ЗАБЫВАНИЕ

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Забывание
утрата информации из памяти или невозможность ее восстановить.

Источник: Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 2001

Забывание
процесс памяти, связанный с утратой следов прежних воздействий и возможности их воспроизводить.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

забывание
всякое забывание, по Газри, связано с редуцированием старых связей в ходе образования новых. Это крайняя форма ретроактивного торможения.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

ЗАБЫВАНИЕ
свойство памяти, заключающееся в потере возможности воспроизведения ранее запомненного. 3. «разгружает» сознание от ненужных деталей или тяжелых переживаний, но нередко снижает продуктивность памяти или приводит к ее иллюзиям.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ЗАБЫВАНИЕ
процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала; утрата зафиксированных ранее в памяти зри тельных, слуховых, двигательных и др. впечатлений, знаний, навыков и т.д.

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

забывание

процесс "стирания" информации в памяти человека; сложный психофизиологический процесс, приводящий к затруднению, а иногда и к потере возможности воспроизведения ранее воспринятой информации (в некоторых случаях к неспособности узнавания). З. особо активно протекает в первые минуты после непосредственного восприятия информации.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ЗАБЫВАНИЕ
forgetting) Обычно обсуждается в разделах АМНЕЗИЯ и ПАРАПРАКСИЯ. Есть тенденция считать, что ere забывание обусловлено ВЫТЕСНЕНИЕМ, хотя мысль о том, что при идеальном здоровье мы должны помнить каждое переживание на протяжении всей жизни, как бы тривиально оно ни было, представляется невозможной apriori. Если, как утверждает биологическая теория, назначение запоминания - сделать прошлый опыт доступным для принятия решений в настоящем, то забывание лишь тогда является патологическим, когда касается фактов, имеющих отношение к настоящему.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Забывание
«Выпадение» части материала памяти. 3атруднение или отсутствие возможности воспроизведения некоторого психического содержания. 3абывание - психический процесс, противоположный запоминанию. Как правило, оно всегда относительно. Полного или абсолютного забывания не существует. 3абывание зависит от содержания забываемого материала, отношения личности к нему, организации и способа заучивания и повторения, режима труда и отдыха, состояния здоровыя и временного психического состояния людей, их возраста, типа нервной системы и др. См. Впечатывание, Запоминание.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Забывание
Категория. Мнемический процесс.
Специфика. Невозможность воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер, второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЗАБЫВАНИЕ
один из основных процессов памяти, связанный с освобождением памяти от хранящихся в ней сведений, а также с невозможностью полностью и точно вспомнить то, что было воспринято или заучено раньше. В частных, специальных значениях термин З. может означать следующее. 1. В традиционных представлениях о научении – ослабление ассоциативных связей в результате отсутствия подкрепления или вследствие процесса интерференции. 2. В психоаналитической теории З. рассматривается как результат подавления. Соответствующие факты на самом деле человеком не забываются, а вытесняются из сферы сознания, не допускаются в него из-за действия защитных механизмов. 3. В гештальт-психологии З. рассматривается как результат разрушения структур материала, хранящихся в памяти человека. 4. В современной когнитивной психологии З. трактуется как один из процессов памяти. См. гештальт-психология, интерференция, интерференция проективная, интерференция ретроактивная, научение, подавление, психоанализ, психология когнитивная, торможение.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Забывание
forgetting) З. - это потеря информации на любом этапе процесса запоминания или хранения данных в памяти. Уильям Джеймс высказал предположение, что в реальной жизни, за редким исключением, забывается большая часть того, что происходит. Сэр Фредерик Бартлетт указывал, что точных воспоминаний практ. не бывает. Герман Эббингауз в работе "О памяти" (Memory) описал 3 основных теории З.: во-первых, ранние образы маскируются и затемняются более поздними; во-вторых, сохраняющиеся образы претерпевают изменения; в-третьих, образы дробятся на части с последующей утратой отдельных компонентов вместо общего затемнения. Для оценки объема и/или скорости З. использовались различные методы измерения научения и запоминания, В качестве меры З. Эббингауз использовал количество попыток, необходимых для доучивания забытых элементов, выраженное в процентном отношении к количеству попыток, потребовавшихся для первоначального заучивания материала. Разность между этим процентным отношением и 100% была названа скоростью забывания. З. яв-ся скорее правилом, чем исключением. Теорет. разраб. породили исслед., результаты к-рых лишь отчасти объясняют этот процесс. См. также Память, Кратковременная память Н. С. Андерсон

