СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Найдено 33 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Социализация
Socialization) — Непрерывный процесс передачи ключевых элементов культуры организации ее сотрудникам.

Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000

Социализация
Socialization) —процесс, посредством которого культура преподает людям свои убеждения, обычаи, привычки и язык.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002

Социализация
(Socialization) – процесс, посредством которого приверженцам конкретной культуры передаются верования, традиции, обычаи и язык.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

социализация
[socialization] Начинающийся в раннем детстве процесс развития качеств и приобретения навыков, необходимых для эффективного функционирования в обществе.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

Социализация
процесс усвоения индивидом (группой) образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Социализация
в организационной психологии процесс, в ходе которого новые члены какой-либо группы воспринимают установки, ценности и нормы, необходимые для их принятия в группу.

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

Социализация
от лат. socialis - общественный) - исторически обус¬ловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и ре¬зультат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Источник: Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. 2003

социализация
[socialization] Начинающееся в раннем детстве развитие и приобретение знаний и навыков, необходимых для эффективного социального функционирования в определенной культуре. См. также: инкультурация.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

Социализация
это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание).

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Социализация
это процесс, в значительной мере являющийся результатом того, что детское подражание (имитация) получает подкрепление в любом случае, вне зависимости от того, специально подкрепляется поведение ребенка или нет.

Источник: Семечкин Н.И. Социальная психология. ч.2. 2003

Социализация
процесс, в ходе которого мы учим и усваиваем правила и паттерны поведения, обусловленные культурой. Этот процесс, который происходит в течение длительного периода времени, включает обучение и овладение социальными и культурными нормами, установками и системами представлений.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

Социализация
следование поведению, которое соответствует социальным нормам, ценностям, но они не приняты индивидом как убеждения. Ср. ситуацию в повести В. Короленко «Без языка», когда персонаж-иммигрант привыкает к американскому образу жизни, но не принимает его душой. Ср. интернализация.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
усвоение человеком духовных ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, группе. Социализация происходит как в результате стихийного воздействия на человека всех факторов общественного бытия, так и под влиянием специально создаваемых социальных условий.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
(лат. socialis — общественный) Процесс активного усвоения индивидом социального опыта, социальных связей и отношений, сложившихся в обществе. В результате успешной социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения и формы поведения, необходимые для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка – переход от эгоцентрической позиции к объективной (по Пиаже).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Социализация
Осуществляющийся на протяжении всей жизни процесс воздействия на индивидуум со стороны общества, в результате которого человек накапливает социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях, становится личностью. Особенно активно С. протекает в периодах детства и юности под влиянием семьи, систем образования и воспитания, средств массовой информации и др.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Социализация
Процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Хотя термин «социализация» обозначает процесс, продолжающийся в течение всей жизни (люди постоянно учатся и улучшают свои навыки), он чаще используется применительно к периодам детства и юности.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Социализация
лат. socialis – общественный) – 1. вообще – жизненный опыт (знания, навыки, ценности и др.), приобретение которого позволяет индивиду интегрироваться в общество и адаптироваться к требованиям социальной среды; 2. процесс усвоения ребенком норм, ценностей общества и собственных социальных ролей; 3. в психиатрии – процесс восстановления способностей к социальной интеграции, утраченных в силу психического расстройства. Синонимы: Ресоциализация, Социальная реадаптация.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
введение человека в социум, главнейшее назначение воспитания; это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения, по Л.С. Выготскому – присвоение индивидом общественного опыта, всей человеческой культуры через взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений.

Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс становления личности человека. Этот процесс предполагает: усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную проработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. В процессе С. Участвуют и взаимодействуют между собой несколько субъектов: социализант, или собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации; агенты социализации (социализаторы), или непосредственные проводники социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т.п.). (Словарь, с. 268)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

