Ид

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Ид
id). Согласно Фрейду — примитивный, гедонистический компонент в структуре личности.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Ид
id) - согласно Фрейду, психологическая сила, обусловливающая инстинктивные потребности, влечения и импульсы.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

ИД
id) - суффикс, обозначающий отношение или сходство с чем-либо. Например: сперматида (spermatid) - стадия образования спермы.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Ид
(id) — согласно теории Фрейда, первая примитивная часть личности, хранилище базовой энергии; ид постоянно стремится к непосредственному удовлетворению потребностей.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

Ид
Id). Аспект структуры личности, все содержание которого является унаследованным; присутствует с рождения и закреплено в конституции индивидуума. Ид чувственно, иррационально и свободно от каких бы то ни было ограничений.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

ИД
ID)
Гипотетическая психическая система, заключающая в себе инстинктные влечения, то есть мотивирующие тенденции, которые функционируют, чтобы побудить психику к активному поиску удовлетворения. Ид это одно из трех подразделений психики в структурной теории, двумя другими являются Эго и Суперэго.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

Ид (оно)
в психоаналитической теории З.Фрейда подсознательное психическое формирование, которое является источником психической энергии личности, стимулируемой стремлением к удовольствию. В случае столкновения с другими психическими системами личности-эго и супер-эго - приводит к возникновению Внутриличностных конфликтов.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

ИД (ID-ОНО)
в гештальтистском понимании - одна из трех "функций" SELF, обладающего также ego-функцией (я-функцией) и personality-функцией (личность-функцией). Обычно SELF действует в режиме id в начале цикла контакта, в его фазе, называемой "forecontact" ("форконтакт", "пре-контакт"). Некоторые авторы считают, что при ассимиляции (в фазе "пост-контакт") SELF также функционирует в режиме id.

Источник: Гинзер С. Международный гештальт-лексикон

Ид (оно)
Id (it)]. Исходная биологическая суть для остальных проявлений личности. Несмотря на примитивность и неорганизованность, ид содержит в себе источник энергии для всех структур личности. Оно не изменяется под воздействием жизненного опыта и не находится в контакте с внешним миром. Его задачами являются ослабление напряжения, усиление удовольствия и уменьшение состояния дискомфорта. Содержания ид почти полностью бессознательны.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Ид
Оно», слово, использованное переводчиками работ Фрейда на английский для обозначения немецкого -Es. Самая нижняя, глубинная подструктура из трех, составляющих структуру личности, ее психического аппарата. Ид предшествует эго на пути развития; представляет собой комплекс разнообразных бессознательных побуждений, представлений, тенденций, импульсов, движущих сил, инстинктов, «...мы называем его хаосом, котлом, полным бурлящих страстей... Он полон энергии, поступающей от инстинктов, но не имеет никакой организации... а лишь стремится к удовлетворению нужд инстинктов, подчиняющихся соблюдению принципа удовольствия» (3. Фрейд).

Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

Ид
Es). Одна из трех инстанций структурной модели (понятой как интеллектуальный конструкт), которую следует понимать как своего рода внутреннее (душевное) пространство, в котором сохраняются бессознательные остаточные образы как родовой (филогенез), так и индивидуальной истории (онтогенез). К содержанию Ид принадлежит ставшее благодаря защитным мероприятиям бессознательным содержание детских, пубертатных и более поздних конфликтов, которые стали невыносимыми для сознательного переживания. Если рассматривать Ид, Эго и Суперэго в аспекте их динамики, то на передний план выходят постоянно возникающие между ними конфликтные напряжения. И Эго, и Суперэго понимаются как своего рода потомки Ид, ведут от него свое происхождение.

Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии

Ид
в системе психоанализа – примитивный животный инстинктивный элемент психики, либидозная энергия, жажда удовольствия, требующая немедленного удовлетворения – как самый глубокий компонент души, бессознательный и врожденный. Кроме чувственности, ид включает в себя агрессивность, злобность, асоциальность, алогичность.
Ср.:
Она взяла обе его руки и крепко сжимала их, глядя ему прямо в глаза. В этом взгляде было опять что-то совершенно незнакомое Ромашову – какая-то ласкающая нежность, и пристальность, и беспокойство, а еще дальше, в загадочной глубине синих зрачков, таилось что-то странное, недоступное пониманию, говорящее на самом скрытом, темном языке души… (А. Куприн, Поединок).
Ср. суперэго.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ИД (ID, ОНО)
Во фрейдистской трехсоставной модели психики, примитивный, животный, инстинктивный элемент, вместилище бушующей, либиди-нозной энергии, требующей немедленного удовлетворения. Оно считается самым глубоким компонентом души, собственно бессознательным. Полностью автономное и изолированное от окружающего мира, оно направлено на достижение собственных целей. Единственное, что им управляет, это принцип удовольствия, ид представлялось как абсолютный гедонист. Задача ограничения этой направленной только на одну цель структуры является одной из основных функций эго (или Я).
Все три компонента души в психоаналитическом представлении, конечно, являются метапсихологическими конструктами. Ид – это своего рода биологическая метафора, описательный прием. Язык многих психоаналитических авторов, однако, привел к определенной персонализации, овеществлению, что является необоснованным, неудачным и вводящим в заблуждение. Сам Фрейд высказывался очень определенно по этому поводу: понятие иддолж-но использоваться только как описательная характеристика системы действии и поведения. См.эго, суперэго.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Ид
Оно, Id) - в психоанализе - инстинкты, источник психической энергии, которая требует немедленного и прямого выхода в определенных действиях, обычно лишенных социализированных характеристик и потому отвергаемых супер-Эго. Выражение, являющееся биологической метафорой применительно к бессознательной сфере психики человека. Ид представляется «потомком бессознательного», точно также, как Эго является «потомком сознательного». Ид «содержит все, что присутствует при рождении, все, что закреплено в конституции организма и, сверх того, инстинкты, порождаемые соматической организацией и находящие здесь (в Ид) первое психическое выражение в неизвестных нам формах...Это темная, недоступная часть нашей личности; как мало нам известно о ней, мы поняли это благодаря изучению работы сновидений и строения невротических симптомов; большая часть ее носит негативный характер и может быть описана только как то, что противоположно Эго. Мы приближаемся к Ид с помощью аналогий: мы называем его хаосом, котлом, полным бурлящих страстей.Он полон энергии, поступающей от инстинктов, но не имеет никакой организации, не производит коллективной воли, а лишь стремится к удовлетворению нужд инстинктов, подчиняющихся соблюдению принципа удовольствия» (Фрейд, 1940). См. Бессознательное.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ИД
термин, используемый в психоаналитической литературе для описания бессознательного и характеристики одной из частей психического аппарата, наряду с такими его другими частями, как Эго и Супер-Эго.
   Этот термин берет свое происхождение от переведенного на английкий язык (The Id) немецкого термина (das Es), введенного З. Фрейдом в свои теоретические конструкции в работе «Я и Оно» (1923). В отечественной литературе термин «Ид» чаще всего используется при переводе на русский язык англоязычных текстов, в то время как термин «Оно» – немецкоязычных изданий. Оба термина являются взаимозаменяемыми, равнозначными, не вызывающими у аналитиков недоразумение, но способными ввести в заблуждение тех, кто не знаком с психоаналитической терминологией.
   Понятие Ид было заимствовано З. Фрейдом из переписки с немецким врачом-терапевтом Г. Гроддеком (1866–1934), опубликовавшим в начале 20-х годов такие работы, как «Искатель души» (1921) и «Книга об «Оно» (1923). Так, в апреле 1921 года в ответ на очередное послание Г. Гроддека он написал ему, что для находящегося в глубине психики бессознательного наиболее верным обозначением будет введенный немецким коллегой термин «das Es». Ранее, в конце ХIХ века это понятие использовалось немецким философом Ф. Ницше для обозначения безличного в человеке.
   Использование термина «Ид» потребовалось З. Фрейду для того, чтобы противопоставлять не бессознательное и сознательное, а взаимосвязанное Эго (Я) и отщепленное от него вытесненное. Подобное обозначение глубинного бессознательного как Ид было вызвано необходимостью, поскольку З. Фрейд обнаружил, что в самом сознании многое является бессознательным, но отличным и от предсознательно-го и от вытесненного бессознательного. Такое бессознательное в сознании было названо им «третьим бессознательным», или Супер-Эго (Сверх-Я). Подобное структурное понимание психики человека, представленное З. Фрейдом в его работе «Я и Оно», предопределило уточнение понятийного аппарата психоанализа, что и вызвало необходимость использования введенного Г. Гроддеком термина «Ид».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001