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Забывание
Одна из общих идей психологии: утрата способности вспомнить или опознать ранее усвоенную информацию. Феномен забывания можно разделить на две широкие категории — полное забывание, когда информация фактически утрачивается, и забывание, зависящее от внешних стимулов, при котором фрагменты информации сохраняются в долговременной памяти, но остаются недоступными при попытках вспомнить ее. Вот некоторые главные объяснения феномена забывания: Помехи: воспоминания искажаются либо в результате предыдущих событий (проактивная интерференция), либо в результате последующих событий (ретроактивная интерференция). 1. Вытеснение: этот вид забывания обычно связан с мотивацией — люди неосознанно вытесняют мучительные или неосознанные воспоминания. 2. Ошибки воспроизведения: в более современных объяснениях феномена забывания подчеркивается важность различных стимулов в процессах забывания и воспоминания. Эти стимулы могут быть внутренними (например, психологическое или физиологическое состояние — стресс, алкогольное опьянение и т. д.) или контекстуальными (аспекты обстановки). Мы с большей вероятностью вспоминаем информацию, если восстанавливаем ее в том же состоянии и контексте, в каком она была получена первоначально. Это соображение крайне важно при выработке навыков обучения.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Забывание
1. процесс, имеющий следствием необратимую утрату следов памяти либо преходящую или стойкую неспособность использовать их в умственной деятельности. Имеет неоднородный характер: 1. разрушение нервных структур памяти, вызванное любым патологическим процессом (травма, интоксикация, воспаление и др.); 2. дисфункция нервных структур, являющихся пользователями памяти; 3. потеря актуальности следов памяти или психотравмирующее, неприемлемое для сознания их содержание; 4. дезорганизация внимания, способная нарушить поиск следов памяти; 5. когнитивные нарушения, в частности, разорванность мышления, блокирующей целенаправленное припоминание; 6. эмоциональный дефицит, например, апатия, при которой память пребывает в инактивном состоянии; 7. преобразование следов памяти таким образом, что они не восстанавливаются в первоначальном виде и не распознаются более как оригинал. В современном когнитивном подходе, различающем три (по другим данным, - четыре типа памяти (сенсорная, кратковременная, долговременная и буферная память), предполагается, что существуют три или четыре разных механизма забывания, вызванного дисфункцией соответствующего типа памяти; 8. в психоанализе – тенденция считать, что все забывание обусловлено вытеснением. Предполагается, что забывание лишь тогда является патологическим, когда оно касается фактов, имеющих отношение к настоящему.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Забывание
один из мнемических процессов, характеризующийся постепенным снижением возможности воспроизвести или узнать то, что было заучено. Данное явление одним из первых изучал Г. Эббингауз. В результате было установлено, что 3. наиболее интенсивно происходит сразу после окончания заучивания и во многом зависит от особенностей последнего. Так, при механическом заучивании 3. происходит намного быстрее, чем при осмысленном. Также чем больше усилий затрачивается на заучивание, тем медленнее забывается усвоенный материал. Лучше всего сохраняется осмысленная и важная информация, становящаяся в дальнейшем более обобщенной и схематичной. На процесс 3. влияют объем, характер заучиваемого материала и то, насколько последний востребован в практической деятельности человека.
В процессе экспериментальных исследований также было установлено, что 3. не означает, будто человек вообще ничего не помнит из заученного; определенная часть информации сохраняется. Более того, при определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса 3. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения могут приводить к восстановлению забытого материала. В настоящее время относительно механизмов 3. единого мнения нет.
Литература
Аткинсон Р. Ч. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.
Эббингауз Г. Смена душевных образований // Познавательные психические процессы: Хрестоматия / Сост. А. Г. Маклаков. СПб., 2002.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЗАБЫВАНИЕ
процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в Памяти материала, к невозможности воспроизвести то, что было известно из прошлого опыта. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека и в дальнейшем не играет роли в его деятельности. 3. особенно интенсивно происходит в первое время после заучивания. Эта закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается более медленно, чем, напр., последовательности цифр или бессмысленных слогов. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведет к более длительному его сохранению. Материал, связанный с потребностями, с целями действий человека, забывается медленнее, а многое из того, что имеет для субъекта особое значение, не забывается совсем. 3. не сводится только к количественному уменьшению объема заученного материала, претерпевающему в процессе сохранения и воспроизведения качественные изменения. Наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала; второстепенные детали забываются быстрее. В связи с этим сохраняемый в памяти материал приобретает со временем все более обобщенный схематический характер. 3. не всегда бывает абсолютным. Изменение функционального состояния, восстановление условий, в которых происходило запоминание, применение более эффективной стратегии воспроизведения и поиска в памяти зачастую оказываются достаточными для восстановления, казалось бы, утраченной информации. Большое значение для предотвращения 3. имеют повторение и особенно организация материала, осуществляющаяся путем его включения в системы все более богатых семантических связей.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ЗАБЫВАНИЕ
процесс памяти, приводящий к утрате четкости закрепленного в памяти материала, к уменьшению объема припоминаемого материала, к ошибкам воспроизведения, к полной невозможности припомнить, а в крайних случаях даже узнать то, что было в прошлом опыте человека. З. особенно интенсивно происходит в первое время после заучивания (опыты Г.Эббингауза). Эта закономерность является общей, хотя содержательный материал забывается более медленно. З. носит избирательный характер. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведет к более длительному сохранению. Материал, связанный с потребностями, с целями деятельности человека, забывается медленнее, а иногда совсем не забывается. З. зависит от объема запоминаемого материала: большой по объему материал забывается быстрее. Поэтому важно дозировать учебный материал, предлагаемый учащимся для запоминания. З. не сводится только к количественному уменьшению заучиваемого материала. В нем происходят качественные изменения. Наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала, детали, имеющие второстепенное значение, забываются быстрее. В связи с этим сохраняемый в памяти материал приобретает со временем все более обобщенный, схематический характер. Учитывая отрицательное действие проактивного и ретроактивного торможения, необходимо рекомендовать учащимся после подготовки каждого предмета делать небольшой перерыв, не готовить сходные предметы один за другим. З. надо предупреждать, для этого необходимы систематически проводимые повторения. В образной памяти детей 3–4 лет З. обусловлено физиологическим «законом силы», согласно к–рому реакцию определяет наиболее сильный раздражитель. Поэтому дети могут начать рассказ с яркого образа или события, не заботясь о том, что остальное содержание пропущено, и логика действий нарушена.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЗАБЫВАНИЕ
Райан обшаривает всю столовую, поднимает подушки на креслах, осматривает полки. Он забывает, где оставил ключи от машины, уже третий раз за неделю! Трейси обожает ходить в кино и знает великое множество актеров; но вот она рассказывает подруге о фильме, который посмотрела недавно, и не может вспомнить, кто играл главную роль. Дженис сменила номер своего мобильного телефона, и ей трудно его запомнить. Как бы она ни старалась, всякий раз, когда спрашивают номер ее телефона, она начинает диктовать старый. Большинство людей помнят, что делали вчера, но сколько из них с точностью вспомнят, что они делали, к примеру, 7 октября 1998 года? За исключением тех, для кого эта дата имеет особое значение, практически никто не скажет, что делал в этот день. Иногда мы забываем некоторые детали события, а иногда и все целиком. Так почему же мы забываем?
Одна из теорий забывания — теория ослабления (или неупотребления) — предполагает, что воспоминания просто стираются по мере того, как они стареют. Согласно другой теории, забывание происходит тогда, когда мы получаем новое знание и оно взаимодействует с нашими воспоминаниями или, наоборот, когда старая информация служит препятствием для получения новой. Иногда такую теорию называют теорией интерференции (вмешательства). Трудности Джейн, которая не может запомнить новый номер телефона, можно объяснить с точки зрения теории интерференции. Ранее запомнившийся номер отложился в ее памяти и мешает запомнить новый. В повседневной жизни интерференция чаще происходит тогда, когда новая информация похожа на старую. Так же можно объяснить и неспособность Трейси вспомнить имя актера. Она смотрит столько фильмов, что ее память перегружена именами и названиями, это мешает ей запомнить имя нового актера. Важно также иметь в виду, что если мы не можем что-то вспомнить в данное время, то это вовсе не значит, что информация потеряна для нас навсегда.
См. также статьи «Ложны е воспоминания», «Память», «Свидетельство очевидца», «Эпизодическая, семантическая и процедурная память».