Социализация
Словообразование. Происходит от лат. socialis - общественный.
Категория. Процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, в том числе системы социальных ролей.
Специфика. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Социализация
от лат. socialis - общественный) понятие, имеющее разное содержание в различных научных концепциях.
В психоанализе С. - переход от принципа удовольствия к принципу реальности, формирование защитных механизмов личности, становление эго-аппарата личности, формирование инстанции сверх-Я, следование законам, существующим в обществе.
В теории Ж. Пиаже С. - преодоление эгоцентрических установок, соотнесение своей точки зрения с точкой зрения других.
В теории социального научения С. - переход от гуманоидного (человекоподобного) существования к жизни в качестве полноценного члена общества.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
1. Вообще – процесс, посредством которого индивид приобретает знания, ценности, социальные навыки и социальную чувствительность, которые позволяют ему интегрироваться в общество и вести себя там адаптивно. Строго говоря, это определение в равной степени применимо к людям всех возрастов, и, в очень реальном смысле, социализация – это жизненный опыт. Однако чаще всего этот термин используется относительно процессов, посредством которых ребенку внушаются ценности общества и его собственные социальные роли. 2. Процесс взятия государством под свой контроль услуг, промышленности и других институтов общества для (показной) пользы всех членов. 3. В индустриальной/организационной психологии процесс, посредством которого новый член организации научается адаптироваться к нормам этой организации и ролям, то есть ориентируется. 4. Соответствующие результаты любого из вышеупомянутых процессов.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
1. Процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, усвоения и воспроизводства людьми общественного опыта, в результате чего они становится цивилизованными, культурными людьми-личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека и необходимые ему для нормальной, культурной жизни. 2. В более узком смысле слова: 1). Процесс и результат освоения отдельно взятым человеком доступного и лично ему необходимого социального опыта, становление человека полноценным членом общества или какой-либо социальной группы. К С. в этом смысле слова относится, например, усвоение человеком норм права, морали, культуры человеческих отношений, правил поведения в обществе, различных видов человеческой деятельности и разных форм общения с людьми разнообразных социальных ролей и др. 2). В промышленной и организационной психологии С.-процесс, посредством которого новый член соответствующей социальной организации учится адаптироваться к нормам и ролям этой организации. 3). Результат любого описанного выше процесса. См. группа социальная, индивидуализация, личность, мораль, право, психология организационная, психология промышленная, развитие.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
непрерывный процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В социальную психологию понятие «С.» было введено в 40-50-е гг. ХХ в. А. Бандурой, Дж. Кольманом. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности. С. не заканчивается в период детства и юности, а продолжается в течение всей жизни. Критические ситуации, такие как политические революции, социальные катастрофы, миграции новой культуры, влекут за собой новое познание, а в менее драматических случаях – новый опыт, особенно связанный с принятием той или иной роли в высокоструктурном обществе, тоже влечет за собой дополнительную С. Особенностью С. взрослого населения современной России является его ресоциолизация (в связи со сменой идеологем, ценностных и поведенческих установок и норм жизнедеятельности, т. е. социальной дезориентацией), протекающая в условиях социальной изоляции большинства населения (до 90 %), фрустрации и депривации значительных слоев общества, что в период жесточайшего экономического кризиса чревато социальным взрывом (Л. С. Рубан, 1997).

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Социализация
лат. socialis — общественный] — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом С. Понятие С. было введено в социальную психологию в 40—50-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. В разных научных школах понятие С. получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма — как результат социального взаимодействия, в "гуманистической психологии" — как самоактуализация Я-концепции. Явление С. многоаспектно, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В отечественной психологии проблема С. разрабатывается в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от степени включенности в общественные отношения. На протяжении длительного времени внимание психологов привлекала главным образом С. как воспитание в институциализированных образовательных системах, однако в настоящее время предметом серьезного изучения становятся и процессы, протекающие вне официальных структур, в частности, в неформальных объединениях, в стихийно возникающих группах и т.д. А.В. Петровский

