В статье анализируется текущее состояние исследований по вопросам валидности Центров оценки одного из наиболее популярных методов оценки персонала. Метааналитические исследования дают различные показатели валидности от 0.28 до 0.
Читать PDF
439.01 кб

Те же люди, другое время: валидность и надежность Центров оценки, динамика развития оцененных компет

Попов Алексей Юрьевич, Лурье Евгений Валентинович
В статье приводится обзор количественных исследований валидности Центров оценки (ЦО), особое внимание уделяется прогностической валидности.
Читать PDF
438.81 кб

Конструктная валидность единой теории принятия и использования технологии в российских условиях

Благов Евгений Юрьевич, Боголюбов Павел Петрович
В статье проведена проверка модели «единой теории принятия и использования технологии» на конструктную валидность. На примере корпоративных систем Web 2.
Читать PDF
1.56 мб

Критериальная валидность опросника «Учебная активность младших школьников»

Краснов Алексей Витальевич
Статья представляет собой описание результатов проверки опросника «Учебная активность младших школьников», разработанного А.В. Красновым, на текущую критериальную валидность.
Читать PDF
651.07 кб

Факторная и структурная валидность методики ТЭИ (тест эмоционального интеллекта)

Сергиенко Елена Алексеевна, Хлевная Елена Анатольевна, Ветрова Ирина Игоревна, Киселёва Татьяна Сергеевна
Статья посвящена созданию надежного инструментария диагностики уровня развития эмоционального интеллекта (ЭИ) и введению его в отечественную психологическую практику на базе модели эмоционального интеллекта как способности П.
Читать PDF
120.39 кб

Надежность и валидность русскоязычной версии шкалы DS14 у больных ишемической болезнью сердца

Пушкарев Г.С., Кузнецов В.А., Ярославская Е.И., Бессонов И.С.
Цель. Цель исследования заключалась в оценке факторной, конструктной валидности, а также надежности русскоязычной версии шкалы DS14 у больных ишемической болезнью сердца (ИБС). Материал и методы.
Читать PDF
1.23 мб

Русская версия опросника Освестри: культурная адаптация и валидность

Черепанов Евгений Аркадьевич
Цель исследования. Языковая культурная адаптация русского опросника Освестри версии 2.1а. Материал и методы.
Читать PDF
121.08 кб

Надежность и факториальная валидность русской версии 20-пунктовой Торонтской шкалы алекситимии

Тэйлор Грэм Дж, Квилти Лена К., Бэгби Майкл , Старостина Елена Георгиевна, Боголюбова Ольга Николаевна, Смыкало Любовь Владимировна, Скочилов Роман Владимирович, Бобров Алексей Евгеньевич
Цель исследования заключалась в оценке надежности и факториальной валидности русского перевода 20-пунктовой Торонтской шкалы алекситимии (ТAS-20-R) в выборке из 904 студентов вузов.
Читать PDF
498.66 кб

Эффективность и валидность русскоязычного Вопросника по оценке респираторного здоровья и Вопросника

Астафьева Наталья Григорьевна, Кобзев Денис Юрьевич, Наумова Ольга Сергеевна
Читать PDF
9.85 мб

Надежность, валидность и чувствительность русских версий опросников PedsQL Generic Core Scale и Peds

Денисова Рина Валериановна, Алексеева Е. И., Альбицкий В. Ю., Винярская И. В., Валиева С. И., Бзарова Т. М., Лисицин А. О., Гудкова Е. Ю.
В статье представлены результаты оценки психометрических свойств русских версий опросников PedsQL Rheumatology Module (PedsQL RM) и PedsQL Generic Core Scale (PedsQL GCS) при определении качества жизни детей в возрасте 5-18 лет, с
Читать PDF
475.49 кб

Валидность шкал Apache II, Apache III, saps 2, saps 3 и SOFA у акушерских больных с сепсисом

Заболотских Игорь Борисович, Мусаева Т. С., Денисова Е. А.
Цель исследования — оценить эффективность шкал тяжести состояния (APACHE II, APACHE III, SAPS 2, SAPS 3, SOFA) у акушерских больных с тяжелым сепсисом. Материал и методы.

Похожие термины:

  • АПРИОРНАЯ ВАЛИДНОСТЬ

    См. валидность априорная.
  • ВАЛИДНОСТЬ, ЧЕРТЫ

    См. валидность, черты.
  • ВАЛИДНОСТЬ, ДЕФИНИЦИОННАЯ

    лат. definitio – определение) – валидность, представленная тем фактом, что пункты, в него входящие, по определению являются отражающими измеряемые аспекты.
  • ВАЛИДНОСТЬ, ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ

    См. валидность, дифференциальная.
  • ВАЛИДНОСТЬ, КОНВЕРГЕНТНАЯ и ДИСКРИМИНАНТНАЯ

    Степень, в которой любой определенный инструмент тестирования обладает валидностью, будет отражать, в какой мере значения, полученные по этому тесту (а) коррелируют с факторами, с которыми в принц
  • ДИСКРИМИНАНТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ

    См. конвергентная и дискриминантная валидность.
  • ВАЛИДНОСТЬ ВНЕШНЯЯ

    См. валидность, внешняя.
  • Дивергентная валидность

    Divergent validity). Степень, в которой тест не измеряет тот конструкт, для измерения которого он не предназначен.
  • Экологическая валидность

    ecological validity). Рассматривается при изучении психологических феноменов повседневной жизни (например, способность запомнить место, где оставлены ключи).
  • Валидность эксперимента

    пригодность, понимаемая как соответствие целей, методов и результатов. Степень приближения данного эксперимента к бесконечному безупречному эксперименту.
  • валидность эксперимента внешняя

    критерий качества эксперимента, в зависимости от которого выводы об определенной тенденции, закономерности развития конкретных психических явлений, личностей, видов деятельности и т.д. могут бы
  • валидность эксперимента внутренняя

    критерий качества эксперимента, используемый при выяснении степени достоверности выявленной в результате эксперимента тенденции, закономерности, характерной для данной единицы множества или д
  • ВАЛИДНОСТЬ ЭМПИРИЧЕСКАЯ

    См. валидность, эмпирическая.
  • ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА ФАКТОРНАЯ

    характеристика теста, выражающая корреляцию между данным тестом и каждым из выбранных факторов контроля знаний, умений и навыков.
  • ВАЛИДНОСТЬ, ФАКТОРНАЯ

    Вид конструктной валидности, при кото-рои некоторые тесты, которые предназначены для измерения одних и тех же основных черт или конструктов, подвергаются факторному анализу, чтобы определить, име
  • Индивидуальная валидность

    individual-subject validity). Степень соответствия общих результатов исследования поведению отдельных участников.
  • ВАЛИДНОСТЬ, ИНКРЕМЕНТНАЯ

    См. валидность, инкрементная.
  • ВАЛИДНОСТЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ

    понимается как обоснование с позиции соответствия авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий теста авторской концепции этих свойств.
  • ВАЛИДНОСТЬ, КОНГРУЭНТНАЯ

    валидность нового теста, которая определяется путем коррелирования получаемых с его помощью показателей с показателями другого, уже валидного, теста. См. валидность.
  • ВАЛИДНОСТЬ, КОНСЕНСУАЛЬНАЯ

    См. валидность, консенсуальная.