Источник: 101 ключевая идея психологии

ЗАБЫВАНИЕ
1. Широкое значение: потеря способности вспоминать, узнавать или воспроизводить то, что было ранее усвоено. Это определение довольно прямое и отражает общее значение термина. Однако использование его в психологии имеет тенденцию обрастать различными нюансами, которые образуются из конкретных теоретических определений характера процессов, лежащих в основе забывания. В частности: 2. В традиционных подходах к научению забывание рассматривается как ослабление ассоциативной связи. Это, как предполагается, вызывается или неподкреплением или действием различныхтормозящих или интерференционных процессов. См. здесь, например, торможение, проективная интерференция, ретроактивная интерференция. 3. В психоаналитической теории забывание рассматривается как результат вытеснения. То есть считается, что воспоминания не утрачиваются, но, скорее, становятся труднодоступными для извлечения из памяти в результате действия защитных механизмов. 4. В Гештальт-теории восприятие и научение считаются основывающимися на организации связных целостных структур, забывание рассматривается как результат нарушения структурированной памяти или интерференции. Материал утрачивается или потому, что закодированная структура не восстанавливается, или потому, что она так сильно "изменена" реорганизацией, что больше не распознается как оригинал. 5. В современном когнитивном подходе утверждается существование трех типов памяти, каждый из которых имеет определенный гипотетический механизм забывания: (а) сенсорно-информационная память – очень непродолжительная, информация утрачивается в результате быстрых процессов нервного распада: (б) кратковременная память – система с ограниченным объемом, в которой материал сохраняется в результате повторения и утрачивается в результате распада следов, если повторение затруднено. В обоих этих типах забытый материал считается "ушедшим безвозвратно"; (с) долговременная память – теоретически неограниченная система памяти, содержащая все относительно хорошо закодированные и систематизированные знания. Когда информация "утрачивается" из этой памяти, обычно участвует механизм интерференции; забывание материала из долговременной памяти рассматривается, как неспособность отыскать этот материал в памяти. См. память и связанные с ней статьи.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЗАБЫВАНИЕ
активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала - потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализуется в контексте решаемых задач. Особенно интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, обретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при коих происходило запоминание, и применение особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббинхауз (1885), установивший временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит:
1) от объема запоминаемого материала;
2) от его содержания и степени его осознанности;
3) от сходства запоминаемого и интерферирующего (-> интерференция) материала;
4) от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта, и пр. Невозможность припомнить некий материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта. Согласно интерференционным теориям, забывание являет собой следствие стирания следа памяти под влиянием интерференции проактивной и ретроактивной. Согласно Р. Аткинсону, память долговременная вечна, а забывание происходит так: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря чему активизируются соответственные поисковые наборы в хранилище памяти долговременной; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) приводят к эффекту забывания. Но и эта теория уязвима, ибо не объясняет всех феноменов забывания (-> эффект края). В отечественной психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей феномены забывания, связана не с традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле слова (-> память; запоминание).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Забывание
Забывание – естественный процесс. Подобно сохранению и запоминанию, оно имеет избирательный характер. физиологическая основа забывания – торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание – их угасанием. Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней. Исследования процесса забывания выявили также одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией. Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью – кривая 1 на графике); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Лучше так: в первый день – 2-3 повторения, во второй день – 1-2 повторения, в третий-седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии. Забывание в значительной мере зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проективного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивным торможением, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий. Формы воспроизведения: * узнавание – проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта; * воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта; * припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации.  