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего - системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности - в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах трудовых и прочих. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания - целенаправленного формирования личности. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации. Понятие введено в психологию социальную в середине XX в.
В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение норм социальных, умений, стереотипов, установок социальных, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.
В разных школах научных понятие социализации получило различную интерпретацию:
1) в необихевиоризме - как социальное научение;
2) в школе интеракционизма символического - как результат социального взаимодействия;
3) в психологии гуманистической - как самоактуализация Я-концепции.
Явление социализации многоаспектно, каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон этого феномена.
В отечественной психологии проблема социализации разрабатывается в рамках диспозиционной концепции регуляции поведения социального, где представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции поведения социального в зависимости от степени включенности в общественные отношения.
Долгое время внимание отечественных психологов привлекала преимущественно социализация как воспитание в институциализованных образовательных системах, но позднее предметом серьезного изучения стали процессы, протекающие вне официальных структур, в частности - в объединениях неформальных, в стихийно возникающих группах и пр.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Социализация
процесс вхождения индивида в социальную среду, в результате которого формируется личность человека и ее социальные установки, соответствующие его социальным ролям. Благодаря процессу С. человек учится существовать в обществе, быть его членом, взаимодействовать с окружающими людьми. Так поддерживается и существование самого общества. Несмотря на то что состав последнего постоянно меняется (люди рождаются и умирают), в ходе С. новым гражданам прививаются общепринятые нормы, идеалы, ценности, что обеспечивает поддержание определенного уровня социальной стабильности.
В современной науке С. понимается как процесс двусторонний: человек усваивает накопленный предыдущими поколениями опыт, однако в собственной активной деятельности, активно включаясь в социальную среду, он воспроизводит систему социальных связей, т. е. получает возможность влиять на окружающую его среду. Именно поэтому можно сказать, что личность — это одновременно и объект и субъект процесса С.
Выделяют четыре психологических механизма С.:
имитация (осознанное копирование определенной социальной модели);
идентификация (усвоение через уподобление себя объекту подражания);
стыд (эмоциональное состояние, возникающее у человека из понимания, что его разоблачили);
вина (чувство, основанное не на страхе разоблачения, а на терзаниях совести). В ходе С. общество воздействует на
личность, по большей части — опосредованно, через те реальные социальные группы, в которые человек оказывается включенным в течение своей жизни. Такие группы, выступающие своеобразными трансляторами социального опыта, получили название «институтов С.». Важнейший среди них — семья. Она не только передает ребенку определенные духовные и материальные ценности, но и некий проект С., осознанно или неосознанно разработанный родителями.
Не менее значимый институт — неформальная группа, в частности детская, влияние которой на ценности ребенка прослеживается не только в подростковом, но и в старшем дошкольном возрасте.
К институтам С. относятся также и формальные группы (группа в детском саду, школьный класс, трудовой коллектив и т. д.). Еще один такой институт, значение которого возрастает в современном мире, — средства массовой информации, способные эффективно внедрять в сознание людей одни и те же нормы, ценности, модели поведения, стереотипы.
Довольно спорным вопросом остается вопрос о стадиях С. Например, согласно психоаналитической (см. Психоанализ) точке зрения, особое значение для развития личности имеет период раннего детства, поэтому С. рассматривается как процесс, хронологически совпадающий с этим периодом. Однако по другим психологическим теориям это непрерывный процесс, продолжающийся всю жизнь человека. С позиции отечественной психологии человек усваивает социальный опыт прежде всего в ходе трудовой деятельности. Именно на основании этого принято выделять дотрудовую, трудовую и послетрудовую стадии С.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
(от лат. socialis - общественный) - процесс и результат усвоения индивидом социального опыта и существующих общественных связей и отношений; может протекать как стихийно (путем подражания), так и целенаправленно при обучении и воспитании. С. индивида позволяет сохранять и передавать потомкам мировой опыт и культурные ценности общества. В необихевиоризме С. понимается как социальное научение; в нтеракционизме - как результат социального взаимодействия; в гуманистической психологии - как самоактуализация Я-концепции. По общественно-средовым сферам протекания различают первичную (внутрисемейную) С. и вторичную, реализуемую через различные институты общества. По вектору направленности С. различают: гендерную (процесс формирования мужской или женской идентичности соответственно принятым общественным нормам); этническую (усвоение национально-культурных ценностей); политическую (усвоение стандартов общественного устройства). В тоталитарном обществе С. направлена на усвоение индивидом государственной идеологии, привитие ему жертвенности во имя декларирумых догм; частная собственность не допускается или сильно ограничивается. В открытом (свободном) обществе индивид без принуждения определяет путь своей С., самостоятельно несет ответственность за свои поступки и деяния; право на творчество не ограничивается и допускается частная собственность. С. индивида в онтогенезе проходит в несколько ступеней. 1. В младенчестве С. начинается с определения соматических границ, что обусловлено достаточно устойчивыми ощущениями своего тела в отличие от ощущений, вызванных другими источниками. Сепарируется существование «Я» от «не-Я». 2. Ребенок начинает отличать человеческие существа от остального предметного мира. Это происходит не в первые же дни после рождения потому, что поведение людей, в отличие от неживых объектов, менее предсказуемо, и у ребенка это вызывает трудности предвидения. 3. К концу первого года жизни ребенок начинает различать членов своей семьи, наблюдая их в широком диапазоне бытовых ситуаций, в которых проявляются их реакции. Он постигает расхождение между их намерениями и очевидным поведением. 4. Сравнивая собственные эмоциональные реакции в тех же ситуациях, ребенок соотносит их с переживаниями других людей и начинает упредительно реагировать на их намерения. Стимулируется развитие сопереживания. 5. При достижении игрового возраста развития ребенок принимает на себя роли персонажей игры, воспринимает их как самостоятельные объекты, пытается предвидеть их возможные реакции и оценить вероятность их альтернативного поведения. Первоначально это происходит подсознательно, пока он не научится пользоваться языком и не овладеет словарем мотивов. Возникает понимание самого себя уже как объекта. 6. Включение ребенка в группу сверстников стимулирует его к принятию конвенциальных норм, существующих в этом неформальном сообществе. Дети осваивают общепринятые стандарты той группы, в которой они социализируется. 7. Происходит интериориза- ция - «принятие в себя» норм и ценностей внешней социальной деятельности группы. В последующей зрелой жизни в силу различных внешних обстоятельств возможно отчуждение человека от своего социума (см. десоциализация) или изменение его жизненных установок, норм и ценностей (см. ресоциализация).