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001

ЗАБЫВАНИЕ
англ. forgetting) - один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. С т. зр. концепций ассоциативного научения, физиологическая основа 3. - торможение нервных связей, т. е. следов памяти (см. Проактивное торможение, Ретроактивное торможение). Основная закономерность 3., установленная Г. Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. 3. зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности. 3. оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в деятельность - надежное средство борьбы с 3.
Еще со времен Эббингауза выдвигалась гипотеза о том, что 3. естественный процесс постепенного угасания (англ. decay) следов памяти. Однако этому представлению противоречил ряд экспериментально установленных фактов: 1) с течением времени иногда наблюдается не снижение, а, напротив, повышение в эффективности воспроизведения следов - реминисценция; 2) наличие ошибочных воспроизведений специфического характера; 3) отрицат. влияние на процесс воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей воспроизведение от запоминания. В связи с этим нем. психологи Г. Мюллер и А. Пильцеккер (1900) высказали предположение о том, что 3. - результат тормозящего влияния со стороны побочных интерферирующих воздействий, а не следствие постепенного угасания следов. Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти.
По 3. Фрейду, в основе 3. лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражениях. Фрейд полагает, что подобную т. зр., усматривающую в тревожащих воспоминаниях особую склонность подвергаться мотивированному забвению, следует учитывать во многих областях, напр, при оценке показаний свидетелей на суде. В народном эпосе, по мнению Фрейда, мы также сталкиваемся с подобным мотивом - стремлением вытравить воспоминания о том, что тягостно для национального чувства. Аналогичный мотив проявляется и в 3. впечатлений детства у отдельного индивида. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания вытесняются из памяти, перекликается с описанным в свое время И. П. Павловым и А. А. Ухтомским явлением запредельного торможения. Тем не менее в ряде более поздних работ, посвященных этой проблеме, не было получено однозначного результата. По мнению П. И. Зинченко, решение проблемы о связи 3. с эмоциями невозможно достичь, если изучать влияние эмоций на 3. в форме действия какой-то психической силы, оставляя в стороне изучение той деятельности, в которой и в силу которой эти чувства возникли (ее целей, задач, мотивов, конкретного содержания и результатов действий). (Т. П. Зинченко.)
Добавление: Следует подчеркнуть, что в такой сложной системе процессов, хранилищ и собственно единиц хранения, как обыкновенная человеческая память, механизмов 3. должно быть немало. Дело явно не огранивается лишь разнообразием, скажем, скоростей угасания следов в каждом из типов хранилищ. Исследования в современной когнитивной психологии поддерживают не только идею множественности хранилищ и множественности механизмов (причин и факторов) 3., но также и идею характерных для каждого из хранилищ специфических механизмов 3. Напр., в сенсорном регистре потеря информации обязана, прежде всего, быстрому угасанию следа; в долговременной памяти действуют механизмы вытеснения, интерференционного торможения и утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска (и доступа к) нужной информации; в кратковременной памяти в дополнение к угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЗАБЫВАНИЕ
это процесс, характ. потерей закрепленного когда-то в механизмах памяти объема материала, и невозможностью репродуцировать те или иные детали, микрообъекты, знаки, объекты, имеющие отношение к апостериорно-прошлому опыту; как максима, забывается, стирается из памяти то, что не приобрело или же утратило онтологическо - важное значение для человека, и уже в дальнейшем оно не может играть субстанциальную роль в его активности, аутоинтенциях, деятельности; впервые этот термин применил Г.Эббингауз в 1883 году, кот. установил временную зависимость сохранения в памяти амфиболическо-вербального материала; в дальнейшем иссл. ученых показали, что мех. забывания зависит — от самого объема запоминаемого матер., от содержания матер., от степени осознаваемости информ., матер., от аналогии запоминаемого матер., и интерферирующего-иррадиируюшего матер., кои подключены к действиям, акто-поведенческим реакциям индивида, однако невозможность вспомнить какой-либо матер., не означает, что он окончательно забыт, в основном забывается та или иная форма-модель матер., но его цченностиое содержание для самого индивида, может получать модификационно-предикативную, значимую для эмпирических ориентиров субъекта, тектонизацию-моделирование; по Р.Аткинсону (1968), долговременная память длительна-вечна, а само 3. продуцируется таким модусом — ключом где для припоминания является сам выбор апробативной информации, благодаря коей активируется конгруэнтные поисково-ассоциативные наборы сигналов в самом хранилище долговременной памяти; Андервуд и Серасо, считают, что забывание, представляет собой стирание следа памяти под влиянием проактивной и ретроактивной интерференции-иррадиации, когда, к примеру, одна ассоциативная модель-знакомодель вытесняет-стирает «неудобную-неугодную», в психоонтологическом активном порядке, другую ретроактивно-онтологическую знакомодель; заметим, что 3. особенно интенсивно происходит сразу после актов заучивания матер.; такая закономерность является целостной, хотя сам заучиваемый визуальный или вербальный матер., например, забывается медленнее, чем цифры, символы, сложный текст, бессмысленность тех ИЛИ ИНЫХ слов; важным фактором является наличие интереса у субъекта к усеваемому-запоминаемому матер., что и ведет к более длительным формам его сохранения и часто исключает механизм 3.; сам матер, имплицированный с потребностями, задачами мотивационными структурами индивида, забывается медленнее, а то что имеет для него прерогативно-субстанциональное значение не забывается совсем, закрепляется в механизмах памяти; константно-прочно-целостно сохраняется основное содержание матер., тогда как второстепенные детали забываются быстрее, т.о. сохраняемый в памяти матер., приобретаете течение времени устойчиво-обобщенный, модельно-инвариантный характер; Мюллер (1909) и ар. исследователи считали, что 3. происходит в виду того, что сами процессы запоминания матер, и психическая активность индивида интерферируют-коррелируются с уже имеющимися в мех. памяти моделе-ассоциациями, а также могут их деструктировать; др. иссл. полагают гипотетически, что сама слабость следа связана с элементарным ослаблением энграммных ассоциаций-моделей, кот. происходит в зависимости от временных рамок и психики субъекта; сторон, теории Фрейда, совр. психоаналитики рассматривают 3., как результирующий феномен функций имунно-специфических механизмов, вытесняющий из имманентных структур сознания и подсознания аберрационно-аффективные впечатления-модели-конститутивы; укажем, что трансформация функционального состояния, репродукция значимых для индивида условий, в коим происходило запоминание, поисковое воспроизведение символов, знаков, моделей, микродеталей, предметов, деталей в механизмах памяти, часто оказывается вполне достаточным для того, чтобы сгенерировать-репродуцировать утраченную, несколько стертую ту или иную информацию, информационные ассоциативы-абрисы-субмодели-модели, поэтому мех. 3. не всегда бывают константно-абсолютными; кардинальное значение для предотвращения 3. имеет инициативно-активное повторение, например, заучиваемого материала в процессе обучения-профобучения индивида, такой простой модус имеет тот значимый эффект, что сам материал лучше энграммируется-следооткладывается в интромоделях-интроассоциациях-интроструктурах сложного механизма долговременной памяти.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЗАБЫВАНИЕ
нарушение одной из психических функций, связанной со способностью человека к припоминанию, воспроизведению ранее известного.
   С самого начала возникновения психоанализа проблема забывания была в центре исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейда. Уже на подступах к психоанализу, когда он использовал катартиче-ский метод лечения истерии, перед ним стоял вопрос о разработке технических приемов, способствующих воспоминанию пациентами того, что было ими забыто. В совместно с Й. Брейером написанной работе «Исследования истерии» (1895) З. Фрейд высказал мысль о том, что у больных имеются такие забытые представления, которые вытеснены из сознания и из воспоминания. «Незнание» истериков было, по его мнению, «сознательным нежеланием знать», и задача терапевта состояла в том, чтобы с помощью психической работы преодолеть это нежелание пациента и добиться воспоминания им забытого.
   Два года спустя после введения З. Фрейдом в обиход термина «психоанализ» им была опубликована статья «О психическом механизме забывания» (1898), в которой была предпринята попытка психологического объяснения распространенного явления – временного забывания собственных имен. Поводом для исследования данного явления стал собственный опыт З. Фрейда, когда, обладая прекрасной памятью и способностью дословно воспроизводить ранее почерпнутую из различных источников информацию, он неожиданно для себя столкнулся с тем, что однажды, несмотря на все свои старания, никак не мог вспомнить фамилию известного ему итальянского художника Синьорелли, хотя у него и было зрительное воспоминание о расписанных им фресках в соборе города Орвието. Попытка психологического объяснения столь странного для него забывания привела к осуществлению масштабного исследования различных ошибочных действий, что нашло свое отражение в его работе «Психопатология обыденной жизни» (1901).