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
англ. socialization; от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе С. человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под С. следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.
С. относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. С. предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. С. включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Понятие С. касается качеств, которые индивид приобретает в процессе С, и психологических механизмов (с этим трудно согласиться. - Прим. ред.), посредством которых достигаются желаемые изменения. Определяющее значение для процессов С. имеет общественное воспитание.
В психологии процессы С. изучаются г. о. детской и социальной психологией. В качестве источников С. индивида выступают: а) передача культуры через семейный и др. социальные институты (прежде всего, через систему образования, обучения и воспитания); б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль. На данном этапе С. индивид активно усваивает социальные нормы. Система саморегуляции формируется и развивается и процессе интериоризации социальных установок и ценностей.
Процесс С. можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. В качестве институтов С. рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и др. коллективы. Особая роль в С. индивида отводится развитию и умножению его контактов с др. людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Посредством этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. В процессе С. человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы др. людей. (Е. 3. Басина.)
Добавление ред.: В отечественной психологии критиковался взгляд на С, согласно которому ребенок рассматривается как изначально асоциальное существо, а сущность С. представляется в изживании и преодолении инстинктивной детерминации поведения, первичного стремления жить в соответствии с "принципом удовольствия" (3. Фрейд). Под влиянием психоанализа этот взгляд получил широкое распространение в зарубежной детской психологии в 1920-30-е гг.; это влияние отчетливо просматривается, напр., в ранних работах Ж. Пиаже, в его концепции детского эгоцентризма. Четкое несогласие с идеей изначальной асоциальности ребенка заявил Л. С. Выготский, который в противовес выдвинул идею изначальной социальности младенца. Поясняя и развивая ее, Д. Б. Эльконин подчеркивал, что ребенок на всем протяжении своего развития - существо социальное, т. е. член общества и связан с обществом самыми тесными узами. Вне этих связей он существовать не может. Изменяется лишь место ребенка в системе общественных отношений, характер связи с обществом.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
это эволюционный процесс, с ориентацией на итог-результат, овладения-усвоения и репродукции-воссоздания субъектом социально-индивидуально-апостериорного опыта, кот. сам субъект инкарнирует-осуществляет-продуцирует в факторах коммуникации, в индивидуально-праксио-логической деятельности-активности; феномены С. могут продуцироваться-осуществляться и в условиях-кондициях спонтанного воздействия на личность дифференциально-онтологических обстоятельств, социума, а также в кондициях-матрицах, коррелируемых с функциями адукации, воспитания, целеинтенционально-эволюционного формирования личности; термин С. был введен в социальную психологию А.Бандурой, а в совр. эпоху понятия-постулаты-принципы С. получили дифференциальные модификации, например, интеракционисты трактуют понятие С., как феномены суммаций дифференциально-социально-онтологических взаимодействий между субъектами, стор. гуманистической психологии интерпретируют С. как факторы аутоассертичности-аутоактуализации-аутовыражения, необихевиористы полагают, что матрицы-кондиции-формы С. в базально-эмпирическо-научном порядке должны быть связаны-коррелированы с условиями социально-операционального обучения-научения; дискурсукажем, что явления-мультифакторы С. полиспектральны-полиструктурны-полнмодельны и должны быть имплицированы-пулизированы-интегрированы с матрицами-моделями эксплицирующими-интерпретирующими функции контроля и регуляции индивидуально-автономного поведения и индивидуально-социального поведения субъекта в тесной связи с его статусом, эго-диспозициями. эго-ориентациями, подсоединенными-подключенными к моделям-системам социально-онтологических связей-отношений-корреляций; в макро-модель С. субъекта можно включать-подключать-аффилиацировать: матрицы-формы взаимодействия.людей в процессе коммуникации или же совместной деятельности; процессы контроля-саморегуляции, кот. конгруэнтны экстерофеноменам внешнего контроля индивидуального поведения субъекта с ориентацией на имманентную саморегуляцию-самоконтроль; трансиндукция-транспередача культурно-исторических феноменов, через онтологическо-семейные традиции-ритуалы-обряды или же социально-государственные институты, через систему адукации, воспитания, обучения; чем полиаспектнее контактирование субъекта с другими людьми, тем и эффективнее феномены кондиции его адаптации к социуму-экстеросреде-государству, тем быстрее сам субъект обогащается социально-онтологическим опытом, и т о., индивидуализируется-онтологизируется-социализируется; рационально-дискурсивное мышление субъекта способствует прагматично-приемлемо-выверенному осмыслению им самим соционорм-социоиндексов-социостереотипов-социодиспозиций-социоустановок в корреляции-констелляции со своими собственными представлениями-установкамиориентирами-диспозициями-эгозамыслами-эгопроектами, конгруэнтно-изоморфно также, стилистике-матрицам собственного подведения и поведенческих паттернов других субъектов, а также эго-ритуалам общения, обрядам-этикетам-апробациям вхождения субъекта в группы-альянсы-бомонды и когеренции-взаимосвязи-взаимодействия с членами самих групп-альянсов-бомондов-организаций; социообстоятельства-социоситуации эволюции (С.-с.э.) — модально-специфическая для индивидуально-возрастных периодов модель-система отношений-корреляций субъекта к социуму, экзистенции-бытию, кот. отражается-интерпретируется-репрезентатируется в его чувствах, эмоциях, переживаниях и результируется самим субъектом в процессе межличностной деятельности-активности с другими индивидами; Л.Выготский рассматривал феномены-явления-матрицы С.-с.э., как единицу анализа динамической эволюции ребенка, как принципы-законы, кот. дефиницируют репродукцию и трансформацию структуры личности ребенка на определенно-индивидуально-эволюционно-возрастной фазе-стадии, а сами кондиции-матрицы С.-.с.э., как считал Выготский, детерминирует стилистику бытия ребенка, его социально-онтологическую экзистенцию в процессах когда он и способен заполучать-приобретать новационные свойства-предикаты личности и психическо-психофизиологические новационные конститутивы-образования, кот. и подводят структуру личности ребенка к реконструкции-ретектонизации-реформации всей модели-структуры его сознания и подсознания, что способствует т.о., появлению новационного отношения субъекта-ребенка к миру, социуму, к другим субъектам, к самому себе, своему Эго; социальная психотерапия (С.п.) — модусно-операциональная система методов профилактическо-психотерапевтического воздействия на субъектов, с широким применением методик-разработок-трактовок психотерапии, как способов интерпретации-апробации психокоррекции-психокорригации, связанных с дифференциально-аномальными психотклонениями, психопатологиями-психоаберрациями субъектов, с целью стабилизировать феномены-матрицы-парадигмы социального поведения индивидов; модусы-приемы С.п. включают в свою модель методики-способы гипносуггестии и применения психофармакологических препаратов-средств; социопсихологическая компетентность-мудрость (С.к.-м.) — это умение-способность субъекта эмпирично-рационально-эффективно-прагматично взаимодействовать-контактировать с другими субъектами и, в базально-онтологическо-коммуникативном порядке, давать другим индивидам рационально-утилитарно-ценностно-значимые рецепты-инструкции, кот. помогут им улучшить способы общения-коммуникации с другими субъектами и оптимально-приемлемо адаптироваться-аккомодироваться к условиям-кондициям-формам социума-бытия-онтологии.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Социализация
от лат. socialis — общественный] — а) процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением; б) результат освоения индивидом того социального опыта, который передается ему в ходе совместной деятельности и общения с социальным окружением и реализуется субъектом социализации. Здесь необходимо специально обговорить, что процесс социализации протекает как в логике стихийного воздействия на индивида, так и в обстоятельствах осознанного планомерного целенаправленного воздействия на личность с целью достичь желаемого влияния. При этом второй вариант традиционно рассматривается как процесс социализации, происходящий в логике жестко целенаправленного и достаточно управляемого воспитательного воздействия. Более того, в педагогически детерминированных моделях социализации и, прежде всего, в рамках советской психологии социализация рассматривалась практически однозначно в качестве процесса личностного развития в рамках официальных и, в первую очередь, институализированных образовательных учреждений. В то же время само понятие «социализация» было введено в психологический лексикон в середине XX века в связи с работами А. Бандуры и Дж. Кольмана. Та психологическая реальность, которая описывается с помощью этого термина в рамках различных подходов, имеет своеобычное звучание — это и результат социального научения, и результат взаимодействия и общения, и результат самоактуализации и самореализации. Помимо взгляда на социализацию как на глобальный процесс социального становления и развития личности, ее вхождения в широкий социум за счет интериоризации накопленного человечеством опыта в рамках социальной психологии групп, существует и конкретная, социально-психологическая конструкция, объясняющая на уровне микросоциального взаимодействия личности и группы, каким образом осуществляется вхождение индивида в референтное для него окружение и какие этапы должна пройти личность в процессе интрагрупповой социализации. Вне зависимости от возраста индивида и социально-психологических особенностей группы его членства он поставлен, по сути дела, перед фатальной необходимостью пройти четко определенные фазы вхождения в общность, последовательно решая встающие перед ним по мере нарастания потребности быть личностью личностной задачи. На первом этапе внутригрупповой жизни индивида (эту стадию традиционно обозначают как фазу адаптации) основные его усилия направлены на усвоение господствующих в данном конкретном сообществе норм и правил, на ознакомление со специфическими для группы ценностями, на овладение теми способами и средствами активности, которыми уже владеют его новые партнеры по взаимодействию и общению. Иначе говоря, у индивида возникает