   З. Фрейда заинтересовало то обстоятельство, что наряду с забыванием фамилии итальянского художника у него наблюдалось неверное припоминание, когда вместе Синьорелли ему в голову упрямо приходили замещающие фамилии Боттичелли и Больтраффио. Подобная странность, связанная с забыванием и неверным припоминанием, вызвала у него исследовательский интерес к выявлению того, как, почему, благодаря каким влияниям и путем каких ассоциаций воспроизведение фамилии художника претерпело определенного рода смещение. В результате осуществленного анализа он пришел к таким выводам: сопровождающееся неверным припоминанием забывание не является актом психического произвола, а совершается в рамках закономерного протекания психических процессов, поддающихся научному объяснению; забывание и неверное припоминание – это психические акты, мотивированные вытеснением из сознания неприятных воспоминаний; за неспособностью вспомнить ранее известное стоит нежелание помнить об этом; если возникают замещающие представления (неправильное припоминание), то они выступают в качестве своеобразного компромисса, свидетельствующего о том, что намерение позабыть нечто «не увенчалось ни полным успехом, ни полным неуспехом».
   В работе «Психопатология обыденной жизни» З. Фрейд подвергнул анализу многочисленные примеры забывания имен, иностранных слов, словосочетаний. На основе анализа ему удалось установить, что одним из механизмов забывания является нарушение хода мысли силою внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного. Забытое или искаженное слово (словосочетание) «соединяется ассоциативным путем с известным бессознательным представлением, от которого и исходит действие, выраженное в форме забывания».
   При рассмотрении явления забывания З. Фрейд обратил внимание на инфантильную амнезию, то есть утрату воспоминаний человека о первых годах его жизни. Казалось бы, уже в раннем детстве ребенок достигает такого высокого уровня развития памяти, в результате которого он должен был бы сохранять в памяти на долгие годы особенно важные душевные события своей жизни. С помощью психоанализа удалось установить, что забытые переживания детства не только не исчезают бесследно, но, напротив, оказывают существенное влияние на последующую жизнь человека. И тем не менее именно наиболее значимые события детства забываются человеком. В ранних воспоминаниях детства нередко сохраняются безразличные, второстепенные детали, в то время как важные впечатления того времени часто не оставляют в памяти взрослых никакого следа. Размышляя над подобным обстоятельством, З. Фрейд предположил, что возможно «именно забывание детских переживаний и дает нам ключ к пониманию тех амнезий, которые, как показывают новейшие данные, лежат в основе образования всех невротических симптомов».
   Изучение сновидений и невротических заболеваний показало, что в памяти человека может всплывать то, что считалось давно позабытым. Это делало забывание более таинственным феноменом, чем можно было предположить, исходя из рассмотрения забывания имен, слов, словосочетаний. Поэтому, стремясь дать психоаналитическую разгадку забывания как такового, З. Фрейд обратился к анализу забывания того, что знаешь (забывание впечатлений и переживаний) и неисполнения чего-то (забывание намерений). В результате осуществленного на конкретных примерах анализа этих видов забывания он пришел к мысли, что во всех случаях в основе забывания лежит связанный с неудовлетворением мотив неохоты, нежелания. Дальнейший анализ этого феномена привел к выдвижению им следующих положений: склонность к забыванию неприятного имеет всеобщий характер, несмотря на то, что не все имеют одинаковую способность к этому; многое забывается по причинам, лежащим в нем самом; забывание чего-нибудь никогда не бывает случайным; забывание связано со стремлением человека к защите от представлений, способных вызвать у него ощущение неудовольствия; намерения забываются тогда, когда против них восстают «темные» мотивы (жадность, обида, пренебрежение к другим людям и другие) и когда имеет место столкновение условного долга с внутренней оценкой, в которой человек не признается сам себе.
   Психоаналитическое исследование различных случаев забывания позволило З. Фрейду сделать общий вывод, согласно которому приводящее к забыванию нарушение психической функции является мотивированным, обусловленным скрытыми от сознания мотивами. Психоанализ прокладывает путь к познанию бессознательной мотивировки забывания и тем самым дает возможность понимания того, почему и в силу каких причин произошло забывание. При этом не следует, как считал З. Фрейд, упускать из виду, что «не все то забыто, что мы считает забытым».
   Исходя из такого рассмотрения забытого, задачей используемой при лечении невротических заболеваний психоаналитической терапии является устранение амнезии пациента. Словом, задача психоаналитической терапии состоит в восполнении пробелов в воспоминаниях пациента, возвращении в сознание забытых им переживаний с целью последующего сознательного разрешения тех внутрипсихических конфликтов, предшествующее бессознательное разрешение которых достигалось путем вытеснения, забывания неприятного, этически неприемлемого и социально неодобряемого, что в конечном счете и предопределило «бегство в болезнь».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
850.16 кб