в большей или меньшей степени выраженная потребность «быть таким, как все», стремление не отличаться от других, в определенном смысле раствориться в группе, чувствовать себя ее полноправным членом и ощущать признание этого факта остальными членами сообщества. В то же время решение чисто адаптационных задач на определенном этапе вступает в явное противоречие со свойственным каждой личности стремлением подчеркнуть свою индивидуальность, неповторимость, утвердиться теми своими особенностями, которые она расценивает как наиболее для себя ценные и значимые. Этот тем более важно в связи с тем, что успешная адаптация индивида в группе, достижение им цели «быть так, как все» нередко приводит к субъективно переживаемому им самим чувству некоей личностной растворенности в сообществе, к иллюзии потери своей индивидуальности. Все это на определенном этапе внутригрупповой жизни данного индивида предопределяет принципиальную смену его личностной задачи: стремление «быть таким, как все», окрашивающее весь этап адаптации, оказывается разрушенным мощной установкой на доказательство своей уникальности — на первый план выступает стремление «быть не таким, как все», что в конечном счете и является психологической сутью второго этапа вхождения личности в группу — стадии индивидуализации. Понятно, что в ситуации, когда личность оказывается способной привести свою потребность в персонализации в соответствие с готовностью группы принять лишь те личностные проявления своего нового члена, которые обеспечивают ей поступательное развитие и облегчают решение общегрупповых задач ее жизнедеятельности, вполне закономерно говорить о факте интеграции такого индивида в группе своего членства. При этом индивид оказывается в различных значимых для него сообществах на разных стадиях вхождения.
Заметим, что в силу широты и многомерности психологической реальности, охватываемой понятием «социализация», данную проблематику в той или иной степени затрагивают практически любые социально-психологические исследования. Вместе с тем с известной степенью условности можно выделить некоторые концепции, в рамках которых большое внимание уделяется именно процессу социализации. Прежде всего к ним следует отнести разработки основоположника направления, известного как символический интеракционизм, Дж. Мида.
С его точки зрения «Я» — продукт исключительно социальный, являющийся результатом взаимодействия (интеракций) с другими людьми. Более того, «решающее значение при этом принадлежит овладению системой символов (отсюда и символический интеракционизм — В. И., М. К.) и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком в ходе игры), а в дальнейшем — “обобщенного другого”»1. Дж. Мид выделил три стадии данного процесса: «Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может “помогать” родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества — это следующий важный шаг в процессе создания своего “Я” ... Третий этап по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого “другого” — близкого человека “со стороны”, олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным “другими со стороны”. Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах»2.
Стадия коллективных игр в концепции Дж. Мида во многом является ключевой с точки зрения социализации, поскольку позволяет индивиду не просто принять «правила игры», подчиняясь внешнему воздействию, но интериоризировать их как «свои» и тем самым интегрироваться в социальное сообщество. Как отмечается, «высшей стадией социализации, согласно Миду, является формирование социального рефлексивного “Я”, отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии социальный контроль “врастает” в личность и приобретает форму внутреннего самоконтроля»3.
При том, что концепция Дж. Мида предлагает достаточно последовательную и обоснованную схему социализации, она, давая ответ на вопрос как в принципе должен протекать данный процесс у абстрактного ребенка, ребенка вообще, во многом ограничена применительно к оценке и прогнозу социализации конкретного индивида в конкретном сообществе. Это связано не только с гиперцентрацией Дж. Мида и его последователей на социальных детерминантах развития личности, но и с отсутствием сколько-нибудь детальной проработки условий успешности процесса социализации, в частности, оценки качественных особенностей агентов социализации. Под последними в современной социальной психологии понимаются «институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации...»1.
Во многом ряд недостатков концепции Дж. Мида позволяет преодолеть психосоциальный подход Э. Эриксона. В логике эпигенетической концептуальной схемы, в рамках которой, напомним, онто- и социогенетическое развитие рассматриваются в неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности, механизм социализации личности представляется достаточно простым и понятным. В более или менее продуктивно функционирующем обществе создаются условия, способствующие в целом благоприятному разрешению возрастных кризисов индивида. В результате такого разрешения развиваются и оформляются элементы идентичности адекватные как внутренним потребностям развития личности, так и фундаментальным составляющим общественной традиции. Позитивное разрешение каждого кризиса индивидуального развития означает обретение индивидом специфической эго-силы, энергию которой он, в свою очередь, в процессе социального функционирования вкладывает в соответствующие институты общества, поддерживая тем самым витальность последних. При этом непосредственным каналом такого взаимного обмена на каждом этапе развития служат определенные референтные фигуры и группы. Так, на первой стадии эпигенетического цикла это материнская фигура; на второй — родительские персоны; на третьей — родительская семья в целом; на четвертой — одноклассники и соседи; на пятой — сверстники и партнеры по неформальным группам; на шестой — друзья и сексуальные партнеры; на седьмой — члены собственной семьи и коллеги по работе; на восьмой, заключительной — человечество в целом, философские и религиозные авторитеты.
Таким образом, в рамках концепции Э. Эриксона, применительно к каждой стадии развития рассматриваются агенты социализации двух уровней — базисные социальные институты и референтное окружение индивида. Качественные особенности каждого из них существенно важны не только в смысле благоприятного разрешения индивидуального кризиса развития, но и с точки зрения социализации индивида.
На определенных этапах исторического развития в каждом конкретном обществе социальные институты могут поддерживать как позитивную, так и негативную полярность разрешения соответствующих кризисов развития. В связи с этим при рассмотрении социальных систем, с точки зрения психосоциального подхода, важно понять, каково реальное смысловое наполнение, вкладываемое обществом либо уполномоченными его представителями (идеологами, пророками, законодателями и т. п.) в структуру, формализованную как тот или иной социальный институт, а также, как данное содержание отражается и преломляется в реальной социальной практике.
Другая важная проблема, без пристального рассмотрения которой представляется невозможным понять механизм развития идентичности индивида и ее взаимосвязь с обществом в процессе социализации, связана с качественными особенностями
308
референтных фигур и групп, посредством которых осуществляется взаимосвязь личность — общество. Средства и формы передачи содержания и смыслов базисных социальных институтов данного общества, а также субъективное преломление их на рефлекторном и бессознательном уровне конкретных референтных фигур или групп могут быть полностью адекватны, а могут существенно отличаться и, более того, вступать в противоречие с фактическими результатами социогенетического развития. При этом фильтрация содержания социальных институтов на уровне референтных фигур и групп может, в зависимости от особенностей последних, происходить как в сторону компенсации негативных аспектов традиции, повышения институциональной витальности ее составляющих, так и в противоположном направлении — культивировании и консервации деструктивных и инфантильных установок личности.
По-видимому, говорить о полном разрешении конфликта развития и успешной социализации конкретного индивида в конкретном обществе можно в том случае, когда направленность и выраженность реального содержания базисных социальных институтов и компонента идентичности, сформировавшаяся на соответствующей психосоциальной стадии при посредничестве референтных фигур, в целом совпадают. Если же имеет место существенное расхождение линий онто- и социогенетического развития, это ведет к внутриличностному конфликту, влекущему за собой специфические социальные последствия. В этом случае можно говорить о кризисе идентичности и десоциализации индивида.
Одним из базовых показателей успешной социализации является уровень социальной адаптации личности.
При совпадении полярностей разрешения кризиса развития на индивидуальном уровне и содержания соответствующего ему базисного института общества, высокий уровень социальной адаптации обусловлен как совпадением личностных и социальных ценностей и смыслов, так и предпочтительных типов адаптационного процесса.
Если же полярности разрешения онто- и социогенетического развития не совпадают, то уровень социальной адаптации индивида в рамках соответствующего социального института, как правило, оказывается низким в силу несовпадения личностных ценностей и смыслов содержанию традиции, а также оппозиционности типа адаптационного поведения общественным установкам и связанным с ними социальным стереотипам.
Существенно важно, что подход, разработанный Э. Эриксоном позволяет отслеживать динамику индивидуального развития и адаптационных процессов не только в детстве и юности, что характерно для абсолютного большинства теорий личности, а на протяжении всей человеческой жизни, что делает его эвристичным не только в отношении проблемы социализации, но и ресоциализации. Согласно определению Н. Смелзера, «ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. ... Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания»1. Проблема ресоциализации особенно высокоактуальна для современного российского общества в силу очевидного кризиса ценностей, высокого уровня социальной неопределенности и фактической маргинализации целого ряда крупных социальных и профессиональных групп населения.
Практический социальный психолог в рамках решения своих собственно профессиональных задач должен отслеживать как минимум два вопроса, напрямую касающиеся проблем социализации. Во-первых, он должен диагносцировать на каком этапе вхождения в группу или организацию находится тот или иной ее член. Во-вторых, он должен иметь исчерпывающую информацию о том, насколько он адекватно осознает свое реальное положение в группе членства особенно в том случае, когда эта общность является для него еще и референтной.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
312.08 кб