Забывание: проблема наличия следа памяти, его доступности и намеренного контроля

Нуркова Вероника Валерьевна, Гофман Алёна Алексеевна
В статье проводится анализ забывания как базового и преимущественно продуктивного мнемического процесса. Дифференцируются задачи постоянного и временного забывания зафиксированного в долговременной декларативной памяти материала.
Читать PDF
1.02 мб

Забывание: проблема наличия следа памяти, его доступности и намеренного контроля. Часть 2

Нуркова Вероника Валерьевна, Гофман Алёна Алексеевна
В статье проводится анализ забывания как базового и преимущественно продуктивного мнемического процесса. Дифференцируются задачи постоянного и временного забывания зафиксированного в долговременной декларативной памяти материала.
Читать PDF
13.50 мб

НАМЕРЕННОЕ ЗАБЫВАНИЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Нуркова Вероника Валерьевна, Гофман Алёна Алексеевна
Актуальность (контекст) тематики статьи. Классическая психология долгое время рассматривала забывание как негативный процесс сбоя запоминания и извлечения, а не как отдельный психический процесс, имеющий собственную специфику.
Читать PDF
623.30 кб

Память и забывание в репрезентации территорий в интернет-СМИ

Душакова Ирина Сергеевна
Рассмотрена репрезентация территорий в текстах культурной тематики СМИ.
Читать PDF
476.02 кб

Забывание и память в структуре личного тождества

Шевцов Константин Павлович
В статье анализируется роль памяти и забвения в формировании идентичности.
Читать PDF
331.52 кб

Психолингвистические методы исследования забывания (на материале учебного двуязычия)

Забелина Н. А.
статья рассматривает возможность использования психолингвистических методов для исследования механизмов забывания на материале учебного двуязычия.
Читать PDF
465.52 кб

Факторы, влияющие на процессы запоминания и забывания учебного материала при изучении русского языка

Гаврюшенко Т.В.
В данной статье рассматриваются особенности и закономерности процессов запоминания и забывания учебного материала. Анализируются психологические и лингвистические трудности, возникающие в процессе учебной деятельности.
Читать PDF
213.91 кб

Феномен забывания и диалог культур в глобализирующемся социуме: Российский опыт

Аникин Даниил Александрович
Статья посвящена феномену забывания как неотъемлемому элементу диалога культур в глобализирующемся мире.
Читать PDF
312.12 кб

Компьютерная модель обучения с изменяющимся коэффициентом забывания

Майер Роберт Валерьевич
При компьютерном моделировании процесса обучения обычно предполагается, что все элементы учебного материала забываются с одинаковой скоростью.
Читать PDF
272.65 кб

Об одном алгоритме адаптивного обучения на основе кривой забывания

Кречетов Иван Анатольевич, Кручинин Владимир Викторович
Предлагается алгоритм, основанный на принципах итеративного обучения и модульного представлении информации.

Похожие термины:

  • ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЕ ЗАБЫВАНИЕ

    лат. intensio - напряжение, усилие) – 1. забывание посредством следования соответствующей инструкции или прилагаемого для этого собственного активного усилия (например, путем избегания соответствующ
  • Мотивированное забывание

    Неспособность вспомнить определенные события в результате их вытеснения (см. Забывание). Согласно теории Фрейда, некоторые воспоминания обладают настолько высоким потенциалом тревожности, что и
  • Забывание намерений

    Forgotten intentions). Сфера исследования, для описания которой использовались характеристики психологической теории поля. Эксперименты студентки Курта Левина Г. В. Биренбаум показали, что намерение что-т
  • Забывание в старости

    late-life forgetting) В обыденной психологии широко распространено мнение, что снижение мнемической функции свидетельствует о начале болезни Альцгеймера или сенильности. Ранняя диагностика, наряду с тера
  • ЗАБЫВАНИЕ СИТУАТИВНОЕ (СИТУАЦИОННОЕ)

    забывание материала в определенной ситуации или особенное влияние некоторой ситуации на процесс забывания материала. См. воспроизведение ситуативное (ситуационное).
  • кривая забывания Эббингауза

    график зависимости забывания логически однородной информации с момента ее полного усвоения. Кривая забывания Эббингауза
  • Интерференционная теория забывания

    Теория, согласно которой мы забываем что-либо вследствие «интерференции» или наложения на информацию, которую нам нужно вспомнить, другого материала, изученного раньше или позже.
  • КРИВАЯ ЗАБЫВАНИЯ

    график, демонстрирующий динамику процесса забывания запомненного материала со временем, без последующего (повторного) его доучивания или повторения. См. Эббингауза кривая.
  • ЗАБЫВАНИЯ ЗАКОН

    закон, в соответствии с которым происходит процесс постепенного забывания бессмысленного, механически заученного материала (при отсутствии его повторения или повторного восстановления в памяти