Экономическая социализация как психологический феномен

Анкудинова Е. В.
Конкретизируется сущность экономической социализации через рассмотрение таких категорий экономической психологии, как экономическое сознание, экономическое поведение, экономическая роль, экономико-психологическая адаптация.
Читать PDF
453.28 кб

Гендерная социализация девочек-подростков со сколиозом

Poltorakova E. B., Aleksandrova N. L., Mikhailovsky M. V., Sadovaya T. N.
Objective. To detect specific features of gender identity and factors determining this specificity in female adolescents with scoliosis. Material and Methods. We examined 50 female adolescents aged 13 to 16 years (mean age 14.
Читать PDF
154.73 кб

Семейная социализация детей «Группы риска»

Панова О. В.
Установлена сущность и характерные признаки семейной социализации, выявлена специфика семейной социализации детей «группы риска», составлена психолого-педагогическая программа по педагогическому сопровождению семейной социализации
Читать PDF
103.72 кб

Социально-гуманитарная парадигма высшего образования и культурная социализация молодежи

Тесленко Александр Николаевич
В статье акцентируется внимание на роли и значении образования как социокультурного механизма социализации личности.
Читать PDF
181.22 кб

Гендерная социализация

Курамшев А. В.
Читать PDF
206.70 кб

Политическая социализация молодежи

Ивашковская К.В.
Читать PDF
101.65 кб

Социализация детей разного пола в семье и школе

А. Ф. Филатова
Читать PDF
3.19 мб

Социализация и инкультурация личности ребенка в мордовской семье

Лобанова О. В.
Читать PDF
394.23 кб

Социализация молодежи в рамках профессионального образования

Кравченко В. И.
Читать PDF
99.73 кб

Социализация-индивидуализация как механизм формирования личности детей дошкольного возраста в услови

Пронина Анжелика Николаевна
В статье представлены результаты диагностики связей социализации-индивидуализации детей-сирот, раскрыта технология обеспечения целостности социализации-индивидуализации как механизма формирования личности дошкольников в детском до
Читать PDF
166.14 кб

Ожидаемая/неожидаемая социализация: несколько критических замечаний

Фолиева Татьяна Александровна
В последнее время в ряде работ, посвященных проблеме социализации, появился термин «ожидаемая/неожидаемая социализация».
Читать PDF
354.67 кб

Социализация детей подросткового возраста

Таппасханова Марина Алиевна, Шульга Илья Борисович
В данной статье рассматриваются причины образования подростковых групп, связанные с этим проблемы социального воспитания и методы их решения.
Читать PDF
167.01 кб

Социализация детей с задержкой психического развития

Омарова Патимат Омаровна
Выявлена специфика в социальном развитии детей с задержкой психического развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками, установлена иерархия значимости социальных отношений и параметры выбора предпочитаемого партн
Читать PDF
346.44 кб

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЭЛЕКТРОННАЯ КУЛЬТУРА

Кузнецов В. Г.
Читать PDF
49.75 кб

Профессиональная социализация при обучении студентов на военной кафедре

Будик Б. Б.

Похожие термины:

  • Гендерная социализация в образовании

    Институт образования наряду с остальными агентами социализации определяет гендерные идентичности, а в связи с этим - имеющиеся у людей возможности личного, гражданского и профессионального выбо
  • Гендерная социализация

    полоролевая социализация) - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Социальные
  • Социализация инвалидов

    Процесс накопления социально-культурного опыта, подготовки инвалидов к самостоятельной жизни в обществе, активное участие в различных видах общественно-полезной деятельности, включающий в себя
  • Социализация личности

    процессс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности.
  • Социализация младенца

    infant socialization) Термин "младенец" (infant), от латинского слова infans - "неговорящий", обычно охватывает возрастной диапазон от рождения до 2-2,5 лет. Социализация - это процесс, посредством к-рого индивидуум пр
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

    процесс включения индивида в политическую систему.
  • Полоролевая социализация

    процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Социальные психологи также используют
  • ПОЛОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

    процесс формирования мужской и женской половой принадлежности в соответствии с принятыми в данном обществе нормами.
  • ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СЕМЬЕ

    социализация, осуществляющаяся под воздействием целенаправленного семейного воспитания.
  • Маскулинная ролевая социализация

    процесс приобретения социально-ролевой модели поведения индивида мужского пола. Воздействие маскулинной ролевой социализации на агрессивное поведение мужчин изучается в контексте «модели хара
  • Социализация человека

    (от лат. socius). Термином С. ч. обозначается сложный и многосторонний процесс очеловечения человека, формирования и развития его личности исключительно под влиянием социальных факторов, действующих
  • СТИХИЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СЕМЬЕ

    социализация, осуществляющаяся под воздействием всей системы отношений в семье.
  • Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация

    Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим
  • Агенты гендерной социализации

    основные факторы гендерной социализации) - социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь. (см. Полоролевая социализация).
  • Агенты социализации

    люди, учреждения и социальные институты, при участии которых проходит социализация человека.
  • АГЕНТУРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

    общественные институты, осуществляющие социализацию (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т.п.). (Словарь, с. 10)